Социально-экономическая сущность профессиональной ориентации
Прокудина О.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 6 (Июнь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23757033
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается сущность и содержание профессиональной ориентации, обобщается ряд точек зрения на понятие.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение
Введение
Профессиональный выбор в рыночных условиях – сложный и многоплановый процесс. Разнообразие информации, особенности рынка труда, специфика развития экономики – факторы, оказывающие влияние на профессиональную ориентированность.
История изучения профессиональной ориентации российскими исследователями насчитывает около двухсот лет. С семидесятых годов прошлого века начался период активизации деятельности отечественных исследователей по проблеме профессиональной ориентации, появилось множество точек зрения относительно содержания этого многогранного понятия, раскрывающих различные его элементы и принципы, в стране проводилась политика по созданию общегосударственной системы профориентации.
Восьмидесятые характеризовались возникновением центров профессиональной ориентации молодежи в крупных городах СССР, финансируемых Министерством труда и Министерством образования.
В 1984 году вышло постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», способствующее развитию на предприятиях профориентационной работы с учениками подшефных школ, созданию при учебных заведениях базовых предприятий, соединяющих в себе профессиональный труд и обучение. В школах был введен курс «Основы производства, выбор профессии».
Переход от плановой к рыночной экономике сопровождался распадом общегосударственной системы профориентации в нашей стране. Развитие рыночных отношений привело к наполнению профессиональной ориентации новым содержанием.
С целью раскрытия сущности профессиональной ориентации был реализован подход, применительно к рассмотренной проблеме, предложенный Ю.П. Дубенским, позволяющий установить зависимость содержания исследуемой категории от уровня познания – «мнение – явление – форма – процесс – сущность». Использование подобной логики познания профориентации позволяет выявить всю полноту содержания понятия: от неразвитых форм (на уровне мнения, явления) до глубоких сущностных смыслов, раскрыть возможности для ее развития на уровне формы, процесса и сущности.
Таблица 1
Анализ профессиональной ориентации в зависимости от уровня познания
Уровень
познания действительности |
Определение [1]
|
Уровневые характеристики категории
«профориентация»
|
Мнение
|
Суждение,
выражающее оценку кого, чего-либо, отношение к чему-либо, взгляд на кого,
что-либо
|
Обыденный
смысл:
· Выбор профессии или ориентация по профессии [2] · поиск рабочего места · выбор сферы деятельности · помошь в трудоустройстве · ориентация в мире профессий |
Явление
|
Всякое
проявление чего-либо, каких-либо сил, процессов, непосредственное отражение
вещи в чувственном восприятии
|
Многоаспектность:
· способности, интересы, мотивы, потребности рынка труда · профспособности · интерес к профессии · удовлетворенность профессией и т.д. · аспекты профориентации (экономический, правовой, социальный, психологический и т.д.) |
Форма
|
Внешнее
выражение чего-либо, обусловленное определяющим содержанием, сущностью, тип,
устройство, способ организации чего-либо
|
Внешние
проявления профессиональной ориентации:
· разнообразие элементов профориентации: пропрофинформация, профконсультация, профотбор, профадаптация и т.д. · усвоения системы профессиональных знаний, умений, навыков, норм, позволяющих осуществить социально-профессиональную деятельность; · меры воздействия на индивида; |
Процесс
|
Последовательная
смена каких-либо явлений, состояний и т.п., ход развития чего-либо
|
Профориентация
как
· развитие личности · профориентированность · Профпризвание · Профинтерес · Профсамоопределение · Профпотребность · Профпригодность · профконкурентоспособность · подходы к профориентации |
Сущность
|
Самое
главное и существенное в чем-либо, внутреннее содержание, суть
|
Профориентация
как
· учебная ориентация, · профессиональное информирование, · психологическая поддержка, · переориентация · Ограничение сферы профессиональной деятельности · Функции профориентации: экономическая, социальная, психолого-биологическая, медико-физиологическая. · Концепции профессиональной ориентации |
На уровне мнения профессиональная ориентация представляется с обыденной точки зрения. Представители данного уровня познания (Бухалков М.И., Пробст Л.Э., Мудрик А.В., Литвинюк А.А., Гелета И.В., Рассадина М.В. и др.) полагают, что профессиональная ориентация является синонимом выбору профессии, способствует ориентации в мире профессий. Профессиональная ориентация на данном уровне является деятельностью, в процессе которой трудоспособный индивид может выбирать профессию сам, а также обращаться за помощью в специализированные организации, оказывающие содействие в дальнейшем трудоустройстве, такие как департамент труда и занятости населения, центры занятости населения.
В настоящее время обыденное, узкое понимание профессиональной ориентации все еще распространенное явление, но наблюдается также положительная динамика развития явления профориентации, переход от ассоциации с «выбор профессии» к более сложным уровням восприятия.
На втором уровне познания понятия «профессиональная ориентация» авторы рассматривают его с точки зрения явления – непосредственного отражения профориентации в чувственном восприятии. Профессиональная ориентация – деятельность, направленная на поиск профессии, рабочего места в соответствии со способностями индивида, его мотивами, потребностями рынка труда с целью достижения удовлетворенности трудом и эффективности в труде.
Уровень явления характеризуется многообразием и многоаспектностью проявлений понятия «профессиональная ориентация».
В профессиональной ориентации сочетаются различные процессы, имеющие свое отражение в ее аспектах. Экономический – заключается в содействии или обеспечение укомплектованности рабочих мест, росте эффективности труда, уменьшении стартовых издержек на персонал, устранении потерь времени [4, 13, 28]. Социальный – отражается в удовлетворенности работника выбранной профессией, росте содержательности и привлекательности труда, самореализации, снижении неопределенности и озабоченности индивида, раскрытие потенциала работника, его способностей, развитии творческого отношения к труду, инициативности и самоорганизованности [1, 15]. Воспитательный – направлен на формирование и развитие интереса к труду, дисциплины труда персонала [14, 24, 30]. Правовой – способствует реализации прав человека на труд, его свободный выбор [3, 9, 10]. Психологический – профориентация способствует выбору рабочего места, соответствующего способностям и склонностям человека, формированию удовлетворительного психологического климата [3]. Управленческий – заключается в применении управленческих воздействий на работника, с целью поиска и приобретения подходящей ему профессии [19, 21, 22].
Одним из показателей многоаспектности профориентации является удовлетворенность профессией. Показатель удовлетворенности работой многие ведущие зарубежные фирмы используют наряду с экономическими показателями как критерий устойчивости фирмы на рынке и успешности ее деятельности в будущем [12, С. 150]. Удовлетворенность профессией зависит от соответствия требований, предъявляемых человеком к профессии, и ее объективными характеристиками, степени оправданности профессиональных ожиданий.
На следующем уровне познания профессиональной ориентации – уровне форм – выявляются внешние признаки, совокупностью которых проявляется данное понятие. С этой точки зрения профориентация проявляется через ее элементы – меры воздействия на трудоспособного индивида. Существуют разные классификации элементов профессиональной ориентации. Рассмотрим наиболее популярные из них.
В 60–70-тые годы сложилась структура профориентации, в которой выделяют профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию [13, С. 27]. Французова Л.Я. считает, что элементами профориентации являются профпросвещение (включающее в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию), профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание [29]. Классификация, предложенная Кибановым А.Я., состоит из следующих элементов: профинформация, профконсультация, профподбор, профадаптация, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям [8, С. 356]. В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации отмечены следующие элементы профориентации: профинформация, профконсультация, профподбор, профотбор, профадаптация [16, С. 83]. Прушинский Ю.В., Крылова А.А. выделяют элементами профориентации профпросвещение, профинформацию, профконсультацию [26].
Итак, профориентация включает в себя информирование о современном состоянии рынка труда, получение консультаций по поводу собственных способностей и мотивов к труду, содействие выбору профессии в соответствии со способностями и мотивами для достижения удовлетворенности в труде, осуществление осознанного выбора профессии.
Профессиональная ориентация на третьем уровне познания предстает в виде комплекса мер воздействия на трудоспособного индивида с целью достижения соответствия способностей, мотивов требованиям профессии, удовлетворенности трудом.
Согласно четвертому уровню изучения данной категории, профессиональная ориентация характеризуется с точки зрения процесса. При рассмотрении профессиональной ориентации на уровне процесса происходит переход от внешних признаков к внутренним. Объект рассмотрения представляется в виде процесса, который изменяется в зависимости от условий.
Профориентация, согласно данному уровню – это сложный многоплановый процесс развития личности, охватывающий стадии последовательного, планомерного, непрерывного формирования готовности к выбору профессии, удовлетворенности освоением профессии, направленное на становление профориентированности.
В зависимости от способа активизации конкурентных преимуществ работника можно выделить два основных подхода к профориентации: диагностический и воспитательный [20, С. 16].
Диагностический подход [7, 20, 26] ориентирован на выявление уже существующих способностей человека и дальнейший поиск работы в соответствии с ними. Это связано с тем, что люди обладают разными личностными качествами и физическими характеристиками, не каждая профессия подходит конкретному человеку и наоборот. Воспитательный подход [7, 20, 26] основывается на формировании внутренних побудительных сил, т.е. мотивации к карьере, и на том, что качества, необходимые будущему специалисту в дальнейшей работе, можно воспитать в процессе целенаправленной профориентационной деятельности. Главное место занимает мотивация профессионального развития человека, его ориентированность на приобретение необходимых знаний, умений, навыков. Этот подход предусматривает реализацию этапов: когнитивного (цель которого формирование наиболее полного представления о мире труда и профессий), стимулирующего (цель – активизация устойчивого познавательного и профессионального интереса), оценочного (цель – выбор наиболее подходящего варианта карьеры) [20, С. 16].
Необходимо признать, что подходы нельзя противопоставлять друг другу, а также использовать какой-либо из подходов в чистом виде, поэтому эффективная профессиональная ориентация характеризуется синтезом диагностического и воспитательного подходов, позволяющим выбирать работника согласно его способностям и предрасположенностям для дальнейшего обучения необходимым профессиональным навыкам.
Внутренняя суть и содержание понятия «профессиональная ориентация» раскрывается на уровне сущности. Согласно этому уровню, профориентация – необходимый процесс целенаправленного ограничения сферы профессиональной деятельности сообразно с мотивационно-психологическим механизмом трудоспособного индивида [22, С. 19].
Сущность профессиональной ориентации раскрывается в ее функциях. Социальная функция профориентации заключается в том, что она способствует социализации индивида, усвоению определенной системы знаний, норм, ценностей, правил поведения в трудовом коллективе, позволяющих человеку эффективно осуществлять социально-профессиональную деятельность. Экономическая функция – увеличение профессиональной активности работника, производительности труда, как следствие – удовлетворение потребностей индивида в труде, достойной оплате труда, способствует оптимальному использованию трудового потенциала работников. Медико-физиологическая функция заключается в реализации требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности, соответствие работника рабочему месту. Психолого-педагогическая функция – профориентация способствует выявлению и формированию интересов, склонностей, способностей, помощи в поиске призвания, выбору профессии, соответствующей индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям.
В зависимости от сочетания функций, которые выполняет профориентация, и от меры включения и освоения индивидуумом профессиональной деятельности следует различать первичную профессиональную ориентацию и вторичную. По мнению некоторых авторов, первичная профессиональная ориентация направлена на индивидов, в первый раз определяющихся с выбором профессии [25, С. 117, 17, С. 52]. Мы придерживаемся мнения, что первичная профориентация – система мер, способствующая выбору профессии индивидом сообразно его способностям, мотивам, предрасположенностям и потребностям рынка труда. Первичная профориентация это толкование профориентации в узком смысле, а именно набор конкретных правил, пожеланий и ограничений по выбору профессии трудоспособным индивидом в соответствии с потребностями общества в целом и личности, в частности [4, 27, 31].
Вторичная профориентация – помощь при повторном выборе профессии, адаптация трудоспособных индивидов к профессии, ориентация в процессе профессиональной деятельности [25, С.119]. Рассадина М.В. под вторичной профориентацией рассматривает начальное знакомство с профессией, олицетворения человеком себя с профессией, формирование профессионального самосознания.
Другая группа авторов (Елесеева Г.Н., Евдокимова С.Ш., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В.) понимает под вторичной профориентацией переориентацию, которая представляет собой процесс выбора и овладения новой профессией, мотивацией к смене рода деятельности, раскрытие новых возможностей на основе имеющегося опыта, знаний, навыков, образования. Этапами переориентации является вытеснение прежних мотивов, возникновение новых мотивов, завершение работы на предыдущем месте, анализ рынка труда и содержания новой профессии, выбор нового места работы, обучение, адаптация.
Часть авторов используют термин переориентация и профпереподготовка в качестве синонимов. Такая точка зрения представляется ошибочной, так как профпереподготовка является элементом профессионального образования [6, 2, 11]. Профпереподготовка представляет собой процесс, способствующий нахождению рабочего места в соответствии с мотивами трудоспособного индивида и спросом рынка труда.
Авторами статьи под вторичной профориентацией (переориентацией) понимается деятельность, направленная на помощь и содействие к смене профессии, специализации с учетом индивидуальных предрасположенностей человека, мотивов, способностей, навыков и умений. Подобное толкование характерно для профориентации в широком смысле, а именно как системы правил и норм, способствующих подготовке кадров для экономики, их рациональному распределению и закреплению [1, 5, 18].
Вторичная профориентация характеризуется возрастанием роли организационно-управленческих воздействий (оценка и аттестация работника, профессионально-квалификационное продвижение, программы дополнительного профессионального образования) [20].
Профессиональная переориентация является внутренним и внешним процессом. Говоря о профпереориентации как внутреннем процессе, мы имеем в виду, что главной движущей силой к смене рода деятельности является желание индивида, его мотивация, уровень его профессионального самоопределения. Говоря же о внешней переориентации, мы имеем в виду взаимодействие с индивидом консультантов, служб занятости и т.д., посредством которых выбирается дальнейшая профессия сообразно потребностям рынка труда и экономики, способностям, индивидуальным предрасположенностям, знаниям, умениям и навыкам человека.
Представленный авторский подход к рассмотрению понятия профориентация позволяет осуществлять его многомерный анализ на пяти уровнях познания: мнение, явление, форма, процесс, сущность по критериям доминирования «социальная цель – экономическая цель». Иерархическая схема толкования позволяет выделить основные концепции профориентации.
Таблица 2
Взаимосвязь целей и подходов к определению роли человека в системе профессиональной ориентации
Цели профессиональной ориентации
|
Подходы
| |
Воспитательный
|
Диагностический
| |
экономическая
|
Концепция конкурентоспособности
|
Концепция человеческого капитала
|
социальная
|
Концепция всестороннего развития
личности
|
Концепция профессионального
призвания |
Сущность профессиональной ориентации на данном уровне также отражается в ее концепциях. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Концепция конкурентоспособности – основывается на развитии в процессе труда у индивида совокупности профессиональных знаний умений и навыков, дальнейшее их использование в процессе трудовой жизни человека с целью получения максимальной экономической прибыли. Происходит инвестирование средств в повышение производительных возможностей путем получения образования и развития опыта.
Концепция конкурентоспособности рассматривает экономическую цель профессиональной ориентации, т.к. концепция конкурентоспособности направлена на наиболее полную реализацию преимуществ индивида как субъекта экономической жизни [23].
Концепция профессионального призвания – заключается в предоставлении работнику такого рабочего места, помощи в овладении такой профессией, которые соответствовали бы его существующим способностям, наличию знаний и опыту, удовлетворяли бы внутреннюю социально-психологическую потребность к определенной профессии.
Концепция человеческого капитала – в рамках данной концепции рассматривается склонность индивида к какой-либо профессии, его способность заниматься определенным делом. Происходит выявление наиболее сильных сторон человека и дальнейшее их развитие, в соответствии с профессией, в рамках которой возможно наибольшая эффективность труда.
Концепция всестороннего развития личности – согласно ей, качество рабочей силы, ее производительность являются условиями выживания и роста большинства предприятий в современной экономике.
Управление профориентацией кадров ориентирует работника на достижение конкурентоспособного превосходства перед другими работниками-конкурентами путем совершенствования своих компетенций и максимально долгого использования этих компетенций [22, С.67]. Соответственно, высокий уровень эффективности труда достигается развитием у работника профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной профессии.
Заключение
Изучение теоретических основ социально-экономической сущности профориентации показало, что профориентация – это система мероприятий, способствующих построению личностной конкурентоспособности индивида на протяжении всей трудовой жизни человека в рамках меняющихся социально-экономических реальностей с целью обеспечения соответствия между потребностями рынка труда, требованиями работодателей, способностями и мотивами работников.
[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд.. – М., 1997. – 944 с.
[2] Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е. – СПб.: Норинт С. А. Кузнецов, 1998.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:46:53