Staffing of the Russian scientific complex: problems of gender asymmetry
Borovskikh N.V.1
1 Омский государственный технический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 7 | Citations: 3
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 4 (April 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42848557
Cited: 3 by 07.08.2023
Abstract:
Gender asymmetry is one of the results of the development of society over several centuries, however, this phenomenon is the source of many problems in the development of society. In general, gender asymmetry leads to underutilization of accumulated human capital and a decrease in the efficiency of investment in it. The purpose of the study was to analyze gender asymmetry of human resources in the scientific complex and substantiate mechanisms for overcoming the identified problems. During the research, both general scientific research methods (analysis, synthesis, monographic method) and specific ones (method of statistical grouping, structural analysis, tabular data visualization) were used. In the course of the study gender characteristics of the science sector staffing were given. Gender and age structure of researchers were analyzed. The distribution of the research structure by fields of science was estimated. Gender asymmetry in the higher education system of the Russian Federation was studied. In order to overcome gender asymmetry in scientific staffing, working mechanisms for promoting women are necessary, including overcoming social stereotypes, providing women with opportunities to engage in scientific research, as well as to occupy top management positions, solely on the basis of the professional qualities of applicants that determine the effectiveness of their future activities.
Keywords: gender asymmetry, science sector, academic degree, field of science, feminization, higher education
JEL-classification: I23, J16, J21
Введение. Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к усилению гендерной асимметрии, в том числе и в сфере научной деятельности. Гендерная асимметрия представляет собой сложное многоаспектное явление, которое изучается представителями разных областей наук, и является, с одной стороны, одним из результатов развития общества на протяжении нескольких столетий, с другой – источником многих проблем развития общества. В сфере кадрового обеспечения науки гендерная асимметрия приводит к недоиспользованию накопленного человеческого капитала и снижению эффективности от инвестиций в него.
Уровень развитости науки служит одним из индикаторов экономического, культурного, цивилизованного, образовательного развития общества. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Совокупность отраслей экономики, цель функционирования и взаимодействия которых состоит в создании новых знаний и технологий, представляет собой научный комплекс. Повышение эффективности функционирования научного сектора является одним из обязательных условий инновационного развития страны, следовательно, исследования, связанные с анализом кадровой структуры научного комплекса, можно считать актуальными.
Значительный вклад в изучение положения женщин на рынке труда и в процессе построения карьеры внесли работы таких отечественных исследователей, как С.Г. Айвазова, Л.А. Веллем, Е.А. Здравомыслова, Е.Ф. Лахова, Н.М. Римашевская, З.А. Хоткина, А.Е. Чирикова и др. В исследованиях российских ученых систематизированы факторы, влияющие на построение карьеры женщины в науке. Выделены группы психологических, социальных и экономических факторов, обуславливающих особенности осуществления научной деятельности женщиной [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017).
Большинство ученых-социологов в качестве основных факторов, затрудняющих профессиональное продвижение женщин в науке, называют социально-биологические факторы, основу которых составляют замужество и материнство.
Существенным фактором, выступающим в качестве барьера при построении научной карьеры женщин, является наличие гендерных стереотипов в обществе, т.е. стандартных представлений о моделях поведения и чертах характера индивида. По мнению исследователей [4, 6, 10, 11, 12] (Kemmet, 2017; Maltseva, 2007; Reznik, 2017; Rimashevskaya, 2013; Talina, 2017), именно стереотипное представление о том, что женщины имеют свою, особую «женскую» логику, характеризуются поверхностным мышлением, соответствуют установке «лучше бы занимались домом и семьей», а значит, менее компетентны в конкретной области наук, обуславливает преобладание мужчин в руководстве наукой.
Несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных анализу проблем гендерного неравенства, следует признать, что вопросы анализа роли женщин в кадровом обеспечении научного комплекса и потери отдач от инвестиций в человеческий капитал женщинами-исследователями проработаны не в полной мере. Анализ научной проблематики по вопросам неравенства женщин предопределил выбор направления нашего исследования и позволил сформировать его цель, заключающуюся в анализе гендерной асимметрии в области кадрового обеспечения научного комплекса и обосновании механизмов преодоления выявленных проблем.
Научный комплекс России в 2018 г. был представлен 3950 организациями, занятыми в сфере научных исследований и разработок (табл. 1), общая численность сотрудников данных организаций составляла 682580 человек, за восьмилетний период численность снизилась на 53960 человек, или 7,3 %.
Таблица 1
Структура научного комплекса по видам деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки
Сектора научного комплекса
|
2010 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
| ||||
Число
организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
|
Число организаций, ед.
|
Структура, %
| |
Всего,
в том числе по секторам
|
3492
|
100
|
4032
|
100
|
3944
|
100
|
3950
|
100
|
государственный
|
1400
|
40,1
|
1546
|
38,3
|
1493
|
37,8
|
1511
|
38,2
|
предпринимательский
|
1405
|
40,3
|
1326
|
32,8
|
1292
|
32,7
|
1304
|
33,0
|
высшего
образования
|
617
|
17,7
|
1064
|
26,4
|
1038
|
26,3
|
998
|
25,2
|
некоммерческие
организации
|
70
|
1,9
|
96
|
2,5
|
121
|
3,2
|
137
|
3,6
|
Второе место в структуре научного комплекса по числу организаций занимает государственный сектор. Значительную долю (в 2018 г. – 25,2 %) по числу организаций в структуре научного комплекса занимают вузы, при относительно невысокой численности исследователей в структуре научного комплекса, рассчитанной по численности персонала.
К основным проблемам функционирования научного сектора относятся: недостаточное финансирование, старение кадров, оторванность от потребностей рынка. Эффективность научного сектора постепенно снижается, что выражается в невысокой патентной активности российских ученых, малом числе публикаций в зарубежных научных изданиях.
Существенный вклад в развитие российской науки вносят женщины. На протяжении всей истории развития науки в СССР существовал гендерный паритет в структуре численности исследователей [5] (Maydanov, 2012). Этому способствовало принятие целого ряда правовых и нормативных документов, закрепивших равноправие мужчин и женщин в СССР при получении высшего образования и работе в научной сфере. Экономические преобразования привели к существенному сокращению в 90-е гг. ХХ века как числа научных организаций, так и численности исследователей. Изменилось гендерное соотношение, доля мужчин в численности исследователей увеличилась, доля женщин – снизилась. За период 1995–2000 гг. удельный вес женщин-исследователей сократился с 48,4 до 44 %, особенно это было характерно для технических наук. Многие исследователи в наиболее трудоспособном и плодотворном для науки возрасте (30–50 лет) покинули науку в постперестроечный период, образовавшиеся вакансии частично заняли исследователи, находившиеся за пределами трудоспособного возраста (возраст старше 60 лет), и молодые ученые, доля которых за период 1995–2000 гг. возросла с 9,2 % до 10,6 %.
Более чем за двадцатилетний период (1995–2018 гг.) доля женщин снизилась до 39,5 %, в период с 2010 г. по 2017 г. снижение происходило плавно – с 41,7 до 39,2 % [1, 2, 3], т.е. на 2,5 % (табл. 2).
Таблица 2
Численность исследователей-мужчин и исследователей-женщин в России
Гендерный
признак
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
Мужчины
|
215052
|
219456
|
218926
|
218151
|
222413
|
226482
|
222043
|
217503
|
211423
|
Женщины
|
153863
|
155290
|
153694
|
150864
|
151492
|
152929
|
148336
|
142290
|
136431
|
Всего
исследователей
|
368915
|
374746
|
372620
|
369015
|
373905
|
379411
|
370379
|
359793
|
347854
|
Анализ группировки удельного веса женщин в общей численности исследователей по возрастным группам позволяет сделать вывод о том, что отток женщин-исследователей имел место преимущественно в возрастных группах 30–39 лет и 40–44 лет (табл. 3), что отрицательно сказывается на научном потенциале страны. Исследователи, относящиеся к данным возрастным группам, во-первых, как правило, характеризуются высокой научной активностью и территориальной мобильностью, во-вторых, именно в этот возрастной период возрастает отдача от инвестиций, вложенных в человеческий капитал, в том числе отдача от инвестиций в образование, здоровье и мобильность. Частично компенсировало снижение доли женщин в возрастной структуре исследователей в возрасте 30–49 лет увеличение удельного веса женщин в возрасте 50–54 года.
Таблица 3
Удельный вес женщин в общей численности исследователей по возрастным группам
Возрастные группы
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
До 29
|
36,8
|
36,7
|
36,2
|
30–39
|
40,1
|
39,5
|
38,8
|
40–49
|
46,8
|
45,9
|
44,5
|
50–54
|
47,8
|
47,7
|
57,8
|
55–59
|
44,7
|
45,3
|
44,9
|
60–69
|
39,3
|
39,0
|
39,3
|
70 и старше
|
29,4
|
29,9
|
29,8
|
Всего
|
41,0
|
40,1
|
39,6
|
Источник: [1, 2, 3].
Численность исследователей по всем отраслям наук в России в 2018 г. составила 347854 человек, при этом в естественных науках было занято 78661 человек, в технических – 214233, в медицинских – 14327, сельскохозяйственных – 9575, в общественных – 19046, гуманитарных – 12012 человек (табл. 4). За период 2000–2018 гг. общая численность исследователей уменьшилась в абсолютном выражении на 78100 человек, в относительном – на 18,33 % [1, 2, 3].
Таблица 4
Численность исследователей по областям науки
Годы
|
Численность
исследователей
|
Численность исследователей по видам
наук, чел.
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| ||
2000
|
425954
|
99834
|
274955
|
15539
|
14390
|
13259
|
7977
|
2010
|
368915
|
89375
|
224641
|
16516
|
12734
|
14347
|
11302
|
2016
|
370379
|
85979
|
225038
|
16137
|
11066
|
19831
|
12328
|
2017
|
359793
|
79980
|
224111
|
14942
|
10343
|
18126
|
12291
|
2018
|
347854
|
78661
|
214233
|
14327
|
9575
|
19046
|
12012
|
Численность исследователей по отраслям наук распределена неравномерно (табл. 5). Традиционно большая доля (более чем 60 % от всего числа работающих) исследователей задействована в технических научных разработках и исследованиях, что обусловлено необходимостью проведения исследований в оборонной промышленности и высокой трудоемкостью осуществления технических разработок.
Таблица 5
Структура численности исследователей по областям науки, %
Годы
|
Численность
исследователей
|
Области наук
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| ||
2000
|
100
|
23,43
|
64,55
|
3,6
|
3,37
|
3,11
|
1,87
|
2010
|
100
|
24,22
|
60,89
|
4,47
|
3,45
|
3,88
|
3,06
|
2016
|
100
|
23,21
|
60,75
|
4,35
|
2,98
|
5,35
|
3,32
|
2017
|
100
|
22,23
|
62,22
|
4,15
|
2,87
|
5,03
|
3,41
|
2018
|
100
|
22,61
|
61,58
|
4,11
|
2,75
|
5,47
|
3,45
|
В области естественных наук заняты почти четверть исследователей, 15 % исследователей заняты проведением медицинских, общественных, сельскохозяйственных и гуманитарных исследований, по всем четырем перечисленным направлениям они распределены равномерно.
Анализ данных о гендерном распределении исследователей по областям наук позволяет сделать вывод о том, что удельный вес женщин-исследователей превышает долю мужчин-исследователей во всех областях наук, кроме естественных и технических [7, 8, 9]. Женщины-исследователи занимают прочные позиции не только в традиционно «женских» областях наук, таких как общественные и гуманитарные, но и в сфере медицинских и сельскохозяйственных наук. Отсутствие гендерного паритета при распределении исследователей по областям наук характерно не только для России, но и для других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Рейтинг трех наиболее «феминизированных» областей наук в нашей стране выглядит следующим образом (табл. 6): первое место занимают общественные науки (доля женщин-исследователей в них составляет 62,5 %), второе – медицинские (59,4 %), третье – сельскохозяйственные науки (58,9 %).
Таблица 6
Численность женщин в составе исследователей по областям наук, 2018 г.
Показатели
|
Область наук
| |||||
естественные
|
технические
|
медицинские
|
сельскохозяйственные
|
общественные
|
гуманитарные
| |
Численность
женщин-исследователей, чел
|
26744
|
90406
|
8410
|
5639
|
11903
|
6870
|
Удельный
вес женщин в общей численности исследователей, %
|
34,4
|
42,2
|
59,4
|
58,9
|
62,5
|
57,2
|
Гендерная асимметрия среди исследователей в различных областях наук негативно сказывается на развитии тех или иных наук, поскольку закрепляет односторонний (однобокий) мужской/женский взгляд на научное творчество, способ мышления.
Наиболее ценная часть кадрового обеспечения научного комплекса традиционно представлена исследователями с учеными степенями, так называемыми «остепененными». В научном комплексе в 2018 г. всего было задействовано 100330 исследователей с учеными степенями (табл. 7), из них всего четверть приходилась на докторов наук – 25888 человек, численность кандидатов наук составляла 75042 человек. Это соотношение (25/75) стабильно сохраняется на протяжении 2010–2018 гг. Среди мужчин-исследователей в 2018 г. ученую степень имели 29,4 %, среди женщин – 28 %.
Таблица 7
Численность и структура исследователей с учеными степенями, занятых в научном комплексе РФ
Ученые
степени
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
| ||||
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
|
Численность,
чел
|
Структура, %
| |
Доктора
наук
|
21949
|
20,7
|
26789
|
25,4
|
26076
|
25,2
|
25288
|
25,2
|
Кандидаты
наук
|
83962
|
79,3
|
78325
|
74,6
|
77251
|
74,8
|
75042
|
74,8
|
Всего
|
105911
|
100,0
|
105114
|
100,0
|
103327
|
100,0
|
100330
|
100,0
|
Общее число женщин-исследователей, имеющих ученые степени, существенно уступает числу мужчин. Удельный вес женщин среди всех исследователей, имеющих степень доктора наук, в 2017 г. составлял 29,14 %, кандидатов наук – 41,4 %. Анализ распределения женщин-исследователей по возрастным группам (табл. 8) свидетельствует о том, что доля женщин среди докторов и кандидатов наук, задействованных в проведении научных исследований, существенно снижается в возрастной группе старше 60 лет, что обусловлено преимущественно ранним достижением пенсионного возраста женщинами и ориентацией в большей степени на семью, чем на построение научной карьеры в этом возрасте.
Таблица 8
Удельный вес женщин в общей численности докторов наук и кандидатов наук, занятых научными исследованиями, %
Возрастные группы
|
Удельный
вес женщин среди докторов наук
|
Удельный
вес женщин среди кандидатов наук
| ||||
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
| |
До 29
|
0
|
46,2
|
0
|
39,8
|
40,0
|
38,8
|
30–39
|
29,6
|
28,3
|
27,9
|
46,2
|
45,1
|
44,5
|
40–49
|
37,9
|
38,8
|
36,4
|
51,4
|
51,4
|
50,5
|
50–54
|
33,5
|
34,9
|
36,8
|
45,4
|
46,2
|
47,7
|
55–59
|
30,7
|
31,4
|
30,9
|
40,2
|
41,6
|
41,2
|
60–69
|
24,4
|
25,1
|
26,5
|
34,2
|
34,2
|
35,4
|
70 и старше
|
19,3
|
19,2
|
19,3
|
32,1
|
31,7
|
31,3
|
Всего
|
25,8
|
26,1
|
26,2
|
58,1
|
41,9
|
41,8
|
Удельный вес женщин в российской науке снижается с 1995 года, при этом следует отметить также наличие тенденции роста доли женщин в профессорско-преподавательском составе вузов. В 1995 году в численности исследователей в российской науке удельный вес женщин составлял 48,4 % мужчин – 51,6 %. На протяжении более двух десятков лет ситуация постепенно менялась. По данным Росстата и ВШЭ [1, 2, 3, 7, 8, 9], в сфере образования в 2018 г. занято было больше женщин (57,6 %), но при этом места в управлении преимущественно занимают мужчины. При этом более низкие должности профессорско-преподавательского состава вузов (такие как доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент) по большей части занимают женщины. В этих двух категориях соотношение мужчин и женщин отличается в два раза в сторону преобладания женщин.
Заключение
Положение женщин в кадровом обеспечении научного комплекса России с конца 90-х гг. ХХ столетия до настоящего времени можно охарактеризовать как устойчивое, тем не менее гендерная асимметрия в кадровом обеспечении науки продолжает сохраняться. Характерной чертой стало преобладание женщин среди кандидатов наук, при этом женщин – докторов наук значительно меньше. Следует отметить увеличение процессов «феминизации» таких областей наук, как общественные и гуманитарные. Малодоступными для женщин остаются руководящие и ответственные научные должности, что позволяет сделать вывод о наличии гендерной сегрегации, которую можно охарактеризовать как модель «стеклянного потолка». Для преодоления гендерной асимметрии в кадровом научном обеспечении необходимы работающие механизмы продвижения женщин. К основным механизмам мы относим: преодоление стереотипов, предоставление возможности заниматься научными исследованиями, впрочем, как и занимать топ-менеджерские позиции, исключительно на основе профессиональных качеств претендентов, определяющих эффективность их будущей деятельности.
References:
Indikatory nauki: 2017 [Science indicators 2017] (2017). (in Russian).
Indikatory nauki: 2018 [Science indicators 2018] (2018). (in Russian).
Indikatory nauki: 2019 [Science indicators 2019] (2019). (in Russian).
Nauka. Tekhnologii. Innovatsii: 2017 [Science. Technology. Innovations 2017] (2017). (in Russian).
Nauka. Tekhnologii. Innovatsii: 2019 [Science. Technology. Innovations 2019] (2019). (in Russian).
Nauka. Tekhnologii. Innovatsii: 2020 [Science. Technology. Innovation 2020] (2020). (in Russian).
Kemmet E.V. (2017). Gendernaya asimmetriya v professionalnom soobshchestve [Gender asymmetry in the professional community of engineers]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (1). 140-145. (in Russian).
Maltseva I. O. (2007). Gendernaya segregatsiya i mobilnost na rossiyskom rynke truda [Gender segregation and mobility on the Russian labour market] (in Russian).
Maydanov A.S. (2012). Metodologiya nauchnogo tvorchestva [Methodology of scientific creativity] (in Russian).
Reznik S.D. (2017). Gendernaya asimmetriya v upravlencheskoy srede rossiyskikh universitetov [Gender Asymmetry in the Management of Russian Universities]. Integration of education. (1). 96-111. (in Russian).
Rimashevskaya N.M. (2013). Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya demograficheskoy i semeynoy politiki v sovremennoy Rossii [Main directions of improvement of the demographic and family-related policy in modern Russia]. Population. (1). 030-041. (in Russian).
Talina I.V. (2017). Gendernaya asimmetriya v obrazovatelnom i nauchnom sotsiume [Gender asymmetry in the educational and scientific community]. Simbirskiy nauchnyy vestnik. (2). 55-61. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:00:43