Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности российских организаций на национальном и глобальном рынках
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (268), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье исследовано совокупное воздействие конкуренции на многочисленные факторы и тенденции развития организаций, тенденции, способствующие росту конкурентоспособности, как организаций, так и стран. Цель данной статьи - предложить методический инструментарий повышения уровня конкурентоспособности российских организаций для включения национальных отраслей в конкурентную международную хозяйственную сферу. Автор обосновал необходимость учета органического сплетения двух направлений современной деятельности Российских организаций в процессе достижения конкурентных преимуществ - долгосрочного и конъюнктурного. При этом стратегическая методологическая цепочка имеет свое наполнение и содержание, свои подходы, которые дают возможность формировать конкурентные преимущества и стратегические ориентиры, позволяют вести планомерную работу на перспективу, не сковывают инициативу на всех уровнях развития экономических связей конъюнктурной цепи.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, эволюция, эффективность, современная конкуренция, товарное производство, международные сделки, мировая хозяйственная среда
Статья подготовлена в рамках научного исследования по Государственному заданию Финансового университета 2014 г.
В экономической литературе распространено понятие «эффект» по отношению к достижению и реализации прибыли. В современных условиях, по мере усложнения товара обращения, сочетающегося с наращиванием организационных структур хозяйствующих субъектов, происходят изменения природы «эффекта» в сторону конкурентоспособности, что обусловлено стремлением компаний завоевать и упрочить долгосрочные перспективные стратегические позиции, нацеленные на сохранение и укрепление инструментов самодвижущегося развития.
Многоуровневая этапность модификации товарного производства, отражает процесс развития новых оргструктур и характер эффекта кокурентоспособности, определяемого эволюционными процессами. Рассматривая эволюцию субъектов экономической деятельности, следует подчеркнуть, что критерием, позволяющим им перейти на более высокий уровень конкурентоспособности, является разновидность объекта обращения, с которым они выступают на мировом рынке. При этом изменение формы объекта, переход его от одной градации к другой, выступает одновременно причиной и следствием резкого усложнения организационных структур субъектов экономической деятельности в стремлении достичь и укрепить свои конкурентные позиции. [1]
В условиях ожесточенной конкурентной борьбы и последнее десятилетие международная торговля услугами и товарами вышла на новый стык международного разделения труда – межкорпорационный. Здесь успех определяет возможность формирования в сжатые сроки гигантских консорциумов, основное оружие которых в конкурентной борьбе – сроки, цены, качество. Концентрационные процессы идут различными путями: прямое долевое участие крупных фирм в капитале малых и средних компаний [16]; «стратегические альянсы», утонченные модели долевого участия [17-19]. На смену агрессивной борьбе цен приходит конкуренция в области качества продукта, соотношения между ценой и качеством.
Совокупное воздействие конкуренции на многочисленные факторы и тенденции развития организаций дает мультипликационный эффект на другие отрасли экономики и сферы жизнедеятельности людей, проявляющийся в углублении не только международных связей, но и межотраслевых и межхозяйственных связей, усилении интеграции между ними. [1,10,12] В свою очередь технологии конкуренции – это система приемов, методов и подходов, обеспечивающих создание ситуаций, направленных на достижение стратегических целей организаций. Современная конкуренция использует в первую очередь все методы, которые на подготовительной стадии обеспечивают организациям и государству наилучшие условия для поддержки собственной конкурентоспособности как на уровне своей страны, так и на международной арене. [14,15] Последняя зависит от степени внутренней готовности и, прежде всего, — от государственной администрации. Возможность действия в рамках геоэкономического соперничества предполагает наличие адекватных центров по проектированию и управлению системы.
Освоение глобального пространства, разработка методологического инструментария, принимая во внимание сложный, многогранный характер мировой конкуренции, требуют соответствующих научных подходов и методов. Здесь можно выделить один принципиально важный момент. Речь идет об органическом сплетении двух направлений современной деятельности в процессе достижения конкурентных преимуществ - присутствии, дополняющих друг друга, двух ветвей в цепочке: долгосрочной и конъюнктурной ветви. [1,5,6,7] Стратегическая методологическая цепочка имеет свое наполнение и содержание, свои подходы, которые дают возможность формировать конкурентные преимущества и стратегические ориентиры, позволяют вести планомерную работу на перспективу, не сковывают инициативу на всех уровнях развития экономических связей.
Так, например, возьмем эффективность международных сделок в туризме. Подходы, которые существуют в оценке эффективности экспортно-импортных операций, не могут быть механически перенесены на новые формы сотрудничества: требуется ясная и четкая грань между эффектами, связанными с преобразованием производственно-экономической инфраструктуры и эффектами, вытекающими из реализации продукта. [pp] Существуют различные подходы, требующие пересмотра приоритетности ценового и неценового факторов и т. д. Методический инструментарий повышения уровня конкурентоспособности российских организаций для включения национальных отраслей в конкурентную международную хозяйственную сферу с одновременным качественным преобразованием, как традиционного сектора, так и всей макроструктуры, представлен в таблице 1, где критерии конкурентоспособности и соответствующие срезы по ним.
Таблица 1
Методические подходы ко включению национальных отраслей в высококонкурентную мировую хозяйственную сферу [1]
Конкурентное, долгосрочное направление развития
|
Традиционное конъюнктурное направление развития
| |
Этап 1. Выбор объекта обращения
| ||
Объекты («под ключ»);
Комплексные целевые программы развития товаров и услуг. |
Отдельные услуги и
товары;
Комплекс услуг и товаров. | |
Этап 2. Создание субъекта обращения
| ||
Территориально-производственные
комплексы, производственнокоммерческие агломерации, консорциумы, концерны,
технополисы;
Организационно-экономические структуры с участием государственных институтов |
Средние
и мелкие фирмы.
Объединения компаний. | |
Этап 3. Определение формы экономического взаимодействия
| ||
Заключение договоров о
долговременном сотрудничестве территориально-производственных структур,
совместном предпринимательстве, прямых связях, генподряде.
|
Традиционная форма сделок (контрактов)
| |
Этап 4. Постановка цели экономического взаимодействия
| ||
Обеспечение
структурных сдвигов
в экономике, преобразовании инфраструктуры; достижение долговременного геоэкономического, геостратегического и геополитического эффекта. |
Обеспечение текущей
сбалансированности, преодоление диспропорций в развитии;
Удовлетворение спроса на уровне снижения дефицита до приемлемого уровня | |
Этап 5. Прогнозирование ситуации на международном рынке
| ||
Возможность
целенаправленного
формирования геоэкономической ситуации и ее использования для реализации крупных инфраструктурных задач; Геоэкономическое прогнозирование с учетом социально-экономического аспекта. |
Формирование
экономических трендов, исходя из ограничительных факторов развития внешней
среды для определения тактики поведения фирм, времени выхода на мировую арену
при сравнительно благоприятной рыночной конъюнктуре.
| |
Этап 6. Формирование системы контроля за деятельностью.
| ||
Программирование на
базе использования приоритетов, долговременных стратегических ориентиров на
общегосударственном, региональном, территориальном и других уровнях.
|
Краткосрочное
планирование деятельности с целью создания условий для равновесия
предприятия.
| |
Этап 7. Использование методов конкурентной борьбы
| ||
Арсенал
геоэкономических приемов и технологий, система экономических демпферов,приемы
экономического изматывания, формирование кодекса (правил) геоэкономической
деятельности, использование новейших технологий в сфере деятельности
международного туризма; геоэкономическое партнерство.
|
Использование
общепринятых в мировой практике методов и приемов конкурентной борьбы при
формировании контингента потребителей товаров и услуг исходя из материальных
и производственных ресурсов.
| |
7. Применение средств конкурентной борьбы.
| ||
1. Создание информационных служб, центров экономических
исследований международного рынка, подразделений по экономическому анализу и
координации, центров по формированию вариантности геоэкономических моделей,
базирующихся на определенном банке данных.
2. Для реализации геоэкономическй стратегии создание учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов международного уровня (в том числе на совместной основе). |
1. Создание подразделений (отделов) информационного
обеспечения, формирование информационного банка данных; внедрение
информационных и технологических новинок в деятельность предприятий.
2. Подготовка специалистов в области маркетинга и менеджмента, информационных технологий, качества 3. Продвижение собственного продукта на различные рынки. 4. Привлечение клиентов посредством скидок, демпинговых цен, а так же на основе формирования устойчивой положительной репутации. | |
В качестве пояснения представленных методических подходов, отметим следующее. Современный уровень мирохозяйственных связей характерен тем, что воспроизводственный процесс опосредуется международной деятельностью в широком смысле слова. [1,9,5] С одной стороны сохраняются традиционные формы товаров и услуг, с другой – интенсивно развивается международный обмен, который непосредственно связан с новыми конкурентоспособными формами деятельности, в том числе с инвестиционным, научно-производственным кооперированием. Возникающие конкурентоспособные формы, по своему наполнению далеко выходящие за рамки традиционных представлений - «товар-объект», «товар-программа», реализуются они в новой системе международных координат, на различных стыках (границах) общественного разделения труда, на разнообразных уровнях (этажах) мирового рынка и т. д.
В экономической лексике сложилась определенная терминология, впитавшая в себя торговые аспекты включения в международное разделение труда. Вместе с тем, процесс включения в систему мирохозяйственных связей на качественно новом уровне поставил перед необходимостью расширения понятийного аппарата. [1,5,6] В этой связи, конкурентоспособный класс сделок с новым экономическим содержанием (направлением) необходимо именовать как «структуроформирующие» (инфраструктурно-увязываемые) сделки. В основе этих сделок — оперирование с новейшими товарными формами: товар-объектами, товар-программами и т. п. [1,7,8]
Методические подходы к повышению уровня конкурентоспособности современных организаций «выросли» из принципиально нового взгляда на внешнюю сферу: не только использование преимуществ международного разделения труда на основе традиционно сложившейся хозяйственной специализации, но и целенаправленное включение в систему мирохозяйственных связей, сращивание с передовым мирохозяйственным комплексом, «вплетение» транснационального элемента в национальные воспроизводственные циклы.
Реализация этой задачи предполагает вовлечение в мирохозяйственное общение всех звеньев воспроизводственного процесса, при этом центр тяжести взаимодействия смещается в сторону инвестиционно-производственного сотрудничества. [2,3] Актуальность применительно к глобальному пространству — это «совместно произвести и совместно продать», а доход (в этом случае он приобретает окраску «мирового») перераспределить пропорционально вкладу. Для этого необходима совместность на всех срезах единой производственно-технологической цепи (от совместных фундаментальных разработок, инвестиций, совместного ведения НИОКР, внесения совместности в организацию производства, в том числе и путем вынесения отдельных звеньев производственно-технологической цепи за национальные рамки и т. д., отладка совместного сервиса, проведение совместного маркетинга и т. п.).
В заключение отметим, что оперирование в глобальном пространстве устраняет структурные перекосы в национальной экономике. На первоначальном этапе усилия направляются на решение стратегической задачи: устранение взаимосвязанной цепи структурных деформаций, начиная от деформации структуры товарооборота и до деформации производственной структуры (следствия и причины этих деформацией взаимообусловлены). Одним из моментов оценки современной конкурентной среды может стать такая методологическая посылка: эволюция товара сопровождается тождественной эволюцией организационных структур. [1] Определенная адекватность товарных форм и организационных структур предопределяет возможность «выжать» максимальный эффект конкурентоспособности на глобальном рынке: при анализе мировых цен в поле зрения должны попасть организационные структуры.
[1] Разработано автором
Источники:
2.Панюкова В.В. Анализ состояния и основные направление развития региональной торговли России // Региональная экономика: Теория практика. – 2012. - №41. – С. 46-53. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=18051871.
3.Панюкова В.В., Борзова Ю.Е. Роль саморегулирования на потребительском рынке // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013, № 4, с. 75 – 81. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20186981.
4.Попова Р.Ю. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития (Под редакцией академика Свириденко Ю.П.). Том 4: Туризм: методология, проблемы, перспективы: монография // М: Изд-во «Кандид», - 2001. – 360 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=22015970.
5. Попова Р.Ю. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект: монография // М.: Издательство "Радио и связь", - 1994 г. - 254 с. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=21961019.
6. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе: монография // М.: Издательство МГГУ, - 1997 г. - 334 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20927765.
7. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме: монография // М.: Издательство Диалог-МГУ, - 1997г. - 160с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961060.
8. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма РФ // М.: Маркетинг и маркетинговые исследования - 1998. № 1. - с. 28-32. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21906443.
9. Рожков И.В. Эволюция маркетинга в контексте развития информационных технологий // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 179. - С. 639-645. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=21182471.
10. Стыцюк Р.Ю. Особенности регулирования развития рынка рекламы: монография // Архангельск: АО ИППК РО - 2010.- 186 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21961022.
11. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Инновационные составляющие маркетинга постмодерна // Научные труды Вольного экономического общества России - 2010. - Т. 137. - с. 673-679. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=18927820.
12. Стыцюк Р.Ю., Мотагали Я.Б. Маркетинг постмодерна и формирование новой реальности // Научные труды Вольного экономического общества России - 2010. - Т. 130. - с. 285-295. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=16527676.
13. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Современный взгляд на новую форму покупательского поведения трасьюмеризм // М.: Научные труды Вольного экономического общества. - 2013. – Т.179. – 510 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=21182394.
14. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б Применение потенциала маркетинга в целях повышения туристской привлекательности дестинации // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т.174. - 364-369с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20256388.
15. Стыцюк Р.Ю. Маркетинговый подход к формированию конкурентных преимуществ территории / «Современные технологии управления-2014» Россия, г. Москва, 14-15 июля 2014. - 267-279 с. - http://elibrary.ru/item.asp?id=22238612.
16. Louis H. Amato, Ronald P. Wilder. Global competition and global markets: some empirical results // International Business Review, Volume 13, Issue 3, June 2004, Pages 401-416. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0969593104000216.
17. Hao Ma. Determinants of strategic options in multinational market competition // Journal of International Management, Volume 5, Issue 2, Summer 1999, Pages 93-113. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1075425399000083.
18. Kaz Miyagiwa, Yasuhiro Sato. Free entry and regulatory competition in a global economy // Journal of Public Economics, Volume 118, October 2014, Pages 1-14. -
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0047272714001455.
19. C.Samuel Craig, Susan P. Douglas. Responding to the challenges of global markets: Change, complexity, competition and conscience // The Columbia Journal of World Business, Volume 31, Issue 4, Winter 1996, Pages 6-18. - http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022542896900289.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:53:19