Новые подходы к организации работы по профессиональной ориентации молодежи

Кострова Ю.Б.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 10 (Октябрь 2021)

Цитировать:
Кострова Ю.Б. Новые подходы к организации работы по профессиональной ориентации молодежи // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 10. – С. 1105-1118. – doi: 10.18334/et.8.10.113629.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47106637
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данная научная статья посвящена исследованию актуального вопроса – современных подходов к организации деятельности по профессиональной ориентации молодежи. Установлено, что данная социальная группа как наиболее активная часть населения является основные драйвером развития цифровой экономики. Определены ключевые векторы развития современного рынка труда. Показаны основные противоречия между требованиями работодателей и возможностями отечественной системы образования. В рамках рассматриваемой тематики обобщены результаты проведенного автором социологического исследования среди студентов вузов г. Рязани, на основе которого определена проблема отсутствия адекватной современным требованиям системы профориентации, которая позволила бы абитуриентам более осмысленно подходить к выбору профессии и снизить издержки на получение невостребованного образования. Для повышения эффективности профессиональной ориентации молодёжи Рязанской области предлагается программа «Я в профессии». Предложенные рекомендации имеют практическую значимость и могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: молодежь, профессиональная ориентация, цифровизация экономики, Рязанская область, безработица

JEL-классификация: J21, J24, J13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

За годы постсоветских реформ в РФ прекратили свое существование более 70 тысяч промышленных и около 30 тысяч сельскохозяйственных предприятий [4] (Dronov, Makhrova, Kostrova, Perfilev, 2020). В результате экономически активное население оказалось занято в основном в сфере обслуживания и торговли. Поэтому 50% выпускников вузов не могут найти работу по специальности [14] (Tuarmenskiy, Kostrova, Shibarshina, Tuarmenskaya, 2019). Рынок труда перенасыщен юристами, экономистами и менеджерами. В то же время работодатели испытывают острую потребность в высококвалифицированных кадрах по другим специальностям. Они ощущают нехватку специалистов в области науки, IT-технологий и высокотехнологичного производства. Не хватает и представителей педагогических, медицинских и рабочих специальностей [1] (Baranov, 2018).

Внедрение цифровизации, переход к экономике знаний невозможны без вовлечения в процессы социальной трансформации всех слоев населения, его социальной структуры и социальных институтов, ликвидации бедности и неравенства, повышения качества жизни [19] (Shibarshina, 2021). В информационном обществе большая часть населения занята процессами обработки, передачи и анализа знаний. Особая роль при построении инновационного общества отводится молодому поколению как наиболее активному и восприимчивому к инновациям, а также обладающему навыками и компетенциями в области информационных технологий [10] (Kostrova, Tuarmenskiy, Shibarshina, 2018).

Молодежь легче адаптируется к новым условиям жизни, быстрее осваивает изменяющуюся экономическую деятельность, инновационные технологии, лучше ориентируется в информационном пространстве, адекватнее реагирует на возрастающие запросы потребителей. Современное молодое поколение скоро войдет в другие возрастные категории, привнося в общество свою систему ценностей, свои взгляды и установки. Они же будут доминировать в обществе [18] (Shibarshina, 2020).

В связи с этим актуальным является формирование новых подходов к работе по профессиональной ориентации молодежи, адекватных современным требованиям.

Цель данной научной статьи заключается в исследовании основных проблем в сфере профессиональной ориентации молодежи, а также в определении эффективных способов их решения (на материалах авторского социологического исследования сформированности определенной модели трудового поведения молодежи Рязанской области в 2020/2021 учебном году).

Научная новизна исследования заключается в разработке авторской программы «Я в профессии», основная цель которой – совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи Рязанской области.

Гипотеза исследования – в учреждениях высшего профессионального образования не выстроена четкая система профориентации, которая позволяла бы с максимальным успехом выбрать профессию в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами трудовой сферы.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы в рамках исследуемой тематики, анализ статистических данных, а также специальные методы эмпирических исследований: анкетирование, интервьюирование.

Эмпирической базой исследования выступили образовательные учреждения высшего профессионального образования Рязанской области.

В современных условиях работники должны обладать такими компетенциями, как умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных и т.д. [2] (Borisova, Gorskikh, Shibarshina, 2019).

Цифровая трансформация рынка труда в России кардинально изменит функционирование существующей системы социально-экономических отношений [16] (Chirkova, 2014). С одной стороны, цифровая трансформация открывает новые возможности, положительно влияющие на рынок труда [3] (Vlasov, Kuzmichev, Kostrova, 2019). Например, внедрение современных цифровых инструментов способствует появлению новых профессий и рабочих мест, не существовавших ранее, открывается возможность дистанционного электронного обучения и работы в удаленном режиме, что позволит повысить эффективность трудоустройства специалистов из регионов, где локальный спрос на них ограничен [5] (Kozina, Afanaseva, 2014). Однако не следует забыть про трудности, а главное из них – высвобождение большого количества кадров. Для решения данной проблемы потребуются значительные инвестиции и совместные усилия федерального и региональных правительств, учебных заведений и крупнейших работодателей для переориентирования сознания населения. Необходимо уже сейчас координировать работу данных структур, чтобы российский рынок труда соответствовал потребностям новой цифровой экономики [12] (Kostrova, Shibarshina, 2020).

Изменившиеся социально-экономические и политические условия функционирования российской экономики в мировом экономическом пространстве обусловили необходимость принятия ряда документов, определяющих новый вектор долгосрочного развития страны. К основным из них относится Национальная доктрина образования на период до 2025 г., учитывающая положения Болонской декларации и определяющая приоритетные направления реформирования системы образования, связанные с переходом на многоуровневую модель подготовки кадров для обеспечения инновационного типа экономического роста страны [17] (Shibarshina, 2017).

Система обучения, очевидно, должна быть непрерывна. Это первое, чего в России так недостает, и если сравнивать Россию с англо-саксонскими странами, то главное отличие заключается в многообразии там форм и модулей практического образования, занятий различного рода, в том числе в условиях реального производства [13] (Kochetkov, Shibarshina, 2002).

Идея о необходимости практической направленности будущих специалистов начинает там пропагандироваться уже в средней школе. Ну и затем, конечно, более серьезно – в системе высшего образования. В некоторых странах таким образом реализуются профориентационные учебные курсы, чтобы в значительной степени сформировать у обучаемых не только навыки в каком-то полезном ремесле, но и некоторые начальные навыки и представления о будущей профессиональной деятельности [11] (Kostrova, Shibarshina, 2018).

В качестве примера можно привести Германию, которая благодаря системе дуального образования (старшеклассники 3 дня в неделю проводят в школе, а 2 – на крупных предприятиях, где с ними в цехах работают мастера-наставники) имеет огромное количество высококвалифицированных специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в современных условиях [8] (Kostrova, 2020).

В российских вузах в большей степени преобладает теоретическая направленность обучения. Гораздо меньше внимания уделяется формированию навыков командной работы, установлению коммуникаций между учебными заведениями и работодателями, то есть созданию благоприятных условий для того, чтобы полученные обучающимися теоретические знания были преобразованы в практические навыки и умения [4] (Dronov, Makhrova, Kostrova, Perfilev, 2020).

Переход российской экономики на инновационный путь развития и всеобщая цифровизация формируют повышенный спрос на высококвалифицированные кадры инженерных и управленческих специальностей [15] (Cherkashina, Morozova, 2019). В промышленности, которая является драйвером развития инновационной экономики, ощущается острая потребность омоложения кадров, прихода на предприятия заинтересованных специалистов, владеющих самыми новыми теоретическими научными достижениями и умеющих применять их на практике [20] (Shirokova, 2020).

Возникает потребность создания в образовательных учреждениях такой интеллектуально-творческой среды, которая позволила бы использовать индивидуальные траектории обучения, заниматься инновационной и исследовательской работой, развивать систему сетевого взаимодействия с производственными и научными организациями России [6] (Kostrova, 2017).

Чтобы усилить приток молодых специалистов на предприятия, необходим комплексный подход, основанный на взаимодействии учебных заведений и производственных предприятий. Чтобы обеспечить активность будущих специалистов, необходимо организовать три потока: молодежь; предприятия производственной сферы, нуждающиеся в притоке новых сил; ученые [7] (Kostrova, 2019). Соединив эти три потока в условиях системы дополнительного образования, можно прогнозировать наращивание качественного кадрового потенциала экономики Рязанской области [9] (Kostrova, Lyashchuk, Shibarshina, 2021).

При этом ввиду того, что молодежь представляет собой наиболее социально активный слой населения, именно в молодежном социуме информационные потребности самого разного типа приобретают наибольшую силу.

Уровень безработицы в 2020 году в РФ значительно вырос, хотя государством и предпринимаются меры для ее частичного устранения. Экономические издержки роста безработицы измеряются стоимостью непроизведенной продукции, уменьшением налоговых поступлений в бюджет государства, увеличением расходов из бюджета на выплату пособий по безработице, на содержание государственных органов по труду и занятости.

Также можно заметить, что безработные – в основном это молодые люди, которые после окончания вузов и колледжей не могут найти первое рабочее место по полученной специальности.

Поэтому необходимо разработать программу по профессиональной ориентации учащихся выпускных классов, а также молодежи по выбору будущей профессии.

Предыдущие исследования автора показали, что основная проблема российского рынка труда заключается в том, что востребованы специалисты одних профессий, а выпускаются из профессиональных учебных заведений – других [6, 9] (Kostrova, 2017; Kostrova, Lyashchuk, Shibarshina, 2021). Восстанавливать баланс между спросом и предложением на рынке помогает профориентационная работа с молодежью.

В целях исследования сформированности определенной модели трудового поведения молодежи Рязанской области в 2020/2021 учебном году нами было проведено социологическое исследование среди студентов четырех высших учебных заведений города Рязани. В исследовании участвовало 400 респондентов, из которых 64% лиц женского и 36% лиц мужского пола. 57% опрошенных имеют возраст от 20 до 25 лет, 29% – 15–20 лет и 14% – 25–35 лет.

При проведении данного социологического исследования респондентам был задан вопрос «Почему вы выбрали именно ту профессию, которой обучаетесь?». Распределение ответов респондентов на него представлено на рисунке.

Рисунок. Распределение ответов респондентов на вопрос «Почему вы выбрали именно ту профессию, которой обучаетесь?»

Источник: составлено автором по результатам социологического исследования.

Исходя из полученных нами данных видно, что чаще всего подростки выбирают специальность не потому, что их привлекает содержание трудовой деятельности, а скорее они выбирают определенный образ жизни, где профессия лишь средство для достижения престижа и популярности в обществе. Как показал опрос, на выборе будущей профессии большинства, а именно 41% респондентов, настояли родители. 23% выбрали те направления профессионального обучения, где была возможность обучаться бесплатно.

По данным нашего исследования, только каждый четвертый выпускник вузов города Рязани 2020 года устроился работать по специальности. При этом отмечается, что выпускники гуманитарных факультетов устраиваются на работу по специальности реже, чем специалисты технических и математических направлений. Одна из причин такого дисбаланса – отсутствие адекватной современным требованиям системы профориентации, которая позволила бы абитуриентам более осмысленно подходить к выбору профессии и снизить издержки на получение невостребованного образования.

В связи с вышесказанным нами разработана программа «Я в профессии». Основная цель этого проекта – совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи Рязанской области.

Современному человеку уже недостаточно просто рассказать историю, написав текст и снабдив его парой снимков. Ему необходимо показать образ и попытаться дать возможность окунуться в процесс трудовой деятельности. В этом случае человек при выборе профессии или при обучении будет не просто изучать профессию (например, электромонтера), а попробует – «Быть электромонтером». Вот что является наиболее важным: дать возможность по- настоящему увидеть, изучить профессию.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции взаимодействие потенциальных работодателей и молодежи становится крайне ограниченным. Поэтому перевод профориентационной работы в виртуальное пространство становится чрезвычайно актуальным. Но даже после снятия всех карантинных мер он не утратит свою актуальность, так как молодежь все больше информации стремится получать через Интернет и у них виртуальная реальность вызывает все больший интерес.

Основные задачи проекта «Я в профессии»:

− показать молодым людям мир профессий;

− повысить уровень осведомленности населения о профессиональных возможностях в условиях меняющегося мира;

− визуализировать профессиональные стандарты;

− повысить количество молодых людей, делающих осознанный выбор профессии и поступающих в учебные заведения профессионального образования целенаправленно.

Рассмотрим более подробно мероприятия, предлагаемые к реализации в рамках проекта «Построй свою карьеру».

В рамках данного проекта могут быть разработаны следующие мероприятия:

1. Виртуальные экскурсии по предприятиям в формате «Видео 360», которые реалистично демонстрируют информацию о производственных процессах и технологиях, используемых на предприятиях города. Они могут быть реализованы с помощью различных мультимедийных средств.

Создание видеороликов рекомендуется осуществлять совместными усилиями предприятий – потенциальных работодателей и государственных органов занятости с привлечением по необходимости специализированных организаций. Написание сценариев, роликов и съемка могут выполняться сотрудниками предприятий или привлеченными специалистами (фотографами, операторами). Создание сферических панорамных изображений целесообразно отдать на аутсорсинг частным компаниям или фрилансерам.

2. Информационно-обучающие модули о различных профессиях. Целесообразно их оформить в стандарте SCORM (стандарт упаковки учебного контента). Тогда профориентационный модуль становится полноценным контентом для обучения, повышения квалификации, тестирования с использованием реальной территории, событий и процесса деятельности.

Целесообразно также предусмотреть создание мобильных приложений для трансляции информационных профориентационных модулей на платформах Android и IOS. Тогда они будут доступны с экрана монитора компьютера, ноутбука, планшета и смартфона, то есть посредством всех стандартных ИТ-средств.

Информационные модули должны быть размещены на интернет-портале Центра занятости населения Рязанской области и на сайтах предприятий – потенциальных работодателей.

Перспективы реализации проекта:

− формирование мобильных вариантов технологий для задействования большего числа модальностей человека при погружении в информацию (очки виртуальной реальности, сферические панорамные экраны, системы обратной связи и пр.);

− создание информационной временной шкалы с постоянным поступлением и обновлением данных о территориях, предприятиях, уходящих-приходящих технологиях, учебных программах, новых способах обучения и переобучения.

В ходе исследования было выявлено, что больше всего в Рязанской области не хватает инженеров, медицинских сестер и врачей разного профиля, а также таких рабочих специальностей, как монтажник, электромонтер, сварщик и др.

Финансирование мероприятий предлагаемого проекта «Я в профессии» предлагается осуществлять за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета в соотношении 95:5 процентов от общего объема необходимых средств.

Чтобы оценить результаты реализации проекта «Я в профессии», рекомендуется ежегодно среди обучающихся первых курсов колледжей и вузов Рязанской области проводить социологическое исследование на определение степени их профессиональной ориентации. Это поможет понять основные факторы, повлиявшие на принятие решения о выборе направления обучения, проанализировать мотивы выбора будущей профессии и оценить эффективность мероприятий по профориентации.

Заключение

Проанализировав проблему, можно сделать следующие выводы:

− большая часть подростков не обладает знаниями о спросе на профессии на региональном рынке труда;

− подростки не знают, как правильно выбрать профессию для того, чтобы реализовать свой потенциал и для самовыражения;

− в организациях области не в полном объеме доводятся до подростков сведения о требованиях к профессиям;

− количество бюджетных мест в вузах постоянно сокращается.

Также в качестве важной проблемы данной сферы можно выделить отсутствие системности в вопросе профессионального ориентирования молодежи: нет открытого пространства для взаимодействия с региональными органами занятости, учебными заведениями профессионального образования и работодателями.

В заключение можно сформулировать вывод о том, что работа по профессиональной ориентации молодежи должна быть направлена на подготовку ее к свободному и самостоятельному выбору профессии. Она должна учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в экономике всей страны и отдельных регионов. Но самое главное, профориентационные мероприятия должны вызывать интерес у молодых людей, осуществляться в доступной и понятной для них форме, проводиться с использованием новейших мультимедийных и коммуникационных возможностей. Только в этом случае они обеспечат получение требуемого результата.


Источники:

1. Баранов Д. Н. Социально-экономические последствия распространения цифровых технологий на рынке труда // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 3(26). – c. 91-97. – doi: 10.21777/2587-554X-2018-3-91-97.
2. Борисова Ю. А., Горских А. С., Шибаршина О. Ю. Особенности рынка труда в России // Юность и знания - гарантия успеха - 2019: Сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 18–19 сентября 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. – c. 48-50.
3. Власов Д. Г., Кузьмичев А. С., Кострова Ю. Б. Менеджмент персонала: учет особенностей внешнего и внутреннего рынков труда при найме и трудоустройстве // Юность и знания - гарантия успеха - 2019: сборник научных трудов 6-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 18–19 сентября 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. – c. 62-65.
4. Дронов В. Н., Махрова О. Н., Кострова Ю. Б., Перфильев С. В. Региональные проблемы трудоустройства молодежи // Вестник МИРБИС. – 2020. – № 3(23). – c. 213-224. – doi: 10.25634/MIRBIS.2020.23.
5. Козина О. А., Афанасьева Ю. С. Проблемы управления интеллектуальным капиталом сотрудника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2014. – № 3(35). – c. 155-163.
6. Кострова Ю. Б. К вопросу о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в Рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2017 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2017. – c. 325-329.
7. Кострова Ю. Б. К вопросу о функционировании внутреннего и внешнего рынка труда // Экономика, управление, право, образование в XXI веке: проблемы, тенденции и перспективы развития: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения С.Ю. Витте, Рязань, 17 мая 2019 года. – Рязань: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2019. – c. 613-619.
8. Кострова Ю. Б. К вопросу о сущности непрерывного образования в условиях трансформации современного общества // Социально-гуманитарное знание в эпоху электронно-сетевых взаимодействий: Материалы научно-практической конференции, Москва, 13 декабря 2019 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2020. – c. 70-75.
9. Кострова Ю. Б., Лящук Ю. О., Шибаршина О. Ю. Проблемы развития регионального рынка труда (на материалах Рязанской области). / монография; под общ. ред. Ю.Б. Костровой. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. – 247 c.
10. Кострова Ю. Б., Туарменский В. В., Шибаршина О. Ю. Социальная и профессиональная адаптация подростков и молодежи. - Москва: ИД «Академия Естествознания», 2018. – 189-190 c.
11. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Опыт формирования предпринимательских компетенций в вузе: акцент на практико-ориентированный подход // Финансовая политика государства: современные тенденции и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 29 сентября 2018 года. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2018. – c. 84-87.
12. Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества // Эпоха науки. – 2020. – № 23. – c. 167-172. – doi: 10.24411/2409-3203-2020-12341.
13. Кочетков А. В., Шибаршина О. Ю. Современная молодежь России на рынке труда // Сборник научных трудов Инженерно-экономического факультета, посвященный 50-летию Рязанской государственной радиотехнической академии: Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет. 2002. – c. 110-111.
14. Туарменский В. В., Кострова Ю. Б., Шибаршина О. Ю., Туарменская А. В. Исследование мотивов выбора высшего профессионального образования в государственном и коммерческом вузе // Приоритетные направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: Материалы национальной научно-практической конференции, Рязань, 22 ноября 2018 года. – Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева. 2019. – c. 509-513.
15. Черкашина Л. В., Морозова Л. А. Проблемы формирования цифровой экономики на региональном уровне // Аграрная наука - сельскому хозяйству: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах, Барнаул, 07–08 февраля 2019 года. – Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет. 2019. – c. 80-82.
16. Чиркова Н. Е. Информатизация образования: за и против? // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: II международная практическая конференция, Пермь, 25 июня 2014 года; Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова. – Пермь: ИПЦ Прокростъ. 2014. – c. 125-127.
17. Шибаршина О. Ю. К вопросу о разработке региональной модели подготовки кадров по топ-50 в Рязанской области // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2017 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2017. – c. 207-212.
18. Шибаршина, О. Ю. К вопросу о положении молодежи на современном рынке труда // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2020. – № 7. – c. 110-119.
19. Шибаршина, О. Ю. К вопросу о развитии цифровой экономики в современном обществе // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. – Москва: Издательский дом «ИМЦ». 2021. – c. 232-235.
20. Широкова Е. Ю. Проблемы активизации высокотехнологичного сектора экономики: перспективы достижения целей // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 4. – c. 7-14. – doi: 10.21777/2587-554X-2020-4-7-14.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 11:48:22