Влияние цифровизации экономики на сохранение занятости и готовность работающего населения к опережающему обучению
Забелина О.В.1, Мальцева А.В.2, Мирзабалаева Ф.И.3
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2019)
Цитировать:
Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Влияние цифровизации экономики на сохранение занятости и готовность работающего населения к опережающему обучению // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 6. – С. 1235-1252. – doi: 10.18334/ce.13.6.40726.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38509109
Цитирований: 4 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В стремительно меняющемся мире вопрос о наращивании работниками профессиональных, цифровых, инновационных навыков, переквалификации для получения новой профессии становится остро актуальным, поскольку это является условием сохранения занятости. Система непрерывного профессионального образования является важной составляющей мировой образовательной системы, образования «через всю жизнь», основой опережающего развития. Накопленный международный опыт свидетельствует о наличии серьезных проблем и оригинальных решений, позволяющих выстроить индивидуальные образовательные маршруты для различных категорий населения: пожилых, женщин с детьми, людей с ограниченными возможностями, и т.д. Обобщение и адаптация данного опыта к российской практике может послужить стимулом к развитию опережающего обучения работников в профессиональных областях, наиболее подверженных влиянию новых технологий.
Важной характеристикой современности становятся установки на НО, способствующие экономической и социальной модернизации российского общества. В данной статье авторы сделали особый акцент на изучении установок на обучение, в т.ч. получение новой профессии, работниками, осознающими возможность исчезновения своей профессии (специальности) или сокращения рабочих мест в своей профессиональной области под влиянием цифровизации экономики. Эмпирические данные, использованные авторами, получены в результате совместного исследования, проведенного в июне-ноябре 2018 года ВНИИ труда Минтруда России и Санкт-Петербургским государственным университетом. В рамках исследования был проведен Всероссийский опрос работающего населения, цель которого состояла в изучении социальных установок и диспозиций занятого населения Российской Федерации в отношении труда и профессиональной деятельности, в частности, установок в отношении возможной трансформации своей профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики (Всероссийский телефонный опрос «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки». Научный руководитель проекта - д-р. социол. наук., доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Мальцева; научный консультант проекта - д-р эконом. наук, профессор, начальник лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений ВНИИ труда Минтруда России О.В. Забелина).
Ключевые слова: занятость, опережающее обучение, «цифровые навыки», непрерывное профессиональное образование, работающее население
JEL-классификация: J21, I29, I21, J29
Источники:
2. Дусь Т.Э. Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (работодатели) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2(115). – С. 46-53.
3. Золотарева Н.М., Рябко Т.В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 7-11. – doi: 10.14529/ped160201 .
4. Ключарев Г.А., Шереги Ф.Э., Чурсина А.В. Об эффективности непрерывного образования в наукоемких производствах // Вестник Института социологии. – 2016. – № 4(19). – С. 75-93. – doi: 10.19181/vis.2016.19.4.430 .
5. Котлярова И.О., Найданова Ю.В. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования: обзор // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 6-26. – doi: 10.14529/ped170201 .
6. Крошилин С.В., Медведева Е.И. Новые формы обучения на основе информационно-коммуникационных технологий: реализация неформального и информального образования в России // Проблемы развития территории. – 2016. – № 6(86). – С. 94-111.
7. Медведева Е.И., Крошилин С.В., Вехова Е.Л. Результаты мониторингового исследования молодого поколения в аспекте развития человеческого потенциала в регионе // Проблемы развития территории. – 2016. – № 5(85). – С. 123-135.
8. Разумова Т.О., Алиева П.Р., Мирзабалаева Ф.И. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 5. – С. 637-685. – doi: 10.12731/2218-7405-2015-5-55 .
9. Римашевская Н.М., Доброхлеб В.Г. Непрерывное образование- основа устойчивого развития // Народонаселение. – 2017. – № 2(76). – С. 42-50.
10. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Преодоление психологических барьеров в процессе профессионального развития личности: возможности непрерывного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 1. – С. 18-23.
11. Шефиева Э.Ш., Бессарабова О.Н. Квалификационные требования к выпускникам технических университетов и профессиональные стандарты в зарубежных странах (США и Сингапур) // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 8. – С. 75-78.
12. Becker Rolf // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2019. – № 4. – url: https://ervet-journal.springeropen.com/track/pdf/10.1186/s40461-019-0079-x.
IDT and TUM, Skills for Digital Transformation: Research Report 2017. Based on responses from 116 business leaders in 18 countries. Sap.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sap.com/documents/2017/07/06d6b369-c57c-0010-82c7-eda71af511fa.html ( дата обращения: 24.02.2019 ).
Managing tomorrow's digital skills - what conclusions can we draw from international comparative indicators?. Unesco. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skillsforemployment.org/KSP/en/KnowledgeProducts/Researchpapersandsyntheses/index.htm ( дата обращения: 24.02.2019 ).
Skills for a Digital Life. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/els/emp/Skills-for-a-Digital-World.pdf ( дата обращения: 24.02.2019 ).
Страница обновлена: 03.08.2024 в 14:52:06