Укрепление связей с диаспорой и привлечение бывших соотечественников как ключевые инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции

Вартанян А.А.1
1 Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 2, Номер 1 (Январь-Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Вартанян А.А. Укрепление связей с диаспорой и привлечение бывших соотечественников как ключевые инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции // Миграция и социально-экономическое развитие. – 2017. – Том 2. – № 1. – С. 49-59. – doi: 10.18334/migration.2.1.38393.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32724054
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье приведен анализ примеров успешного взаимодействия стран происхождения трудовых эмигрантов с диаспорами в других странах, выявлена важнейшая роль денежных переводов в развитии экономики стран – доноров рабочей силы, обоснована необходимость проведения программ по репатриации бывших соотечественников.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, репатриация, страны-доноры, иностранная рабочая сила, денежные переводы, Международная трудовая миграция, диаспоры, высококвалифицированные мигранты, страны-реципиенты, развитые и развивающиеся страны



Территориальное передвижение людей играет колоссальную роль в современном мире. За последние 15 лет численность международных мигрантов выросла на 40 %, превысив 244 млн человек в 2015 году [1, С. 5]. Актуальной задачей для стран – доноров международных мигрантов, и международных трудовых мигрантов в частности, остается достижение положительных эффектов для экономики страны в связи с отъездом граждан в другие страны.

Среди стран происхождения международных мигрантов лидируют Мексика, Индия, Российская Федерация, Китай, Украина, Бангладеш, Пакистан и другие (рисунок 1). При этом удельный вес эмигрантов в общей численности населения стран происхождения неодинаков. Самый большой показатель эмиграции среди рассматриваемых стран отмечен в Украине и Мексике – 14,2 % и 10,1 % от общей численности населения стран соответственно, тогда как в Китае и Индии удельный вес эмигрантов не достигает 1 % населения. В Российской Федерации по состоянию на 2010 год доля эмигрантов в общей численности населения страны составила 7,7 %.

Рисунок 1. Топ-10 стран происхождения по численности международных мигрантов, млн чел., 2010 г.

Источник: составлено автором по материалам официального сайта Мирового Банка (URL: http://econ.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/EXTDEC/EXTDECPROSPECTS/0,,contentMDK:22759429~pagePK:64165401~piPK:64165026~theSitePK:476883,00.html#Migration (дата обращения: 23.10.2016)).

Очевидна асимметрия в эмиграции высокообразованного населения в сторону стран с наиболее низким доходом: так, если в развитых странах ОЭСР уровень квалифицированной миграции не превышает 3,7 %, то в странах с доходом ниже среднего и с низким доходом данный показатель в 2000 году едва не достиг 8 %. Более того, в 2000 году 44 страны, из которых 41 страна является развивающейся, уровень квалифицированной миграции превышал 20 %.

В случае с высококвалифицированной эмиграцией наибольший удельный вес эмигрантов ко всему образованному населению наблюдается в странах Африки южнее Сахары и Латинской Америки – 13-й и каждый 11-й человек с образованием выше среднего в данных регионах эмигрировал (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика удельного веса эмигрантов с образованием выше среднего в общей численности высокообразованного населения по регионам, в %.

Источник: составлено автором по данным Мирового Банка (URL: http://data.worldbank.org/indicator/SM.EMI.TERT.ZS/countries?page=2&display=default (дата обращения: 28.10.2016)).

В условиях взаимозависимости экономик различных стран вследствие глобализации особую роль приобретают деятельность диаспор и денежные переводы трудовых мигрантов на Родину. За последние 10 лет официальные денежные переводы в развивающиеся страны увеличились более чем в три раза, а годовые сбережения международных мигрантов превышают 500 млрд долларов в год, что составляет 2,3 % мирового ВВП [2] (Ratha, Seyed, 2014). Диаспора для развивающихся стран зачастую служит источником получения доходов и процветания. При этом сбережения диаспор даже относительно больше – около 9,3 % ВВП в странах с низким доходом. Подобные средства могут служить эффективным инструментом для роста экономики страны происхождения эмигрантов.

Денежные переводы мигрантов составляют второй по величине источник внешнего финансирования экономики развивающихся стран, уступая лишь прямым иностранным инвестициям [3] (Gluschenko, 2005). В 2015 году объемы денежных переводов мигрантов составили, по оценкам, более 581,640 млрд долларов США, что на 25 % больше в сравнении с 2010 годом.

Для маленьких государств денежные переводы вносят значительный вклад в экономику страны, обеспечивая стабильность доходов населения. Практика переселения части населения страны на заработки (более 50 %) особенно распространена среди островных государств, чья экономика в большой степени зависит от денежных переводов.

В качестве успешного примера привлечения капиталов эмигрантов и обширной практики денежных переводов можно привести Филиппины. Страна сталкивается с актуальной проблемой утери человеческого капитала, т. к. каждый третий выпускник университета может считаться потерянным для экономики Филиппин [4, С. 397] (Hugo, 2012; P. 397). При этом денежные переводы мигрантов составляют около 10 % годового ВВП страны.

Таблица

Топ-15 принимающих и направляющих стран по объемам денежных переводов, 2015 г.

Место
Страна, направляющая денежные переводы
Млн долларов США
Страна, получающая денежные переводы
Млн долларов США
1
США
133552
Индия
68910
2
Саудовская Аравия
45739
Китай
63938
3
ОАЭ
30170
Филиппины
28483
4
Великобритания
24878
Мексика
24792
5
Канада
23438
Франция
22982
6
Германия
22861
Нигерия
20658
7
Франция
20191
Египет
19710
8
Гонконг, Китай
17064
Пакистан
19255
9
Австралия
16568
Бангладеш
15359
10
Испания
15599
Германия
15088
11
Россия
15398
Вьетнам
13200
12
Италия
15359
Испания
10238
13
Кувейт
11828
Индонезия
9631
14
Катар
10420
Италия
9578
15
Япония
8883
Бельгия
8837
Источник: составлено автором по данным Мирового Банка (URL: http://www.worldbank.org/en/topic/migrationremittancesdiasporaissues/brief/migration-remittances-data (дата обращения: 23.10.2016)).

Доходы диаспор за рубежом могут быть использованы и переданы в страну происхождения различными способами. Даже трата денежных средств в пределах страны пребывания может иметь положительный экономический эффект для экономики страны происхождения, например за счет потребления экспортных товаров потребления (см. рисунок 3).

Важным для рассмотрения является вопрос о том, существуют ли различия в объемах денежных переводов среди высококвалифицированных и менее квалифицированных эмигрантов. Необходимо учитывать очевидные различия между двумя категориями эмигрантов: высококвалифицированные эмигранты в среднем зарабатывают больше денег, а следовательно, имеют потенциально более крупную сумму для перевода. Более того, образование высококвалифицированных эмигрантов может спонсироваться семьей, в связи с чем такие мигранты будут направлять домой большие суммы денег для возмещения понесенных затрат на обучение. Кроме того, высококвалифицированные мигранты с большей вероятностью официально зарегистрированы в стране приема, а следовательно, вероятнее имеют банковские счета, позволяющие снизить транзакционные издержки денежных переводов в страну происхождения. С другой стороны, высококвалифицированные мигранты часто переезжают семьями, а значит, не имеют оснований к осуществлению денежных переводов. Более того, они могут быть выходцами из обеспеченных семей, что может означать меньшую необходимость в передаче денег членам семьи [5, С. 134] (Bollard, McKenzie, Morten, Rapoport, 2011; P. 134). Согласно проведенным исследованиям, было выявлено, что существует прямая связь между образованием и решением осуществлять денежные переводы. Так, по оценкам исследователей, мигранты с университетским образованием осуществляют денежных переводов на 300 долларов больше ежегодно по сравнению с мигрантами, не имеющими университетского диплома.

Рисунок 3. Использование доходов мигрантов в стране пребывания и стране происхождения.

Источник: [2, С. 2] (Ratha, Seyed, 2014; P. 2).

В последние десятилетия процесс миграции профессионалов более не воспринимается как окончательная потеря человеческого капитала для страны происхождения, но побуждает страны к инвестированию значительных усилий в укрепление связей с этническими группами за рубежом и проведение программ по репатриации бывших соотечественников. К таким экстратерриториальным группам в первую очередь относятся диаспоры, членам которых нередко предоставляется целый ряд политических, социокультурных и экономических прав – от возможности получения двойного гражданства и права голосовать на выборах до проведения инвестиционных инициатив диаспор. Предоставление вышеуказанных прав часто рассматривается в качестве механизма символической и материальной реинкорпорации диаспоры, что является ключевым моментом в проведении «стратегии диаспоры» («diaspora strategies») [6, С. 2] (Cohen, 2013; P. 2).

Успешным примером активного привлечения мигрантов является опыт Израиля. Начиная с 1970-х годов правительство Израиля направило усилия на реализацию стратегии «maintain/return» («поддержки и возвращения»), первым принципом которой было официальное утверждение мигрантов как части израильского общества, принявшего решение уехать легитимно. Политика в отношении мигрантов изменилась от осуждения эмигрантов до активного укрепления связей с ними с целью поддержки их израильской или еврейской идентичности. Одним из примеров таких успешных инициатив является организация специальных отрядов израильских скаутов «Shevatim», направляемых в основные центры миграции, такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Торонто и Лондон [6, С. 6] (Cohen, 2013; P. 6). Такие группы были созданы с целью организации различных молодежных активностей, таких как фестивали, лагеря, походы и национальные праздники, для приобщения детей и юношей к израильской культуре и их последующего переезда в Израиль. Вторым принципом стратегии израильских властей являлось рассмотрение мигрантов как потенциальных носителей человеческого капитала, а следовательно, имеющих основание на материальную поддержку с целью их потенциального возвращения. После сдвига израильской экономики в сторону либерализации ее ведущих секторов в начале 1990-х годов резкий рост высокотехнологичных производств привел к притоку высококвалифицированных специалистов, в том числе из стран бывшего Советского Союза.

В последние годы в таких странах, как Китай, Тайвань и Мексика, разрабатываются программы возвращения мигрантов с целью «реверсирования утечки умов». В такие программы могут входить системы новых контрактов, стипендий, приглашений студентов, стимулирование образовательной эмиграции с целью получения высшего образования и содействие возвращению на родину, а также взаимодействие с диаспорами с целью стимулирования денежных переводов, подготовки почвы для иностранных инвестиций и торговли и упрощения передачи навыков и знаний.

Например, в Китае значительные усилия были приложены в вопросах миграции «талантов» в развитые страны и дальнейшего содействия возвращению квалифицированных эмигрантов, которое стало возможным благодаря свободному режиму въезда и выезда из страны, политической стабильности, предоставлению льгот по прибытии, высокого социального статуса и лучших возможностей в построении карьеры в Китае наряду с воспитанием патриотизма.

Более того, значительные государственные вложения в исследования и разработки, конкуренция между университетами, исследовательскими лабораториями и предприятиями предоставила действенный стимул к возвращению квалифицированных трудовых мигрантов, работавших в развитых странах.

Южнокорейский опыт возвращения квалифицированных профессионалов базировался на организованных усилиях властей с целью создания благоприятной среды для вернувшихся работников. Как и в Индии, в Корее важную роль в возвращении квалифицированных кадров сыграл культурный аспект, выраженный в желании улучшить экономические условия и конкурентоспособность страны, а также сохранить прочные социальные связи между эмигрантами и их семьями.

Тайвань столкнулся с потерей подавляющего числа студентов, окончивших высшие учебные заведения в США [7] (Chang, 1992). В связи с этим правительством были предприняты меры по найму ученых за рубежом, улучшению и укреплению национальных институтов высшего образования, а также стимулированию высококвалифицированных эмигрировавших специалистов в США к возвращению на родину или содействию развитию экономики страны происхождения [8, 9] (Aupetit, 2006; Song, 1997).

Кроме того, Программой развития ООН в 1997 году было инициировано создание Программы «Передачи знаний через экспатриантов» (Transfer of Knowledge through Expatriate Nationals – TOKTEN) с целью противодействия негативным эффектам «утечки умов» в развивающихся странах посредством краткосрочного (до 3 месяцев) возвращения высококвалифицированных экспатриантов в страны происхождения на волонтерских принципах [10].

Таким образом, важными инструментами государственного регулирования международной миграции для Российской Федерации могут служить программы по привлечению и возвращению бывших эмигрантов и облегчение их реинтеграции. Данная мера позволит укрепить культурную и психологическую связь бывших соотечественников с Россией, информировать их относительно возможностей построения карьеры, ведения бизнеса и жизни на родине.

Укрепление деловых сетей диаспор также может быть эффективным инструментом развития международных связей, создания деловых организаций, увеличения объемов торговли и обмена профессиональным опытом. В качестве примеров успешной работы деловых сетей диаспор можно назвать Индийскую профессиональную ассоциацию Кремниевой долины (SIPA): созданная еще в 1987 году как некоммерческая организация сегодня она объединяет более 5000 предпринимателей, венчурных инвесторов, бизнес и IT-профессионалов Силиконовой долины, а также связывает более 30000 профессионалов косвенно посредством стратегических альянсов с другими организациями. В рамках SIPA ежегодно проводится форум, на котором выступают представители крупнейших компаний высокотехнологических отраслей. Также ассоциация организует регулярные встречи и мероприятия для укрепления связей ее членов и создания необходимых условий для роста экономической активности.

В Армении за отношения с диаспорой (Спюрк) отвечает Министерство Диаспоры Республики Армения, способствующее участию предпринимателей в экономических программах страны, развитию культурной, правовой и духовной среды для решения общенациональных задач. В Китае также существует Ассоциация профессионалов Китая (ACP), объединяющая несколько некоммерческих организаций в США и некоторые другие местные образования в Австралии, Европе и Китае. Изначально организация данной ассоциации была инициирована группой PhD студентов и выпускников китайского происхождения из ведущих вузов США и носила название Китайского профессионального клуба (CPC). Сегодня ACP является крупнейшей в мире деловой диаспорой профессионалов. Помимо вышеуказанных существуют и другие примеры успешной организации деловых и профессиональных сетей для эмигрировавших высококвалифицированных работников. Основными задачами данных ассоциаций и сетей являются: информирование членов организации о возможностях развития в деловой и профессиональной сфере, способствование налаживанию профессиональных контактов и обмен опытом, распространение информации об условиях ведения бизнеса, политической ситуации, стандартах, возможностях страхования и исследованиях, проводимых в различных отраслях экономики, организация деловых мероприятий, конференций и форумов, способствующих расширению и укреплению контактов. Русскоязычная диаспора, по оценкам, насчитывает от 25 до 30 миллионов человек [11], исторически концентрируется в отдельных странах: Германии, США, Израиле, Аргентине, Латвии, Франции и других.

В условиях роста экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами государственная политика в области трудовой миграции высококвалифицированной рабочей силы становится актуальной темой в контексте встраивания в стратегию развития России. Денежные переводы могут служить эффективным инструментом для обеспечения роста экономики стран – доноров рабочей силы, а деятельность диаспоры – источником укрепления профессиональных, деловых, культурных связей с соотечественниками, аккумулировать капиталы, создавать выходы на новые рынки товаров и услуг.


Источники:

International Migration Report 2015: Highlights Key Facts. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migrationreport/docs/MigrationReport2015_Highlights.pdf ( дата обращения: 24.05.2016 ).
Ratha D. S., Seyed S. R. A Note on International Migrants’ Savings and Incomes. Blogs.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: http://blogs.worldbank.org/peoplemove/files/Note%20on%20Diaspora%20Savings%20Sep%2023%202014%20Final.pdf ( дата обращения: 19.09.2016 ).
Глущенко Г.И. Денежные переводы международных трудовых мигрантов: характеристики и детерминанты. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0207/analit02.php ( дата обращения: 24.01.2017 ).
4. Hugo G. J. International Labour Migration and Migration Policies in Southeast Asia // Asian Journal of Social Science. – 2012. – № 4. – С. 392-418.
5. Bollard A., McKenzie D., Morten M., Rapoport H. Remittances and the Brain Drain Revisited: The Microdata Show That More Educated Migrants Remit More // The World Bank Economic Review. – 2011. – № 1. – С. 132-156.
6. Cohen N. From nation to profession: Israeli state strategy toward highly-skilled return migration, 1949-2012 // Journal of Historical Geography. – 2013. – С. 1-11.
7. Chang S. L. Causes of Brain Drain and Solutions: the Taiwan Experience // Studies in Comparative International Development. – 1992. – № 1. – С. 27-43.
8. Song H. From Brain Drain to Reverse Brain Drain: Three Decades of Korean Experience // Science, Technology and Society. – 1997. – № 2. – С. 317-334.
9. Aupetit S. D. The Brain Drain in Mexico – A Subject for Research... or Agenda? // Globalization, Societies and Education. – 2006. – № 1. – С. 103-120.
Официальный сайт программы ТОКТЕН. Ливан. - URL: http://www.toktenlebanon.org/
Где больше всего живет русских за границей. Russian7.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://russian7.ru/post/gde-bolshe-vsego-russkikh/ ( дата обращения: 25.01.2017 ).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:41:47