Цифровое профилирование как инновационный инструмент регулирования трудовой миграции
Шичкин И.А.1, Мирзабалаева Ф.И.1,2, Миргород Е.Е.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 12 (Декабрь 2021)
Цитировать:
Шичкин И.А., Мирзабалаева Ф.И., Миргород Е.Е. Цифровое профилирование как инновационный инструмент регулирования трудовой миграции // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 12. – С. 1459-1472. – doi: 10.18334/et.8.12.114035.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48000002
Цитирований: 3 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Вопросам определения потребности в иностранной рабочей силе и регулирования труда мигрантов в последние годы уделяется все больше внимания с целью сокращения профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда. Некоторые шаги к формированию цифровых профилей мигрантов уже предпринимаются, поэтому авторы статьи выбрали предметом своего исследования цифровое профилирование на основе обобщения имеющего опыта и подходов в этой области.
Авторы рассматривают цифровое профилирование как инновационный инструмент регулирования трудовой миграции. Тема исследования обусловлена возрастающей актуальностью исследования влияния современных Интернет-технологий и цифровизации на трансформацию занятости населения и миграционную подвижность. Целью данного исследования является определение перспектив адаптации цифрового профилирования в сфере регулирования трудовой миграции. Авторами использованы методы контент-анализа научных и Интернет-источников.
Цифровое профилирование также связано с функционированием системы государственных услуг в форме электронных онлайн-сервисов, доступ к которым предоставляется на базе персонального цифрового профиля. В настоящее время цифровое профилирование с успехом используется в маркетинге, в сфере промышленной безопасности, уголовном правосудии и найме персонала. В статье рассмотрены подходы к адаптации цифрового профилирования в сфере регулирования трудовой миграции.
Результаты исследования могут быть использованы соответствующими государственными органами в процессе регулирования трудовой миграции, бизнесом в целях оптимизации процесса найма на работу иностранных работников, а также в научно-исследовательских и образовательных целях.
Ключевые слова: цифровое профилирование, цифровой профиль, цифровизация, онлайн-сервисы, Интернет-ресурсы, цифровой след, трудовые мигранты
JEL-классификация: J61, J62, J81, O31
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных интернет-технологий генерирует большие массивы данных о пользователях, материализуя результаты их действий в своеобразные цифровые дневники. Эта информация является ценной не только для специалистов в области кибербезопасности, но и для всех, кто может с пользой интерпретировать полученные сведения. Систематизация данной информации осуществляется посредством цифрового профилирования (Digital Profiling), которое выступает в качестве инновационного инструмента, предполагающего сбор и анализ информации об интернет-пользователях.
Цифровые технологии играют возрастающую роль в процессе миграции – от принятия решений мигрантами сменить место постоянного проживания и планирования маршрутов до окончательной интеграции в принимающие сообщества и установления трансграничных связей со своими соотечественниками.
Согласно данным ежегодного глобального исследования компаний We Are Social и Hootsuite, число интернет-пользователей в мире к октябрю 2021 г. составило 4,88 млрд чел. (или 61,8%) мирового населения [4] (Digital 2021 October Global Statshot Report, 2021). По мере развития интернет-пространства возрастает массив данных о каждом пользователе и актуализирует его цифровой профиль, который содержит совокупный контент о человеке в Сети, размещенный на общедоступных веб-сайтах лично или другими лицами. Цифровое профилирование – это процесс сбора и анализа информации о пользователе, которая представлена в сети Интернет. Действия пользователей в Сети, сопровождаемые использованием файлов cookie, позволяют вести цифровой дневник, в котором фиксируется хронология их активности.
Личность пользователя в процессе взаимодействия на любом устройстве с различными интернет-ресурсами приобретает более достоверный цифровой образ вследствие использования файлов cookie, электронных писем, текстовых сообщений и голосовых вызовов, активности в социальных медиа и на цифровых платформах. Цифровой профиль может состоять из личной информации или профессиональных данных, поведенческих паттернов, аффилиаций, сведений о контактах и взаимодействиях индивида с любым источником данных, формирующих его персонифицированный цифровой след.
В своей повседневной жизни пользователи Сети оставляют цифровые следы, многие из которых сами по себе не имеют особого значения. Тот простой факт, что женщина покупает определенную марку хлопьев на завтрак для своего ребенка или подгузники в Интернете, представляет собой цифровую трассировку моделей индивидуального потребления в очень раннем возрасте и не обеспечивает исчерпывающую спецификацию индивида. Однако когда мы начинаем объединять цифровые следы вместе, в этом случае начинают четко прослеживаться контуры поведенческих моделей человека. Данная задача реализуется в результате цифрового профилирования.
К примеру, директор компании либо руководитель ее структурного подразделения, HR-специалист, страховщик, кредитный брокер постоянно проверяют цифровые профили интернет-пользователей, чтобы сделать выводы об их поведенческих или психологических характеристиках, надежности и степени соответствия их требованиям. В отделе кадров (HR) рекрутеры и специалисты по найму используют цифровое профилирование для поиска и оценки потенциальных сотрудников. В сочетании с традиционными методами верификации соискателей с использованием резюме и собеседований потенциальные сотрудники оцениваются на основе их цифровых профилей или цифрового следа. Рекрутеры анализируют социальные сети для профессионалов, такие как LinkedIn и professionali.ru, где пользователи могут создавать профили, которые будут привлекательными для потенциальных работодателей. Активность в социальных сетях может добавить к цифровому профилю кандидата как положительный, так и отрицательный бэкграунд, что способствует более эффективному найму персонала и фильтрации неподходящих кандидатов.
Об актуальности изучения цифровых следов говорит и тот факт, что утвержден Профессиональный стандарт для специалистов в данной области, вступивший в силу в Российской Федерации с 1 марта 2021 года.
ОПЫТ И МНЕНИЯ
Цифровые методы исследования ориентированы на изучение социальных явлений через призму интернет-ресурсов. В частности, в статье «Культура взаимодействия» Хосе ван Дейка акцентируется внимание на роли цифровых платформ и социальных сетей (Facebook, Twitter, Flickr, YouTube и Wikipedia) при формировании связующих коммуникаций между мигрантами [15] (Van Dijck, José, 2013).
Проект «Атлас электронных диаспор» Диминеску и др. сосредотачивается на установлении того, как работает связь между группами мигрантских диаспор путем анализа онлайн-диаспоральных формирований через гиперссылки между специализированными веб-сайтами мигрантов. Мигрант, подключенный к цифровой сети, довольно часто использует информационно-коммуникационные технологии, и поэтому важно обозначить географические зоны и социально-демографические характеристики, полученные с помощью больших массивов цифровых данных [5] (Diminescu, Dana, 2008). Такой подход к разработке цифрового профиля отдает предпочтение методологиям, ориентированным на данные и программные инструменты, которые позволяют исследовать цифровые следы транснациональной диаспорической связи. Подобные исследования базируются на парсинге веб-сайтов и социальных сетей [11] (Ponzanesi, 2019).
Саския Кок и Ричард Роджерс (2017) выявляют и отслеживают транснациональные интернет-связи сомалийцев, когда они взаимодействуют или мобилизуются для решения конкретной проблемы в Интернете [9] (Kok, Saskia, Rogers, Richard, 2017). Метод «картирования проблем», разработанный Санчес-Керубином и Роджерсом (2018), основан на цифровых методах картирования создаваемых пользователями «маршрутов» и критики современных практик пограничного контроля [14] (Sánchez-Querubín, Natalia, Rogers, Richard, 2018).
Очевидно, что исследования, основанные на интернет-данных, могут помочь выявить и изучить проблемы мигрантов в более широком масштабе. Тем не менее остается вопрос, отражают ли эти визуализации реальную природу связи или «цифровые причины», стоящие за «цифровыми следами» [5] (Diminescu, Dana, Loveluck, Benjamin, 2014). Чтобы исследовать временные и эмоциональные измерения цифровой информации, которые делают связи динамическими, и установить, какие связи важны и значимы для людей, требуется интеграция (цифровых) этнографических подходов.
Статья Рупики Рисам «За пределами проблемы мигранта: визуализация глобальной миграции» предлагает обстоятельный отчет о визуализации геопространственных данных и о том, как она способствует отчуждению мигранта. Визуализация данных интерпретируется как повествовательный жанр, предназначенный для наглядной демонстрации миграции людей. Противодействие тотальной карте миграции – это стратегия этического учета значимого опыта мигрантов и усиления их индивидуальности [13] (Risam, Roopika, 2019).
В научной работе «Биометрическая сборка: наблюдение, эксперименты, прибыль и измерение тел беженцев» Мирка Мадиану знакомит нас с «гуманизмом в эпоху сетевых технологий», выдвигая на первый план понятие биометрической сборки. Автор анализирует, каким образом биометрические технологии используются в ответ на кризисные ситуации, связанные с беженцами. При этом Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев стремится собрать все данные о беженцах со всего мира в центральном реестре населения. Мадиану вводит понятие биометрической сборки (блокчейн, биометрия и искусственный интеллект) в рамках новой тенденции к цифровым инновациям и практикам обработки данных в гуманитарной сфере, которые используют беженцев в качестве лаборатории для внедрения новых методов обработки данных. Хотя биометрия не является чем-то новым, ускорение ее использования как часть технологической конвергенции, которая усиливает риски, связанные с каждой составляющей технологией биометрической сборки, является новым явлением.
В этой статье определены пять взаимодополняющих логик, которые отражают более широкие преобразования в гуманитарном секторе и объясняют причины, лежащие в основе биометрической сборки, в том числе логика подотчетности, в рамках которой интерактивные технологии рассматриваются как способ расширения прав и возможностей беженцев, а также логика секьюритизации, согласно которой биометрические технологии – это способ, с помощью которого государства контролируют свои границы и обеспечивают безопасность. Биометрия делает беженцев более управляемыми. Мадиану ставит под сомнение не только спорные этические основания биометрической сборки, но также ее эффективность и незаменимость. Во имя технологических инноваций, за которыми следует ажиотаж вокруг технологии блокчейн, беженцев используют в качестве испытательного полигона для практики обработки данных. То, что делает блокчейн, можно легко реализовать другими методами, не подвергая беженцев опасности из-за ошибок и незаконного использования. Таким образом, широкий спектр биометрических регистраций заслуживает серьезного изучения, чтобы избежать того, что она называет техноколониализмом [10] (Madianou, Mirca, 2019).
Мирия Георгиу в своих научных трудах «Город убежища или цифровой порядок?», «Признание беженцев и цифровая управляемость миграции в городе» анализирует цифровую управляемость города-убежища. В статье, основанной на результатах разнопланового исследования, проведенного в Афинах, Берлине и Лондоне, делаются важные выводы по вопросам цифрового правительства и городского правосудия. Используя многометодный качественный подход, исследование фокусируется на беженцах и гражданских лицах в процессе их переговоров о городском цифровом порядке, который расширяет возможности для признания, а также навязывает предписанные способы существования и действий граждан.
Георгиу описывает, как цифровая инфраструктура поддерживает новую жизнь беженцев в европейском городе. Эти инфраструктуры задуманы как сложные социотехнические системы, которые состоят из двух измерений: функционального, относящегося к вопросам доступа, связи и использования технологий, и перформативного, относящегося к взаимодействию с технологиями, принимающего гражданство. Город становится важным связующим звеном, где гражданство может быть оформлено как требование, формулируя формы правосудия, которые были бы невозможны на государственном уровне. Таким образом, город становится местом, предлагающим разные пути к гражданству. Упоминаются совместные цифровые проекты, такие как «Верни что-нибудь Берлину». Многие из цифровых инициатив предполагают, что беженцы будут соответствовать модели предпринимательской интеграции [7] (Georgiou, Myria, 2019).
В книге Радхи Хедж «Передвижные данные: раскрытие гендерного анализа на границе» исследуется вопрос о посредничестве на границе и, в частности, вопрос о цифровом слежении за этническими меньшинствами в аэропорту. В этой статье приводится случай, когда гражданка США Рейхан Лазоя повторно въехала в Соединенные Штаты и у нее был конфискован мобильный телефон после того, как она отказалась разблокировать его для проверки. Таким образом, поднимается более широкая проблема механизмов наблюдения за безопасностью и роль биометрических технологий для классификации культур и наций, способствующих системному расизму.
Радхи Хедж предпринимает попытку установить, как опыт мобильности и миграции запутывается в сетевой инфраструктуре, где голос, изображение и данные фиксируют мельчайшие детали транснациональной жизни. Возражения мусульманских женщин по поводу распространения их конфиденциальных сведений служат отправной точкой для переосмысления национальной принадлежности с точки зрения новой мобильности данных и людей [8] (Hegde, Radhas, 2019).
В научной работе «Виртуально присутствующий, физически невидимый» Йост Раэссенс анализирует получившую Оскар инсталляцию Carne y Arena Алехандро Иньярриту о смешанной недвижимости, которая позволяет зрителю ощутить суровую реальность жизни мигрантов. Раэссенс утверждает, что Carne y Arena превращает зрителя в участника, позволяя им погрузиться в повседневную тяжелую жизнь мигрантов, тем самым трансформируя далекого больного на «близкого» и «ближайшего» больного. Согласно Иньярриту, его инсталляция приводит к «трансцендентному переживанию вещей», которое заставляет вас чувствовать, действовать и соединяться с другим и, следовательно, стремиться к переменам и социальной справедливости [12] (Raessens, Joost, 2019).
Российские специалисты также внесли вклад в исследование влияния современных технологий на миграцию и в разработку подходов к проектированию цифрового профиля. Интересным, на наш взгляд, является точка зрения Андрющенко К.Д. по поводу необходимости разработки автоматизированного банка данных об эмигрирующих специалистах, который бы способствовал поиску и привлечению специалистов из числа соотечественников; формированию объективной картины утечки квалифицированных специалистов по половозрастным характеристикам, стажу профессиональной деятельности, цели эмиграции и планируемого периода пребывания за границей и т.д. [1] (Andryushchenko, 2019).
Проблему создания цифрового профиля актуализирует Петров А.А., рассматривающий применение в широкой практике скоринга, который использовался первоначально как банковский инструмент определения кредитоспособности клиентов при принятии решения о выдаче кредита. Скоринговая модель или скоринговый портрет клиента банка, основанный на сборе широкого спектра информации о клиенте – объеме сбережений, расходов, международных транзакций, анализе портрета в социальных сетях, информации от операторов мобильной связи и налоговых органов, семейного положения и образования и т.д. – обеспечивает основу для принятия решений о сотрудничестве с клиентами, выстраивании модели финансового поведения [2] (Petrov, 2020). Применяется также психометрический скоринг, который позволяет с определенной вероятностью определить склонности, основные качества и паттерны (модель, стиль) поведения личности. В данном случае используется еще больший перечень показателей – от персональных данных до информации из государственных реестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Данный опыт, на наш взгляд, весьма интересен для формирования профиля трудового мигранта и моделирования потенциальных миграционных траекторий.
Синтезируя проведенный обзор научных подходов к идентификации роли цифровых технологий в процессе мобильности населения, можно отметить, что рассмотренные инновационные инструменты позволяют регулировать миграцию, производить мониторинг пространственных перемещений людей и аккумулировать данные о мигрантах, усиливая их безопасность и перспективы оплачиваемой занятости.
ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ УЧЕТА МИГРАНТОВ И ИХ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ
Цифровизация выступает одним из ключевых векторов реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы. Цифровая трансформация позволяет мигрантам оформлять электронное приглашение без необходимости посещения территориальных подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России.
В настоящее время функционирует международная цифровая платформа «Работа без границ», предназначенная для граждан стран – членов Евразийского экономического союза, которая предоставляет онлайн-сервисы для поиска работы и содействие в подборе сотрудников. Данная цифровая платформа обеспечивает доступ к информации о вакантных рабочих местах и соискателях, которая аккумулирована в национальных базах данных стран – членов ЕАЭС. В проекте участвуют цифровые платформы Армении, Республики Беларусь, России, Казахстана и Киргизии.
Единый информационный портал Евразийского экономического союза включает более 500 тыс. вакансий от работодателей и 2 млн резюме соискателей. Доступ к цифровой платформе открыт для всех авторизированных пользователей одной из национальных систем, что позволяет ознакомиться с вакансиями и резюме, размещенными на платформе, интерактивно с ними взаимодействовать и получать уведомления об актуализации базы данных. Источником информации о вакансиях являются верифицированные работодатели. Планируется расширение функциональных возможностей портала, в том числе создание опций генерирования электронного трудового договора и имплементации образовательных онлайн-курсов.
В Якутии в конце ноября 2020 г. анонсировано мультиязычное мобильное приложение «Содружество», разработанное Министерством по внешним связям и делам народов и якутским «Домом дружбы народов». Функциональные возможности приложения позволяют мигранту в онлайн- формате подать документы для постановки на миграционный учет, произвести поиск вакансий, отправить резюме работодателю, получить информацию о медицинской, социальной и юридической поддержке в регионе, а также произвести краткий экскурс в историю и познакомить с обычаями Якутии.
Современные цифровые технологии не только содействуют мигрантам в поиске оплачиваемой занятости, облегчению процедур постановки на миграционный учет и получения разрешительной документации, но и противодействуют подделке и приобретению фальшивых документов. Программное обеспечение, созданное в российской компании GLK-IT, которое выполнено на базе технологии блокчейн, позволяет осуществлять мониторинг сертификатов о сдаче мигрантами необходимых экзаменов в России. Нередко мигранты, плохо владеющие русским языком, приобретают фальшивые сертификаты о сдаче соответствующего экзамена. Цифровое решение компании GLK-IT, основанное на технологии блокчейн, исключает возможность различного рода манипуляций с результатами экзаменов, позволяет хранить исходные материалы, включая видеоинтервью, контролирует движение сертификатов о сдаче экзаменов.
Введенная в Московской агломерации в 2021 г. информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ») вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Информационная система требует наличия цифрового профиля от всех участников транспортной отрасли – таксистов, агрегаторов, таксомоторных парков, станций технического обслуживания и медицинских центров. Государство рассчитывало, что внедрение цифровых профилей таксистов, в числе которых многие являются мигрантами, будет способствовать прозрачности и легитимации данного транспортного сегмента, постепенно избавляя отрасль от незаконных извозчиков, что, в свою очередь, приведет к повышению безопасности перевозок. Согласно мнению экспертов и непосредственно участников данной отрасли, информационная система обеспечивает контроль за новыми субъектами, однако функционирует медленно и не всегда корректно, а техническая поддержка оставляет желать лучшего.
Технические проблемы также были характерны и для мобильного приложения «Путешествую без COVID-19», которое стало обязательным с 1 сентября 2021 г. для всех граждан из стран СНГ, прибывающих в Россию на длительный срок. Данная программа по запросу пользователя предоставляет подробную информацию о порядке въезда в страны Евразийского экономического союза во время пандемии, расположении медицинских центров, пунктов сдачи анализов на коронавирусную инфекцию, при этом через мобильное приложение можно получать и хранить результаты ПЦР-тестов, сведения о вакцинации и QR-коды. Невзирая на очевидные преимущества данной программы, некоторые пользователи не удовлетворены интерфейсом мобильного приложения и качеством сервиса. Пользователи отмечают, что приложение предлагает им выбрать ограниченный список лабораторий, как правило, с более высокими расценками на ПЦР-тестирование, при этом не всегда есть возможность отсканировать QR-код и загрузить необходимые документы, а ряд стран не включены в выпадающий перечень приложения. Разработчики мобильного приложения приняли обязательство устранить существующие недостатки и усовершенствовать данную технологию [3].
Министерство внутренних дел России и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведут совместную работу по созданию единой информационной платформы учета иностранных граждан. Она будет включать в себя цифровые профили, содержащие информацию о правовом статусе иностранца, его биометрические данные, сведения о месте жительства и работе. Предполагается, что новая система позволит мигрантам получать государственные услуги в электронном виде и пользоваться онлайн-сервисами. На базе цифрового профиля иностранные граждане смогут, пребывая у себя на родине, осуществлять поиск работы, получать от работодателя приглашение о трудоустройстве, заключать в дистанционном формате трудовые соглашения, подтверждать свое образование, проходить процедуру тестирования на знание языка и основ законодательства, оформлять полис добровольного медицинского страхования, вносить обязательные налоговые и иные платежи, а также своевременно получать уведомления об окончании сроков действия разрешительных документов и необходимости в установленные сроки покинуть территорию Российской Федерации
Для иностранных граждан в России с 29 декабря 2021 г. предусмотрена выдача пластиковых карт с электронным носителем информации, подтверждающих прохождение процедур обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования. В начале 2022 года будет запущено в эксплуатацию специальное мобильное приложение для мигрантов, которое позволит ускорить и облегчить процесс оформления разрешительной документации при трудоустройстве.
Еще одним важным направлением использования цифровых платформ может послужить формирование перечня востребованных на рынке труда профессий (специальностей, должностей) для иностранных граждан. Сегодня, к сожалению, прогнозирование потребности в труде мигрантов осуществляется по разрозненным методикам каждым регионом страны, и общая картина складывается весьма противоречивая. Учет по профессионально-квалификационным характеристикам на единой цифровой платформе позволил бы сократить диспропорции в распределении рабочей силы, упорядочить межрегиональную миграцию и способствовать созданию достойной трудовой среды.
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ МИГРАНТА
Цифровое профилирование позволяет выявить все точки данных, относящиеся к мигранту, чтобы сформировать о нем более широкую картину. Формирование цифрового профиля мигранта базируется на сборе и систематизации массива данных, которые существуют в сети Интернет. Изучив собранную информацию, можно восстановить последовательность его действий и происходящих с ним событий с помощью цифрового дневника (рис. 1).
Рисунок 1. Сбор точек данных для цифрового профиля
Источник: составлено авторами.
Информация, которую можно почерпнуть из цифрового следа, используя списки контактов мигрантов и их активные действия в социальных сетях, наряду с сетевыми IP-диапазонами и другими системными данными позволяет собрать воедино онлайн-след, чтобы показать сходство между цифровыми профилями или ссылки между ними, которые ранее не идентифицировались.
Аффилиации позволяют восстановить хронологию получения образования либо проанализировать трудовой опыт мигранта. В таких социальных сетях, как Facebook, VK, «Одноклассники» и Professionali.ru, в аккаунтах пользователей, как правило, указываются сведения о датах начала и окончания учебных заведений, прошлом и текущем месте работы. Подписки пользователя на паблики, группы и сообщества в социальных сетях характеризуют спектр его индивидуальных и профессиональных интересов, увлечений, привычек и иллюстрируют социально-психологический портрет личности. Эти сведения, наряду с данными, размещаемыми на веб-ресурсах по трудоустройству (HH, SuperJob и др.) и порталах государственных услуг, детализируют социально-демографические и профессионально-квалификационные характеристики пользователей-мигрантов.
Местонахождение мигранта дает представление о траектории его внутригосударственного перемещения, а также о сетевых возможностях и скорости интернет-соединения.
Посещаемые сайты покажут характер человека, даже, возможно, его привычки, наклонности или темперамент. Участие в обсуждениях, размещенные в пабликах посты, оставленные в сообществе или на форуме комментарии, отметки «Нравится» (Like) отражают стандартизированный для пользователя диапазон действий и формируют модель активного поведения мигранта в Сети. Данная информация может быть полезна государству в контексте обеспечения национальной безопасности, регулирования занятости и миграционных потоков, а также способствует реализации эффективной кадровой политики организаций.
Жанровая спецификация и тематическая направленность веб-ресурсов могут выступать в качестве информационной базы для прогнозирования сценариев поведения мигранта, в том числе деструктивного характера. Продолжительность интернет-серфинга и использования отдельных веб-страниц свидетельствует о жизненных приоритетах и ценностных установках. Пользователи, предпочитающие затрачивать большое количество времени для потребления развлекательного контента (фильмы, игры, соцсети) в Сети, относительно в меньшей степени ориентированы на развитие карьеры, материальное благополучие и общественное признание в отличие от пользователей, проводящих собственное время на образовательных ресурсах и фриланс-площадках. Учитывая, что иностранные работники в России заняты в основном сверхурочно (10–15 часов в день) в сфере общественного питания, торговли, строительства, транспорта, ЖКХ и благоустройства, данная социальная группа потребляет в Сети преимущественно развлекательный контент, в этой связи слабо ориентирована на повышение образовательного уровня и развитие своих навыков.
Операции пользователя в личном аккаунте на сайте с формами регистрации результируются в цифровой след каждого действия. Данная информация подвержена логированию и дальнейшей обработке в процессе анализа и принятия решений. По умолчанию в системе логируется посещение страниц и факты сохранения форм. Также можно логировать изменение отдельных полей, отмечать факт наступления определенных состояний системы и направлять уведомление об этом заинтересованным лицам. Администратор может просматривать логи пользователей, которые принадлежат его аккаунту. Форма поиска позволяет администратору сайта отфильтровать события с участием пользователя по времени, типу и e-mail пользователя, который совершил действие. Наряду с этим доступна информация о браузере, устройстве пользователя и IP-адресе, с которого совершилось действие.
В результате сбора необходимой информации и данных в Сети, возможен переход к генерации реального цифрового профиля. Данная информация может храниться в базе данных для обеспечения более подробного анализа по мере актуализации профиля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цифровизация способствует оптимизации миграционных процедур и повышению их транспарентности. Цифровые технологии минимизируют роль человеческого фактора в процессе принятия решений о предоставлении мигранту разрешительной документации. Мигрант освобождается от необходимости физического присутствия в государственных органах власти, предоставляющих миграционные услуги. Расширение перечня цифровых онлайн-сервисов в сфере миграции обеспечивает экономию времени и средств мигрантов. Между тем многие мигранты по-прежнему не готовы к цифровой трансформации в сфере государственных услуг, зачастую не владеют принципами работы онлайн-сервисов или мобильных приложений, поэтому предпочитают обращаться за помощью к специалистам. Таким образом, необходимо обеспечение консультационно-информационной поддержки иностранцам в части использования цифровых сервисов. Кроме того, целесообразно разработать линейку современных образовательных программ по основам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере миграционных услуг.
Цифровое профилирование в сфере регулирования трудовой миграции имеет значительный потенциал, поскольку обеспечивает пользователей необходимой информацией в процессе выработки и реализации управленческих решений как для сопровождения государственной миграционной политики, так и в контексте найма персонала в организации. Цифровые профили мигрантов могут быть использованы государственными институтами и неправительственными организациями для повышения эффективности миграционной политики.
Источники:
2. Петров А.А. Российская матрица цифрового профиля россиянина // Национальная Ассоциация Ученых. – 2020. – № 52-1(52). – c. 39-52. – doi: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.52.144 .
3. Цифровизации миграционной сферы не хватает координации, аудита разработок и связи с практикой. Media-mig. [Электронный ресурс]. URL: https://media-mig.ru/technology/cifrovizacii-migracionnoj-sfery-ne-hvataet-koordinacii-audita-razrabotok-i-svjazi-s-praktikoj.
4. Digital 2021 October Global Statshot Report – published in partnership with We Are Social and Hootsuite. Digital. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-october-global-statshot (дата обращения: 2021).
5. Diminescu Dana, Loveluck Benjamin Traces of Dispersion: Online Media and Diasporic Identities // Crossings Journal of Migration and Culture. – 2014. – № 1. – p. 23-39. – doi: 10.1386/cjmc.5.1.23_1.
6. Diminescu Dana The Connected Migrant: An Epistemological Manifesto // Social Science Information. – 2008. – № 4. – p. 565-579. – doi: 10.1177/0539018408096447.
7. Georgiou Myria City of Refuge or Digital Order? Refugee Recognition and the Digital Governmentality of Migration in the City // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 600-616. – doi: 10.1177/1527476419857683.
8. Hegde Radhas Itinerant Data: Unveiling Gendered Scrutiny at the Border // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 617-633. – doi: 10.1177/1527476419857686.
9. Kok Saskia, Rogers Richard Rethinking Migration in the Digital Age: Transglocalization and the Somali Diaspora // Global Networks. – 2017. – № 1. – p. 23-46. – doi: 10.1111/glob.12127.
10. Madianou Mirca The Biometric Assemblage: Surveillance, Experimentation, Profit and the Measuring of Refugee Bodies // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 581-599. – doi: 10.1177/1527476419857682.
11. Ponzanesi S. Migration and Mobility in a Digital Age: (Re)Mapping Connectivity and Belonging // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 547-557. – doi: 10.1177/1527476419857687.
12. Raessens Joost Virtually Present, Physically Invisible: Alejandro G. Iñárritu’s Mixed Reality Installation Carne y Arena // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 634-648. – doi: 10.1177/1527476419857696.
13. Risam Roopika Beyond the Migrant ‘Problem’: Visualizing Global Migration // Television and New Media. – 2019. – № 6. – p. 566-580. – doi: 10.1177/1527476419857679.
14. Connected Routes: Migration Studies with Digital Devices and Platforms // Social Media + Society. – 2018. – № 1. – doi: 10.1177/2056305118764427.
15. Van Dijck José The Culture of Connectivity. A Critical History of Social Media. - Oxford: Oxford University Press, 2013. – 221 p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:18:48