Кадровое обеспечение научного комплекса России: проблемы гендерной асимметрии

Боровских Н.В.1
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Боровских Н.В. Кадровое обеспечение научного комплекса России: проблемы гендерной асимметрии // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 4. – С. 337-346. – doi: 10.18334/et.7.4.100960.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42848557
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Гендерная асимметрия является одним из результатов развития общества на протяжении нескольких столетий, вместе с тем рассматриваемое явление является источником многих проблем развития общества. В научной гендерная асимметрия приводит к недоиспользованию накопленного человеческого капитала и снижению эффективности от инвестиций в него. Цель исследования состояла в анализе гендерной асимметрии в области кадрового обеспечения научного комплекса и обосновании механизмов преодоления выявленных проблем. При проведении исследования были использованы как общенаучные методы исследования (анализа, синтеза, монографический метод), так и специфические (метод статистических группировок, структурного анализа, табличной визуализации данных). В ходе проведения исследования дана гендерная характеристика кадрового обеспечения научного комплекса, проанализирована половозрастная структура исследователей, дана оценка распределению структуры исследования по областям наук. Исследована гендерная асимметрия в системе высшего образования РФ. Для преодоления гендерной асимметрии в кадровом научном обеспечении необходимы работающие механизмы продвижения женщин, в том числе преодоление общественных стереотипов, предоставление женщинам возможности заниматься научными исследованиями, впрочем, как и занимать топ-менеджерские позиции, исключительно на основе профессиональных качеств претендентов, определяющих эффективность их будущей деятельности

Ключевые слова: гендерная асимметрия, научный комплекс, ученая степень, область наук, феминизация, высшее образование

JEL-классификация: I23, J16, J21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к усилению гендерной асимметрии, в том числе и в сфере научной деятельности. Гендерная асимметрия представляет собой сложное многоаспектное явление, которое изучается представителями разных областей наук, и является, с одной стороны, одним из результатов развития общества на протяжении нескольких столетий, с другой – источником многих проблем развития общества. В сфере кадрового обеспечения науки гендерная асимметрия приводит к недоиспользованию накопленного человеческого капитала и снижению эффективности от инвестиций в него.

Уровень развитости науки служит одним из индикаторов экономического, культурного, цивилизованного, образовательного развития общества. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Совокупность отраслей экономики, цель функционирования и взаимодействия которых состоит в создании новых знаний и технологий, представляет собой научный комплекс. Повышение эффективности функционирования научного сектора является одним из обязательных условий инновационного развития страны, следовательно, исследования, связанные с анализом кадровой структуры научного комплекса, можно считать актуальными.

Значительный вклад в изучение положения женщин на рынке труда и в процессе построения карьеры внесли работы таких отечественных исследователей, как С.Г. Айвазова, Л.А. Веллем, Е.А. Здравомыслова, Е.Ф. Лахова, Н.М. Римашевская, З.А. Хоткина, А.Е. Чирикова и др. В исследованиях российских ученых систематизированы факторы, влияющие на построение карьеры женщины в науке. Выделены группы психологических, социальных и экономических факторов, обуславливающих особенности осуществления научной деятельности женщиной [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017).

Большинство ученых-социологов в качестве основных факторов, затрудняющих профессиональное продвижение женщин в науке, называют социально-биологические факторы, основу которых составляют замужество и материнство.

Существенным фактором, выступающим в качестве барьера при построении научной карьеры женщин, является наличие гендерных стереотипов в обществе, т.е. стандартных представлений о моделях поведения и чертах характера индивида. По мнению исследователей [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017), именно стереотипное представление о том, что женщины имеют свою, особую «женскую» логику, характеризуются поверхностным мышлением, соответствуют установке «лучше бы занимались домом и семьей», а значит, менее компетентны в конкретной области наук, обуславливает преобладание мужчин в руководстве наукой.

Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных анализу проблем гендерного неравенства, следует признать, что вопросы анализа роли женщин в кадровом обеспечении научного комплекса и потери отдач от инвестиций в человеческий капитал женщинами-исследователями проработаны не в полной мере. Анализ научной проблематики по вопросам неравенства женщин предопределил выбор направления нашего исследования и позволил сформировать его цель, заключающуюся в анализе гендерной асимметрии в области кадрового обеспечения научного комплекса и обосновании механизмов преодоления выявленных проблем.

Научный комплекс России в 2018 г. был представлен 3950 организациями, занятыми в сфере научных исследований и разработок (табл. 1), общая численность сотрудников данных организаций составляла 682580 человек, за восьмилетний период численность снизилась на 53960 человек, или 7,3 %.

Таблица 1

Структура научного комплекса по видам деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки

Сектора научного комплекса
2010 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Число организаций, ед.
Структура, %
Число организаций, ед.
Структура, %
Число организаций, ед.
Структура, %
Число организаций, ед.
Структура, %
Всего, в том числе по секторам
3492
100
4032
100
3944
100
3950
100
государственный
1400
40,1
1546
38,3
1493
37,8
1511
38,2
предпринимательский
1405
40,3
1326
32,8
1292
32,7
1304
33,0
высшего образования
617
17,7
1064
26,4
1038
26,3
998
25,2
некоммерческие организации
70
1,9
96
2,5
121
3,2
137
3,6
Источник: [1, 2, 3].

Второе место в структуре научного комплекса по числу организаций занимает государственный сектор. Значительную долю (в 2018 г. – 25,2 %) по числу организаций в структуре научного комплекса занимают вузы, при относительно невысокой численности исследователей в структуре научного комплекса, рассчитанной по численности персонала.

К основным проблемам функционирования научного сектора относятся: недостаточное финансирование, старение кадров, оторванность от потребностей рынка. Эффективность научного сектора постепенно снижается, что выражается в невысокой патентной активности российских ученых, малом числе публикаций в зарубежных научных изданиях.

Существенный вклад в развитие российской науки вносят женщины. На протяжении всей истории развития науки в СССР существовал гендерный паритет в структуре численности исследователей [5] (Maydanov, 2012). Этому способствовало принятие целого ряда правовых и нормативных документов, закрепивших равноправие мужчин и женщин в СССР при получении высшего образования и работе в научной сфере. Экономические преобразования привели к существенному сокращению в 90-е гг. ХХ века как числа научных организаций, так и численности исследователей. Изменилось гендерное соотношение, доля мужчин в численности исследователей увеличилась, доля женщин – снизилась. За период 1995–2000 гг. удельный вес женщин-исследователей сократился с 48,4 до 44 %, особенно это было характерно для технических наук. Многие исследователи в наиболее трудоспособном и плодотворном для науки возрасте (30–50 лет) покинули науку в постперестроечный период, образовавшиеся вакансии частично заняли исследователи, находившиеся за пределами трудоспособного возраста (возраст старше 60 лет), и молодые ученые, доля которых за период 1995–2000 гг. возросла с 9,2 % до 10,6 %.

Более чем за двадцатилетний период (1995–2018 гг.) доля женщин снизилась до 39,5 %, в период с 2010 г. по 2017 г. снижение происходило плавно – с 41,7 до 39,2 % [1, 2, 3], т.е. на 2,5 % (табл. 2).

Таблица 2

Численность исследователей-мужчин и исследователей-женщин в России

Гендерный признак
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Мужчины
215052
219456
218926
218151
222413
226482
222043
217503
211423
Женщины
153863
155290
153694
150864
151492
152929
148336
142290
136431
Всего исследователей
368915
374746
372620
369015
373905
379411
370379
359793
347854
Источник: [1, 2, 3].

Анализ группировки удельного веса женщин в общей численности исследователей по возрастным группам позволяет сделать вывод о том, что отток женщин-исследователей имел место преимущественно в возрастных группах 30–39 лет и 40–44 лет (табл. 3), что отрицательно сказывается на научном потенциале страны. Исследователи, относящиеся к данным возрастным группам, во-первых, как правило, характеризуются высокой научной активностью и территориальной мобильностью, во-вторых, именно в этот возрастной период возрастает отдача от инвестиций, вложенных в человеческий капитал, в том числе отдача от инвестиций в образование, здоровье и мобильность. Частично компенсировало снижение доли женщин в возрастной структуре исследователей в возрасте 30–49 лет увеличение удельного веса женщин в возрасте 50–54 года.

Таблица 3

Удельный вес женщин в общей численности исследователей по возрастным группам

Возрастные группы
2015 г.
2016 г.
2017 г.
До 29
36,8
36,7
36,2
30–39
40,1
39,5
38,8
40–49
46,8
45,9
44,5
50–54
47,8
47,7
57,8
55–59
44,7
45,3
44,9
60–69
39,3
39,0
39,3
70 и старше
29,4
29,9
29,8
Всего
41,0
40,1
39,6

Источник: [1, 2, 3].

Численность исследователей по всем отраслям наук в России в 2018 г. составила 347854 человек, при этом в естественных науках было занято 78661 человек, в технических – 214233, в медицинских – 14327, сельскохозяйственных – 9575, в общественных – 19046, гуманитарных – 12012 человек (табл. 4). За период 2000–2018 гг. общая численность исследователей уменьшилась в абсолютном выражении на 78100 человек, в относительном – на 18,33 % [1, 2, 3].

Таблица 4

Численность исследователей по областям науки

Годы
Численность исследователей
Численность исследователей по видам наук, чел.
естественные
технические
медицинские
сельскохозяйственные
общественные
гуманитарные
2000
425954
99834
274955
15539
14390
13259
7977
2010
368915
89375
224641
16516
12734
14347
11302
2016
370379
85979
225038
16137
11066
19831
12328
2017
359793
79980
224111
14942
10343
18126
12291
2018
347854
78661
214233
14327
9575
19046
12012
Источник: [1, 2, 3].

Численность исследователей по отраслям наук распределена неравномерно (табл. 5). Традиционно большая доля (более чем 60 % от всего числа работающих) исследователей задействована в технических научных разработках и исследованиях, что обусловлено необходимостью проведения исследований в оборонной промышленности и высокой трудоемкостью осуществления технических разработок.

Таблица 5

Структура численности исследователей по областям науки, %

Годы
Численность исследователей
Области наук
естественные
технические
медицинские
сельскохозяйственные
общественные
гуманитарные
2000
100
23,43
64,55
3,6
3,37
3,11
1,87
2010
100
24,22
60,89
4,47
3,45
3,88
3,06
2016
100
23,21
60,75
4,35
2,98
5,35
3,32
2017
100
22,23
62,22
4,15
2,87
5,03
3,41
2018
100
22,61
61,58
4,11
2,75
5,47
3,45
Источник: рассчитано автором на основе источников [1, 2, 3].

В области естественных наук заняты почти четверть исследователей, 15 % исследователей заняты проведением медицинских, общественных, сельскохозяйственных и гуманитарных исследований, по всем четырем перечисленным направлениям они распределены равномерно.

Анализ данных о гендерном распределении исследователей по областям наук позволяет сделать вывод о том, что удельный вес женщин-исследователей превышает долю мужчин-исследователей во всех областях наук, кроме естественных и технических [7, 8, 9]. Женщины-исследователи занимают прочные позиции не только в традиционно «женских» областях наук, таких как общественные и гуманитарные, но и в сфере медицинских и сельскохозяйственных наук. Отсутствие гендерного паритета при распределении исследователей по областям наук характерно не только для России, но и для других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Рейтинг трех наиболее «феминизированных» областей наук в нашей стране выглядит следующим образом (табл. 6): первое место занимают общественные науки (доля женщин-исследователей в них составляет 62,5 %), второе – медицинские (59,4 %), третье – сельскохозяйственные науки (58,9 %).

Таблица 6

Численность женщин в составе исследователей по областям наук, 2018 г.

Показатели
Область наук
естественные
технические
медицинские
сельскохозяйственные
общественные
гуманитарные
Численность женщин-исследователей, чел
26744
90406
8410
5639
11903
6870
Удельный вес женщин в общей численности исследователей, %
34,4
42,2
59,4
58,9
62,5
57,2
Источник: [1, 7].

Гендерная асимметрия среди исследователей в различных областях наук негативно сказывается на развитии тех или иных наук, поскольку закрепляет односторонний (однобокий) мужской/женский взгляд на научное творчество, способ мышления.

Наиболее ценная часть кадрового обеспечения научного комплекса традиционно представлена исследователями с учеными степенями, так называемыми «остепененными». В научном комплексе в 2018 г. всего было задействовано 100330 исследователей с учеными степенями (табл. 7), из них всего четверть приходилась на докторов наук – 25888 человек, численность кандидатов наук составляла 75042 человек. Это соотношение (25/75) стабильно сохраняется на протяжении 2010–2018 гг. Среди мужчин-исследователей в 2018 г. ученую степень имели 29,4 %, среди женщин – 28 %.

Таблица 7

Численность и структура исследователей с учеными степенями, занятых в научном комплексе РФ

Ученые степени
2000 г.
2010 г.
2017 г.
2018 г.
Численность, чел
Структура, %
Численность, чел
Структура, %
Численность, чел
Структура, %
Численность, чел
Структура, %
Доктора наук
21949
20,7
26789
25,4
26076
25,2
25288
25,2
Кандидаты наук
83962
79,3
78325
74,6
77251
74,8
75042
74,8
Всего
105911
100,0
105114
100,0
103327
100,0
100330
100,0
Источник: [8, 9, 10] (Reznik, 2017).

Общее число женщин-исследователей, имеющих ученые степени, существенно уступает числу мужчин. Удельный вес женщин среди всех исследователей, имеющих степень доктора наук, в 2017 г. составлял 29,14 %, кандидатов наук – 41,4 %. Анализ распределения женщин-исследователей по возрастным группам (табл. 8) свидетельствует о том, что доля женщин среди докторов и кандидатов наук, задействованных в проведении научных исследований, существенно снижается в возрастной группе старше 60 лет, что обусловлено преимущественно ранним достижением пенсионного возраста женщинами и ориентацией в большей степени на семью, чем на построение научной карьеры в этом возрасте.

Таблица 8

Удельный вес женщин в общей численности докторов наук и кандидатов наук, занятых научными исследованиями, %

Возрастные группы
Удельный вес женщин среди докторов наук
Удельный вес женщин среди кандидатов наук
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
До 29
0
46,2
0
39,8
40,0
38,8
30–39
29,6
28,3
27,9
46,2
45,1
44,5
40–49
37,9
38,8
36,4
51,4
51,4
50,5
50–54
33,5
34,9
36,8
45,4
46,2
47,7
55–59
30,7
31,4
30,9
40,2
41,6
41,2
60–69
24,4
25,1
26,5
34,2
34,2
35,4
70 и старше
19,3
19,2
19,3
32,1
31,7
31,3
Всего
25,8
26,1
26,2
58,1
41,9
41,8
Источник: рассчитано автором на основе источников [1, 2, 3].

Удельный вес женщин в российской науке снижается с 1995 года, при этом следует отметить также наличие тенденции роста доли женщин в профессорско-преподавательском составе вузов. В 1995 году в численности исследователей в российской науке удельный вес женщин составлял 48,4 % мужчин – 51,6 %. На протяжении более двух десятков лет ситуация постепенно менялась. По данным Росстата и ВШЭ [1, 2, 3, 7, 8, 9], в сфере образования в 2018 г. занято было больше женщин (57,6 %), но при этом места в управлении преимущественно занимают мужчины. При этом более низкие должности профессорско-преподавательского состава вузов (такие как доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент) по большей части занимают женщины. В этих двух категориях соотношение мужчин и женщин отличается в два раза в сторону преобладания женщин.

Заключение

Положение женщин в кадровом обеспечении научного комплекса России с конца 90-х гг. ХХ столетия до настоящего времени можно охарактеризовать как устойчивое, тем не менее гендерная асимметрия в кадровом обеспечении науки продолжает сохраняться. Характерной чертой стало преобладание женщин среди кандидатов наук, при этом женщин – докторов наук значительно меньше. Следует отметить увеличение процессов «феминизации» таких областей наук, как общественные и гуманитарные. Малодоступными для женщин остаются руководящие и ответственные научные должности, что позволяет сделать вывод о наличии гендерной сегрегации, которую можно охарактеризовать как модель «стеклянного потолка». Для преодоления гендерной асимметрии в кадровом научном обеспечении необходимы работающие механизмы продвижения женщин. К основным механизмам мы относим: преодоление стереотипов, предоставление возможности заниматься научными исследованиями, впрочем, как и занимать топ-менеджерские позиции, исключительно на основе профессиональных качеств претендентов, определяющих эффективность их будущей деятельности.


Источники:

Индикаторы науки: 2019 : стат. сб. [Текст] / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эко-номики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328 с.
2. Индикаторы науки: 2018 : стат. сб. [Текст] / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.
3. Индикаторы науки: 2017 : стат. сб. [Текст] / Ю. Л. Войнилов, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа И60 экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 304 с.
4. Кеммет Е.В. Гендерная асимметрия в профессиональном сообществе [Текст] / Е.В. Кеммет // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2017. - № 1(45). – С. 140-145.
5. Майданов А.С. Методология научного творчества [Текст] / А. С. Майданов. - 2-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 510 с.
6. Мальцева, И. О. Гендерная сегрегация и мобильность на рос-сийском рынке труда [Текст] / И. О. Мальцева, С. Ю. Ропщин; Гос. ун-т -Высшая школа экономики. -2-е изд. --М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -295, [1] с.
7. Наука. Технологии. Инновации: 2020 : краткий стат. сб. [Текст] / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 88 с.
8. Наука. Технологии. Инновации: 2019 : краткий стат. сб. [Текст] / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 84 с.
9. Наука. Технологии. Инновации: 2017 : краткий стат. сб. [Текст]/ Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 80 с.
10. Резник С.Д. Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, О.А. Сазыкина // Интеграция образования. – 2017. – Т.21. - № 1(86). – С. 96-111.
11. Римашевская Н.М. Основные направления совершенствования демографической и семейной политики в современной России [Текст] / Н.М. Римашевская, В.Г. Доброхлеб // Народонаселение. – 2013. - № 1(59). – С. 030-041.
12. Талина И.В. Гендерная асимметрия в образовательном и научном социуме [Текст] / И.В. Талина, В.А. Карнаухов // Симбирский научный вестник. – 2017. - № 2(28). – С. 55-61

Страница обновлена: 13.04.2024 в 15:09:23