Конкурентные преимущества предприятий ЖКХ для привлечения инвесторов
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (15), Август 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17872561
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Повышение конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в современных российских условиях приобретает особую актуальность, поскольку вектор развития национальной экономики России становится всё более ориентированным на конкурентоспособность и энергоэффективность.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ЖКХ, ресурсопотребление, ЖКУ, сфера ЖКУ
В последние десятилетия наметилась тенденция трансформации экономических отношений, форм, методов в направлении реализации инновационной политики государства. Инновационные процессы, основанием которых является конкуренция в сфере экономики, рассматриваются как саморазвивающиеся. При этом государство, регулируя направление и динамику инновационных процессов, структурные сдвиги в производстве, обмене, объемы и направления инвестиций, структуру хозяйственных связей, занятость, формирует инновационную организационно-экономическую структуру экономики.
Выбор применяемых управленческих решений на макро-, мезо-, микро- и муниципальном уровнях сферы ЖКХ должны соответствовать критериям экономической рациональности с точки зрения удовлетворения общественных потребностей, а также технических и экономических возможностей. Механизм институциональных преобразований в жилищно-коммунальном комплексе обладает сложной структурой, так как в первую очередь должен учитывать существующие традиции, уже сформированные и устоявшиеся представления о предоставлении жилищно-коммунальных услуг и культурно-этическое наследие административно-территориальной единицы, а также общее положение по действующим правовым нормам.
Экономическая система жилищно-коммунального комплекса может развиваться по следующим основным институциональным подходам:
Нормативно-законодательные акты призваны регулировать хозяйственную деятельность предприятий и поведенческие стереотипы населения, поэтому в системе ЖКК для разработки механизма институционального преобразования можно выделить два направления:
Выработанные для участников преобразований конкретизированные результаты будут достигнуты при оптимальной согласованности действий, поэтому институциональные преобразования должны касаться всех взаимодействий, чтобы остановить развитие дисбаланса в сфере ЖКУ в связи с состоянием объектов ЖКХ, их содержанием и обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, ресурсосбережением и ресурсопотреблением (сопоставление этих двух показателей указывает на эффективное функционирование систем ресурсоснабжения от поставщика до потребителя), а также создать для малого и среднего предпринимательства платформу конкурентной среды.
По результатам проведенного исследования приведем перечень конкурентных преимуществ, присущих предприятиям городского хозяйства, за счет реализации которых можно повысить уровень конкурентоспособности предприятия (табл. 1).
Разделим их на 5 основных групп:
Таблица 1
Конкурентные преимущества предприятий городского хозяйства и пути их достижения
Конкурентные преимущества
|
Пути достижения и использования конкурентных преимуществ
| |
Ресурсные
| ||
Поставщики
|
Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших.
| |
Доступ к качественным ресурсам и сырью
|
Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к более качественным и дешевым ресурсам.
| |
Учет и анализ использования всех видов ресурсов
|
Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов способствует снижению издержек, следовательно, является фактором конкурентного преимущества.
| |
Функционально-стоимостной анализ предоставляемых услуг
|
Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа.
| |
Оптимизация эффективности использования ресурсов
|
Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как основная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества услуг.
| |
Технические
| ||
Оборудование
|
Увеличить удельный вес прогрессивного, ресурсосберегающего оборудования, снижать уровень износа оборудования.
| |
Качество предоставляемых услуг
|
Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества.
| |
Управленческие
| ||
Менеджеры
|
Повышать уровень квалификации управленцев, увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров.
| |
Персонал
|
Постоянно осуществлять отбор работников, повышать его квалификацию, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала.
| |
Организация бесперебойной поставки сырья, ресурсов
|
Удержание этого конкурентного преимущества требует высокой дисциплины и контроля за всем процессом оказания ЖКУ.
| |
Функционирование системы менеджмента компании
|
Удержание этого преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления.
| |
Рыночные
| ||
Доступ к рынку ресурсов
|
Необходимо изучить параметры рынка, проводить мониторинг рыночной инфраструктуры.
| |
Лидирующее положение на рынке ЖКУ
|
Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ компании.
| |
Эффективность предоставления услуг
|
Достигается высоким уровнем логистики и маркетинга.
| |
Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры
|
Достигается путем анализа действия законов спроса и предложения, конкуренции, а также наличием качественной информационной базы и квалифицированных специалистов.
| |
Эффективность функционирования предприятия
| ||
Показатели доходности
|
Данные показатели определяются индивидуально. Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ предприятие должно повышать научный уровень управления. Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость услуг, но выше интенсивность и качество услуг.
| |
Интенсивность использования капитала
| ||
Финансовая устойчивость
| ||
Перечисленные в данной таблице конкурентные преимущества являются максимально возможными для любого предприятия городского хозяйства. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым. Чем большим количеством преимуществ обладает предприятие, тем выше его конкурентоспособность на рынке относительно настоящих и потенциальных конкурентов.
Достижение благоприятного инвестиционного климата для осуществления инвестиционных проектов в ЖКК требует постоянной поддержки со стороны государственных и предпринимательских структур, поэтому традиционная схема бюджетирования ЖКХ будет сохранять свою актуальность и значение в рамках институциональных изменений.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что в связи с тем, что институциональные преобразования более адаптивны к изменениям развивающихся условий, в том числе условиям развития рыночной экономики, изменения в организационно-техническом аспекте системы ЖКХ должны иметь запас времени, чтобы охватить всех субъектов (участников институционального процесса): объекты жилищного фонда, поставщиков ЖКУ и потребителей-населения.
Такая ситуация вносит некоторый дисбаланс между временными рамками по принятию институционального решения и его исполнением, вследствие объективных условий осуществления хозяйственных функций ЖКХ, а также неспособности экономически быстро и рационально реализовать субъектами ЖКХ законодательно принятые требования. Поэтому необходимо устанавливать пролонгированные сроки для достижения желаемого результата, в которых обязательно будет учитываться возможность трансформации существующей ситуации под современные нормативные требования, основываясь на циклическом характере комплексных изменений.
Однако институциональные преобразования могут привести к негативным процессам, к таким, как подавление деловой активности экономических субъектов, рост уровня издержек по реализации хозяйственных функций или к снижению эффективного использования своего ресурсного потенциала из-за неосознанной мотивации происходящих процессов, что отражается на внутриотраслевом экономическом взаимодействии, поэтому требуется качественно новый подход к институциональным преобразованиям, основанным на тесном взаимодействии участников ЖКК и объективной взаимосвязи с действительной ситуацией в жилищном фонде (обращения граждан) и внутренних резервов (материально-технической базы и кадрового состава) и финансовых возможностей (получение прибыли и ее роста) в сочетании с существующей необходимостью (повышения качества предоставляемых услуг).
Источники:
2. Нуруллина О.В. Жилищный фонд: методика отбора домов для оказания ремонтных услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12. – С. 135-140.
3. www.mert.tatar.ru
4. www.eco.tatarstan.ru
5. www.minstroy.tatarstan.ru
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:02:05