Региональное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне

Зайцев Я.В.1, Положенцева Ю.С.1, Андросова И.В.1, Старостина Д.С.1
1 Юго-Западный государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных экономических реалиях наблюдается усиление роли малого и среднего предпринимательства в развитии территориальных единиц различного уровня: от регионального до муниципального. Авторы подчеркивают, что, несмотря на некоторый растущий интерес со стороны органов власти, бизнес-сообщества и научной общественности к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, наблюдается недостаточная эффективность мер поддержки, нацеленной на популяризацию предпринимательской деятельности на муниципальных территориях, в условиях противодействия нарастающей экономической неопределенности. Для решения данной проблемы авторами предложены мероприятия, которые в перспективе могут стать основополагающими элементами стратегии по стимулированию предпринимательской активности на муниципальном уровне. В статье проведена количественная оценка субъектов малого и среднего бизнеса в региональной и муниципальной проекции, изучены основные государственные программы, регулирующие развитие локального предпринимательства. В результате проводимого исследования выявлена одна из существенных проблем в развитии муниципального малого и среднего предпринимательства, заключающаяся в недостаточном уровне интереса населения к созданию социально-ориентированного бизнеса (даже с учетом предпринимаемых попыток поддержать со стороны местных органов власти). Новизна предлагаемых авторами подходов к решениям отмеченных проблем определяется необходимой доработкой концептуальной основы с последующим формированием требуемых методических положений, позволяющих как повышать эффективность функционирования малого и среднего предпринимательства, так и популяризировать его в рамках муниципальной экономики. Данная статья может вызвать интерес среди компетентных органов власти, представителей бизнеса и научно-образовательного сообщества, а также иных заинтересованных лиц

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная программа, государственная поддержка, регион, муниципальная территория, социальное предпринимательство

Финансирование:
Работа выполнена в рамках реализации программы развития ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» проекта «Приоритет 2030»

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение.

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет важную роль в социально-экономическом развитии территорий, что наиболее заметно проявляется на муниципальном уровне. Местные предприниматели создают новые рабочие места, способствуют развитию социальной инфраструктуры, а также повышению уровня экономической и культурной жизни населения. Предпринимательство на муниципальном уровне может стимулировать экономическое развитие региона, привлекать инвестиции, тем самым, способствовать развитию инноваций и улучшению инфраструктуры.

Актуальность темы проводимого исследования обусловлена тем, что поддержка предпринимательской деятельности – на всех уровнях взаимодействия и управления – со стороны компетентных органов власти выступает одним из определяющих факторов повышения уровней развития и эффективной социально-экономической динамики муниципальных образований и территорий. Для полноценного раскрытия имеющегося и масштабируемого предпринимательского потенциала очень важно, чтобы местные органы власти создавали требуемые условия для развития бизнеса, оказывая комплексную поддержку и активно стимулируя деятельность локальных предпринимателей на местах.

Контекстуальная тематика, связанная с различными теоретико-методическими аспектами развития современного предпринимательства, изучается в научных и прикладных исследованиях Арошидзе А.А. [1, с. 119-132], Костина А.Г. [2, с. 70-75], , Версоцкого Е.Р. [3, с.92-99], Бодрунова С.Д. [4, с.589-599], Гончаровой О.Ю. [5, с.46-53], Зимина А.В. [6, с.58-64], Крепковой М.К. [7, с.47-61]. Роль малого и среднего предпринимательства, их вклад в уровни и динамику социально-экономического развития муниципальных районов, образований и составляющих их локальных территорий подробно освещаются в трудах – преимущественно научно-методического характера - Кондратенко З.К. [8, с.86-88], Нигматуллина Р.Р. [9, с.26], Кудакова А.С. [10, с.93-99], Нестеровой Н.В. [11, с.16-18], Непечида А.В. [12, с.185-188], Ушанова И.Г. [13, с.96-99], Грошевой Н.Б. [14, с.721-724].

Отдельная группа практико-ориентированных подходов и результаты их применения в современных экономико-управленческих исследованиях представлены в публикациях ряда курских специалистов. В частности, определяя различные подходы как в выявлению, так и к выравниванию различного рода отклонений в развитии малого и среднего предпринимательства по территориям муниципальных районов и образований, А.В. Евченко предлагает опираться на применение обширного аппарата современных эконометрических методов для анализа территориальной социально-экономической асимметрии и выбора целевых ориентиров развития районов и ключевых видов экономической деятельности в них [15, с.191-197]. В этой связи, по мнению того же исследователя и группы его коллег: Г.А. Есенковой и Д.Б. Щербакова, в обеспечении устойчивого экономического роста и социального развития муниципальных территорий, функционирующих в рамках современных региональных систем, определяющее влияние оказывает именно технологическое предпринимательство [16, с.50-58]. Как системную основу совершенствования управления инновациями в реализуемых модернизационных технологических процессах они, совместно с еще одним своим коллегой А.А. Демченко рассматривают многофакторный комплекс, в который включаются развитие цифровых технологий, внедрение новых моделей управления качеством, снижение энергоемкости производственных процессов, а также современные экологические ESG-инициативы [17, с.13-21].

Несмотря на высокую научную и прикладную значимость отдельных имеющихся в этой сфере исследований, следует признать, что вопросы регионального регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне раскрыты в них недостаточно. Это определяет необходимость расширения спектра проведения научных исследований, посвященных поддержке и стимулированию предпринимательской деятельности в территориально-административной, социально-экономической и организационно-управленческой сопряженных муниципальных проекциях.

Цель настоящего исследования заключается в уточнении ключевых направлений перспективного развития и разработке конкретизирующих их обоснованных предложений, направленных на устойчивый рост социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности и на повышение ее популярности среди жителей местных муниципальных территорий.

Новизна проводимого исследования заключается в развитии теоретико-концептуальной базы и, на этой основе, разработке комплекса взаимоувязываемых научно-методических подходов и положений, позволяющих воздействовать и повышать эффективность функционирования малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной экономики.

Авторы исходят, при рассмотрении указанных явлений, процессов и положений, из допущения того, что усилия, принимаемые со стороны компетентных государственных и местных органов для стимулирования и популяризации предпринимательской деятельности, приведут к ощутимым положительным изменения в деятельности и развитии муниципальных территорий.

При написании данной статьи использованы различные общенаучные методы исследования: библиографический, аналитический, ретроспективный, абстрактно-логический, наблюдение и сравнение. В ходе изучения нормативно-правовых документов применены методы программно-целевого планирования. Эмпирической базой исследования выступили программы стратегического развития регионального и муниципального уровня; результаты исследований авторов по изучаемой проблематике; информационно-аналитические сервисы, используемые при количественной оценке субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровне.

Результаты исследования.

На текущий момент времени в России реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [18]. Достигнутыми результатами к настоящему времени являются следующие: более 450 тысяч людей обучены основам предпринимательской деятельности; число самозанятых к 2024 году составило 2,4 тыс. человек; объём финансовой поддержки и льготных кредитов малых и средних предприятий составил 10 трлн. руб.; объём закупок у субъектов МСП составил 5 трлн. руб.; суммарный объем микрозаймов со стороны бизнеса составил 20 млрд. руб.; открытие более ста центров «Мой Бизнес» в различных регионах страны [18].

В Курской области в контексте реализации данной стратегической инициативы реализуются следующие региональные проекты: «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»; «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»; «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» [19]. К началу 2024 года по всем региональным проектам запланированные целевые показатели были выполнены. В некоторых случаях зафиксировано значительное (многократное) превышение ожидавшихся значений наблюдаемых данных, к примеру, значение показателя «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)» было запланировано на уровне 8,45 тыс. чел., а по факту составило 40 тыс. чел. [6] Всего в 2023 году в регионах РФ были приняты 664 меры поддержки малого и среднего предпринимательства, что соответствует Национальному плану развития конкуренции в РФ на 2021-2025 годы. Осуществляемые в настоящее время меры поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства направлены не только на развитие уже действующего бизнеса, но и на повышение интереса населения к созданию собственного дела. Об этом свидетельствуют ретроспективные (2021-2023гг.) и оперативные данные единого реестра субъектов МСП по Курской области в разрезе 9 месяцев 2024 года (табл. 1).

Таблица 1

Ретроспективные и актуальные данные о количестве действующих субъектов МСП в Курской области

Субъекты МСП
Количество субъектов МСП, ед.
на 10.01.2022
на 10.01.2023
на 10.01.2024
на
10.04.2024
на 10.07.2024
на 10.10.2024
Юридические лица, в.т.ч.
10753
9728
9267
9363
8818
8911
микропредприятия
9728
8724
8268
8368
7809
7907
малые предприятия
942
926
922
918
933
927
средние предприятия
83
78
77
77
76
77
Индивидуальные предприниматели,
в т.ч.
24090
23740
25032
25471
24726
25402
микро
23810
23458
24752
25194
24433
25110
малые
273
273
268
265
281
280
средние
7
9
12
12
12
12
Всего
34843
33468
34299
34834
33544
34313
Источник: составлено на основании данных единого реестра субъектов МСП [20]

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о волатильном характере динамики количества субъектов МСП. Так, по состоянию на 10.01.2022 года, общее количество субъектов МСП составляло 34843 единиц, а через год сократилось на 4% преимущественно за счет закрытия микропредприятий. По итогам 2023 года зафиксирован прирост субъектов МСП на уровне 2,5%, который обеспечен за счет индивидуальной предпринимательской деятельности. По итогам девяти месяцев 2024 года ситуация изменяется в сторону роста количества субъектов МСП по отношению к первому полугодию, но при этом число организаций остается на уровне начала 2024 года. Однако, нельзя не отметить, произошедшие изменения видовой численности субъектов МСП: на протяжении девяти месяцев 2024 года сократилось количество юридических лиц (микропредприятий) и увеличилось число индивидуальных предпринимателей (микро), что может служить косвенным признаком повышения интереса населения к созданию собственного бизнеса.

В настоящее время Курская область включает в себя 28 муниципальных районов, на территории которых функционируют и развиваются субъекты малого и среднего предпринимательства. Вклад каждого муниципального района в суммарную численность МСП на начало 2024 года представлен на рисунке 1 [1].

Рис.1. Удельный вклад муниципальных районов в численности малых и средних предприятий по Курской области на начало 2024 года, %

Источник: составлено на основании данных единого реестра субъектов МСП [20]

Представленные на рисунке 1 данные позволяют определить явного лидера по количеству субъектов МСП – Курский район, имеющего максимальный удельный вес в 14,34%. Далее практически на одних позициях идут районы Суджанский, Рыльский, Октябрьский и Обоянский, занимающие доли на уровне 6-7%. Вклады остальных районов в суммарную численность субъектов МСП варьируются в пределах от 1,32 до 4%. В этих обозначенных пределах демонстрирует параметры своей функциональной деятельности (близкие к обобщенным среднерегиональным значениям) Щигровский муниципальный район, что послужило дополнительным значащим фактором в пользу его выбора.

Обоснование выбора района Курской области для разработки мер поддержки МСП требует комплексного подхода, учитывающего экономические и социальные, инфраструктурные и инновационные аспекты. Проанализировав текущую ситуацию и учитывая потребности местного бизнеса можно разработать эффективные меры его поддержки, которые в, конечном итоге, будут способствовать устойчивому развитию региона. В частности, в проводимом исследовании при выборе конкретного района для анализа использовались следующие показатели: уровень и качество жизни населения, количество действующих МСП, их доля в общих объемах производства, наличия способствующих бизнесу площадок, уровень безработицы, профессиональная подготовка рабочей силы. В таблице 2 представлены ретроспективные (период с 2021 по 2023 г.) и оперативные (9 месяцев 2024 года) данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса Щигровского района Курской области.

Таблица 2

Ретроспективные и актуальные данные о количестве субъектов МСП в Щигровском районе Курской области

Субъекты МСП
Количество субъектов МСП, ед.
на 10.01.2022
на 10.01.2023
на 10.01.2024
на
10.04.2024
на 10.07.2024
на 10.10.2024
Юридические лица, в.т.ч.
20
21
22
22
23
23
микро
16
17
18
18
19
19
малые
4
4
4
4
4
4
Индивидуальные предприниматели,
в т.ч.
121
128
143
148
158
168
микро
121
128
143
148
158
168
Всего
141
149
165
170
181
191
Источник: составлено на основании данных единого реестра субъектов МСП [20]

Представленные в таблице 2 данные позволяют определить устойчивую тенденцию роста количества субъектов МСП за последние три года. Малый бизнес Щигровского района представлен преимущественно индивидуальным предпринимательством (≥ 85% во всех периодах), а на долю юридических лиц приходится до 15% от всего количества организаций. Ситуация на протяжении 9 месяцев 2024 года характеризуется ежеквартальным количественным приростом бизнеса, в среднем, на 5%. Отмечено, что суммарное увеличение предпринимательских структур обеспечено, в основном, приростом числа индивидуальных предпринимателей, а количество юридических лиц практически не меняется и находится на уровне 21 субъекта. Установлено, что юридические лица из числа субъектов МСП представлены, в большинстве своем, микробизнесом, малых предприятий наблюдается всего четыре на протяжении анализируемого периода, а средних - не зафиксировано. В целом, сделан вывод о том, что в обследуемом муниципальном районе постоянно увеличивается количество субъектов малого бизнеса за счет регистрации новых индивидуальных предпринимателей, что может свидетельствовать об усилении популяризации создания собственного дела среди населения.

Если рассматривать структуру малого и среднего бизнеса [20] Щигровского района Курской области по видам осуществляемой деятельности, то можно утверждать, что ведущими секторами являются сельское хозяйство (в среднем, 30%), торговля (в среднем, 26%), пассажирские перевозки (в среднем, 25%), остальное распределяется между строительством, оказанием услуг и прочими видами. Таким образом, сделан вывод об аграрной специализации рассматриваемого муниципального района.

С учетом аграрной специфики одним из приоритетов [2] социально-экономического развития муниципального района является формирование благоприятной бизнес-среды для создания и развития малых и средних субъектов предпринимательства. В настоящее время действует муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Щигровском районе Курской области на 2022-2024 годы» [22] с ежегодным финансированием из районного бюджета в размере 70 тыс. руб., из которых 65 тыс. руб. предназначены для предоставления субсидий для частичного возмещения затрат по созданию и ведению собственного дела, а 5 тыс. руб. - для участия в различных конкурсах, стимулирующих предпринимательскую активность бизнеса. Целевыми показателями программы выступают: доля занятых в малом и среднем бизнесе по отношению к суммарной численности занятых в экономике (прогнозируемый прирост - 0,4 процентных пункта к концу 2024 года); доля оборота малых и средних предприятий по отношению к суммарному обороту экономических субъектов в районе (прогнозируемый прирост - 0,8 процентных пункта к концу 2024 года).

В рамках данной целевой программы в Щигровском районе Курской области проводятся следующие мероприятия:

- систематический мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства на территории района, что позволяет определить перспективные траектории развития бизнеса;

- обеспечение доступа субъектов МСП к муниципальным торгам и заказам, что может привести к оптимизации предпринимательской деятельности;

-оказание имущественной поддержки субъектам малого бизнеса, заключающейся в предоставлении на льготных условиях объектов муниципального имущества (здания, оборудование, земельные участки);

- предоставление субсидий для частичного возмещения затрат по созданию и ведению собственного дела, что будет способствовать созданию новых рабочих мест (как было отмечено ранее, на реализацию данного мероприятия ежегодно выделяется 65 тыс. руб.);

- стимулирование участия субъектов МСП в различных конкурсах, предпринимательских форумах, направленных на повышение предпринимательской активности бизнеса (как было отмечено ранее, на реализацию данного мероприятия ежегодно выделяется 5 тыс. руб.);

- оказание информационно-консультативной поддержки населению, планирующему заняться социальным предпринимательством [22].

Отмечено, что в рассматриваемом районе со стороны местных органов власти уделяется повышенное внимание созданию именно социально-ориентированного бизнеса. Однако результаты анализа отраслевой структуры малого бизнеса свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые попытки со стороны местных органов власти, по состоянию на 10 октября 2024 года на территории Щигровского района не зарегистрировано ни одного экономического субъекта, занимающегося видами деятельности, подпадающими под социальное предпринимательство. В связи с этим, необходимо популяризировать среди населения идеи, которые можно будет реализовать в виде социально ориентированной предпринимательской деятельности. В современном обществе, принимая во внимание его ориентацию на решение социальных и экологических проблем, масштабное развитие должны получить именно социальные предприятия – статус такого предприятия разъяснен в соответствующем Приказе Министерства экономического развития №773 (ред. от 07.10.2021) «Об утверждении порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия». В самом деле, социальные предприятия могут играть ключевую роль в современном обществе, ориентируясь в своей деятельности на первоочередное решение социальных и экологических проблем [23, с.59-71]. Увеличение числа таких предприятий может стать важным шагом в развитии малого и среднего предпринимательства. В этой связи, в реальной практике деятельности муниципалитетов предусматриваются инициативы, стратегии и программы, нацеленные на стимулирование создания социальных предприятий и повышение интереса к получению статуса «социальное предприятие» среди субъектов МСП.

Для популяризации социального предпринимательства в Щигровском районе Курской области предлагается сформировать стратегию повышения интереса населения к социальному бизнесу, основные положения которой заключаются в следующем:

1) осуществление информирования и просвещения потенциальных предпринимателей через проведение семинаров, вебинаров и мастер-классов. В рамках проведения указанных мероприятий можно подробно рассмотреть преимущества, которые предоставляет статус социального предприятия (многие бизнесмены попросту не знают о существовании и действии таких возможностей) - этот статус открывает доступ к различным грантам, субсидиям и налоговым льготам. Вдохновляющим источником для участников может стать обсуждение реальных примеров успешных социальных предприятий, а активное участие опытных спикеров, которые могут поделиться личными успехами в создании и развитии социального предприятия, значительно повысит интерес.

Еще один важный шаг к просвещению в рамках рассматриваемой проблематики – создание соответствующих информационных материалов. Буклеты, инфографика и видеоролики могут эффективно передавать информацию, делая ее общедоступной для широкой аудитории. Такие материалы могут содержать сведения о том, какие требования необходимо выполнить для получения статуса социального предприятия, а также примеры успешных практик. Быстрее усвоить информацию поможет инфографика, отображающая количественные показатели успеха социальных предприятий в разных сферах, – важно, чтобы эти материалы были доступны для скачивания и распространения через различные платформы и социальные сети;

2) значительно ускорить процессы формирования социальных предприятий может поддержка со стороны государственных, частных и некоммерческих организаций - такие действия по созданию партнерств между различными стейкхолдерами способны не только повысить интерес, но и обеспечить необходимые ресурсы для успешного внедрения, функционирования и развития таких начинаний. Безусловно, широкие возможности для сотрудничества с некоммерческими организациями, научными центрами и образовательными учреждениями должны включать государственные – на всех уровнях взаимодействия и управления: от федерального до регионального и муниципального – программы и проекты, ориентированные на стимулирование социальных предприятий. В рамках сказанного, такие партнерства могут привести к обмену знаниями и ресурсами, что укрепит социальную предпринимательскую экосистему. В самом деле, существуют примеры успешных коллабораций, когда, например, крупные компании работают совместно с социальными предприятиями МСП для реализации общих проектов, приносящих пользу обществу и бизнесу.

Очень существенную роль играет также поддержка со стороны частного сектора. «Толчок» развитию новых социальных проектов могут придать инвестиции венчурного капитала и меценатские инициативы, а помочь привлечь внимание и финансовые ресурсы к этому важному и ответственному сектору может создание фондов, нацеленных на поддержку социальных предпринимателей в сфере МСП. В самом деле, создание системы поддержки, включающей наставничество, консультации и доступ к финансовым ресурсам, может значительно упростить «путь» для начинающих социальных предпринимателей. Решающим фактором, в успехе начинающих бизнесменов, могут послужить репутация и опыт наставников, готовых делиться с ними знаниями и поддерживать их усилия. Поддержка на этапе создания бизнеса может охватывать юридическое сопровождение, помощь в разработке бизнес-планов и доступ к уже имеющимся сетям контактов, что крайне важно для успеха любого нового предприятия. Вообще, создать сообщество, способствующее обмену опытом и ресурсами, помогут организация и проведение регулярных встреч, где предприниматели будут иметь возможность делиться своими успехами и проблемами. Будут практически полезными и обучающие программы, нацеленные не только на предпринимателей, но на их сотрудников, – последним такие программы помогут понять, что значит работать в социальной организации и как именно они могли бы внести свой вклад в общее дело;

3) еще один элемент стратегии повышения интереса к социальным предприятиям на муниципальном уровне – изучение и распространение лучших практик. В этой связи, станет хорошим активом создание платформы (это может быть как онлайн-платформа, так и регулярные мероприятия в формате нетворкинга), где социальные предприниматели смогут делиться своими историями успеха, идеями и методами ведения бизнеса. Продемонстрировать, как бизнес приносит пользу обществу, и при этом вдохновит других на создание собственных инициатив, помогут доклады успешных социальных предпринимателей на конгрессах, форумах и выставках. Безусловно, обмен успешными примерами деятельности способствует как формированию доверия к статусу социального предприятия, так и мотивации к его получению. Это станет полезным источником информации для новых создаваемых социальных предприятий, которые будут часто сталкиваться с аналогичными проблемами. Существенно усилить интерес к рассматриваемому сегменту бизнеса могут отчеты об эффективности, демонстрирующие такие параметры деятельности, как количество созданных (и создаваемых) рабочих мест, уровень удовлетворенности клиентов и вклад в общественные инициативы. Публикация подобных отчетов в средствах массовой информации, социальных сетях и на соответствующих специализированных платформах предоставит возможность широкой аудитории дополнительно ознакомиться с успехами социальных предприятий.

Значимым аспектом для привлечения и масштабирования внимания к социальным предприятиям является измерение их воздействия – и социальные предприниматели должны быть в состоянии продемонстрировать, как их работа, функционирование и развитие их предприятий и организаций, связаны с решением социальных и экологических проблем. Разработка технологий и индикаторов, которые позволили бы объективно оценивать результаты работы действующих и создаваемых социальных предприятий, сформирует требуемый уровень понимания их общественной значимости.

Выводы.

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно утверждать, что роль малого и среднего предпринимательства в развитии муниципалитетов заключается в стимулировании локальной экономики. Объектом исследования в данной статье выступил Щигровский район Курской области, характеризующийся положительной динамикой количества субъектов МСП, обеспеченной преимущественно за счет индивидуальной предпринимательской деятельности, что может свидетельствовать о повышении интереса к созданию собственного бизнеса со стороны населения. При исследовании деятельности муниципального района было установлено, что в настоящее время один из стратегических приоритетов его социально-экономического развития заключается в формировании благоприятной предпринимательской среды, чему способствует действующая в настоящее время муниципальная программа по развитию малого и среднего предпринимательства с ежегодным финансированием и подробным описанием планируемых и реализуемых поддерживающих мероприятий.

Одной из выявленных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства в обследуемом муниципальном районе является недостаточный уровень (или даже полное отсутствие) интереса населения к созданию социально ориентированных бизнес-структур; но при этом следует отметить, что со стороны органов местного самоуправления предпринимаются усилия для повышения этого интереса, что зафиксировано в локальной целевой программе. В качестве рекомендации, направленной на вовлечение населения к осуществлению социальной предпринимательской деятельности в обследуемом муниципальном районе, выступило формирование основных положений стратегии по повышению интереса к данному виду бизнеса.

В конечном итоге, инициативы и проекты, стратегии и программы стимулирования создания и перспективного развития социальных предприятий могут рассматриваться как многоуровневая и всеобъемлющая система. Информационно-просветительская работа, формирование стратегических партнерств, создание системы поддержки, распространение лучших практик и измерение воздействия – все перечисленные элементы играют важную роль в повышении прикладного интереса к статусу «социальное предприятие» среди субъектов МСП. Применение перечисленных подходов будет способствовать созданию сбалансированной, устойчивой и эффективной экосистемы для поддержки функционирования и развития социальных предприятий, что окажет, в свою очередь, положительное влияние на общество и экономику в целом. Совместные усилия – на всех уровнях взаимодействия и управления – обеспечат масштабное появление новых социальных предпринимателей, готовых к активным действиям по созданию более справедливого и устойчивого будущего.

Такие мероприятия могут оказаться полезными не только для одного лишь Щигровского района Курской области, а предполагают широкие возможности их распространения и для других территорий муниципальных районов и образований различных регионов, а именно: использование с учетом специфических особенностей и потребностей каждой такой территории, учитывая ее экономическую и социальную структуру; создание в рассматриваемой сфере сетевых инициатив и платформ для обмена опытом может помочь различным муниципалитетам учиться друг у друга, делясь успешными практиками и находя совместные решения для общих проблем. Таким образом, реализация вышеперечисленных мероприятий в разных муниципальных территориях может успешно способствовать не только собственно созданию социальных предприятий, но и общему улучшению экономической и социальной ситуации в регионах – субъектах Российской Федерации.

[1] на данном рисунке отсутствуют данные по городам областного подчинения, таким как: Железногорск, Курск, Курчатов, Льгов, Щигры, так как они не включаются в состав этих районов

[2] Это обозначено в Стратегии социально-экономического развития МО «Щигровский район» Курской области до 2030 года [21]. Авторы статьи (Андросова И.В. и Положенцева Ю.С.) входили в состав научной группы, которая занималась разработкой указанной стратегии и организационно-методического плана по ее реализации


Источники:

1. Арошидзе А.А. Региональное развитие малых и средних предприятий: стабильность позиций и значимость в экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 119–132.
2. Костин Г.А., Юшкова В.В. Малое и среднее предпринимательство в России: проблемы и основные направления развития // Экономика и управление. – 2019. – № 8(166). – c. 70-75.
3. Версоцкий Р.Р. Малое и среднее предпринимательство и его роль в рыночной экономике России // Управленческое консультирование. – 2019. – № 10(130). – c. 92-99.
4. Бодрунов С.Д., Вертакова Ю.В., Непочатых О.Ю. Совершенствование экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2019. – № 4. – c. 589-599.
5. Гончарова О.Ю., Чернушкова К.Г., Ищенко Э.В. Малое и среднее предпринимательство в условиях мобилизационной экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 4. – c. 46-53.
6. Зимин А.В. Влияние экономических санкций 2022 года на малое и среднее предпринимательство в России // Первый экономический журнал. – 2023. – № 1(331). – c. 58-64.
7. Крепкова М.К. Малое и среднее предпринимательство: анализ состояния в 2015 и 2022 годах // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2024. – № 2(110). – c. 47-61.
8. Кондратенко З.К., Шабалин Г.Ю. Предпринимательская деятельность муниципальных образований // Марийский юридический вестник. – 2016. – № 4(19). – c. 86-88.
9. Нигматуллин Р.Р., Фадеева С.З., Гагаринская Г.П. Предпринимательская деятельность - стратегическая основа развития сельских муниципальных образований // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – № 1(26). – c. 26.
10. Кудаков А. С. Деятельность муниципального образования в сфере поддержки предпринимательской активности населения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 3. – c. 93-99.
11. Нестерова Н.В., Куликова Т.В. Участие муниципальных образований в предпринимательской деятельности // Юридический мир. – 2024. – № 6. – c. 16-18.
12. Непечида А.В. Управление предпринимательством в торговой отрасли на муниципальном уровне // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 8(114). – c. 185-188.
13. Ушанов И.Г. О роли субъектов малого и среднего предпринимательства в контексте всестороннего развития моногородов // Экономические науки. – 2023. – № 225. – c. 96-99.
14. Грошева Н.Б., Сольская И.Ю., Грошева Е.К. Причины снижения количества юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 11(160). – c. 721-724.
15. Евченко А. В. Применение экономико-математических методов для анализа территориальной социально-экономической асимметрии и выбора целевых ориентиров развития районов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2005. – № 2. – c. 191-197.
16. Евченко А.В., Есенкова Г.А., Щербаков Д.Б. Роль и значение технологического предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста в контексте формирования зеленой экономики // Деловой вестник предпринимателя. – 2022. – № 7(1). – c. 50-58.
17. Есенкова Г.А., Демченко А.А., Евченко А.В. Управление инновациями как основа системного совершенствования менеджмента качества в процессе технологической модернизации предприятий // Наука и практика регионов. – 2021. – № 2(23). – c. 13-21.
18. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 01.11.2024).
19. Национальные проекты Курской области. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.kursk.ru/projects/ (дата обращения: 01.11.2024).
20. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 01.11.2024).
21. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Щигровский район » Курской области до 2030 года и План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Щигровский район » Курской области до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://shigry.rkursk.ru/files/492596.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
22. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Щигровском районе Курской области на 2022-2024 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://shhigrovskij-r38.gosweb.gosuslugi.ru/deyatelnost/proekty-i-programmy/programma-razvitie (дата обращения: 15.10.2024).
23. Соловьева Т.С. Социальное предпринимательство в регионах России: ключевые характеристики и условия развития // Научный результат. Экономические исследования. – 2023. – № 1. – c. 59-71.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:57