Иммиграция трудовых ресурсов, ее негативные последствия для России
Рыбаковский Л.Л.1, Рыбаковский О.Л.2
1 Институт социально-политических исследований Российской академии наук
2 Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846992
Цитирований: 8 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье раскрывается понятие «трудовые иммигранты», дается оценка их нелегальной составляющей в России, показаны масштабы трудовой иммиграции, ее динамика и участие в экономике разных стран. В работе большое внимание уделено характеристике негативных последствий этого явления для инновационного развития экономики России, роста оплаты труда ее граждан и ее имиджа в странах – донорах трудовых иммигрантов.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-02-00342.
Ключевые слова: инновации, налоги, сфера занятости, трудовая иммиграция, нелегальные мигранты
JEL-классификация: O15, R23, F22
Во всем многообразии пространственных перемещений населения, отличающихся продолжительностью, периодичностью, статусом поселений и территорий, целевой направленностью и т.д., особое место принадлежит временным трудовым миграциям. Отличия временных трудовых миграций от остальных видов, типов и форм состоит не в их продолжительности (они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными), не в их типе (внутри и межгосударственными), не в их структуре (половозрастной, профессиональной) и т.д., а в том, что этот подвид или точнее разновидность миграции соединяет рабочую силу со средствами производства в местах, удаленных в разной степени от постоянного проживания мигранта. Трудоустройство вне поселения места жительства даже с возможным регулярным, но отнюдь не «маятниковым» возвращением домой – это основная характеристика трудовой миграции. Трудовые миграции, как и другие виды миграции, могут быть внутренними и внешними. Последние, чтобы исключить путаницу и сразу же определить их статус, лучше называть трудовыми иммиграциями. Они в отличие от внутренних трудовых миграций представляют ничто иное как «заемный» трудовой потенциал, а занятые в экономике трудовые иммигранты – это, по сути, «заемные трудовые ресурсы».
В ХХI веке трудовым иммигрантам в развитых странах стало принадлежать значимое место в составе населения, занятого в экономике. Уже накануне нового столетия, т.е. в 2000 г. их удельный вес составлял в США 12.4 %, Канаде – 19.1 % и Австралии – 24.5 %. В европейских странах доля трудовых иммигрантов, занятых в экономике, была несколько ниже: во Франции – 6.1 %, Швеции – 5.0 % и Бельгии – 9.8 %. Лишь в Швейцарии эта доля составляла 18.3 % [6]. Согласно данным для 2009 г. доли трудовых иммигрантов в составе занятого населения развитых стран заметно различались. В том году трудовых иммигрантов в численности населения занятого в экономике Японии было 0.3 %, Финляндии – 2.4 %, Нидерландах-3.6 %, Дании – 4.4 %, Чехии – 4.6 %, Франции – 5.4 %, Италии – 6.6 %, Великобритании – 7.2 % и Норвегии – 8.6 %. В других европейских странах доля трудовых иммигрантов среди занятых в экономике, была еще выше: в Испании – 9.0 %, Германии – 9.4 %, Бельгии – 9.5 %, Австрии – 13.1 %, и Швейцарии – 21.3 % [5].
Приведенные цифры – это своего рода ориентиры, позволяющие оценивать ситуацию с трудовыми иммигрантами в России. Прежде всего, заметим, что масштабы трудовых иммиграций с нарастанием процессов обособления государств, возникших на постсоветском пространстве из бывших частей единой страны, стали расти как снежный ком. В ХХI столетии Россия, так же как и развитые страны мира, стала крупным реципиентом, принимающим трудовых иммигрантов практически из всех государств нового зарубежья, а также из ряда стран старого зарубежья. Достоверных сведений о численности трудовых иммигрантов, находящихся в России, нет. По легальной составляющей цифры, хотя и не точны, но, все же, близки к реальным и позволяют проследить динамику численности трудовых иммигрантов за последние 10-15 лет. В 1994 г. легальных трудовых иммигрантов в России было 129 тыс., в 2001 г. – 283,7 тыс., а в 2005 г. их насчитывалось 702.5 тыс. человек, что составляло 96 % всех легальных трудовых иммигрантов в странах постсоветского пространства [3; С. 109]. В 2006 г. их стало 1014 тыс., в 2007 г. – 1717 тыс. и в 2008 г. – 2426 тыс. С 1994 г. по 2007 г. число легальных трудовых иммигрантов возросло в 7,8 раза [3; С. 109].
До 2010 г. к легальным трудовым иммигрантам относили иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России. Их численность в 2008 г. составляла 2426 тыс. человек и была наибольшей за все истекшее время. Начавшийся кризис привел к сокращению количества трудовых иммигрантов в 2009 г. до 2224 тыс. и в 2010 г. – до 1641 тыс. За 2 года число легальных трудовых иммигрантов уменьшилось почти на 0,8 млн человек. С 2011 г. легальные трудовые иммигранты именуются как иностранные граждане, имеющие действующее разрешение на работу. Их насчитывалось в России к концу 2011 г. чуть больше одного миллиона человек (1028 тыс.). Лишь к началу 2013 г. численность трудовых иммигрантов возросла до 1149 тыс. [2; С. 122]. Поскольку более поздние данные о численности и динамике трудовых иммигрантов, их количестве, поставленном на миграционный учет, получившем разрешение на работу и т.д. приводятся в только что вышедшей монографии о миграционной политике России, мы опускаем дальнейшие рассуждения об их динамике [1; С. 151].
Наиболее сложная для государства, и наиболее болезненная проблема для людей – нелегальная трудовая иммиграция, масштабы которой как были не известны раньше, так не известны и в настоящее время. Оценки численности нелегальных иммигрантов, одновременно находящихся в России, различаются на порядок. Еще в начале нового столетия оценки численности нелегальных иммигрантов колебались от 1,5 до 15 млн человек. Согласно бывшей Федеральной миграционной службе в зависимости от сезона в России находилось от 3-х до 10 млн нелегальных трудовых иммигрантов [3; С. 135].
В настоящее время в связи с отсутствием достоверных данных не о количестве полученных разрешений, а о численности работающих в России трудовых иммигрантов, не возможно сколько-нибудь точно определить их долю в занятом населении. Эта доля, включая и нелегальную численность, по нашим расчетам в составе занятого населения России, в первом десятилетии ХХI века составляла от 14 % до 16 %, т.е. находилась на общеевропейском уровне, если же учесть только их легальную часть, то эта доля будет меньше 2,5–2,6 %. Она была примерно такой же, как в Финляндии или Нидерландах.
Для проведения сопоставления с европейскими странами оценим вклад, который вносят трудовые иммигранты в создание внутреннего валового продукта России. Если допустить, что производительность труда у легальных трудовых иммигрантов такая же, как и у остальных работников, то тогда надо отнести, например, в 2012 г. на их долю не менее чем 1 трлн рублей стоимости валового внутреннего продукта, создаваемого в России. Если же принять в расчет нелегальную составляющую, которая в 4-5 раз больше легальной, то на долю трудовых иммигрантов придется не менее 5-7 трлн руб., а это близко к 10 % стоимости ВВП. Таков примерный порядок цифр о вкладе трудовых иммигрантов в российскую экономику, говорящий о том, что Россия по вкладу трудовых иммигрантов в создание ВВП ничем не отличается от основных европейских стран.
Отличие, однако, состоит в составе трудовых иммигрантов в зависимости от стран-доноров. В 2012 г. в России среди трудовых иммигрантов, которым были выданы разрешения на работу, было выходцев из Узбекистана – 42 %, Таджикистана – 16 %, Киргизии – 6 %, Армении – 3 %, Азербайджана – 2 %, Молдовы – 4 %, Украины – 11 %, Китая – 7 %, КНДР – 2 %, Турции – 3 % и прочих – 4 % [2; С. 122]. Среди трудовых иммигрантов, по сути, 2/3 всех – это выходцы из Средней Азии (5 лет назад их было половина). Из Старого зарубежья – 12 % (в 2008 г. – 27 %) и еще 15 %, как и в 2008 г., с Украины и Молдовы. Согласно данным того же источника в конце 2012 г. трудовые иммигранты были примерно из 25 стран, правда тех, откуда прибыло более одного процента трудовых иммигрантов, насчитывалось всего 11. Это Вьетнам (1.1 %), КНДР (2.0 %) Азербайджан (2.1 %), Турция (2.4 %), Армения (3.4 %), Молдова (4.4 %), Кыргызстан (6.7 %), Китай (6.7 %), Украина (11.1 %), Таджикистан (15.8 %) и Узбекистан (40.7 %).
Трудовые иммигранты занимают в России преимущественно те ниши экономики, в которых оплата труда находится на нижнем уровне, рабочие места в этих «нишах» не престижны для граждан страны и не требуют сколько-нибудь заметной квалификации используемой рабочей силы. Это, прежде всего, торговля, строительство, сельское и коммунальное хозяйство. Вместе с тем, с тех пор как в современной России к трудовой деятельности стали привлекаться иммигранты, их участие в разных сферах занятости заметно изменилось. Это изменение, происшедшее в 1994-2006гг., можно проследить по данным, приводимым А.В. Топилиным и О.А. Парфенцевой. За это время занятость в промышленности сократилась с 22.4 % до 7.1 %, в сельском хозяйстве – с 16.0 до 7.2 %, в строительстве – с 45.3 % до 40.8 %, но существенно увеличилась в торговле – с 2.6 % до 26.7 % [4; С. 38]. Ныне в строительстве и торговле занято свыше 2/3 всех трудовых иммигрантов, причем строительство в наибольшей мере (более половины всех работающих там иммигрантов) освоено выходцами из Украины, Армении и Грузии, а в торговле заняты преимущественно выходцы из Закавказья и Средней Азии. Следует добавить, что ныне обслуживание дачных участков и загородных домов, их строительство и ремонт просто не возможны без трудовых иммигрантов, как правило, нелегальных.
Атрибутом пребывания трудовых иммигрантов в России является такой естественный результат, как вывоз денежных средств. Наивно считать, что трудовые иммигранты приезжают в Россию, чтобы здесь истратить все заработанное. Другое дело, что значительная часть переводимых денег, подчеркнем, нелегальными трудовыми иммигрантами, черпается из средств, с которых не взимаются налоги. Считается, что лишь четверть мигрантов получает зарплату по ведомости, а остальные на руки. Российский бюджет из‑за неконтролируемого теневого использования нелегальной части этой категории рабочей силы на неуплате подоходного налога теряет огромные доходы. В 2012 г. согласно нашим расчетам бюджет потерял не менее 250-300 млрд рублей. Хотя этот расчет примерный (он не учитывает, к примеру, неуплату налогов теми легальными иммигрантами, которые получают оплату на руки, и т.д.), тем не менее, он свидетельствует о сотнях млрд руб., минующих российский бюджет.
Очевидно, что потери бюджета несопоставимы с теми лишениями и трудностями, с которыми сталкиваются трудовые иммигранты, прибывая в Россию. Среди них – безудержная эксплуатация иммигрантов, особенно нелегалов (повышенная продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы, вредные и трудные условия труда, отсутствие охраны труда и т.д.), низкий уровень оплаты труда (задолженности по оплате, недоплаты, не выплата заработка вообще и др.), отсутствие договоров о найме. Добавим, бесправное положение (изоляция от внешнего мира, изъятие паспортов, угрозы арестом, принуждение к сексуальным услугам, побои и т.д.), проживание с риском для жизни (опасность со стороны бандитов, рэкетеров) и тогда станет понятно, в какие условия попадают временные трудовые иммигранты, прибывая в Россию. К настоящему времени многое в положении трудовых иммигрантов изменилось к лучшему. Тем не менее, пока до создания нормальных условий их проживания и занятости еще далеко. К тому же бесправное положение трудовых иммигрантов, особенно нелегальной части, очень удобно для обвинения их в нарушении общественного порядка, совершении преступлений, полицейской коррупции и т.д.
С существующими условиями жизни и труда, его оплатой, т.е. с тем положением, в которое попадают трудовые иммигранты, связаны два негативных последствия для России. Прежде всего, условия, в которых находятся трудовые иммигранты, оплата труда, порой отношение к ним населения не только озлобляют их, но и разносят по всему постсоветскому пространству дурную славу, формируют неприязнь и ухудшают в глазах населения стран нового зарубежья имидж России. На фоне распространения личных впечатлений, причем среди родных и друзей, любая официальная пропаганда, какими бы мощными не были СМИ, выглядит как «детский лепет». Сказанное – это внешняя для России проблема, формирующая будущий для нее геополитический статус на постсоветском пространстве.
Другая более значимая для будущего страны проблема – это научно-техническое и, стало быть, экономическое развитие страны. Дело в том, что широкое использование трудовых иммигрантов на неквалифицированных работах и мизерная оплата их труда отдается бумерангом на заработках российских работников. Более того, последним становится не комфортно и по условиям труда и по их оплате работать в тех сферах, которые освоены трудовыми иммигрантами. В свою очередь предпринимателям, не говоря уже об их криминальной составляющей (к примеру, производителях «паленного» алкоголя, лекарств и т.д.) более выгодно использовать дешевую рабочую силу, лишенную к тому же каких-либо прав, чем вкладывать средства в инновационные проекты. Высокая степень износа основного капитала – лучшее тому доказательство. Следует сказать, что реально существующая до настоящего времени в России стратегия экономического развития далека от той, которая сделала более 100 лет назад из США передовую в научно-техническом отношении страну. Никакие широковещательные программы, никакие «Сколково» не могут противостоять реально существующим экономическим интересам предпринимателей, которым выгоднее вместо модернизации и инноваций, применять дешевый труд и иммигрантов, и российских граждан.
Использование в экономике России многомиллионных масс трудовых иммигрантов – это данность не только настоящего времени, но и ближайшего (по крайней мере на 10-15 лет) будущего. Связано это, не только со сказанным выше, но и с дефицитом баланса труда. Начиная с 2009 г., численность этой категории населения стала неуклонно сокращаться и уже в 2010 г. составила 87,6 млн человек (в 2007 г. – 90,1 млн). К 2021 г. она уменьшится до 78,0 млн и к 2026 г. – до 76,6 млн. Согласно прогнозу Росстата (2009 г.), численность населения в 2025 г. по сравнению с 2010 г. сократится всего на 1 млн человек, тогда как количество трудоспособного населения уменьшится на 11 млн.
Такая динамика численности трудоспособного населения, уже создает и вскоре, будет создавать еще большие трудности на российском рынке труда. Преодолеть эти трудности, сократив при этом численность трудовых иммигрантов в стране можно лишь на основе существенного повышения производительности труда, для чего необходима не только всесторонняя модернизация экономики, но и соответствующая подготовка профессиональных кадров. Ни то, ни другое невозможно без радикального повышения уровня оплаты труда, перераспределения, говоря словами марксистской экономической теории, соотношений между прибавочным и необходимым продуктами в пользу последнего. Тем не менее, независимо от темпов роста производительности труда в Россию будут все равно стремиться попасть трудовые иммигранты, тем более, если существенно возрастет оплата труда занятого населения. Поэтому нужно радикально изменить процедуры их въезда, условий пребывания и занятости, а также всей системы денежно-трудовых отношений с государственными службами и предпринимательским сообществом.
Источники:
2. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. – Москва, 2013.
3. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. – Москва, 2007.
4. Топилин А.В., Парфенцева О.А. Перспективы трудовой миграции в России. От количественных к качественным параметрам. – Москва, 2008.
5. [Электронный ресурс] // Pandiaweb.ru. – Режим доступа: http://pandiaweb.ru/text/77/340/35360.php
6. Международная трудовая миграция [Электронный ресурс] // Studopedia.ru. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_117919_tema--mezhdunarodnaya-trudovaya-migratsiya.html
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:51