Разработка инвестиционной стратегии муниципального образования на основе инновационно ориентированного подхода

Дупленко Н.Г.1, Щепкова И.В.1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Дупленко Н.Г., Щепкова И.В. Разработка инвестиционной стратегии муниципального образования на основе инновационно ориентированного подхода // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 689-698. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100929.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936817

Аннотация:
В статье представлены результаты разработки инвестиционной стратегии муниципального образования, учитывающие специфику малого города приграничного региона – методика была апробирована на примере Ладушкинского городского округа Калининградской области. При разработке стратегии особое внимание уделялось аспектам инновационного развития округа – от инновационного потенциала до комплекса мероприятий, направленных на повышение инновационной активности предприятий. При проведении исследования были использованы следующие методы: сбор и обработка статистических данных, анализ конкурентных преимуществ, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок, матричный метод, сценарный анализ, метод КФУ, количественные и графические методы обработки социологической информации, описания и объяснения полученных результатов. Разработанная коллективом исследователей Института экономики и менеджмента и Европейской бизнес-школы Балтийского федерального университета им. И. Канта инвестиционная стратегия Ладушкинского городского округа на период до 2030 года успешно прошла обсуждение в Корпорации развития Калининградской области, была утверждена и принята к реализации

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, муниципальное образование, инвестиционный климат, показатели инвестиционной привлекательности, сценарии развития

JEL-классификация: O31, O32, O33, O38



Введение

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на период до 2030 года муниципальные образования региона активно разрабатывают свои стратегии развития [3, 4] (Polozhentseva, 2012; Skopich, Shchepkova, 2019). Наибольшую трудность при этом испытывают малые субъекты, которые не обладают достаточным собственным потенциалом для повышения эффективности экономики и улучшения качества жизни. В решении данной проблемы они могут рассчитывать на привлечение средств инвесторов. Однако инвесторы должны быть уверенными в привлекательности и реальности соответствующих проектов муниципальных образований и их эффективности. Целью проведенного исследования являлся анализ инвестиционного потенциала конкретного малого муниципального образования для разработки предложений по активизации и стимулированию его инвестиционных процессов с использованием инновационно-ориентированного подхода [8, с. 191] (Timofeev, 2013).

Методика и объект исследования. В качестве объекта исследования выступил Ладушкинский городской округ Калининградской области. Данное муниципальное образование не только является самым маленьким (всего 28,2 кв. километра по занимаемой территории и 3908 человек по численности населения на 1 января 2019 года), но и вошло в кластер, который характеризуется наихудшими значениями ключевых статистических показателей социально-экономического развития на момент начала исследования среди муниципальных образований Калининградской области [6, 10] (Skopich, Shchepkova, 2018; Shvakov, Chistyakova, 2017). Кроме того, по результатам оценки инвестиционной активности муниципальных образований Калининградской области за период 2015–2018 гг., которая проводилась по относительным показателям инвестиций в основной капитал (в расчете на одно предприятие и на одного работника), за указанный период наблюдалось существенное сокращение [5, с. 147] (Skopich, Shchepkova, 2019). Инновационная активность предприятий в Ладушкинском городском округе является крайне низкой [1, с. 115; 11, с. 48] (Bilchak, Duplenko, 2012; Bilczak, Gornowicz, Duplenko, 2011).

При исследовании были использованы следующие методы: сбор и обработка статистических данных, анализ конкурентных преимуществ, SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок, матричный метод, сценарный анализ, метод КФУ, количественные и графические методы обработки социологической информации, описания и объяснения полученных результатов.

Основные результаты исследования

Для оценки внешней макросреды в рамках данного исследования была разработана анкета, в которой экспертам было предложено оценить важность конкретных факторов внешней среды, направление и силу влияния [7, с. 194] (Tumanova, 2017). В качестве экспертов выступили работники администрации муниципального образования, представители бизнеса и жители города. Для обобщения результатов был использован PEST-анализ. На рисунке 1 представлены обобщенные результаты влияния основных групп факторов на инвестиционный климат в рассматриваемом муниципальном образовании.

Рисунок 1. Влияние факторов макросреды на инвестиционный климат в Ладушкинском городском округе

Источник: составлено авторами.

Как видно по данным рисунка, наибольшее отрицательное влияние на инвестиционный климат в рассматриваемом муниципальном образовании, по мнению экспертов, оказывают экономические и социально-культурные факторы. При этом среди экономических факторов эксперты в качестве самых опасных выделили фактическое состояние рынка труда в Ладушкинском городском округе (уровень безработицы, условия и размер оплаты труда), а также низкий уровень располагаемых доходов местного населения. А среди социально-культурных – повышение требований к качеству продукции и уровню сервиса, а также фактический уровень здравоохранения и образования в муниципальном образовании. К положительным факторам в данных группах эксперты отнесли прогнозные ожидания курсов валют, уровень развития предпринимательства и бизнес-среды (экономические факторы), демографические тенденции и повышение интереса к религии и прочим верованиям.

Среди политических факторов, сдерживающих развитие предпринимательских инициатив, эксперты выделили уровень бюрократизации, обострения на внешней политической арене, а также ухудшение условий для развития внешней торговли. Как положительные факторы в данной группе были отмечены устойчивость политической власти и меры в антимонопольном и трудовом законодательстве. Однако в целом, по мнению экспертов, данная группа факторов не будет оказывать сильное влияние на инвестиционный климат в Ладушкинском городском округе.

Группа технологических факторов, по мнению экспертов, только положительно влияет на развитие предпринимательских инициатив. При этом эксперты особо отметили уровень и скорость развития и проникновения на рассматриваемую территорию современных средств коммуникаций, а также уровень инноваций и технологического развития в отраслях, перспективных для муниципалитета.

Для оценки инвестиционного потенциала Ладушкинского городского округа был проведен анализ по следующим составляющим:

­ территория и природно-сырьевой потенциал;

­ население и трудовые ресурсы;

­ производственные ресурсы;

­ малое и среднее предпринимательство;

­ инфраструктурный потенциал;

­ финансовые ресурсы;

­ рекреационно-туристический потенциал;

­ качество городской среды [9, с. 180] (Ulezlova, Ostapenko, 2017).

Исследования проводились по статистическим данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, сведениям администрации муниципального образования, по результатам оценки качества городской среды.

По результатам исследования были определены ключевые показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность Ладушкинского городского округа в сравнении с показателями других муниципальных образований региона. Показатели были условно разделены на три группы с учетом их темпов роста. Результаты оценки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые показатели инвестиционной привлекательности Ладушкинского городского округа

Показатель
Значение в 2018 г.
Место в рейтинге
1. Условно-неизменные ключевые показатели
Площадь земель населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, а также сельскохозяйственного назначения, га
894
20
Количество объектов культурного наследия федерального и регионального значения, ед.
1
21
Расстояние до областного центра, км
24
5
2. Медленно изменяющиеся ключевые показатели
Среднегодовая численность населения, человек
3990
22
Доля населения в общей среднегодовой численности населения региона, %
0,40
22
Плотность сети автодорог местного значения с твердым покрытием, км/100 кв. км
43,9
9
3. Динамичные ключевые показатели
Темп прироста (убыли) населения, %
-1,7
20
Количество учтенных хозяйствующих субъектов, ед.
124
22
Число субъектов хозяйственной деятельности на 1000 жителей (без учета ИП), ед.
30,8
20
Среднесписочная численность работников (без учета СМСП), человек
349
22
Количество работников на 1000 человек населения, человек
87
19
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб.
28 298
19
Отгрузка товаров собственного производства; работ и услуг, выполненных собственными силами организаций МО, млн руб.
329,1
22
Отгрузка товаров собственного производства; работ и услуг, выполненных собственными силами организаций, на 1000 человек населения, млн руб.
81,9
22
Объем инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных), тыс. руб.
3,8
22
Объем инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных) на одного жителя, тыс. руб.
465
22
Доля протяженности автодорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, %
13,3
19
Доходы бюджета за год, тыс. руб.
103191
22
Расходы бюджета за год, тыс. руб.
105000
22
Отношение доходов бюджета к расходам, %
98,3
15
Объем расходов бюджета в расчете на одного жителя в год, тыс. руб.
26119
16
Источник: составлено авторами по материалам статистической отчетности и данным Ладушкинского ГО.

Таким образом, по результатам исследования были сделаны следующие выводы. Несмотря на выгодное географическое положение, до настоящего времени Ладушкинскому городскому округу не удавалось добиться большей деловой активности, чем удаленным от областного центра муниципальным образованиям. По большинству рассмотренных показателей округ занимает последние места в рейтинге муниципальных образований Калининградской области. Основными преимуществами округа является близость к областному центру – полюсу развития региона, а также сравнительно высокая плотность сети автодорог с твердым покрытием.

На основании результатов исследования инвестиционного климата в Ладушкинском городском округе и с учетом базовых сценариев стратегического развития Российской Федерации и Калининградской области, отвечающих современным вызовам мировой экономики и политики, были предложены три сценария развития муниципального образования. Основная цель всех предложенных вариантов – обеспечить эффективную реализацию приоритетных направлений развития рассматриваемого муниципального образования, несмотря на выявленные трудности и угрозы [2, с. 115] (Lapygin, 2019).

Кратко характеристика предложенных сценариев развития представлена в таблице 2.

Таблица 2

Описание альтернативных сценариев развития Ладушкинского городского округа

Инерционное инвестиционное развитие
Опережающее инвестиционное развитие
Сбалансированное инвестиционное развитие
Приоритеты
Округ развивается на основе сохранения сложившейся структуры экономики. Основное внимание уделяется повышению качества жизни населения
Привлечение крупномасштабных инвестиций в создание нескольких крупных предприятий
Основные усилия направлены на создание туристско-рекреационного комплекса и более эффективное использование существующих промышленных площадок
Подход к стратегическому планированию развития территории
Сценарий основан на политике выравнивания уровня инвестиционной активности всей территории округа без формирования местных полюсов роста
Сценарий основан на использовании подхода поляризованного развития в стратегическом планировании развития территории
Сценарий основан на диверсификации структуры экономики округа
Риски, связанные с реализацией сценария
Наиболее сильная зависимость социально-экономического развития от внешних факторов, высоки риски получить незавершенные проекты в связи с прекращением финансирования, затянутыми сроками реализации, изменением государственной политики
Усугубление экологических проблем в «точках роста»
Сокращение темпов развития в сфере туризма и отдыха из-за индустриализации территории
Рост численности мигрантов из ближнего зарубежья может привести к росту межнациональной напряженности и конфликтам
Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком инфраструктурно подготовленных площадок
Источник: составлено авторами.

Сценарий инерционного инвестиционного развития предполагает сохранение инновационной активности предприятий округа на низком уровне, что не является приемлемым. Для реализации сценария опережающего инвестиционного развития на период до 2030 года требуется более высокий инновационный потенциал, чем тот, которым Ладушкинский городской округ обладает в настоящее время, и это явилось одной из причин, почему не был выбран данный сценарий. Что же касается сценария сбалансированного инвестиционного развития, то с одной стороны, округ обладает достаточными предпосылками для его реализации, с другой стороны, в данном случае появляется возможность для стимулирования развития малых инновационных предприятий.

В частности, в перечень мероприятий стратегии в рамках реализации сценария сбалансированного инвестиционного развития было включено создание на существующих промышленных площадках «3D-кластера», который будет представлять собой кластер малых инновационных предприятий, использующих аддитивные технологии (3D-печать). Направления их деятельности – прототипирование и производство малых партий изделий методами промышленной 3D-печати из металлических, полимерных и керамических материалов по заказам крупных предприятий. Создание такого рода производств не требует значительных финансовых вложений, они являются высокотехнологичными, не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, сравнительно быстро окупаются. Возможен выпуск широкого ассортимента продукции как для В2В-, так и для В2С-рынков.

Инновационность производства будет способствовать улучшению имиджа Ладушкинского городского округа, а также позволит принять участие в программах по поддержке малых инновационных предприятий.

Еще одним предложением является создание центра передовых аддитивных и информационных технологий с перспективой создания бизнес-инкубатора для ИТ-стартапов – это один из приоритетных проектов в рамках предусмотренного инвестиционной стратегией формирования инфраструктуры культурно-познавательного туризма в Ладушкинском городском округе.

На первом этапе центр будет ориентирован на школьников региона, выполняя преимущественно образовательные функции: обучающие семинары по использованию аддитивных (3D-печать) и информационных технологий (блокчейн, «Интернет вещей» и пр.). На втором этапе планируется добавление демонстрационных программ и включение центра в туристические маршруты. В перспективе возможно создание бизнес-инкубатора для ИТ-стартапов, которые при инвестициях 1 млн руб. получат статус резидента ОЭЗ. Центр будет функционировать в тесном сотрудничестве с «3D-кластером».

Заключение

По итогам разработки инвестиционной стратегии Ладушкинского городского округа были сделаны следующие выводы.

Во-первых, основными преимуществами округа является близость к областному центру – полюсу развития региона, а также сравнительно высокая плотность сети автодорог с твердым покрытием. По большинству остальных показателей округ занимает последние места в рейтинге муниципальных образований Калининградской области. Несмотря на выгодное географическое положение, до настоящего времени Ладушкинскому городскому округу не удавалось добиться большей деловой активности, чем удаленным от областного центра муниципальным образованиям.

Во-вторых, в качестве базового целесообразно использовать сценарий сбалансированного инвестиционного развития как наиболее соответствующий целям, приоритетным направлениям и задачам Инвестиционной стратегии Ладушкинского городского округа до 2030 года. Основные усилия будут направлены на создание рекреационно-туристического комплекса и более эффективное освоение уже существующих промышленных площадок. Новые промышленные площадки выделяются территориально компактным, высокотехнологичным производствам с минимальным воздействием на окружающую среду.

В-третьих, для повышения инновационной активности предприятий округа в рамках реализации выбранного сценария в перечень мероприятий инвестиционной стратегии включено создание кластера малых инновационных предприятий, использующих аддитивные технологии (3D-печать), а также создание центра передовых аддитивных и информационных технологий с перспективой создания бизнес-инкубатора для ИТ-стартапов. К числу маркетинговых инноваций может быть отнесено внедрение электронной онлайн-навигации, активирующейся при сканировании QR-кода, содержащей аудио- и (или) видеоматериалы, посвященные тематике как истории территории в целом, так и конкретных туристических объектов; организационных инноваций – создание совместной образовательной платформы вузов Калининграда и предприятий Ладушкинского городского округа.

Результаты исследования были представлены администрации Ладушкинского городского округа и вошли в его инвестиционную стратегию на период до 2030 года, которая успешно прошла обсуждение в Корпорации развития Калининградской области, была утверждена и принята к реализации.


Источники:

Бильчак В.С., Дупленко Н.Г. Малое предпринимательство: муниципальный уровень развития. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. – 287 с.
2. Лапыгин Ю.Н. Целевой сценарий реализации стратегии в регионе // Ученые записки. 2019. № 5. С. 113-127.
3. Положенцева Ю.С. Кластерный подход к анализу инновационного развития субъектов Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 31-38.
4. Скопич Д.Л., Щепкова И.В. Использование кластерного анализа при реализации инновационной политики региона // Управление инновациями: вызовы и возможности для отраслей и секторов экономики: Сборник научных трудов. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. - С. 251-260.
5. Скопич Д.Л., Щепкова И.В. К вопросу оценки инвестиционной активности муниципальных образований Калининградской области // Современное управление: векторы развития Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. - Саратов: ООО «Амирит», 2018. - С. 119-123.
6. Скопич Д.Л., Щепкова И.В. К вопросу социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области // Современное управление: Векторы развития: сборник научных трудов международной научно-практической конференции 15–16 ноября 2018 г. - Саратов: ООО «Амирит», 2018. – 119-123 с.
7. Туманова И.Ю. Анализ процессов кластерообразования в субъектах Южного Федерального округа и направлений их совершенствования/ / Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. №2 (200). С.35-43.
8. Тимофеев Д.Н. Инновационно-ориентированный подход в формировании регионального производственного кластера // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 8. С. 191-199.
9. Улезлова Л.В., Остапенко М.С. Инвестиционный потенциал региона и основные методы его оценки // Синергия Наук. 2017. № 13. С. 177-184.
10. Шваков Е.Е., Чистякова И.С. Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление ее реализацией // Вестник НГУЭУ. 2017. № 3. С. 60-73.
11. Bilczak W. S., Gornowicz M., Duplenko N. G. Mały biznes – innowacyjna droga rozwoju. - Toruń: Polskie Towarzystwo Ekonomiczne Oddział w Toruniu, 2011. – 274 c.

Страница обновлена: 25.11.2020 в 02:13:31