Проблемы повышения инновационной активности Казахстана в рамках глобального рейтинга конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (75), Март 2013
Цитировать:
Кулмаганбетова А.С. Проблемы повышения инновационной активности Казахстана в рамках глобального рейтинга конкурентоспособности // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 97-101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963478
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Развитие и поддержка инновационной деятельности необходимы для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Автором приводится анализ данных уровня развития инновационной деятельности, а также степени инновационной активности Казахстана согласно Глобальному отчету о конкурентоспособности Всемирного экономического форума. На основе анализа сформулированы основные направления роста инноваций в Казахстане.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, инвестиции, инновационный потенциал, развитие, конкурентоспособность страны, стимулирование и поддержка инновационной деятельности, технологическая готовность
В современных условиях уровень развития инновационной деятельности во многом оказывает огромное влияние на экономическое развитие страны. Соответственно, в глобальной конкурентной борьбе выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для развития инноваций. Поэтому вопрос повышения инновационной активности является важным и представляет собой одну из основных задач обеспечения конкурентоспособности страны в глобальной экономике.
Институты казахских инноваций
Изучение опыта зарубежных стран показывает, что система стимулирования и поддержки инновационной деятельности будет эффективной только в том случае, если в стране развиты предпринимательство и психология восприятия обществом инноваций. Сегодня инновации в виде новых знаний, изделий, технологий, услуг, методов управления и организации производства являются основным фактором обеспечения конкурентоспособности.
В настоящее время в Казахстане уровень инновационной активности составляет 4,3 %, в то время как в Германии этот показатель достигает 80 %, в США, Швеции, Франции – около 50%, в России – 9,1%.
Необходимость повышения инновационной активности предприятий в Казахстане определяется вступлением страны в ВТО, а также образованием Единого экономического пространства с Россией и Беларусью [1].
Последние годы в решении данной проблемы чувствуются большие сдвиги благодаря комплексному подходу со стороны государства. Об этом свидетельствует принятие Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2030 года, положения которой являются ориентиром при реализации инновационной политики. Также принят Закон «Об инновационной деятельности», который регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. Приняты определенные стратегические программы по развитию направлений инновационной деятельности. Помимо этого созданы специализированные структуры и институты, формирующие инфраструктуру развития инновационной деятельности, такие как АО «Национальный инновационный фонд», АО «КазАгроИнновация», АО «Фонд науки», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» и ряд других институтов, поддерживающих различные отрасли экономики.
Анализ положения Казахстана в глобальном рейтинге
Сравнительный анализ положения инновационности Казахстана показал, что в соответствии с рейтингом Всемирного банка в настоящее время республика по показателю технологической готовности, по данным отчета за 2012–2013 гг., находится на 55 месте (Великобритания на 7-ом, Польша на 42-ом, Россия – 57-ое, Украина – 81). Это на 32 позиции выше показателя 2011–2012 годов.
По агрегированному показателю инновационной активности, по данным Глобального отчета о конкурентоспособности Всемирного экономического форума на 2012–2013 годы, Казахстан находится на 104 месте. Это выше на 10 позиций по сравнению с предыдущим периодом. Анализ данных за период 2007–2010 гг. показывает, что затраты на стимулирование инновационной активности росли не так быстро, как объемы ВВП. К примеру, под влиянием мирового финансового кризиса доля расходов на НИОКР в структуре ВВП в 2010 году по сравнению с 2007 годом снизилась с 0,22% до 0,16%. Тогда как эта цифра в Финляндии составляет 3,49 %, в Южной Корее – 3,64 %, США – 2,6 %, Китае – 1,44%, а в среднем в странах ОЭСР – 2,24 % [2].
Кроме того, общую картину инновационности в Казахстане можно представить, проанализировав динамику изменения рейтинга Казахстана согласно данным Глобального отчета Всемирного экономического форума (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения рейтинга Казахстана по данным Глобального отчета о конкурентоспособности по показателю инновационного потенциала
Если посмотреть динамику изменения по показателю инновационного потенциала (рис. 1) в период 2008–2011 гг. рейтинг Казахстана ежегодно падал в среднем на 18 позиций, но за последний год по сравнению с предыдущим он поднялся на 13 пунктов. Также мы видим, что данный показатель по сравнению с показателем пятилетней давности намного ниже (на 41 позицию), что свидетельствует о недостаточности использования инновационного потенциала.
Кроме того, был проведен анализ инновационного потенциала по индикаторам, представленным в таблице 1.
Таблица 1
Динамика изменения рейтинга Казахстана по основным индикаторам инновационного потенциала
№
|
Индикаторы
|
Позиции по годам
|
Среднегодовое значение изменения рейтинга +(повышение),
- (снижение) | ||||
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
| |||
1
|
Способность к инновациям
|
50
|
50
|
75
|
101
|
92
|
-10,5
|
2
|
Качество научно-исследовательских организаций
|
58
|
80
|
112
|
121
|
108
|
-12,5
|
3
|
Расходы компаний на НИОКР
|
62
|
60
|
84
|
107
|
94
|
-8
|
4
|
Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР
|
64
|
77
|
111
|
119
|
90
|
-6,5
|
Видно, что по показателю способности к инновациям рейтинг Казахстана 2009–2011 гг. также снижался ежегодно в среднем на 25 позиций, что говорит о серьезных ухудшениях инновационного потенциала.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом удалось поднять свой рейтинг на 9 позиций, но этот показатель ниже по сравнению с показателем 2008 года на 42 пункта. Следовательно, за последние пять лет Казахстан не предпринял ничего для того, чтобы повысить уровень способности к инновациям.
По показателям качества научно-исследовательских организаций и сотрудничества университетов и бизнеса в сфере НИОКР наблюдается аналогичная картина. Если в 2008–2011 гг. динамика по качеству научно-исследовательских организаций произошло снижение рейтинга в среднем в год на 21 позицию, то в 2012 году Казахстан по сравнению с предыдущим годом переместился на 13 позиций выше, но по сравнению с 2008 годом рейтинг снизился на 50 пунктов.
По показателю сотрудничества университетов и бизнеса в сфере НИОКР среднегодовое снижение рейтинга 2008–2011 гг. составило 18 позиций. В 2012 году по сравнению с предыдущим рейтинг повысился на 29 позиций, но это ниже на 26 позиций по сравнению с 2008 годом.
По показателю расходов компаний на НИОКР снижение рейтинга наблюдается начиная с 2010 года по 2011 год. В 2012 году по сравнению с 2011 годом Казахстану удалось поднять свой рейтинг на 13 позиций.
Такая ситуация в Казахстане складывается под влиянием факторов, которые определяют базовые принципы инновационного развития страны.
Выводы
Анализ сложившейся ситуации дает возможность сформулировать несколько возможных направлений решения проблем повышения инновационной активности Казахстана. Они включают:
1. Необходимость реализации комплекса мер по совершенствованию механизмов стимулирования и поддержки со стороны государства по разработке и внедрению предприятиями эффективных инноваций в организацию и управление производством. Это в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом рынке.
2. Необходимость разработки проектов национального масштаба создания и производства наукоемкой инновационной продукции, а также модернизации технической и технологической составляющей с целью обеспечения соответствия современным требованиям.
3. Необходимость разработки мер государственного воздействия для развития инновационной инфраструктуры и системы привлечения в сферу инноваций частного капитала.
Одним из важных направлений достижения данных целей является привлечение иностранных инвестиций, эффективность которых зависит от степени экономической привлекательности Казахстана. Таким образом, совершенствование государственной политики по привлечению инвестиций в сферу инноваций может значительно повысить конкурентные преимущества национальной экономики.
Источники:
2. Обзор инновационного развития Казахстана. ООН. Нью-Йорки Женева, 2012 г. [Текст].
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:31:26