Перспективы инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса России

Денисов В.И.1, Тулупов А.С.2
1 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
2 Институт проблем рынка Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71963590

Аннотация:
В статье рассматриваются возможности и народнохозяйственные результаты освоения высокопроизводительных технологий производства и управления в агропромышленном секторе экономики России. Показано замедление роста инвестиций в агропромышленном комплексе (АПК), и одновременно - существенное отставание его инновационного развития как два взаимосвязанных процесса. Обоснована необходимость интенсивных народнохозяйственных затрат в выполнение программы разработки и освоения новейших технологий производства и управления с инновационными характеристиками во всех подразделениях АПК. Рассмотрены перспективы государственного финансирования инновационного развития сельскохозяйственных предприятий в качестве дополнения к известной действующей практике поддержки низкорентабельных и убыточных хозяйств

Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, государственная поддержка

JEL-классификация: Q13, Q14, Q18, O31, O32



Введение

Неизбежность высоких затрат сельских товаропроизводителей и государства на производство продовольствия обусловлена, с одной стороны, жизнеобеспечивающим назначением и незаменимостью продуктов питания, с другой – ограниченностью используемых природных ресурсов (при рассмотрении в общем и протяженном временном пространстве), требующих значительных издержек на восстановление.

Сохранение и воспроизводство ресурсов – следствие более общего требования их использования вне зависимости от продуктивных возможностей, что, как известно, и обуславливает, с одной стороны – участие низкорентабельных товаропроизводителей в поставке продовольствия на внутренний рынок страны, с другой стороны – получение рентных доходов хозяйствами с лучшими природно-экономическими условиями. Выход из этой ситуации в мировой практике хозяйствования обозначен обязательной государственной поддержкой: а) низкорентабельных производств в аграрном секторе; б) компенсацией возникающих ущербов, связанных с колебаниями метеорологических условий.

Инновационное развитие АПК: реалии и перспективы

В настоящее время наиболее желательным направлением усиления заинтересованности сельских товаропроизводителей в росте объемов выпуска продукции является совместное участие их и государства в дополнительных затратах на расширение производства, в том числе посредством восстановления и более полного использования природных ресурсов, особенно земли. Помощь сельскому хозяйству представляется в виде финансирования как убыточных хозяйств, так и всей отрасли. Например, широко распространены товарные интервенции производителям для районов, где выдался высокий урожай и цены реализации снижаются [1].

Поддержка низкорентабельных и убыточных предприятий – это, по сути, распределение дифференциальной земельной ренты и ренты по местоположению (расстояние от городов), получаемой от успешных хозяйств. Распределение может быть рассчитано как в виде недополученных доходов, которые могли быть получены, если бы государство направляло финансирование на еще большее укрепление экономически благополучных предприятий, а не только – в пользу нуждающихся в бюджетном финансировании. Может быть рассмотрена еще более радикальная версия, когда государство поддерживает только экономически развитые предприятия, ставя задачу получения максимума прибыли в целом по народному хозяйству. Реализация этой версии на практике приведет к значительному сокращению числа слабых хозяйств и, соответственно – уменьшению объемов выпуска продукции, резкому росту цен на продовольственные товары и сырье и еще более высоким доходам предприятий, агрохолдингов. Последние перестанут повышать темпы производства продукции для потребления внутри страны. Но при этом сохранят темпы роста экспорта, если позволят условия реализации на внешнем рынке. Такая ситуация наглядно прослеживается во многих промышленно-развитых странах, что проиллюстрировано нами в табл.1, показывающей замедление темпов роста реализации сельскохозяйственных продуктов.

Таблица 1

Приросты (%) реализации сельскохозяйственной продукции

внутри страны по отношению к базовому уровню 1991-1995 гг.

Страны
Периоды
1991-1995
1996-2000
2001-2005
2006-2010
2011-2015
2016-2020
США
100,0
4,1
4,6
4,4
3,8
3,5
Канада
100,0
2,7
3,0
3,1
2,6
2,2
Германия
100,0
1,8
2,7
2,5
2,4
1,9
Австралия
100,0
1,2
1,6
0,9
0,8
0,7
Источник: рассчитано авторами на основе данных [2,3,4]

В России сейчас наблюдается замедление роста производственных мощностей агрохолдингов. По нашим расчетам, проведенным на основе статистических данных за период 2011-2022гг. [5], в нашей стране замедление роста фондообеспеченности с учетом выбытия вследствие износа материальной составляющей в 2017-2022 г.г. по сравнению с этапом 2011-2016 г.г. составило 19,2%. Кстати, данная тенденция является общемировой. Но в России такое замедление более значительно и ощутимо в связи с известными трудностями воспроизводства в условиях внешнеэкономической изоляции. Замедление темпов экономического роста не является прямым его сокращением. Но усиливающееся ощущение данного замедления в России не безопасно для общего развития АПК и экономики в целом, т.к. может перейти в стадию прямого сокращения производства. В сложившейся ситуации незаинтересованные в объемном росте производства своей продукции успешные хозяйства будут искать другие возможности увеличения доходов. А именно – за счет снижения затрат. Наиболее надежным направлением достижения данной цели должен стать переход экономики АПК на освоение новейших современных высокопроизводительных технологий производства и управления в русле общего инновационного развития. К настоящему времени подразделения АПК России не все в равной мере освоили такие технологии. Кроме того, в каждом подразделении АПК среди предприятий наблюдается разное отношение к такого рода переходу. При этом есть различия в отношении к данному процессу и среди хозяйственно-правовых категорий предприятий.

В настоящее время предприятия всех подразделений АПК примерно в равной степени испытывают недостаток в средствах производства с инновационными свойствами при существенном различии обеспеченности по их видам.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения обеспечены высокопроизводительными станками металлообработки новейшего поколения на 75 %. Однако сроки их службы при отсутствии замены от зарубежных поставщиков ограничены в пределах 5-7 лет. Аналогичная ситуация с обеспеченностью данных предприятий материалами и комплектующими изделиями, относящимися к категории продукции с инновационными свойствами.

Сходная ситуация во II-й сфере АПК – растениеводстве и животноводстве с существенными различиями по видам используемых технических средств, биоресурсов [6].

Таблица 2

Инновационные характеристики подразделений АПК (I и II сферы)

Основные средства производства:
Доля используемых высокотехнологичных производственных ресурсов – в % к общему наличию:
Сельскохозяйственная техника -уборочная, посевная
35,4
Трактора
28,1
Автотранспорт
9,2
Погрузчики
13,3
Дорожная техника
21,6
Элитные породы скота
10,2
Элитные семена
15,8
Тепличное хозяйство
56,7
Лаборатории искусственного климата
43,2
Источник: рассчитано авторами на основе данных [5].

Для предприятий, производственных цехов, хранилищ, поставляющих пищевые продукты в магазины (III-я сфера АПК), длительное время характерно преобладание импортного оборудования.

Консервные заводы, холодильники, цеха переработки молочной, мясной, плодоовощной продукции, а также торговое оборудование укомплектованы импортными поставками на 80-90%. Однако остаточный срок службы этих средств производства находится в пределах 3-4 лет.

Учитывая, что все три подразделения АПК производственно и логистически связаны, при общей их зависимости от внешнеторговых поступлений, значительно сократившихся в последние годы, естественно предположить вероятность народнохозяйственной ориентации на импортозамещение не только в отмеченных секторах экономики, но и в значительной части смежных производств. Так, предприятия АПК должны быть обеспечены высокопроизводительными средствами производства, относящимся к новейшим инновационным разработкам по результатам прикладных научных исследований, работ конструкторских бюро, исследований в области информатики и организации систем управления.

С учетом проведенных нами исследований [7,8], обновление на базе собственных возможностей потребует значительных капитальных затрат со стороны как заказчиков инновационной продукции, оплачивающих требующиеся научные исследования и разработки, так и со стороны разработчиков, в свою очередь заказывающих необходимые им средства производства с инновационными характеристиками или пакет технологий их применения, программы и алгоритмы обработки масштабных информационных систем. Такого рода обоюдные издержки сопровождаются соответственно значительными сроками их окупаемости и длительностью периода освоения. Вовлеченность в данный процесс значительного числа предприятий в качестве потребителей и разработчиков инновационной продукции с соответствующим широким охватом отраслей, территориально-производственных комплексов потребует уточнения расчета межотраслевого баланса с учетом изменений прямых и косвенных затрат.

Известно, что в настоящее время именно по вышеуказанным причинам сельскохозяйственные предприятия, в том числе поставляющие свою продукцию агрохолдингам, в подавляющем большинстве не в состоянии нести такого рода высокие затраты при ограниченности собственных средств. Более того, даже при наличии средств не хотят их вкладывать в проекты с долгими сроками окупаемости.

Не будет излишне оптимистичным предположить, что для аграрных предприятий возможности сокращения собственных затрат на приобретение инновационной продукции и ее освоение может стать стимулом перехода к новейшим высокопроизводительным технологиям производства и управления. Такую возможность может предоставить только государство посредством своего участия в финансировании инновационных разработок, необходимых сельским субъектам хозяйствования в виде дополнения к традиционной для них помощи.

Предвидя значительные требуемые объемы такой поддержки, ощутимые на уровне госбюджетных затрат, необходимо посредством экспертных решений высококвалифицированных специалистов совместно с Правительством РФ определить первоочередные направления средств поддержки инновационных разработок. Предварительной стадией такой программы должен стать отбор и оценивание обоснованности заявок на заказ, выкуп инновационной продукции и определение числа потенциальных потребителей. Вторым критерием отбора должно быть оценивание затрат на проектирование, конструирование и изготовление продукции или подготовку пилотного проекта в случае его масштабности или технологической сложности.

Вариантами общего подхода к решению данной задачи может быть оценивание финансовых возможностей заказчика, определение долей вклада двух основных спарринг-партнеров – государства и предприятия. Возможно также участие во взаимодействии уровней регионального и отраслевого управления [9].

Последующие этапы отбора финансируемых инновационных проектов также предполагают использование критериев оценивания их востребованности и капиталоемкости. Таким образом, устанавливается очередность отбора [10, 11], необходимая при естественной ограниченности фонда финансирования.

Заключение

Прямым следствием практической реализации предложенного механизма выделения средств поддержки инновационных разработок будет повышение заинтересованности предприятий АПК в переходе на высокопроизводительные интенсивные технологии, обеспечивающие снижение себестоимости продукции за счет роста урожайности культур и продуктивности скота. При этом увеличение сроков окупаемости затрат уже не будет являться сдерживающим фактором при выборе новейших средств повышения эффективности производства. Причем мировой опыт показывает гарантированное повышение эффективности производства.

Рассматривая вопросы стимулирования перехода предприятий реального сектора на инновационное развитие, мы не случайно затронули в первую очередь изучение такого перехода и его конкретизацию именно для товаропроизводителей в подразделениях АПК. Продукция АПК является жизненно необходимой для жителей любой страны и незаменяемой по сравнению с другими товарами потребления. Сходными по значимости областями деятельности являются производство энергоресурсов, содержание армии и правоохранительных органов, развитие социальной инфраструктуры – жилья, дорог, медицинских учреждений. Однако среди названных видов деятельности при рассмотрении с позиции субъектов хозяйствования не все могут быть окупаемы, в отличие, например, от строительства жилья, разработки месторождений и их использования в производстве. В сфере АПК приведем пример зернового экспорта России, который уже длительное время показывает высокие результаты даже в условиях внешнеторговой изоляции, обеспечивая высокие доходы в народном хозяйстве страны и предприятиям АПК.

Переход на инновационное развитие, помимо прямого эффекта от получаемых экономических результатов, обеспечит позитивный тренд макроэкономических показателей в целом по народному хозяйству. Агропромышленный сектор экономики, помимо положительных результатов инновационного развития отраслей, имеющих жизнеобеспечивающее значение, оказывает прямое позитивное воздействие на качество жизни. Устойчивое инновационное развитие агропромышленного сектора позволит обеспечить положительные характеристики ряда показателей - например, низкие темпы роста цен в наименее защищенном от общей инфляции потребительском секторе, обеспеченность продуктами питания и их соответствие медицинским стандартам, экологическим нормам.

Таким образом, широкая поддержка инновационных разработок в агропромышленной отрасли с научно обоснованным механизмом финансирования позволит достигнуть высокопроизводительного развития и получить значимые экономические результаты.


Источники:

1. Денисов В. И. Ускорение развития аграрного сектора экономики России на основе повышения эффективности государственной поддержки сельских товаропроизводителей// Проблемы прогнозирования. 2019. №1. С. 95-105.
2. International Trade Centre.[Электронный ресурс]. URL: https://intracen.org/ (дата обращения: 05.03.2024).
3. Назаренко В. И. Мировое сельское хозяйство и Россия. Екатеринбург: Издательство Уральской сельскохозяйственной академии. 2010. 353с.
4. Назаренко В. И. Мировое продовольственное хозяйство. М: Издательство РГАУ-МСХА. 2011. 273с.
5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.03.2024).
6. Денисов В. И. Концептуальный взгляд на поддержку инновационной экономики аграрного хозяйства в России // Управление наукой: теория и практика. 2020. т. 2. №3. с. 102-112. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.3.6
7. Денисов В.И., Тулупов А.С. Инновационный подход к принятию решений народнохозяйственного уровня (на примере агропромышленного производства)// Продовольственная политика и безопасность. 2022. Т. 9. № 1. С. 9-22. DOI: 10.18334/ppib.9.1.114330
8. Денисов В.И., Тулупов А.С. Экономическая и социальная направленность возможного совершенствования аграрной политики в России // Продовольственная политика и безопасность. 2021. Т. 8. № 3. С. 229-248.DOI: 10.18334/ppib.8.3.112256
9. Lundval B. A., Jonson B., Andersen E. S. et al. National Systems of Production, Innovation and Competence Building // Research Policy. 2002. Vol. 31 (2). P. 213-231.
10. Cohen W. M., Levinthal D. A. Op. cit; Li X. Sources of external Technology, Absorptive Capacity, and Innovation Capability in Chinese State owned High-Tech Enterprises // World Development. 2011. Vol 39 (7). P. 1240-1248.
11. Magrini M. B., Galliano D., Aglomeration economies, finms spatial organizational and innovation performance from the French industry // Industry and innovation. 2012. Vol. 39 (7). P. 1240-1248

Страница обновлена: 03.12.2024 в 00:04:38