Профессиональная ориентация молодежи: эффекты модернизации российской высшей школы

Сотникова С.И.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927522
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Проблема и цель. В условиях модернизации российской высшей школы возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг. Вузам, особенно не имеющим категории «федерального» или «национального исследовательского университета», либо статуса опорного вуза, гораздо сложнее становится привлекать обучающихся. В этом контексте возрастает важность познания общего характера и глубинных причин, источников, движущих сил процессов профессиональной ориентации абитуриентов. Цель статьи – выявление современных социально-экономических императив профессиональной ориентации по образовательным программам высшего образования. Гипотеза исследования состоит в том, что профориентация, проводимая вузом, позволяет сформировать для каждой целевой группы абитуриентов ценностное профориентационное предложение (Value Career Guidance Proposition, VCGP – далее), заинтересовывающее в выборе образовательной программы, на основе обнаружения и оценки аномалии ее текущей и прогнозной потребительских ценностей. Методология исследования основана на теоретическом анализе результатов научных работ, в которых представлены основные теоретико-методологические и методические положения о модернизации высшего образования. Эмпирической базой послужили данные Федеральной службы государственной статистики и различных рейтинговых и аналитических агентств, осуществляющих мониторинг развития высшей школы. Объектом наблюдения выступают образовательные учреждения высшего образования, реализующие образовательные программы по УГС «38.03.00 Экономика и управление» в Сибирском федеральном округе в 2016–2020 гг. Результаты. Научная новизна заключается в обосновании императив ценностного профориентационного предложения (VCGP) по образовательным программам высшей школы, подхода к выявлению стратегической позиции образовательной программы на рынке образовательных услуг. Заключение. Теоретические и прикладные положения и выводы исследования позволяют идентифицировать и прогнозировать благоприятные возможности и риски совершенствования профориентационной политики вуза, улучшения его имиджа на рынке образовательных услуг

Ключевые слова: : высшая школа, обучающиеся, профессиональная ориентация, образовательная программа, рынок образовательных услуг

JEL-классификация: I23, J21, J44, J49



Введение

Стратегической целью государственной молодежной политики Российской Федерации, согласно государственным программам «Развитие образования» на 2018-2025 [1] гг. является «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны» [2]. В этой связи актуализируется задача «наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение» [3]. Это выдвигает на передний план важнейшую экономическую проблему профессиональной ориентации молодежи.

Профессиональная ориентация представляет совокупность мер, позволяющих осуществить осознанный выбор профессионального будущего каждым трудоспособным на основе четкого представления о рыночной потребности в труде, а также о своих потребностях, интересах, личностных свойствах и талантах. Это индивидуально осознанный выбор каждым трудоспособным индивидом способа профессионального позиционирования на рынке труда на протяжении всей трудовой жизни.

Важным системообразующим социальным институтом, определяющим условия для осознанного и самостоятельного выбора молодежью профессионального будущего в рыночной системе разделения труда в соответствии с конкретной учебной ситуацией в целом и принятыми в профессионально-образовательной сфере деятельности ценностями, является образовательное учреждение высшего образования – высшая школа. Профориентация по образовательным программам высшей школы – это органическая часть процесса профессиональной ориентации трудоспособных индивидов, в рамках которой происходит личностное осмысление абитуриентами себя как субъекта профессиональной деятельности.

Традиционная модель профориентации по экономическим направлениям подготовки высшего образования сложилась в условиях так называемого рынка вузов.

В условиях рынка вузов образовательные учреждения имеют большое влияние на рыночную ситуацию с образовательными услугами в сравнении с другими субъектами рынка [1, с. 24–33; 2, с.11; 3; 4, с. 739-747; 5, с. 14–16] (Vuorinen, Zelot, Lempinen, 2013, р. 24–33; Dinner, 2018, р. 11; Sotnikova, Nemtseva, Kozlova, 2011; Valitova, Starodubtsev, Gorianova, 2015, р. 739–747; Minchington, Thorne, 2007, р. 14–16). По этой причине вуз воспринимает абитуриентов и обучающихся достаточно прагматично: как потребителей образовательной программы, готовых ее оплатить. Большая часть образовательных учреждений, ориентируясь на престижность и популярность образовательных программ среди молодежи и их родителей, предлагают и реализуют образовательные программы высшего образования, которые, прежде всего, позволяют быстро увеличить численность обучающихся, долю рынка образовательных услуг и, как следствие, получить прибыль.

Монопсонизм образовательных учреждений создает возможность введение институциональных ограничений входа обучающихся на региональный (локальный) рынок образовательных услуг, принадлежности к нему и выхода. Исходя из возможностей (ресурсов) вузовского научно-образовательного потенциала для удовлетворения спроса на образовательные услуги задаются количественные и структурные параметры контингента обучающихся на образовательные программы по направлениям и уровням высшего образования, а также условиям возмещения затрат на обучение. Формируются определенные потребительские притязания высшей школы к параметрам качества абитуриентов, результативности их обучения, условиям конкурса по образовательной программе и ее освоения, а также к их финансовым ресурсам.

Многообразие потребностей и интересов молодежи, их предрасположенность ко всему новому прогрессивному сочетаются со слабой информированностью о мире профессий, о потребностях региона в рабочей силе, о требованиях профессии к человеку [6; 7; 8, с. 31–34] (Apostolov, 2011; Endaltsev, 1982; Zulunova, 2011, р. 31–34). Массовое сознание потенциальных обучающихся отчетливо выражает тот простой факт, что каждая профессия имеет вполне определенный статус, который характеризует официальное и неофициальное признание необходимости, значимости и популярности профессии. Происходит выбор социального статуса, а не профессии [2, с. 11; 3; 4, с. 739-747] (Dinner, 2018, р. 11; Sotnikova, Nemtseva, Kozlova, 2011; Valitova, Starodubtsev, Gorianova, 2015, р. 739–747). Выбор социального статуса происходит под влиянием таких факторов, как престижность профессии, возможности получения высоких доходов, наличие комфортных условий труда [3, с. 124–156] (Sotnikova, Nemtseva, Kozlova, 2011, р. 124–156). Для того чтобы получить желаемый социальный статус посредством освоения определенной образовательной программы, абитуриенты стремятся удовлетворить потребительские предпочтения вуза к качеству их потенциала.

В этих условиях добиться вузам конкурентных преимуществ в привлечении обучающихся на образовательные программы достаточно легко посредством массового информирования (рекламы в прессе, на телевидении и радио, наружной рекламы, интернет-рекламы, печатной и сувенирной продукции, выставок и ярмарок образовательных услуг, дней открытых дверей, научных конференций и семинаров, сайта вуза и сообществ в социальных сетях и т.п.) [3; 9, с. 285–293] (Sotnikova, Nemtseva, Kozlova, 2011) выпускников образовательных школ и учреждений среднего профессионального, а также высшего образования, о спектре и цене реализуемых вузом образовательных программ, его требованиях и условиях получения образования.

В этом контексте профессиональная ориентация по программам высшего образования связана с трансакционными издержками . Эти издержки предстают как дополнительные предконтрактные (ex ante) затраты вуза в процессе выполнения взятых на себя обязательств по формированию готовности абитуриентов к выбору образовательной программы, т.е. затраты на профессиональную информацию, маркетинг, консультацию, отбор.

Издержки профессиональной информации включают затраты времени и ресурсов вуза на предоставление качественной информации об образовательных программах, ее операторах и их рейтинге, необходимых и достаточных достижениях абитуриентов по общеобразовательным предметам, цене образовательной услуги у различных ее операторов, а также потери времени и ресурсов, связанные с несовершенным информированием.

Издержки профессионального маркетинга включают издержки, обусловленные выбором и формированием целевой аудитории абитуриентов, т.е. группы профориентируемых, которые вероятнее всего заинтересуются образовательной программой и выберут ее для освоения.

Издержки профессиональной консультации – это расходы вуза, необходимые для оказания помощи абитуриентам в идентификации себя с профессией, т.е. в осознании своей пригодности к определенной профессии, понимании и видении себя в ней, объективной оценке соответствия или несоответствия ей, обретении личного смысла траекторий профессионального и личностного роста.

Издержки профессионального отбора формируют затраты, связанные с выбором наиболее благоприятствующего направления подготовки для абитуриентов, достижением соответствия качества их потенциала условиям конкурса на образовательную программу, прогнозированием успешности и эффективности освоения профессии на основе мониторинга минимального (порогового) балла ЕГЭ, проходного балла и среднего проходного балла в вуз.

Итак, в условиях так называемого рынка вузов профессиональная ориентация призвана создать условия для превращения потребительских предпочтений вузов к возможностям (нематериальным и материальным) абитуриентов в доходы образовательного учреждения:

(1)

(2)

, (3)

где – доход вуза в виде бюджетной и договорной оплаты от реализации образовательных программ; – трансакционные издержки профориентации; – численность обучающихся по k-й образовательной программе; – стоимость k-й образовательной программы; – количество образовательных программ, реализуемых вузом; – стоимость профориентационного l-го контакта (мероприятия) по формированию готовности обучающихся к выбору образовательной программы вуза; Кl – количество профориентационных l-х контактов по формированию готовности обучающихся к выбору образовательной программы; рl – вероятность того, что обучающийся после профориентационного l-го контакта выберет образовательную программу; – вид профориентационного контакта: 1 – профессиональная информация; 2 – профессиональный маркетинг; 3 – профессиональная консультация; 4 – профессиональный отбор.

Современная социально-экономическая трансформация российского образования предусматривает «качественные изменения в отношении общества к образовательной системе и культуре образования, уход от старых образовательных моделей, влияние международных трендов в образовании» [10, с. 223–227] (Firsova, Narkhova, 2013, р. 223–227), побуждение вузов занять активную позицию «в налаживании более тесных и продуктивных взаимоотношений с хозяйственными субъектами региона» [11, с. 29–36; 12] (Grinkrug, Vasilenko, 2011, р. 29–36) и содействии доступу выпускников «к достойной работе» [13, с. 1847] (Vital, 2019, р. 1847), понимание, что «высокий уровень академической успеваемости во время обучения в учреждении образования не гарантирует достижений в профессиональной деятельности» [14, с. 50–54] (Zinchenko, 2020, р. 50–54). В свете этих тенденций происходит интеграция вузов в единое образовательное пространство, которое сопровождается нарастанием процесса стирания границ региональных (локальных) рынков образовательных услуг, расширением экспорта и импорта образовательных услуг внутри и вовне страны, созданием совместных образовательных программ и сетевых университетов, формированием представительств вузов за рубежом, онлайн-обучением, применением технологий VR, др. [15, с. 24–25; 16, с. 129–138; 17, с. 5–10; 18, с. 6–12] (Grinkrug L.S., Tolstoguzov P.N., 2013, р. 24–25; Bazhenova, 2019, р. 129–138; Belotserkovskiy, 2015, р. 5–10; Torkunov, 2017, р. 6–12). Как следствие, конкуренция разворачивается между вузами за удовлетворение потребностей обучающихся в высшем образовании не только в региональном разрезе, но и национальном.

Конкуренция усиливается между вузами за обучающихся на фоне возрастающей дифференциации «вузов России по объемам и источникам финансового обеспечения» [19, с. 38–58] (Abankina, Abankina, Filatova, 2016, р. 38–58), сопровождающейся формированием «некой “вузовской элиты”» [20, с. 13–17] (Isanbaeva, 2013, р. 13–17) из образовательных учреждений высшего образования с категориями «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», а также статусом «опорный вуз». Масштаб и неоднородность системы высшего образования способствует росту привлекательности для молодежи в большей степени образовательных программ исследовательских, федеральных и опорных вузов. Региональным вузам без категории и статуса, так называемым небрендовым, гораздо сложнее становится привлекать обучающихся [21].

Все это в конечном счете способствует масштабному переосмыслению роли абитуриента на рынке образовательных услуг: от пассивного потребителя образовательной программы высшего образования к активному заинтересованному субъекту рынка в саморазвитии и реализации своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий социально-экономического развития региона и страны. Абитуриенты осознают, что высшая школа нуждается в них гораздо больше, чем они, и теперь они могут не только выбирать образовательную программу и место получения высшего образования, но и диктовать, на каких условиях они будут эффективно ее осваивать [14] (Zinchenko, 2020). Они стремятся не просто выбрать и освоить образовательную программу, а сделать это с максимальной долговременной выгодой для себя и для общества в целом. Выбор образовательной программы определяется не потребительскими предпочтениями высших учебных заведений относительно возможностей (нематериальных и материальных), а потребительскими предпочтениями обучающихся к качеству и условиям освоения образовательной программы. Рыночную ситуацию с образовательными услугами высшего образования формируют уже не вузы, а обучающиеся. Формируется так называемый рынок обучающихся.

Рынок обучающихся побуждает вузы настраиваться на максимальное удовлетворение потребительских предпочтений абитуриентов в высшем образовании. Налицо переход из плоскости конкуренции возможностей абитуриентов в конкуренцию качества образовательных программ. Более высокое качество образовательных программ при сохранении цены на уровне вузов-конкурентов позволяет высшей школе увеличить не только численность обучающихся, но и свое влияние на рынке образовательных услуг. В свою очередь, наиболее полное удовлетворение потребительских предпочтений обучающихся к качеству и условиям реализации образовательной программы служит основанием для установления более высокой цены на нее. Все это в конечном счете способствует достижению лучших результатов в экономической деятельности вуза, получению максимальной прибыли (или дохода) от реализации образовательных программ, снижению расходов при сохранении (или даже увеличении) его доли на рынке образовательных услуг.

В этих условиях высшей школе добиться конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг за счет традиционных способов их продвижения достаточно сложно. По этой причине в фокусе исследовательского интереса находится развитие социально-экономических императив профессиональной ориентации по образовательным программам в контексте модернизации высшей школы.

Императивы профориентации в условиях модернизации российской высшей школы: переход от рынка вузов к рынку обучающихся

Профессиональная ориентация в условиях так называемого рынка обучающихся наполняется новым социально-экономическим содержанием. Она призвана создать условия для превращения потребительских предпочтений обучающихся относительно институционализации образовательных программ в долговременные социально-экономические выгоды для них самих, вуза и общества в целом. Вузы вынуждены уподобиться предприятиям, которые могут и обанкротиться, если не будут активными в плане удовлетворения потребительских предпочтений обучающихся и нацеленными на долгосрочные отношения с ними в направлении институционализации рыночно востребованного разнообразия образовательных услуг.

В этом контексте целевым экономическим назначением профориентации для высшей школы становится не столько прибыль от массового продвижения ее образовательных программ, сколько экономические выгоды вуза от удовлетворения потребительских предпочтений обучающихся в институционализации образовательной программы. Профориентация, проводимая вузами, призвана способствовать формированию их лояльности и удовлетворенности спектром предлагаемых образовательных программ, условиями получения качественного образования, востребованностью выпускников вуза работодателями, а также мнением стейкхолдеров об образовательной программе, рейтингом вуза в России (или регионе). Формирование лояльных абитуриентов благоприятствует их привлечению и закреплению на образовательных программах вуза, что, в свою очередь, порождает долгосрочные выгоды от профориентации, будущие потоки прибылей от долговременного сотрудничества с ними.

Иначе говоря, профориентация призвана сформировать не только готовность абитуриентов к выбору образовательной программы, но и лояльность, удовлетворенность обучающихся институционализацией образовательной программы. Она предстает как комплекс воздействий по генерированию ценностного профориентационного предложения (VCGP) для целевых групп абитуриентов.

Ценностное профориентационное предложение представляет совокупность преимуществ профессионального позиционирования обучающихся на рынке труда, которые готов предложить и сформировать вуз посредством институционализации образовательной программы. Это сформулированные социально-экономические выгоды , отвечающие запросам абитуриентов и обучающихся в личностном осмыслении себя как субъекта свободного выбора образовательной программы высшего образования, определению границ и форм самоактуализация своего потенциала для достижения профессионализма с учетом рыночной реальности на протяжении их трудовой жизни:

. (4)

Максимизация полезности выбора образовательной программы является целевой функцией профориентации в условиях ограниченности ресурсов вуза и обучающихся:

, при . (5)

Ценностное профориентационное предложение позволяет сформировать заинтересованность в выборе образовательной программы и «ответственность в сознании людей, которые получают высшее образование, за предоставляемые им уникальные возможности» [10, с. 223–227] (Firsova, Narkhova, 2013, р. 223–227), т.е. осознать потребительскую ценность образовательной программы.

Потребительская ценность образовательной программы – это соотношение между преимуществами, которые получает обучающийся в результате выбора и освоения образовательной программы, и затратами на ее освоение. Она зависит от стоимости ( ) и экономической полезности образовательной программы ( ), определяющих, соответственно, текущее и прогнозное значения экономического эффекта для обучающегося от этой программы:

, (6)

, (7)

, (8)

, (9)

где – вероятность того, что обучающийся будет работать в соответствии с полученной профессиональной подготовкой в вузе в течение какого-то времени t. Этот показатель может быть определен исходя из оценки вероятности профильной занятости в сегменте рынка профессионального труда как соотношение численности закончивших образовательную программу и занятых в профессиональном сегменте к общей численности закончивших соответствующую образовательную программу : ( ); – количество лет освоения образовательной программы в вузе; – стоимость образовательной программы в j году ее освоения; – количество лет работы выпускника образовательной программы в соответствии с полученной профессиональной подготовкой в вузе; – вероятность того, что обучающийся будет осваивать образовательную программу в j году; – экономическая полезность для обучающегося образовательной программы в году; – вероятность того, что выпускник образовательной программы будет работать в соответствии с полученной профессиональной подготовкой в вузе в году; – норма дисконта.

Формирование вузом ценностного профориентационного предложения связано с трансакционными издержками профориентации, включающими затраты предконтрактные (ex ante) и постконтрактные (ex post) :

. (10)

Как было отмечено ранее, трансакционные предконтрактные издержки профориентации предстают как расходы вуза на формирование готовности абитуриентов к выбору образовательной программы посредством их профессиональной информации, маркетинга, консультации и отбора (формула 3).

Трансакционные постконтрактные издержки профориентации это затраты вуза по формированию лояльности и удовлетворенности обучающихся институционализацией образовательной программы путем их профессионального стимулирования и адаптации :

, (11)

где – стоимость профориентационного j-го контакта (мероприятия) по формированию лояльности обучающихся к образовательной программе вуза и удовлетворенности ею; Кl – количество профориентационных j-х контактов по формированию лояльности обучающихся к образовательной программе вуза и удовлетворенности ею; рj – вероятность того, что обучающийся после профориентационного j-го контакта будет лоялен к образовательной программе; – вид профориентационного контакта: 1 – профессиональное стимулирование; 2 – профессиональная адаптация.

Издержки профессионального стимулирования включают затраты, связанные с созданием условий для самоактуализации обучающимися своего потенциала в учебной и внеучебной деятельности как субъектов выбора определенной образовательной программы. В этом контексте профориентация задает некоторый вектор взаимодействия обучающихся, вуза и субъектов регионального бизнеса, способствующий координации образовательного процесса под потребности реального сектора экономики и формирующий такие знания, навыки и умения, которые создают определенные гарантии востребованности выпускников на рынке труда.

Издержки профессиональной адаптации предстают как затраты, необходимые для защиты гарантированного права свободного выбора образовательной программы и профессии благодаря приспособлению обучающихся к содержанию, условиям, социальной среде реализации образовательной программы, поддержанию консенсусной идеологии ценности профессиональных знаний, умений, навыков и опыта.

Динамика и структура трансакционных издержек вуза на формирование ценностного профориентационного предложения (VCGP) различаются в зависимости от реализуемого в вузе подхода к профессиональной ориентации – диагностического, ориентированного на выявление конкурентной потенции обучающихся в профессиональной деятельности, или воспитательного, предполагающего использование компенсаторных механизмов для совершенствования отдельных профессионально значимых характеристик обучающихся, развития недостающих профессионально важных качеств.

Анализируя сложившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг, можно сделать вывод, что функция трансакционных издержек при реализации диагностического подхода связана, прежде всего, с увеличением предконтрактных трансакционных издержек и снижением постконтрактных по мере увеличения численности обучающихся на образовательной программе (рис. 1). Напротив, функция трансакционных издержек при реализации воспитательного подхода к профориентации по мере увеличения численности обучающихся на образовательной программе сопровождается ростом постконтрактных (ex post) трансакционных издержек на фоне снижающихся предконтрактных (ex ante) издержек (рис. 2).

Рисунок 1. Кривые трансакционных издержек при реализации диагностического подхода к профориентации в региональных вузах (коэффициенты)

Примечание: , , , – трансакционные издержки, соответственно, общие, предконтрактные и постконтрактные в i-том вузе; , , – максимальные трансакционные издержки среди обследованных вузов, соответственно, предконтрактные, постконтрактные и общие; , , – коэффициент трансакционных издержек, соответственно, и общих, предконтрактных, постконтрактных; – коэффициент обучающихся по образовательной программе i-го вуза; , – численность обучающихся на образовательной программе, соответственно, в i-м вузе и максимальная численность обучающихся по образовательной программе среди обследованных вузов; – естественные трансакционные издержки, точка равновесия издержек: .

Источник: составлено автором.

Рисунок 2. Кривые трансакционных издержек при реализации воспитательного подхода к профориентации в региональных вузах (коэффициенты)

Источник: составлено автором.

Нетрудно заметить, что не только высокие, но и низкие уровни трансакционных издержек могут быть экономически невыгодны субъектам профориентации. Минимальное значение трансакционных издержек достигается при уровне естественных издержек . В этой точке субъект профориентации несет наименьшие из возможных издержек, что является их «нормой».

Кривые предельных трансакционных затрат в зависимости от года освоения образовательной программы имеют снижающую направленность (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика предельных затрат на реализацию диагностического и воспитательного подходов к профориентации в вузе в зависимости от года освоения образовательной программы

Примечание: , – предельные издержки при реализации, соответственно, диагностического и воспитательного подходов к профориентации в j год освоения образовательной программы; , – коэффициент предельных издержек при реализации, соответственно, диагностического и воспитательного подходов к профориентации в j год освоения образовательной программы; – максимальные предельные трансакционные издержки на профориентацию в j год освоения образовательной программы.

Источник: составлено автором.

При этом следует заметить, что предельные трансакционные затраты на профориентацию выше при диагностическом подходе, т.е. привлечение каждого дополнительного обучающегося на образовательную программу связано с более высокими расходами, чем при воспитательном. Это в определенной мере говорит о том, что вузам выгоднее обеспечивать развитие и достойное применение способностей обучающихся в учебно-образовательной деятельности, нежели заниматься активным поиском и профессионально мотивированных абитуриентов-звезд.

Конечно, следует признать, что если вуз озабочен долговременным своим благополучием, конкурентоспособностью, брендом, то он сможет подготовить конкурентоспособных профессионалов, только занимаясь активным поиском абитуриентов с профессиональным талантом, развивая и совершенствуя их сильные стороны. Реалии жизни свидетельствуют о том, что именно такие вузы добиваются конкурентного преимущества на рынке образовательных услуг, превращаются со временем в центры отечественной науки и культуры, оставляя вузы-соперники далеко позади.

Прогнозное значение экономического эффекта от образовательной программы ( ) проявляется в признании ее экономической полезности, т.е. ее способности удовлетворять альтернативные потребности обучающихся в профессиональном позиционировании на рыночных принципах в будущем. По сути, это доход, которым будет обладать абитуриент, с учетом вероятности того, что он после окончания вуза в течение времени будет работать в соответствии с полученной профессиональной подготовкой в вузе (рис. 4):

, (12)

где ( ) – разница в стоимости альтернативных соответственно i-й и j-й образовательных программ высшего образования и ; ( ) – разница между средней зарплатой в регионе (стране) и средней зарплатой работников соответствующей профессиональной группы ; Kh – коэффициент профильной занятости в сегменте рынка профессионального труда определяется как соотношение численности закончивших образовательную программу и занятых в профессиональном сегменте к общей численности закончивших соответствующую образовательную программу : .

Рисунок 4. Динамика текущего и прогнозного значений экономического эффекта образовательной программы по УГС «38.00.00 Экономика и управление» в региональных вузах в зависимости (коэффициенты)

Примечание: , , – коэффициент, соответственно, общей, текущей и прогнозной потребительской ценности образовательной программы i-го вуза; , , – максимальная потребительская ценность образовательной программы, соответственно, общая, текущая и прогнозная.

Источник: составлено автором.

Нетрудно заметить, что при увеличении численности обучающихся по образовательной программе текущая ее полезность увеличивается, а прогнозная полезность сокращается с каждым дополнительно привлеченным обучающимся. В точке пересечения кривых текущей и прогнозной потребительской ценностей образовательных программ по УГС «38.03.00 Экономика и управление» достигается экономическая целесообразность образовательной программы и для обучающегося, и для высшей школы, т.е. и вуз, и обучающийся получают экономические эффекты от выбора образовательной программы сообразно ее конкурентоспособности .

Дальнейшее привлечение обучающихся на образовательную программу приносит только негативные рыночные последствия. В ситуациях и структура реального спроса рабочей силы на рынке труда не соответствует структуре ее предложения высшей школой, падает эффективность труда выпускников вуза, растет их уязвимость в конкуренции, ухудшается качество жизни и, как следствие, снижается конкурентоспособность региональных вузов.

Соотношение текущего и прогнозного значений экономического эффекта для обучающегося от выбора образовательной программы позволяет оценить ее стратегическую позицию на рынке образовательных услуг – звездная, уязвимая, приемлемая и проигрышная (табл. 1).

Таблица 1

Стратегическая позиция образовательных программ в зависимости от их потребительской ценности

Текущая ценность образовательной программы для высшей школы
Прогнозная ценность образовательной программы для обучающихся
Низкая
Высокая
Высокая
Уязвимые образовательные программы
Звездные образовательные программы
Низкая
Проигрышные образовательные программы
Приемлемые образовательные программы
Источник: составлено автором.

От стратегической позиции образовательной программы зависит ценностное профориентационное предложение (VCGP) вуза, позволяющее заинтересовать целевую группу обучающихся в освоении образовательной программы. Ценностное профориентационное предложение призвано задать границы и формы самоактуализации потенциала обучающихся по образовательной программе с учетом рыночной реальности.

Заключение

Усиление конкуренции за квалифицированные кадры в регионах России, связанное с модернизацией высшего образования, обуславливает объективную необходимость для высшей школы выявлять конкурентные преимущества и уязвимые позиции потребительских предпочтений у абитуриентов и обучающихся на рынке образовательных услуг. Это позволит прогнозировать, имитировать ценностное профориентационное предложение с учетом благоприятных (вход в новый сегмент рынка труда, неудовлетворенный потребительский спрос в рабочей силе, диверсификация труда и т.д.) и неблагоприятных рыночных возможностей (сокращение спроса на рабочую силу, рост безработицы, падение жизненного уровня трудоспособного населения, уязвимость в конкуренции, неблагоприятная демографическая ситуация и т.д.), осуществлять капиталосберегающий характер как профориентационных, так и образовательных процессов. От правильного решения этих вопросов зависит эффективность реализации каждым обучающимся своих возможностей на благо общественного прогресса, качество и результативность образования, конкурентоспособность высшей школы.

[1] Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг. // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2018. – № 1 (Часть II). – ст. 375.

[2] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2014 – № 17. – ст. 2058.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // «Собрание законодательства РФ», 15.09.2014. – № 37. – ст. 4983


Источники:

1. Вуоринен Р., Зелот Х., Лемпинен П. Профессиональная ориентация как инструмент взаимосвязи образования и рынка труда в России // Вестник тверского государственного университета. – 2013. – № 3. – c. 24–33.
2. Диннер И.В. Профориентация и профессиональное самоопределение в контексте непрерывного профессионального развития. / автореф. на соиск. ученой степени канд. экон. наук. - Омск, 2018. – 25 c.
3. Сотникова С.И., Немцева Ю.В., Козлова О.П. Управление профориентацией кадров в инновационной экономике. - Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2011. – 378 c.
4. Valitova E., Starodubtsev V., Gorianova L. Formative personalization of student’s self-determination and employability // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2015. – p. 739 –747. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.11.706.
5. Minchington B., Thorne K. Measuring the effectiveness of your employer brand // Human Resources. – 2007. – p. 14-16.
6. Апостолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - М.: Издатель ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. – 184 c.
7. Ендальцев В.С. Выбор профессии. Социальные, экономические и педагогические факторы. - Киев–Одесса: Вища школа, 1982. – 151 c.
8. Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. – 2011. – № 5. – c. 31-34.
9. Topchiy I., Fatkullina A
10. Фирсова А. А., Нархова А. А. Университет как драйвер экономического развития региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2013. – № 2. – c. 223-227.
11. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 3(73). – c. 29- 36.
12. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mszs.si/eurydice/pub/oecd/response.pdf (дата обращения: 28.02 2020).
13. Vital L.M. Strengthening career guidance and counseling to promote access to decent work. - XVI European congress of psychology, 2019. – 1847 p.
14. Zinchenko V. Research activity as a means of forming the career guidance competence of future teachers // Polis Journal of Science. – 2020. – № 2 (24). – p. 50-54.
15. Гринкруг Л.С., Толстогузов П.Н. Аршином общим не измерить // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 1(61). – c. 24–25.
16. Баженова Н.Г. Региональный университет: ориентиры самообновления // Высшее образование в России. – 2019. – № 5. – c. 129-138.
17. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. – 2015. – № 1. – c. 5–10.
18. Торкунов А.В. Российские вузы в процессе интернационализации // Международные процессы. – 2017. – № 1(48). – c. 6–12.
19. Абанкина, И. В, Абанкина Т.В., Филатова Л.М. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. – № 2. – c. 38–58. – doi: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.2.38-58.
20. Исанбаева Р.Г. Реформирование высшего образования и региональная высшая школа // Совет ректоров. – 2013. – № 7. – c. 13-17.
21. Гринкруг Л.С., Толстогузов П.Н. Региональный университет и вузовская реформа. [Электронный ресурс]. URL: akvobr.ru/regionalnyi_universitet_i_reforma.html (дата обращения: 24.03.2020).
22. Watts, A.G; Fretwell, D.H. 2004. Public policies for career development: Case studies and emerging issues to designing career information and guidance in developing and transition economies, Report No. 28598, (Washington, DC, World Bank), Jan., also available athttp://www.wds.worldbank.org/, accessed 7 Dec. 20

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:30