Теоретико-прикладные исследования по регулированию социально-трудовых отношений с использованием теории поколений

Борисова А.А.1, Рязанцева И.В.2, Снегирев В.А.1, Коваль А.Л.1
1 Новосибирский государственный технический университет, Россия, Новосибирск
2 Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39161531
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Показан анализ генезиса и становления теории поколений, выделяющий два основных этапа развития – базовый и прикладной. В рамках базового (с 1991 по 2000 гг.) авторами вводятся критерии дифференциации индивидов по группам и определяются типологические основания, закладывающие характеристики каждой из групп. Определено, что дальнейшее развитие теории поколений связано с активным использованием выделенных групп для решения прикладных задач. Обоснован междисциплинарный характер применения теории поколения. Фиксируется пул прикладных задач, для решения которых применяется поколенческая группировка. Анализ прикладных исследований с использованием теории поколений позволяет заключить, что доминируют те, в которых строится причинно-следственные связи между принадлежностью к группе и ответному сигналу на управленческие воздействия. Проверка связей осуществляется на дифференциации сотрудников в разрезе поколенческих групп. Поэтому ставится новая исследовательская гипотеза, о проверке ответной реакции сотрудников на управленческие меры воздействия применяемые в смешанных (по поколениям) коллективах. Проверка гипотезы позволяет дифференцировать и выявлять силу ответных реакций на используемые инструменты управления персоналом в отношении сотрудников, принадлежащим разным поколенческим группам.

Ключевые слова: управленческие решения, теория поколений, типология сотрудников, критерии дифференциации

Источники:

Айзенк Г.Ю. Структура личности. - М.: Ювента, 1999. – 464 с.
Беккер Г. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение». / Россия реформирующаяся: Ежегодник. - М.: Институт социологии РАН, 2003. – 480 с.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. - M.: Проспект, 2007. – 688 с.
4. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. – № 3(27). – С. 150-159. – doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159 .
5. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. – № 2. – С. 220-236. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye.
6. Иванова И.А. Теория поколений: проблемы обучения и адаптации молодых специалистов в ХХ веке // Транспортное дело России. – 2016. – С. 103-105.
Кибанов А.Я. Управление персоналом. - M.:КноРус, 2013. – 202 с.
8. Кириллова О.Г., Гусева Е.В. Место теории поколений в развитии современной теории управления персоналом // Экономика устойчивого развития. – 2015. – № 3(23). – С. 273-278.
Кречмер Э. Психология индивидуальных различий. / Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2000. – 348 с.
Левада Ю., Шанин Т. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 328 с.
Одегов Ю.Г., Шкляев А., Карташов С., Лукашевич В. Управление человеческими ресурсами. - M.: КноРус, 2014. – 222 с.
Рахимов А.А. Социально-психологический потенциал взаимодействия с молодежью в системе образования через теорию поколений // XXIII Туполевские чтения (школа молодых ученых). 2017. – С. 647-651.
Самоукина Н.В. Теория поколений в российском менеджменте. - М., RuScience, 2018. – 185 с.
14. Сапа А.В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 24-30. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos.
Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 271 с.
Черников Б.В. Взаимообусловленность трудовых ценностей и факторов мотивации поколенных групп работников. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук : 08.00.05. - Томск, 2014. – 23 с.
Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: необычный икс. - Москва: Синергия, 2017. – 120 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. - Минск: Харвест, 2006. – 168 с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. - М.:Академия, 1996. – 416 с.
20. Bayramoglu G. Comparison of leadership behavior Gen XERS and Generation Y // Ege academic review. – 2018. – № 1. – С. 15-29.
21. Bejtkovsky J. The Employees of Baby Boomers Generation, Generation X, Generation Y and Generation Z in Selected Czech Corporations as Conceivers of Development and Competitiveness in their Corporation // Journal of competitive. – 2016. – № 4. – С. 105-123.
22. Bejtkovsky J. Factors influencing the job search and job selection in students of Generation Y in the Czech Republic in the employer branding // Management and marketing-challenges for the knowledge society. – 2018. – № 3. – С. 1133-1149.
Blak R.R. The Managerial grid. - Mouton – Houston: Guilf Publishing Company, 1978. – 18 с.
24. Corbisiero F., Ruspini E. Millennials and Generation Z: Challenges and Future Perspectives for International Tourism // Journal of tourism futures. – 2018. – № 1. – С. 3-6.
25. Cho M., Bonn M. Generation Z's Sustainable Volunteering: Motivations, Attitudesand Job Performance // Sustainability. – 2018. – № 5. – С. 1400.
26. Diaz-Sarmiento C. Understanding generations: a review of the concept, classification and distinctives traits among baby boomers, generation X and millennials // Clio America. – 2017. – № 4. – С. 188-204.
Marston W.M. Emotions of Normal People. - Scottdale: Ltd., Target Training International, Ltd, 2012. – 436 с.
28. Moorthy К., Ling C.S. Barriers of Mobile Commerce Adoption Intention: Perceptions of Generation X in Malaysia // Journal of theoretical and applied electronic commerce research. – 2017. – № 2. – С. 37-53.
29. Pousson J.M., Myers К. Ignatian Pedagogy as a Frame for Universal Design in College: Meeting Learning Needs of Generation Z // Education sciences. – 2018. – № 4. – С. 193.
30. Priporas C.V., Stylos N., Fotiadis A. Generation Z consumers' expectations of interactions in smart retailing: A future agenda // Computers in human behavior. – 2017. – С. 374-381.
31. Robak E. Expectations of generation Y connected with shaping the work-life balance. The case of Poland // Oeconomia copernicana. – 2017. – № 4. – С. 579-594.
Strauss W. The History of America’s Future, 1584 to 2069. - N. Howe – New York.: William Morrow & Company, 1991. – 540 с.
Strauss W. Millennials Rising: The Next Great. - N. Howe – New York: Knopf Doubleday Publishing Group, 1991. – 432 с.
34. Trapero F. Differences on self-perception of organizational pride and loyalty in Millennial & Generation X, considering gender and seniority variables // Business and economic horizons. – 2017. – № 2. – С. 270286.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 06:31:02

 

 

Theoretical and applied research on regulation of social-labor relations using the theory of generations

Borisova A.A., Ryazantseva I.V., Snegirev V.A., Koval A.L.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
The analysis of genesis and formation of the theory of generations, which distinguishes two main stages of development – basic and applied, is shown. Within the framework of the basic stage (from 1991 to 2000), the authors introduce criteria for differentiation of individuals into groups and determine the typological grounds that lay the characteristics of each group. It is determined that the further development of the theory of generations is associated with the active use of the selected groups for solving applied problems. The interdisciplinary nature of the application of the theory of generation is substantiated. The pool of applied problems for which the generational grouping is used is fixed. Analysis of applied research using the theory of generations allows us to conclude that the dominant ones are those in which the causal relationship between belonging to the group and the response to the management impact. Verification of relationships is carried out on the differentiation of employees in the context of generational groups. Therefore, a new research hypothesis is put forward to test the response of employees to management measures of influence applied in mixed (by generations) teams. Testing the hypothesis allows us to differentiate and identify the strength of responses to the used tools of personnel management in relation to employees belonging to different generational groups.

Keywords: management decisions, theory of generations, types of employees, criteria of differentiation