Оценка гражданской активности в локальных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» (на примере муниципальных образований Северо-Западного федерального округа)
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Секушина И.А., Лебедева М.А. Оценка гражданской активности в локальных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» (на примере муниципальных образований Северо-Западного федерального округа) // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 12. – doi: 10.18334/ce.18.12.122155.
Введение
На протяжении последних десятилетий процессы ускоренной цифровизации, а также активное развитие Интернета оказывают значительное влияние практически на все сферы жизнедеятельности человека [5;6] (Voroshilov, 2023; Gruzdeva, 2022). Формирование новой цифровой коммуникационной среды оказывает прямое влияние на рост и ускорение различных форм социальных взаимодействий, происходит трансформация гражданской активности населения [3;15;21] (Protasova, 2020; Yudina, Nazarova, Yurasov, 2021; Brodovskaya, Pyrma, Dombrovskaya, 2020). При этом одной из самых распространенных форм публичных коммуникаций становятся социальные сети, которые в современном мире выступают достаточно серьезным инструментом, посредством которого граждане могут выражать и реализовывать свои демократические права [2] (Akopova, Tikhonova, 2020).
Без преувеличения можно сказать, что социальные сети используют все большее количество людей. Так, в 3 квартале 2024 года 85% жителей Российской Федерации были зарегистрированы в соцмедиа [1] и мессенджерах, при этом проводили там почти по 4 часа в день [2]. Кроме того, жители через социальные сети вовлекаются в диалог с властью и, как следствие, в процесс управления территориями [8;16](Salova, Alekseenko, 2019; Zimova, Fomin, Smagina 2020). Кроме того, возрастающее значение аккаунтов органов власти, на площадках которых происходит прямая коммуникация с гражданами, актуализирует необходимость комплексного рассмотрения текущей ситуации по включенности граждан в их использование.
С другой стороны, нельзя забывать о том, что в силу разных причин злободневные вопросы жители могут обсуждать не только в сообществах, созданных и администрируемых органами власти, но и в неофициальных локальных (местных) сообществах, где жители могут также предлагать наиболее подходящие решения для обсуждаемых проблем.
Согласно российскому законодательству, с 1 декабря 2022 года органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести официальные страницы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» [22] (Yakovleva, Batakova, Usova, 2024).
Действительно, в современном мире социальные медиа, к числу которых относятся и соцсети, стремительно развиваются, показатели их развития могут рассматриваться как индикатор уровня цифровизации территории [14] (Prokopyev, Kurilo, Gubina, Shlapeko, 2024). В данном контексте анализ активности населения в социальных сетях представляет исследовательский интерес.
В настоящее время научную проблему представляет вопрос оценки изменения активности гражданского участия в условиях стремительного ускорения процессов цифровизации и роста доступности Интернета. При этом важно понимать, что граждане могут обсуждать вопросы локального значения как в госпабликах, так и в неофициальных местных сообществах.
Целью статьи является сравнение уровней активности населения муниципальных образований в официальных и неофициальных локальных сообществах в социальной сети «ВКонтакте».
Научная новизна заключается в расширении существующей методологии исследования участия населения в процессах управления развитием муниципальных образований через такие формы как сообщества в социальных сетях.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования органами местного самоуправления в целях повышения гражданской активности по решению проблем развития муниципальных образованиях.
Теоретические основы исследования
В последние десятилетия в научной литературе отмечается явная тенденция расширения смысловых границ гражданского участия за счет появления новых форм и практик [19] (Ukhanova, 2020). На наш взгляд, цифровизация практически всех сфер жизнедеятельности человека играет в этом не последнюю роль. Происходит постепенный переход гражданского участия из традиционных офлайн-практик к онлайн формам. При этом как отмечают в своей работе Смолева Е.О. и Уханова Ю.В., сторонники концепции цифрового участия убеждены, что онлайн-формы не уступают по своей эффективности традиционному активизму, но вместе с тем цифровая среда содержит риск подмены реальной общественной активности на видимую [18] (Smoleva, Ukhanova, 2021).
Все больше встречается исследований, посвященных изучению данной тематики. К примеру, в работе [11] (Kurilo, Prokopyev, Shkiperova, 2019) авторы сфокусировались на выявлении диспропорций в проникновении цифровых технологий на уровне муниципальных образований и анализе активности их использования населением. При этом исследователи отмечают недостаточный уровень применения органами местного самоуправления всего потенциала процессов цифровизации для формирования положительной репутации и повышения уровня доверия населения [11] (Kurilo, Prokopyev, Shkiperova, 2019).
Достаточно интересны результаты исследования Акоповой Т.С. и Тихоновой А.В., согласно которым количество обращений и запросов от жителей к органам исполнительной власти в соцсетях напрямую зависит от численности населения муниципального образования, а также от степени охвата Интернетом [2] (Akopova, Tikhonova, 2020).
Груздева М.А. [6] (Gruzdeva, 2022) рассматривает в своей работе зависимость степени активности использования населением цифровых форматов гражданского участия от таких социально-демографических характеристик как возраст, уровень образования, место проживания (город/село). В другом исследовании [21] (Yudina, Nazarova, Yurasov, 2021) авторы фокусируются на изучении политической активности населения в Интернете в провинциальных городах и приходят к выводу о локальности и ситуационности информационных интересов жителей, а также низком уровне навыков владения работой с онлайн-ресурсами.
В последнее десятилетие за рубежом было проведено значительное количество исследований о влиянии соцсетей на потребительское поведение [27] (Rao, Kalyani, 2022), реальное гражданское и политическое участие [23; 24; 25; 28] (Ahmad, 2019; Boulianne, 2019; Leong, Pan, Bahri, Fawzi, 2019; Steinmetz et al., 2020), в том числе протестную активность [26] (Poell, 2020). В отечественной литературе также появляется все больше научных статей по данной тематике [1;4;7;17;22](Abramova et al, 2024; Vasilenko et al, 2015; Sekushina et al, 2024, Yakovleva, et al, 2024).
Социальные сети способствуют росту скорости и интенсивности коммуникаций между людьми. Помимо этого, значительная часть жителей использует их для получения новостей о жизни своего населенного пункта или региона [9] (Zotov et al, 2021).
Пристального внимания заслуживают вопросы степени интенсивности участия пользователей и оценки качества обратной связи со стороны органов власти. Данные два показателя могут рассматриваться в качестве ключевых «измерителей» эффективности локальных сообществ в социальных сетях в контексте выполнения ими общественно-политической роли [10] (Kaminchenko, 2020).
В настоящее время условно все сообщества в социальных сетях можно разделить на неофициальные и официальные (госпаблики). Последние могут быть как у представителей властных структур, так и у бюджетных государственных учреждений, к примеру, школ или больниц. Одной из самых популярных социальных сетей в России является «ВКонтакте». Официальные аккаунты государственных учреждений имеют специальную отметку «Госорганизация», соответственно публикуемая ими информация содержит достоверные сведения об их деятельности [3]. Ответы на свои вопросы здесь можно получить прямо в комментариях, а, подписавшись, всегда быть в курсе главных новостей. Любое обращение в соцсетях является официальным и обрабатывается на уровне администрации муниципального образования или правительства субъекта РФ.
Вместе с тем наряду с госпабликами в социальных сетях имеется множество неофициальных территориальных (локальных или местных) сообществ. К данной категории, на наш взгляд, можно отнести паблики, подписчиками которых выступают люди, проживающие на одной территории (деревне, селе, городе, субъекте РФ) и объединенные какой-то общей идеей или нацеленные на решение какой-либо совместной проблемы. В последние годы в научной литературе представлено достаточно большое количество работ, посвященных изучению данной тематики [12;13;20](Moskvin et al, 2023; Myagkova et al, 2023; Chernichkin et al, 2023).
Вместе с тем в большинстве научных исследований рассматриваются либо вопросы взаимодействия граждан и органов власти в госпабликах, либо анализируется активность жителей в неофициальных местных сообществах. В настоящей работе нами предпринята попытка рассмотреть оба этих аспекта. Также интерес представляет выявление особенностей гражданской активности в соцсетях в зависимости от уровня урбанизации муниципального образования.
Материалы и методы
Объектом исследования являются 199 субъектов муниципальных образований, входящих в состав субъектов Северо-Западного федерального округа. В данной работе не были учтены материалы города федерального значения Санкт-Петербурга по причине их несопоставимости с данными муниципалитетов других регионов СЗФО.
При проведении исследования использовались общенаучные методы, методы контент-анализа социальных сетей, метод кейсов. Информационной базой выступили официальные сообщества органов местного самоуправления муниципальных образований СЗФО, имеющих отметку «Госорганизация» и наиболее крупные по числу подписчиков неофициальные сообщества муниципалитетов СЗФО в социальной сети «ВКонтакте», отмеченные как городские сообщества. Сбор данных осуществлялся посредством сервиса аналитики контента сообществ в социальных сетях popsters.ru. Существенным преимуществом такого способа является более низкий уровень субъективности оценок активности населения в развитии территорий, чем у опросов или других социологических методов.
Ключевыми параметрами для оценки являлось количество публикуемых постов, подписчиков, отметок «Мне нравится» (лайки), репостов и комментариев, а также коэффициент ERday, который является показателем, отражающим степень вовлеченности подписчиков официального сообщества в день. Временной период исследования 2019 и 2023 гг.
Результаты исследования
На первом этапе исследования нами были проанализированы данные об активности населения в аккаунтах администраций муниципальных образований за 2019 и 2023 годы (рис. 1). За этот период во всех госпабликах, по которым представлены данные, заметно вырос показатель ERday.
Если в 2019 году только в 21 муниципальном образовании этот показатель превысил порог в 1%, но при этом не достигал 2%, то в 2023 году в 113 муниципалитетах из рассмотренных 199 он был свыше 2%. В частности, в 2019 году максимальное значение составляло 1,9585 в Новгородском МР, то в 2023 году уже 20,6465 в Пестовском МО Новгородской области.
а
б
Рис 1. Показатель ERday в госпабликах Администраций муниципальных образований СЗФО в 2019 (а) и в 2023 (б) гг.
Составлено авторами
В целом значение ERday по всем муниципальным образованиям, где были созданы аккаунты органов местного самоуправления выросло более чем в 6 раз: с 0,4241 до 2,5917. Основной причиной роста активности в госпабликах является то, что с 1 декабря 2022 года органы государственной власти и местного самоуправления были обязаны вести официальные страницы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» [4]. Заметно выросло и количество отметок «Мне нравится» (в среднем по всем муниципальным образованиям с 10 до 50 тыс. ед.), репостов (с 1113 до 7638 ед.) и комментариев (с 637 до 3150 ед.).
В рамках исследования нами был составлен рейтинг муниципальных образований, являющихся лидерами и аутсайдерами в разрезе данных показателей (табл. 1).
Таблица 1. Рейтинг муниципальных образований по количеству публикаций и активности жителей в госпабликах администраций СЗФО в социальной сети «ВКонтакте»
Показатель
|
Лидеры
|
Аутсайдеры
| ||
2019 г.
|
2023 г.
|
2019 г.
|
2023 г.
| |
Количество
постов
|
Сосновоборский ГО (8280)
ГО Александровск (6705) Великоустюгский МО (5077) |
ГО Архангельск (6150)
Великоустюгский МО (5243) Олонецкий МР (4567) |
Великолукский
МО (1)
ГО г. Череповец (1) Бежаницкий МР (1) |
Котласский МО (13)
Славский МО (222) ГО Череповец (268) |
Отметка
«Мне нравится»
|
Великоустюгский МО (110993)
Новгородский МР (76858) Сокольский МО (59472) |
Великоустюгский МО (883514)
ГО Архангельск (424760) Кирилловский МО (282917) |
Себежский МР (1)
Кемский МР (1) Великолукский МР (1) |
Котласский МО (131)
Гдовский МР (1071) Палкинский МР (2078) |
Репост
|
МР Сосногорск (10648)
ГО г. Архангельск (8727) ГО г. Петрозаводск (7796) |
ГО Архангельск (107706)
Великоустюгский МО (56022) ГО Северодвинск (43579) |
Себежский МР (0)
Великолукский МР (0) ГО г. Череповец (0) Кичменгско-Городецкий МО (0) |
Котласский МО (26)
Палкинский МР (166) Гдовский МР (237) |
Комментарий
|
ГО г. Архангельск
(13100) Тихвинский МР (10780) ГО Северодвинск (8213) |
ГО Архангельск (36593)
Кирилловский МО (31406) ГО Петрозаводск (16962) |
Не
установлено*
|
Котласский МО (3)
Палкинский МР (54) Гдовский МР (130) |
Источник:
составлено авторами на основе информации социальной сети «ВКонтакте». URL:
https://vk.com/, а также данных сервиса аналитики контента сообществ в
социальных сетях popsters.ru.
* аутсайдеры по количеству комментариев не выявлены, т.к. в 40 госпабликах комментарии к публикациям отсутствовали, вероятно силу того, что в сообществе была отключена такая возможность. Примечание: курсивом выделены муниципальные образования, где преобладает городское население. |
В целом можно заключить, что лидерами по количеству отметок «Мне нравится», репостов и комментариев являются муниципальные образования, где преобладает городское население. При этом важно отметить, что активность проявляют не только жители таких крупных городов как Архангельск или Петрозаводск, но и население небольших муниципалитетов: Олонецкого МР или Кирилловского МО.
Также интересно отметить, что, исходя из анализа общего показателя ERday, наибольшая активность населения в госпабликах проявляется в муниципалитетах, административным центром которых являются малые города: Пестовский МО (Новгородская область); Великоустюгский (Вологодская область); Олонецкий МР (Республика Карелия); ГО поселок ЗАТО Видяево (Мурманская область); Окуловский МР (Новгородская область). Наименьшие значения показатель ERday принимает на страницах администраций крупных городов и некоторых муниципалитетах с преобладанием сельского населения (всего таких муниципалитетов 25; например, г. Череповец, г. Калининград, г. Псков, г. Сыктывкар, Бабушкинский МР Вологодской области, Палкинский и Гдовский МР Псковской области).
Далее нами был проведен анализ активности жителей муниципальных образований в неофициальных местных сообществах в социальной сети «ВКонтакте» за 2019 и 2023 годы (рис. 2).
а
б
Рис.2. Показатель ERday в наиболее крупных городских сообществах муниципальных образований СЗФО в 2019 (а) и в 2023 (б) гг.
Составлено авторами
По результатам проведенного исследования можно заключить, что в настоящее время в среднем по всем муниципальным образованиям активность жителей в неофициальных сообществах заметно ниже (ERday=1,6397), чем в госпабликах администраций (ERday=2,5917). В 2023 году довольно высокий показатель ERday наблюдается только в 55 из 199 муниципальных образований СЗФО. Более того, в ходе анализа выявлено, что некоторые из сообществ не содержат публикаций за 2022-2023 гг., хотя существуют уже более 10 лет. Возможно, объяснением этому является то, что по каким-то причинам публикации были удалены администраторами групп.
Среднее количество публикаций в муниципальных образованиях СЗФО, по которым имеются данные, сократилось в 2023 году по сравнению с 2019 годом с 4437 до 3385 ед., соответственно уменьшилось количество комментариев: более чем на 1/3 – с 44,6 до 28,2 тыс. ед. Вместе с тем произошел заметный рост количества отметок «Мне нравится» (с 132,5 до 148,8 тыс. ед.) и репостов (с 6,7 до 41,3 тыс. ед.). В целом же показатель ERday вырос с 1,1429 до 1,6397 (на 43,5%), однако не так существенно по сравнению с официальными аккаунтами администраций (более чем в 6 раз).
Явных закономерностей между активностью жителей и типом муниципального образования нам установить не удалось. Наибольшая активность в неофициальных сообществах наблюдается в муниципальных образованиях с административным центром в малых городах, а также с преобладанием сельского населения (Парфинский и Поддорский МР (Новгородская область); Светловский ГО (Калининградская область); город Мончегорск (Мурманская область); ГО Воркута (Республика Коми); Вожегодский, Междуреченский, Вашкинский МО (Вологодская область); Мезенский, Вельский МО (Архангельская область); Сегежский МО (Республика Карелия).
При этом и наименьшая вовлеченность населения наблюдается в муниципалитетах того же типа (Корткеросский, Сыктывдинский МР (Республика Коми), Сланцевский МР, (Ленинградская область); Крестецкий МО (Новгородская область); Пряжинский МО (Республика Карелия); Ленский МР (Архангельская область), а также некоторых крупных городах (Архангельск, Северодвинск, Сыктывкар). В то же время в большинстве случаев наблюдается следующая закономерность: при низкой активности в неофициальных сообществах у местного населения относительно более высокие показатели в госпабликах администраций муниципальных образований (Великоустюгский МО (Вологодская область); ГО город Калининград; Пионерский и Светлогорский ГО (Калининградская область).
Также был составлен рейтинг муниципальных образований лидеров и аутсайдеров по количеству публикаций в неофициальных сообществах и активности населения (табл. 2). В целом здесь также как и в госпабликах администраций большая активность наблюдается в муниципалитетах, где преобладает городское население.
Таблица 2. Рейтинг муниципальных образований по количеству публикаций и активности жителей в неофициальных сообществах в социальной сети «ВКонтакте»
Показатель
|
Лидеры
|
Аутсайдеры
| ||
2019 г.
|
2023 г.
|
2019 г.
|
2023 г.
| |
Количество
постов
|
Сосновоборский ГО (30461)
Сокольский МО (16143) МО город Мончегорск (15150) |
Сосновоборский ГО (15369)
Сегежский МО (15145) МО Мончегорск (14462) |
Холмогорский
МО (19)
Пряжинский МР (13) Онежский МР (11) |
Пряжинский
МР (8)
Сланцевский МР (10) Няндомский МР (18) |
Отметка
«Мне нравится»
|
ГО г. Мурманск (3296522)
ГО г. Калининград (1251418) ГО Великий Новгород (1081932) |
ГО Мурманск (1975110)
ГО Великий Новгород (1638030) Янтарный ГО (1597547) |
Холмогорский
МО (14)
Ижемский МР (9) Онежский МР (0) |
Корткеросский
МР (9)
Пряжинский МР (14) Ижемский МР(18) |
Репост
|
ГО г. Мурманск (210880)
Пионерский и Светлогорский ГО (63333) ГО г. Калининград (46795) |
ГО Вологда (1205775)
ГО Мурманск (80262) ГО Великий Новгород (652565) |
Окуловский МР
Пряжинский МР Холмогорский МО Ижемский МР Онежский МР У всех репосты отсутствуют |
Пряжинский
МР (1)
Корткеросский МР (3) Сыктывдинский МР (5) |
Комментарий
|
ГО Великий Новгород (685304)
ГО г. Мурманск (605686) Великолукский ГО (438207) |
ГО Великий Новгород (548416)
ГО Мурманск (398379) Великолукский ГО (237665) |
Славский
МО (2)
Мамоновский ГО (0) Онежский МР (0) |
Пряжинский
МР (0)
Сыктывдинский МР (0) Сланцевский МР (1) |
Примечание: курсивом выделены муниципальные образования, где преобладает городское население.
Для госпабликов и неофициальных локальных сообществ, являющихся лидерами по количеству комментариев к публикуемому контенту проведен анализ их содержания. В целом стоит отметить, что во всех рассмотренных муниципалитетах наибольший интерес у жителей вызывают публикации, касающиеся благоустройства территории, состояния жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, а также общественного порядка.
К примеру, в Архангельске в госпаблике наибольшее количество комментариев вызвало сообщение об изменении схемы маршрутов общественного транспорта. Данный пост собрал 359 комментариев, большинство из которых в негативном ключе и касались уборки снега и мусора с территорий остановок, времени работы общественного транспорта, необходимости добавления других маршрутов, вопросов регулирования работы светофоров и т.д.
В госпаблике администрации Кирилловского МО Вологодской области наибольшее число комментариев (540 ед.) за прошлый год вызвал пост о голосовании населения за объекты благоустройства.
В сообществе администрации Петрозаводска одним из наиболее обсуждаемых постов был посвящен зимнему субботнику. Этот пост собрал 151 преимущественно негативный комментарий, где люди отмечали, что администрация не справляется со своими обязанностями. Также обсуждаемой стала публикация о выявлении с помощью фотоловушек 49 нарушений при размещении ТКО на накопительных площадках в 2023 году вызвала 121 комментарий с тем же посылом о плохой работе администрации.
Что касается обсуждения проблем в наиболее крупных локальных сообществах, то лидером по числу комментариев стало городское сообщество «ЧП 53 Великий Новгород». В нем наиболее обсуждаемым постом стало сообщение о том, как на публичной лекции лектор ударил слушателя (1409 комментариев). Также обсуждаемым стал пост о поведении мигрантов из Таджикистана в общеобразовательной школе (933 комментария). Также порядка 600 комментариев набрали посты о нарушении правил выгула домашних животных.
В наиболее многочисленном по числу подписчиков неофициальном сообществе «Подслушано Великие Луки» Великолукского МР Псковской области (96 тыс. подписчиков) наиболее обсуждаемым постом стало сообщение о желании оказать поддержку пожилой женщине, которая вяжет вещи для российских участников СВО (573 комментария). Однако и здесь превалирующее число комментариев касалось низкого уровня работы государства, есть единичные комментарии других жителей, которые захотели присоединиться к автору и тоже предложили материальную помощь для женщины.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В большинстве муниципальных образований СЗФО активность населения в обсуждении проблем развития муниципальных районов выросла к 2023 году. Определенную роль по росту использования соцсетей для коммуникации жителей между собой сыграл, на наш взгляд, локдаун 2020 года и обязательство администраций по ведению таких страниц, начиная с 2022 года.
Установлено, что наиболее активно с администрациями через соцсети взаимодействуют жители малых и средних городов, а основной формой такого взаимодействия выступают отметки «Мне нравится» и репосты. В крупных же городах основное взаимодействие происходит посредством комментариев.
В то же время можно отметить, что социальные сети слабо используются населением для самоорганизации местных сообществ при решении проблем локального характера. При инициировании кем-то мер по их решению (например, уборка территории), как правило, такое сообщение не получает отклика или поддержки. Одной из причин этого, на наш взгляд, является плохая информированность населения о своих возможностях, ограничениях и свободах.
В целях повышения активности подписчиков таких групп, на наш взгляд, целесообразна реализация следующих направлений:
1. Создание регулярного (ежедневного) контента для удержания интереса участников сообществ.
2. Размещение информации о запланированных мероприятиях, которые связаны с муниципалитетом, и приглашение населения к активному участию в них.
3. Мониторинг аналитики для корректировки стратегии контента и улучшения эффективности сообщества.
4. Расширение использование системы инцидент-менеджмента для выявления наиболее актуальных проблем.
Представленные мероприятия помогут повысить эффективность администрирования сообществ в социальных сетях, что в конечном итоге положительно скажется на качестве публикуемого контента.
Относительно самих жителей муниципалитетов, на наш взгляд, представляется целесообразным разъяснить (возможно в госпабликах органов местного самоуправления) разграничения полномочий, граждан, администраций, органов власти регионального и федерального уровня, а также возможности для взаимодействия. Это будет способствовать сокращению числа недопониманий и конфликтных ситуаций между жителями и органами власти.
[1]Социальные медиа (англ. social media) — это совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент.
[2] Гильмутдинова А. Самые популярные соцсети в России в 2024 году // Журнал о нативной рекламе. URL: https://natiw.ru/analitika/samye-populyarnye-socseti-v-rossii (дата обращения 8.10.2024 г.)
[3] Социальная сеть «ВКонтакте». URL: https://vk.com/faq19973
[4] Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2022 N 2523-р «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц»
Страница обновлена: 21.11.2024 в 11:55:36