Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций

Долгова И.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (20), Сентябрь 2013

Цитировать:
Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 3. – С. 15-34.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21094529
Цитирований: 50 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях рыночной экономики имидж региона выступает основным фактором привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу региона. Формированию инвестиционно привлекательного имиджа препятствуют проблемы развития региональных потенциалов, отсутствие общесистемных мер и финансовых стимулов для потенциальных инвесторов, а также негативное присутствие региона в национальном и международном информационном пространстве.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционные возможности, маркетинговые технологии, инвестиционная привлекательность, региональный потенциал, имидж региона

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Стремительное развитие процесса глобализации, увеличение взаимозависимости национальных экономик, обусловленное ограниченностью ресурсов, выводят на первый план региональные экономики, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба. В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за помощь со стороны федеральных властей и средства из федерального бюджета, за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, эксклюзивные идеи и т.п. Как показывает международный опыт, одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности региона является его имидж.

В научной и справочной литературе понятие «имидж» интерпретируется весьма широко, при этом отсутствует единство в понимании смысловых границ термина, нет и устоявшегося определения. С одной стороны, имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других» [19, с. 97]. С другой – это «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа» [9], а также «сумма убеждений, представлений и впечатлений людей» [4].

Обобщив имеющиеся подходы к толкованию данного понятия, можно определить имидж региона как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и (или) индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.

В современном понимании имидж региона представляется не только как результат многофакторной модели регионального исторического развития, но и как активный инструмент повышения статуса и престижа региона, его экономическая ценность.

Представляют интерес структура регионального имиджа. В частности, И. Черная среди элементов имиджа вычленяет объективную и субъективную составляющие [23]. В ее представлении, объективную составляющую формируют конкурентные преимущества и недостатки, обусловленные отраслевой специализацией региона, степенью развитости инфраструктуры, уровнем развития социальной сферы, потенциалом региона и т.п. Действие субъективной составляющей имиджа формируется тремя факторами. Во-первых, это оценка региона нерезидентами на основе их наблюдений и собственного опыта потребления благ и ресурсов территории. Негативный или позитивный характер такого опыта может существенно повлиять на формирующийся имидж региона. Во-вторых, действия региональных и муниципальных органов власти, которые могут связать имидж территории с образом конкретных лиц или объектов. В-третьих, характеристика региона в СМИ. Так, односторонняя характеристика усиливает субъективизацию имиджа. Преобладание негативной информации об обстановке в регионе может сформировать устойчивый негативный имидж.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона России очевидна, поскольку имидж, привлекая внимание к региону, дает ему возможность улучшать инвестиционный климат, повышать социальную привлекательность, получать дополнительные ресурсы для экономического развития. В настоящее время есть достаточно успешный опыт разработки программ по развитию имиджа у таких крупных культурных центров страны, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Томск, Владивосток. Однако региональная имиджевая политика находится на начальном этапе ее формирования.

Специфические особенности регионов, наличие значительных различий между ними обусловливают достаточно сильные различия широты и интенсивности общественного мнения. Это объясняется влиянием на становление имиджа региона двух групп факторов: абсолютных и относительных.

К абсолютным относят факторы, наличие и развитие которых не зависит или зависит в незначительной степени от субъективной деятельности. В их числе можно указать географическое положение региона; обеспеченность его природными, трудовыми ресурсами; развитость инфраструктуры и т.п. Очевидно, что наличие таких факторов дает регионам основу для формирования привлекательного имиджа. Так, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург имеют положительные имиджевые характеристики благодаря хорошо развитому банковскому сектору и транспортной инфраструктуре, высокому образовательному потенциалу, сформированным коммуникациям. В то же время такие регионы, как Краснодарский край и Калининградская область, воспринимаются позитивно благодаря приморскому расположению и наличию курортов.

Относительными являются факторы, которые носят субъективный характер и включают, например, организацию проведения специальных рекламных и PR-мероприятий, широкое освещение успехов в развитии различных сфер деятельности региона в отраслевых, региональных, федеральных средствах массовой информации. В качестве примера также можно привести Краснодарский край: сегодня редкий взрослый житель России не знает о том, что «курорты Краснодарского края – любимые курорты России». Иными словами, наиболее очевидным инструментом этой группы факторов является информационная работа.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что положительный имидж региона является следствием либо высокой обеспеченности абсолютными факторами, либо реализуемыми в позитивном ключе относительными, либо, в идеале, наличием того и другого. Напротив, недостаточность каких-либо факторов или их негативный характер могут оказать отрицательное влияние на имидж региона.

С позиций бизнеса имидж региона определяют его макроэкономические характеристики, роль региона в экономике страны, наличие и успешность функционирования крупных промышленных объектов и т.п. Кроме того, имидж является одним из основных факторов восприятия региона, оказывающих влияние на лояльность не только со стороны федерального центра и других субъектов Российской Федерации, но и международного сообщества.

Положительный имидж региона является нематериальным фактором, способствующим его социально-экономическому развитию. Экономическая функция имиджа реализуется через привлечение инвестиций и воздействует на развитие промышленного и экономического потенциала региона за счет повышения интереса к нему со стороны властных структур, представителей бизнес-сообщества, социально-активного населения.

Положительный имидж проявляет свою экономическую сущность через позиционирование региона как благоприятного для ведения бизнеса и вложения капитала субъекта и дает возможность построить обоюдовыгодные для бизнес-структур и органов власти отношения, позволяющие привлекать капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития региона. В свою очередь, негативный имидж региона выступает тормозом его экономического развития.

С точки зрения инвесторов, положительным имиджем обладает регион, имеющий инвестиционные возможности, которые предопределяет ряд региональных потенциалов [16]:

– институциональный, отражающий степень развития институтов рыночной среды;

– инфраструктурный, включающий экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность;

– производственный, рассматриваемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

– инновационный, демонстрирующий уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса;

– финансовый, включающий объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;

– потребительский, отражающий совокупную покупательную способность населения региона.

Другими словами, для инвесторов первостепенное значение имеют абсолютные факторы формирования имиджа.

Ярким примером региона, имидж которого выступает важным фактором привлечения инвестиций, является Северо-Кавказский федеральный округ (CКФО). СКФО был образован путем выделения из состава Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева от 19 января 2010 г. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. отмечено, что «выделение отдельного округа было обосновано необходимостью создания условий для преодоления противоречий в сфере межэтнических отношений, полноценной и эффективной реализации мероприятий социально-экономического характера, оптимизации роли государственных институтов и институтов развития на Северном Кавказе при возрастающей открытости экономических процессов и усилении процессов глобализации мировой экономики» [1]. В состав Северо-Кавказского федерального округа входят 7 субъектов Российской Федерации, расположенных на территории региона Северного Кавказа: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Население округа составляет 9541 тыс. чел., причем в возрастной структуре округа высока доля населения моложе трудоспособного возраста – 23,9%, 60,7% приходится на население в трудоспособном возрасте [11].

СКФО имеет естественные конкурентные преимущества, позволяющие развивать агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортную сферу, электроэнергетику, добывающие и обрабатывающие секторы промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако в 2012 г. ни один из субъектов СКФО не вошел в Топ-30 наиболее привлекательных регионов для бизнеса Российской Федерации [13].

Представим краткую характеристику региональных потенциалов округа, которые формируют его инвестиционные возможности.

С позиции институционального потенциала СКФО следует отметить низкий уровень развития рыночных отношений, слабо развитый сектор предпринимательства и конкурентной рыночной среды; недостаточную защиту прав собственности и экономических свобод, что не способствует инвестиционной привлекательности региона. Если для зарубежных инвесторов ключевым фактором является общий негативный имидж территории, то для российских, а особенно местных, инвесторов на первый план выходит взаимодействие с органами власти, их умение создать привлекательные условия для инвестиций. Пока такие навыки у региональных властей далеки от совершенства, хотя наметились некоторые изменения к лучшему.

Инфраструктурный потенциал СКФО обусловлен его уникальным географическим положением по отношению к крупным рынкам, развитыми транзитными функциями и наличием тесных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья на южных границах России. Регион обладает природными запасами руды, нефти, строительного сырья, условиями для развития электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Благоприятные климатические условия дают возможность развивать агропромышленный комплекс. Разнообразие природных условий, наличие бальнеологических ресурсов, концентрация памятников культурного наследия благоприятствуют развитию санаторно-курортной сферы и разных видов туризма. Все эти сферы являются привлекательными для инвестиций.

Вместе с тем, существует необходимость совершенствования производственной и социальной инфраструктуры, рационализации инфраструктуры энергообеспечения, создания логистической инфраструктуры, качественного преобразования туристской инфраструктуры и инфраструктуры здравоохранения. Эти направления также могли бы получить развитие за счет притока инвестиций.

Производственный потенциал СКФО представлен преимущественно производством нефтепродуктов, а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов. Доля промышленного производства в валовом региональном продукте составляет 13,7%.

О динамике развития производственного потенциала СКФО можно судить по отгрузке товаров собственного производства по отдельным видам экономической деятельности. В 2012 г. она составила 106,7% от уровня 2011 г. (в целом по РФ – 107,1%) (см. табл. 1). [18].

Таблица 1

Отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами в разрезе отдельных видов экономической деятельности в январе–декабре 2012 г.

(в действующих ценах)

Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие
производства
Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
млн руб.
в % к январю–декабрю 2011 г.
млн руб.
в % к январю–декабрю 2011 г.
млн
руб.
в % к январю–декабрю 2011 г.
РФ, млрд. руб.
8739,0
10,9
24323,0
108,1
3996,0
102,4
СКФО
18792,3
109,5
269960,0
108,6
100114,3
102,1
Республика Дагестан
3327,3
119,1
25912,8
124,2
11746,8
88,7
Республика. Ингушетия
1042,3
133,3
690,1
128,2
1256,7
116,3
Кабардино-Балкарская Республика
58,6
82,5
33441,1
123,2
8026,5
89,5
Карачаево-Черкесская Республика
1745,2
108,0
35222,3
в 1,5 раза
5407,3
100,7
Республика Северная
Осетия – Алания
391,9
97,1
14810,9
107,0
5030,1
107,9
Чеченская Республика
4339,0
98,9
1650,4
135,5
8564,5
120,2
Ставропольский край
7888,0
115,0
158232,4
98,0
60082,4
104,3
Анализ представленных в табл. 1 данных показывает, что в 2012 г. отгрузка по всем видам деятельности составила 106,7% от уровня 2011 г. (в целом по РФ – 107,1%). Индекс промышленного производства в СКФО в 2012 г. по отношению к 2011 г. составил 102,5% (в целом по РФ – 102,6%).

Структура отгрузки товаров собственного производства в разрезе субъектов СКФО представлена на рис. 1 [18].

Рис. 1 Структура отгрузки товаров собственного производства в 2012 г. в СКФО

1

Наибольший удельный вес приходится на обрабатывающую промышленность Ставропольского края (41%), на второй позиции – КБР и КЧР (по 9%). На добычу полезных ископаемых в Ставропольском крае приходится 2%, доля прочих шести субъектов – 3%.

Удельный вес строительства в валовом региональном продукте СКФО составляет 12,8%. В целом по СКФО в 2012 г. объём выполненных строительных работ вырос по сравнению с 2011 г. и составил 105,3% (в целом по РФ – 102,4%).

Несмотря на увеличение выше названных показателей, темпы роста промышленного производства в 2012 г. в Северо-Кавказском федеральном округе снизились. Наиболее заметное снижение отмечено в Ингушетии – на 27,3%. В Чеченской Республике объем промышленного производства снижается пятый год подряд. Экономический рост (на 18,6%) отмечен только в Кабардино-Балкарии, однако он произошел на существующих мощностях за счет роста производства пищевых продуктов (включая алкогольные напитки). В целом, по итогам 2012 г. в числе убыточных оказались все республики Северного Кавказа кроме Карачаево-Черкесии. Самые большие потери зафиксированы в Чечне – 6,8 млрд руб. и Дагестане – 4,2 млрд руб. [15].

В 2012 г. экономика Северного Кавказа по валовому региональному продукту на душу населения осталась на последнем месте среди других округов.

Вместе с тем, в регионе имеются весьма перспективные направления инвестирования, обусловленные наличием ресурсов, потенциального спроса и возможностей по производству высококонкурентной продукции. В их числе развитие нефтепереработки и нефтехимического сектора экономики, горно-металлургического комплекса, промышленности стройматериалов, машиностроения, легкой промышленности, а также разработка месторождения шельфа Каспийского моря.

Еще одним направлением, привлекательным для инвестиций, может стать создание централизованного предприятия по добыче, обогащению и переработке руд драгоценных металлов [21].

Значительную часть доходов экономика Северного Кавказа получает от агропромышленного комплекса. В 2012 г. в регионе действовало около 23 тыс. предприятий АПК. Стоимость сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2006 г. увеличилась более чем в два раза и составила 239 млрд руб.

Итоги уборки зерновых в 2013 г. показали, что Ставропольский край, республики Ингушетия, Дагестан и Карачаево-Черкесия вошли в первую десятку субъектов Российской Федерации по приросту урожая зерновых культур. Так, Республика Ингушетия находится на 2-м месте рейтинга с урожайностью 23 ц с гектара против 12,3 ц с гектара в 2012 г. Республика Дагестан поднялась с 6-го на 4-е место, показав прирост урожайности по сравнению с 2012 г. – 49%. В Ставропольском крае урожайность выросла на 34,4%, что обеспечило ему 9-е место. На 10 месте – Карачаево-Черкесская Республика, получившая прирост урожайности 33% [12].

Северо-Кавказский федеральный округ имеет серьезный потенциал для инвестирования в перерабатывающую промышленность, обусловленный наличием 189 племенных хозяйств, развитием животноводства (свиноводство, козоводство, звероводство, яководство), птицеводства, пчеловодства, шелководства. В 2012 г. СКФО занял первое место в стране по выпуску шерсти (24 тыс. т).

Потенциал развития агропромышленного комплекса в СКФО связан также с наличием емкого межрегионального рынка и возможностью импортозамещения продовольствия. Реализация потенциальных возможностей АПК региона возможна при обеспечении доступа к рынкам, внедрении и освоении современных технологий, повышении инвестиционной привлекательности перерабатывающих производств и реконструкции систем мелиорации [21].

Инновационный потенциал региона отражает его инвестиционную привлекательность с позиции уровня развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Инновационное развитие СКФО можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

– численность персонала, занятого исследованиями и разработками и исследователей с учеными степенями;

– число организаций, выполнявших научные исследования и разработки;

– внутренние затраты на исследования и разработки;

– число выданных патентов на изобретения;

– инновационная активность организаций;

– затраты на технологические инновации;

– объем инновационных товаров, работ, услуг;

– число используемых передовых производственных технологий.

Общая характеристика уровня развития научного и инновационного потенциала СКФО за период с 2007 г. по 2011 г. представлена в табл. 2 [11].

Таблица 2

Состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала СКФО за период 20072011 гг.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.
Численность исследователей с учеными степенями
Внутренние
затраты на исследования и разработки, млн. руб.
Число организаций, выполнявших научные
исследования и
разработки
Число выданных патентов на изобретения
2007
2011
2005
2011
2007
2011
2007
2011
2005
2011
РФ
801135
735273
99428
109493
371080,3
610426,7
3957,0
3682,0
19447
20339
СКФО
6256
8585
1362
3802
1610,2
4017,7
97
105
338
393
Республика Дагестан
1910
1628
529
590
437,4
773,0
31
29
78
50
Республика Ингушетия
87
112
7
41
8,8
28,9
4
4
-
1
Кабардино-Балкарская Республика
725
704
228
285
283,1
484,6
15
14
36
55
Карачаево-Черкесская Республика
522
506
103
150
205,8
310,4
5
5
4
8
Республика Сев. Осетия - Алания
684
685
115
198
174,5
293,1
14
17
60
72
Чеченская Республика
351
639
121
453
40,6
121,2
6
8
1
11
Ставропольский край
1977
4311
259
2085
460,0
2006,5
22
28
159
196
Анализ данных табл. 2 показывает, что число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, выросло с 97 в 2007 г. до 105 в 2011 г., в основном, за счет Ставропольского края. Также произошло увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, с 6256 чел. в 2007 г. до 8585 чел. в 2011 г., в основном, за счет Ставропольского края, а также Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Общая сумма затрат на исследования и разработки в 2011 г. по СКФО составила 4017,7 млн руб. Но несмотря на рост всех показателей, Северо-Кавказский федеральный округ по уровню развития научного и инновационного потенциала занимает последнее место среди федеральных округов. Только по численности исследователей с учеными степенями регион СКФО опережает Южный и Дальневосточный федеральные округа.

Динамика инновационной активности региона представлена в табл. 3 [11].

На основании данных табл. 3 можно утверждать, что, несмотря на рост затрат на технологические инновации и увеличение выпуска инновационных товаров, работ, услуг, общая инновационная активность организаций округа снизилась на 0,7%. Число используемых передовых производственных технологий уменьшилось на 13,5% за счет Республики Дагестан, в то время как остальные субъекты РФ в составе СКФО (за исключением Республики Ингушетия) продемонстрировали рост этого показателя. Таким образом, по итогам 2011 г. в Северо-Кавказском федеральном округе отмечался самый низкий уровень инновационного развития среди всех федеральных округов.

Таблица 3

Динамика инновационной активности в СКФО в 2007-2011 гг.


Инновационная активность
организаций, %
Затраты на технологические инновации, млн
руб.
Объем инновационных
товаров, работ, услуг в % от
общего объема отгруженных товаров
Число используемых передовых производственных технологий
2007
2011
2007
2011
2007
2011
2007
2011
РФ
10,0
10,4
234057,7
733816,0
4,6
6,3
180324
191650
СКФО
5,9
5,2
1967,9
2094,3
5,5
9,1
2326
2012
Республика Дагестан
10,7
2,9
83,7
32,9
3,5
0,3
1604
566
Республика Ингушетия
-
5,9
-
-
-
0,2
-
-
Кабардино-Балкарская Республика
3,2
9,9
120,4
325,2
1,8
6,7
29
263
Карачаево-Черкесская Республика
8,6
4,3
325,4
220,8
1,5
24,1
-
87
РСО – Алания
4,4
5,4
29,0
118,3
0,2
0,3
18
19
Чеченская Республика

0,8
-
-
-
0,6
...
157
Ставропольский край
6,9
5,8
1409,4
1397,1
7,5
9,9
675
920
На подготовительном этапе создания находится инновационный кластер СКФО. Открытия Северо-Кавказского федерального университета, который был задуман как своеобразная стартовая площадка для кластера, явно недостаточно. Необходимо создавать инновационные парки, такие, как Невинномысский индустриальный парк на Ставрополье. Однако в других субъектах округа этот процесс идет очень сложно из-за трудностей с привлечением инвесторов и специалистов.

Финансовый потенциал региона определяется объемом налоговой базы и прибыльностью предприятий региона.

В СКФО отсутствует мощная налоговая база, что обусловлено низким уровнем инновационного развития региона и доходов населения (среднедушевой денежный доход населения СКФО составил в 2012 г. 17131,9 руб. – это 74,9% от среднероссийского показателя (22880,4 руб.) [20].

Во всех субъектах СКФО, кроме Ставропольского края, уровень безработицы выше среднероссийского (на 01.01.2013 г. он составил 6,3% против 1,4% по РФ) [18]. Поэтому повышение налоговой базы муниципальных бюджетов субъектов СКФО является одной из задач Федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. № 10.

Данные о прибыльности предприятий региона (без учета субъектов малого предпринимательства) представлены в табл. 4 [17].

Таблица 4

Финансовые результаты деятельности организаций в 2012 г.


Число прибыльных организаций в % к общему числу организаций
Прибыль (+)
Число убыточных организаций в % к общему числу организаций
Убыток (-)
млн руб.
в % к общему объему прибыли по России
млн рублей
в % к общему объему убытка по России
Российская Федерация1)
74,1
8770072
100
25,9
1053627
100
Северо-Кавказский федеральный округ
69,4
49714
0,5
30,6
36584
3,5
Республика Дагестан
64,2
2349
0,0
35,8
6707
0,6
Республика Ингушетия
69,2
111
0,0
30,8
630
0,1
Кабардино-Балкарская Республика
64,3
1203
0,0
35,7
1390
0,1
Карачаево-Черкесская Республика
76,4
3683
0,0
23,6
1015
0,1
Республика Северная Осетия – Алания
55,3
1363
0,0
44,7
4336
0,4
Чеченская Республика
49,5
1085
0,0
50,5
7910
0,8
Ставропольский край
78,9
39920
0,5
21,1
14596
1,4
1) Данные с учетом финансового результата организаций железнодорожного транспорта без распределения по субъектам Российской Федерации.
Как видно из табл. 4, число прибыльно работающих организаций в СКФО на 4,7% ниже, чем в среднем по России. Сальдо прибылей и убытков составило в 2012 г. 36,6 млрд руб. – это самый низкий показатель среди федеральных округов. В результате предприятия округа испытывают недостаток финансовых средств на проработку инвестиционных проектов.

Потребительский потенциал СКФО отражает совокупную покупательную способность населения региона. Одним из показателей, характеризующих покупательную способность, является отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В табл. 5 представлен рейтинг субъектов РФ в составе СКФО по этому показателю [14].

Таблица 5

Рейтинг субъектов РФ в составе СКФО по отношению доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг за 2011 г.

Позиция субъекта РФ
Субъект РФ
Отношение
Среднее значение по РФ
1,96
13
Республика Дагестан
2,36
30
Республика Северная Осетия – Алания
2,02
67-69
Кабардино-Балкарская Республика
1,60
70-71
Республика Ингушетия
1,58
77
Ставропольский край
1,48
80
Карачаево-Черкесская Республика
1,34
По данным таблицы видно, что только в двух регионах Республике Дагестан и Республике Северная Осетия – Алания денежные доходы превышают стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в два и более раз. В Ставропольском крае и Карачаево-Черкессии этот показатель меньше 1,5, что свидетельствует о довольно низком уровне жизни населения.

Таким образом, представленный анализ потенциалов Северо-Кавказского федерального округа показал, что СКФО имеет потенциально привлекательные инвестиционные возможности, которые, однако, остаются нереализованными в полной мере, поскольку округ имеет негативный имидж из-за нестабильности экономической и социально-политической ситуации, сложной криминогенной обстановки, недостаточного уровня обеспечения безопасности и адекватной представленности в информационном пространстве страны.

Отмечая важность абсолютных факторов, нельзя умалять значение и относительных факторов как субъективной составляющей имиджа. С этих позиций следует отметить существенный вклад в формирование негативного имиджа округа средств массовой информации. СМИ сегодня являются основным механизмом процесса по производству и распространению значимой информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение общественного мнения о регионе. Основываясь на информации, полученной посредством различных СМИ, бизнес-сообщество формирует свое собственное мнение о происходящем. В связи с глобализацией информационного пространства, сфера их влияния не ограничивается границами государства, поэтому в процессе формирования регионального имиджа очень важно, какая информация о регионе попадает в СМИ. Именно СМИ играют основную роль в создании базовых представлений о регионе, в том числе у потенциальных партнеров и инвесторов.

Огромное влияние на формирование имиджа региона оказывает частота и содержание упоминаний о регионе, тематическая структура публикаций в СМИ. В свою очередь, частота публикаций о регионе зависит от близости источника информации к ее потребителю и от значимости происходящих в регионе событий для потребителя информации. Поэтому регион не должен быть представлен в информационном потоке совершенно случайными событиями, большинство из которых носит скандальный или дестабилизирующий характер, в то время как ежедневно происходит множество позитивных событий.

В настоящее время СМИ не всегда адекватно представляют факты и новости из региона. Зачастую в средствах массовой информации культивируется негативный образ представителей народов Кавказа, закладывающий ассоциации с криминалом и терроризмом. При освещении позитивных новостей чаще подчеркивается, что представитель республики – россиянин. В результате погоня журналистов за рейтингами наносит серьезный ущерб имиджу региона.

Очевидно, что непривлекательный имидж округа выступает сдерживающим фактором для инвесторов. Об этом свидетельствуют объемы поступления инвестиций в регионы страны. Так, в 2011 г. наибольший приток инвестиций отмечен в Центральном федеральном округе (20%), затем - в Уральском федеральном округе (17%). Примерно одинаковый объем инвестиций получили Северо-Западный, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа - по 10-12%. На долю Северо-Кавказского федерального округа пришлось лишь 2,5% от всех инвестиций в стране, причем 0,8% составили инвестиции в Ставропольский край [3].

В 2011 г. приток инвестиций в основной капитал в целом по СКФО составил 346264,3 млн руб. - это на 2,7% больше, чем в 2013 г.

Объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу в целом составил 346 264,3 млн руб. (102,7 процента к 2010 г.).

В 2012 г. отмечен рост объёма инвестиций в СКФО – 397 179,7 млн руб., или 3,16% от общего объёма по Российской Федерации [6]. По субъектам СКФО картина выглядит следующим образом (табл. 6).

Таблица 6

Общий объём инвестиций в январе–декабре 2012 г.

Субъект
Объем инвестиций, млн руб.
В % к аналогичному периоду 2011 г.
РФ
12568800,0
106,6
СКФО
397179,7
109,8
Республика Дагестан
152403,5
108,3
Республика Ингушетия
10497,7
в 2,3 раза
Кабардино-Балкарская Республика
25572,1
113,5
Карачаево-Черкесская Республика
17951,9
124,9
Республика Северная Осетия – Алания
21824,9
102,4
Чеченская Республика
56506,3
96,0
Ставропольский край
115423,2
110,5
Из табл. 6 видно, что наибольший рост инвестиций отмечен в Республике Ингушетия – в 2,3 раза по сравнению с 2011 г., наименьший в Чеченской республике – 96% от объема 2011 г.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО в 2012 г. составил 204,2 млрд руб., при планируемом объёме 362,5 млрд руб., т.е. эффективность составляет 56,3%.

Ситуация с прямыми иностранными инвестициями значительно сложнее. Если в 2010 г. в целом по России приток прямых иностранных инвестиций на душу населения составил $97,3, то аналогичный показатель по СКФО – $4 (на $0,9 меньше, чем в 2009 г.). [5]. Также следует отметить, что в 2010 г. в таких субъектах СКФО, как Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика приток прямых иностранных инвестиций был нулевым или не регистрировался [22]. Но уже в 2011 г. ситуация улучшилась, объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя Северо-Кавказского федерального округа составил $68,6, из них 25,4% пришлось на прямые инвестиции [1].

В 2012 г. прямые иностранные инвестиции присутствовали лишь в трех субъектах СКФО – Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. В основном, это инвестиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обрабатывающие производства, в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг [2]. Вместе с тем, Северо-Кавказский федеральный округ имеет серьезный инвестиционный потенциал и достаточно разнообразные направления привлечения инвестиций – это агропромышленный комплекс, туристская и санаторно-курортная сферы, электроэнергетика, добывающие и обрабатывающие отрасли.

Уже сегодня на государственном уровне предпринимаются значительные усилия по улучшению имиджа региона с целью повышения его инвестиционной привлекательности. Так, в октябре 2010 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена комплексная «Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г.», в которой в числе основных поставлена задача формирования позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа в российских и иностранных средствах массовой информации; в сфере туризма и курортов.

Для целенаправленной работы по улучшению имиджа региона и повышения его инвестиционной привлекательности в 2010 г. была создана государственная корпорация «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») для управления проектом развития туристи­ческого кластера, а в 2011 г. – «Корпорация Развития Северного Кавказа» (ОАО «КРСК»), одним из основных направлений деятельности которой является укрепление имиджа Северного Кавказа как открытого и прозрачного региона у бизнес-сообщества и общественности через организацию форумов, конференций, публикаций, маркетинг и функционирование информационного портала на сайте КРСК [7].

Генеральный директор Корпорации развития Северного Кавказа А. Пак на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 8 февраля 2013 г. особо выделил в качестве отдельного направления работы корпорации «укрепление имиджа Северного Кавказа как инвестиционно привлекательного региона» [10]. В рамках этого направления в июне 2013 г. в ходе Петербургского международного экономического форума была проведена презентация Инвестиционного интернет-портала Северо-Кавказского федерального округа. С его помощью потенциальные инвесторы могут быстро получить необходимые сведения о крупных реализуемых проектах, предлагаемых инвестиционных площадках и особых экономических зонах, а также познакомиться с профильным законодательством, формами господдержки и последними новостями региона. Инвестиционный портал входит в Комплексную информационную систему мониторинга реализации инвестиционных проектов на территории СКФО, иллюстрирующую инвестиционный потенциал региона и предоставляющую возможность онлайн-мониторинга всех существующих инвестиционных проектов.

Часть проектов ОАО «КРСК» направлена на развитие инфраструктурных возможностей региона. В частности, в феврале 2014 г. в регионе Кавказских Минеральных Вод должен появиться первый многофункциональный выставочный центр «МинводыЭКСПО» для проведения выставок, конгрессов и культурных мероприятий федерального и международного масштаба. Разрабатывается целая группа маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение имиджа и продвижение туристского потенциала Северо-Кавказского федерального округа, в числе которых формирование единого бренда территории, создание и реализация программ продвижения туристского потенциала Северного Кавказа на различных рынках, в том числе зарубежных.

Внимание к проблеме улучшения имиджа и повышению инвестиционной привлекательности СКФО уже дает определенные результаты. В частности, о готовности инвестировать в экономику Северного Кавказа заявили ряд иностранных государств, в том числе, Франция, Корея, Китай, Италия и др.

Так, для реализации проекта туристского кластера госкомпанией «КСК» и компанией France-Caucase (дочерним предприятием французского госбанка Caisse des Depots et Consignations) создано совместное российско-французское предприятие International Caucasus Development («Международное развитие Кавказа»), в капитал которого было вложено 202,1 млн рублей. Caisse des Depots et Consignations в 2011 г. собирается выделить на развитие пяти курортов около 10 млрд евро. По мнению аналитиков, вклад этих инвестиций в валовой региональный продукт к 2020 г. может обеспечить более чем двукратный рост экономики СКФО [8].

Заключено соглашение с корейской компанией Korea Wester Power (KWP; подразделение Korea Electric Power Corporation) об инвестировании 1 млрд евро в строительство объектов энергетической инфраструктуры курортов. Для реализации этого соглашения создано совместное предприятие Eurasia Energy Holdings Pte. Ltd, соучредителями которого выступили ОАО «Курорты Северного Кавказа» с российской стороны и Korea Western Power и CHT Korea — с корейской.

Подписано соглашение об инвестировании почти 735 млн евро в строительство гостиниц и торговых площадей с компанией топ-менеджера французского инвестбанка Natixis Р. Висванатана Suprema Associates.

Одним из активных участников масштабных инвестпроектов на Северном Кавказе является Италия. Прежде всего, это проекты в области энергетики, сельского хозяйства в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае. В частности, полностью построен и управляется итальянцами (посредством сети интернет) кирпичный завод в Прохладном. Также в КБР посажено 900 га садов, в плане аналогичный проект по садам на КМВ площадью 4,5 тыс. га.

Итальянская компания «Мараби» стала инициатором инвестиционного проекта «Организация производства напольной плитки и керамического гранита» в Республике Дагестан, в рамках которого она осуществляет строительство завода по производству керамического гранита мощностью 2 млн кв. м в год.

Таким образом, можно утверждать, что «инвестиционная блокада» Северо-Кавказского федерального округа постепенно прорывается. Однако без реализации таких общесистемных мер, как разработка политики преференций для частных инвестиций; стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего бизнеса; развитие кадрового потенциала и механизмов управления занятостью; обеспечение охраны окружающей среды бесперспективно говорить о повышении привлекательности СКФО для инвесторов.

Повышения притока инвестиций можно ожидать при расширении финансовых стимулов в виде налоговых и таможенных льгот, льгот по аренде земли, гарантии и т. п.), создание условий для развития базовой инфраструктуры и процессов взаимодействия с потенциальными инвесторами.

В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» в качестве одного из факторов повышения инвестиционной привлекательности округа рассматривается создание частно-государственных инвестиционных фондов развития как механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты. Такие фонды целесообразно создавать в сфере строительства, агропромышленного комплекса, туризма, малого и среднего бизнеса.

Для привлечения частных инвестиций необходима разработка привлекательных финансовых стимулов в виде софинансирования создания базовой инфраструктуры, обеспечения гарантий по кредитам, субсидирования процентной ставки на развитие и приобретение оборудования и др., а также улучшение процессов взаимодействия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с инвесторами и поддержка продвижения их продукции на российских и зарубежных рынках.

Очевидно, что все меры по привлечению инвестиций дадут результаты только при улучшении имиджа СКФО, однако в настоящее время проблема «кавказского имиджа» остается весьма актуальной и требует деликатной работы с инвесторами – на Северном Кавказе им нужно больше внимания и помощи со стороны властей, чем в других регионах.

На наш взгляд, в первую очередь следует определить основные направления действий по формированию позитивного имиджа СКФО и активно использовать маркетинговые технологии для целенаправленной работы по освещению различных аспектов функционирования региона.

Основные направления формирования позитивного имиджа должны включать:

– дальнейшее развитие региональных потенциалов;

– четкое определение целевой аудитории, наиболее желанной для региона (крупные инвесторы; государственные и полугосударственные компании; иностранные инвесторы; небольшие компании из соседних регионов и т.п.), и ясное понимание властями региона ее интересов;

– выявление и оценку преимуществ СКФО, способных создать благоприятное впечатление о нем у целевой аудитории;

– разработку и создание информационных продуктов, поддерживающих позитивный образ региона;

– проведение на территории округа конференций, форумов, выставок различного уровня, ориентированных на целевые аудитории; пресс-туров для журналистов и бизнес-туров для потенциальных инвесторов.

Для решения задач в рамках этих направлений целесообразно создать маркетинговую структуру при полномочном представителе Президента РФ в СКФО. Это может быть, например, маркетинговое агентство в форме некоммерческого партнерства, основной целью деятельности которого будет изменение негативных стереотипов у потенциальных инвесторов и содействие продвижению позитивного имиджа и эксклюзивных возможностей округа во внешнюю среду. Такое агентство должно обеспечивать:

– подготовку публикаций рекламного характера в отраслевых и деловых российских и зарубежных СМИ;

– разработку информационных материалов об инвестиционных событиях в округе, изменениях в федеральном и региональном инвестиционном законодательстве, об успешном опыте СКФО в привлечении инвестиций и распространение их через Торгово-промышленные палаты регионов РФ, торговые представительства РФ, отечественные и зарубежные деловые СМИ;

– подготовку справочных материалов по приоритетным направлениям привлечения инвестиций совместно с руководством заинтересованных предприятий и распространение их в ходе проведения специализированных мероприятий среди потенциальных инвесторов и т.п. Особое внимание следует уделить использованию технологий интернет-маркетинга, позволяющих не только предоставлять общую информацию о географическом расположении и социально-экономическом положении региона и его инфраструктурных особенностях, но и визуализировать преимущества конкретных бизнес-решений, установить быстрый контакт с потенциальными инвесторами.

Таким образом, в настоящее время существуют серьезные проблемы привлечения инвестиций в развитие Северо-Кавказского федерального округа, вызванные его недостаточно привлекательным имиджем. Поэтому основной акцент в работе руководства и бизнес-структур округа должен быть сделан:

– на организации целенаправленной работы по обеспечению позитивного присутствия региона в национальном и международном информационном пространстве;

– на разработке и реализации общесистемных мер и создание финансовых стимулов для потенциальных инвесторов;

– на создании региональной маркетинговой структуры и активном применении современных маркетинговых технологий.


Источники:

1. Развитие Северо-Кавказского федерального округа: государственная программа Российской Федерации на период до 2025 г. – Режим доступа: http://www.minregion.ru
2. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Анализ инвестиционных процессов в Северо-Кавказском федеральном округе. // Региональная экономика: теория и практика. – 14 (293). – 2013. – с. 9–15.
3. Зубаревич Н. Куда бегут инвестиции // Российская Бизнес-газета. – №832 (3). – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/24/ investicii.html
4. Котлер Ф. Маркетинг мест. – СПб.: Стокгольм, Школа экономики, 2005.
5. Куликов С. Инвесторы обходят многие регионы стороной // Независимая газета. – 30.08.2011. – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2011-08-30/4_invest.html
6. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь–декабрь 2012 г. – Ессентуки, март 2013 г. – Режим доступа: http://mezhreg.ru/docs/analitika/analit-gosprog-razv-ser-skfo-01-01-2013.pdf
7. Направления и виды деятельности Корпорации. – Режим доступа: http://krskfo.ru
8. Официальный сайт ОАО «Курорты Северного Кавказа». – Режим доступа: http://www.ncrc.ru
9. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
10. Сможем кормить не только себя. – Режим доступа: http://www.denresp.ru/ index.php/politika/1390-mmedd-3
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012.
12. Регионы СКФО выбились в лидеры рейтинга регионов РФ по приросту урожайности. – Режим доступа: http://www.yuga.ru /news/306061
13. Рейтинг регионов РФ по привлекательности для бизнеса. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/17414 24.09.2012
14. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.riarating.ru/
15. Рецессия шагает по стране // Сетевое издание «Интерфакс». – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=301260
16. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. Избранные главы из книги. – Режим доступа: http://www.isr2050.ru/items-104.html#1
17. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2013 г. – М., 2013. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
18. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь–декабрь 2012 г. – Март 2013. – Режим доступа: http://mezhreg.ru/docs/analitika/analit-gosprog-razv-ser-skfo-01-01-2013.pdf
19. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / под ред Г.В. Осипова. – М.: НОРМА, 2000.
20. Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации 2009–2012 г. – Режим доступа: http://www.gks.ru
21. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. – Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166
22. Травников А.М., Сайдуллаев Ф.С. Мониторинг инвестиционной активности в регионах России: прямые иностранные инвестиции в 2010 г. – Режим доступа: http://www.i-regions.org/materials/research/ invest2010.pdf
23. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №4. – С. 13–19.

Страница обновлена: 26.03.2024 в 14:38:13