Классификация муниципальных районов региона по уровню развития цифровой инфраструктуры и уровню использования цифровых технологий в организациях
Зинич Л.В.1, Кузнецова Н.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551604
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Внедрение цифровых технологий – одна из главных стратегических возможностей современного агропромышленного комплекса. Цифровые технологии на предприятиях сельского хозяйства обладают значительным потенциалом в решении таких задач, как снижение материальных и трудовых затрат при одновременном росте урожайности, повышение степени устойчивости развития отрасли, продуктивное взаимодействие с поставщиками, покупателями, институтами развития и др. В настоящее время расширяется как круг предприятий сельского хозяйства, использующих те или иные элементы цифровых технологий, так и спектр применяемых в отрасли цифровых устройств. В статье представлена комплексная оценка потенциала сельскохозяйственных организаций, в которой заключен дифференцированный подход к формированию локальных цифровых зон. В авторском исследовании проведена оценка цифровизации сельского хозяйства Омской области (оценено состояние цифровой инфраструктуры в регионе; проведен анализ использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях региона; проведена классификация муниципальных районов региона по уровню использования цифровых технологий). Разработанная классификация позволила составить тепловую карту Омской области в разрезе муниципальных районов потенциала цифровизации сельского хозяйства. Прикладную значимость исследованию придает его непосредственная связь с задачами Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», проектов и программ и проектов цифровизации сельского хозяйства, предполагающих широкомасштабные преобразования бизнеса и инфраструктуры на основе принципов «индустрии 4.0». Предложенная классификация обеспечит дифференцированный подход в разработке целевых программ и проектов на региональном и районном уровнях, а так же в принятии управленческих решений на местном уровне.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая инфраструктура, цифровые технологии, природные зоны
JEL-классификация: R11, R12, R13, O31, O33
Введение
Цифровизация процессов взаимодействия в социально-экономической территориальной системе формирует за счет проникновения цифровых технологий возможности повышения конкурентоспособности экономики, роста уровня и качества жизни населения, способствует созданию новых продуктов и услуг (или их цифровых форм) и тем самым выступает структурообразующим элементом формирования нового уровня потенциала территориальной системы [4, 10] (Kotsur, Liverko, Melnikova, Tsybenko, 2020; Pechatkin, 2020). Охватывая своей единой коммуникативной сетью производственные подсистемы (ресурсы, оборудование, транспортно-логистические и маркетинговые модули), комплекс отраслей производственной и социальной инфраструктуры, а также организацию и процесс управления, цифровизация выступает новым компонентом потенциала территориально-пространственной системы [1]. Потенциальные преимущества от цифровизации агропродовольственной отрасли потребуют серьезных изменений в системах производства, жизни населения, сельской экономике и управлении природными активами.
Оценка уровня цифровизации российского агропромышленного комплекса показала низкий уровень: по разным оценкам, не более чем в 10% хозяйств внедрены цифровые технологии, в то время в европейских странах данный показатель составляет порядка 60–80%. Первой целью цифровой трансформации сельского хозяйства согласно ведомственному проекту заявлена сама цифровая трансформация посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в агропромышленном комплексе и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в два раза к 2024 году [7].
Целью настоящего исследования стало обоснование неоднородности степени цифровизации в разрезе природных зон Омской области и последующая классификация муниципальных районов региона с учетом уровня развития цифровой инфраструктуры, технической оснащенности и использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях.
Научная новизна исследования заключается в том, что показана необходимость дифференцированного подхода к формированию локальных цифровых зон и управлению процессами развития цифровизации для конкретного района региона.
Цифровизация АПК повлечет значительное движение вперед не только в сельском хозяйстве в целом, но и производстве продуктов питания [11]. Практически все виды экономической деятельности сталкиваются сегодня с необходимостью эффективного использования цифровых технологий и принципов Индустрии 4.0 [2, 16] (Schumacher, Erol, Sihn, 2016). Это принесет социальные, экологические и экономические блага, однако может спровоцировать ряд институциональных и социальных проблем. Различия в степени доступа к цифровым технологиям и услугам способен спровоцировать цифровой разрыв [14]. Мелкие фермеры и жители отдаленных сельских районов рискуют отстать от преобразований в силу не только низкого уровня компьютерной грамотности и доступа к цифровым ресурсам, а элементарно незначительной способности к социальной и экономической интеграции [9]. Для качественного внедрения цифровых решений в отраслях АПК одних технологий недостаточно. Экономические, общественные и политические экосистемы должны обеспечить необходимые условия для комплексной цифровизации – наличие развитой цифровой инфраструктуры, повышение компьютерной грамотности и информационной культуры, формирование благоприятной регулятивной среды, разработка моделей использования больших объемов данных и механизмов установления права на данные и их использование, популяризация электронных сервисов и платформенных решений индустрии цифровых продуктов [3] (Eshet, 2012).
Для решения задач комплексной цифровизации необходим дифференцированный подход к формированию локальных цифровых зон путем классификации муниципальных районов по уровню потенциала использования цифровых технологий.
Необходимо учитывать ряд условий, которые определяют масштаб цифровых модификаций в сельском хозяйстве под влиянием следующих предпосылок: 1) базовые условия, позволяющие использовать технологии (наличие технологий); подключенность; финансовая доступность; меры государственной поддержки и программы стратегии цифровизации; компьютерная грамотность и образование в области ИКТ; 2) способствующие условия: использование интернета; использование мобильных телефонов; использование соцсетей; поддержка общей культуры предпринимательства и цифровых инноваций в агропродовольственном секторе; навыки работы с цифровыми технологиями.
В авторском исследовании на базе обозначенного методологического подхода изучен потенциал сельскохозяйственных организаций региона на основе характеристик, отражающих: 1) оценку уровня информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры; 2) оценку наличия и уровня использования цифровых технологий.
Комплексная оценка потенциала сельскохозяйственных организаций в разрезе муниципальных районов предполагает, во-первых, формирование системы показателей, во-вторых, наличие и ведение информационной базы данных для расчета показателей, в-третьих, возможность применения оценок для последующей классификации и выделения локальных цифровых зон [6] (Kusakina, 2003).
При анализе уровня информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры были оценены уровень мобильной связи в организации, составляющие сетевой инфраструктуры организации, наличие и уровень интернета в организации [15]. В оценку наличия и уровня использования цифровых технологий закладывался уровень цифровизации организации, личный уровень владения цифровыми технологиями, уровень знаний специалистов по применению цифровых технологий, анализу и применению данных в управлении предприятием.
Исследование проводилось в апреле – мае 2022 года путем анкетирования руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств Омской области (249 анкет заполнили главы крестьянских фермерских хозяйств (65,9%), 129 анкет – руководители и ведущие специалисты сельскохозяйственных организаций (34,1%)). Анкетным опросом оценивался уровень информационно-телекоммуникационных технологий, наличие и использование цифровых технологий, по которому была проведена средневзвешенная балльная оценка. Показателям с нулевым или низким уровнем присваивалось 0 баллов, показателям со средним уровнем – 1 балл, показателям с высоким уровнем – 2 балла. В последующем определялась средневзвешенная оценка по муниципальному району.
В осуществляемом исследовании предложено рассматривать цифровой потенциал в общем виде как совокупную возможность имеющихся информационно-коммуникационных технологий инфраструктуры и цифровых технологий в организации, а также существующих умений и навыков людей, участвующих в цифровой трансформации процессов [5] (Kuznetsova, Zinich, 2019).
На основе комплексной оценки потенциала сельскохозяйственных организаций в разрезе муниципальных районов была проведена группировка муниципальных районов Омской области по уровню развития цифровой инфраструктуры и использованию цифровых технологий в организации (табл. 1).
Таблица 1
Группировка муниципальных районов Омской области по уровню развития цифровой инфраструктуры и использованию цифровых технологий в организации
|
Оценка уровня информационно-телекоммуникационных
технологий инфраструктуры
| ||
|
низкий
|
высокий
| |
Оценка
уровня использования цифровых технологий и технического обеспечения
|
высокий
|
|
Омский,
Азовский, Любинский |
низкий
|
Тевризский,
Муромцевский, Тюкалинский, Колосовский, Тарский, Черлакский, Знаменский, Большеуковский, Усть-Ишимский, Седельниковский, Называевский, Полтавский, Москаленский, Нововаршавский, Марьяновский, Большереченский, Крутинский |
Таврический,
Калачинский,
Русско-Полянский, Оконешниковский, Горьковский, Шербакульский, Кормиловский, Одесский, Саргатский, Павлоградский, Исилькульский, Нижнеомский |
По результатам группировки были выделены четыре локальные цифровые зоны. В группу «Открытый стандарт» вошло большинство муниципальных районов региона с низким уровнем цифровой среды и готовности субъектов к цифровизации. Группа «Цифровая ниша» включает районы с высоким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и низким уровнем информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры (в данную зону не попал ни один район). Группа «Цифровой массив» охватывает районы с низким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и высоким уровнем информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры. Группа «Индустрия знаний» представляет районы с высоким уровнем использования цифровых технологий и технического обеспечения и информационно-телекоммуникационных технологий инфраструктуры (рис. 1).
Рисунок 1. Классификация муниципальных районов региона по уровню цифровизации
Источник: составлено авторами.
Следует отметить, что только 3 муниципальных района региона (Омский, Азовский, Любинский районы) имеют высокий уровень цифровой инфраструктуры и использования цифровых технологий, который можно отнести к группе «Индустрия знаний», 12 районов (37,5%) имеют средний уровень (группа «Цифровой массив», остальные 17 районов (53,1%) с низким уровнем цифровизации относятся к группе «Открытый стандарт»).
Наглядно результат зависимости уровня цифровизации от природно-климатической зоны региона представлен на рисунках 2–5.
Рисунок 2. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в степной зоне Омской области
Источник: составлено авторами.
Рисунок 3. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в южной лесостепной зоне Омской области
Источник: составлено авторами.
Рисунок 4. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в северной лесостепной зоне Омской области
Источник: составлено авторами.
Рисунок 5. Классификация муниципальных районов по уровню цифровизации в северной зоне Омской области
Источник: составлено авторами.
Структуризация (зонирование) территорий выступает не только инструментом оценки темпов роста (снижения) экономики и уровня жизни населения, но и способом доказательности принимаемых управленческих решений по развитию территорий [12].
Разработанная классификация позволила составить тепловую карту Омской области в разрезе муниципальных районов потенциала использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях в зависимости от уровня технической оснащенности и развития цифровой инфраструктуры (рис. 3).
Рисунок 3. Тепловая карта Омской области в разрезе муниципальных районов потенциала использования цифровых технологий в сельскохозяйственных организациях в зависимости от уровня технической оснащенности и развития цифровой инфраструктуры
Источник: составлено авторами.
Заключение
Анализ текущего состояния, определение уровня цифровой трансформации сельхозтоваропроизводителей является ключевым фактором, который позволяет охарактеризовать направления цифровой трансформации, достижение ключевых показателей эффективности при реализации Стратегии цифровой трансформации [8, 13] (Nikola Trendov, Samuel Varas, Men Tszen, 2019).
Классификация муниципальных районов поможет определить направления повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, в том числе позволяет выявить риски и угрозы информационной безопасности при создании цифровой экосистемы управления сельским хозяйством, осуществить дифференцированный подход к функционированию и повышению эффективности агропродовольственных систем, обеспечить существенные выгоды экономического, социального и экологического характера в условиях цифровизации сельского хозяйства. Полученные результаты могут лечь в основу разработки целевых программ и проектов на региональном и районном уровнях.
Источники:
2. Schumacher A., Erol S., Sihn W. A maturity model for assessing Industry 4.0 readiness and maturity of manufacturing enterprises // Procedia CIRP 52. – 2016. – p. 161 – 166. – doi: 10.1016/j.procir.2016.07.040.
3. Eshet Y. Thinking in a digital era: A revised model for digital literacy // Issues in informing science and information technology. – 2012. – № 9. – p. 267–276.
4. Коцур, Е.В., Ливерко, А.Ю., Мельникова, А.М., Цыбенко, О.В. Применение цифровых технологий при реализации проекта «Цифровое сельское хозяйство». / Актуальные проблемы геодезии, землеустройства и кадастра. - Омск: Омский ГАУ, 158. – 2020 c.
5. Кузнецова Н.А., Зинич Л.В. Трансферт новых знаний и цифровых технологий в подготовку специалистов для агропромышленного комплекса // Цифровое сельское хозяйство региона: основные задачи, перспективные направления и системные эффекты: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета. 2019. – c. 362-366.
6. Кусакина О.Н. Теоретические аспекты экономического механизма повышения конкурентоспособности производства в условиях рынка // Научная мысль Кавказа. – 2003. – № 7.
7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. Гарант: информационно-правовой портал. Москва, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 27.08.2022).
8. Никола М. Трендов, Самуэль Варас, Мэн Цзэн Цифровые технологии на службе сельского хозяйства и сельских районов. - Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, 2019.
9. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. Гарант: информационно-правовой портал. Москва, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.09.2022).
10. Печаткин В.В. Цифровизация экономики как фактор конкурентоустойчивости региона в условиях глобальных вызовов // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – № 8. – c. 1478-1495.
11. Стратегия цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/doc (дата обращения: 01.08.2022).
12. Стратегия цифровой трансформации сельского хозяйства (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25.06.2021 № 20)). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-selskogo-khozjaistva-moja-tsifrovaja-ferma/ (дата обращения: 11.09.2022).
13. Цифровизация АПК: возможности и риски Серия онлайн-эфиров «Цифровая трансформация регионов». Электронное периодическое издание «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb_%D1%81ifrovaya_transformaciya_4 (дата обращения: 04.10.2021).
14. Цифровизация, промышленный интернет вещей и Индустрия 4.0. Кратко. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/menedzhment/142438-tsifrovizatsiya-promyshlennyy-internet-veshchey-i-industriya-4-0-kratko/ (дата обращения: 24.09.2021).
15. Что такое «цифровизация» предприятия?. Ua.Automation.com. [Электронный ресурс]. URL: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (дата обращения: 05.10.2021).
16. Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0. Рб.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/what-is-digital-transformation/ (дата обращения: 15.09.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 18:39:50