Opyt otsenki funktsionirovaniya lokalnyh rynkov prodovolstvennyh tovarov s uchetom kharaktera mnogoformatnoy infrastruktury torgovli

Lavshchenko S.P.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 6 (June 2025)

Citation:



Введение.

Необходимость разработки теоретических и методических подходов, а также анализа практических вопросов функционирования локальных потребительских рынков продовольственных товаров сквозь призму эффективности многоформатной инфраструктуры торговли обусловлена значимостью их поступательного развития для национального хозяйства в целом, а также для региональных и муниципальных экономик.

Локальные потребительские рынки продовольственных товаров представляют собой систему социально-значимых экономических отношений, призванных обеспечить продовольственную безопасность территорий, играя регулирующую, стимулирующую, информационную, распределительную, интеграционную, посредническую и другие важнейшие роли в развитии экономики.

Эффективность указанных рынков находится в прямой зависимости от развития обслуживающей их инфраструктуры, обеспечивающей гармонизацию интересов потребителей, производителей и продавцов.

В связи со сказанным, актуальность приобрели исследования, посвященные уточнению методологии анализа локальных продовольственных рынков с учетом состояния их многоформатной торговой инфраструктуры.

Многоформатность или целевое использование конкретного спектра форматов может рассматриваться как инструмент обеспечения функционирования локального рынка, путем эффективного пространственного размещения торговых объектов, обладающих целевыми свойствами для поддержки достаточного уровня социальной, физической и экономической доступности продовольственных товаров. Иными словами, это особый способ пространственного размещения торговых объектов, обладающих востребованной совокупностью характеристик.

Вместе с тем, несмотря на высокую социально-экономическую значимость развития торговой инфраструктуры локальных продовольственных рынков, в настоящее время как в научных источниках, так и в системе законодательства присутствует плюрализм взглядов на методологию ее оценки, как, впрочем, и на подходы к анализу локальных рынков в целом.

Сказанное предопределило необходимость развития методических основ, а также актуальность систематического мониторинга и исследования функционирования локальных потребительских рынков продовольственных товаров с учетом состояния их многоформатной торговой инфраструктуры.

Исследование локальных потребительских рынков продовольственных товаров в целом, а также их инфраструктуры является объектом внимания как российских, так и зарубежных ученых.

Методические подходы к оценке локальных продовольственных рынков в целом, а также их многоформатной инфраструктуры были сформулированы Кривошлыковым В. С. [11], Черкасовым В. А. [20], Колодиной Н. Ф. [10], Бабенко И.В., Девятиловой А.И. [2], Кузьминой Н. Л. [12], Баскаковым С. М., Сухановой И. Ф. [4], Баркаловой Н. А. [3].

Методики посвященные оценке инфраструктуры продовольственных рынков были разработаны Дохолян С. В. [6], Голубчиковой М. Е., Смирновым И.А., Чеблуковым Н. В. [5], Антипиным Ф. А. [1], Ковалевым В. Е., Антинескул Е. А. [9].

Акцент в методическом подходе на продовольственную безопасность сделан, в частности, в работе Шнорр Ж. П. [21], Усковой Т.В., Селименкова Р.Ю., Анищенко А.Н., Чекавинского А.Н. [19].

Вместе с тем, содержательный анализ научных текстов свидетельствует об отсутствии в настоящее время сформированного общепринятого методологического аппарата оценки локальных рынков продовольствия, основанной на анализе и учете состояния многоформатной торговой инфраструктуры.

Статья направлена на систематизацию научных методических подходов к оценке локальных потребительских рынков продовольственных товаров, а также характеристику их гносеологического потенциала, которые могут лечь в основу совершенствования методологии в данной сфере.

Таким образом, задачей исследования является содержательный анализ существующих научных работ, посвященных исследованию локальных продовольственных рынков, а целью – систематизация научных подходов к оценке и анализу локальных продовольственных рынков на основе характеристик многоформатности их торговой инфраструктуры.

Методология.

Систематизация методических подходов к оценке локального потребительского рынка продовольственных товаров с учетом характеристики многоформатности его инфраструктуры осуществлена посредством содержательной оценки научных текстов в рамках заявленной тематики, а также существующих в данной сфере нормативных правовых актов.

Исходя из того, что формат торговли отражает: (1) набор однородных способов и черт ведения бизнеса,(2) форма,(3) вид и (4) способ торговли, (5) тип торгового предприятия,(6) вид и (7) тип торгового объекта, (8) ориентация на определенную группу потребителя (потребностей), определимся с совокупностью существующих методических подходов, целесообразность анализа которых обусловлена поставленной целью и задачами настоящего исследования, основываясь на доступных для анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение.

Предваряя анализ, отметим, что в науке существует большое количество методических подходов к оценке локальных продовольственных рынков, включающие широкое разнообразие и перечень критериев. Не углубляясь в описание таких общих методик, систематизируем научные подходы, как базовую основу анализа.

Первая группа подходов включает три блока информации: (1) оценка конкурентной среды, (2) оценка состояния спроса и предложения, (3) оценка влияния факторов внешней среды [11]. В рамках каждого блока авторы анализируют различающуюся совокупность показателей.

Вторая группа подходов является более ориентированной на особенности продовольственных рынков, в ней осуществляется конъюнктурный анализ, включающий: (1) рыночные параметры (темпы развития рынка, равномерность распределение, соотношение произведенного и потребленного количества продуктов, объем ввезенных и вывезенных продуктов питания и т.п.; (2) оценка показателей развития рынка (динамика потребления продуктов питания, связь доходов и потребления, связь потребления с ценами и т.д.) [20].

Третья группа подходов учитывает региональный потенциал (локальную специфику) продовольственного рынка. Определяют потенциал регионального продовольственного рынка путем оценки отдельных видов потенциала (инфраструктурный, производственный, финансовый потенциал покупателей и др.) [10]. При этом инфраструктурный потенциал может оцениваться через наличие и разнообразие форматов торговли.

В качестве примера, методики, в основе которой лежит цель определить локальную специфику рынка, приведем методический подход Кузьминой Н.Л., включающий в оценку доли товаров местных производителей, потребление продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения площадью торговых объектов, плотность торговой сети, самообеспеченность региона продуктами питания и т.д. [12].

В работе В.И. Бабенко, А.И. Девятиловой на основе метода главных компонент устанавливаются наиболее важные факторы, влияющие на развитие региональных потребительских рынков продовольствия, ключевым признается торговая инфраструктура [2].

Подчеркнем, что современные исследования в данной сфере зачастую посвящены изучению баланса спроса, предложения и собственного производства продуктов питания, часто делается акцент на анализ возможностей самообеспечения территории продуктами питания [4].

Не претендуя на полноту анализа научных источников, в качестве итогового вывода по результатам оценки методик анализа функционирования локальных потребительских рынков продовольственных товаров можно выделить следующие тенденции:

- методики пестрят разнообразием используемых показателей, отсутствует устоявшийся подход к анализу. Поскольку локальный продовольственный рынок может рассматриваться как объект различных отраслевых дисциплинарных исследований, методики отличаются по целевым установкам и соответственно включают различающиеся направления анализа (конкурентоспособность, продовольственная безопасность, экономическая эффективность и т.д.);

- осуществляется совокупная оценка продовольственных рынков, без акцентирования на их потребительской (розничной) или предпринимательской (оптовой) стороне;

- часто методики оценки локальных продовольственных рынков не содержат особых, выработанных для учета продовольственной специфики рынков подходов;

- во многих методиках отсутствует задача определить потенциал конкретного региона (территории), учесть локальную специфику;

- в общих методиках оценки локальных продовольственных рынков отсутствует направление оценок, связанное с анализом многоформатности. Методики оценки многоформатности стоят особняком и не включены в общий анализ рынка. С другой стороны, методики анализа многоформатности зачастую не базируются на общих характеристиках локальных рынков и имеют однобокий характер. Отсутствует систематизация критериев оценки с точки зрения наличия (отсутствия) форматов торговли, востребованных потребителями конкретного локального рынка. Существующие методические подходы не позволяют вести комплексный анализ локального продовольственного рынка с точки зрения обеспеченности разными форматами торговли. При наличии анализа многоформатности, зачастую идет подсчет видов торговых форматов без анализа целесообразности и эффективности их размещения в привязке, например, к емкости локального рынка или социально-демографическим характеристикам населения, и другим показателям, являющимся фактором функционирования того или иного формата.

Не останавливаясь подробно на анализе многочисленных методических подходов к анализу локальных потребительских рынков продовольственных товаров, сосредоточимся на специализированных методиках, учитывающих характеристики многоформатности.

Следует отметить, что в качестве весьма распространенного методического приема анализа локальных рынков с точки зрения их многоформатности как в научных работах, так и в стратегических документах используется матричный метод. Указанный метод реализуется посредством формирования «…«матрицы» торговых форматов как модели многоформатной торговли» [14]. Указанный метод в недействующей Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года предлагалось реализовать в отношении территории субъектов РФ. Посредством матрицы оценивается эффективность торговой инфраструктуры региона, на ее основе формируется оптимальный для территории набор торговых форматов. Таким образом, в контексте Стратегии, матрица торговых форматов является не только инструментом анализа и оценки локального потребительского рынка, но и механизмом его гармонизации (инструментом стратегического управления рынком). Вместе с тем, в анализируемом документе не уточняются критерии отнесения торговли к тому или иному формату, отсутствует шаблон матрицы или сколь ни будь точные указания правил ее формирования. Вместе с тем, в ряду целевых индикаторов Стратегии закреплены следующие показатели, касающиеся тематики настоящего исследования: (1) Количество стационарных торговых объектов всех форматов, тыс. ед., (2) Обеспеченность населения площадью торговых объектов, дифференцированная по различным форматам, кв. м на 1 000 человек. Отдельно отметим, что разработчиками Стратегии было предложено в качестве мероприятия провести работу по «…дифференциации нормативов минимальной обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей по форматам торговли, нормативов по количеству объектов инфраструктуры на 1000 жителей по специализации» [14]. В конечном итоге в настоящее время отсутствует указанная дифференциация нормативов именно по торговым форматам.

Также следует упомянуть в качестве инструментария планирования развития архитектуры торговли продовольственными товарами посредством использования многоформатности такую процедуру как нормирование торговой сети. Оценка обеспеченности населения торговыми площадями в настоящее время осуществляется по правилам Постановления Правительства РФ от 5 мая 2023 г. N 704 [15]. Отдельно отметим, что в методике выделен подход, к определению норматива площадей для торговли продовольственными товарами. Реализация правил указанного документа предполагает анализ розничной торговли с точки зрения следующих признаков форматов торговли:

- стационарные и нестационарные торговые объекты;

- ярмарки (с учетом периодичности их проведения) и розничные рынки.

Некоторые авторы, оценивая комфортность потребительской среды, в основу методик оценки кладут критерий многоформатности, анализируя такие показатели как: количество торговых площадей, дифференцированных по различным форматам на 1000 человек населения, количество торговых объектов всех форматов [3].

Поскольку многоформатность является характеристикой торговой инфраструктуры, соглашаясь с этим утверждением, ряд авторов дает оценку форматам торговли в контексте анализа торговой инфраструктуры. В связи со сказанным, представляется целесообразным уделить внимание методическим подходам к оценке торговой инфраструктуры.

Следует отметить, что методические подходы к оценке торговой инфраструктуры естественным образом отличаются в зависимости от рынка, который является полигоном исследований. Сосредоточимся на анализе методик, посвященных оценке инфраструктуры продовольственных рынков, уделив особое внимание потребительскому сегменту.

В ходе оценки научных текстов, была выявлена некоторая совокупность методических подходов, которые можно объединить в условные группы.

Первая группа методических подходов к оценке торговой инфраструктуры потребительских рынков включает анализ показателей составляющих ее элементов (подсистем), перечень которых зафиксирован в стратегических документах, например в Концепции комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы (не действует). Суть подхода заключается в последовательной оценке состояния элементов инфраструктуры, например, подсистема организационного обеспечения оценивается через количество складских помещений и т.п. [6].

Вторая группа методических подходов сосредоточена на оценке инфраструктурного потенциала посредством применения широчайшего спектра показателей, например, фндонасыщенность, коэффициент Энгеля, и другие интегрированные показатели, основанные на анализе взаимосвязей между некоторыми показателями потребительского рынка, а также индексы, в том числе используется метод Беннета [5]. В рамках данной группы используются различные методы интегральных оценок на основе эталонов, позволяющих ранжировать территории по разным показателям. При этом каждая методика нацелена на решение задач, поставленных ее автором.

Вместе с тем, при достаточном наличии и разнообразии методических подходов оценки торговой инфраструктуры, во всем комплексе работ не было обнаружено методик, учитывающих многоформатность в качестве важнейшей характеристики.

Внимательное изучение направлений оценок, позволило выявить весьма редкие случаи оценки показателей, которые прямым или косвенным образом свидетельствуют об изучаемом явлении. В частности, анализируется доля крупных сетей в обороте розничной торговли, средняя рентабельность по чистой прибыли крупных и средних сетей, динамика количества предприятий в разрезе отдельных видов форматов [1], сегментация товарооборота сетевой розничной торговли РФ по форматам ритейла, сравнительный анализ структуры форматов продовольственных ритейлеров, динамика торговой площади по формату ритейла [9].

В качестве третьего направления оценки торговой инфраструктуры отметим индексный метод. Следует отметить, что в науке выделено большое количество индексов, в качестве примера, можно отметить Индекс продовольственной безопасности (Food Security Index) [8].

Подчеркнем, что подавляющее большинство исследований реализуется на базе данных официальной статистики. Вместе с тем, следует отметить, что на региональном уровне, вопреки установленной еще в 2014 году рекомендации Министерства промышленности и торговли РФ [14] так и не были сформированы «…«матрицы» торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей данной территории», что соответственно предопределило отсутствие официальных статистических наблюдений, которые могли бы лечь в основу анализа многоформатности потребительских рынков продовольственных товаров.

Еще одно направление исследований, предлагающих методические подходы, имеющие когнитивный потенциал для целей настоящего исследования – оценка продовольственной безопасности территорий.

Не останавливаясь подробно на многочисленных методиках анализа потребительского рынка в указанном контексте, отметим, что часто оцениваются физическая доступность, экономическая доступность, достаточность продовольствия [19]. В частности, экономическая доступность определяется через анализ совокупности показателей, например, удельного веса расходов на питание в общей сумме среднедушевых денежных доходов населения, коэффициенты Энгеля, бедности, Джинни, зависимости потребления продуктов питания от уровня потребительских цен в долго- и среднесрочной ретроспективе, коэффициента эластичности спроса по цене на ключевые, жизненно важные виды продовольствия, величину удельного веса расходов на питание в общей сумме среднедушевых денежных доходов населения, коэффициент покупательной способности доходов населения региона [16] и др.

В свою очередь, физическая доступность определяется через уровень самообеспеченности территории продуктами питания, которые определяется как соотношение стоимости потребляемого продовольствия собственного производства и общей стоимости необходимого объема потребления продовольствия в регионе, коэффициент покрытия импорта продовольствия и др. [16]. В контексте анализа физической доступности анализируются обеспеченность населения услугами торговли [21], обеспеченность населения магазинами современных торговых форматов, обеспеченность населения торговой площадью магазинов современных торговых форматов, объем продажи товаров магазинов современных форматов на одного жителя, количество магазинов современных торговых форматов, приходящихся на 1 км2 территории.

Проблемы экономической и физической доступности, а также достаточности продовольствия могут быть решены, в том числе, посредством развития адекватных выявленным проблемам торговых форматов. Таким образом, указанные направления исследований могут быть положены в основу анализа перспектив развития многоформатности локальных потребительских рынков продовольственных товаров.

Важность учета социально-экономических и демографических характеристик потребителей в оценке многоформатности продиктовала необходимость анализа существующих методических подходов, увязывающих формат торговли с реляционными составляющими процесса покупки продовольственного товара.

Новейшим трендом потребительского рынка является его цифровизация, реализующаяся в условиях существенной дифференциации территорий обусловленной различающимся уровнем диффузии цифровых технологий населением малых и крупных городов, городских и сельских поселений.

В частности, в исследовании Ковалева В. Е., Антинескул Е. А. [9] для идентификации влияния цифровизации на архитектуру торговой инфраструктуры оценивается зависимость развития новых форматов торговли (на примере интернет-торговли) от развития действующих форматов розничных торговых сетей в территориях, в частности путем проведения корреляционного анализа доли торговых сетей в обороте розничной торговли пищевыми продуктами и доли продаж через интернет, а также анализа средней доли продаж продовольствия через розничные торговые сети и интернет в общем объеме оборота розничной торговли. Отмечаются диспропорции между территориями в развитии торговых форматов интернет-торговли.

Согласимся с Г.М. Шульцем [22] в том, что признак ориентации на определенную группу потребителей является ключевым в характеристике торгового формата. Контекст настоящего исследования, предполагающий анализ многоформатности с точки зрения обеспечения экономической, физической и социальной доступности продуктов питания для населения обуславливает необходимость уделения данному критерию особого внимания в анализе существующих методических подходов. Актуализирует вышесказанное специфика объекта настоящего исследования – локальность, которая в полной мере может быть продиктована социально-демографическими и культурно-экономическими характеристиками покупателей конкретной территории. Дадим характеристику методических подходов к оценке ориентации локальной торговли продовольственными товарами на потребителя.

В настоящее время в научных источниках отмечается, что форматы розничной торговли дифференцированы в разных культурах [18].

В качестве тренда указывается на необходимость учета покупательских предпочтений представителей старшего поколения и конкуренция за их доходы, а также учет потребностей молодого поколения, что требует адаптации форматов торговли.

Следует отметить, что анализ научных источников не позволил идентифицировать самостоятельные методические подходы к оценке взаимосвязи форматов торговли и демографических и социально-экономических характеристик потребителей. Однако были обнаружены отдельные исследования, отмечающие взаимосвязь численности, доли городского населения, платежеспособности и оборота сетевой розничной торговли [7]. Отмечается зависимость формата торговли от плотности населения, размера домашних хозяйств, размера семьи [17] и др.

Исходя из проведенного анализа методических подходов к оценке торговой инфраструктуры в целом, многоформатности как ее характеристики в частности, а также смежных областей анализа систематизируем существующие исследования в несколько условных групп (рисунок 4).

Рисунок 4 – Систематизация методических подходов к оценке многоформатности торговой инфраструктуры [1]

Выводы.

Основываясь на проведенном анализе научных и правовых источников, обозначим современные тенденции в сфере разработки методических подходов к оценке характеристики многоформатности торговой инфраструктуры локальных продовольственных рынков территорий.

Следует отметить, что в настоящее время, при активном упоминании термина многоформатности, не сложилось представления о методических подходах к учету данной характеристики рынков. В науке оценивают лояльность потребителей к определенному формату торговли [13], торговую инфраструктуру, основной характеристикой которой является наличие и спектр разнообразных форматов торговли [14], комфортность потребительской среды, как признак сбалансированности форматов торговли [3] и т.п.

Анализ не позволил обнаружить разработанные методики оценки локальных потребительских рынков продовольственных товаров с точки зрения характеристики многоформатности.

Существуют методики прямо или косвенно оценивающие показатель многоформатности, однако имеющие иную цель, где данный показатель учитывается. Например, нормирование обеспеченности населения торговыми площадями осуществляется с учетом признаков отдельных форматов торговли.

Часто исследование посвящено оценке конкретного формата, вне связи или сравнении с другими.

Таким образом, констатируем, что методические основы оценки многоформатности торговой инфраструктуры локальных потребительских рынков продовольственных товаров территорий не сложилось.

[1] Составлено автором


Страница обновлена: 14.05.2025 в 11:41:54