Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: новые подходы к учету и анализу внешней трудовой миграции» (Брянск 29-30 сентября 2016 г.)


Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846995

Аннотация:
29-30 сентября в городе Брянске, на площадке филиала Московского психолого-социального университета проходила научно-практическая конференция «ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ». Организаторы: Московский психолого-социальный университет, Факультет МГУ им. М.В. Ломоносова «Высшая школа современных социальных наук», Институт социально-политических исследований РАН.



В ходе выступлений и обсуждения докладов участниками научно-практической конференции были высказаны следующие предложения о целесообразности введения в практику статистического учета и управления процессами трудовой миграции:

– разработки и включения в федеральный план статистических работ проведение выборочных обследований, дополнительных статистических наблюдений различных категорий трудовых мигрантов для оценки характера, форм, продолжительности и целесообразности использования их труда;

– осуществления перехода в статистической практике от данных административного учета числа выданных разрешений (патентов) на право занятия трудовой деятельностью, в качестве единицы наблюдения к учету численности трудовых мигрантов, работающих по патентам на право трудовой деятельности;

– предоставления работодателями информации о всех открывающихся и имеющихся вакансиях в единый банк данных, обеспечивая приоритет приема на работу российских работников, в том числе из других регионов;

– внедрения в статистическую деятельность системы регулярных обследований в сфере международного трудового обмена. Особое внимание должно быть уделено разработке методов и практике ведения статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией в рамках СНГ, в формате Союзного государства России и Беларуси, а также на пространстве Евразийского экономического союза;

– организации на муниципальном уровне системы сбора информации о свободных нишах на рынке труда, которые не могут быть заполнены местным населением, для определения потребностей в трудовых мигрантах;

– введения статистического учета трудовых мигрантов, выезжающих для осуществления временной трудовой деятельности в границах стран Евразийского экономического союза, для более полной оценки состояния рынков труда стран- участниц ЕАЭС;

– расширения практики использования балансов трудовых ресурсов при обосновании потребности экономики в иностранных трудовых мигрантах с учетом научно обоснованного планирования и максимального использования внутренних источников трудовых ресурсов;

– внесения в схему баланса трудовых ресурсов дополнительных показателей распределения численности иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности; в схему баланса трудовых ресурсов субъектов РФ – численности российских граждан, выезжающих/ въезжающих в пределах России для временной работы;

– разработки методических рекомендаций по обоснованию индикативных показателей привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом опыта применения методики оценки эффективности ее использования в регионах России;

– использования для принятия управленческих решений в сфере трудовой миграции баланса территориального движения занятого населения, что будет способствовать снижению остроты проблемы качественной и количественной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы в регионах;

– введения системы преференций и мер государственной поддержки для иностранных трудовых мигрантов, желающих трудиться в «депрессивных» регионах, обладающих профессией либо квалификацией, потребность в которых не может быть обеспечена за счет внутренних ресурсов;

– принятия комплекс мер по развитию официальной (государственной и частной) инфраструктуры, состоящей из разнообразных сервисов на уровне муниципалитетов (справочных, консультационных, правовых, посреднических и пр.), позволяющих трудовым мигрантам находиться в правовом поле российского законодательства и помогающим им в социальной адаптации и интеграции.

– расширения инфраструктуры найма трудовых мигрантов в странах происхождения для работы на российских предприятиях;

– разработки региональных программ и моделей управления внешними миграционными потоками в трудоизбыточных и трудодефицитных регионах России;

– усиления роли региональных и федеральной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования ИРС в принятии решений под эгидой Минтруда РФ. С целью делегирования ответственности за принимаемые решения, расширить в их составе представительство общественных организаций работодателей (например, Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП)), иных общественных организаций, имеющих реальное влияние на миграционную политику;

– более активного использования форм организованного привлечения (оргнабор) отечественной и иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями российского рынка труда;

– разработки мероприятий, направленных на сокращение периода социальной адаптации трудовых мигрантов на новом месте с целью формирования толерантного отношения местного населения к мигрантам в регионах въезда, и адаптации приезжих мигрантов к российским традициям и культуре.


Страница обновлена: 04.11.2024 в 22:08:09