Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций

Лыткин С.О.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49089399
Цитирований: 17 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассмотрены основы процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Определена роль инвестиционного потенциала, инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в принятии решения иностранного инвестора по инвестировании средств в ту или иную страну. Рассмотрены особенности иностранного инвестирования в России в период пандемии коронавируса и введенных против страны санкций. Определены сдерживающие иностранное инвестирование факторы и предложены пути минимизации их негативного влияния.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность

JEL-классификация: F21, F62, E22



Введение. Инвестиции играют важную роль в экономическом развитии стран мира, именно они обеспечивают прирост ВВП, вносят положительные изменения во внутреннюю социально-экономическую политику, механизмы функционирования ресурсов и формируют внешнюю политику. Эффективная инвестиционная политика создает фундамент для развития стратегически важных для государства отраслей, качественных преобразований структуры экономики и качественного представления продукции страны на международном рынке.

Проблема привлечения иностранных инвестиций становится одной из ключевых в работах многих ученых-экономистов, занимающихся исследованием инвестиционных процессов и их развития, с момента начала развития рыночных основ хозяйствования и развития международных отношений.

Для обеспечения устойчивого экономического роста иностранные инвестиции является одним из ключевых факторов, на котором акцентируют свое внимание правительства многих развитых и развивающихся стран. Именно иностранные инвестиции становятся основой качественного экономического развития в странах мира, которые также отражают благоприятное развитие инвестиционного климата страны – ключевого показателя при анализе иностранными инвесторами возможностей инвестирования средств в ту или иную страну.

Для укрепления своих позиций на международном рынке и повышения инвестиционного имиджа страны правительства стран мира работают над обеспечением роста социально-экономического развития, условий политической стабильности и формированием условий для обеспечения защищенности интересов иностранных инвесторов. С ускорением темпов экономического развития большинство стран мира наиболее актуальной проблемой рассматривают инвестиционную привлекательность как наиболее общий индикатор возможности направления инвестиций в каждый определенный объект (страну, регион, отрасль, предприятие).

Россия в данном вопросе не исключение – правительство страны также заинтересовано в увеличении прироста поступления иностранных инвестиций. Однако с 2014 года с введением санкций против страны отмечаются изменения в структуре и динамике объемов иностранных инвестиций, которые усугубились кризисными 2016–2018 гг. и наступлением кризиса, связанного с пандемией коронавируса в 2020 году [1, с. 97] (Karimov, 2021, р. 97). Хотя рейтинг России в списке топ-10 стран, наиболее привлекательных для инвестирования среди стран Европы, возрос в 2020 году до 9-го места [2], приток прямых иностранных инвестиций сократился почти в 5 раз [3, 4] (Maglinova, 2021). Данные внешние вызовы обусловили необходимость поиска новых путей привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с целью поддержки и развития наиболее пострадавших отраслей в экономике страны [5, с. 102] (Tsareva, 2021, р. 102).

Современная российская экономическая наука содержит большое количество работ, в которых исследуется проблема иностранных инвестиций. В частности, в работах Каримова М.М. [1] (Karimov, 2021), Кособуцкой А.Ю. [6] (Kosobutskaya, Tregubova, Ravuanzhinirina, 2021), Маглиновой Т.Г. [4] (Maglinova, 2021) исследованы основные особенности, характеристики и тренды мировых тенденций прямых иностранных инвестиций, даны прогнозы их потоков до 2025 года. Особенности, динамика и характер влияния кризиса на развитие прямых иностранных инвестиций рассмотрены в работе Смирнова Е.Н. [20] (Smirnov, Lukyanov, 2021). Необходимость отслеживания особенностей развития иностранного инвестирования, факторов, влияющих на данный процесс, и пути активизации их притока в определенные страны, представлены в работах Квашиной И.А. [18], Нагдиевой М.Г., Рамазановой Л.М. [10] (Ramazanova, Nagdieva, 2018), Царевой Л.В. [5] (Tsareva, 2021) и других.

Цель статьи. Анализ современных особенностей процесса иностранного инвестирования в экономике Российской Федерации и формирование практических рекомендаций по активизации привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику в период пандемии коронавируса.

Новизна. Выявлены взаимосвязи и системы факторов, обуславливающих заинтересованность иностранного инвестора во вложении средств в экономику Российской Федерации в контексте инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, на основании чего были сформированы рекомендации по совершенствованию механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

Гипотеза. Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации зависит от ее инвестиционного климата как комплексной экономической категории.

Методология исследования представляет собой применение методов системного анализа и систематизации в части рассмотрения сущности, роли и взаимосвязи инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала и инвестиционного климата; методов экономического и статистического анализа в части анализа тенденций, динамики и особенностей процессов иностранного инвестирования в экономике России; методов индукции и дедукции в части обобщения полученных выводов.

Основная часть. С распространением международных отношений и международной торговли развитие получили и иностранные инвестиции, которые стали фактором развития экономики стран-реципиентов. И хотя инвестор в инвестировании заинтересован больше, чем реципиент, именно реципиент должен создать условия для привлечения внимания иностранного инвестора, поскольку наибольшую социально-экономическую выгоду получит именно страна-реципиент; инвестор же получит прибыль. Именно с целью получения максимальной прибыли инвестор проводит анализ экономического развития объекта инвестирования, а также оценку уровня инвестиционного потенциала и определяет наличие инвестиционного риска.

Инвестиционный потенциал и риск обусловлены объективными факторами и уровнем их влияния на социально-экономическое развитие страны, наиболее важные среди них: особенности географического положения, наличие природных ресурсов; и наиболее важными субъективными факторами, такими как уровень развития человеческого капитала и инфраструктуры [6, с. 108–109] (Kosobutskaya, Tregubova, Ravuanzhinirina, 2021, р. 108–109). Именно от уровня эффективности использования объективных и субъективных факторов социально-экономического развития страны зависит уровень его инвестиционного потенциала и риска.

Ускорение темпов роста инвестирования в основной капитал является важным для Российской Федерации, в связи с чем и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7] разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

С 2014 года с введением санкций против России и принятием курса импортозамещения Президент России посланием Федеральному Собранию определил стратегическое направление экономики страны на ближайшие десятилетия: необходимость снятия зависимости от импортных товаров и технологий и активизация развития отечественных производителей [8], для чего необходимо привлечение инвестиций, в частности и иностранных. Одним из ключевых приоритетов Правительства Российской Федерации является формирование благоприятной предпринимательской среды [9]. Это позволит ускорить процессы технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличить экспорт несырьевой и неэнергетической продукции. Минэкономразвития России разработало отраслевой раздел Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП: к 2024 году для достижения данного показателя запланирован прирост инвестиций до 23,6 трлн руб. (в 2,5 раза относительно показателя 2017 года) согласно утвержденному Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. Плану от 13 февраля 2019 г. № 1315п-П13 [9]. Для России обеспечение прироста инвестиционного потенциала становится ключевым стратегическим направлением после 2014 года.

Уровень инвестиционного потенциала – основа инвестиционной привлекательности, которая является ключевой компонентой инвестиционного климата [10] (Ramazanova, Nagdieva, 2018) – обширного понятия, включающего в себя географическую, социальную, культурную, финансовую, политическую, законодательную составляющие, уровень коррумпированности и рисков.

Можно сказать, что инвестиционный климат – главный показатель для иностранного инвестора при оценке страны, который представляет собой совокупность соционально-экономических и нормативно-правовых показателей, обеспечивающих привлекательность для инвестирования средств в страну, регион, отрасли, предприятия (детализация показателей представлена на рисунке 1).

Рисунок 1. Совокупность показателей, оцениваемых иностранным инвестором в составе инвестиционного климата страны при принятии решения об инвестировании средств

Источник: составлено автором.

Россия в условиях ограничений с 2014 года активно стабилизировала и улучшала большинство из показателей инвестиционного климата, что отражено улучшением позиций страны в международных рейтингах (рис. 2) и приростом объемов инвестирования в экономику страны с 2014 года.

Динамика объемов иностранных инвестиций в экономику России возрастала с 2011 года вне зависимости от внешнеэкономических условий и факторов, что подтверждено данными на рисунке 3. И именно в период начала пандемии коронавируса – 2020 снижение поступления иностранных инвестиций составило 23%, данной негативной динамики не было отмечено за всю историю участия иностранных инвесторов в экономическом развитии России. Данная тенденция в 2020 году была свойственна всей мировой экономике: по данным ЮНКТАД, сокращение глобальных прямых инвестиций составило 42% [10] (Ramazanova, Nagdieva, 2018).

Хотя в период с 2012 года и отмечалось снижение роли иностранных инвестиций в объемах инвестирования, в 2019 году впервые с 2015 года был отмечен прирост иностранных инвестиций в экономику России. Однако пандемия коронавируса в 2020 году негативно повлияла на поступление инвестиций в страну, их удельный вес снизился до 5,2% – самый низкий показатель за последние 15 лет (рис. 4).

За период 2013–2020 гг. улучшение позиций России в международных рейтингах отражает положительную динамику инвестиционного потенциала страны и улучшение инвестиционного климата в частности по следующим ключевым позициям: подключение предприятий к сетям, получение разрешений на строительство, усиление защиты миноритарных инвесторов, корпоративной прозрачности, упрощение уплаты налогов за счет сокращения проверки налоговых органов и программного обеспечения 1С, используемого для подготовки налогов и заработной платы.

С периода начала введения санкций против России в 2014 году в стране произошел прирост иностранного инвестирования, несмотря на влияние негативных внешних факторов, продолжалось укрепление позиций на международном рынке инвестиций. А нестабильная динамика иностранного инвестирования в период 2014–2020 гг. была связана с внутренними факторами, отраженными на рисунке 5.

Рисунок 2. Россия в международных рейтингах в 2012–2020 гг., место

Источник: составлено автором с использованием источников [12–16].

Рисунок 3. Объемы иностранных инвестиций в основной капитал в России в 2008–2020 гг., млрд руб.

Источник: составлено автором с использованием источника [17].

Рисунок 4. Удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в России в 2008–2020 гг., %

Источник: составлено автором с использованием источника [17].

Рисунок 5. Внутренние факторы нестабильности иностранного инвестирования в экономику России в 2014–2020 гг.

Источник: составлено автором.

В целом сформированная нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории России имеет ряд сложностей и характеризуется сложностью, несистемностью и раздробленностью (отдельные аспекты регулируются нормами хозяйственного, налогового, валютного, банковского, финансового, таможенного, гражданского и земельного законодательства, правовыми актами о приватизации, предпринимательстве, инновационной деятельности, ценных бумагах и фондовом рынке и тому подобное).

В связи с этим России необходимо и далее с учетом мирового опыта развития процессов иностранного инвестирования на территории государства уделять внимание совершенствованию механизмов функционирования особых, отличных от общенационального режима, более преференциальных условий деятельности [18] (Kvashnina, 2021). В России уже получили развитие особые экономические зоны (ОЭЗ) и даже показали свою эффективность: созданы и функционируют 43 ОЭЗ (в 2019 году их было 25) (24 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 16 лет работы в ОЭЗ зарегистрировано 967 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран (страны с наибольшим удельным весом участия в инвестировании отражены на рисунке 6 за период 2005–2021). За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,43 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 632,3 млрд рублей (что в 3 раза больше объема 2019 года), было создано более 48 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 229,7 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов [19].

В период коронакризиса, с начала 2020 года, Россия ощутила снижение уровня деловой активности в большинстве отраслей реального сектора: так, в сфере деятельности ресторанного и гостиничного бизнеса отмечен максимальный убыток; в сфере деятельности туристических агентств прирост убытка почти 900%; в сфере культуры – почти 800%; в сфере транспорта – более 300% (рис. 7).

Рисунок 6. Страны – лидеры по объему осуществляемых инвестиций в ОЭЗ России в среднем за период 2005–2021 гг., %

Источник: составлено автором с использованием источника [9].

Рисунок 7. Динамика наибольших негативных сальдированных финансовых результатов деятельности организаций по видам экономической деятельности в России в 2018–2020 гг., %

Источник: составлено автором с использованием источника [17].

Последствия пандемии только с начала 2022 года начали постепенно снижать свое негативное влияние на экономику России, однако в этот период были введены новые пакеты антироссийских санкций, связанных с началом специальной военной операции на территории Украины. Данный фактор также в перспективе окажет негативное влияние на процессы иностранного инвестирования.

В связи с вышеописанным можно сказать, что в привлечении иностранного инвестирования в контексте восстановления после кризиса пандемии коронавируса в большей степени нуждается именно реальный сектор экономики России, поскольку именно он может обеспечить технологическое обновление существующих производственных мощностей и создание новых, поддержку рынка труда и обеспечение экономического роста.

Таким образом, на ближайшую перспективу, с учетом особенностей глобальных тенденций изменения потоков иностранных инвестиций [20, с. 1023] (Smirnov, Lukyanov, 2021, р. 1023), для активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо:

1) продолжить совершенствование нормативно-правовой базы в части стимулирования инвестирования в экономику страны: повышать уровень защиты интересов инвесторов; обеспечить открытость и понятность системы налогообложения и льгот, предоставляемых инвесторам; обеспечить усиление мер борьбы с коррупцией; обеспечить продолжение улучшения административной среды ведения бизнеса; продолжать совершенствовать и развивать систему взаимодействия органов исполнительной власти федерального, регионального уровней с субъектами инвестирования;

2) выделить наиболее глобальные риски, которым подвергаются иностранные инвесторы в современных условиях инвестирования в Россию, и снизить их негативное влияние на вхождение капитала в страну;

3) обеспечить прозрачность и четкую организацию системы взаимоотношений «инвестор – профессиональный участник – регулятор» с акцентом на права, обязанности и реализацию процесса инвестирования в части прав инвестора.

Заключение

Инвестиции являются важным источником экономического роста, в которых заинтересованы субъекты и объекты инвестирования. Иностранные инвестиции играют значительную роль в качественных преобразованиях структуры экономики стран мира. Поскольку ключевой целью инвестирования средств для любого инвестора является получение максимальной прибыли, иностранные инвесторы при принятии решения инвестирования в ту или иную страну рассматривают ее инвестиционный потенциал, оценивают инвестиционную привлекательность и изучают инвестиционный климат.

Россия является перспективной страной для инвестирования, что обусловлено ее выгодным географическим положением, богатством природных ресурсов, активно развивающимся рынком труда и инфраструктурой. Благоприятные прогнозы по развитию инвестиционных процессов в стране дают и международные рейтинги инвестиционной привлекательности: Euromoney, Institutional Investor, Transparency International, Business Environment Risk Intelligence (BERI), Moody's Investor Servise и методика Всемирного банка Investment Climate Survey (ICS) и др..

И хотя все еще сохраняются негативные факторы, такие как несовершенное законодательство, сложная и не всегда понятная налоговая система, риски обесценения капитала, высокий уровень коррупции, Россия постепенно укрепляет позиции на международном рынке инвестирования. Однако непредсказуемым фактором риска стала пандемия коронавируса, которая охватила в 2020 году весь мир, оказав значительное негативное влияние на реальный сектор экономики, снизила темпы экономического роста во всех странах мира, сократила объемы инвестирования. На фоне данной ситуации отмечается снижение объемов иностранного инвестирования и в России. Ситуация стабилизировалась к концу 2021 года.

Необходимо в дальшейшем сосредоточить внимание на максимальном улучшении условий для иностранных инвесторов с целью повышения их доверия: повысить прозрачность системы взаимоотношений власти и бизнеса, снизить коррупцию, повысить прозрачность системы налогообложения и усовершенствовать нормативно-правовое регулирование прав инвесторов.

Начало специальной военной операции на территории Украины в феврале 2022 усложняет процесс прогнозирования инвестиционных процессов России на ближайшую перспективу, однако принятые шаги правительства на активизацию отечественных производителей позволят стабилизировать экономическую ситуацию и начать восстановление в постковидном периоде.


Источники:

1. Каримов М.М. Мировые тенденции прямых иностранных инвестиций и прогнозы потоков до 2025 года // Экономика: анализы и прогнозы. – 2021. – № 3(14). – c. 97-104.
2. Несмотря на COVID-19, 99 % проектов ПИИ в России будут реализованы. Ey.com/. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/ru_ru/news/2020/07/ey-european-attractiveness-survey-2019 (дата обращения: 05.05.2022).
3. Прямые иностранные инвестиции в Россию упали более чем впятеро. Rosbalt.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2020/10/09/1867487.html (дата обращения: 05.05.2022).
4. Маглинова Т.Г. Прямые иностранные инвестиции в условиях неравномерного восстановления экономики // Вектор экономики. – 2021. – № 12(66).
5. Царева Л.В. Контроль прямых иностранных инвестиций как современная тенденция инвестиционного законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2021. – № 5. – c. 94-103. – doi: 10.12737/jflcl.2021.056.
6. Кособуцкая А.Ю., Трегубова В.Д., Равуанжинирина А.В. Прямые иностранные инвестиции: современные тренды // Теоретическая экономика. – 2021. – № 7(79). – c. 106-118. – doi: 10.52957/22213260_2021_7_106.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200 (дата обращения: 01.05.2022).
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_171774/#dstO (дата обращения: 02.05.2022).
9. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat (дата обращения: 02.05.2022).
10. Рамазанова Л.М., Нагдиева М.Г. Инвестиционный климат в Российской Федерации и факторы его определяющие // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2018. – № 2. – c. 39-43. – doi: 10.21779/2500-1930-2018-33-2-39-43.
11. Доклад о мировых инвестициях, 2020 год. Международное производство после пандемии. Unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2020_overview_ru.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
12. Doing Business. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doingbusiness.org (дата обращения: 04.05.2022).
13. Investment Climate Surveys. [Электронный ресурс]. URL: http: //rru/worldbank.org/InvestmentClimate (дата обращения: 04.05.2022).
14. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: http://www.standardandpoors.ru (дата обращения: 04.05.2022).
15. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 04.05.2022).
16. Best Countries for Business. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/best-countries-for-business/list (дата обращения: 04.05.2022).
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 05.05.2022).
18. Квашнина И.А. Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 3. – c. 121-132. – doi: 10.52180/2073-6487_2021_3_121_132.
19. Особые экономические зоны. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony (дата обращения: 05.05.2022).
20. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Глобальные прямые иностранные инвестиции: структурные изменения в условиях текущего кризиса // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 1014-1026. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-21.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 21:37:33