Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 50
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (20), Сентябрь 2013
Цитировать:
Долгова И.В. Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – Том 3. – № 3. – С. 15-34.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21094529
Цитирований: 50 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В условиях рыночной экономики имидж региона выступает основным фактором привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу региона. Формированию инвестиционно привлекательного имиджа препятствуют проблемы развития региональных потенциалов, отсутствие общесистемных мер и финансовых стимулов для потенциальных инвесторов, а также негативное присутствие региона в национальном и международном информационном пространстве.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционные возможности, маркетинговые технологии, инвестиционная привлекательность, региональный потенциал, имидж региона
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Стремительное развитие процесса глобализации, увеличение взаимозависимости национальных экономик, обусловленное ограниченностью ресурсов, выводят на первый план региональные экономики, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба. В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за помощь со стороны федеральных властей и средства из федерального бюджета, за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, эксклюзивные идеи и т.п. Как показывает международный опыт, одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности региона является его имидж.
В научной и справочной литературе понятие «имидж» интерпретируется весьма широко, при этом отсутствует единство в понимании смысловых границ термина, нет и устоявшегося определения. С одной стороны, имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других» [19, с. 97]. С другой – это «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа» [9], а также «сумма убеждений, представлений и впечатлений людей» [4].
Обобщив имеющиеся подходы к толкованию данного понятия, можно определить имидж региона как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и (или) индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.
В современном понимании имидж региона представляется не только как результат многофакторной модели регионального исторического развития, но и как активный инструмент повышения статуса и престижа региона, его экономическая ценность.
Представляют интерес структура регионального имиджа. В частности, И. Черная среди элементов имиджа вычленяет объективную и субъективную составляющие [23]. В ее представлении, объективную составляющую формируют конкурентные преимущества и недостатки, обусловленные отраслевой специализацией региона, степенью развитости инфраструктуры, уровнем развития социальной сферы, потенциалом региона и т.п. Действие субъективной составляющей имиджа формируется тремя факторами. Во-первых, это оценка региона нерезидентами на основе их наблюдений и собственного опыта потребления благ и ресурсов территории. Негативный или позитивный характер такого опыта может существенно повлиять на формирующийся имидж региона. Во-вторых, действия региональных и муниципальных органов власти, которые могут связать имидж территории с образом конкретных лиц или объектов. В-третьих, характеристика региона в СМИ. Так, односторонняя характеристика усиливает субъективизацию имиджа. Преобладание негативной информации об обстановке в регионе может сформировать устойчивый негативный имидж.
Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона России очевидна, поскольку имидж, привлекая внимание к региону, дает ему возможность улучшать инвестиционный климат, повышать социальную привлекательность, получать дополнительные ресурсы для экономического развития. В настоящее время есть достаточно успешный опыт разработки программ по развитию имиджа у таких крупных культурных центров страны, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Томск, Владивосток. Однако региональная имиджевая политика находится на начальном этапе ее формирования.
Специфические особенности регионов, наличие значительных различий между ними обусловливают достаточно сильные различия широты и интенсивности общественного мнения. Это объясняется влиянием на становление имиджа региона двух групп факторов: абсолютных и относительных.
К абсолютным относят факторы, наличие и развитие которых не зависит или зависит в незначительной степени от субъективной деятельности. В их числе можно указать географическое положение региона; обеспеченность его природными, трудовыми ресурсами; развитость инфраструктуры и т.п. Очевидно, что наличие таких факторов дает регионам основу для формирования привлекательного имиджа. Так, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург имеют положительные имиджевые характеристики благодаря хорошо развитому банковскому сектору и транспортной инфраструктуре, высокому образовательному потенциалу, сформированным коммуникациям. В то же время такие регионы, как Краснодарский край и Калининградская область, воспринимаются позитивно благодаря приморскому расположению и наличию курортов.
Относительными являются факторы, которые носят субъективный характер и включают, например, организацию проведения специальных рекламных и PR-мероприятий, широкое освещение успехов в развитии различных сфер деятельности региона в отраслевых, региональных, федеральных средствах массовой информации. В качестве примера также можно привести Краснодарский край: сегодня редкий взрослый житель России не знает о том, что «курорты Краснодарского края – любимые курорты России». Иными словами, наиболее очевидным инструментом этой группы факторов является информационная работа.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что положительный имидж региона является следствием либо высокой обеспеченности абсолютными факторами, либо реализуемыми в позитивном ключе относительными, либо, в идеале, наличием того и другого. Напротив, недостаточность каких-либо факторов или их негативный характер могут оказать отрицательное влияние на имидж региона.
С позиций бизнеса имидж региона определяют его макроэкономические характеристики, роль региона в экономике страны, наличие и успешность функционирования крупных промышленных объектов и т.п. Кроме того, имидж является одним из основных факторов восприятия региона, оказывающих влияние на лояльность не только со стороны федерального центра и других субъектов Российской Федерации, но и международного сообщества.
Положительный имидж региона является нематериальным фактором, способствующим его социально-экономическому развитию. Экономическая функция имиджа реализуется через привлечение инвестиций и воздействует на развитие промышленного и экономического потенциала региона за счет повышения интереса к нему со стороны властных структур, представителей бизнес-сообщества, социально-активного населения.
Положительный имидж проявляет свою экономическую сущность через позиционирование региона как благоприятного для ведения бизнеса и вложения капитала субъекта и дает возможность построить обоюдовыгодные для бизнес-структур и органов власти отношения, позволяющие привлекать капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития региона. В свою очередь, негативный имидж региона выступает тормозом его экономического развития.
С точки зрения инвесторов, положительным имиджем обладает регион, имеющий инвестиционные возможности, которые предопределяет ряд региональных потенциалов [16]:
– институциональный, отражающий степень развития институтов рыночной среды;
– инфраструктурный, включающий экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность;
– производственный, рассматриваемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
– инновационный, демонстрирующий уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса;
– финансовый, включающий объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона;
– потребительский, отражающий совокупную покупательную способность населения региона.
Другими словами, для инвесторов первостепенное значение имеют абсолютные факторы формирования имиджа.
Ярким примером региона, имидж которого выступает важным фактором привлечения инвестиций, является Северо-Кавказский федеральный округ (CКФО). СКФО был образован путем выделения из состава Южного федерального округа в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева от 19 января 2010 г. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. отмечено, что «выделение отдельного округа было обосновано необходимостью создания условий для преодоления противоречий в сфере межэтнических отношений, полноценной и эффективной реализации мероприятий социально-экономического характера, оптимизации роли государственных институтов и институтов развития на Северном Кавказе при возрастающей открытости экономических процессов и усилении процессов глобализации мировой экономики» [1]. В состав Северо-Кавказского федерального округа входят 7 субъектов Российской Федерации, расположенных на территории региона Северного Кавказа: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Население округа составляет 9541 тыс. чел., причем в возрастной структуре округа высока доля населения моложе трудоспособного возраста – 23,9%, 60,7% приходится на население в трудоспособном возрасте [11].
СКФО имеет естественные конкурентные преимущества, позволяющие развивать агропромышленный комплекс, туризм, санаторно-курортную сферу, электроэнергетику, добывающие и обрабатывающие секторы промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако в 2012 г. ни один из субъектов СКФО не вошел в Топ-30 наиболее привлекательных регионов для бизнеса Российской Федерации [13].
Представим краткую характеристику региональных потенциалов округа, которые формируют его инвестиционные возможности.
С позиции институционального потенциала СКФО следует отметить низкий уровень развития рыночных отношений, слабо развитый сектор предпринимательства и конкурентной рыночной среды; недостаточную защиту прав собственности и экономических свобод, что не способствует инвестиционной привлекательности региона. Если для зарубежных инвесторов ключевым фактором является общий негативный имидж территории, то для российских, а особенно местных, инвесторов на первый план выходит взаимодействие с органами власти, их умение создать привлекательные условия для инвестиций. Пока такие навыки у региональных властей далеки от совершенства, хотя наметились некоторые изменения к лучшему.
Инфраструктурный потенциал СКФО обусловлен его уникальным географическим положением по отношению к крупным рынкам, развитыми транзитными функциями и наличием тесных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья на южных границах России. Регион обладает природными запасами руды, нефти, строительного сырья, условиями для развития электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Благоприятные климатические условия дают возможность развивать агропромышленный комплекс. Разнообразие природных условий, наличие бальнеологических ресурсов, концентрация памятников культурного наследия благоприятствуют развитию санаторно-курортной сферы и разных видов туризма. Все эти сферы являются привлекательными для инвестиций.
Вместе с тем, существует необходимость совершенствования производственной и социальной инфраструктуры, рационализации инфраструктуры энергообеспечения, создания логистической инфраструктуры, качественного преобразования туристской инфраструктуры и инфраструктуры здравоохранения. Эти направления также могли бы получить развитие за счет притока инвестиций.
Производственный потенциал СКФО представлен преимущественно производством нефтепродуктов, а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов. Доля промышленного производства в валовом региональном продукте составляет 13,7%.
О динамике развития производственного потенциала СКФО можно судить по отгрузке товаров собственного производства по отдельным видам экономической деятельности. В 2012 г. она составила 106,7% от уровня 2011 г. (в целом по РФ – 107,1%) (см. табл. 1). [18].
Таблица 1
Отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами в разрезе отдельных видов экономической деятельности в январе–декабре 2012 г.
(в действующих ценах)
Добыча полезных ископаемых
|
Обрабатывающие
производства |
Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды | ||||
млн руб.
|
в % к январю–декабрю 2011 г.
|
млн руб.
|
в % к январю–декабрю 2011 г.
|
млн
руб. |
в % к январю–декабрю 2011 г.
| |
РФ, млрд. руб.
|
8739,0
|
10,9
|
24323,0
|
108,1
|
3996,0
|
102,4
|
СКФО
|
18792,3
|
109,5
|
269960,0
|
108,6
|
100114,3
|
102,1
|
Республика Дагестан
|
3327,3
|
119,1
|
25912,8
|
124,2
|
11746,8
|
88,7
|
Республика. Ингушетия
|
1042,3
|
133,3
|
690,1
|
128,2
|
1256,7
|
116,3
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
58,6
|
82,5
|
33441,1
|
123,2
|
8026,5
|
89,5
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1745,2
|
108,0
|
35222,3
|
в 1,5 раза
|
5407,3
|
100,7
|
Республика Северная
Осетия – Алания |
391,9
|
97,1
|
14810,9
|
107,0
|
5030,1
|
107,9
|
Чеченская Республика
|
4339,0
|
98,9
|
1650,4
|
135,5
|
8564,5
|
120,2
|
Ставропольский край
|
7888,0
|
115,0
|
158232,4
|
98,0
|
60082,4
|
104,3
|
Структура отгрузки товаров собственного производства в разрезе субъектов СКФО представлена на рис. 1 [18].
Рис. 1 Структура отгрузки товаров собственного производства в 2012 г. в СКФО
Наибольший удельный вес приходится на обрабатывающую промышленность Ставропольского края (41%), на второй позиции – КБР и КЧР (по 9%). На добычу полезных ископаемых в Ставропольском крае приходится 2%, доля прочих шести субъектов – 3%.
Удельный вес строительства в валовом региональном продукте СКФО составляет 12,8%. В целом по СКФО в 2012 г. объём выполненных строительных работ вырос по сравнению с 2011 г. и составил 105,3% (в целом по РФ – 102,4%).
Несмотря на увеличение выше названных показателей, темпы роста промышленного производства в 2012 г. в Северо-Кавказском федеральном округе снизились. Наиболее заметное снижение отмечено в Ингушетии – на 27,3%. В Чеченской Республике объем промышленного производства снижается пятый год подряд. Экономический рост (на 18,6%) отмечен только в Кабардино-Балкарии, однако он произошел на существующих мощностях за счет роста производства пищевых продуктов (включая алкогольные напитки). В целом, по итогам 2012 г. в числе убыточных оказались все республики Северного Кавказа кроме Карачаево-Черкесии. Самые большие потери зафиксированы в Чечне – 6,8 млрд руб. и Дагестане – 4,2 млрд руб. [15].
В 2012 г. экономика Северного Кавказа по валовому региональному продукту на душу населения осталась на последнем месте среди других округов.
Вместе с тем, в регионе имеются весьма перспективные направления инвестирования, обусловленные наличием ресурсов, потенциального спроса и возможностей по производству высококонкурентной продукции. В их числе развитие нефтепереработки и нефтехимического сектора экономики, горно-металлургического комплекса, промышленности стройматериалов, машиностроения, легкой промышленности, а также разработка месторождения шельфа Каспийского моря.
Еще одним направлением, привлекательным для инвестиций, может стать создание централизованного предприятия по добыче, обогащению и переработке руд драгоценных металлов [21].
Значительную часть доходов экономика Северного Кавказа получает от агропромышленного комплекса. В 2012 г. в регионе действовало около 23 тыс. предприятий АПК. Стоимость сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2006 г. увеличилась более чем в два раза и составила 239 млрд руб.
Итоги уборки зерновых в 2013 г. показали, что Ставропольский край, республики Ингушетия, Дагестан и Карачаево-Черкесия вошли в первую десятку субъектов Российской Федерации по приросту урожая зерновых культур. Так, Республика Ингушетия находится на 2-м месте рейтинга с урожайностью 23 ц с гектара против 12,3 ц с гектара в 2012 г. Республика Дагестан поднялась с 6-го на 4-е место, показав прирост урожайности по сравнению с 2012 г. – 49%. В Ставропольском крае урожайность выросла на 34,4%, что обеспечило ему 9-е место. На 10 месте – Карачаево-Черкесская Республика, получившая прирост урожайности 33% [12].
Северо-Кавказский федеральный округ имеет серьезный потенциал для инвестирования в перерабатывающую промышленность, обусловленный наличием 189 племенных хозяйств, развитием животноводства (свиноводство, козоводство, звероводство, яководство), птицеводства, пчеловодства, шелководства. В 2012 г. СКФО занял первое место в стране по выпуску шерсти (24 тыс. т).
Потенциал развития агропромышленного комплекса в СКФО связан также с наличием емкого межрегионального рынка и возможностью импортозамещения продовольствия. Реализация потенциальных возможностей АПК региона возможна при обеспечении доступа к рынкам, внедрении и освоении современных технологий, повышении инвестиционной привлекательности перерабатывающих производств и реконструкции систем мелиорации [21].
Инновационный потенциал региона отражает его инвестиционную привлекательность с позиции уровня развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса.
Инновационное развитие СКФО можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
– численность персонала, занятого исследованиями и разработками и исследователей с учеными степенями;
– число организаций, выполнявших научные исследования и разработки;
– внутренние затраты на исследования и разработки;
– число выданных патентов на изобретения;
– инновационная активность организаций;
– затраты на технологические инновации;
– объем инновационных товаров, работ, услуг;
– число используемых передовых производственных технологий.
Общая характеристика уровня развития научного и инновационного потенциала СКФО за период с 2007 г. по 2011 г. представлена в табл. 2 [11].
Таблица 2
Состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала СКФО за период 2007–2011 гг.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.
|
Численность исследователей с учеными степенями
|
Внутренние
затраты на исследования и разработки, млн. руб. |
Число организаций, выполнявших научные
исследования и разработки |
Число выданных патентов на изобретения
| ||||||
2007
|
2011
|
2005
|
2011
|
2007
|
2011
|
2007
|
2011
|
2005
|
2011
| |
РФ
|
801135
|
735273
|
99428
|
109493
|
371080,3
|
610426,7
|
3957,0
|
3682,0
|
19447
|
20339
|
СКФО
|
6256
|
8585
|
1362
|
3802
|
1610,2
|
4017,7
|
97
|
105
|
338
|
393
|
Республика Дагестан
|
1910
|
1628
|
529
|
590
|
437,4
|
773,0
|
31
|
29
|
78
|
50
|
Республика Ингушетия
|
87
|
112
|
7
|
41
|
8,8
|
28,9
|
4
|
4
|
-
|
1
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
725
|
704
|
228
|
285
|
283,1
|
484,6
|
15
|
14
|
36
|
55
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
522
|
506
|
103
|
150
|
205,8
|
310,4
|
5
|
5
|
4
|
8
|
Республика Сев. Осетия - Алания
|
684
|
685
|
115
|
198
|
174,5
|
293,1
|
14
|
17
|
60
|
72
|
Чеченская Республика
|
351
|
639
|
121
|
453
|
40,6
|
121,2
|
6
|
8
|
1
|
11
|
Ставропольский край
|
1977
|
4311
|
259
|
2085
|
460,0
|
2006,5
|
22
|
28
|
159
|
196
|
Динамика инновационной активности региона представлена в табл. 3 [11].
На основании данных табл. 3 можно утверждать, что, несмотря на рост затрат на технологические инновации и увеличение выпуска инновационных товаров, работ, услуг, общая инновационная активность организаций округа снизилась на 0,7%. Число используемых передовых производственных технологий уменьшилось на 13,5% за счет Республики Дагестан, в то время как остальные субъекты РФ в составе СКФО (за исключением Республики Ингушетия) продемонстрировали рост этого показателя. Таким образом, по итогам 2011 г. в Северо-Кавказском федеральном округе отмечался самый низкий уровень инновационного развития среди всех федеральных округов.
Таблица 3
Динамика инновационной активности в СКФО в 2007-2011 гг.
|
Инновационная активность
организаций, % |
Затраты на технологические инновации, млн
руб. |
Объем инновационных
товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров |
Число используемых передовых производственных технологий
| ||||
2007
|
2011
|
2007
|
2011
|
2007
|
2011
|
2007
|
2011
| |
РФ
|
10,0
|
10,4
|
234057,7
|
733816,0
|
4,6
|
6,3
|
180324
|
191650
|
СКФО
|
5,9
|
5,2
|
1967,9
|
2094,3
|
5,5
|
9,1
|
2326
|
2012
|
Республика Дагестан
|
10,7
|
2,9
|
83,7
|
32,9
|
3,5
|
0,3
|
1604
|
566
|
Республика Ингушетия
|
-
|
5,9
|
-
|
-
|
-
|
0,2
|
-
|
-
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
3,2
|
9,9
|
120,4
|
325,2
|
1,8
|
6,7
|
29
|
263
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
8,6
|
4,3
|
325,4
|
220,8
|
1,5
|
24,1
|
-
|
87
|
РСО – Алания
|
4,4
|
5,4
|
29,0
|
118,3
|
0,2
|
0,3
|
18
|
19
|
Чеченская Республика
|
…
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
0,6
|
...
|
157
|
Ставропольский край
|
6,9
|
5,8
|
1409,4
|
1397,1
|
7,5
|
9,9
|
675
|
920
|
Финансовый потенциал региона определяется объемом налоговой базы и прибыльностью предприятий региона.
В СКФО отсутствует мощная налоговая база, что обусловлено низким уровнем инновационного развития региона и доходов населения (среднедушевой денежный доход населения СКФО составил в 2012 г. 17131,9 руб. – это 74,9% от среднероссийского показателя (22880,4 руб.) [20].
Во всех субъектах СКФО, кроме Ставропольского края, уровень безработицы выше среднероссийского (на 01.01.2013 г. он составил 6,3% против 1,4% по РФ) [18]. Поэтому повышение налоговой базы муниципальных бюджетов субъектов СКФО является одной из задач Федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. № 10.
Данные о прибыльности предприятий региона (без учета субъектов малого предпринимательства) представлены в табл. 4 [17].
Таблица 4
Финансовые результаты деятельности организаций в 2012 г.
|
Число прибыльных организаций в % к общему числу организаций
|
Прибыль (+)
|
Число убыточных организаций в % к общему числу организаций
|
Убыток (-)
| ||
млн руб.
|
в % к общему объему прибыли по России
|
млн рублей
|
в % к общему объему убытка по России
| |||
Российская Федерация1)
|
74,1
|
8770072
|
100
|
25,9
|
1053627
|
100
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
69,4
|
49714
|
0,5
|
30,6
|
36584
|
3,5
|
Республика Дагестан
|
64,2
|
2349
|
0,0
|
35,8
|
6707
|
0,6
|
Республика Ингушетия
|
69,2
|
111
|
0,0
|
30,8
|
630
|
0,1
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
64,3
|
1203
|
0,0
|
35,7
|
1390
|
0,1
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
76,4
|
3683
|
0,0
|
23,6
|
1015
|
0,1
|
Республика Северная Осетия – Алания
|
55,3
|
1363
|
0,0
|
44,7
|
4336
|
0,4
|
Чеченская Республика
|
49,5
|
1085
|
0,0
|
50,5
|
7910
|
0,8
|
Ставропольский край
|
78,9
|
39920
|
0,5
|
21,1
|
14596
|
1,4
|
1) Данные с учетом финансового результата организаций железнодорожного транспорта без распределения по субъектам Российской Федерации.
|
Потребительский потенциал СКФО отражает совокупную покупательную способность населения региона. Одним из показателей, характеризующих покупательную способность, является отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В табл. 5 представлен рейтинг субъектов РФ в составе СКФО по этому показателю [14].
Таблица 5
Рейтинг субъектов РФ в составе СКФО по отношению доходов населения к стоимости фиксированного набора товаров и услуг за 2011 г.
Позиция субъекта РФ
|
Субъект РФ
|
Отношение
|
Среднее значение по РФ
|
1,96
| |
13
|
Республика Дагестан
|
2,36
|
30
|
Республика Северная Осетия – Алания
|
2,02
|
67-69
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
1,60
|
70-71
|
Республика Ингушетия
|
1,58
|
77
|
Ставропольский край
|
1,48
|
80
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
1,34
|
Таким образом, представленный анализ потенциалов Северо-Кавказского федерального округа показал, что СКФО имеет потенциально привлекательные инвестиционные возможности, которые, однако, остаются нереализованными в полной мере, поскольку округ имеет негативный имидж из-за нестабильности экономической и социально-политической ситуации, сложной криминогенной обстановки, недостаточного уровня обеспечения безопасности и адекватной представленности в информационном пространстве страны.
Отмечая важность абсолютных факторов, нельзя умалять значение и относительных факторов как субъективной составляющей имиджа. С этих позиций следует отметить существенный вклад в формирование негативного имиджа округа средств массовой информации. СМИ сегодня являются основным механизмом процесса по производству и распространению значимой информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение общественного мнения о регионе. Основываясь на информации, полученной посредством различных СМИ, бизнес-сообщество формирует свое собственное мнение о происходящем. В связи с глобализацией информационного пространства, сфера их влияния не ограничивается границами государства, поэтому в процессе формирования регионального имиджа очень важно, какая информация о регионе попадает в СМИ. Именно СМИ играют основную роль в создании базовых представлений о регионе, в том числе у потенциальных партнеров и инвесторов.
Огромное влияние на формирование имиджа региона оказывает частота и содержание упоминаний о регионе, тематическая структура публикаций в СМИ. В свою очередь, частота публикаций о регионе зависит от близости источника информации к ее потребителю и от значимости происходящих в регионе событий для потребителя информации. Поэтому регион не должен быть представлен в информационном потоке совершенно случайными событиями, большинство из которых носит скандальный или дестабилизирующий характер, в то время как ежедневно происходит множество позитивных событий.
В настоящее время СМИ не всегда адекватно представляют факты и новости из региона. Зачастую в средствах массовой информации культивируется негативный образ представителей народов Кавказа, закладывающий ассоциации с криминалом и терроризмом. При освещении позитивных новостей чаще подчеркивается, что представитель республики – россиянин. В результате погоня журналистов за рейтингами наносит серьезный ущерб имиджу региона.
Очевидно, что непривлекательный имидж округа выступает сдерживающим фактором для инвесторов. Об этом свидетельствуют объемы поступления инвестиций в регионы страны. Так, в 2011 г. наибольший приток инвестиций отмечен в Центральном федеральном округе (20%), затем - в Уральском федеральном округе (17%). Примерно одинаковый объем инвестиций получили Северо-Западный, Южный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа - по 10-12%. На долю Северо-Кавказского федерального округа пришлось лишь 2,5% от всех инвестиций в стране, причем 0,8% составили инвестиции в Ставропольский край [3].
В 2011 г. приток инвестиций в основной капитал в целом по СКФО составил 346264,3 млн руб. - это на 2,7% больше, чем в 2013 г.
Объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. по Северо-Кавказскому федеральному округу в целом составил 346 264,3 млн руб. (102,7 процента к 2010 г.).
В 2012 г. отмечен рост объёма инвестиций в СКФО – 397 179,7 млн руб., или 3,16% от общего объёма по Российской Федерации [6]. По субъектам СКФО картина выглядит следующим образом (табл. 6).
Таблица 6
Общий объём инвестиций в январе–декабре 2012 г.
Субъект
|
Объем инвестиций, млн руб.
|
В % к аналогичному периоду 2011 г.
|
РФ
|
12568800,0
|
106,6
|
СКФО
|
397179,7
|
109,8
|
Республика Дагестан
|
152403,5
|
108,3
|
Республика Ингушетия
|
10497,7
|
в 2,3 раза
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
25572,1
|
113,5
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
17951,9
|
124,9
|
Республика Северная Осетия – Алания
|
21824,9
|
102,4
|
Чеченская Республика
|
56506,3
|
96,0
|
Ставропольский край
|
115423,2
|
110,5
|
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО в 2012 г. составил 204,2 млрд руб., при планируемом объёме 362,5 млрд руб., т.е. эффективность составляет 56,3%.
Ситуация с прямыми иностранными инвестициями значительно сложнее. Если в 2010 г. в целом по России приток прямых иностранных инвестиций на душу населения составил $97,3, то аналогичный показатель по СКФО – $4 (на $0,9 меньше, чем в 2009 г.). [5]. Также следует отметить, что в 2010 г. в таких субъектах СКФО, как Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика приток прямых иностранных инвестиций был нулевым или не регистрировался [22]. Но уже в 2011 г. ситуация улучшилась, объем иностранных инвестиций в расчете на 1 жителя Северо-Кавказского федерального округа составил $68,6, из них 25,4% пришлось на прямые инвестиции [1].
В 2012 г. прямые иностранные инвестиции присутствовали лишь в трех субъектах СКФО – Ставропольском крае, Республике Ингушетия и Чеченской Республике. В основном, это инвестиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обрабатывающие производства, в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг [2]. Вместе с тем, Северо-Кавказский федеральный округ имеет серьезный инвестиционный потенциал и достаточно разнообразные направления привлечения инвестиций – это агропромышленный комплекс, туристская и санаторно-курортная сферы, электроэнергетика, добывающие и обрабатывающие отрасли.
Уже сегодня на государственном уровне предпринимаются значительные усилия по улучшению имиджа региона с целью повышения его инвестиционной привлекательности. Так, в октябре 2010 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена комплексная «Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г.», в которой в числе основных поставлена задача формирования позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа в российских и иностранных средствах массовой информации; в сфере туризма и курортов.
Для целенаправленной работы по улучшению имиджа региона и повышения его инвестиционной привлекательности в 2010 г. была создана государственная корпорация «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») для управления проектом развития туристического кластера, а в 2011 г. – «Корпорация Развития Северного Кавказа» (ОАО «КРСК»), одним из основных направлений деятельности которой является укрепление имиджа Северного Кавказа как открытого и прозрачного региона у бизнес-сообщества и общественности через организацию форумов, конференций, публикаций, маркетинг и функционирование информационного портала на сайте КРСК [7].
Генеральный директор Корпорации развития Северного Кавказа А. Пак на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа 8 февраля 2013 г. особо выделил в качестве отдельного направления работы корпорации «укрепление имиджа Северного Кавказа как инвестиционно привлекательного региона» [10]. В рамках этого направления в июне 2013 г. в ходе Петербургского международного экономического форума была проведена презентация Инвестиционного интернет-портала Северо-Кавказского федерального округа. С его помощью потенциальные инвесторы могут быстро получить необходимые сведения о крупных реализуемых проектах, предлагаемых инвестиционных площадках и особых экономических зонах, а также познакомиться с профильным законодательством, формами господдержки и последними новостями региона. Инвестиционный портал входит в Комплексную информационную систему мониторинга реализации инвестиционных проектов на территории СКФО, иллюстрирующую инвестиционный потенциал региона и предоставляющую возможность онлайн-мониторинга всех существующих инвестиционных проектов.
Часть проектов ОАО «КРСК» направлена на развитие инфраструктурных возможностей региона. В частности, в феврале 2014 г. в регионе Кавказских Минеральных Вод должен появиться первый многофункциональный выставочный центр «МинводыЭКСПО» для проведения выставок, конгрессов и культурных мероприятий федерального и международного масштаба. Разрабатывается целая группа маркетинговых мероприятий, направленных на улучшение имиджа и продвижение туристского потенциала Северо-Кавказского федерального округа, в числе которых формирование единого бренда территории, создание и реализация программ продвижения туристского потенциала Северного Кавказа на различных рынках, в том числе зарубежных.
Внимание к проблеме улучшения имиджа и повышению инвестиционной привлекательности СКФО уже дает определенные результаты. В частности, о готовности инвестировать в экономику Северного Кавказа заявили ряд иностранных государств, в том числе, Франция, Корея, Китай, Италия и др.
Так, для реализации проекта туристского кластера госкомпанией «КСК» и компанией France-Caucase (дочерним предприятием французского госбанка Caisse des Depots et Consignations) создано совместное российско-французское предприятие International Caucasus Development («Международное развитие Кавказа»), в капитал которого было вложено 202,1 млн рублей. Caisse des Depots et Consignations в 2011 г. собирается выделить на развитие пяти курортов около 10 млрд евро. По мнению аналитиков, вклад этих инвестиций в валовой региональный продукт к 2020 г. может обеспечить более чем двукратный рост экономики СКФО [8].
Заключено соглашение с корейской компанией Korea Wester Power (KWP; подразделение Korea Electric Power Corporation) об инвестировании 1 млрд евро в строительство объектов энергетической инфраструктуры курортов. Для реализации этого соглашения создано совместное предприятие Eurasia Energy Holdings Pte. Ltd, соучредителями которого выступили ОАО «Курорты Северного Кавказа» с российской стороны и Korea Western Power и CHT Korea — с корейской.
Подписано соглашение об инвестировании почти 735 млн евро в строительство гостиниц и торговых площадей с компанией топ-менеджера французского инвестбанка Natixis Р. Висванатана Suprema Associates.
Одним из активных участников масштабных инвестпроектов на Северном Кавказе является Италия. Прежде всего, это проекты в области энергетики, сельского хозяйства в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае. В частности, полностью построен и управляется итальянцами (посредством сети интернет) кирпичный завод в Прохладном. Также в КБР посажено 900 га садов, в плане аналогичный проект по садам на КМВ площадью 4,5 тыс. га.
Итальянская компания «Мараби» стала инициатором инвестиционного проекта «Организация производства напольной плитки и керамического гранита» в Республике Дагестан, в рамках которого она осуществляет строительство завода по производству керамического гранита мощностью 2 млн кв. м в год.
Таким образом, можно утверждать, что «инвестиционная блокада» Северо-Кавказского федерального округа постепенно прорывается. Однако без реализации таких общесистемных мер, как разработка политики преференций для частных инвестиций; стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего бизнеса; развитие кадрового потенциала и механизмов управления занятостью; обеспечение охраны окружающей среды бесперспективно говорить о повышении привлекательности СКФО для инвесторов.
Повышения притока инвестиций можно ожидать при расширении финансовых стимулов в виде налоговых и таможенных льгот, льгот по аренде земли, гарантии и т. п.), создание условий для развития базовой инфраструктуры и процессов взаимодействия с потенциальными инвесторами.
В «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» в качестве одного из факторов повышения инвестиционной привлекательности округа рассматривается создание частно-государственных инвестиционных фондов развития как механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты. Такие фонды целесообразно создавать в сфере строительства, агропромышленного комплекса, туризма, малого и среднего бизнеса.
Для привлечения частных инвестиций необходима разработка привлекательных финансовых стимулов в виде софинансирования создания базовой инфраструктуры, обеспечения гарантий по кредитам, субсидирования процентной ставки на развитие и приобретение оборудования и др., а также улучшение процессов взаимодействия субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с инвесторами и поддержка продвижения их продукции на российских и зарубежных рынках.
Очевидно, что все меры по привлечению инвестиций дадут результаты только при улучшении имиджа СКФО, однако в настоящее время проблема «кавказского имиджа» остается весьма актуальной и требует деликатной работы с инвесторами – на Северном Кавказе им нужно больше внимания и помощи со стороны властей, чем в других регионах.
На наш взгляд, в первую очередь следует определить основные направления действий по формированию позитивного имиджа СКФО и активно использовать маркетинговые технологии для целенаправленной работы по освещению различных аспектов функционирования региона.
Основные направления формирования позитивного имиджа должны включать:
– дальнейшее развитие региональных потенциалов;
– четкое определение целевой аудитории, наиболее желанной для региона (крупные инвесторы; государственные и полугосударственные компании; иностранные инвесторы; небольшие компании из соседних регионов и т.п.), и ясное понимание властями региона ее интересов;
– выявление и оценку преимуществ СКФО, способных создать благоприятное впечатление о нем у целевой аудитории;
– разработку и создание информационных продуктов, поддерживающих позитивный образ региона;
– проведение на территории округа конференций, форумов, выставок различного уровня, ориентированных на целевые аудитории; пресс-туров для журналистов и бизнес-туров для потенциальных инвесторов.
Для решения задач в рамках этих направлений целесообразно создать маркетинговую структуру при полномочном представителе Президента РФ в СКФО. Это может быть, например, маркетинговое агентство в форме некоммерческого партнерства, основной целью деятельности которого будет изменение негативных стереотипов у потенциальных инвесторов и содействие продвижению позитивного имиджа и эксклюзивных возможностей округа во внешнюю среду. Такое агентство должно обеспечивать:
– подготовку публикаций рекламного характера в отраслевых и деловых российских и зарубежных СМИ;
– разработку информационных материалов об инвестиционных событиях в округе, изменениях в федеральном и региональном инвестиционном законодательстве, об успешном опыте СКФО в привлечении инвестиций и распространение их через Торгово-промышленные палаты регионов РФ, торговые представительства РФ, отечественные и зарубежные деловые СМИ;
– подготовку справочных материалов по приоритетным направлениям привлечения инвестиций совместно с руководством заинтересованных предприятий и распространение их в ходе проведения специализированных мероприятий среди потенциальных инвесторов и т.п. Особое внимание следует уделить использованию технологий интернет-маркетинга, позволяющих не только предоставлять общую информацию о географическом расположении и социально-экономическом положении региона и его инфраструктурных особенностях, но и визуализировать преимущества конкретных бизнес-решений, установить быстрый контакт с потенциальными инвесторами.
Таким образом, в настоящее время существуют серьезные проблемы привлечения инвестиций в развитие Северо-Кавказского федерального округа, вызванные его недостаточно привлекательным имиджем. Поэтому основной акцент в работе руководства и бизнес-структур округа должен быть сделан:
– на организации целенаправленной работы по обеспечению позитивного присутствия региона в национальном и международном информационном пространстве;
– на разработке и реализации общесистемных мер и создание финансовых стимулов для потенциальных инвесторов;
– на создании региональной маркетинговой структуры и активном применении современных маркетинговых технологий.
Источники:
2. Давыдова Л.В., Ильминская С.А. Анализ инвестиционных процессов в Северо-Кавказском федеральном округе. // Региональная экономика: теория и практика. – 14 (293). – 2013. – с. 9–15.
3. Зубаревич Н. Куда бегут инвестиции // Российская Бизнес-газета. – №832 (3). – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/01/24/ investicii.html
4. Котлер Ф. Маркетинг мест. – СПб.: Стокгольм, Школа экономики, 2005.
5. Куликов С. Инвесторы обходят многие регионы стороной // Независимая газета. – 30.08.2011. – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2011-08-30/4_invest.html
6. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь–декабрь 2012 г. – Ессентуки, март 2013 г. – Режим доступа: http://mezhreg.ru/docs/analitika/analit-gosprog-razv-ser-skfo-01-01-2013.pdf
7. Направления и виды деятельности Корпорации. – Режим доступа: http://krskfo.ru
8. Официальный сайт ОАО «Курорты Северного Кавказа». – Режим доступа: http://www.ncrc.ru
9. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
10. Сможем кормить не только себя. – Режим доступа: http://www.denresp.ru/ index.php/politika/1390-mmedd-3
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012.
12. Регионы СКФО выбились в лидеры рейтинга регионов РФ по приросту урожайности. – Режим доступа: http://www.yuga.ru /news/306061
13. Рейтинг регионов РФ по привлекательности для бизнеса. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/17414 24.09.2012
14. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. – М., 2012. – Режим доступа: http://www.riarating.ru/
15. Рецессия шагает по стране // Сетевое издание «Интерфакс». – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=301260
16. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. Избранные главы из книги. – Режим доступа: http://www.isr2050.ru/items-104.html#1
17. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в I квартале 2013 г. – М., 2013. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
18. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа за январь–декабрь 2012 г. – Март 2013. – Режим доступа: http://mezhreg.ru/docs/analitika/analit-gosprog-razv-ser-skfo-01-01-2013.pdf
19. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / под ред Г.В. Осипова. – М.: НОРМА, 2000.
20. Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации 2009–2012 г. – Режим доступа: http://www.gks.ru
21. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. – Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166
22. Травников А.М., Сайдуллаев Ф.С. Мониторинг инвестиционной активности в регионах России: прямые иностранные инвестиции в 2010 г. – Режим доступа: http://www.i-regions.org/materials/research/ invest2010.pdf
23. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №4. – С. 13–19.
Страница обновлена: 26.03.2024 в 14:38:13