Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов
Каращук О.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье исследуются методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле России, среди которых подробно изучаются налоговые. Выявлено, что в настоящее время в торговле налоговые инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности, стимулирующие инвестирование в отрасли, используются ограниченно. В торговле предусмотрены лишь поддержка малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за счет возможности использования упрощенной и патентной систем налогообложения с меньшим количеством и уровнем налогов и платежей, а также применяются пониженные ставки или освобождение от налогов в отношении субъектов, продающих отдельные социально значимые товары и занимающиеся экспортом.
Результаты исследования позволили автору рекомендовать применение в торговле налоговых методов, обеспечивающих приток инвестиций и их реструктуризацию в отрасли на инновационной основе. По итогам работы предложено снизить базу обложения налогом на прибыль в случае увеличения объемов инвестиций, уменьшить ставки налогообложения доходов при продаже лицензий на нематериальные активы, создать налоговые инструменты стимулирования инвестиций в дистанционную торговлю.
Результаты исследования позволили автору рекомендовать применение в торговле налоговых методов, обеспечивающих приток инвестиций и их реструктуризацию в отрасли на инновационной основе. По итогам работы предложено снизить базу обложения налогом на прибыль в случае увеличения объемов инвестиций, уменьшить ставки налогообложения доходов при продаже лицензий на нематериальные активы, создать налоговые инструменты стимулирования инвестиций в дистанционную торговлю.
Ключевые слова: торговля, инвестиционная деятельность, государственное регулирование инвестиционной деятельности, налоговые методы регулирования
В современных условиях замедления экономического роста в России все отрасли экономики страны, в т.ч. и торговля, оказались в условиях жесткого ограничения доступных средств для своего дальнейшего развития. Поэтому поиск действенных методов стимулирования инвестиций для обеспечения экономического развития приобретает важное значение. В таких условиях государственные органы регулирования экономики должны играть конструктивную роль, направленную на формирование действенных форм и методов активизации инвестиционного процесса в различных отраслях деятельности. Данная работа посвящена изучению и совершенствованию налоговых методов государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов торговли, что и определило ее содержание.
Целью данной работы явилась выработка рекомендаций по улучшению государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле на основе налоговых методов, что позволит увеличить приток инвестиций и создаст благоприятные условия для дальнейшего развития инвестирования в отрасли. Налоговые методы регулирования инвестиционной деятельности в торговле остаются не изученными, в основном эти методы рассматриваются относительно экономики в целом и на уровне регионов [1–9]. Поэтому данное исследование вполне актуально.
В современной трактовке норм российского права понятие инвестиционной деятельности определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].
При этом инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в т.ч. имущественные и иные права), имеющие денежную оценку и вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности [2].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности отражается в различных нормативно-правовых документах и в торговле может быть рассмотрено в составе государственного регулирования торговой деятельности в целом. В данном контексте государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой определенный порядок взаимодействия между органами государственной власти и управления и субъектами инвестиционной деятельности, а также субъектов инвестиционной деятельности между собой [3] (п.3 ст.1).
Согласно российскому законодательству государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на двух уровнях: органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ [4].
Номенклатура методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ, закрепленная в ряде нормативно-правовых документов [5], представлена в таблице.
Как видно из таблицы, в нормативно-правовых документах России предусмотрена большая номенклатура различных форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности. В то же время роль органов местного самоуправления в указанных законах не отражена, хотя Федеральным Законом РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [6] регулирование инвестиций в торговле в основном возложено на органы местного самоуправления [10]. В соответствии с указанным законом органы местного самоуправления обязаны создавать условия для обеспечения жителей услугами торговли. В их компетенцию входит планирование строительства и размещения объектов торговли, определение размещения нестационарных объектов, стимулирование создания социальной инфраструктуры торговли и доступности муниципального имущества для предпринимателей (ст.17, п.3).
Таблица
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России (источник – составлено автором)
Формы и методы регулирования
инвестиционной деятельности
| |||
для
всех инвестиций
|
для капитальных вложений,
осуществляемых
| ||
Федеральными органами
государственной власти, за счет
|
органами
государственной власти субъектов РФ
| ||
создания
благоприятных условий
|
прямого
участия государства
| ||
1.
Государствен ные инвестиции
|
|
Инвестиционные
проекты за счет средств федерального бюджета
|
Инвестиционные
проекты из средств субъектов РФ
|
2.Прямое
управление государствен ными инвестициями
|
|
Федеральная адресная
инвестиционная программа.
Вовлечение неиспользуемых государ ственных объектов
|
Вовлечение
приостановлен ных и законсерви рованных объек тов субъектов РФ
|
3.Финансовая
помощь (дотации, субсидии, субвенции, ссуды)
|
|
Облигационные и целевые займы. Концессии
по итогам торгов (аукционов и конкурсов)
|
Облигационные
и целевые займы. Государс твенныегаран тии
|
4.Система налогов с диф ференцировани
ем ставок и льгот
|
Система налогов, механизм амортизации.
Специальные налоговые режимы |
|
|
5.
Финансовая, кредитная, ценовая, амортизацион ная политики
|
Возможности
по формированию инвестиций организа ций. Развитие фина нсового лизинга,
расширение залога при кредитовании лизинга. Переоценка основных фондов соразмерно
инфля ции. Защита интересов инвесто ров
|
|
|
6.Условия пользования землей и
др. ресурсами
|
Льготные
условия пользования землей и др. природными ресурсами
|
|
|
7.Контроль (надзор) за
соблюдением требований
|
|
Защита
от поставок морально устаревших и ресурсоемких техноло гий, оборудования,
материалов
|
|
8.Антимонопольные
меры
|
Антимонопольные меры
|
|
|
9.Экспертиза
инвестиционных проектов
|
Сеть центров рейтинговой оценки
инвесторов
|
Экспертиза
инвестиционных проектов
|
Экспертиза
инвестиционных проектов
|
Органы государственной власти субъектов РФ также осуществляют государственное регулирование инвестиционной деятельности в торговле, для чего разрабатывают мероприятия по ее развитию в масштабах соответствующего субъекта: стимулируют строительство логистических центров, осуществляют поддержку потребительской кооперации и сельскохозяйственных кооперативов, организуют выставки и ярмарки (ст. 17, п.1, п.2). Но функции субъектов, предусмотренные в данном законе, не включают всю широкую номенклатуру методов, которые современное российское законодательство позволяет использовать на уровне субъектов РФ.
Таким образом, имеется противоречие между нормативно-правовыми документами, регулирующими инвестирование в целом в экономике страны и в торговле.
При изучении практики использования отдельных методов государственного регулирования инвестиционной деятельности по конкретным отраслям экономики обнаруживается отсутствие действенных инструментов, которые бы содействовали активизации инвестиционных процессов в стране. Особенно это справедливо для высоко коммерциализированных отраслей, в т.ч. торговли, где доля негосударственных предприятий составляет 99,7% (по данным 2013 г.) [7].
Следует отметить, что торговля выступает индикатором состояния экономки всей страны, поэтому важность данной отрасли является весьма высокой. Динамика показателей торговли используется в развитых государствах в качестве определителя экономического развития, так как замедление экономического роста в первую очередь выражается в сокращении показателей торговли [11].
Осуществим изучение одного из важнейших методов регулирования инвестиционной деятельности в отрасли торговли, представленного в табл. 1 – системы налогов с дифференцированием ставок и льгот.
Специфика, присущая торговле, отражена в Налоговом Кодексе РФ, в его отдельных разделах, посвященных различным системам налогообложения и налогам [8], а также в Федеральном Законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [9].
Особенности налогообложения в торговле прослеживаются при рассмотрении однородных групп характеристик налогов, в т.ч.: 1) режимов налогообложения; 2) номенклатуры налогов; 3) ставок налогов.
1. В современных условиях режимы налогообложения, которые возможны в торговле, включают в себя: общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы (в т.ч. упрощенная система налогообложения, налогообложение в виде единого налога на вмененный доход и патентная система налогообложения). Выявлено, что небольшие предпринимательские структуры имеют возможность использования упрощенной и патентной систем налогообложения, при которых номенклатура налогов и платежей ограничена, а их уровни минимальны.
Организации и индивидуальные предприниматели должны применять общий режим налогообложения, если они не перешли на специальные режимы налогообложения при наличии у них соответствующих оснований для их использования.
Упрощенная система налогообложения обеспечивает снижение налоговой нагрузки и объемов документирования. Ограничения при применении данной системы в торговле в 2015 г. связаны с объемами деятельности, которые не должны превышать 60 млн руб., среднесписочной численностью работников не более 100 человек, стоимостью основных средств по остаточной стоимости до 100 млн руб., долей участия других организаций в пределах 25% и отсутствием филиалов и представительств.
Хорошие возможности для экономичного налогообложения создает налогообложение вмененного дохода, которое вводится в обязательном порядке законодательным актом муниципального района (городского округа, города федерального значения) для всех предпринимателей, осуществляющих определенную деятельность на данной территории. Ограничения для отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей при введении единого налога на вмененный доход связаны с объемами деятельности (не имеют права применять налог крупнейшие налогоплательщики), с формой осуществления предпринимательства (такое налогообложение не допускается в отношении простого товарищества), и с наличием торгового сбора по данной деятельности в соответствующем муниципальном образовании. На данную систему налогообложения не вправе переходить субъекты со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год, превышающей 100 человек и с долей участия других организаций более 25%.
Виды деятельности, по которым возможно введение единого налога на вмененный доход, ограничены их перечнем в Налогом Кодексе РФ (п. 2, ст. 346.26). В 2015 г. применение единого налога на вмененный доход возможно по следующим видам торговой деятельности: 1) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. метров по каждому объекту организации торговли; 2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Снижение налоговой нагрузки обеспечивает патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, переход на которую является добровольным, а возможность применения такой системы вводится законами субъектов РФ. Данная система может применяться для предпринимателей, которые осуществляют розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала до 50 квадратных метров по каждому объекту торговли, либо ведут розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети без торговых залов или через объекты нестационарной торговли.
При осуществлении торговой деятельности с использованием патентной системы должны выполняться определенные ограничения (максимальный годовой доход в пределах 1 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора, количество наемных работников до 15 человек, и должны отсутствовать договоры простого товарищества). При этом субъекты РФ могут уточнять максимальную годовую доходность в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
2. Состав налогов при использовании различных режимов налогообложения имеет отличия. Специальные налоговые режимы дают возможность предпринимателям уплачивать один налог или сбор по осуществляемой деятельности с учетом выбранного объекта налогообложения, при этом внебюджетные платежи идентичны общему налоговому режиму.
Общий режим налогообложения вызывает необходимость уплачивать широкую номенклатуру налогов, а также взносы во внебюджетные фонды, в т.ч. в 2015 г. это налог на добавленную стоимость – НДС (базовая ставка 18%), налог на прибыль (базовая ставка 20%), платежи во внебюджетные фонды (совокупная ставка 30%) и некоторые другие налоги и сборы, при наличии соответствующего объекта налогообложения.
В 2015 г. в составе взносов во внебюджетные фонды общий тариф страховых взносов в пенсионный фонд РФ составляет 22%, страховых взносов в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, страховых взносов в фонд социального страхования РФ – 2,9%. При этом ставка внебюджетных платежей по взносам в пенсионный фонд РФ сокращается до 10% с суммы дохода работника свыше 711 тыс. руб., а по страховым взносам в фонд социального страхования РФ снижается до 0% с суммы дохода работника свыше 670 тыс. руб.
Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения может быть выбран в виде доходов (налог в этом случае составляет 6%), либо в виде разницы между доходами и расходами (налог при таком объекте 15%, но не меньше минимального в размере 1% от доходов). Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Непосредственно за себя индивидуальный предприниматель уплачивает взносы во внебюджетные фонды в фиксированном размере. В 2015 г. фиксированный платеж для индивидуальных предпринимателей составляет 22261,38 руб. при годовом доходе от предпринимательской деятельности в пределах 300 тыс. руб. В случае превышения указанного размера предпринимательского дохода возникает обязанность дополнительно уплачивать налог в размере 1% от дохода, превышающего 300 тыс. руб., но при этом предельный фиксированный платеж не может превышать 148886,4 руб.
Ставка налога на вмененный доход составляет 15%. Налогообложение вмененного дохода применяется к базовой (т.е. потенциально возможной) доходности по определенному виду деятельности, умноженной на величину физического показателя по данной деятельности и на корректирующие коэффициенты (коэффициент-дефлятор и коэффициент базовой доходности деятельности). Физические показатели для торговли включают: 1) площадь торгового зала в кв. метрах (для розничной торговли через объекты стационарной торговли с торговым залом), 2) количество торговых мест (для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети без торговых залов и для нестационарной сети с площадью торгового места до 5 кв. метров), 3) площадь торгового места в кв. метрах (в случае розничной торговли через объекты стационарной торговой сети без торговых залов и для нестационарной сети с площадью торгового места свыше 5 кв. метров), 4) количество работников, включая индивидуального предпринимателя (для развозной и разносной розничной торговли), 5) количество торговых автоматов (при реализации товаров с использованием торговых автоматов).
При патентной системе налогообложения стоимость патента составляет 6% от потенциально возможного годового дохода по виду деятельности, установленного законом определенного субъекта РФ.
В случае упрощенной системы налогообложения или обложения вмененного дохода количество налогов минимизировано: уплачивается только единый налог, а в случае патентной системы налогообложения уплачивается стоимость патента. При специальных налоговых режимах уплачиваются также страховые взносы во внебюджетные фонды и могут также возникать обязанности уплаты специальных налогов и сборов при наличии соответствующих объектов налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, торговый сбор и др.).
Применяемые в настоящее время в России упрощенная система налогообложения и налогообложение вмененного дохода позволяют покрывать взносы во внебюджетные фонды за счет единого налога в случае применения дохода в качестве объекта налогообложения, уменьшая его сумму, но не более чем на 50%.
3. Ставки отдельных налогов и сборов отличаются в зависимости от режима налогообложения, вида реализуемого товара и территориальной принадлежности торговли. Автором данной работы выявлены пониженные ставки НДС и внебюджетных платежей в торговле при продаже отдельных социально значимых товаров. Сниженные ставки НДС также введены при экспорте товаров, а внебюджетные платежи уменьшены при патентной системе налогообложения.
Основная ставка НДС в торговле составляет 18%. В то же время по определенным продовольственным товарам и товарам для детей ставка НДС составляет 10% (пп. 1-2, п.2, ст. 164 НК РФ). Соответствующие перечни товаров содержатся в нормативных документах России [10]. Также ставка НДС в размере 10% применяется при продаже периодических печатных изданий и книжной продукции (пп. 3, п. 2, ст. 164 НК РФ), лекарственных средств и медицинских изделий (пп. 4, п. 2, ст. 164 НК РФ). Освобождена от НДС продажа медицинских товаров по перечню Правительства РФ (пп.1, п.2, ст.149 НК РФ), товаров под таможенной процедурой магазина беспошлинной торговли (пп. 18, п. 2, ст. 149 НК РФ), реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (пп. 6, п. 3, ст. 149 НК РФ), а также экспортируемые за пределы РФ товары (пп. 1, п. 2, ст. 151 НК РФ).
Совокупная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды снижена для организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является розничная торговля фармацевтическими, медицинскими товарами и ортопедическими изделиями, а также для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей с лицензией на фармацевтическую деятельность на едином налоге на вменённый доход и для всех индивидуальных предпринимателей на патентной системе налогообложения. Такие субъекты уплачивают лишь взнос в пенсионный фонд РФ в размере 20%.
Проведенное исследование позволяет автору предложить рекомендации по улучшению государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле России в форме налоговых инструментов активизации инвестирования. На этой основе будет возможен выход отечественных предприятий торговли на новые внутренние и внешние рынки по примеру европейских компаний, в которых свыше 66% работают за пределами национальных границ [11].
1. Целесообразно снижение базы обложения налогом на прибыль, если предприятие торговли осуществляет инвестирование в торговую деятельность.
2. Необходимо опережающее развитие нематериальных активов в составе инвестиций организаций отрасли, для чего наиболее приемлемым инструментом видятся пониженные ставки налогообложения доходов, получаемых от продажи лицензий на использование соответствующего объекта прав.
Важнейшим направлением инвестирования в нематериальные активы торговых организаций следует признать собственные торговые марки и франчайзинг, соответствующие предложения содержатся в исследованиях российских авторов [12]. Развитие собственных торговых марок обеспечит выпуск и реализацию российских товаров небольшими производителями различных регионов по доступным ценам. Франчайзинг позволит осуществить более широкий выход успешных отечественных торговых организаций на внутренний и внешние рынки, тем более что уже имеются хорошие итоги его развития в торговле: в России каждая вторая франчайзинговая организация является торговой [12].
3. Следует создать налоговые механизмы развития инвестирования дистанционных форм торговли. Распространение дистанционной продажи обеспечит более равномерное развитие торговли во всех регионах, в т.ч. малопривлекательных для торгового бизнеса в стационарной сети.
Реализация предложений, содержащихся в настоящей работе будет стимулировать развитие инвестирования в отечественной торговле.
[1] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 (в ред. от 19.07.2011);
Федеральный Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.1999 (в ред. от 28.12.2013).
[2] Федеральный Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.1999 (в ред. от 28.12.2013).
[3] Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28.12.2009 (в ред. от 28.12.2013).
[4] Там же.
[5] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 (в ред. от 19.07.2011);
Федеральный Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25.02.1999 (в ред. от 28.12.2013).
[6] Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28.12.2009 (в ред. от 28.12.2013).
[7] Российский статистический ежегодник 2014: статистический сборник. – М., 2014. – С.304.
[8] Налоговый Кодекс РФ. – Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
[9] Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 31.12.2014).
[10] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (в ред. от 26.02.2014).
[11] Беккер Е.И. Управление структурами сетевого формата сферы розничных торговых услуг (на материалах Ростовской области) // Автореф. дисс. к.э.н. – ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса». - Шахты, 2012.
[12] Семь факторов роста российского франчайзинга. – URL: http://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:12:41