Актуальные проблемы развития инноваций в особой экономической зоне (на примере Калининградской области)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены основные проблемы развития инновационных отношений в экономике Калининградского региона. Путем проведения краткого анализа тенденции развития инновационной инфраструктуры автором определены реальные показатели экономического развития инноваций в региональной экономике. В целях формирования положительной динамики развития инновационной инфраструктуры определяются задачи инновационной политики в масштабе региона, способы и средства достижения развития инноваций, совершенствование инновационной политики в целях достижения соответствия региональной экономики сложившимся социально-экономическим и техническим условиям после вступления России в ВТО.
Ключевые слова: инновации, государственная поддержка, малый и средний бизнес
После подписания протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Россия стала полноправным членом ВТО. Естественно, данное событие повлекло для России обязательность определения нормативов построения экономики в новых экономических условиях, требующих глобального пересмотра государственных стандартов в области инноваций.
Причин сказанному несколько:
- высокая конкуренция за рынки снабжения и сбыта продукции на международном рынке;
- современные требования к высокотехнологичной и наукоемкой продукции;
- высокий уровень научно-технического прогресса.
Самым главным и злободневным вопросом для отечественного бизнеса стал вопрос повышения уровня конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве. Названный вопрос актуален не только в масштабах страны, но и в масштабе региональной экономики.
Анализ состояния развития инноваций в Калининградском регионе
Рассматривая инновационную инфраструктуру экономики Калининградской области, необходимо отметить тот факт, что по содержанию и динамике развития инноваций, а в частности притока инновационного капитала, тенденции развития инновационных предприятий, государственной структуры поддержки инноваций, то можно сделать определенный вывод о том, что система развития инноваций в регионе в настоящий момент находится не на должном уровне.
В свою очередь, Калининградская область, ввиду ее особого геополитического статуса, должна иметь достаточный потенциал в сфере развития и введения инноваций в региональную экономику, тем более, после вступления России в ВТО.
Проведем краткий анализ состояния развития инноваций в Калининградском регионе. Начнем с динамики развития научных организаций, занимающихся инновационными разработками в Калининградской области.
Для более наглядного представления динамики развития научных организаций в Калининградской области используем официальные статистические данные, опубликованные в открытой печати, проведем анализ и установим тенденцию их развития.
Статистические данные развития отобразим на рисунке.
Источник: [3].
Рис. Научные организации – всего (единиц)
Из рисунка отчетливо видно, что в настоящее время динамика развития инновационного потенциала имеет отрицательную тенденцию, что является прямым фактором негативного влияния на развитие экономики в Калининградском регионе. В период, когда Россия вступила в ВТО, на первое место встал вопрос обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей.
В настоящее время нельзя использовать старые инновационные разработки, которые в силу высокой динамики научно-технического прогресса давно стали не актуальными, региональная экономика требует вливания нового инновационного потенциала. Сейчас это самая главная задача для сохранения конкурентоспособности в условиях ВТО.
В свою очередь, не утешительна динамика развития организаций НИОКР и по количеству участия научного потенциала, а именно людских ресурсов, отображенных в таблице 1.
Таблица 1
Численность специалистов, выполнявших научные исследования и разработки,
по уровню образования (человек)
Годы
|
Исследователи и техники
|
В том числе имеют образование
| ||
Высшее
профессиональное |
Среднее профессиональное
|
Прочее
| ||
1991
|
3985
|
3078
|
907
|
-
|
1992
|
3373
|
2592
|
781
|
-
|
1993
|
2770
|
2089
|
681
|
-
|
1994
|
1928
|
1433
|
495
|
-
|
1995
|
1646
|
1329
|
317
|
-
|
1996
|
1552
|
1295
|
257
|
-
|
1997
|
1289
|
1084
|
192
|
13
|
1998
|
1291
|
1101
|
178
|
12
|
1999
|
1187
|
998
|
180
|
9
|
2000
|
1298
|
980
|
301
|
17
|
2001
|
1096
|
927
|
153
|
16
|
2002
|
1093
|
905
|
162
|
26
|
2003
|
999
|
835
|
133
|
31
|
2004
|
950
|
798
|
121
|
31
|
2005
|
930
|
779
|
116
|
35
|
2006
|
882
|
753
|
102
|
27
|
2007
|
852
|
754
|
86
|
12
|
2008
|
762
|
663
|
85
|
14
|
2009
|
725
|
632
|
70
|
23
|
2010
|
740
|
656
|
74
|
10
|
2011
|
836
|
743
|
85
|
8
|
Исходя из анализа вышеприведенной таблицы 1 отчетливо видно, что численность исследовательского научного состава, занимающегося НИОКР, тоже имеет тенденцию к понижению. В совокупности при указанной отрицательной динамике развития инновационной политики в Калининградском регионе можно констатировать экономический факт, что уменьшение инновационной инфраструктуры, а именно организаций НИОКР, степень участия научно-технических кадров в разработке инновационных продуктов напрямую формируют отрицательную динамику развития инновативности региональной экономики, которая идет на убыль не в алгебраической, а в геометрической прогрессии.
Краткий статистический анализ развития инноваций в экономике Калининградской области
Более наглядно названное «плачевное положение» можно проследить по результатам официальной статистики внедрения результатов инноваций. Естественно, связанные напрямую с этим инновационные разработки тоже получили тенденцию определенного затухания. Более наглядно названную динамику отобразим в таблице 2.
Таблица 2
Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.)
Год
|
Инновационные товары
|
Из них:
| |
Вновь
внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в
течение последних 3-х лет
|
Подвергавшиеся
усовершенствованию в течение последних 3-х лет
| ||
2006
|
7938,3
|
6867,1
|
1071,2
|
2007
|
14522,1
|
13413,3
|
1108,8
|
2008
|
14220,2
|
14168,5
|
51,7
|
2009
|
4022,1
|
3084,2
|
937,9
|
2010
|
222,6
|
222,6
|
-
|
2011
|
456,8
|
456,8
|
-
|
На основании проведенного краткого статистического анализа развития инноваций в экономике Калининградской области в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей определим первоочередные задачи повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса в условиях международной экономики.
Для успешного позиционирования в международном разделении труда и поддержания высокой конкурентоспособности, а особенно для малого и среднего бизнеса, органам государственной власти и местного самоуправления, используя инфраструктуру развития и поддержки предпринимательства в регионе, необходимо:
- активизировать развитие инновационных разработок для региональных производителей товаров, работ и услуг;
- увеличить объемы финансирования на развитие и внедрение инноваций путем включения бюджетных расходов в целевые государственные программы развития бизнеса в регионе;
- уделить должное внимание для развития инновационной инфраструктуры;
- привлекать научных специалистов на возмездной основе, малые инновационные предприятия для разработки и внедрения инноваций для отечественных производителей.
Подводя итог краткому статистическому обзору состояния динамики развития инновационных процессов в экономике Калининградской области и установив первоочередные задачи, определим способы достижения положительной инновационной динамики в регионе в виде:
- разработка и принятие в кратчайшие сроки регионального нормативно-правового акта, напрямую регулирующего отношения в развитии инноваций в новых экономических условиях;
- пересмотра статьи расходов в сторону увеличения на развитие инноваций в областном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг.;
- увеличения доли совокупного объема закупок в соответствии с федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для организаций, занимающихся НИОКР.
Выводы
Решение первоочередных задач развития инновационной политики для Калининградского региона как Особой экономической зоны стало еще актуальней в новых экономических условиях после вступления России в ВТО, и от умелого и правильного их решения напрямую зависит успех развития региональной экономики в целом.
Источники:
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Научный журнал «Наука и инновации в Калининградской области» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2012. 4. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник / Под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.: ил.
5. Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики - 2011. / Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. – М.: Креативная экономика, 2011. – 496 с.: ил.
6. Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий // Креативная экономика. - 2013. - № 11 (83). - c. 42-45. - http://www.creativeconomy.ru/articles/30147/.
7. Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации // Креативная экономика. - 2012. - № 7 (67). - c. 54-59. http://www.creativeconomy.ru/articles/24113/.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:45:37