Программно-целевой подход в развитии АПК и сельских территорий региона
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Цитировать:
Косенчук О.В. Программно-целевой подход в развитии АПК и сельских территорий региона // Продовольственная политика и безопасность. – 2025. – Том 12. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.12.1.122039.
Введение
Развитие сельских территорий в России является насущной необходимостью для устойчивого и гармоничного развития страны. Несмотря на обширные земельные ресурсы и богатый сельскохозяйственный потенциал, сельские районы России сталкиваются с рядом экономических, социальных и инфраструктурных проблем, которые требуют безотлагательного внимания и решения.
Сельские районы вносят значительный вклад в экономику страны, являясь основным производителем продуктов питания и поставщиком сырья для различных отраслей промышленности. Сельское хозяйство является важным источником возобновляемых ресурсов и может способствовать продовольственной безопасности и сохранению окружающей среды.
В целях гармоничного развития сельских территорий в 2019 году была принята государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – Программа), эффективная реализация которой позволит сбалансировать экономический рост и социальное благополучие на селе. В рамках данной Программы приоритетным является развитие кадрового потенциала, а также обеспечение жильём с комфортными условиями и формирование социальной инфраструктуры для населения. В рамках реализации федеральных проектов Программы в РФ запланировано достижение стратегических целей (рис. 1).
В целом развитие села может помочь диверсифицировать экономику, уменьшая ее зависимость от добычи полезных ископаемых и стимулируя рост несельскохозяйственных отраслей. В сельской местности есть потенциальные возможности для создания значительного количества рабочих мест не только в агропромышленных организациях, но и в туризме, и малом бизнесе.
На сельских территориях необходимо улучшать качество жизни местного населения, предоставляя доступ к образованию, здравоохранению, культурным мероприятиям и общественным услугам.
Рисунок 1. Цели программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
Источник: составлено автором.
Поскольку создание привлекательных условий для жизни в сельской местности может остановить отток населения в города и способствовать сохранению сельских сообществ. В настоящее время в сельской местности люди зачастую сталкиваются с неразвитостью инфраструктуры, такой как дороги, транспорт, энергетика и телекоммуникации. Инвестиции в сельскую инфраструктуру могут повысить доступность основных услуг, облегчить ведение бизнеса и улучшить качество жизни сельского населения. Следует отметить, что современная инфраструктура сельской местности может способствовать развитию туризма, поскольку предлагает уникальные возможности для отдыха и рекреации.
Вместе с тем, село всегда играло важную роль в сохранении культурного наследия и традиций. Сельская местность является хранителем ценных обычаев, ремёсел и местных диалектов, природного биоразнообразия и экосистемных услуг, которые необходимы для здоровья людей. Поэтому стратегически важным для нашей страны является не просто сохранение жизни на селе, но и их развитие.
Для эффективного развития сельских территорий необходимы современные подходы в управлении. Так, Волошина М.С. предлагает в своей работе организовать управление развитием сельских территорий на основе диверсификации занятости [1]. Исследователь Косенчук О.В. использует стратегический подход в управлении применяя типологию сельских территорий, установленную по уровню многофункционального развития сельского хозяйства, выделяя при этом четыре типа территорий («авангардный», «точки роста», «стагнирующий», «депрессивный») и предлагая для каждой из них соответствующий прогноз развития [2].
Многие научные труды посвящены оценке эффективности реализации Программ развития сельских территорий на региональном уровне, в частности изучению влияния управления трудовыми отношениями на развитие межхозяйственных производственно - экономических связей на селе [3], влияния институциональных и структурных изменений на развитие аграрного сектора [4], влияния применения налоговых стимулов для сельского бизнеса на улучшение социальной жизни в районе, развитие сельского предпринимательства и создания новых рабочих мест [5]. Отдельные ученые предлагают исследовать вышеуказанный аспект через оценку эффективности управления многофункциональным развитием сельского хозяйства [6].
Иностранный опыт развития сельских территорий отражен в научных трудах, в которых устойчивые и эффективные процессы развития села рассматривались во взаимосвязи с человеческим капиталом. Так, в Китае, при составлении Программ регионального развития учитывают процессы масштабной урбанизации [7], в Армении в качестве эффективной меры по благоустройству села рассматривают развитие несельскохозяйственной занятости [8], в Казахстане принимают во внимание особенности внутренней миграции и ее влияние на развитие социальной инфраструктуры в сельских районах [9]. Одной из точек роста сельской экономики в северных странах Европы отдельные авторы считают формирование и развитие мотивационных институтов развития сельских территорий [10], в том числе через правовое обеспечение их устойчивого развития в государствах - членах Евразийского экономического союза [11].
По мнению автора, наиболее интересными представляются научные изыскания, посвященные исследованиям развития малого бизнеса и кооперации на селе [12]. В частности, работы, характеризующие потребительскую кооперацию как инновационную модель развития территорий в условиях цифровизации экономики [13] и описывающие влияние этой формы бизнеса на возрождение сельских территорий депрессивного типа [14].
Некоторые ученые рассматривают решение проблем социально-экономического развития села в аспекте развития экологического туризма [15], другие считают эффективным инструментом государственно-частное партнерство [16], третьи исследуют в целом влияние уровня цифровизации на положительные тенденции в развитии сельских территорий [17].
Также отдельные исследователи значительное внимание отводят разработке современных механизмов, способствующих развитию села. В частности Можаев Е.Е., Марков А.К. и другие сформировали противозатратный механизм управления, основанный на принципах потребительно-стоимостной экономики: «Высокое качество продукции (услуг) – их низкая цена» и предполагающие внедрение научно-технических инноваций в агропроизводство [18].
Ряд авторов для решения социально-экономических проблем на селе предлагает в стратегических программах развития использовать систему управления и механизмы, способствующие переходу к инклюзивной модели развития, учитывая региональные особенности и позволяющие преодолеть отрицательные тенденции в сельской экономике. Для оценки эффективности управления авторы разработали новую методику на основе комплекса критериев и индикаторов, характеризующих уровень социальной инклюзии [19].
Однако, как отмечают ряд авторов, до настоящего времени при значительном разнообразии применяемых мер для реализации проектов проблемы на селе полностью решить не удаётся [20, 21, 22].
На основании вышеизложенного автором сделан вывод, что ряд вопросов методологического и научно-практического характера по устойчивому развитию сельских территорий остается недостаточно изучен, что обусловило выбор темы данного исследования.
Целью статьи является проведение анализа развития АПК и сельских территорий Омской области на основе программно-целевого подхода.
Научная новизна исследования состоит в проведении системного анализа содержательной интерпретации названий подпрограмм по развитию села в Омской области, их контент-анализа по частоте появлений ключевых слов-маркеров, а также структуры распределения бюджетных ассигнований по муниципальным районам области, способствующей достижению целевых показателей программ развития села.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование программ стратегического развития муниципальных районов Омской области необходимо осуществлять с учетом ключевых аспектов социального, экономического, экологического и институционального характера, направленных на улучшение качества жизни сельского населения. Данный подход позволит осуществлять адресное регулирование важнейших направлений развития сельских территорий и укрепления аграрного сектора.
Материалы и методы
Исследование системы научных концепций, теорий и воззрений по развитию АПК и сельских территорий осуществлялось с применением монографического метода. Основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по данной тематике.
Информационно-эмпирической базой для изучения послужили реализуемые стратегические документы, региональные и муниципальные программы социально-экономического развития, оперативная информация органов исполнительной власти и местного самоуправления районов Омской области, а также результаты собственных исследований.
В работе использовались общенаучные методы анализа и синтеза, при обосновании результатов исследования – контент-анализ, программно-целевой, графический, системный анализ и абстрактно-логический.
Основная часть
В результате проведенных исследований установлено, что в Омской области по Программе развития сельских территорий в редакции от 18.01.2024 (постановление № 13-п и № 15-п) установлены к 2030 году следующие значения ключевых показателей: доля сельского населения в общей численности населения запланирована на уровне 26,36%, соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 100,2%, доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - 26,4%. Если первые два показателя незначительно превышают целевые значения аналогичных показателей по сравнению с российской Программой, то последний - меньше почти в два раза, что указывает на недостаточное внимание со стороны руководства региона к вопросу благоустройства жилья для сельского населения.
Данный аспект стратегически важен для такого региона как Омская область, расположенной на четырех природно-климатических зонах и включающей в себя 32 муниципальных района с 363 сельскими поселениями, в которых по данным 2022 года проживает 39,4% сельского населения (725,7 тыс. человек).
Всего в области разработано и утверждено 80 программ развития муниципальных образований, включающих в себя 366 подпрограмм по разным сферам. Такое большое разнообразие затрудняет управление и контроль за их реализацией. Всего расходов на реализацию госпрограммы по развитию сельских районов в Омском регионе на 2024 год запланировано 2 312 890,68 тыс. руб.
В целях повышения эффективности механизма управления на региональном и муниципальном уровнях, автор считает целесообразным применять контент-анализ действующих программ и подпрограмм развития сельских территорий по словам-маркерам. В качестве таких маркеров автор выбрал 15 ключевых слов, отражающих современные тренды в России исходя из федеральной повестки, действующих стратегических документов по развитию села и Послания президента В.В. Путина от 29.02.2024 года: цифровизация, сельское хозяйство, предпринимательство, инвестиции, эффективность, кадры, образование, инфраструктура, жилье, семья, молодёжь, спорт, здоровье, экология, культура. Изучение содержательной интерпретации названий подпрограмм Омской области и проведенный их контент-анализ позволили установить существенную разницу по частоте появлений слов-маркеров (рис. 2).
Установлено, что максимальное количество раз встречаются три слова: «образование» - 175 раз, «культура» - 152 и «инфраструктура» - 144 раза. Слова «сельское хозяйство» и «предпринимательство», характеризующие производственный потенциал муниципальных образований, упоминаются почти в два раза реже - 80 и 72 раза соответственно.
Рисунок 2. Частота упоминаний слов-маркеров в названиях муниципальных программ и подпрограмм развития сельских территорий Омской области.
Источник: составлено автором.
Наименьшее количество раз в наименованиях стратегических документов по развитию села встречаются слова «инвестиции» «экология», «семья», «молодёжь» от 22 до 7 раз, что говорит о заниженной важности данных направлений в регионе. Критически мало встречается слово «цифровизация» и схожие по смыслу слова (только 4 упоминания). Данный факт свидетельствует о том, что руководство на местах в муниципальных образованиях не придает особой важности современному тренду развитию цифровой экономики как в сфере производства и управления, так и в бытовой жизнедеятельности людей.
Также следует отметить, что в регионе решению кадровых вопросов на селе уделяется недостаточное внимание. Об этом можно косвенно судить по частоте встречаемости слова «кадры» в названиях подпрограмм развития сельских районов (58 раз). Причем исследование самих текстов данных документов показывает, что слово «кадры» в основном относиться к сфере педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях, при этом отсутствуют упоминания про подготовку современных кадров с высшим образованием для основной сферы деятельности на селе – аграрного производства.
Детальный анализ текста исследуемых документов позволил определить отсутствие фраз и/или слов, актуальных для эффективного развития агропроизводства и сельских районов: «технологический суверенитет», «наука», «компетенции», «взаимодействие с ВУЗами», «диверсификация» и другое.
Не во всех муниципальных районах принятые к реализации программы позволят достичь в полном объеме поставленные цели. Установлено, что в 21 районе (66%) отсутствует подпрограмма, отражающая экологические аспекты, в трёх районах (9%) ключевым направлением развития является только социальная сфера. В некоторых муниципальных образованиях экономическая и/или производственная сферы вовсе не выделены в отдельные подпрограммы. Следовательно и бюджет района планируется только по заявленным программам. Фрагмент анализа расходов бюджета на реализацию мероприятий по развитию села в Омской области за 2022 год представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Рейтинг муниципальных районов по эффективности управления и объемам бюджета на развитие АПК и сельских территорий Омской области
Источник: составлено автором.
Анализ расходов бюджета на плановые мероприятия по программам значительно отличается по районам. В целом наблюдается следующая тенденция, районы, которые закладывают в свой бюджет значительную сумму, по итогам рейтинговой оценки эффективности управления за развитие сельских территорий, как правило, занимают лидирующие места. И наоборот, в районах с низким уровнем эффективности управления закладываются минимальные суммы в бюджет на развитие. Так, по данным 2022 года разница между объемом заложенных средств Калачинского района (586 565,37 тыс. руб.) и Большеуковского района (54 191,55 тыс. руб.) составила 532 373,82 тыс. руб., то есть почти в 10,8 раз.
При рассмотрении обобщенной структуры распределения бюджетных ассигнований по районам области (табл. 1) установлено, что средства направляются по 15 социально-экономическим направлениям.
Основным направлением в регионе является развитие системы образования, на которое направляется более 50% финансовых средств от общего запланированного бюджета. Вторым по значимости направлением является развитие дорожного хозяйства и благоустройства территории, объем бюджета составляет от 15,9 до 16,2 %. Доля финансов по остальным 13 направлениям не превышает 6,3 %.
Таблица 1
Структура распределения бюджетных ассигнований по муниципальным районам Омской области, %
Муниципальные
программы
|
2023 г.
|
2024 г.
|
2025 г.
|
Развитие
системы образования
|
51,4
|
56,4
|
57,6
|
Развитие
дорожного хозяйства и благоустройства
|
15,9
|
16,3
|
16,2
|
Развитие
сферы культуры
|
6,3
|
6,3
|
6,2
|
Совершенствование
муниципального управления
|
5,3
|
5,1
|
5,1
|
Улучшение
жилищных условий граждан
|
4,2
|
1,2
|
0,7
|
Развитие
коммунального хозяйства
|
3,1
|
2,1
|
2,1
|
Управление
муниципальными финансами и
муницип. долгом
|
2,8
|
2,8
|
2,8
|
Развитие
молодёжной политики, физкультуры и спорта
|
2,7
|
2,2
|
1,4
|
Управление
земельными ресурсами и имуществом
|
2,2
|
1,7
|
1,6
|
Сельское
хозяйство и устойчивое развитие сельских территорий
|
1,7
|
1,6
|
2,1
|
Обеспечение
безопасности населения и территории
|
1,6
|
1,6
|
1,6
|
Развитие
отдельных направлений социальной сферы
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
Градостроительная
политика
|
0,8
|
0,7
|
0,6
|
Охрана
окружающей среды
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
Экономическое
развитие
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
Источник: разработано автором по данным Министерства финансов РФ портал «Бюджет для граждан Омской области» URL:https://budget.omsk.ifinmon.ru (дата обращения 01.08.2024)
Основным направлением в регионе является развитие системы образования, на которое направляется более 50% финансовых средств от общего запланированного бюджета. Вторым по значимости направлением является развитие дорожного хозяйства и благоустройства территории, объем бюджета составляет от 15,9 до 16,2 %. Доля финансов по остальным 13 направлениям не превышает 6,3 %.
На основании проведенных исследований можно говорить о неполном охвате актуальных сторон и направлений в стратегических программах развития сельских территорий региона и принимаемых управленческих решениях по достижению соответствующих целей.
Это доказывает необходимость проведения актуализации муниципальных стратегий социально-экономического развития до 2030 года и провести разработку планов долгосрочного развития опорных населенных пунктов в Омской области.
Для достижения поставленных целей в Омской области планируются к внедрению различные проекты, направленные на улучшение благоустройства по освещению территорий; созданию не только пешеходных зон, но и авто- и велопарковок; обустройство детских и спортивных площадок, территорий для маломобильных людей; восстановление и ремонт дворов, памятников, фасадов зданий и другое.
Вместе с тем обязательной целью является рост объемов аграрного производства в регионе. Для этого в сельскохозяйственных организациях внедряют инновации, проводят техническую и технологическую модернизацию производства, в том числе с применением компонентов цифровизации. Как правило, в таких хозяйствах наблюдается рост эффективности производства и повышение продовольственной безопасности региона и страны в целом.
Несомненно, одним из ключевых факторов, влияющим на развитие сельских территорий, является доступность основных услуг, таких как здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура. Недостаточное наличие этих услуг может стать препятствием для привлечения жителей на село, особенно молодых специалистов. Поэтому важно развивать сельские школы, детские сады, медицинские учреждения, обеспечивать доступное и качественное транспортное сообщение с городами.
Кроме того, специфика сельской местности требует особого подхода к развитию из-за сезонных особенностей работы сельскохозяйственных предприятий, необходимость поддержки мелких сельских хозяйств. Также важно содействовать развитию сельского туризма, создавать условия для развития рекреационной инфраструктуры и др.
При этом автор считает, что планирование мероприятий по эффективному развитию села должно быть с учетом влияния различных факторов и рисков (рис. 4).
Рисунок 4. Потенциальные риски, влияющие на развитие сельских территорий
Источник: составлено автором.
Данный подход позволит разработать комплексные программы поддержки и стимулирования развития АПК и села, обеспечивающий интегрированный подход к устранению препятствий на пути развития сельских территорий.
К основным факторам, с точки зрения автора, следует отнести: экономические (уровень доходов сельского населения, доступность кредитов, налоговая политика, спрос на сельскохозяйственную продукцию), социальные (уровень образования и здравоохранения, доступность культурных и социальных услуг, уровень безработицы), демографические (изменение численности сельского населения, миграционные процессы, изменения в возрастной структуре селян, уровень рождаемости и смертности), технологические (использование современных технологий в сельском хозяйстве, развитие цифровизации и электронной коммерции), экологические (сохранение природных ресурсов, экологическая безопасность производства, использование экологически чистых технологий) и фактор государственной поддержки (программы финансовой поддержки, развитие инфраструктуры, стимулирование производства).
При формировании программ стратегического развития муниципальных районов Омской области разработчикам необходимо принимать во внимание ключевые аспекты для устойчивого развития села. Одним из таких аспектов является процесс социального, экономического, экологического и институционального развития, направленный на улучшение качества жизни сельского населения. Для этого необходимо создать условия для развития инфраструктуры и повышения эффективности производства, что бы у людей рос уровень доходов, была возможность для самореализации и развития личности. Важно создавать условия для улучшения здоровья жителей села, расширения доступа к образованию и культурным ценностям.
Также важно создать предпосылки для развития рынка труда на сельских территориях. Это процесс создания новых рабочих мест и повышения квалификации работников, который позволяет снизить безработицу и повысить занятость населения. Необходимо привлекать инвестиции в сельское хозяйство и другие отрасли экономики, развивать малый и средний бизнес, поддерживать предпринимательство, поощрять диверсификацию и разнообразие экономической деятельностей в сельских районах, включая развитие туризма, а также создание рабочих мест в не аграрных секторах.
Однако нельзя ограничиваться только улучшением производственных показателей, нужно обеспечить сельское население доступным и комфортным жильём, отвечающего современным требованиям. Важно предоставлять субсидии на строительство или покупку жилья, разрабатывать механизмы ипотечного кредитования, стимулировать развитие индивидуального жилищного строительства. Одновременно с этим следует планировать инвестиции в инфраструктуру на селе, такую как дороги, энергетика, водоснабжение, здравоохранение и образование для обеспечения равного доступа к услугам и возможностям.
Эти ключевые направления и аспекты являются основой для стратегического развития сельских территорий в России и ориентируют на разработку соответствующих мероприятий и программ в данной области.
Выводы
Изучив, различные подходы к развитию АПК и сельских территорий выявлено, что их успешное развитие требует комплексного подхода, включающего в себя экономические, социальные, демографические, технологические, экологические и государственные составляющие. Необходимо создать благоприятные условия для жизни и труда на селе, учитывая особенности каждого региона и потребности его жителей.
При разработке мероприятий на перспективу в рамках реализации стратегических программ развития села необходимо планировать бюджет с учетом специфики отдельных муниципальных районов региона. Инвестиции в инфраструктуру, улучшение качества жизни и поддержки сельскохозяйственного производства могут превратить сельские районы в движущую силу экономического роста и создать более сбалансированное и процветающее общество.
Данный подход позволит осуществлять адресное регулирование важнейших направлений развития сельских территорий и укрепления аграрного сектора.
Страница обновлена: 06.11.2024 в 11:52:32