О миграционной политике России в области трудовой миграции

Красинец Е.С.1
1 Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук

Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846988
Цитирований: 6 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье рассматривается комплекс проблем внешней трудовой миграции в современной России. Оцениваются последствия занятости трудовых мигрантов в национальной экономике. Особое внимание уделено вопросам регулирования трудовой иммиграции, решению задач совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы. Исследование проведено при поддержке гранта РФФИ № 15-02-00122.

Ключевые слова: миграция, трудовая миграция, миграционная политика, иностранная рабочая сила, привлечение и использование иностранных работников, регулирование трудовой иммиграции

JEL-классификация: J61, F22, J15, K37



В современных условиях экономического и социально-демографического развития Российской Федерации существенно возрастает значение миграции, как компоненты демографической динамики и составной части отечественного рынка труда. Одной из главных особенностей современной миграционной обстановки в России является ее активное вовлечение в мировой рынок труда. Привычным фактом повседневности в стране стали трудовые мигранты. Трудовая иммиграция - наиболее массовый, динамичный и значимый с социально-экономической точки зрения миграционный поток в стране. Масштабы этого явления ежегодно оцениваются в несколько миллионов человек.

В последние годы система регулирования процессов трудовой иммиграции в Российской Федерации претерпела важные трансформации. Вступившие в силу поправки в миграционное законодательство существенно изменили правила въезда в страну, принципы и порядок трудоустройства иностранных граждан. Практика регулирования притока и распределения иностранной рабочей силы на основе квотирования и разрешений была заменена внедрением системы патентов для трудовых мигрантов из безвизовых стран. Произошли изменения в перераспределении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в направлении значительного расширения прав регионов в регулировании привлечения и использования иностранной рабочей силы. Миграционная политика стала более избирательной и ориентированной на привлечение высококвалифицированных специалистов и образовательных мигрантов. В сфере трудовой иммиграции произошли существенные модификации, которые требуют не только всестороннего мониторинга и анализа произошедших перемен, но и осмысления проблем, связанных с реализацией в стране нового миграционного законодательства.

В соответствии с современными взглядами, большинством специалистов в России сформировалось понимание необходимости привлечения иностранных работников для экономического развития страны. По мнению В.А. Ионцева, международная трудовая миграция «по своей сути – сугубо положительный процесс» [4]. Трудовая миграция является важным ресурсом развития и выделяется как особый объект в системе стратегического управления социально-экономическими процессами в стране. Благодаря трудовым мигрантам решаются многие экономические проблемы – возмещается сжатие собственного трудового потенциала, улучшается сбалансированность отечественного рынка труда, компенсируется недостаток рабочей силы, усиливается ресурсный потенциал экономического роста, стимулируется рост инвестиций, реализуются инвестиционные проекты, в том числе с участием иностранного капитала, развиваются новые виды бизнеса, обеспечивается стабильное функционирование важнейших секторов экономики.

С использованием трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, реализуются многие важные инвестиционные проекты. В результате притока рабочей силы из-за рубежа формируется дополнительный спрос, стимулируется рост инвестиций. Иностранные работники активно используются в реализации крупномасштабных проектов, работают на стройках, заняты в сельском хозяйстве, трудятся в сфере торговли, точках общественного питания, на транспорте, в ЖКХ, гостиничном бизнесе, убирают улицы, оказывают различные услуги домохозяйствам, осуществляют уход за детьми, больными и престарелыми на дому. Мигранты из-за рубежа позволяют многим российским компаниям, малым и средним предприятиям сохранять конкурентоспособность из-за низкой стоимости иностранной рабочей силы. Благодаря трудовым мигрантам повышается доступность товаров и услуг для сравнительно бедной части населения России. Трудовая миграция оказывает прямое воздействие на экономическое развитие. По имеющимся оценкам, трудовыми мигрантами создается от 8 до 10 % ВВП страны [6].

Вместе с тем, как в период экономического подъема, так и в условиях рецессии в экспертном сообществе не сформировалась однозначная оценка потребности национальной экономики в притоке трудовых мигрантов из-за рубежа. Не существует консенсуса в оценке баланса плюсов и минусов в расширении привлечения и использования иностранной рабочей силы при решении задач социально-экономического развития страны. Серьезные споры вызывают при этом такие вопросы, как «Является ли трудовая миграция действенным и безальтернативным ресурсом развития и выхода из кризиса отечественной экономики?», «Препятствует ли в экономике дешевая рабочая сила мигрантов модернизации технологий?». Все настойчивее ставится вопрос о необходимости постепенного сокращения в экономике количества трудовых мигрантов из-за рубежа, особенно в тех регионах, где существуют проблемы на рынке труда [5].

Многие специалисты до сих пор придерживаются точки зрения, что нам не нужна многомиллионная армия трудовых мигрантов из-за рубежа, полагая, что проблема недостатка трудовых ресурсов состоит не в их количестве, а в низкой производительности труда, нерациональном и неэффективном использовании национальной рабочей силы, в рассогласованности системы образования и потребностей рынка труда в дополнительной рабочей силе [1]. Широкое применение дешевой и малоквалифицированной иностранной рабочей силы приводит к консервации низкого уровня оплаты труда, нечестной конкуренции на отечественном рынке труда, что ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики и регионах страны.

Ряд трудностей в оценке эффектов трудовой иммиграции возникает в связи с отсутствием внятной статистики количества иностранных работников и их структурных характеристик, искажением в административных источниках информации общей картины привлечения и использования в национальной экономике рабочей силы из-за рубежа.

Весьма сложные проблемы связаны с определением потребности экономики в трудовых мигрантах в условиях экономического спада, оценкой возможностей и перспектив занятости иностранной рабочей силы в стране в период перехода к экономическому росту.

Пристального внимания требует решение комплекса вопросов противодействия нелегальной миграции и незаконной занятости иностранных граждан, потоки и ареалы которых формируются в основном за счет стихийно прибывающих в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ.

Проблемы трудовой миграции, с которыми сталкивается российская экономика, носят характер долговременных явлений. Они свидетельствуют о том, что стержневое направление современной государственной миграционной политики недостаточно эффективно. Предпринятые в последние годы изменения в системе управления трудовой миграцией и соответствующего миграционного законодательства, переход от принципа регулирования притока и распределения иностранной рабочей силы к системе реагирования на динамично меняющийся объем трудовых мигрантов из-за рубежа не принесли и не могут привести в перспективе в полной мере ожидаемых результатов [4]. Отказ от квотирования привлечения большей части иностранных работников и расширение рыночных методов регулирования трудовой миграции снизили уровень целенаправленных воздействий государства на использование рабочей силы из-за рубежа для развития отечественной экономики и функционирования рынка труда. В миграционном законодательстве не отработано регулирование правоотношений и не разработаны механизмы для реализации принципа приоритетного использования в экономике Российской Федерации национальных трудовых ресурсов.

В межгосударственной трудовой миграции основные миграционные потоки, их направления и структура, а также качественный состав мигрантов по-прежнему не отвечают текущим и стратегическим национальным интересам Российской Федерации. Количество и качество прибывающих в страну трудовых мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития отечественной экономики. Поток мигрантов, прибывающих в Россию, в значительной мере состоит из людей низкой квалификации. В страну в поисках работы по большей части едут люди без высшего, средне-профессионального, а иной раз – и без общего среднего образования. Основная масса мигрантов прибывает из бедных стран и регионов, заполняет ниши в нижнем сегменте рынка труда, сосредотачивается в нижней части социальной пирамиды, что приводит к маргинализации населения и снижению качества трудового потенциала российского государства. Доступность дешевой иностранной рабочей силы ослабляет стимулы для инвестиций, обеспечивающих ускоренный рост производительности труда. Масштабное использование малоквалифицированного и низкооплачиваемого труда мигрантов тормозит процессы модернизации экономики и консервирует отсталость страны.

Малая результативность миграционной политики в сфере регулирования трудовой иммиграции проявляется и в высоком уровне административных барьеров, больших масштабах незаконной трудовой иммиграции и широком применении «серых» схем в привлечении трудовых мигрантов. Как констатируют О.Д. Воробьева и А.В. Топилин, соотношение численности нелегальных и легальных трудовых иммигрантов в 3-4 раза свидетельствует о полной неуправляемости процессами трудовой миграции в нашей стране [2].

Для решения проблем в области трудовой иммиграции можно выделить несколько основных направлений. Важные задачи в этой сфере связаны прежде всего с правовым обеспечением миграционных процессов. Складывающаяся в России миграционная ситуация предполагает развитие правовой системы регулирования миграционных процессов. Решение этой задачи может включать в себя приведение всех законодательных актов о миграции в единую систему путем разработки Миграционного кодекса Российской Федерации, в котором могли бы быть среди прочего законодательно определены механизмы для реализации принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов при привлечении иностранных работников-мигрантов.

В правовом обеспечении миграционных процессов должно быть усилено внимание к мерам, направленным на разработку юридических норм, которые поощряют въезд в страну нужных трудовых мигрантов и ограничивают доступ на отечественный рынок труда тех, в ком нет нужды. В этой связи важное значение имеет упрощение процедур привлечения квалифицированных трудящихся-мигрантов по профессиям, востребованным на рынке труда, а также введение балльной системы оценок отбора мигрантов для получения ими вида на жительство, позволяющей создавать преференции в привлечении и использовании в национальной экономике высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников.

На международном уровне целесообразно предпринять конкретные меры по переходу к программам организованного приема востребованных отечественной экономикой трудовых мигрантов из-за рубежа, используя в этих целях заключение международных соглашений об организованном привлечении и использовании иностранных работников. Необходимо расширять разработку и подписание двусторонних соглашений между конкретными российскими регионами и работодателями, с одной стороны, и представителями стран (местными миграционными службами, местными администрациями центрами обучения трудовых мигрантов и пр.), располагающими избыточными трудовыми ресурсами, с другой, об организованном привлечении на работу в Россию на временной основе трудовых мигрантов. Также важно более активно привлекать на рынок труда иностранных студентов, обучающихся и завершивших обучение в Российской Федерации, которые представляют собой хорошо адаптированную и подготовленную к российскому рынку труда рабочую силу.

Кроме того, требуется внесение изменений в законодательные акты, направленные на совершенствование порядка подтверждения владения русским языком, истории и основ законодательства России для отдельных категорий иностранных граждан с учетом сроков и целей их пребывания на территории Российской Федерации.

К числу важнейших задач в сфере регулирования трудовой миграции относится оценка спроса российской экономики на иностранный труд. Очевидно, что при определении перспективной потребности в иностранных трудовых мигрантах недостаточно отталкиваться только от демографических проектировок численности населения в трудоспособном возрасте. Исходя из динамики роста основных макроэкономических показателей следует прежде всего определить перспективные параметры потребности в рабочей силе внутри страны и обеспечить разработку прогноза спроса и предложения на рынке труда. При этом важно четко определиться на перспективу с внутренними резервами увеличения российского трудового потенциала и возможностями дополнительных источников увеличения рабочей силы за счет улучшения здоровья населения, решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, изменений в неформальной занятости граждан, повышения внутренней (в том числе трудовой) мобильности населения.

Политика регулирования трудовой миграции в идеале должна четко «вытекать» из политики занятости российского государства. Важно добиться привязки потребности в количестве и структуре временных трудящихся-мигрантов к характеристикам функционирования национального рынка труда с учетом демографических, экономических и геополитических интересов России, приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития страны. На уровне субъектов Российской Федерации усилия должны быть направлены на разработку прогнозных балансов трудовых ресурсов в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования, а также возможностей привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Вместе с тем, целесообразно принять комплекс мер по развитию официальной (государственной и частной) инфраструктуры, состоящей из разнообразных сервисов (справочных, консультационных, правовых, посреднических и пр.), позволяющим трудовым мигрантам находиться в правовом поле российского законодательства и помогающим им в социальной адаптации и интеграции. В этой связи необходимо обязать работодателей выставлять все открывающиеся и имеющиеся вакансии в единый банк данных, обеспечивая приоритет приема на работу российских работников, в том числе из других регионов; расширить инфраструктуру найма трудовых мигрантов в странах происхождения для работы на российских предприятиях; создать сеть пунктов первичного приема трудовых мигрантов в России путем их организованного информирования в аэропортах и на вокзалах.

Наконец, нельзя не отметить слабое информационное обеспечение миграционной политики в области трудовой миграции. В этой связи должно быть усилено внимание к существенному улучшению информационного обеспечения решения проблем регулирования трудовой миграции. Важнейшими составными элементами решения данной общей задачи является использование в статистической практике учета разнообразных форм территориальной мобильности населения, введение внятной статистики трудовой миграции, переход в статистической практике от данных административного учета числа выданных разрешений (патентов) на право занятия трудовой деятельностью к учету количества самих трудовых мигрантов.

Для диагностики направлений, масштабов и структуры миграционных перемещений граждан, а также оценки воздействия их на экономическое развитие и рынок труда требуется расширить круг разрабатываемых показателей по вопросам трудовой иммиграции, внедрить в статистическую деятельность системы регулярных обследований в сфере международного трудового обмена. Особое внимание должно быть уделено разработке методов и практике ведения статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией в рамках СНГ, в формате Союзного государства России и Беларуси, а также на пространстве Евразийского экономического союза.


Источники:

1. Александрова О.А. Социально-экономическая политика государства как источник фрагментарности и противоречивости миграционной политики // Проблемы миграции населения в современной России / Под ред. В.В. Локосова. – М.: Экон-Информ, 2014. – С. 19.
2. Воробьева О.Д., Топилин А.В. Стоит ли? Патенты для иностранных работников у юридических лиц // Миграция XXI век. – 2014. - № 6-7. – С. 7.
3. Ионцев В.А. Особенности современной трудовой миграции в России // Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: новые подходы к учету и анализу внешней трудовой миграции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: Новый проект, 2016. – С. 45.
4. Комаровский В.В. Иммиграционное регулирование в России: трансформация модели // Социально-трудовые отношения: сравнительный анализ западных и российских практик действий на рынке труда / Отв. ред. В.В. Комаровский, В.Т. Веденеева. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – С. 175-178.
5. Парламентская газета. – 2016. – 21 ноября.
6. Рязанцев С.В. Трансформация миграционных процессов и построение миграционной политики // Россия: новая социальная реальность. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2010 году: анализ и прогноз / Под ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова. – М.: ИСПИ РАН, 2011. – С. 274.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:32