Развитие муниципальных образований посредством формирования экономики, основанной на знаниях

Шурупова А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Шурупова А.С. Развитие муниципальных образований посредством формирования экономики, основанной на знаниях // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 75-80.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540175

Аннотация:
Главная цель муниципального образования – решение не глобальных геополитических задач, а защита проживающих на данной территории людей, повышение качества жизни, укрепление социального здоровья и создание благоприятной среды обитания. Это возможно при условии использования социального творческого потенциала людей, саморазвития отдельной личности, чему способствует формирование и развитие экономики, основанной на знаниях, в муниципальном образовании.

Ключевые слова: экономика, муниципальное образование, основанная на знаниях, патентование, управление территорией



Муниципальные образования – сфера совместного существования людей, проживающих на одной территории, характеризующаяся тем, что культурные, политические, социальные, экономические отношения составляют единую систему, целью которой является повышение качества жизни каждого из жителей и удовлетворение потребностей всего сообщества.

Упор на стратегию

Цель управления муниципальным образованием в условиях экономики, основанной на знаниях, – налаживание партнерских отношений между органами управления, населением, муниципальными менеджерами, предпринимателями для эффективного использования местных ресурсов, формирования соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества жизни и защиты социально-экономических интересов населения [3].

В качестве факторов, препятствующих формированию экономики, основанной на знаниях, в муниципальных образованиях можно назвать:

• недостаточное знание управленческим аппаратом муниципальных образований основных положений федерального и регионального законодательства, регламентирующего статус и основы деятельности органов местного самоуправления;

• отсутствие у должностных лиц муниципальных образований навыков в пользовании методическими, справочно-информационными и другими материалами, необходимыми для практического применения в служебной деятельности;

• недостаточная компьютеризация и отсутствие в муниципальных образованиях возможности поиска необходимой документации с использованием современных информационно-аналитических технологий; разработки методических рекомендаций, анализа и обобщения документов на стадиях принятия и реализации решений и комплексной оценки достигнутых результатов;

• неэффективный и низкий уровень организации работы сотрудников администраций муниципальных образований, нарушения, допускаемые при формировании штатов администраций и распределении функциональных обязанностей;

• низкая квалификация, недостаточный опыт работы и уровень образования работников управленческого аппарата муниципальных образований.

На наш взгляд, местные органы власти продолжают решать, прежде всего, проблемы текущего функционирования муниципального хозяйства.

По этой причине вопросам формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития на основе генерирования и реализации новых знаний, организации взаимодействия науки, власти и бизнеса на территории муниципального образования не уделяется должного внимания [1]. В условиях экономики знаний одной из главных целей органов управления должно выступать изучение и внедрение передового, инновационного опыта, накопленного региональными и местными органами власти при решении различных проблем, то есть необходимо развивать абсорбционную способность – умение распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и применять для коммерческого использования [4].

Знания как механизм развития

Роль муниципальных образований в формировании экономики, основанной на знаниях, связана с несколькими направлениями. Главное из них – создание предпосылок для широкой экономической активности, поддержка инновационной политики больших и малых предприятий, развитие инфраструктуры экономики, обеспечивающей растущий спрос со стороны новых производств.

Только при проведении системной инновационной государственной политики предпринимаемые меры и расходование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы приведут к желаемому росту инновационной активности [5].

Одной из ключевых проблем экономики, основанной на знаниях, при реализации совместных инновационных проектов бизнеса и местной власти является вопрос определения исключительных прав на интеллектуальную собственность. Патентование в муниципальных образованиях носит единичный характер, как правило, патентообладателями являются физические лица, которые реализуют свой творческий потенциал без планирования дальнейшей коммерческой реализации. Такие патенты имеют очень низкий уровень качества исполнения по существу. Наиболее эффективный инструмент решения данной проблемы – формирование патентных портфелей, которые, с одной стороны, способствуют значительному повышению рыночной стоимости предприятий, а с другой – инвестиционной привлекательности муниципальных образований и регионов. Формирование патентного портфеля – накопление и определение совокупности действующих патентов, имеющихся у муниципальных образований на конкретную дату, и разработка рекомендаций по их использованию в гражданском обороте.

На наш взгляд, механизм формирования экономики, основанной на знаниях, в муниципальном образовании должен быть следующим:

1. Идентификация муниципального образования. На этом этапе осуществляется анализ развития муниципального образования как элемента экономической системы региона, оценивается уровень асимметрии экономического развития муниципального образования, его роль в развитии региона и оценка его конкурентных преимуществ, анализ отраслевой структуры экономики и эффективности ее деятельности. Однако в контексте устойчивого развития помимо характеристик экономической деятельности целесообразно проводить анализ и социального развития муниципального образования. Для этого следует оценивать уровень занятости, качество жизни, уровень реальных доходов населения, обеспеченность населения жильем и др.

2. Оценка состояния производственного, природно-ресурсного, трудового, инновационного потенциалов. При этом оценивается уровень производительности труда и возможность его повышения, уровень фондоотдачи и способы ее повышения, направления экономии, ресурсов за счет снижения материалоемкости.

3. Выявление внешних и внутренних факторов роста как количественных, так и качественных.

4. Оценка финансового потенциала муниципального образования. Необходимо оценить объемы и формы финансирования инвестиционных процессов в муниципальном образовании, а также сформировать оптимальную структуру источников с точки зрения цены и сроков их погашения. Оценка финансового потенциала предполагает оценку потенциала всех субъектов экономической системы.

5. Анализ и оценка инвестиционных потребностей и инвестиционного климата муниципального образования. Инвестиционные потребности формируются у хозяйствующих субъектов муниципального образования, причем все проекты ранжируются по степени значимости для экономики муниципального образования и региона в целом.

6. Анализ результатов использования инвестиционного потенциала муниципального образования.

Качество инвестиционного менеджмента характеризуется совокупностью таких факторов, как темпы роста финансового потенциала; появление новых иностранных инвесторов; упрощение механизма инвестирования в муниципальном образовании; расширение количества инвестиционных проектов; включение инвестиционных проектов муниципального образования в список проектов, реализуемых за счет средств специализированных региональных фондов.

7. Разработка стратегии развития муниципального образования, которая должна быть увязана со стратегией развитая региона.

Подчеркнем, что процветание муниципального образования зависит не от того, в каких отраслях конкурируют его предприятия, а от того, как они конкурируют. Предприятия могут иметь более высокую производительность в любой отрасли: обувной про-мышленности, сельском хозяйстве или производстве полупроводников, – если они пользуются современными методами, прогрессивной технологией, а также предоставляют товары и услуги высокого качества. Во всех отраслях могут использоваться высокие технологии, все отрасли могут быть наукоемкими.

Вопрос об использовании высоких технологий, применяемых обычно к таким областям, как информационные технологии и биотехнологии, в данном случае спорный. В экономике, основанной на знаниях, речь идет об инструментах и методах повышения технологических возможностей во многих отраслях.

Вместе с тем одно только присутствие в некоторой отрасли высоких технологий не гарантирует процветания, если предприятия работают непроизводительно. Рассматривать традиционные различия между отраслями, такие как высокие или низкие технологии, производство или предоставление услуг, ресурсоемкие или наукоемкие отрасли, само по себе не совсем уместно. Истинная цель состоит в повышении производительности всех отраслей, в повышении благосостояния как непосредственно, так и косвенно, поскольку повышение производительности в одной отрасли приводит к повышению производительности во всех остальных [2].

Выводы

Любое муниципальное образование – сложная система, в которой средствами социальной регуляции выступают собственно человеческие отношения, нормы морали, общения, добрососедства, формируется собственная социальная структура, подсистема взаимодействия различных социальных групп, статусов, социальных ролей. Главная функция местного сообщества – решение не глобальных геополитических задач, а защита проживающих на данной территории людей, повышение качества жизни, укрепление социального здоровья и создание благоприятной среды обитания. Все это возможно при условии использования социального творческого потенциала населения, саморазвития отдельной личности. Это выступает конечной целью формирования и развития экономики, основанной на знаниях, в муниципальном образовании, регионе, стране в целом.


Источники:

1. Никитенко С.М. Об особенностях управления инновациями в муниципальных образованиях [Электронный ресурс] // www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_article&article_id=7781513 (дата обр.: 05.06.2011).
2. Портер М. Кластеры и конкуренция. Новые программы для компаний, правительств и организаций [Текст] // Муниципальная власть. – 2005 – №2.
3. Социальная инноватика в управлении: муниципальные финансово-производственные группы: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников, Н.С. Мельникова. – М.: Муниципальный мир, 2006.
4. Стратегия модернизации российской экономики [Текст] / Отв. ред. В.М. Полтерович. – СПб.: Алетейя, 2010.
5. http://bujet.ru/article/64356.php (дата обр.: 05.06. 2011).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:37:19