Промышленный и научно-популярный туризм как инструмент профориентации молодежи (на примере Нижегородской области)
Саакян А.Г.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В статье даны определения промышленного и научно-популярного туризма, рассмотрены его виды. Выделена роль промышленного и научно-популярного туризма в привлечение молодых специалистов на промышленные предприятия и в научные центры для решения кадровых проблем. Изучен позитивный опыт организации промышленных и научных туров в Нижегородской области. Выявлены проблемы и даны рекомендации по их решению. В статье предложен авторский взгляд на взаимосвязь целей промышленного и научно-популярного туризма для разных стейколдеров. Статья будет интересна как промышленным предприятиям, которые заинтересованы в молодых специалистах, так и центра практики и трудоустройства университетов, институтов, колледжей.
Ключевые слова: профориентация, промышленный туризм, научно-популярный туризм, поколение Z и Aльфа
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Актуальность темы связана с тем, что в условиях нехватки квалифицированных промышленных и научных кадров, старения персонала, наращивания объемов промышленного производства, развития политики импортозамещения перед руководством российских промышленных предприятий и научный центров, ВУЗов остро стоит вопрос привлечения молодых специалистов.
Цель статьи – выявить роль промышленного и научно-популярного туризма в решении задачи привлечения молодых специалистов на промышленные предприятия Нижегородской области, развитии корпоративной социальной ответственности, использовании холистического маркетинга. На основе результатов, полученных ранее [1–3] (Trofimov, Saakyan, 2024; Trofimov, Saakyan, 2023; Trofimov, Saakyan, 2022), мой анализ опирается на методологию достижения синергетического эффекта, которую развивают теоретики и практики в области промышленного и научно-популярного туризма [4-7] (Bezgacheva A.A., Zhdanova A.E 2024, Kozlova O.A. 2024, Plieva E.N. 2023; Kireeva Yu.A., Blinova E.A 2023), управления человеческими ресурсами. [8] (Afanasyeva A.V.,Goncharova O.V. 2024)
Методологическая основа данного исследования – это анализ и синтез, статистический и графический методы. Гипотеза заключается в том, что для повышения привлечения молодых специалистов на промышленные предприятия, в научные центры, в научно-исследовательские институты, надо активно заниматься профориентацией, в том числе с помощью организации промышленных и научно-популярных туров, показывая уникальные технологии и разработки, автоматизацию производства, инновации, чистые и светлые помещения для работы, рассказывая о социальном имидже работодателя и разнообразных корпоративных программах.
Научная новизна заключается в том, что предложен новый подход к профориентации молодежи через организацию промышленных и научно-популярных туров с целью привлечения молодежи в науку и в промышленность региона.
Результаты исследования и их обсуждение
В последние годы в России нарастает комплекс проблем связанный с кадровым обеспечением промышленных предприятий и научных центров, академий наук, научно-исследовательских университетов.. Взаимодействие ВУЗа, СПО, школ и промышленных предприятий является одним из возможных направлений для решения данных проблем. На мой взгляд организация промышленных и научно-популярных туров – один из наиболее эффективных форм данного взаимодействия.
Согласно статье 1 ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 14.10.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм представляет собой временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в месте временного пребывания . [9]
Туризм выполняет следующие важнейшие функции, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные функции туризма [7]
В настоящее время существуют разнообразные виды туризма по разным признакам классификации. В рамках данной статьи нам интересны виды туризма в зависимости от целей путешествия. Здесь выделяют: рекреационный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, спортивный, культурно-познавательный, деловой, религиозный, образовательный, научно-популярный, промышленный и другие. Рассмотрим более подробно промышленный и научный туризм, так как именно они помогают решить кадровые проблемы промышленным предприятиям и научным центрам в перспективе.
В Стратегии развития туризма в России до 2035 года отмечается, что промышленный туризм - это посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему предприятия [10]. Выделяют такие разновидности промышленного туризма как бенчмаркинговые туры, индустриальные туры, диггерство. [11]
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий, одной из инициатив которого стал научно-популярный туризм. Согласно «Концепции развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» научно-популярный туризм (НПТ)–это путешествия на объекты инновационной, образовательной, просветительской деятельности с соблюдением требований безопасности и режима охраны, способствующие популяризации достижений российской науки и технологий. [12]
Всероссийский реестр объектов научно-популярного туризма включает в себя 927 объектов – это разнообразные музеи, научно-исследовательские центры, ВУЗа, лаборатории. На сегодняшний день уже существует более 30 научно-популярных маршрутов в 11 регионах России. [12]
Одним из уникальных преимуществ данных видов туризма является широкая целевая аудитория. На рисунке 1 представлены цели организации промышленных и научных туров в зависимости от особенностей целевой аудитории и стейкхолдеров.
Рисунок 2 - Цели развития научно-познавательного и промышленного туризма [Составлено автором]
Из рисунка 2 видно, что цели посещения промышленных предприятий и научных организаций у разных целевых групп сильно отличаются, поэтому руководству надо разрабатывать разные туры для разной аудитории. Главной задачей данных видов туризма является организация познавательных, расширяющих кругозор туров, которые будут интересны и детям, и взрослым. Одна из основных целей – это привлечение талантливой молодежи в сферу науки и профориентация школьников (см. рисунок 3).
Под профессиональной ориентацией будем понимать систему взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Рисунок 3 - Роль промышленного и научно-популярного туризма в профориентации [Составлено автором]
Рассмотрим опыт организации научных и промышленных туров в Нижегородской области, а также имеющийся туристский потенциал для развития данных видов туризма.
Всего в Нижегородской области сосредоточено более 750 крупных и средних промышленных предприятий. Промышленным туризмом в Нижегородской области занимается примерно 50 предприятий из различных отраслей, которые принимают туристов по индивидуальным маршрутам. Годовой объем туристического экскурсионного потока в этом сегменте достигает более 70 тысяч человек. [13].
Среди флагманов промышленного туризма Нижегородской области – это «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ). Сегодня на предприятии 4 турмаршрута – это «Искусство быть металлургом», «Удивительные превращения стали», «Мир горячих колес» и «Рождение труб большого диаметра».
В 2024 году ВМЗ получил награду XI Всероссийской туристской премии «Маршрут года» за турмаршрут «Всё по науке. Лунный трубопровод» — «Лучший маршрут научно-популярного туризма». [14] Новый туристический маршрут дополнил уже существующие экскурсии по цехам и индустриальному стрит-арт парку выксунского завода ОМК. Туристы получат уникальную возможность ознакомиться с современными лабораториями инженерно-технологического центра компании, где проводят исследования более 200 молодых ученых.
По словам ведущего специалиста направления культурных проектов группы ОМК Елизаветы Блиновой, благодаря проекту гости выксунского завода узнают, какими свойствами должны обладать стальные трубы, работающие в суровом российском климате, увидят, как выглядит сталь при тысячекратном увеличении, а также работу обратного проектирования и 3D принтеров. Уже в конце сентябре 2024 года студенты Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева первыми посетили выксунский завод. Соглашение о сотрудничестве между группой ОМК и платформой «Больше, чем путешествие» было подписано в октябре 2023 года. [15]
В 2027 году в вязи с вводом в эксплуатацию индустриально-туристского центра «Шухов-парк» ожидается рост числа туристов в Выксе до 160 000 человек в год.
Нижегородская область – это крупный научный центр: 4 института и 2 филиала московских институтов РАН, пять НИИ Министерства образования, 66 отраслевых НИИ, 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора. В науке занято 48 тысяч человек. [16] В 2019 году здесь открылся научно-образовательный центр мирового уровня - один из первых пяти НОЦ, созданных в России в рамках национального проекта «Наука». С 2023 года Нижегородская область входит в топ-5 российских регионов по научно-технологическому развитию Центра экономических исследований «РИА Рейтинг».
В рамках Десятилетия науки и технологий в 2023 году Нижегородская область реализует проект по развитию научно-популярного туризма. Согласно реестру в регионе находится 17 объектов данного вида туризма. Сейчас в регионе уже запущены четыре научных маршрута. Один из них — трехдневный, включающий посещение Нижегородской радиолаборатории, музея горного дела под Арзамасом, мемориального дома-музея Валерия Чкалова, ЦБК по СПК им. Р. Е. Алексеева, физического факультета ННГУ [17]
В настоящее время в регионе уже разработаны 11 новых маршрутов научно-познавательного туризма - это автомобилестроение, медицина, судостроение, нефтехимия, строительство, информационные технологии, креативные индустрии, экология и климат, атомная отрасль и аграрная промышленность.
Анализируя опыт нижегородских промышленных предприятий и научных организаций, проведя глубинное интервью с несколькими экспертами, можно выделить ряд проблем (см. рис.4), сдерживающих развитие данных видов туризма в регионе (как отмечалось выше из 750 промпредприятий вовлечено в промтуризм лишь около 50, из более 17 объектов научно-популярного туризма работают по данному направлению лишь 4).
Рисунок 4 – Проблемы, связанные с профориентацией в научных и промышленных турах [Составлено автором]
Для решения данных проблем необходимо соблюдение следующих условий, которым должно соответствовать промышленное предприятие, научный центр, лаборатория, научно-исследовательский университет для развития промышленного и научно-популярного туризма:
1. Наличие возможности открывать свои двери для туристов.
Она определяется размерами цехов и научных лабораторий, куда планируется приглашать туристов, и безопасностью, учитывая количество экскурсантов в тургруппе.
2.Ответственная организация подготовительной работы.
Немаловажным является подготовительная работа в виде разработки маршрута экскурсий, расписания и тайминга, чтобы не мешать основной деятельности организации.
3.Открытость.
Высокотехнологичные, оборонные предприятия, научные лаборатории не могут приглашать к себе туристов из-за необходимости сохранения конфидициальности. В таком случае возможно использование альтернативных вариантов, например, посещение музеев, участие в научных выставках и научно-популярных мероприятиях.
4.Готовность руководства промышленного предприятия, лаборатории, научной организации приглашать и принимать туристов.
Конечно, получение дополнительных средств от продажи туров – это не цель данных туров. Предприятие и лаборатория улучшают свой имидж в глазах общественности, формируют лояльность. Возможно рассказывать во время экскурсии о свободных вакансиях, коллективе, руководстве и условиях работы, тем самым привлекать персонал в перспективе.
Главным инструментом в развитии промышленного и научно-популярного туризма должна выступать экскурсия, при организации которой необходимо учитывать ее цель, целевую аудиторию, тему, маршрут производственной и научной экскурсии, требования к безопасности.
На мой взгляд, для профориентации школьников целесообразно реализовать на Выксунском металлургическом заводе новую программу «Мир профессий Выксунского металлургического завода – выбор твоего будущего». Особенность программы будет в том, что родители, которые трудятся на ВМЗ, расскажут о производстве своим детям и их одноклассникам. Необходимо акцентировать внимание и на рейтинг ESG, на заботе об экологии, на корпоративных программах завода для сотрудников.
Также необходимо внедрять в экскурсии интерактив, так как современные подростки и молодежь – это поколение Z и Альфа, которые отлично воспринимают информацию именно с помощью игровых методик. Здесь можно взять за основу опыт проведения квестов для старшеклассников на благовещенском заводе Объединенной металлургической компании. В соответствии с заданиями квеста в механосборочном цехе под руководством специалистов школьники собирают настоящую задвижку, которую применяют в промышленности. На этапе контроля качества школьники с помощью мини-камеры определяют дефекты внутри образца готовой продукции. Также ребята узнали, что такое автоматизированное проектирование и как в этом помогает 3D-моделирование. Для прохождения этого этапа участники смоделировали с помощью специальных программ объемный кубик из настольных игр. В ходе квеста школьники узнают о разных профессиях (дефектоскописта, конструктора, разливщика металла) в игровой форме.
Заключение
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие промышленного и научно-популярного туризма является инструментом, который позволит привлечь подростков и молодежь на промышленные предприятия и в научные центры, популяризировать и повысить престижность инженерных и научных, рабочих профессий. Когда обучающиеся попадают в интересные промышленные и научные места и видят людей увлеченных своим делом, они тоже загораются этим. Также повышается осведомленность не только о самих организациях, но и о своей малой родине, ее достижениях, потенциале, развивается патриотизм. Туры показывают и открытость организаций, готовность к ведению диалога с местными сообществами. Целесообразно организовать посещение предприятий учителями и преподавателями школ, СПО и ВУЗов, поскольку они влияют на самоопределение обучающихся.
Источники:
2. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Цифровизация и проблемы обеспечения информационной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Креативная экономика. – 2023. – № 9. – c. 3331-3344. – doi: 10.18334/ce.17.9.119149.
3. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Производственно-образовательные кластеры для кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2533-2545. – doi: 10.18334/ce.16.6.114876.
4. Безгачева А.А., Жданова А.Э. Научный туризм: состояние и проблемы развития // Экономика. Социология. Право. – 2024. – № 3(35). – c. 9-17. – doi: 10.22281/2542-1697-2024-03-03-09-17.
5. Козлова О.А. Промышленный туризм в повышении инвестиционной привлекательности региона // Экономика и бизнес: теория и практика. -2024. - №7(113).- с.134-137. - doi: 10.24412/2411-0450-2024-7-134-137
6. Плиева Е.Н. Проблемы развития научно-популярного туризма: расширение границ путешествий через образование // Экономика и социум.- 2023. -№5-1(108).- с.702-708/ - doi: 10.46566/2225-1545_2023_1_108_703
7. Киреева Ю.А., Блинова Е.А. Организация экскурсий на промышленных предприятиях // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2023. -№2. - с.44-52
8. Афанасьева А.В., Гончарова О.В., Прохорова О.В., Чурилина И.Н. Инструменты профориентационной работы в промышленном и научно-популярном туризме: проблемы и перспективы формирования кадрового потенциала // Сервис в России и за рубежом.- 2024. - №1(110) - с.39-53 - doi: 10.5281/zenodo.11177125
9. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 14.10.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 18.12.2024)
10. Стратегия развития туризма в России до 2035 года. // Правительство России 2024. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 18.12.2024)
11. Таскаева С.В. Потенциал промышленного туризма на современном этапе // Вестник науки.-2023. - № 6 (63). - с.107-112
12. Концепции развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года // Наука РФ 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/initiatives/nauchno-populyarnyy-turizm/?tab=initiatives-objectives (дата обращения: 18.12.2024)
13. Министерство туризмов и промыслов Нижегородской области // Новости 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://mintour.nobl.ru/presscenter/news/ (дата обращения: 18.12.2024)
14. Годовой отчет по устойчивому развитию ОМК// ОМК 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://omk.ru/upload/docs/OMK_2023_0507.pdf (дата обращения: 18.12.2024)
15. В Нижегородской области откроется первый маршрут промышленного туризма // Стратегия Нижегородской области 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://strategy.nobl.ru/novosti/v-nizhegorodskoj-oblasti-otkroetsya-pervyij-marshrut-promyishlennogo-turizma/ (дата обращения: 18.12.2024)
16. Нижегородские инновации: от беспилотного тягача до космического спутника // Стратегия Нижегородской области 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://strategy.nobl.ru/stati/nauka-i-innovaczii/razrabotki-nizhegorodskix-uchyonyix-s-podderzhkoj-nocz/ (дата обращения: 18.12.2024)
17. Его пример – другим наука. Новый вид туризма развивают в Нижнем// Стратегия Нижегородской области 2024. [Электронный ресурс]. - URL: https://strategy.nobl.ru/stati/nauka-i-innovaczii/ego-primer-drugim-nauka.-novyij-vid-turizma-razvivayut-v-nizhnem/ (дата обращения: 18.12.2024)
Страница обновлена: 31.12.2024 в 00:43:48