Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона
Черникова С.А.1, Ковалева Е.Б.1, Пыткина С.А.1
1 Институт экономики УрО РАН - Пермский филиал, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)
Цитировать:
Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 543-558. – doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43076864
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В условиях продолжающейся санкционной политики США и ряда стран Запада, а также ограниченности собственных финансовых ресурсов, совершенствование механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития агропромышленного комплекса (АПК) пространственно-отраслевых структур регионов приобретает возрастающую значимость, в том числе для обеспечения продовольственной безопасности и необходимого уровня конкурентоспособности аграрной сферы экономики России. При этом на первый план выходит вопрос формирования целенаправленного методологического и методического инструментария повышения эффективности государственной финансовой поддержки инновационного развития предприятий АПК. Проведенное исследование проблем инвестирования в агропромышленном комплексе Пермского края позволило авторам разработать механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры в составе шести базовых специализированных организационно-экономических блоков, обеспечивающих систему финансовых отношений между государственными структурами управления и хозяйствующими субъектами региональных агропромышленных комплексов. Разработанный механизм представляет собой инструментарий государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры. Результаты исследования позволяют глубже понять характер и направления государственной поддержки перспективных инновационных проектов, что должно способствовать эффективному привлечению инвестиций в развитие предприятий АПК.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, региональная экономика, пространственно-отраслевая структура, финансовые ресурсы, инновационно-инвестиционная деятельность
JEL-классификация: Q13, Q16, Q18
Введение
Развитие инновационно-инвестиционной деятельности предприятиями и организациями отечественного агропромышленного комплекса (АПК) в условиях продолжающейся санкционной политики США и ряда стран Запада является одной из стратегических задач в обеспечении продовольственной безопасности, социально-экономического развития национальной и региональной экономики, повышения конкурентных преимуществ аграрного производства и России в целом.
Как показывает практика, наращивание темпов роста инновационно-инвестиционной деятельности за счет собственных источников предприятий АПК или заемных средств не происходит, поскольку активность в достаточно затратной инновационно-инвестиционной сфере аграрного производства может быть в полной мере реализована при условии финансовой поддержки региональных и федеральных государственных структур.
Вместе с тем низкий уровень инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК пространственно-отраслевых структур регионов в значительной степени сложился не только вследствие недостаточной государственной финансовой поддержки, но и нехватки квалифицированных специалистов и менеджеров аграрного направления, отсутствия опыта ведения инновационно-инвестиционной деятельности, отставания уровня технико-технологической базы сельскохозяйственных предприятий, не системно обновляемой релевантной информации.
Авторы рассматривают инновационно-инвестиционную деятельность на предприятиях АПК как специфическую функционально-управленческую деятельность, направленную на адаптивно-эффективный поиск привлечения оптимального объема финансовых ресурсов для своевременной реализации научно-технических разработок в аграрном производстве и/или в системе менеджмента предприятия.
Представляется, что в складывающихся условиях отсутствие новых подходов к повышению эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, ориентированной на производство высококонкурентной сельскохозяйственной продукции, и внедрению в производственные процессы инновационного оборудования, техники и технологий и/или модернизированных средств производства может привести к невыполнению планов по достижению стратегических конкурентных преимуществ, устойчивости развития и упрочению положения на сельскохозяйственных рынках предприятиями российского АПК.
Несмотря на имеющиеся научные исследования и публикации по проблемам эффективности государственной финансовой поддержки развития отечественного АПК в конкурентной среде, недостаточно разработанными остаются теоретико-методологические, методические и практические аспекты финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий как со стороны государственных, так и предпринимательских структур.
В этой связи авторам видится целесообразным рассмотреть развитие агропромышленного комплекса региональной пространственно-отраслевой структуры через призму финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Очевидно, что проблема финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов АПК региональной пространственно-отраслевой структуры многофакторна и сложна как в стратегическом, так и в оперативном исполнении, особенно в рамках постоянного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и выявления собственных финансовых ресурсов для успешной финансово-хозяйственной деятельности в сегодняшней рыночной среде. Недооценка роли финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК обусловливает практическое отсутствие значимых инновационных проектов и связанное с этим отставание в обновлении оборудования, техники и технологий, а также выпуске новой конкурентоспособной продукции.
Интерес к исследованию государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК диктуется желаемыми результатами данной системной деятельности по ускоренному выпуску новой сельхозпродукции, обновлению техники и технологии производственных процессов как ключевому фактору повышения доходов и конкурентоспособности предприятий АПК.
Поэтому целью данного исследования является развитие теории и методологии государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК пространственно-отраслевой структуры регионов и разработка концептуального подхода к организации эффективного механизма финансовой поддержки аграрного производства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что выявление, анализ и устранение проблем, препятствующих государственной финансовой поддержке инновационно-инвестиционной деятельности, оказывают существенное влияние на темпы развития предприятий АПК пространственно-отраслевой структуры регионов.
В ходе достижения поставленной цели авторы обобщили научную новизну проведенного исследования в следующих положениях:
– сформулирована трактовка понятия «инновационно-инвестиционная деятельность на предприятиях АПК» с акцентом на адаптивно-эффективный поиск привлечения оптимального объема финансовых ресурсов для реализации НИОКР;
– уточнена роль мероприятий основных программно-стратегических документов федерального, регионального и муниципального уровней по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции;
– определены основные инструменты государственной поддержки АПК, которые взяты за основу моделирования эффективного механизма финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий;
– разработан механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур в составе шести специализированных организационно-экономических блоков, обеспечивающих систему финансовых отношений между государственными структурами управления и хозяйствующими субъектами региональных агропромышленных комплексов;
– в рамках разработанного механизма обоснованы его специфические характеристики, реализация которых должна способствовать эффективному инвестированию в инновационное развитие АПК.
Несомненно, меры государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий должны учитывать региональную специфику функционирования агропромышленного комплекса и то, как кризисные явления отразились на отдельных отраслях АПК (свиноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство и др.).
Целенаправленную государственную финансовую поддержку инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры необходимо осуществлять в виде национальных, региональных и муниципальных программ на основе системного подхода и программно-целевого управления. Следствием этого станет рост конкурентных преимуществ АПК и новый уровень социально-экономического развития региональной экономики.
Теоретический базис
Теоретической основой исследования государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры являются общая теория финансов и теория финансового регулирования, позволяющие обосновать механизм и ключевые направления финансовой поддержки на основе принципов софинансирования и взаимодействия публичных (государственных и муниципальных) и частнохозяйственных финансов (коммерческие и некоммерческие организации, домашние хозяйства, страховой и финансовый рынки и пр.).
Проблемы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельхозпредприятий АПК нашли отражение в трудах ряда отечественных ученых. Необходимость стимулирования инвестиционной деятельности АПК региона обоснована М. М. Трясциным [1] (Tryastsin, 2008), по мнению которого это позволит повысить конкурентоспособный потенциал отрасли. Усиление финансовой поддержки государством инновационной сферы А. Ф. Суховей, И. М. Голова, С. В. Кортов [2] (Sukhovey, Golova, Kortov, 2005) относят к числу наиболее неотложных мероприятий по активизации научно-технической и инновационной деятельности. При этом, как показывает опыт зарубежных стран, особенно важна государственная финансовая поддержка на начальных стадиях инновационно-инвестиционной деятельности предприятий [3] (Goncharov, 2006).
Значительное внимание в научных публикациях уделено вопросам организации и функционирования финансового механизма, регулирующего использование финансовых ресурсов не только в инновационно-инвестиционной деятельности, но и в финансово-хозяйственном процессе предприятий АПК. Так, в структуре финансового механизма И. Т. Балабанов [4] (Balabanov, 2002) выделяет следующие ключевые элементы: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение и информационное обеспечение, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет осуществлять финансовое воздействие на приоритетные в рыночной среде виды деятельности предприятий АПК. Опыт формирования инновационной системы агропромышленного комплекса обобщен в коллективной монографии под редакцией И. Г. Ушачева [5] (Ushachev, 2014). Необходимость прямого и косвенного участия государства в процессе производства АПК посредством финансирования и кредитования отражена в исследовании Л. Н. Горшковой [6] (Gorshkova, 2012). Характерные черты осуществления инновационно-инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий регионального АПК на основе программно-целевого управления раскрыты в работе В. М. Серова [7] (Serov, 2005).
Природа государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий в рыночной среде является одним из основных вопросов российской аграрной экономики, что обусловлено особенностями и спецификой ведения сельскохозяйственного производства.
По мнению авторов, кроме учета особенностей сельскохозяйственного производства (качество земли, ее плодородие, местоположение, сроки проведения работ, сезонность и пр.), при принятии решений по государственной финансовой поддержке сельского хозяйства необходимо также рассматривать дифференциацию региональных АПК по уровню инвестиционной привлекательности, включая оценку таких показателей, как состояние сельскохозяйственных земель; износ основных фондов; кредиторская задолженность; доля убыточных хозяйствующих субъектов; уровень затрат на технологические инновации; объем отгруженной новой продукции; доля сельского населения, среднедушевые доходы; численность занятых исследованиями и разработками и др.
То есть формирование государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК должно осуществляться с учетом инвестиционной составляющей регионального агропромышленного комплекса.
Материалы и методы исследования
С точки зрения решения рассматриваемой проблемы заслуживает внимание системный подход, согласно которому механизм государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК авторы представляют в современных исследованиях как совокупность релевантных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи между собой и образующих системно-комплексную целостность, обладающую такими свойствами как целенаправленность, управляемость и четкость разграничений финансово-экономических отношений. Этот подход полезен для исследования ключевых элементов, оказывающих влияние на рост или снижение выделяемых федеральными и региональными органами управления финансовых ресурсов для поддержки важнейших видов деятельности АПК, включая инновационно-инвестиционную. Так, многие отечественные исследователи наиболее оптимальным сценарием развития АПК считают инновационно-прорывной [8, 9] (Pytkin, Balandin, Ionova, 2014), (Lavrikova, Neganova, 2018).
Говоря о государственной финансовой поддержке инновационно-инвестиционной деятельности развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур, можно констатировать следующее:
– государственная финансовая поддержка развития АПК оказывается на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном;
– инструментом финансовой поддержки развития агропромышленного комплекса являются основные программно-стратегические документы – Государственная программа развития сельского хозяйства [10], Стратегия пространственного развития РФ [11] и др.;
– общесистемные меры поддержки реализуются в сферах налогообложения, кредитования, размещения государственного, регионального и муниципального заказов, снижения административных барьеров, цифровизации управления финансовыми ресурсами и пр.;
– распределение финансовых средств из федерального бюджета между регионами на развитие АПК осуществляется на конкурсной основе и на условиях софинансирования.
Вместе с тем большинство исследователей отмечают, что в настоящее время в агропромышленном комплексе регионов и России в целом сложилась принципиальная новая социально-экономическая ситуация, требующая мобилизации финансовых и аграрных ресурсов [9, 12, 13] (Lavrikova, Neganova, 2018), (Krasilnikova, 2019), (Ushachev, 2016).
Проведенный анализ показывает, что развитие АПК Пермского края реализуется в основном экстенсивным путем, когда уровень материально-технического оснащения остается крайне низким и имеет отрицательную динамику. В 2018 году уровень относительного показателя PSE указывал (табл. 1), что лишь 12,3 % дохода, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями, образуется за счет государственной поддержки в виде субсидий. Анализ показателей инвестирования, по данным Росстата, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ показателей инвестирования сельского хозяйства Пермского края за период 2011–2018 гг. (по данным Росстата)
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Инвестиции в основной
капитал на развитие сельского хозяйства,
млрд руб. |
201,85
|
256,91
|
252,99
|
307,09
|
296,78
|
304,67
|
379,80
|
374,72
|
Доля в общем
объеме инвестиций, %
|
3,00
|
3,00
|
2,90
|
3,10
|
3,00
|
2,90
|
3,40
|
3,10
|
Средства
государственного бюджета, млрд руб.
|
262,30
|
268,70
|
276,50
|
361,30
|
314,30
|
362,40
|
331,70
|
343,80
|
Удельный вес
сельского хозяйства в ВВП, %
|
0,60
|
0,70
|
0,60
|
0,50
|
0,40
|
0,40
|
0,40
|
0,40
|
Producer
Support Estimate (PSE), %
|
22,40
|
12,59
|
14,75
|
13,24
|
13,21
|
12,21
|
16,06
|
12,30
|
В Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства [14] отмечается, что с учетом определенных приоритетов государственная поддержка осуществлялась по семи основным направлениям, в том числе:
– поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве;
– поддержка инвестиционного кредитования агропромышленного комплекса;
– компенсация прямых понесенных затрат сельхозтоваропроизводителей на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
Вместе с тем, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2018 году сократились на 2,7 % и составили 183 083,0 млн руб., из них 2 980,7 млн руб. приходится на долю сельского хозяйства (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
Показатели
|
2017 г.
|
Уд. вес, %
|
2018 г.
|
Уд. вес, %
|
Всего
|
188 233,3
|
100,0
|
183 083,0
|
100,0
|
в том числе:
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
3 355,1
|
1,8
|
2 980,7
|
1,6
|
Обрабатывающие производства
|
81 377,3
|
43,2
|
84 689,3
|
46,3
|
в том числе:
производство пищевых продуктов |
2 082,1
|
1,1
|
2 194,7
|
1,2
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха |
22 656,3
|
12,0
|
12 653,4
|
6,9
|
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
|
936,5 |
0,5
|
871,3
|
0,5
|
Несмотря на важность всех составляющих инновационного развития региональной пространственно-отраслевой структуры, ключевое значение в сложившейся ситуации имеет техническое перевооружение АПК.
Вышеописанный методический инструментарий может рассматриваться как основа для моделирования эффективного механизма государственной финансовой поддержки развития инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры.
Результаты исследования
Успешные предприятия российского АПК в своей инновационно-инвестиционной деятельности сегодня целенаправленно решают следующие задачи: переход на новые высококонкурентные виды продукции; перевооружение технико-технологической платформы производственных процессов; внедрение цифрового управления; повышение уровня социального обеспечения своих работников.
Тем не менее в целом инвестирование инновационной деятельности в отечественном АПК остается на низком уровне. Сегодня практически отсутствует видение организации и эффективного функционирования механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития российского АПК.
Опираясь на обобщение трудов российских и зарубежных ученых [3, 15–17] (Goncharov, 2006); Barulin, 2017; Brigham, Ehrhardt, 2007; Van Horne, Wachowicz, 2018), а также результаты собственных исследований, мы предлагаем концептуальный подход к организации механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур.
Проведенный функционально-логический анализ позволил нам определить ключевые организационно-экономические блоки механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур, который изображен на рисунке 1.
Предлагаемый механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК, основанный на системе гармоничных финансовых отношений между федеральными, региональными, муниципальными уровнями управления и хозяйствующими субъектами региональных агропромышленных комплексов, структурно состоит из шести базовых организационно-экономических блоков (рис. 1).
Рисунок 1. Механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры (составлено авторами)
Назначение организационно-экономических блоков механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития региональных АПК с их краткой характеристикой в систематизированном виде представлено в таблице 3.
Таблица 3
Назначение и характеристика организационно-экономических блоков механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития региональных АПК (составлено авторами)
Наименование организационно-экономического блока
|
Назначение
организационно-экономического блока
|
Краткая формализованная
характеристика организационно-экономического блока
|
Программно-стратегические
документы
|
Целенаправленная
финансовая поддержка программ и стратегий инновационного развития
отраслей АПК
|
1.
Принципы и уровень финансовой поддержки маркетинговых и технологических
инновационных стратегий и программ развития отраслей АПК.
2. Время и срок действия стратегий и программ инновационного развития отраслей АПК. 3. Контроллинг за ходом реализации стратегий и программ инновационного развития отраслей АПК |
Финансово-управленческие
уровни и институты
|
Расширение
финансовых инвестиций в инновационные проекты АПК, предоставление на льготных
условиях займов и кредитов
|
1.
Финансовые инвестиции в проекты стратегий и программ инновационного
развития АПК структурами федерального, регионального, муниципального уровней
управления и институтами развития, а также предпринимательским
сообществом.
2. Наличие сбалансированной гармонизации интересов участников инвестирования в инновационные проекты АПК |
Финансовые
методы и рычаги
|
Формирование
совокупности финансового методического инструментария эффективного механизма
государственной поддержки инновационного развития АПК
|
1.
Методы рыночного привлечения внешних финансовых ресурсов: лизинг, факторинг и форфейтинг.
2. Методы традиционного привлечения финансовых ресурсов: инвестирование, кредитование, самофинансирование, самокредитование, софинансирование, налогообложение и пр. 3. Методы привлечения дешевых финансовых ресурсов: выпуск акций, облигаций, долговых ценных бумаг без потери финансовой устойчивости предприятий АПК. 4. Рычаги: доход, прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, арендная плата, курсы валют и ценных бумаг и др. |
Нормативно-инструкционные
регламенты
|
Внедрение
в процессы инновационной деятельности и инвестирования современных
нормативно-инструкционной документации, стандартов и регламентов
|
1.
Методические указания и рекомендации по расчету необходимой
финансовой поддержки реализации инновационных проектов.
2. Стандарты и регламенты технологии привлечения финансовых ресурсов. 3. Оптимизация структуры капитала |
Цифровое
информационное обеспечение
|
Обеспечение
мгновенного доступа к программным и стратегическим документам, отчетности,
статистике на основе применения цифровых технологий
|
1.
Цифровые устройства
2. Цифровые технологии 3. Современные коммуникации (Интернет, мобильная связь и др.) 4. Сетевой обмен информацией |
Законодательно-правовые
акты
|
Сопровождение
финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий АПК правовой
документацией хозяйственной деятельности, инновационной политики,
инвестиционной политики и пр.
|
1.
Законодательные акты федерального, регионального, муниципального, отраслевого
уровней и положения предприятий.
2. Указы президента РФ и постановления Правительства РФ |
Подводя итоги отметим, что представленный на рисунке 1 механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры обладает следующими характеристиками:
а) предполагает расширенное участие всех заинтересованных структур управления (федеральный, региональный, муниципальный, отраслевой, локальный уровни) в процессах разработки и принятия программных и стратегических документов инновационного развития АПК;
б) учитывает специфику отраслевых межуровневых финансовых отношений, позволяющих осуществлять финансовую поддержку инновационных проектов в аграрной сфере при активном содействии региональных институтов развития и финансовых институтов государственно-частного партнерства, аккумулирующих из бюджетных и внебюджетных источников финансовые ресурсы на инвестирование в социально-экономическое и инновационное развитие регионов;
в) может быть адаптирован под перспективные финансовые методы инвестирования как собственных, так и заемных финансовых средств на освоение аграрным производством новых видов сельскохозяйственной продукции или новых технологий, техники и оборудования;
г) позволяет применение в нормативно-инструкционном обеспечении методик оценки приоритетности инвестирования лучших для аграрной деятельности инновационных проектов, регламента (стандарта) гибкого управления инновационно-инвестиционной деятельностью на основе принципов и методов системы программно-целевого управления, систем проектного и матричного управления;
д) подразумевает применение цифровых технологий в контроллинге хода инвестирования и реализации инновационных проектов предприятиями АПК.
В целом предложенный нами механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры направлен не только на эффективное инвестирование финансовых ресурсов в инновационное развитие АПК, но и решение проблем, связанных с повышением конкурентных преимуществ отечественного аграрного производства и продовольственной безопасности.
Выводы
Результаты проведенного исследования показали, что государственная финансовая поддержка инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур требует системного научного подхода. В настоящее время низкий уровень активности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК сложился не только вследствие недостатка государственной финансовой поддержки и собственных финансовых ресурсов, но и отсутствия значимых для аграрного производства инновационных проектов и опыта внедрения передовых научно-исследовательских разработок. Для преодоления этой ситуации требуется усовершенствование действующего механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития предприятий АПК.
Реализация разработанного авторами механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих организационно-экономических блоков, построенного на системе финансовых принципов, методов, рычагов и нормативно-инструкционных регламентах, может быть направлена на максимально возможную в современных экономических условиях финансовую поддержку инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК.
Дальнейшим развитием исследования предполагается прогнозирование основных потоков финансовых ресурсов, ориентированных на государственную поддержку развития инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональных пространственно-отраслевых структур, с учетом коэффициентов инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Необходимо изучение динамики инновационной деятельности предприятий АПК в разрезе маркетинга, технологий и менеджмента с позиции применения цифровых технологий и современных методов коммуникаций (Интернет, мобильная связь и др.). Необходим мониторинг новых форм и схем инвестирования в инновационное развитие хозяйствующих субъектов региональных агропромышленных комплексов. Взаимосвязанные и целенаправленные объемы инвестиций должны отражать процесс инновационного развития сельскохозяйственных предприятий АПК региональных пространственно-отраслевых структур, особенно в плане модернизации производственных процессов на основе принципов бережливого высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции.
Источники:
2. Суховей А.Ф., Голова И.М., Кортов С.В. Формирование центров инновационной активности на Урале: теория и практика. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2005. – 121 с. РГБ. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002680686.
3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке / в 5 томах. – М.: МНИИПУ, 2006. – Т. 2. – 784 с. [Электронный ресурс]. URL: http://mniipu.org/auth/v-v-goncharov.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 528 с.
5. Формирование инновационной системы АПК: механизм государственно-частного партнерства / под ред. И.Г. Ушачева и др. – М.: ВНИИЭСХ, 2014. – 219 с. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22520537.
6. Горшкова Л.Н. Необходимость прямого и косвенного участия государства в процессе производства АПК посредством финансирования и кредитования / Социально-экономические проблемы современного общества: материалы II междунар. науч.-практ. конф., 1–2 июня 2012 г. – Пенза, Прага, Белосток: НИЦ «Социосфера», 2012. – С. 7–10. [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-25-5-12.pdf.
7. Серов В.М. Программно-целевое управление региональным АПК. – М.: Агри-Пресс, 2005. – 288 с.
8. Пыткин А.Н., Баландин Д.А., Ионова И.Г. Управление инновационным развитием региона в конкурентной среде. – Пермь: Полиграф Сити, 2014. – 257 с. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24232394.
9. Продовольственный рынок регионов России: новый вектор развития / под общ. ред. Ю.Г. Лавриковой и В.П. Негановой. – Екатеринбург: УрО РАН, 2018. – 776 с. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36611684.
10. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, ред. от 31.03.2020). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795.
11. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, ред. от 31.08.2019). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094.
12. Красильникова Л.E. Управление агропромышленными территориально-экономическими системами: теория, методология и практика. – Пермь: Прокростъ, 2019. – 368 с. РГБ. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009965809.
13. Ушачев И.Г. Стратегические направления устойчивого развития агропромышленного комплекса России // АПК: экономика, управление. – 2016. – № 11. – С. 4–15. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27238439.
14. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.06.2019 № 1352-р). Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/37271.
15. Барулин С.В. Финансы. – М.: КноРус, 2017. – 640 с.
16. Бригхэм Ю.Ф, Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент / пер. с англ. – СПб: Питер, 2007. – 960 с.
17. Ван Хорн Д.С., Вахович Д.М. Основы финансового менеджмента / пер. с англ. – М.: Вильямс, 2018. – 1232 с.
Страница обновлена: 31.07.2024 в 00:02:05