Актуальные проблемы развития инноваций в особой экономической зоне (на примере Калининградской области)

Насонов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены основные проблемы развития инновационных отношений в экономике Калининградского региона. Путем проведения краткого анализа тенденции развития инновационной инфраструктуры автором определены реальные показатели экономического развития инноваций в региональной экономике. В целях формирования положительной динамики развития инновационной инфраструктуры определяются задачи инновационной политики в масштабе региона, способы и средства достижения развития инноваций, совершенствование инновационной политики в целях достижения соответствия региональной экономики сложившимся социально-экономическим и техническим условиям после вступления России в ВТО.

Ключевые слова: инновации, государственная поддержка, малый и средний бизнес



После подписания протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Россия стала полноправным членом ВТО. Естественно, данное событие повлекло для России обязательность определения нормативов построения экономики в новых экономических условиях, требующих глобального пересмотра государственных стандартов в области инноваций.

Причин сказанному несколько:

- высокая конкуренция за рынки снабжения и сбыта продукции на международном рынке;

- современные требования к высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

- высокий уровень научно-технического прогресса.

Самым главным и злободневным вопросом для отечественного бизнеса стал вопрос повышения уровня конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве. Названный вопрос актуален не только в масштабах страны, но и в масштабе региональной экономики.

Анализ состояния развития инноваций в Калининградском регионе

Рассматривая инновационную инфраструктуру экономики Калининградской области, необходимо отметить тот факт, что по содержанию и динамике развития инноваций, а в частности притока инновационного капитала, тенденции развития инновационных предприятий, государственной структуры поддержки инноваций, то можно сделать определенный вывод о том, что система развития инноваций в регионе в настоящий момент находится не на должном уровне.

В свою очередь, Калининградская область, ввиду ее особого геополитического статуса, должна иметь достаточный потенциал в сфере развития и введения инноваций в региональную экономику, тем более, после вступления России в ВТО.

Проведем краткий анализ состояния развития инноваций в Калининградском регионе. Начнем с динамики развития научных организаций, занимающихся инновационными разработками в Калининградской области.

Для более наглядного представления динамики развития научных организаций в Калининградской области используем официальные статистические данные, опубликованные в открытой печати, проведем анализ и установим тенденцию их развития.

Статистические данные развития отобразим на рисунке.

Источник: [3].

Рис. Научные организации – всего (единиц)

Из рисунка отчетливо видно, что в настоящее время динамика развития инновационного потенциала имеет отрицательную тенденцию, что является прямым фактором негативного влияния на развитие экономики в Калининградском регионе. В период, когда Россия вступила в ВТО, на первое место встал вопрос обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей.

В настоящее время нельзя использовать старые инновационные разработки, которые в силу высокой динамики научно-технического прогресса давно стали не актуальными, региональная экономика требует вливания нового инновационного потенциала. Сейчас это самая главная задача для сохранения конкурентоспособности в условиях ВТО.

В свою очередь, не утешительна динамика развития организаций НИОКР и по количеству участия научного потенциала, а именно людских ресурсов, отображенных в таблице 1.

Таблица 1

Численность специалистов, выполнявших научные исследования и разработки,

по уровню образования (человек)

Годы
Исследователи и техники
В том числе имеют образование
Высшее
профессиональное
Среднее профессиональное
Прочее
1991
3985
3078
907
-
1992
3373
2592
781
-
1993
2770
2089
681
-
1994
1928
1433
495
-
1995
1646
1329
317
-
1996
1552
1295
257
-
1997
1289
1084
192
13
1998
1291
1101
178
12
1999
1187
998
180
9
2000
1298
980
301
17
2001
1096
927
153
16
2002
1093
905
162
26
2003
999
835
133
31
2004
950
798
121
31
2005
930
779
116
35
2006
882
753
102
27
2007
852
754
86
12
2008
762
663
85
14
2009
725
632
70
23
2010
740
656
74
10
2011
836
743
85
8
Источник: [3].

Исходя из анализа вышеприведенной таблицы 1 отчетливо видно, что численность исследовательского научного состава, занимающегося НИОКР, тоже имеет тенденцию к понижению. В совокупности при указанной отрицательной динамике развития инновационной политики в Калининградском регионе можно констатировать экономический факт, что уменьшение инновационной инфраструктуры, а именно организаций НИОКР, степень участия научно-технических кадров в разработке инновационных продуктов напрямую формируют отрицательную динамику развития инновативности региональной экономики, которая идет на убыль не в алгебраической, а в геометрической прогрессии.

Краткий статистический анализ развития инноваций в экономике Калининградской области

Более наглядно названное «плачевное положение» можно проследить по результатам официальной статистики внедрения результатов инноваций. Естественно, связанные напрямую с этим инновационные разработки тоже получили тенденцию определенного затухания. Более наглядно названную динамику отобразим в таблице 2.

Таблица 2

Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.)

Год
Инновационные товары
Из них:
Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних 3-х лет
Подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних 3-х лет
2006
7938,3
6867,1
1071,2
2007
14522,1
13413,3
1108,8
2008
14220,2
14168,5
51,7
2009
4022,1
3084,2
937,9
2010
222,6
222,6
-
2011
456,8
456,8
-
Источник: [3].

На основании проведенного краткого статистического анализа развития инноваций в экономике Калининградской области в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей определим первоочередные задачи повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса в условиях международной экономики.

Для успешного позиционирования в международном разделении труда и поддержания высокой конкурентоспособности, а особенно для малого и среднего бизнеса, органам государственной власти и местного самоуправления, используя инфраструктуру развития и поддержки предпринимательства в регионе, необходимо:

- активизировать развитие инновационных разработок для региональных производителей товаров, работ и услуг;

- увеличить объемы финансирования на развитие и внедрение инноваций путем включения бюджетных расходов в целевые государственные программы развития бизнеса в регионе;

- уделить должное внимание для развития инновационной инфраструктуры;

- привлекать научных специалистов на возмездной основе, малые инновационные предприятия для разработки и внедрения инноваций для отечественных производителей.

Подводя итог краткому статистическому обзору состояния динамики развития инновационных процессов в экономике Калининградской области и установив первоочередные задачи, определим способы достижения положительной инновационной динамики в регионе в виде:

- разработка и принятие в кратчайшие сроки регионального нормативно-правового акта, напрямую регулирующего отношения в развитии инноваций в новых экономических условиях;

- пересмотра статьи расходов в сторону увеличения на развитие инноваций в областном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг.;

- увеличения доли совокупного объема закупок в соответствии с федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для организаций, занимающихся НИОКР.

Выводы

Решение первоочередных задач развития инновационной политики для Калининградского региона как Особой экономической зоны стало еще актуальней в новых экономических условиях после вступления России в ВТО, и от умелого и правильного их решения напрямую зависит успех развития региональной экономики в целом.


Источники:

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
3. Научный журнал «Наука и инновации в Калининградской области» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2012. 4. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник / Под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.: ил.
5. Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики - 2011. / Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. – М.: Креативная экономика, 2011. – 496 с.: ил.
6. Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий // Креативная экономика. - 2013. - № 11 (83). - c. 42-45. - http://www.creativeconomy.ru/articles/30147/.
7. Петров А.В. Инвестиционная политика региона: ориентация на инновации // Креативная экономика. - 2012. - № 7 (67). - c. 54-59. http://www.creativeconomy.ru/articles/24113/.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:45:37