Анализ профессионально-квалификационной структуры кадров и профессиональной ориентации сельской молодежи в Кабардино-Балкарской республике

Гамбердова А.У.1
1 Астраханский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать:
Гамбердова А.У. Анализ профессионально-квалификационной структуры кадров и профессиональной ориентации сельской молодежи в Кабардино-Балкарской республике // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 229-238. – doi: 10.18334/epp.5.4.2217.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25448141

Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние регионального рынка труда в Кабардино-Балкарской республике. На основе анализа рынка труда определена степень эффективности действующей системы управления профессиональным самоопределением сельской молодежи в аграрном секторе экономики, сформулированы критерии социально-психологической и экономической эффективности управления профессиональным самоопределением молодежи, а также обоснована необходимость формирования комплексной системы социально-профессиональной ориентации, основой которой должны стать профориентационные центры.

Одной из острейших проблем сегодняшнего времени является профессиональное самоопределение сельской молодежи. Ее следствием является дисбаланс в имеющихся трудовых ресурсах и потребностями рынка труда, что становится причиной безработицы и других деструктивных социально-экономических процессов в республике, в которые втянута не только сама молодежь, но и все общество в целом. В статье также рассматривается роль и место сельской молодежи в социально-трудовом потенциале села, показаны тенденции смены доминант трудовых приоритетов сельской молодежи. Проведен анализ современного состояния рынка труда аграрного сектора Кабардино-Балкарской республики и определены основные направления профориентационной работы среди молодежи региона.

Ключевые слова: образовательное учреждение, профессиональное образование, сфера деятельности, профессия, престиж профессии, социальные ориентации, профессиональные ориентации, образовательные ориентации

JEL-классификация: M12, M00, M59



Введение

Кабардино-Балкария – регион с традиционно развитым аграрным сектором. От уровня развития сельского хозяйства региона в целом зависит общее состояние экономики республики в составе Российской Федерации. При упадке аграрного сектора республика превращается в дотационный регион. В свою очередь, состояние сельского хозяйства определяет трудовой потенциал региона, формирует тенденции занятости и уровня безработицы в аграрном секторе экономики республики.

Основная цель исследования – проведение анализа современного состояния рынка труда аграрного сектора Кабардино-Балкарской республики и определение основных направлений профориентационной работы среди молодежи региона.

В период 1991-2000 гг. развитие сельского сектора области совершалось в условиях его перехода на рыночные формы хозяйствования, что впоследствии принесло отрицательные результаты. Динамика процесса производства аграрной продукции региона до 1998 года характеризовались понижением ее объемов, таким образом, не обеспечивалось даже простое воспроизводство. Тем не менее, уже с 1999 г. аграрное производство по всем видам хозяйствования начало иметь положительную тенденцию. Если по всем разновидностям хозяйствования аграрного производства в 1998 г. темп увеличения составил 98,7% к предшествующему году, то к 2000 г. – уже 117%.

Не секрет, что в 90-х годах 20-го столетия были развалены или значимо ослаблены традиционные производственно-хозяйственные отношения организаций и сельских предприятий и торговли. Заблокированы каналы денежного обращения, потоков инвестирования. Возрастала разнонаправленность экономических заинтересованностей участников воспроизводственного процесса аграрной продукции, присутствовал неэквивалентный характер процесса обмена и распределения, которые в наибольшей степени обнаруживались в ценовом диспаритете. Дезинтеграция захватила межхозяйственную и внутрихозяйственную области аграрного производства.

На увеличение дезинтеграции в аграрном секторе и других областях оказал влияние подрыв материально-технической базы, понижение до критических размеров технико-технологического потенциала аграрных, перерабатывающих и агросервисных организаций, что в свою очередь было определено отрицательными процессами и динамикой на макроэкономическом уровне. Так можно сказать, что фактически каждый АПК региона перестал действовать как единая система.

Исследование также показало, что демографическое положение в регионе оставалась наиболее благоприятным, чем по всей РФ и северокавказской области:

— сохранялся невысокий уровень смертности;

— присутствовал большой уровень рождаемости;

— существовал наиболее высокий уровень продолжительности жизни. Общий показатель рождаемости в 2000 году составлял по региону 1,47, а в РФ – 1,214 на одну женщину фертильного возраста.

Главными факторами, увеличивающими остроту демографического положения в регионе в анализируемый период времени следует считать:

— явление экономического кризиса и его отрицательное влияние на общественную инфраструктуру и, в первую очередь, на здравоохранение;

— понижение жизненного уровня большей части населения;

— увеличение заболеваемости большой части населения;

— недостаточная пропаганда здорового образа жизни и передвижение собственного здоровья на одно из последних мест в иерархии ценностей большей части социально-демографических групп населения;

— несовершенство контроля качества потребляемой продукции;

— загрязнение окружающей среды [1].

За годы сельскохозяйственной реформы принципиально поменялась организационно-хозяйственная структура аграрных организаций. На сегодняшний день приблизительно 2/3 всеобщего их количества являются закрытыми акционерными обществами, разнообразными товариществами, кооперативами и примерно ¼ - перерегистрированные колхозы и совхозы. Для всех них, вне зависимости от организационно-правового статуса, превалирующей является частная собственность совместного или долевого типов. За время реформ равными партнерами стали индивидуальные производители аграрной продукции: хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Кабардино-Балкария имеет хорошие возможности для развития сельского производства. Из земельной площади 1246,9 тыс. га земли, употребляемые для аграрного производства, составляют 758,2 тыс. га, то есть 60,8%.

В 2007 году быстро понизилась часть сельскохозяйственных организаций, но зато резко возросло количество собственных подсобных хозяйств.

До сегодняшнего дня в АПК республики все еще происходит увеличение диспаритета цен на товары аграрного хозяйства и индустрии. Диспаритет не является, как полагают многие эксперты, порождением рыночной экономики. В России его присутствие связано с развитием агропромышленной интеграции, которая сопровождается увеличением технической и экономической зависимости аграрного хозяйства от фондообразующих отраслей.

Благоприятные природно-климатические условия, избыточные трудовые ресурсы, местные традиции предопределили основательное развитие в Кабардино-Балкарии фермерства. В 2011 году сельское хозяйство динамично росло, и темп роста составил– 109 процентов.

Проблема состоит в том, что поскольку арендаторы не хотят вкладывать средства в землю (муниципалитеты сдают ее на 1-2 года, поэтому арендаторы и относятся к ней как «временщики»), в Кабардино-Балкарии все чаще говорят о необходимости передачи земли в частную собственность. Трудность в том, что при этом приходится учитывать такие важные для Кабардино-Балкарии факторы, как многонациональный состав и малоземелье. Поэтому в КБР решили сделать ставку на сельскохозяйственные кооперативы, чтобы они получили землю, а жители – акции. Исключение через приватизации земель должны составить горные пастбища, здесь их исторически воспринимают как общинное достояние, их предлагается отдавать селам в безвозмездное пользование.

Реформирование аграрного сектора сопровождается трансформацией рынка труда в сельскохозяйственных отраслях. На 1 января 2011 г. в центре занятости Кабардино-Балкарской Республики в официальном порядке было зарегистрировано 12,0 тыс. безработных граждан, что на 7,1 тыс. чел. ниже показателя 2009 года. Уровень фиксируемой безработицы уменьшился на 1,4 пункта по отношению к прошлому году и составил 3,0 % от экономически активного населения региона (на 1 января 2010 г. – 4,4%).

Также в восьми муниципальных образованиях региона значение этого показателя продолжает превосходить среднереспубликанский показатель в 1,3 - 2,1 раза. Наибольший уровень фиксируемой безработицы подмечается в Черекском районе (6,2%), наименьший – в г. Прохладный (1,2%).

Длительность безработицы среди безработных, которые состоят на учете по состоянию на конец 2011 года, составила 5,1 месяца. Среди безработных женского пола этот показатель составил 5,0 мес., у мужчин – 5,2 мес., у молодежи в возрасте 16-29 лет – 4,8 месяца.

Основную долю в общем числе безработного населения составляют молодежь и женщины. Так, удельный вес женщин - 63,4%. Доля молодежи в возрасте 16-29 лет была равна 26,2%. На людей, которые уволились с работы по личному желанию, приходится 25,7%, а на сокращенных – 7,3%; выпускники учебных заведений разнообразных уровней образования без опыта работы и с профессиями, не имеющими спроса на трудовом рынке, составили 2,0%. Для сопоставления: данные показатели в 2008 году составили соответственно 61,6%, 27,5%, 23,1%, 1,4%.

Так, для региона свойственны большие показатели аграрной безработицы, где удельный вес сельского населения в общем количестве зафиксированных безработных составил на конец 2011 года 52,9 %.

Особенно актуально стоит проблема безработицы в сельском хозяйстве, так как сельский сектор Кабардино-Балкарии относительно экономически нестабилен. Как видно из исследований, множество семей, проживающих вне городов, выживают в большинстве случаев за счет подсобных хозяйств. Зачастую как раз безработица на селе и является причиной повышения преступности, и реальность только свидетельствует об этом. За 2011 год службой занятости населения было предложено соискателям 16977 вакантных мест и должностей (за 2010 г. – 20307 вакансий). Заявленная организациями и предприятиями потребность в персонале на 1 января 2011 года составляла 2640 единиц, а на конец 2009 года этот показатель составил 1395 единиц. Качественный состав заявленных вакансий остается постоянным. В структуре заявленных вакантных мест по-прежнему доминирует спрос на рабочие специальности.

В некоторых районах обстоятельства складываются критические: в Терском, Зольском, Баксанском регионах на одно вакантное место приходится соответственно 115, 55, 32 свободных граждан, которые состоят на учете. В Эльбрусском, Урванском и Чегемском районах данный показатель составил по 11 человек на одно рабочее место. Более устойчивая картина прослеживается в службах центра занятости населения г. Нальчик – 2 чел., г. Прохладный – 1 чел., Прохладненского района – 1 чел., Майского района - 3 чел. и Лескенского района – 6 чел. на одно вакантное место.

За 2011 год в службе занятости населения зафиксировано 61,1 тыс. обращений людей, которые нуждаются в услугах государства в области занятости населения. В 2010 году данный показатель был равен 78,6 тыс.

За последнее время прослеживается отток граждан из Кабардино-Балкарии. Люди стараются выбыть в Сочи, Москву, Санкт-Петербург. Это относится не только к жителям сельских местностей, но и городов.

Довольно высокую долю безработных составляет женский пол. Тем не менее, в Нальчике (да и во всей Кабардино-Балкарии) популярен надомный труд, шитье или вязание. Учитывая данный факт, за предыдущий год было организовано 25 подобных вакантных мест для инвалидов и родителей детей-инвалидов, а также для многодетных матерей.

В условиях сложной обстановки на рынке труда, государство предпринимает шаги по оздоровлению аграрного сектора. Работа по профессиональной ориентации сельской молодежи имеет ряд существенных проблем и ограничений. Среди них: сложность профессиональной переориентации вследствие определенной гомогенности сельскохозяйственного труда и относительного небольшого пространства маневрирования на рынке труда сельской молодежи. Кроме того, система кадрового рекрутинга в сельской местности развита на порядок слабее, чем в городской среде, что также ограничивает потенциал государственного вмешательства в трудовую ситуацию в регионе. Наконец, кризисное состояние государственного сектора в сельском хозяйстве и крупных сельскохозяйственных предприятий снижает возможность легального трудоустройства на предприятиях подобного типа.

Следовательно, государство в целом и государственные службы занятости обязаны найти нетрадиционные методы вмешательства в современный кризис на рынке рабочей силы аграрного сектора республики.

В Кабардино-Балкарии уже несколько лет осуществляется реализация ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015-2017 годов». и Развитие семейных животноводческих ферм набазе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республики на 2015 - 2017 годы. Главная цель программ, рассчитанных на 2015-2017 годы – это стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для наращивания объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение числа семейных животноводческих ферм, развитие различных направлений животноводства, увеличение роста занятости сельского населения. Государственная поддержка в виде грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам будет оказана на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса впервые в республике.

Что касается суммы поддержки, то максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства не может превышать 1,5 млн рублей, а размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам - не выше 250 тыс. рублей.

Размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм составит не более 60 процентов от затрат, предусмотренных инвестиционным проектом, но не более 21,6 млн рублей.

В текущем году на поддержку начинающих фермеров планируется направить из федерального и республиканского бюджетов почти 103,5 млн рублей, на развитие семейных животноводческих ферм - свыше 222,6 млн рублей бюджетных средств.

Органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики была поставлена задача по созданию и развитию системы осуществления региональной государственной молодежной политики, обращенной на обеспечение правовых, экономических и организационных условий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных и детских объединений. В регионе были приняты и реализуются следующие законы: «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», концепция государственной семейной политики, республиканские программы «Дети КБР», «Молодежь Кабардино-Балкарии». Реализовываются мероприятия по исполнению постановлений Правительства КБР «О мерах по повышению занятости молодежи КБР», «О дополнительных мерах по содействию занятости молодежи». На значительность данного аспекта обращено внимание в Послании Президента КБР В.М. Кокова Парламенту, где говорится, что осуществление обеспечения занятости среди молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики [3].

Заключение

После принятия Законов и Постановления Правительства КБР имеет место положительная тенденция реализации контрольных показателей работы по содействию занятости, определяемых Минтрудом России. Среди особых программ, осуществляемых службами занятости, наиболее крупномасштабной по количеству участников является общественный вид работы, где каждый год принимают активное участие более 3 тыс. человек. За последние два года в период летних каникул была обеспечена занятость 6,7 тыс. школьников, включая 240 воспитанников школ интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].


Источники:

1.Государственный комитет КБР по занятости населения: информационный бюллетень. 2012. – Нальчик, 2012.
2. Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики, приказ от 30 октября 2014 г. N 121, о ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской республике на 2015 – 2017 годы"
3.http://www.pravitelstvokbr.ru/oigv/minselhoz/gospodderzhka_apk_kbr/gospodderzhka_apk_v_2015_godu/granty_nachinayushchim_2015.php
4.http://zankbr.ru/home/slugba/pressa.aspx
5.http://www.habar.org/?p=3327

Страница обновлена: 18.07.2024 в 12:18:08