Электронное взаимодействие профориентационного портала с абитуриентами: концептуальные и методические аспекты
Шпенглер А.В.1, Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Колесова Ю.А.1, Сметанина А.И.1
1 Вятский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667601
Аннотация:
Профессиональное самоопределение абитуриентов является важным аспектом формирования маркетинговой концепции взаимоотношений с клиентами. Точкой входа в коммуникации для будущего студента может стать профориентационный порталучебного заведения либо региональный/федеральный профориентационный портал. Авторами проведена систематизация данных о наличии данных ресурсов на территории Российской Федерации, определены их типы и проведен анализ основных показателей взаимодействия с клиентами. В центре внимания авторов статьи находится проблема анализа эффективности взаимодействия с клиентом профориентационного портала.
Проведенное авторами исследование позволило сформировать основные преимущества и недостатки электронного взаимодействия профориентационного портала с клиентами, сформировать обновленную модель коммуникаций и алгоритм оценки рейтинга профориентационных порталов .
Исследование будет интересно педагогическим работникам, профессиональная деятельность которых связана с процессом профориентации молодежи
Ключевые слова: профориентация, взаимодействие с клиентом, профориентационный портал, регион, стратегия развития коммуникаций
Введение
Проблема профориентационного самоопределения подростков в настоящее время достаточно остро стоит в каждом регионе. От правильности профессионального выбора абитуриентов направления подготовки, уровня образования и учебного заведения во многом зависит в будущем кадровый потенциал региона. В стратегических документах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации качество подготовки трудовых ресурсов занимает одно из центральных мест. Происходящие в регионах технологические и общественные изменения оказывают существенное влияние на развитие образования. Современное образование должно подготовить человека к успешной социализации и сформировать в нём готовность к профессиональной жизни в условиях быстрых изменений и неопределённости. Особенное значение в этих условиях приобретает профессиональное самоопределение и выбор будущей профессии молодёжью.
Основные положения о системе профориентации в Российской Федерации и рекомендации для ее формирования в регионах содержатся в принятом в 2023 году профминимуме для школ [1]. В свою очередь реализация на региональном уровне профориентационной деятельности существенно затруднена наличием огромного количества профориентационных ресурсов, порталов, сайтов и иных материалов, которые в некоторых случаях дезориентируют потребителей данной услуги. Цифровизация профессиональной ориентации – одно из направлений системных изменений в деле создания педагогических технологий профориентации. В настоящее время проводится достаточно большое количество исследований в направлении оценки клиентского опыта, однако учитывая тот факт, что профориентационная работа с абитуриентами приняла обязательный характер всего несколько месяцев назад, многие вопросы находятся в стадии разработки и апробации. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность проводимой научной работы. Выдвигаемая авторами гипотеза заключатся в том, что эффективность взаимодействия с абитуриентом зависит от уровня доверия и популярности сайта, удобства его использования, что в итоге может быть рассмотрено как его рейтинг среди целевой аудитории. Целью настоящей статьи является анализ параметров взаимодействия абитуриента с профориентационным порталом.
Основу методического аппарата исследования составляют экономико-статистические методы, а также расчетные методы анализа и интерпретации данных. При проведении научных исследований авторами использованы такие методы как классификация, систематизация, синтез, сравнительный анализ и другие.
Материалы и методы
Методические аспекты исследования взаимодействия профориентационных порталов с абитуриентами прежде всего требуют уточнения понятийного аппарата. Смысловая сторона профессионального самоопределения абитуриента состоит в выявлении, уточнении и утверждении им собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов [2]. Именно поэтому так важно своевременно создавать условия формирования профориентационных компетенций обучающихся для их успешной социализации и активной адаптции к условиям на рынке труда, то есть обеспечить эффективное сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодежи [3].
Информационной базой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые акты, официальная статистическая отчетность, стратегии социально-экономического развития федерального, окружного и регионального уровня, документы территориального планирования различных уровней, результаты исследования государственных и негосударственных организаций, научные труды российских и зарубежных ученых [4].
Тематике исследования профориентационных порталов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: Тарлавского В.И. [5], Серовой Н.А. [6], Питухина Н.А. [7]. Вопросам социально-экономического развития территорий регионов посвящены работы таких ученых как Бородин В.А., Н.К. Савельева, А.А. Созинова, А.В. Шпенглер, Е.А. Бармина и других [8, 9, 10].
В рамках исследования проведена систематизация данных открытых источников относительно профориентационных порталов федерального и регионального уровней. Исходная информация о перечне рассматриваемых порталов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень профориентационных порталов для абитуриентов
Источник: составлено авторами
Регион ПФО
|
Наименование портала
|
Web-адрес
|
Тип портала
|
Российская Федерация
|
Атлас новых
Профессий [11] |
http://atlas100.ru/.
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Билет в будущее
[12]
|
https://bvbinfo.ru/
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Профориентационный сайт ФИРО «Время
выбирать
профессию» [13] |
http://proftime.edu.ru/
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Всероссийская программа по развитию
системы ранней
профориентации «Zасобой» [14] |
https://засобой.рф/
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Портал Учеба.ру
[15]
|
https://www.ucheba.ru/prof
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Сайт кинокомпании «Парамульт» Калейдоскоп
Профессий [16] |
https://paramult.ru/.
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Карта интересов
[17]
|
https://psiholocator.com/.
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Интернет-портал для старшеклассников,
абитуриентов, студентов MoёObrazovanie.ru [18] |
https://moeobrazovanie.ru/.
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Федеральный образовательный и
научно-исследовательский
Проект «Навигатум» [19] |
https://navigatum.ru/.
|
Федеральный
|
Российская Федерация
|
Интерактивная цифровая платформа для
профориентации школьников Проектория [20]
|
https://proektoria.online/forum
|
Федеральный
|
Архангельская
область
|
Информационный портал «Профессиональная
траектория» [21]
|
https://proftraektoria.ru/
|
Региональный
|
Вологодская область
|
Моя карьера в Вологодской области [22]
|
http://voloblcareer.ru/
|
Региональный
|
Воронежская область
|
Портал Моя карьера в
Воронежской области [23]
|
https://mycareer.govvrn.ru/»
|
Региональный
|
город федерального
значения Москва
|
Портал «Моя карьера» в
Москве [24]
|
https://mycareer.moscow/#/applicant
|
Региональный
|
город федерального
значения Санкт-Петербург
|
Санкт-петербургский портал
по профориентации граждан «Профессиональная ориентация» [25]
|
http://pkp.r21.spb.ru/
|
Региональный
|
Кемеровская
область — Кузбасс
|
Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»
[26]
|
https://proforientir42.ru/?ysclid=lpxq33ffyo202672062
|
Региональный
|
Костромская область
|
Моя профессиональная
карьера: профориентационный сайт Костромской области [27]
|
http://www.eduportal44.ru/npo/mprofk/default.aspx
|
Региональный
|
Курганская область
|
Профориентационный ресурс
Курганской области [28]
|
https://club191622613.vsite.pro/#about
|
Региональный
|
Московская область
|
«Мой ориентир» Профориентационный
портал Московской области [29]
|
http://www.xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/
|
Региональный
|
Мурманская
область
|
Профориентационный
портал «Живи, учись, работай в Арктике» [30]
|
https://профориентация51.рф/
|
Региональный
|
Новосибирская область
|
Профориентационный портал
Профнавигатор Новосибирской области [31]
|
http://portal.prof-karyera
https://profnavigator.profartnso.ru/.ru/,
|
Региональный
|
Республика Карелия
|
Портал по профориентации
населения «Моя карьера в Республике Карелия» [32]
|
http://mycareer.karelia.ru/
|
Региональный
|
Республика Саха (Якутия)
|
портал «Профессиональное будущее
Якутии» [33]
|
http://profportal.sakha.gov.ru/
|
Региональный
|
Сахалинская область
|
Портал по профориентации
населения Сахалинской области «Моя карьера» [34
|
https://mycareer.sakhalin.gov.ru/
|
Региональный
|
Ставропольский край
|
Профориентационный портал
Пятигорска [35]
|
http://profspo26.ru/
|
Региональный
|
Удмуртская Республика
|
Ресурсная карта
профориентации Удмуртской республики [36]
|
https://profkarta18.tilda.ws/
|
Региональный
|
Ямало-Ненецкий автономный
округ
|
Профориентационный портал «Моя
карьера на Ямале» [37]
|
http://yamalcareer.ru/
|
Региональный
|
Ярославская область
|
Региональная сетевая
площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий [38]
|
https://kurl.ru/psZWa
|
Региональный
|
Таблица 2 – Классификация профориентационных порталов
Источник: составлено авторами
Принцип систематизации
|
Тип
|
Описание
|
Особенности
|
По географии
(масштабности)
|
Федеральные порталы
|
Информационные порталы
федеральных проектов, рекомендуемых для целевых аудиторий (школьники,
студенты, родители, учителя)
|
- требуется регистрация на
портале;
- более высокий уровень доверия; - большое количество методических и диагностических материалов; - часто имеют брендбук; - многие созданы в рамках нацпроектов РФ и рекомендованы профильными министерствами для целевых аудиторий. |
Порталы регионов
|
Информационно
аналитические ресурсы региона, основной целью которых является формирование
кадровой безопасности региона.
|
- могут быть без
регистрации входа на портал;
- имеют интеграцию с федеральными порталами, сайтами учебных заведений региона, предприятиями региона; - основная цель – удержание и привлечение молодежи на региональные предприятия, формирование кадрового потенциала территории. | |
Корпоративные порталы
|
Информационно
аналитические ресурсы компаний, занимающихся профориентацией на коммерческой
основе.
|
- не требуют регистрации;
- бесплатный контент зачастую органичен. | |
По принадлежности
|
Государственные
|
Созданные в рамках
нацпроектов РФ
|
- не нацелены на получение
прибыли;
- имеют рекомендации на высшем уровне по использованию в учебном и воспитательном процессах. |
Частные
|
Созданные корпорациями,
учебными заведениями или предприятиями некоммерческого сектора.
|
- имеют платный контент;
- продвижение основано часто на бренде руководителя/организации. |
Работа профориентационного портала направлена на формирование взаимодействия с его целевой аудиторией для достижения целевого действия. Целевое действие – это любая активность, к которой побуждают пользователя портала: подписаться на рассылку, зарегистрироваться на сайте, записаться на активность, оформить заказ.
Концептуально взаимодействие с абитуриентом профориентационного портала включает в себя структуризацию его пути как потребителя и описание мотивационных установок. Общая структурная модель электронного взаимодействия с абитуриентами на профориентационном портале представлена на рисунке 1.
Мотивационно-целевой компонент
| ||
Профессиональное самоопределение абитуриентов
|
Подготовка учащихся старших классов к подготовке
поступления в учреждения ВО, СПО
|
Адаптация абитуриентов к освоению программ обучения
в учреждениях ВО, СПО
|
| ||
Содержательный компонент
| ||
Модули профессионального самоопределения
|
Модули подготовки к ЕГЭ
|
Модуль конструирования будущего «Я в профессии»
|
| ||
Технологический компонент
| ||
Формирование информационной и коммуникационной
компетентности абитуриента
|
Формирование информационной компетентности родителей
абитуриента
|
Формирование информационной и коммуникационной
культуры обучающихся
|
Информационно-технологические средства
взаимодействия с абитуриентом
| ||
Информационные ресурсы о профессиях
|
Информационные ресурсы о поступлении в учебные
заведения
|
Точки контакта с абитуриентом:
|
Диагностические материалы определения склонности к
профессии
|
Информационно-аналитические материалы об обучении в
регионе
|
- мессенджеры
- электронная почта - чат-бот - колл-центр |
Конструктор будущего по профессии
|
Информационные материалы событийных мероприятий
| |
| ||
Результативный компонент
| ||
Профессиональное самоопределение абитуриента в
контексте задач региона
|
Профессиональное самоопределение абитуриента в
контексте задач учебного заведения региона
|
Подача документов в региональный вуз
|
Рисунок 1. Общая структурная модель электронного взаимодействия с абитуриентами
Предполагается, что реализация мероприятий, предусмотренных в рамках процесса электронного взаимодействия с абитуриентами, должна приводить к совершению последними ряда целевых действий, имеющих приоритетное значение, а именно: поступление в региональные вузы и учреждения СПО, на востребованные в регионе специальности и направления подготовки, а также последующее трудоустройство на местные предприятия.
Все события, предшествующие совершению абитуриентом главного целевого действия, являются по своей сути микроконверсиями, направленными на достижение нужного результата. Проведенный анализ научных публикаций и практического опыта анализа действий клиентов сайтов позволил сформулировать систему вспомогательных целевых действий (микроконверсий), влияющих на совершение абитуриентом главного целевого действия (таблица 3).
Таблица 3 – Система вспомогательных целевых действий (микроконверсий), влияющих на совершение абитуриентом главного целевого действия
Источник: составлено авторами
Тип
микроконверсии
|
Особенности
влияния
|
Общее
время пребывания на профориентационном портале
|
Чем
больше времени проводит абитуриент на профориентационном портале, тем выше
вероятность совершения целевых действий.
|
Количество
просмотренных страниц
|
Чем
более точной будет профориентационная диагностика и интереснее и полезнее
контент, тем выше вероятность правильного выбора направления обучения.
|
Число
кликов абитуриента на веб-странице
|
Чем
больше кликов, тем больше уровень внимания к контенту профориентационного
портала.
|
Лайки
и репосты
|
Свидетельствуют
о наличии эмоциональной оценки представленного на портале контента.
|
Рекомендации
|
Свидетельствуют
о положительной оценке информационно-аналитических ресурсов
профориентационного портала.
|
Подписка
на новостную ленту
|
Свидетельствует
о благосклонном отношении к отдельным вопросам профориентации.
|
Заполнение
формы с обратными данными
|
Свидетельствует
о заинтересованности абитуриента в совершении целевых действий.
|
Анализ системы вспомогательных целевых действий абитуриента (микроконверсий) на профориентационном портале позволяет сделать вывод о необходимости формирования взаимосвязанности компонентов и аналитических действий относительно поведения абитуриентов.
Для оценки электронных коммуникаций абитуриентов проведено исследование параметров активности пользователей профориентационных порталов федерального уровня, наиболее популярных у целевых аудиторий. Для мониторинга использованы четыре параметра: общее количество визитов, процент отказов, количество страниц за визит, средняя продолжительность визита. Анализ проведен в сервисе https://www.similarweb.com/ru [39] за трехмесячный период ноябрь 2023 – январь 2024 гг. Для анализа отобраны профориентационные порталы, по которым представлена полная информация по параметрам оценки.
Таблица 4 – Оценка параметров электронного взаимодействия с абитуриентами на профориентационных порталах федерального уровня [39].
№ п/п
|
Наименование портала
|
Web-адрес
|
Общее количество визитов
|
Процент отказов
|
Количество
страниц за визит
|
Средняя продолжительность визита, мин
|
1
|
Атлас новых
профессий |
http://atlas100.ru/.
|
24700
|
67,97
|
2,3
|
3:05
|
2
|
Билет в будущее
|
https://bvbinfo.ru/
|
995600
|
47,2
|
6,29
|
7:16
|
3
|
Портал Учеба.ру
|
https://www.ucheba.ru/prof
|
830120
|
56,03
|
4,57
|
4:35
|
4
|
Карта интересов
|
https://psiholocator.com/.
|
60715
|
21,04
|
51,4
|
4:33
|
5
|
Интернет-портал для старшеклассников,
абитуриентов, студентов MoёObrazovanie.ru |
https://moeobrazovanie.ru/.
|
136100
|
60,58
|
2,04
|
2:21
|
6
|
Федеральный образовательный и
научно-исследовательский
Проект «Навигатум» |
https://navigatum.ru/.
|
11100
|
64,53
|
0,56
|
0:36
|
7
|
Интерактивная цифровая платформа для
профориентации Школьников Проектория
|
https://proektoria.online/forum
|
33500
|
65,93
|
1,11
|
2:48
|
8
|
Профилум: платформа профориентации
подростков
|
https://profilum.ru/
|
404455
|
40,20
|
5,22
|
6:42
|
Алгоритм предлагаемой к анализу профориентационных порталов методики заключается в следующем:
1. Устанавливается градация анализа балльной оценки (5 баллов).
2. Производится расчет шагов в разрезе каждого параметра оценки.
3. Определяется количество баллов в соответствии с тем, к какой градации относится абсолютный показатель параметра оценки.
4. Производится оценка важности параметров экспертным методом.
5. Определяется сумма баллов по каждому параметру с учетом его важности.
6. Определяются итоговые баллы по всем параметрам путем суммирования результатов.
7. Определяются баллы итогового рейтинга.
Обсуждение
Множественность и варитивность профориентационных ресурсов, представленных к вниманию и использованию абитуриентов, их родителей, учителей, отвечающих за профориентацию в школе, создают некоторую растерянность целевых аудиторий и дисбаланс их выбора. Это приводит к тому, что выстраивание логичной и эффективной коммуникации с данными потребителями профориентационных ресурсов на специализированных порталах становиться критически важным направлением работы.
Имеются различные точки зрения на организацию профориентационной работы с молодежью, материалы, предлагаемые для абитуриентов, имеют часто рекомендательный характер использования, что в итоге позволяет принимать альтернативные решения по выбору диагностических, методических и иных материалов. Становление с 2023 года организации профориентационной работы в школах несомненно играет положительную роль в формировании вектора развития профориентационной работы и развитии коммуникационной связности школ, учреждений ВО и СПО, предприятий региона, заинтересованных в обучении на конкретные специальности.
Важным аспектом формирования эффективных коммуникаций с абитуриентами является обеспечение притока абитуриентов в регион и дальнейшее их удержания в качестве рабочей силы. В условиях демографической «ямы» и оттока населения в крупные города-миллионники, обеспечение кадровой безопасности городских агломераций и субъектов РФ в целом имеет ключевое значение. [40,41]
Результаты
С целью проведения сравнительного анализа профориентационных порталов федерального уровня проведена оценка параметров по 8 профориентационным порталам. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет показателей электронного взаимодействия посетителей профориентационных порталов федерального уровня
Источник: составлено авторами на основании расчетов [39]
№ объекта оценки
|
Общее количество визитов
|
Процент отказов
| ||||||
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итого
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итого
|
1
|
24700
|
1
|
0,2
|
0,2
|
67,97
|
5
|
0,3
|
1,5
|
2
|
995600
|
5
|
0,2
|
1
|
47,2
|
3
|
0,3
|
0,9
|
3
|
830120
|
5
|
0,2
|
1
|
56,03
|
4
|
0,3
|
1,2
|
4
|
60715
|
1
|
0,2
|
0,2
|
21,04
|
1
|
0,3
|
0,3
|
5
|
136100
|
1
|
0,2
|
0,2
|
60,58
|
5
|
0,3
|
1,5
|
6
|
11100
|
1
|
0,2
|
0,2
|
64,53
|
5
|
0,3
|
1,5
|
7
|
33500
|
1
|
0,2
|
0,2
|
65,93
|
5
|
0,3
|
1,5
|
8
|
404455
|
2
|
0,2
|
0,4
|
40,2
|
3
|
0,3
|
0,9
|
|
Количество страниц за
визит
|
Средняя продолжительность
визита
| ||||||
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итого
|
Абсолютное значение
|
балл
|
вес
|
Итого
|
1
|
2,3
|
1
|
0,25
|
0,25
|
185
|
2
|
0,25
|
0,5
|
2
|
6,29
|
1
|
0,25
|
0,25
|
436
|
5
|
0,25
|
1,25
|
3
|
4,57
|
1
|
0,25
|
0,25
|
275
|
3
|
0,25
|
0,75
|
4
|
51,4
|
5
|
0,25
|
1,25
|
273
|
3
|
0,25
|
0,75
|
5
|
2,04
|
1
|
0,25
|
0,25
|
141
|
2
|
0,25
|
0,5
|
6
|
0,56
|
1
|
0,25
|
0,25
|
36
|
1
|
0,25
|
0,25
|
7
|
1,11
|
1
|
0,25
|
0,25
|
168
|
2
|
0,25
|
0,5
|
8
|
5,22
|
1
|
0,25
|
0,25
|
402
|
5
|
0,25
|
1,25
|
ИТОГОВЫЕ
ОЦЕНКИ
| ||||||||
|
Итоговый
балл
|
Рейтинг/место
| ||||||
1
|
2,45
|
5
| ||||||
2
|
3,4
|
1
| ||||||
3
|
3,2
|
2
| ||||||
4
|
2,5
|
4
| ||||||
5
|
2,45
|
5
| ||||||
6
|
2,2
|
6
| ||||||
7
|
2,45
|
5
| ||||||
8
|
2,8
|
3
|
Результаты расчетов показали, что среди федеральных профориентационных порталов наиболее востребованным является «Билет в будущее», направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры.
Результаты исследования подтверждают, что регламентация использования информационно-аналитических материалов по ранней профориентации молодежи и формирование единой модели профориентации положительно влияют на уровень доверия к получаемой информации и облегчают ее интерпретацию. На втором месте портал «Учеба.ру», тройку лидеров замыкает «Профилум»: платформа профориентации подростков.
Выводы
Проведенные авторами исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Профориентационные порталы представлены для абитуриентов на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Многообразие информации по данному вопросу существенно затрудняет принятие абитуриентом решения о выборе и использование конкретной диагностической и иной информации по вопросам профориентации.
2. Федеральные порталы наиболее популярны и массовы в использовании, многие имеют поддержку в виде рекомендаций со стороны Министерств и ведомств, что повышает в итоге уровень доверия к ним, тем самым увеличивая конверсию.
3. Наиболее популярными, удобными для электронных коммуникаций с абитуриентами являются такие профориентационные порталы, как «Билет в будущее», «Учеба.ру», «Профилум».
Источники:
2. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской̆ Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uy3r (дата обращения: 12.02.2024).
3. Килина И. А. Региональная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2(14). – c. 40–48.
4. Soboleva O. Mechanisms of regulation of economic processes in a region // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management: Springer International Publishing. 2017. – p. 403-415.
5. Тарлавский В.И. Цифровизация профориентации: региональный профориентационный интернет-портал «регион – профессия – личность» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2021. – № 2 (58). – c. 108-116.
6. Серова Н.А. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир»: возможности, проблемы, перспективы развития // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Год педагога и наставника: сохраняя прошлое, создаем будущее: Материалы Международной научно-практической конференции. Кемерово, 2023. – c. 205-207.
7. Питухин Е.А. Профориентационный портал «Моя карьера»–эффективный сервис по улучшению трудоустройства выпускников // Цифровые технологии в образовании, науке, обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Цифровые технологии в образовании, науке, обществе», Петр ГУ. 2018. – c. 180-184.
8. Бородин В.А. Повышение потенциала саморазвития регионов Сибирского федерального округа // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 83-89.
9. Конина О.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Макарова Т.В., Шпенглер А.В., Бармина Е.А. Модель управления агломерацией в субъектах Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1341-1352.
10. Дажинова А.Н., Шпенглер А.В. WOT-анализ факторов, влияющих на развитие агломерации // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 278-282.
11. Профориентационный портал «Атлас новыхпрофессий». [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 13.02.2024).
12. Профориентационный портал «Билет в будущее». [Электронный ресурс]. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
13. Профориентационный сайт ФИРО «Время выбиратьпрофессию». [Электронный ресурс]. URL: http://proftime.edu.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
14. Всероссийская программа по развитию системы раннейпрофориентации «Zасобой». [Электронный ресурс]. URL: https://засобой.рф/ (дата обращения: 16.02.2024).
15. Профориентационный портал Учеба.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucheba.ru/prof (дата обращения: 16.02.2024).
16. Сайт кинокомпании «Парамульт»Калейдоскоппрофессий. [Электронный ресурс]. URL: https://paramult.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
17. Профориентационный портал «Карта интересов. [Электронный ресурс]. URL: https://psiholocator.com/ (дата обращения: 12.02.2024).
18. Интернет-портал для старшеклассников,абитуриентов, студентов MoёObrazovanie.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/ (дата обращения: 12.02.2024).
19. Федеральный образовательный и научно-исследовательскийпроект «Навигатум». [Электронный ресурс]. URL: https://navigatum.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
20. Интерактивная цифровая платформа для профориентации Школьников Проектория. [Электронный ресурс]. URL: https://proektoria.online/forum (дата обращения: 16.02.2024).
21. Информационный портал «Профессиональная траектория». [Электронный ресурс]. URL: https://proftraektoria.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
22. Профориентационный портал региона: «Моя карьера в Вологодской области». [Электронный ресурс]. URL: http://voloblcareer.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
23. Профориентационный портал Воронежской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.govvrn.ru/» (дата обращения: 15.02.2024).
24. Профориентационный портал города Москва «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.moscow/#/applicant (дата обращения: 15.02.2024).
25. Санкт-петербургский портал по профориентации граждан «Профессиональная ориентация». [Электронный ресурс]. URL: http://pkp.r21.spb.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
26. Профориентационный портал Кузбасса «Профориентир». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyae (дата обращения: 15.02.2024).
27. Моя профессиональная карьера: профориентационный сайт Костромской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyd4 (дата обращения: 15.02.2024).
28. Профориентационный ресурс Курганской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyeF (дата обращения: 13.02.2024).
29. «Мой ориентир»Профориентаионный портал Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyh2 (дата обращения: 13.02.2024).
30. Профориентационный портал «Живи, учись, работай в Арктике». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uynS (дата обращения: 14.02.2024).
31. Профориентационный портал Профнавигатор Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uyqY (дата обращения: 14.02.2024).
32. Портал по профориентации населения «Моя карьера в Республике Карелия». [Электронный ресурс]. URL: http://mycareer.karelia.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
33. Портал «Профессиональное будущее Якутии». [Электронный ресурс]. URL: http://profportal.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
34. Портал по профориентации населения Сахалинской области «Моя карьера». [Электронный ресурс]. URL: https://mycareer.sakhalin.gov.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
35. Профориентационный портал Пятигорска. [Электронный ресурс]. URL: http://profspo26.ru/ (дата обращения: 16.02.2024).
36. Ресурсная карта профориентации Удмуртской республики. [Электронный ресурс]. URL: https://profkarta18.tilda.ws/ (дата обращения: 15.02.2024).
37. Профориентационный портал «Моя карьера на Ямале». [Электронный ресурс]. URL: http://yamalcareer.ru/ (дата обращения: 15.02.2024).
38. Региональная сетевая площадка профессиональной навигации ГрадПрофессий. [Электронный ресурс]. URL: https://kurl.ru/psZWa (дата обращения: 16.02.2024).
39. Сервис по сравнительной аналитике параметров сайтов СимиларВеб. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uz2X (дата обращения: 16.02.2024).
40. Шпенглер А.В., Сметанина А.И., Колесова Ю.А., Бармина Е.А., Савельева Н.К., Созинова А.А/ Развитие городских агломераций Приволжского федерального округа: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 901-920.
41. Карзаева Н.Н., Каранина Е.В. Кадровая безопасность. Москва, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/38uz6Q (дата обращения: 16.02.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:09:31