Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России

Сладкова Т.В.1
1 Красноярский государственный аграрный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 7 (Апрель 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сладкова Т.В. Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 7. – С. 979-988. – doi: 10.18334/rp.16.7.185.

Аннотация:

В статье представлен анализ роли государственной поддержки сельского хозяйства в повышении конкурентоспособности отрасли; рассмотрены основные положения функционирования системы государственной поддержки сельского хозяйства; определены значимые факторы, влияющие на результативность её работы; обоснована роль государства в обеспечении конкурентоспособности отрасли сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, государственная поддержка



Введение

В современной экономике формирование правил производства сельскохозяйственной продукции и торговли ею в международных масштабах происходит коллективно в рамках всемирной торговой организации (ВТО). При этом остается нерешенным противоречие между тенденцией либерализации мировой торговли и невозможностью эффективного развития агропромышленного комплекса без пересмотра механизма государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли. Однако немногие источники указывают на основополагающую роль государства в повышении конкурентоспособности отрасли.

Таким образом, цель данного исследования состояла в определении основных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса, направленной на повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.

В экономических исследованиях содержится большое число различных подходов к терминологии и выделении границ государственной поддержки в агропромышленном комплексе. Нами, в результате анализа целевой направленности, объектов, направлений и форм государственной поддержки, было предложено следующее определение государственной поддержки сельского хозяйства.

Государственная поддержка сельского хозяйства – это система взаимосвязанных мер экономического регулирования аграрного сектора в рамках требований Всемирной торговой организации, направленных на формирование, поддержание или изменение элементов сельского хозяйства с целью развития агропромышленного комплекса и поддержания высокого уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли.

На наш взгляд, при изучении роли государственной поддержки сельского хозяйства в экономике важно учитывать следующие ключевые моменты:

– Рамки, устанавливаемые на государственную поддержку требованиями ВТО;

– Целевую направленность государственной поддержки сельского хозяйства на повышение конкурентоспособности АПК страны.

Таким образом, важным является подробное изучение понятия «конкурентоспособности» применительно к сельскому хозяйству.

В результате обзора экономических источников было выявлено, что выделяют множество показателей конкурентоспособности агропромышленного комплекса. Ключевые из этих критериев были сгруппированы нами по следующим направлениям:

- производительность и уровень развития компаний [7, 13];

- техническое состояние отрасли [4, 6, 7, 13];

- наличие в отрасли транснациональных компаний, представляющих данную страну [8];

- ориентация предприятий на внутренний или внешний рынки, уровень сбыта [6, 13];

- востребованность научно-технического и кадрового потенциала страны [6, 13];

- показатели научной сферы [6];

- степень кооперации внутренне обособленных (региональных) компаний для достижения общей цели, уровень региональной дифференциации [13, 17];

- доли конечной и промежуточной продукции в отрасли [13];

- доля в импорте потребительских и инвестиционных товаров [13];

- удельный вес расходов на продовольствие в бюджетах семей [19];

- национальная продовольственная безопасность [7, 14];

- социальный уровень, социальная инфраструктура села [6];

- эффективность сельского хозяйства на уровне регионов [3];

- уровень страхования отрасли [6].

Для того чтобы определить роль государственной поддержки, а также необходимость ее воздействия на данные показатели, нами были изучены факторы, которые оказывают воздействие на показатели конкурентоспособности, а также проанализирована их связь с государственной поддержкой. Вследствие обзора экономических источников, в качестве ключевых и наиболее значимых факторов нами были выделены следующие:

- Степень и эффективность государственной поддержки [7, 12, 13, 15, 19, 20].

Для пояснения данного фактора отметим, что существует многоканальное финансирование российских предприятий в системе обеспечения их конкурентоспособности, которое предполагает такие механизмы финансирования, как:

- Частное финансирование, предполагающее патентную защиту, копирайт и коммерческую тайну;

- Государственное прямое финансирование, предполагающее федеральные целевые программы, премии, гранты, госзаказы;

- Государственное косвенное финансирование, предполагающее льготные налоговые условия, государственные закупки;

- Гибридное финансирование, включающее государственно-частное партнерство и рыночную контрактацию.

Заметим, что существует большое число направлений влияния государства на конкурентоспособность российских предприятий. Однако многие из них на сегодняшний день нуждаются в более подробном анализе и требуют корректировки.

- Уровень кредиторской задолженности [12].

Данный фактор учитывает кредиторскую задолженность отдельных предприятий, в связи с чем роль государственной поддержки очень высока, поскольку специфика отрасли сельского хозяйства требует финансовой поддержки предприятий со стороны государства. В то же время данный фактор учитывает кредитоспособность регионов в целом. В связи с чем требуется подробный анализ регионального сельского хозяйства и влияния государственной поддержки на его конкурентоспособность.

- Уровень инвестиционной активности [10, 11, 12, 13].

Ряд экономистов считает, что для создания инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса необходима государственная поддержка, поскольку одной из проблем является высокая дифференциация в уровне инвестиционной активности на уровне регионов. Тем не менее, если сравнивать Красноярский край с другими регионами России, то, согласно исследованию И.А. Баева и И.А. Соловьевой, он относится к группе регионов, характеризуемых высоким уровнем как инвестиционной, так и инновационной активности [2].

- Техническая оснащенность [4, 10, 12, 13].

Данный фактор включает в себя проблему переинвестирования, которая может быть решена либо через реструктурирование предприятия с помощью лизинга либо через поддержку государства.

- Инновационная составляющая [13, 15, 20].

НИОКР в агропромышленном комплексе также имеет ряд проблем, связанных с недостаточным финансированием, в связи с чем государственная поддержка и государственное финансирование являются очень важными для данного фактора.

- Качество продукции [7, 13, 16].

Многие экономисты приходят к мнению, что любые меры в рамках соглашений ВТО по защите отечественного рынка не имеют смысла без повышения качества продукции. Этого можно достичь различными способами, одним из которых является введение системы управления качеством на государственном уровне.

- Уровень издержек предприятий в отрасли [1, 9, 13].

Данная проблема наиболее остро стоит в Российском сельском хозяйстве и влечет за собой другие проблемы (например, слишком высокие цены на конечную продукцию или убыточность предприятий). Очевидно, что рынок самостоятельно не способен решить данную проблему, в связи с чем требуется поддержка предприятий со стороны государства.

- Налоговая среда [13].

В связи со спецификой российской системы налогообложения многие предприятия сталкиваются с проблемой высоких издержек, которая была описана выше, а также возникает проблема инвестирования агропромышленного комплекса. В связи с этим ряд экономистов [13] предлагает использование льготного режима налогообложения для некоторых предприятий. А создание такого режима является одним из направлений государственной поддержки.

- Природные и климатические условия страны [1, 9, 17].

Данный фактор приносит России как конкурентоспособное преимущество (за счет ее уникального геополитического положения), так и ряд проблем, связанных с низкими показателями плодородия почв по многим регионам.

- Правовая база [17].

По многим пунктам правовая база не соответствует требованиям ВТО и требует изменений со стороны государства.

- Отдельные характеристики товаров, степень дифференциации [13].

По данному фактору необходима государственная поддержка, которая должна быть направлена на создание конкурентной рыночный среды. Такая среда будет благоприятна для появления на российском рынке нового продукта, способного выдержать конкурентоспособность на мировых рынках.

- Степень открытости внутреннего рынка для импорта [17].

Открытость рынка для импорта приведет к обеспечению конкуренции на рынках. В то же время, как указывалось выше, на сегодняшний день внутренние сельхозтоваропроизводители не являются конкурентоспособными. В связи с этим, необходима поддержка со стороны государства.

- Эффективность стратегии маркетинга [13].

Данное направление тоже требует дополнительного финансирования, что требует поддержки со стороны государства.

- Взаимодействие производства с отраслями промышленности и сферами услуг [5].

Взаимодействие производства с отраслями промышленности и сферами услуг должно быть налажено, поскольку именно системный подход способен повысить конкурентоспособность агропромышленного комплекса. Это следует учитывать при выработке политики государственной поддержки сельского хозяйства.

- Уровень квалификации персонала на предприятиях, условия труда [13, 20].

Высокая квалификация персонала достигается через обеспечение высокого уровня базового образования, концепцию непрерывного обучения, переподготовку персонала, естественную ротацию кадров [13]. Для поддержания данных направлений на высоком уровне необходима поддержка со стороны государства.

- Уровень обеспеченности качественными факторами производства [5].

Сегодняшняя макроэкономическая ситуация слабо благоприятствует развитию качественных факторов производства, в связи с чем государство в обеспечении данного фактора играет важную роль.

- Социальная инфраструктура села [18, 20].

Для решения проблем, связанных с данным фактором, требуется как участие населения в развитии социальной сферы, так и поддержка со стороны государства.

- Паритетность цен [12, 20].

Проблемы по данному фактору являются следствием ряда проблем, в том числе высоких издержек, которые были описаны выше. Также причиной диспаритета цен в России служит низкая обеспеченность агропромышленного комплекса объектами производственной инфраструктуры.

Таким образом, практически по всем выделенным ключевым факторам конкурентоспособности агропромышленного комплекса в России наблюдается проблемная ситуация. Конкурентоспособность отечественной продукции может быть достигнута только за счет развития и повышения эффективности сельского хозяйства, чего невозможно достичь без государственной поддержки.

Заключение

В заключение, выделим основные направления государственной поддержки, направленной на повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, выделенные в результате проведенного исследования:

- Состояние и уровень развития компаний;

- Техническое состояние отрасли, ее инфраструктура;

- Кадровая политика;

- Налоговая политика;

- Рыночные условия сбыта продукции;

- Условия взаимодействия организаций на региональном и федеральном уровнях;

- Уровень национальной безопасности;

- Качество, структура и степень дифференциации продукции.

Отметим, что все эти направления государственной поддержки требуют дальнейшего подробного исследования эффективности их осуществления и соответствия инструментов их реализации требованиям ВТО.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:47:51