Распределение инновационных процессов в организациях строительного комплекса с учетом инвестиционных возможностей

Король С.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900955

Аннотация:
Рассматриваются стратегические подходы в инновационном менеджменте с учетом уровня управления и инвестиционных возможностей различных организаций регионального строительного комплекса. Предложено распределение инноваций и инновационных процессов на основе реальной финансовой и ресурсной базы и классификации их по ряду наиболее характерных признаков: предметно-содержательная структура, уровень разработки и распространения, новизна, назначение и этапы жизненного цикла.

Ключевые слова: малые предприятия, управление инновациями, регион, прогноз, отраслевая экономика, строительный комплекс, производственная мощность, инновационные программы



Инновационный процесс является многоэтапным, многовариантным, альтернативным типом деятельности и представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов – от появления научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью ввиду того, что все инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и поэтому являются вероятностными (стохастическими). Управление инновациями – неразрывный цикл анализа, планирования организации, контроля и регулирования.

Долгосрочность стратегии как залог ее эффективности

Содержание понятия «Инновационный менеджмент» рассматривается в трех основных аспектах: «как наука и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями» [1]. Обычно инновационные преобразования связанны с ростом неопределенности и риска, что приводит к многовариантности подходов в управлении производственной деятельностью, предоставляя менеджеру экономическую свободу выбора. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента всегда связана с долгосрочными стимулами экономического развития и создания новой модели экономического роста и инвестициями.

Каждый регион при планировании в целом собственного социально-экономического развития должен планировать и развитие строительного комплекса. Условия, в которых функционирует конкретный регион, создают базовые предпосылки для развития строительного комплекса [2]. В региональном строительном комплексе можно выделить строительные организации с различной численностью работников. В статистических сборниках учитывают несколько групп: до 100 человек (субъекты малого предпринимательства), 101–250 и свыше 250. Если рассматривать с этих позиций строительный комплекс Краснодарского края, то здесь на 1 января 2012 года работало 4216 строительных организаций, из которых 4098 (97,2 %) с частной формой собственности. Среди последних с численностью работников свыше 250 человек только 48 организаций, а подавляющее большинство организаций (3983) имеет численность работников до 100 человек [3].

Сформировать экономику малого предприятия, сделать ее более привлекательной сложно. В большой степени это зависит от роли руководителя и рамок предприятия, в пределах которого складываются рыночно-хозяйственные отношения. В настоящее время численность малых предприятий выступает в качестве одного из ведущих экономических показателей. Этот показатель в значительной степени предопределяет и формирует рыночно-хозяйственный климат регионов и должен приниматься во внимание при маркетинговых исследованиях дальнейшего развития хозяйственных структур, участвующих в деятельности регионального строительного комплекса.

Важным показателям, характеризующим деятельность малого бизнеса, является величина, включающая в себя инвестиции и инвестиционные формирования, накопившиеся в течение определенного периода времени. Данные статистики свидетельствуют о том, что их величина недостаточна для стабильного и надежного роста и развития инфраструктур и компонентов по сравнению со странами Запада и Заокеании. «Сегодня рост численности малых структур и приумножение их количества в разрезе малого формата будут заметно способствовать активизации деятельности данных структур, повышению их рыночных приоритетов, расширению диапазона рыночного влияния, постепенному переходу их экономики в разряд особо важного рыночного формирования, заметному продвижению вперед, к вершинам рыночного апогея маркетингового совершенства» [4].

Большие дела малого бизнеса

Любая деятельность малых структур в регионах положительно влияет на общеотраслевые и общехозяйственные суммарные показатели. В то же время рост такого значимого показателя, как рентабельность предприятия все еще свидетельствует об активности крупных и средних организаций и их преимуществах перед мелкими организациями. Основные показатели деятельности малых строительных организаций, включающие данные о среднесписочной численности работников, объеме выполненных собственными силами работ и услуг и инвестициях в основной капитал за последние пять лет свидетельствуют об их относительной устойчивости по среднесписочной численности работников и постоянном росте продукции, получаемой собственными силами. В этот же период времени инвестиции в основной капитал значительно отклоняются от средней величины, достигая в отдельные годы двукратного увеличения [3].

Малые предприятия вносят заметный вклад в дело дальнейшего развития инвестиционной отечественной базы. В нынешней системе территориальной организации малого бизнеса все сегменты современной экономики малоформатных организаций находятся в состоянии активного движения и развития, в положении нескончаемых изменений и трансформаций, вариаций, а также определенного роста и рыночного развития. Активизации этих процессов стимулируется реализацией национальных проектов и программ социально-экономического развития страны и ее регионов, федеральных округов и муниципалитетов [4].

Распределение инноваций и инновационных процессов по уровням управления с учетом инвестиционных возможностей каждой организации и всего регионального строительного комплекса может быть только начальным этапом создания инновационных программ и планов (табл. 1). В качестве примера рассмотрим распределение инноваций и инновационных процессов с учетом уровня управления и инвестиционных возможностей в строительстве, принятых на основе классификации их по ряду наиболее характерных признаков [5]. Сравнение выполним по признакам предметно-содержательной структуры, уровня разработки и распространения, новизны, назначения и этапов жизненного цикла.

2014-09-12 14-08-04 Скриншот экрана

Групповые отличия

Предлагается учитывать различие в подходах при разработке программ инновационного развития для следующих групп строительных организаций:

- малые строительные организации с числом работающих до 100 человек, которые могут внедрять только инновационные достижения с небольшим финансированием и сроками внедрения и технологии, не требующие дорогостоящего оборудования. Они редко связаны с перестройкой структур управления и мероприятия по развитию их социальной сферы несложны;

- строительные организации, которые имеют количество работников более 100 человек и в свою очередь разную структуру управления. Такие организации обладают финансовыми возможностями влияния на развитие инновационных процессов, занимаются социальным развитием коллективов своих организаций;

- весь региональный строительный комплекс, в цели и задачи которого входит инновационное развитие с решением региональных и государственных проблем на основе реальной финансовой и ресурсной базы

Инновационная деятельность осуществляется на всех уровнях управления и во многом определяется экономической целесообразностью и финансовыми ресурсами, выделяемыми на эти цели. Региональные программы должны не только включать программы всех строительных организаций комплекса, но и на стадии разработки программ инновационного развития информировать строительные организации об основных мероприятия, включаемых в программы более высокого уровня.

Действуя от достигнутого и определяя стратегию на основе собственного информационного поля, регионы должны включать в свои программы инновационного развития строительного комплекса обоснованные предложения создателей строительной продукции. Каждая организация может с достаточно большой степенью достоверности прогнозировать свое инновационное развитие, и точность будет возрастать по мере снижения ее производственной мощности и внешних связей. В целом в строительном комплексе неопределенность выполнения инновационных мероприятий, включаемых в программы разного уровня управления, существенно отличается и остается достаточно значимой.

Вывод

Можно констатировать, что все виды инноваций находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Инновационная деятельность основана на рациональности и полезности. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результатов инновационной деятельности во многом зависит стабильность в настоящем и успех в будущем строительного комплекса. Инновационный тип экономического развития строительного предприятия (регионального строительного комплекса) – это, прежде всего, снижение неопределенности, рост детерминированности и усложнение системы управления в целом. Логика новаторского развития организации приводит к переносу центра тяжести с оперативного и тактического управления на стратегический уровень разного временного периода.


Источники:

1. Инновационный менеджмент: Справочное пособие [Текст] / Под ред. П.Н. Завлина, А.Е. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 1997.
2. Король С.П. Региональный строительный комплекс: особенности управления [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2012. № 6.
3. Строительство и инвестиции в Краснодарском крае 2007-2011 гг.: Стат. сборник [Электронный ресурс] // http:/www.kubankraistat.ru.
4. Чапек В.Н. Экономика малого предпринимательства: Учебное пособие [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Страница обновлена: 25.10.2024 в 22:44:34