Краудфандинг как инструмент привлечения инвестиций в инновационные технологии
Бабкин А.О.1
1 Государственный университет управления, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059106
Аннотация:
В статье представлен обобщающий анализ концепций понятия краудфандинга и связанных с ним понятий. Определено влияние краудфандинга и краудинвестинга на конъюнктуру современного рынка. Показано, что на эффективность привлечения инвестирования на краудфандинговых платформах наибольшее влияние оказывает ряд факторов, а именно: четко определенная тема и цель проекта, спрос со стороны общества, соответствующая цена реализации проекта и ряд других. Предложены мероприятия по развитию проектов инновационных технологий и рекомендации по поддержке государства в вопросе регулирования краудфандинга как инструмента привлечения инвестиций в производство, которые будут интересны краудинвесторам.
Ключевые слова: краудфандинг, инвестирование, инновационные технологии, финансирование, краудфандинговая платформа, привлечение средств
JEL-классификация: M30, M31, Z33
Введение. Инвестиции и их привлечение – это достаточно насущная потребность рыночной экономики, особенно в актуальной на текущий период времени сфере производства. В России недостаточно детализирована законодательная база для определения краудфандинговой платформы как системы кредитования. С целью содействия развитию технической и технологической основ производства в России необходимо поддерживать разработку инновационных технологий, а самой удобной базой для привлечения средств в инновации являются краудфандинговые платформы. Для реализации разработки инновационных технологий необходимо формирование и развитие краудфандинга как инструмента инвестирования в стране, на основе донорства и материального вознаграждения при привлечении финансовых моделей финансирования. Вопросы, направленные на поиск методологических подходов к исследованию формирования и развития краудфандинга, требуют дальнейшего развития и научной дискуссии с акцентом на его государственное регулирование.
Вопрос краудфандинга с каждым годом все больше привлекает к себе внимание ученых в связи с распространением этого явления. Исследованием вопроса коллективного финансирования занимались Е.О. Савченко, А.А. Москалёва [1], Н.Б. Колотова [2], Г. А. Отливанская [7] и другие. Несмотря на наработки ученых в анализируемой сфере, ряд актуальных задач по указанной тематике до сих пор не решен. С учетом тенденций инвестирования в иностранные инновационные проекты на краудфандинговой платформе, недостаточно исследованными остаются вопросы краудфандинга как инструмента привлечения инвестиций в инновационные технологии. Целью статьи является анализ особенностей формирования и определения перспектив развития краудфандинга как инструмента привлечения инвестиционных ресурсов в производство в период глобальных изменений. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении краудфандинга как перспективного способа финансирования бизнес-идей. Гипотезой исследования выступает следующая: сегодня с точки зрения законодательства РФ краудфандинг в полной мере регулируется на нормативно-правовом уровне. Методологической основой работы являются общенаучные методы понятийного анализа, систематизации, классификации общенаучных представлений о краудфандинге, а также экспертно-аналитический и сравнительный методологические подходы.
Результаты исследования. В условиях современного рынка компаниям нужно искать альтернативные пути инвестирования в проекты, что позволит им расширить свои возможности в условиях жесткой конкуренции не только внутри страны, но в особенности с компаниями западной коалиции. Однако уровень инвестиций на производственном уровне в РФ имеет тенденцию не к расширению, а скорее к сокращению, что требует скорейшего решения данной задачи, например, посредством привлечения новых методов стимулирования к инвестированию. Характерные особенности финансового инвестирования, в свою очередь, состоят в следующем: капитал вкладывается в процессе деятельности предприятия, когда определены потребности в реальных инвестициях; обеспечивает механизм осуществления внешнего инвестирования.
Решающим фактором успеха концепции краудфандинга является диджитализация общества по распространению присутствия интернета в жизни людей. Количество пользователей Интернета по состоянию на 2019 год выросло примерно на 210%, по сравнению с 2005 годом. В нынешних условиях рынок все больше насыщается цифровым оборудованием и цифровыми ресурсами. Теперь люди способны постоянно общаться и передавать информацию, поэтому и инвестирование через Интернет стало гораздо доступнее для значительного количества частных лиц.
Определение термина краудфандинга, как экономической категории, имеет большое количество вариантов, но ни одно из существующих определений не получило общего научного признания. Анализ научных определений сущности краудфандинга приведен в таблице.
Таблица 1
Анализ научных определений понятия краудфандинга*
Источник
|
Определение
|
[4]
|
Это
процесс просьбы одной стороны и получения денег и других ресурсов у многих
физических лиц для финансирования проекта в обмен на денежное или не денежное
вознаграждение.
|
[2]
|
Это
коллективное финансирование или коллективное сотрудничество людей, которые
добровольно объединяют свои финансовые или другие ресурсы для поддержки
других людей или организаций.
|
[1]
|
Это
открытая платформа, обычно Интернет-платформа для сбора денежных средств,
поступающих от обычных людей, в виде пожертвований или в обмен на любую
другую форму вознаграждения для финансирования идей и целей других людей.
|
[6]
|
Это
модель коллективного финансирования, которое предусматривает аккумулирование
средств на продукт, проект или организацию за счет значительного количества,
обычно небольших сумм, собранных от людей.
|
[13]
|
Это
когда предприятия, организации или частные лица финансируют проект или
предприятие с помощью небольших пожертвований от многих людей.
|
Краудфандинг — это деятельность, которая фокусируется на привлечении финансирования со стороны общественности, представленной конкретной группой людей, с помощью краудфандинговых платформ, основанных в Интернете. Краудфандинг, основанный на получении доли бизнеса, используется, когда инвесторы имеют целью получение дохода от владения частью профинансированного бизнеса [7]. Чтобы начать сбор средств на краудфандинговой платформе, автор проекта должен предоставить подробную информацию с соответствующими расчетами и конкретными предложениями. Только после детального изучения проекта, участники платформы примут решение о финансировании проекта или об отказе от него.
Обобщая, отметим, что краудфандинг — это целенаправленная деятельность группы лиц по привлечению финансирования с целью поддержки бизнес-проектов, социальных программ или реализации (производства) продукции, как правило, через интернет-платформы. Вместе с финансированием авторы стартапа получают возможность не только для сбора средств, необходимых на реализацию проекта, но и для проведения эффективной рекламной кампании, которая не требует значительных затрат.
Среди самых популярных краудфандинговых платформ мирового уровня можно выделить следующие:
1. Kickstarter. Сейчас это самая известная платформа для сбора средств. Она более ориентирована на творческие проекты, например, на выпуск нового музыкального альбома или съемки фильмов. Платформа Kickstarter направлена на поддержку инновационных, социальной направленности и связанных с защитой экологии проектов.
2. Indiegogo. На этой платформе, основанной в США, поддерживают финансирование проектов любых направлений от творческих, технологических, инновационных и до социально ориентированных.
3. Patreon. Поскольку эту краудфандинговую платформу создал музыкант Джек Конти, то сейчас она в основном направлена на финансирование творческих проектов, например, печать комиксов, съемки видео и фильмов, запись музыки и поддержку сочинительства.
Определение краудфандинга часто отождествляют с краудсорсингом, что также является надежным инструментом в решении важных вопросов и выполнении производственных функций, которым пользуются многие ведущие компании мира.
Термин краудсорсинг состоит из слов crowd – «толпа» и sourcing – «источник финансирования», что означает передачу некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, а также без заключения трудового договора [5]. Такая концепция основана на идее «мудрости толпы», предполагающей независимость друг от друга участников и многообразие мнений. Именно это иногда и необходимо для решения важных производственных вопросов. Такой подход присущ известной компании Procter & Gamble, которая на сайте “InnoCentive” делится проблемами, которые она не может решить собственными силами, предлагая взамен значительные денежные вознаграждения тысячам лиц, которые являются неофициальным бесплатными сотрудниками компании [5].
Но эти понятия нельзя отождествлять, поскольку благодаря краудсорсингу выполняются лишь отдельные задачи на предприятиях, в то время как краудфандинг служит инструментом привлечения инвестиций и ресурсов в производство, что является значительно более широким по значению понятием. Кроме краудсорсинга краудфандинг тесно связан с микрокредитованием.
Краудфандинг, основанный на кредитовании предполагает возврат вложенных в проект средств с процентами и в четко установленный срок. Такие виды контрактов могут заключаться между частными лицами в процессе фандрайзинга – процесса привлечения денежных средств, которые предприятие на данный момент не сможет обеспечить самостоятельно [11].
Одновременно с этим, краудфандинг рассматривается как типичный двусторонний рынок, поскольку он связывает две разные группы пользователей в сети. Посредники взимают с авторов проектов разные суммы, тогда как инвесторы не берут комиссионных сборов. За само размещение проекта на краудфандинговой платформе автор идеи не платит. Важным фактором является то, что тот, кто собирает средства, получит их от инвесторов лишь в том случае, если будет собрана вся необходимая сумма или больше, чем заявленная.
Если сумма окажется меньше заявленной, то деньги будут возвращены спонсорам, а автор идеи не получит ничего. Поэтому на подобные платформы должны размещаться только действительно интересные и значимые проекты, а стоимость их реализации не должна быть завышенной. Платформа, на которой будет размещен проект, может брать с автора определенную комиссию, которую советуют учитывать при формировании бюджета проекта. Например, на платформе Kickstarter комиссия составляет 5% от общей суммы сбора, а также придется уплатить 2,9% с каждого пожертвования банку [5].
Некоторые эксперты выделяют модель краудфандинга на безвозмездной основе – классической цели сбора средств. С той разницей, что пожертвования осуществляются через веб-сайты и, в большинстве случаев, через конкретного посредника. Инвесторы не получают никаких материальных выгод, кроме нематериальных или социальных вознаграждений в обмен на их взносы, например, публичное признание вложения средств в проект. То есть, общей целью инвестора является не получение прибыли, а социальная мотивация. В таком случае инвесторы рассчитывают на дивиденды от реализации продукции. Чаще всего этот вид краудфандинга встречается при спонсировании таких проектов, как разработка игр и мобильных приложений, съемки фильмов и записи музыки.
Практика показывает, что наибольшим спросом на краудфандинговых платформах пользуются проекты разработки инновационных технологий. Поскольку это наиболее прогрессивное направление инвестирования, которое может как улучшать условия производства, так и выступать отдельным товаром. Тенденция инвестирования в иностранные проекты на краудфандинговой платформе Kickstarter приведена на рис. 1.
Рис. 1. Тенденция инвестирования в иностранные инновационные проекты на
краудфандинговой платформе Kickstarter
Источник: составлено авторами по материалам исследования на основе данных сайта Kickstarter [16]
В сфере разработки инновационных технологий довольно часто встречаются случаи «перефинансирования» проектов. Иногда разработчикам удается собрать необходимую для реализации идеи сумму, а многие инвесторы еще тоже хотят вложить собственные средства в развитие этого проекта. Таким образом, собираются суммы в разы или в десятки раз больше, чем было необходимо. На основе данных рис. 1 можно сделать вывод, что уровень дополнительного финансирования в некоторые особо перспективные проекты действительно является весьма значительным, что подтверждает заинтересованность инвесторов в разработке инновационных технологий.
Российским проектам на краудфандинговых платформах тоже присуща такая тенденция к чрезмерному финансированию, что демонстрирует рис. 2.
Рис. 2. Тенденция инвестирования в отечественные инновационные проекты краудфандинговой платформе Kickstarter
Источник: составлено авторами по материалам исследования на основе данных Kickstarter [16] [ЕВ1]
Сравнив диаграммы рис.1 и рис. 2, можно отметить, что сейчас в РФ в меньшей степени проявляется тенденция к «перефинансированию» проектов, но все же имеет положительную динамику. Это говорит о перспективности развития краудфандинга в нашем государстве и готовности населения к новым финансовым инструментам влложения средств. Переход национальной экономики на инновационно-инвестиционный путь развития обеспечит устойчивое экономическое развитие в период рыночного реформирования [11, с. 99].
Наиболее перспективными проектами являются использование информационных технологий (IT-проектов) вычислительной техники, а также разработки систем связи и технических средств для формирования, развития и распространения информации для современной информационно насыщенной среды.
Законодательство РФ не предусматривает нормативно-правового регулирования осуществления краудфандинга, что повышает риски практически для всех участников. Целью государственного регулирования систем краудфандинга является обеспечение создания благоприятных условий для развития краудфандинговой деятельности, а именно: формирование и повышение эффективности деятельности краудфандинговых платформ, легализация доходов авторов краудфандингових проектов, мотивирование частных инвесторов к участию в краудфандинговых проектах и др. [12, c. 7].
Следовательно, для эффективного управленческого влияния государственных органов на краудфандинговую деятельность необходима разработка модели и механизма выполнения краудфандингового проекта. Размещение модели проектов на краудфандинговых платформах является достаточно удобным и экономным по времени и финансовым ресурсам процессом.
В системе структурной государственной корректировки национальной экономики не задействованы экономические инструменты по прогнозированию межотраслевых переливаний капитала добавленной стоимости и инвестиционных ресурсов [15, с. 51]. Считаем, необходимо разработать механизм государственного регулирования краудфандинга, который сможет обеспечить оперативную адаптацию товаропроизводителей к новым условиям хозяйствования в условиях экономического кризиса. Основными целями структурно-организационного инструмента регулирования являются: таможенно-тарифные; социально-психологические; рыночно ценообразующие; финансово-кредитные; инновационно-инвестиционные [15, с. 50]. Следовательно, целесообразным было бы привлечение поддержки государства в регулировании краудфандинга для того, чтобы преодолеть отставание в развитии рынка и других бизнес-процессов за счет разработки инновационных технологий. Таким образом, благодаря краудфандингу товаропроизводители будут иметь возможность реализовать свой стартап с наименьшими затратами, поскольку не нужно будет вкладывать средства в продвижение проекта.
Выводы. Подытоживая изложенное, отметим, что практика развития краудфандинга влечет за собой появление на рынке инновационных продуктов, изобретений и использования синергетических эффектов, так как это бы помогло создать положительную тенденцию по инвестированию в инновации и производство продукции в РФ, а также приостановило бы отток научных кадров и специалистов в развитых стран в поиске финансирования собственных проектов. Считаем, что краудфандинг является перспективным способом финансирования бизнес-идей. Практика реализации таких проектов демонстрирует готовность населения к новым финансовым инструментам финансирования новых бизнес-проектов.
[ЕВ1]
Источники:
2. Колотова Н.Б. Новые инструменты маркетинга отношений инновационных проектов машиностроительных предприятий: краудсорсинг и краудфандинг // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2015. – № 3. – c. 56-65.
3. Краудфандинг для финансирования новых предприятий: последствия финансовой модели для оперативных решений. Semantic Scholar: веб-сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.semanticscholar.org/author/K.-J.-P.-M.-Voorbraak/ 120536130 (дата обращения: 08.01.2023).
4. Атлетдинова А. А., Кравченко М. С. Развитие краудфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике: теоретические и концептуальные аспекты // Инвестиции и инновации. – 2016. – № 2. – c. 112–115.
5. Краудфандинг: как собрать деньги для стартапа. Uteka: веб-сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://uteka.ua/ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-kraudfanding -kak-sobrat-dengi-dlya-startapa (дата обращения: 08.01.2023).
6. Гамбеева Ю.Н, Медведева С.Н., Кожухова Н.Н. Сравнительный анализ деятельности крупнейших краудфандинговых платформ в России и за рубежом // АНИ: экономика и управление. – 2020. – № 4 (33). – c. 34-36.
7. Отливанская Г.А. Перспективы и возможности применения краудфандинга в инвестиционной деятельности предприятий Украины // Финансы и банковское дело. – 2017. – № 2. – c. 276-281.
8. Томилин А.А. Организация хозяйственной деятельности предприятия. / монография. - Полтава: «Орияна», 2009. – 176 c.
9. Томилин А. А., Бескровный А. В. Научные основы становления и развития инвестиционной деятельности: секторальный аспект. / Социально-экономическое развитие городов в условиях децентрализации (Коллективная монография) / Под ред. Л. М. Ильич. - К.: Киевский университет им. Б. Гринченко, 2020. – 89–101 c.
10. Томилин А. А., Галич А. А. Экономические аспекты развития межотраслевых отношений в аграрной сфере. / монография. - Полтава: ПДАА, 2016. – 176 c.
11. Зубова В. А. Фандрайзинг как способ финансирования проекта // Вопросы экономики и управления. – 2019. – № 4. – c. 24-27.
12. Панова Е.А. Краудфандинг как альтернативный инструмент финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. – 2018. – № 1. – c. 238–250.
13. Что такое краудфандинг?. Украинский спектр: веб-сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://uaspectr.com/2020/05/15/shho-take-kraudfandyng/ (дата обращения: 08.01.2023).
14. Marillion & The Rise Of Internet Crowdfunding. [Электронный ресурс]. URL: https://www.untitledblog.co.uk/post/marillion-the-rise-of-internet crowdfunding (дата обращения: 08.01.2023).
15. Tomilin О., Galych О., Kalinichenko O. Economic aspects of development of interbranch relations in the agrarian sector. / monograph. - Opole: University of Opole, Poland, 2016. – 171 p.
16. Kickstarter.Stats. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kickstarter.com/help/stats (дата обращения: 25.05.2023).
Страница обновлена: 02.12.2024 в 16:11:22