Кадровое обеспечение научного комплекса России: проблемы гендерной асимметрии
Боровских Н.В.1
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Апрель 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42848557
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Гендерная асимметрия является одним из результатов развития общества на протяжении нескольких столетий, вместе с тем рассматриваемое явление является источником многих проблем развития общества. В научной гендерная асимметрия приводит к недоиспользованию накопленного человеческого капитала и снижению эффективности от инвестиций в него. Цель исследования состояла в анализе гендерной асимметрии в области кадрового обеспечения научного комплекса и обосновании механизмов преодоления выявленных проблем. При проведении исследования были использованы как общенаучные методы исследования (анализа, синтеза, монографический метод), так и специфические (метод статистических группировок, структурного анализа, табличной визуализации данных). В ходе проведения исследования дана гендерная характеристика кадрового обеспечения научного комплекса, проанализирована половозрастная структура исследователей, дана оценка распределению структуры исследования по областям наук. Исследована гендерная асимметрия в системе высшего образования РФ. Для преодоления гендерной асимметрии в кадровом научном обеспечении необходимы работающие механизмы продвижения женщин, в том числе преодоление общественных стереотипов, предоставление женщинам возможности заниматься научными исследованиями, впрочем, как и занимать топ-менеджерские позиции, исключительно на основе профессиональных качеств претендентов, определяющих эффективность их будущей деятельности
Ключевые слова: гендерная асимметрия, научный комплекс, ученая степень, область наук, феминизация, высшее образование
JEL-классификация: I23, J16, J21
Введение. Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к усилению гендерной асимметрии, в том числе и в сфере научной деятельности. Гендерная асимметрия представляет собой сложное многоаспектное явление, которое изучается представителями разных областей наук, и является, с одной стороны, одним из результатов развития общества на протяжении нескольких столетий, с другой – источником многих проблем развития общества. В сфере кадрового обеспечения науки гендерная асимметрия приводит к недоиспользованию накопленного человеческого капитала и снижению эффективности от инвестиций в него.
Уровень развитости науки служит одним из индикаторов экономического, культурного, цивилизованного, образовательного развития общества. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Совокупность отраслей экономики, цель функционирования и взаимодействия которых состоит в создании новых знаний и технологий, представляет собой научный комплекс. Повышение эффективности функционирования научного сектора является одним из обязательных условий инновационного развития страны, следовательно, исследования, связанные с анализом кадровой структуры научного комплекса, можно считать актуальными.
Значительный вклад в изучение положения женщин на рынке труда и в процессе построения карьеры внесли работы таких отечественных исследователей, как С.Г. Айвазова, Л.А. Веллем, Е.А. Здравомыслова, Е.Ф. Лахова, Н.М. Римашевская, З.А. Хоткина, А.Е. Чирикова и др. В исследованиях российских ученых систематизированы факторы, влияющие на построение карьеры женщины в науке. Выделены группы психологических, социальных и экономических факторов, обуславливающих особенности осуществления научной деятельности женщиной [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017).
Большинство ученых-социологов в качестве основных факторов, затрудняющих профессиональное продвижение женщин в науке, называют социально-биологические факторы, основу которых составляют замужество и материнство.
Существенным фактором, выступающим в качестве барьера при построении научной карьеры женщин, является наличие гендерных стереотипов в обществе, т.е. стандартных представлений о моделях поведения и чертах характера индивида. По мнению исследователей [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017), именно стереотипное представление о том, что женщины имеют свою, особую «женскую» логику, характеризуются поверхностным мышлением, соответствуют установке «лучше бы занимались домом и семьей», а значит, менее компетентны в конкретной области наук, обуславливает преобладание мужчин в руководстве наукой.
Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных анализу проблем гендерного неравенства, следует признать, что вопросы анализа роли женщин в кадровом обеспечении научного комплекса и потери отдач от инвестиций в человеческий капитал женщинами-исследователями проработаны не в полной мере. Анализ научной проблематики по вопросам неравенства женщин предопределил выбор направления нашего исследования и позволил сформировать его цель, заключающуюся в анализе гендерной асимметрии в области кадрового обеспечения научного комплекса и обосновании механизмов преодоления выявленных проблем.
Научный комплекс России в 2018 г. был представлен 3950 организациями, занятыми в сфере научных исследований и разработок (табл. 1), общая численность сотрудников данных организаций составляла 682580 человек, за восьмилетний период численность снизилась на 53960 человек, или 7,3 %.
Таблица 1
Структура научного комплекса по видам деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки
Сектора научного комплекса
|
2010 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
| ||||
Число
организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
| |
Всего,
в том числе по секторам
|
3492
|
100
|
4032
|
100
|
3944
|
100
|
3950
|
100
|
государственный
|
1400
|
40,1
|
1546
|
38,3
|
1493
|
37,8
|
1511
|
38,2
|
предпринимательский
|
1405
|
40,3
|
1326
|
32,8
|
1292
|
32,7
|
1304
|
33,0
|
высшего
образования
|
617
|
17,7
|
1064
|
26,4
|
1038
|
26,3
|
998
|
25,2
|
некоммерческие
организации
|
70
|
1,9
|
96
|
2,5
|
121
|
3,2
|
137
|
3,6
|
Второе место в структуре научного комплекса по числу организаций занимает государственный сектор. Значительную долю (в 2018 г. – 25,2 %) по числу организаций в структуре научного комплекса занимают вузы, при относительно невысокой численности исследователей в структуре научного комплекса, рассчитанной по численности персонала.
К основным проблемам функционирования научного сектора относятся: недостаточное финансирование, старение кадров, оторванность от потребностей рынка. Эффективность научного сектора постепенно снижается, что выражается в невысокой патентной активности российских ученых, малом числе публикаций в зарубежных научных изданиях.
Существенный вклад в развитие российской науки вносят женщины. На протяжении всей истории развития науки в СССР существовал гендерный паритет в структуре численности исследователей [5] (Maydanov, 2012). Этому способствовало принятие целого ряда правовых и нормативных документов, закрепивших равноправие мужчин и женщин в СССР при получении высшего образования и работе в научной сфере. Экономические преобразования привели к существенному сокращению в 90-е гг. ХХ века как числа научных организаций, так и численности исследователей. Изменилось гендерное соотношение, доля мужчин в численности исследователей увеличилась, доля женщин – снизилась. За период 1995–2000 гг. удельный вес женщин-исследователей сократился с 48,4 до 44 %, особенно это было характерно для технических наук. Многие исследователи в наиболее трудоспособном и плодотворном для науки возрасте (30–50 лет) покинули науку в постперестроечный период, образовавшиеся вакансии частично заняли исследователи, находившиеся за пределами трудоспособного возраста (возраст старше 60 лет), и молодые ученые, доля которых за период 1995–2000 гг. возросла с 9,2 % до 10,6 %.
Более чем за двадцатилетний период (1995–2018 гг.) доля женщин снизилась до 39,5 %, в период с 2010 г. по 2017 г. снижение происходило плавно – с 41,7 до 39,2 % [1, 2, 3], т.е. на 2,5 % (табл. 2).
Таблица 2
Численность исследователей-мужчин и исследователей-женщин в России
Гендерный
признак
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
Мужчины
|
215052
|
219456
|
218926
|
218151
|
222413
|
226482
|
222043
|
217503
|
211423
|
Женщины
|
153863
|
155290
|
153694
|
150864
|
151492
|
152929
|
148336
|
142290
|
136431
|
Всего
исследователей
|
368915
|
374746
|
372620
|
369015
|
373905
|
379411
|
370379
|
359793
|
347854
|
Анализ группировки удельного веса женщин в общей численности исследователей по возрастным группам позволяет сделать вывод о том, что отток женщин-исследователей имел место преимущественно в возрастных группах 30–39 лет и 40–44 лет (табл. 3), что отрицательно сказывается на научном потенциале страны. Исследователи, относящиеся к данным возрастным группам, во-первых, как правило, характеризуются высокой научной активностью и территориальной мобильностью, во-вторых, именно в этот возрастной период возрастает отдача от инвестиций, вложенных в человеческий капитал, в том числе отдача от инвестиций в образование, здоровье и мобильность. Частично компенсировало снижение доли женщин в возрастной структуре исследователей в возрасте 30–49 лет увеличение удельного веса женщин в возрасте 50–54 года.
Таблица 3
Удельный вес женщин в общей численности исследователей по возрастным группам
Возрастные группы
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
До 29
|
36,8
|
36,7
|
36,2
|
30–39
|
40,1
|
39,5
|
38,8
|
40–49
|
46,8
|
45,9
|
44,5
|
50–54
|
47,8
|
47,7
|
57,8
|
55–59
|
44,7
|
45,3
|
44,9
|
60–69
|
39,3
|
39,0
|
39,3
|
70 и старше
|
29,4
|
29,9
|
29,8
|
Всего
|
41,0
|
40,1
|
39,6
|
Источник: [1, 2, 3].
Численность исследователей по всем отраслям наук в России в 2018 г. составила 347854 человек, при этом в естественных науках было занято 78661 человек, в технических – 214233, в медицинских – 14327, сельскохозяйственных – 9575, в общественных – 19046, гуманитарных – 12012 человек (табл. 4). За период 2000–2018 гг. общая численность исследователей уменьшилась в абсолютном выражении на 78100 человек, в относительном – на 18,33 % [1, 2, 3].
Таблица 4
Численность исследователей по областям науки
Годы
|
Численность
исследователей
|
Численность исследователей по видам
наук, чел.
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| ||
2000
|
425954
|
99834
|
274955
|
15539
|
14390
|
13259
|
7977
|
2010
|
368915
|
89375
|
224641
|
16516
|
12734
|
14347
|
11302
|
2016
|
370379
|
85979
|
225038
|
16137
|
11066
|
19831
|
12328
|
2017
|
359793
|
79980
|
224111
|
14942
|
10343
|
18126
|
12291
|
2018
|
347854
|
78661
|
214233
|
14327
|
9575
|
19046
|
12012
|
Численность исследователей по отраслям наук распределена неравномерно (табл. 5). Традиционно большая доля (более чем 60 % от всего числа работающих) исследователей задействована в технических научных разработках и исследованиях, что обусловлено необходимостью проведения исследований в оборонной промышленности и высокой трудоемкостью осуществления технических разработок.
Таблица 5
Структура численности исследователей по областям науки, %
Годы
|
Численность
исследователей
|
Области наук
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| ||
2000
|
100
|
23,43
|
64,55
|
3,6
|
3,37
|
3,11
|
1,87
|
2010
|
100
|
24,22
|
60,89
|
4,47
|
3,45
|
3,88
|
3,06
|
2016
|
100
|
23,21
|
60,75
|
4,35
|
2,98
|
5,35
|
3,32
|
2017
|
100
|
22,23
|
62,22
|
4,15
|
2,87
|
5,03
|
3,41
|
2018
|
100
|
22,61
|
61,58
|
4,11
|
2,75
|
5,47
|
3,45
|
В области естественных наук заняты почти четверть исследователей, 15 % исследователей заняты проведением медицинских, общественных, сельскохозяйственных и гуманитарных исследований, по всем четырем перечисленным направлениям они распределены равномерно.
Анализ данных о гендерном распределении исследователей по областям наук позволяет сделать вывод о том, что удельный вес женщин-исследователей превышает долю мужчин-исследователей во всех областях наук, кроме естественных и технических [7, 8, 9]. Женщины-исследователи занимают прочные позиции не только в традиционно «женских» областях наук, таких как общественные и гуманитарные, но и в сфере медицинских и сельскохозяйственных наук. Отсутствие гендерного паритета при распределении исследователей по областям наук характерно не только для России, но и для других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Рейтинг трех наиболее «феминизированных» областей наук в нашей стране выглядит следующим образом (табл. 6): первое место занимают общественные науки (доля женщин-исследователей в них составляет 62,5 %), второе – медицинские (59,4 %), третье – сельскохозяйственные науки (58,9 %).
Таблица 6
Численность женщин в составе исследователей по областям наук, 2018 г.
Показатели
|
Область наук
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| |
Численность
женщин-исследователей, чел
|
26744
|
90406
|
8410
|
5639
|
11903
|
6870
|
Удельный
вес женщин в общей численности исследователей, %
|
34,4
|
42,2
|
59,4
|
58,9
|
62,5
|
57,2
|
Гендерная асимметрия среди исследователей в различных областях наук негативно сказывается на развитии тех или иных наук, поскольку закрепляет односторонний (однобокий) мужской/женский взгляд на научное творчество, способ мышления.
Наиболее ценная часть кадрового обеспечения научного комплекса традиционно представлена исследователями с учеными степенями, так называемыми «остепененными». В научном комплексе в 2018 г. всего было задействовано 100330 исследователей с учеными степенями (табл. 7), из них всего четверть приходилась на докторов наук – 25888 человек, численность кандидатов наук составляла 75042 человек. Это соотношение (25/75) стабильно сохраняется на протяжении 2010–2018 гг. Среди мужчин-исследователей в 2018 г. ученую степень имели 29,4 %, среди женщин – 28 %.
Таблица 7
Численность и структура исследователей с учеными степенями, занятых в научном комплексе РФ
Ученые
степени
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
| ||||
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
| |
Доктора
наук
|
21949
|
20,7
|
26789
|
25,4
|
26076
|
25,2
|
25288
|
25,2
|
Кандидаты
наук
|
83962
|
79,3
|
78325
|
74,6
|
77251
|
74,8
|
75042
|
74,8
|
Всего
|
105911
|
100,0
|
105114
|
100,0
|
103327
|
100,0
|
100330
|
100,0
|
Общее число женщин-исследователей, имеющих ученые степени, существенно уступает числу мужчин. Удельный вес женщин среди всех исследователей, имеющих степень доктора наук, в 2017 г. составлял 29,14 %, кандидатов наук – 41,4 %. Анализ распределения женщин-исследователей по возрастным группам (табл. 8) свидетельствует о том, что доля женщин среди докторов и кандидатов наук, задействованных в проведении научных исследований, существенно снижается в возрастной группе старше 60 лет, что обусловлено преимущественно ранним достижением пенсионного возраста женщинами и ориентацией в большей степени на семью, чем на построение научной карьеры в этом возрасте.
Таблица 8
Удельный вес женщин в общей численности докторов наук и кандидатов наук, занятых научными исследованиями, %
Возрастные группы
|
Удельный
вес женщин среди докторов наук
|
Удельный
вес женщин среди кандидатов наук
| ||||
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
| |
До 29
|
0
|
46,2
|
0
|
39,8
|
40,0
|
38,8
|
30–39
|
29,6
|
28,3
|
27,9
|
46,2
|
45,1
|
44,5
|
40–49
|
37,9
|
38,8
|
36,4
|
51,4
|
51,4
|
50,5
|
50–54
|
33,5
|
34,9
|
36,8
|
45,4
|
46,2
|
47,7
|
55–59
|
30,7
|
31,4
|
30,9
|
40,2
|
41,6
|
41,2
|
60–69
|
24,4
|
25,1
|
26,5
|
34,2
|
34,2
|
35,4
|
70 и старше
|
19,3
|
19,2
|
19,3
|
32,1
|
31,7
|
31,3
|
Всего
|
25,8
|
26,1
|
26,2
|
58,1
|
41,9
|
41,8
|
Удельный вес женщин в российской науке снижается с 1995 года, при этом следует отметить также наличие тенденции роста доли женщин в профессорско-преподавательском составе вузов. В 1995 году в численности исследователей в российской науке удельный вес женщин составлял 48,4 % мужчин – 51,6 %. На протяжении более двух десятков лет ситуация постепенно менялась. По данным Росстата и ВШЭ [1, 2, 3, 7, 8, 9], в сфере образования в 2018 г. занято было больше женщин (57,6 %), но при этом места в управлении преимущественно занимают мужчины. При этом более низкие должности профессорско-преподавательского состава вузов (такие как доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент) по большей части занимают женщины. В этих двух категориях соотношение мужчин и женщин отличается в два раза в сторону преобладания женщин.
Заключение
Положение женщин в кадровом обеспечении научного комплекса России с конца 90-х гг. ХХ столетия до настоящего времени можно охарактеризовать как устойчивое, тем не менее гендерная асимметрия в кадровом обеспечении науки продолжает сохраняться. Характерной чертой стало преобладание женщин среди кандидатов наук, при этом женщин – докторов наук значительно меньше. Следует отметить увеличение процессов «феминизации» таких областей наук, как общественные и гуманитарные. Малодоступными для женщин остаются руководящие и ответственные научные должности, что позволяет сделать вывод о наличии гендерной сегрегации, которую можно охарактеризовать как модель «стеклянного потолка». Для преодоления гендерной асимметрии в кадровом научном обеспечении необходимы работающие механизмы продвижения женщин. К основным механизмам мы относим: преодоление стереотипов, предоставление возможности заниматься научными исследованиями, впрочем, как и занимать топ-менеджерские позиции, исключительно на основе профессиональных качеств претендентов, определяющих эффективность их будущей деятельности.
Источники:
2. Индикаторы науки: 2018 : стат. сб. [Текст] / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.
3. Индикаторы науки: 2017 : стат. сб. [Текст] / Ю. Л. Войнилов, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа И60 экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 304 с.
4. Кеммет Е.В. Гендерная асимметрия в профессиональном сообществе [Текст] / Е.В. Кеммет // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. - № 1(45). – С. 140-145.
5. Майданов А.С. Методология научного творчества [Текст] / А. С. Майданов. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 510 с.
6. Мальцева, И. О. Гендерная сегрегация и мобильность на рос-сийском рынке труда [Текст] / И. О. Мальцева, С. Ю. Ропщин; Гос. ун-т -Высшая школа экономики. -2-е изд. --М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -295, [1] с.
7. Наука. Технологии. Инновации: 2020 : краткий стат. сб. [Текст] / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 88 с.
8. Наука. Технологии. Инновации: 2019 : краткий стат. сб. [Текст] / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 84 с.
9. Наука. Технологии. Инновации: 2017 : краткий стат. сб. [Текст]/ Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 80 с.
10. Резник С.Д. Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, О.А. Сазыкина // Интеграция образования. – 2017. – Т.21. - № 1(86). – С. 96-111.
11. Римашевская Н.М. Основные направления совершенствования демографической и семейной политики в современной России [Текст] / Н.М. Римашевская, В.Г. Доброхлеб // Народонаселение. – 2013. - № 1(59). – С. 030-041.
12. Талина И.В. Гендерная асимметрия в образовательном и научном социуме [Текст] / И.В. Талина, В.А. Карнаухов // Симбирский научный вестник. – 2017. - № 2(28). – С. 55-61
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:29:28