Формирование трудового потенциала сельской территории в муниципальной системе образования

Шобонов Н.А.1, Соменкова Н.С.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономика труда
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Шобонов Н.А., Соменкова Н.С. Формирование трудового потенциала сельской территории в муниципальной системе образования // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 517-532. – doi: 10.18334/et.9.2.114235.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159537

Аннотация:
В статье обоснована актуальность исследований по формированию трудового потенциала сельской территории. Выявлены основные тенденции развития муниципальных систем образования сельских территорий, среди которых основными являются цифровизация школ, повышение социальной составляющей образования, поиск механизмов формирования комфортной среды для школьников в сельском социуме. Представлены результаты исследования степени удовлетворенности обучающихся, родителей и работодателей сформированными в сельской школе социальными качествами, уровнем теоретических знаний, умений и навыков. Отмечены проблемы обеспечения трудового воспитания в сельских школах. Проведен анализ опыта организации взаимодействия образования, науки и производства для формирования трудового потенциала сельских территорий Нижегородской области. Результатом исследования является разработка направлений совершенствования управления муниципальным образовательным комплексом для формирования трудового потенциала сельской территории.

Ключевые слова: трудовой потенциал, трудовые ресурсы, образовательная система, сельская территория, сельская школа

JEL-классификация: J21, J24, I24, I25



Введение

В настоящее время проблема формирования трудового потенциала сельской территории является актуальной задачей государства, что обусловлено ухудшением демографической и трудоресурсной ситуации в большинстве регионов РФ. Предпринимаемые органами государственной власти меры поддержки развития села и повышения качества жизни сельских жителей не смогли в целом переломить негативную ситуацию с воспроизводством трудовых ресурсов. По данным на 2020 год, более 37 млн сельских жителей РФ (это более 25% всего населения РФ) нуждаются в значительном улучшении качества жизни [1]. Дальнейшее сохранение деструктивных процессов в воспроизводстве трудового потенциала сельских территорий ставит под угрозу обеспечение устойчивого развития села.

Изучение вопроса формирования трудового потенциала сельской территории нашло достаточное отражение в работах российских авторов.

Вопросам изучения формирования и развития трудового потенциала территории посвящены научные исследования А.Р. Байчеровой, А.Р. Лыфарь, Д.Л. Шхагошевой [2] (Baycherova, Lyfar, Shkhagosheva, 2021), О.В Забелиной, А.В. Майоровой, Е.А. Матвеевой [3] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2019), М.Я. Кобуловой [4] (Kobulova, 2021), В.К. Култашова [5] (Kultashov, 2020), Н.Н. Минаева, Е.А. Жаровой [6] (Minaev, Zharova, 2021), Е.Я. Пастуховой, Е.А. Морозовой, А.В. Мухачевой [7] (Pastukhova, Morozova, Mukhacheva, 2020), В.Ф. Потуданской, Н.В. Боровских и Е.А. Кипервар [8] (Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2019), Ю.В. Ромашкиной [9] (Romashkina, 2021), А.С. Шевякина [10] (Shevyakin, 2021) и других авторов. Проблемы трудового воспитания в сельских школах исследованы в работах А.М. Кушнир, А.Б. Вифлеемского [11] (Kushnir, Vifleemskiy, 2018), С.Н. Ляпах, Л.А. Филимонюк [12] (Lyapakh, Filimonyuk, 2016), Н.А. Шобонова [13] (Shobonov, 2020).

При этом недостаточно изученными остаются вопросы формирования трудового потенциала сельской территории на основе совершенствования управления муниципальным образовательным комплексом.

В связи с этим возрастает актуальность и практическое значение разработки направлений совершенствования управления муниципальным образовательным комплексом для формирования трудового потенциала сельской территории.

Целью статьи является исследование концептуальных основ формирования трудового потенциала сельской территории в муниципальной системе образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы роль и особенности муниципального образовательного комплекса в воспроизводстве трудовых ресурсов сельской территории, разработаны направления совершенствования управления муниципальным образовательным комплексом для формирования трудового потенциала сельской территории.

Гипотеза исследования предполагает наличие зависимости развития сельских территорий от эффективной работы сельской школы по трудовому воспитанию обучающихся.

В качестве методической базы исследования использовались социологические методы исследования, системный, логико-структурный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужила официальная статистическая информация Федеральной службы государственной статистики.

Стратегические приоритеты развития сельской территории

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики РФ является создание условий для устойчивого развития сельских территорий. За последние двадцать пять лет неутешительными результатами изменения пространственной организации России стали ее заметное сжатие, фрагментация и чрезмерная поляризация экономического пространства. Сельская Россия характеризуется огромными различиями между пригородом и периферией, русскими и нерусскими районами, северными и южными регионами и т.д., и не может быть единой модели развития для таких территорий. Тот факт, что развитие сельских территорий страны происходит крайне неравномерно, признается и на государственном уровне.

В 2020 г. по сравнению с 2000 г. численность сельского населения РФ сократилась более чем на 2 млн чел. и составила 36,98 млн чел. [1]. Показатель ожидаемой продолжительности жизни среди селян составляет 69,2 года, что на 1 год ниже, чем у городского жителя (71,3 года). По всей стране практически повсеместно и неуклонно идет процесс миграционного оттока населения из сельской местности в крупные города (1342,9 тыс. чел. в 2019 году; 1173,9 тыс. чел. в 2020 году), происходит так называемый отрицательный социальный отбор [1].

Представленные негативные процессы идут на фоне депопуляции сельских территорий и малых городов, сокращается общее количество населенных пунктов, в том числе ввиду их ликвидации в связи с отсутствием жителей: из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12% не имеют постоянного населения; около 60% населенных пунктов имеют население менее 200 чел.; лишь 2% поселений обладают численностью жителей более 2000 чел. [1].

Глобализация и информация усиливают эти процессы, главным фактором оттока молодежных трудовых ресурсов из села стала и экономика, и несоответствие сельской социальной среды запросам молодежи.

До недавнего прошлого в РФ работа по развитию села проводилась в формате приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг., утвержденную Постановлением Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012 года (с последующими изм.) [14]. В данной программе имелось важное направление (подпрограмма) «Устойчивое развитие сельских территорий», где основным мероприятием являлось «Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами».

Однако с 1 января 2018 года акт утратил силу, и в рамках перевода государственных программ на механизмы проектного управления федеральная целевая программа была интегрирована в состав специальной государственной программы развития сельского хозяйства государственной программы. Ее структура приобрела вид четырех ведомственных проектов. Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696.

В начале 2015 года Правительством РФ был утвержден важный нормативно-правовой акт стратегического планирования национального уровня – «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», целью которой стало формирование единой политики по отношению к сельским территориям на долгосрочный период. Основной идеей Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ является создание условий для стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни. Миссия акта должна быть обеспечена региональной диверсифицированной политикой развития села, основанной на скоординированных действиях различных министерств и ведомств [15].

Принимаемые в России государственные меры позволили повысить качество жизни на селе. Однако сегодня необходим комплексный подход к решению вопросов социально-экономического развития сельских территорий России в виде сбалансированной межведомственной программы по их развитию.

Такую программу разработало Правительство РФ по поручению Президента России в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации, принятой распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р. Новая программа соответствует ее задачам и является одним из инструментов решения обозначенных в Стратегии пространственного развития РФ проблем. Предварительный объем государственного финансирования для решения поставленных задач на период до 2025 года оценивается в 200 млрд руб. ежегодных вложений.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации определила инструменты реализации приоритетов, целей и задач регионального развития страны. В этом важнейшем документе национального стратегического планирования, сочетающем в себе подходы стратегического и тактического территориального регулирования, разработаны предложения по совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетные направления размещения ее производительных сил. Цель Стратегии пространственного развития РФ – обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и качества жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

Несмотря на определенные меры государства по повышению качества жизни на селе, процесс миграции сельского населения в городскую местность продолжается.

Доля занятых в основных отраслях сельской экономики (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство) сокращается. Результаты интервьюирования и анкетирования сельских жителей показывают, что даже при упадке местных сельхозпредприятий частное хозяйство не развивается. По всей видимости, трудовой потенциал сельской территории качественно деградирует.

Следовательно, устойчивое развитие сельских территорий невозможно без диверсификации сельской экономики, без поощрения гражданских инициатив, без развития сельского муниципального образовательного комплекса и, конечно, без грамотной, четкой политики органов власти, в том числе органов местного самоуправления по вопросам формирования, оценки, воспроизводства, развития и эффективности использования трудового потенциала территории.

Сельская школа – базовое звено формирования трудового потенциала сельских территорий муниципального образования

Трудовые ресурсы села, их количественная и качественная составляющие меняются под воздействием информационно-технологической революции в условиях конкуренции на рынке труда, взаимодействия образования, науки и производства, тем самым совершенствуется структура трудовых ресурсов, повышается уровень квалификации работников.

Под качеством трудовых ресурсов следует понимать совокупность существенных характеристик работников, выражающих специфику и определенность в трудовой и повседневной деятельности.

В современном мире процесс более частой смены человеком вида работы предполагает смену профессий, переход к качественно новому способу функционирования и развития трудовых ресурсов сельских поселений, к совершенно иным стандартам исследования и учета возможностей, трудового потенциала человека.

В исследованиях российских ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) система компонентов трудового потенциала представляется в виде «дерева» свойств, вершиной которого является наиболее общее свойство – социальная дееспособность. Социальная дееспособность – интегральный показатель качества трудового потенциала.

В основе его структуры лежит концепция качественных характеристик населения, разработанная специалистами ИСЭПН.

Компонентами первого уровня служат качественные характеристики, подлежащие непосредственному измерению:

· физическое здоровье;

· психическое здоровье;

· когнитивный (образовательно-квалификационный) потенциал;

· творческие способности (креативность);

· коммуникабельность;

· культурный уровень;

· нравственный уровень;

· потребность в достижении (социальные притязания), т. е. стремление человека занять определенное место в социальной структуре общества.

Качества второго уровня:

· психофизиологический потенциал (его составляющие – физическое и психическое здоровье);

· интеллектуальный потенциал (уровень общих и профессиональных знаний, а также творческие способности);

· коммуникативный потенциал (коммуникабельность и культурный уровень);

· социальная активность (нравственность и социальные притязания).

Качества третьего уровня:

· энергетический потенциал, или функциональные возможности работника (его составляющие – психофизиологический и интеллектуальный потенциалы);

· социально-психологический потенциал, или способность человека воздействовать на социальные условия своей деятельности (его составляющие – коммуникативный потенциал и социальная активность).

Четвертый уровень – социальная дееспособность. Ее составляющие – энергетический и социально-психологический потенциалы человека.

В современных условиях ускорения научно-технического прогресса и увеличения сложности современных технологий взаимосвязь между средним общим образованием и дальнейшим формированием трудового потенциала не оспаривается ни педагогическими, ни экономическими, ни техническими науками. Однако связь между уровнем образования на селе, ростом трудового потенциала того или иного экономического района и, тем более, их взаимным влиянием на социально-экономическое развитие территории в лице конкретных сельских муниципальных образований РФ изучены недостаточно и содержат особый, специфический пробел в виде отсутствия системного отражения трудового воспитания.

В сегодняшней России управление формированием и развитием трудового потенциала на уровне сельского муниципального района осуществляется непосредственно районными отделами управления образованием, труда и социального развития.

Из недостатков в практике работы органов местного самоуправления отметим, что муниципалитеты управляют в основном количественной стороной трудового потенциала района. Отметим, что в практике работы муниципалитетов крайне редко используются методы оценки трудового потенциала сельского муниципального района. Также управление качественной стороной трудового потенциала муниципального района касается лишь регулирования профессионально-квалификационной структуры занятости, но почти повсеместно не ведется учет характеристик творческого потенциала работников, их социальной активности и способности к сотрудничеству.

Государство пытается обозначить приоритеты в развитии сельского образования, обозначить его место и роль в системном развитии сельских территорий. Совершенно понятно, что устойчивое развитие сельских территорий зависит от качества человеческого капитала жителей села, следовательно, и от эффективной деятельности муниципальной системы образования в комплексной программе формирования и развития трудовых ресурсов для села.

Мощный социальный механизм устойчивого развития сельских территорий и эффективное решение новых задач сельской общеобразовательной организации (школы) – это «стороны одной медали», т.е. стратегии пространственно-территориального развития нашей страны. Сельская школа, по нашему мнению, является первым звеном в процессе формирования сельских трудовых ресурсов.

Оценка качества результатов обучения и воспитания предполагает, на наш взгляд, рассмотрение и вопроса о выполнении муниципальной сферой образования в целом возложенного на нее социального заказа (совокупность потребностей заказчиков в образовательных услугах), который является одним из условий формирования трудовых ресурсов.

В ходе проведенного исследования определена степень удовлетворенности сельской школой выпускников, родителей и работодателей по следующим показателям: социальные качества выпускника, здоровье, уровень теоретических знаний, практическое применение знаний. Это качественная характеристика молодежных трудовых ресурсов.

С этой целью в 2021 году нами был проведен опрос 150 человек из числа выпускников сельских школ Сосновского муниципального района Нижегородской области, их родителей и работодателей. Исследование проводилось с использованием анкетного опроса.

В результате опроса было выяснено, что в значительной степени удовлетворен потребительский спрос учащихся на теоретические знания. Другие же составляющие деятельности сельской школы, призванной обеспечить формирование социально-адаптированной личности выпускника, не удовлетворены. Школа, по мнению учащихся, обеспечивает спрос только на средний уровень потребностей в социальной компоненте образовательной услуги. В частности, учащиеся выражают повышенную готовность овладеть умениями выстраивать отношения в коллективе, навыками коммуникации, самоорганизации, осознанию сделать выбор будущей профессии. Но такие качества как настойчивость и умение управлять собственной карьерой не являются приоритетными для сельских школьников.

Родители выпускников в отличие от учащихся имеют несколько другой уровень запросов к различным компонентам образовательной услуги. Запрос родителей выше предложения школы на высокий уровень теоретических знаний и навыков и умений применять их на практике. Высок спрос родителей на формирование уровня социальных качеств (особенно позволяющих сделать осознанный выбор будущей профессии).

Спрос работодателей на высокий уровень практической подготовки и социальные качества выпускников удовлетворен школой не в полной мере. Интересно, что работодатели не предъявляют завышенных требований к качеству общеобразовательной подготовки. В этой части их спрос практически покрывается предложением школы. Позиции работодателей и родителей по отношению к тому, как школа формирует у учащихся умения вести здоровый образ жизни совпадают. В основном ими запрошен средний уровень этих качеств, и он почти удовлетворен работой школы.

Муниципальные служащие не удовлетворены уровнем обеспечения качества общеобразовательной теоретической и практической подготовки, формированием социально активной личности учащихся.

Процесс формирования трудового потенциала сельской молодежи, воспроизводства трудовых ресурсов связан с процессами воспитания, образования, формирования разнообразных профессиональных и творческих способностей, с созданием необходимых условий для эффективного применения приобретенных качеств в различных сферах деятельности.

В прямой зависимости от результатов образовательной деятельности сельской школы, являющейся зачастую единственным интеллектуально-культурным центром села, находится решение важнейших вопросов по развитию сельских территорий. Модернизация образования на селе, проведенная в большей степени как оптимизация, нацеленная на экономический эффект, не учитывала социокультурные особенности сельских территорий, а именно социокультурная модернизация могла бы стать важным условием формирования трудовых ресурсов в сельской местности, а следовательно, и важнейшим фактором реформирования его аграрного сектора.

Сегодня система образования на селе не может ориентироваться только на ее внутренние проблемы, а должна отвечать на вызовы развития страны, обеспечивать вклад в ускорение экономического роста, технологическую модернизацию, глобальное позиционирование и социальную устойчивость.

Внедрение цифровых технологий требует создания современных условий для формирования трудового потенциала села. В связи с этим, сельские школы активно применяют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

Понятно, что образование не может менять экономическое и социальное устройство государства, его организацию и стратегию. Образование транслирует опыт. Но при смене экономических и социальных принципов жизни страны взоры устремляются на образование, поскольку от его оперативности и квалификации зависит судьба изменений. Поэтому сегодня необходимо актуализировать процессы воспитания ответственности, самостоятельности, трудолюбия. Необходимость функционировать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий требует безусловной самостоятельности индивида. Это может быть обеспечено умением видеть проблему, превращать ее в набор задач и создавать технологии, способы их решения, принимать решения и владеть информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).

Было принято считать, что от системы трудового воспитания как части общего образования зависит создание трудового потенциала для функционирования экономики сельской территории.

В общественном сознании все более утверждается точка зрения, что люди с ориентацией на трудовую деятельность были успешны в прошлом, когда нравственная ценность труда была очевидна и связь между качеством жизни человека с его трудом не оспаривалась. Трудовая деятельность, в том числе сельских школьников, была, как бы, под благотворным влиянием общественного морально-трудового климата. Сегодня, когда трудовая этика подорвана, якобы нужно искать новый культурный образец, но это уже не связано с идеалом труженика.

Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что профессиональные и жизненные интересы сельских школьников в значительной степени не связаны с жизнью и работой в сельской местности.

Опыт советской школы трудового воспитания (организация общественно-полезного и производительного труда; различные формы профориентационной работы и др.) демонстрировал влияние труда на формирование трудовых ресурсов села. Однако, сложившиеся в то время противоречия – модернизация трудового воспитания, нацеленность на обучение массовым рабочим профессиям и выработку навыков и умений несложного труда в эпоху индустриализации в противовес индивидуальным предпочтениям обучающихся и воспитанию свободной личности – вызвали обратный эффект в виде усиления негативного отношения к трудовой практике.

Сегодня нормативной базы для организации труда в сельской школе нет. Закон об образовании запрещает использование труда школьников, если это не связано с реализацией образовательных программ [16]. В оценке эффективности работы школы и ее руководителя нет критериев, связанных с организацией трудового воспитания и в муниципальном задании этих показателей тоже нет.

На наш взгляд, система трудового воспитания, отвечающая на вызовы времени, имеет право на существование, так как обладает мощнейшим потенциалом воздействия на субъекты сельского социума и ведет учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Именно здесь может происходить процесс воспитания труда-работы и труда-заботы, воспитания трудолюбия, добросовестности, исполнительности, качеств, столь необходимых для формирования трудового потенциала в воспроизводстве трудовых ресурсов сельских территорий [17] (Shobonov, 2004).

Трудовое воспитание как часть образования предполагает подготовку к эффективной трудовой деятельности в прогнозируемых государством условиях. Вне подготовленного массового сознания и компетенций развитие экономики нереально, поэтому государство должно предоставить четкие ориентиры развития человеческого и трудового потенциала гражданину, обществу, образованию. Таким образом, можно утверждать, что без поддержки со стороны государства реализовывать мероприятия по модернизации трудового воспитания невозможно. Но если государство не спешит изменять «правила игры», отставляя в сторону идеологические ориентиры и отношение к труду, не рассматривая его не только как священную обязанность человека, но и как альтернативу в самостоятельном выборе трудовой деятельности, то трудовой потенциал деформируется, парализуется и даже иссякает.

Приведем некоторые примеры организации взаимодействия образования, науки и производства для формирования трудовых ресурсов, трудового потенциала сельской молодежи.

Решению проблем сельских образовательных учреждений и обеспечению агропромышленного комплекса трудовыми ресурсами, как показывает опыт, весьма эффективно способствуют кооперация образовательных учреждений и развитие системы производительного труда. Модель кооперации ресурсов образовательных учреждений и социальных партнеров с созданием сельского межшкольного учебного производственного центра была реализована на базе школ Сосновского района Нижегородской области в начале 2000-х годов. Распоряжением № 642-р от 13 декабря 2000 года главы Администрации Сосновского муниципального Нижегородской области района был открыт школьный учебно-производственный центр в целях оздоровления социально-экономической ситуации на селе, повышения эффективности трудового и профессионального обучения учащихся школ района, молодежи села и их социальной защиты. Школы кооперировались в организации трудового обучения, производительного труда, сетевой организации образовательного процесса с интеграцией учебно-материальных ресурсов. Была реализована принципиально новая, демократическая форма реструктуризации сети сельских школ, основанная на широком использовании договорных отношений. Работа данного центра обеспечивала подготовку сельских школьников к рациональному ведению сельского хозяйства путем включения учащихся, мастеров производственного обучения в хозрасчетное трудовое объединение, кроме того, было организовано допрофессиональное и начальное профессиональное образование учащихся четырех сельских школ.

Создание межшкольного сельскохозяйственного учебно-производственного центра и кооперирование сельских школ привело к созданию сетевой модели профильного обучения, способствовало, в определенной степени, оздоровлению социально-экономической обстановки на селе, помогло более эффективно использовать экономические ресурсы сельских школ и в конечном счете полнее реализовать потенциал села.

Сегодня появились более широкие возможности у муниципальной системы образования для формирования молодежных трудовых ресурсов села путем создания различных типов образовательных организаций сельскохозяйственного направления. На базе общеобразовательных организаций в селе создаются школы агробизнеса, которые являются чрезвычайно важными в плане формирования молодежных трудовых ресурсов, вовлечения в агробизнес молодых квалифицированных кадров и их закрепления на селе; успешной профориентации обучающихся, создания условий для удовлетворения их индивидуальных потребностей и предоставления им реальной возможности самоутверждения в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности. Такие образовательные организации создаются, как правило, в целях организации системы непрерывного агробизнес – образования, системы профильного образования на основе высокотехнологичных приемов ведения сельскохозяйственного производства, вовлечения в агробизнес молодых квалифицированных кадров и их закрепление на селе, развитие предпринимательских способностей школьников по профессиям агропромышленного комплекса. Такая школа была создана в Бутурлинском районе Нижегородской области в рамках региональной инновационной площадки «Школа агробизнеса – вектор инновационного развития района» в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30.11. 2018 № 2693.

В этой школе образовательная деятельность реализуется на четырех уровнях образования: дошкольное образование – организация различных видов детской деятельности, программы дополнительного образования; начальное общее образование – модули агробизнес- направленности в рабочих программах учебных предметов, внеурочная деятельность, дополнительное образование основное общее образование (интеграция образовательных модулей в рабочие программы учебных предметов, внеурочная деятельность, дополнительное образование, лагерь труда и отдыха, организация учебно-трудовой практики); среднее общее образование – организация внеурочной деятельности по профильным предметам, программы дополнительного образования, профильное обучение в классах химико-биологического, социально-экономического, агротехнологического профилей, лагерь труда и отдыха.

Реализуя проект по созданию аграрной школы, администрация Бутурлинской школы Нижегородской области ожидает получить определенные результаты:

1. Формирование у обучающихся комплекса профессиональных и предпринимательских компетенций в сфере сельскохозяйственной деятельности, способностей в сфере разработки и реализации проектов, новых социальных инициатив.

2. Создание системы непрерывного агробизнес- образования через сочетание учебной и внеучебной деятельности.

3. Обеспечение устойчивой мотивации школьников на самореализацию в условиях сельского социума, закрепление молодежи на селе.

4. Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности в сфере агробизнеса. Увеличение доли абитуриентов, поступающих в сельскохозяйственную академию, сельскохозяйственный техникум» и др. [18].

Таким образом, можно утверждать, что, модернизируя сельское образование, мы формируем качественные трудовые ресурсы, которые, в свою очередь, могут инициировать создание новых технологических проектов с более высоким уровнем производительности труда на селе и предъявлять высокие требования к правовым механизмам, возможностям участия в управлении.

Заключение

Муниципальная система образования может стать мощным ресурсом для формирования трудового потенциала молодежи села и развития сельских территорий в целом, внося определенный вклад в технологическую модернизацию, экономический рост, повышение предпринимательской активности жителей села. Для этого органам местного самоуправления необходимо актуализировать традиционные направления трудового воспитания и обучения детей в сельской школе (пришкольные участки, трудовые летние бригады, школьные лесничества и т.д.). Кроме того, целесообразно на уровне муниципального образования проведение мониторинга формирования у школьников средних и старших классов готовности к эффективной реализации их трудового потенциала, результаты которого можно использовать для оценки эффективности профориентационной работы в сельских школах. Таким образом, формирование трудового потенциала села займет достойное место в образовательной системе сельской школы, способствуя усвоению и передаче социально – культурных ценностей, воспитанию личностных качеств труженика и хозяина, добросовестности, ответственности.


Источники:

1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.01.2022).
2. Байчерова А.Р., Лыфарь А.Р., Шхагошева Д.Л. Трудовой потенциал и проблемы занятости молодежи // Colloquium-journal. – 2021. – № 3-4(90). – c. 17-18.
3. Забелина О.В, Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1093-1104. – doi: 0.18334/et.6.3.41176 .
4. Kobulova M.Ya. The role of human capital in the development of labor potential // Actual Science. – 2021. – № 1(42). – p. 31-33.
5. Култашов В.К. Трудовой потенциал региона (территории): конкретизация понятийного аппарата // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 3(51). – c. 246-253. – doi: 10.26456/2219-1453/2020.3.246 .
6. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Анализ накопления человеческого капитала в регионах России в условиях технологических сдвигов и перехода к цифровой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 6. – c. 565-584. – doi: 10.18334/et.8.6.112314 .
7. Пастухова Е.Я., Морозова Е.А., Мухачева А.В. Трудовой потенциал региона в условиях депопуляции: оценка, тенденции, факторы влияния // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – № 6. – c. 1079-1100. – doi: 0.24891/re.18.6.1079 .
8. Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 613-626. – doi: 10.18334/et.6.1.39760 .
9. Ромашкина Ю.В. Социально-экономические асимметрии северных регионов России и их роль в формировании трудового потенциала // Экономика труда. – 2021. – № 10. – c. 1257-1272. – doi: 10.18334/et.8.10.113581 .
10. Шевякин А.С. Теоретические и практические аспекты развития трудового потенциала региональной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-1. – c. 188-191. – doi: 10.17513/vaael.1983 .
11. Кушнир А.М., Вифлеемский А.Б. Концептуальный очерк образовательной стратегии на основе теории человеческого капитала и проблема правовой регламентации производственного (трудового) воспитания // Народное образование. – 2018. – № 5(1468). – c. 7-25.
12. Ляпах С.Н., Филимонюк Л.А. Модель и программа реализации профильно ориентированного трудового воспитания учащихся сельских школ в условиях ученической производственной бригады // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – № 2(53). – c. 146-155.
13. Шобонов Н.А. Трудовое воспитание в общеобразовательных организациях в условиях устойчивого развития сельских территорий // Педагогика. – 2020. – № 2(4). – c. 45-56. – doi: 10.20323/2686-8652-2020-2-4-45-56 .
14. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2022).
15. Распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 года № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2022).
16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2022).
17. Шобонов Н.А. Формирование трудовых ресурсов сельской молодежи в составе муниципального образовательного комплекса. / Автореф. дис. … канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2004. – 25 c.
18. МАОУ Бутурлинская СОШ им. В.И. Казакова, Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области. Buturschool.ucoz.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://buturschool.ucoz.ru/18-19/agr (дата обращения: 14.01.2022).

Страница обновлена: 25.04.2022 в 08:29:57