Рейдерство как проявление теневизации в национальной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (252), Март 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мешков С.А., Румянцева А.В. Рейдерство как проявление теневизации в национальной экономике // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 6. – С. 51-58.
Аннотация:
В статье рассматривается рейдерство как явление, вызываемое условиями системных преобразований в российской экономике, издержками которых являются различные институциональные патологии, ведущие к теневизации экономики и коррупции. Представлена структура правонарушений экономической направленности в динамике за период 2007-2011 гг. Установлена иерархия между теневой экономикой и коррупцией. Предложены направления регулирования рейдерских отношений с учетом российской специфики.
Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, рейдерство, экономические правонарушения
За последнее десятилетие российская экономика значительно интегрировалась в мировую хозяйственную систему, что привело к увеличению зависимости национальной экономики от внешнего рынка. В этих условиях проблема обеспечения экономической безопасности приобретает наиважнейшее значение, становясь стержнем всей национальной экономической политики. Следовательно, разрешение экономических проблем возможно только путем создания и поддержания надлежащего правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения в области экономических отношений, соответствующие критериям экономической безопасности. Объективным следствием данного процесса также является повышение внутренней конкуренции среди предпринимательских структур. Поэтому государству и бизнес-структурам необходимо искать новые механизмы роста конкурентоспособности.
Процессы интеграции и глобализации заставляют национальные органы власти реализовывать политику, направленную на поступательное развитие предпринимательства, прежде всего, легальных хозяйственных процессов. Однако теневые процессы, которые в российской экономике до сих пор существенны, сдерживают данное развитие, что влияет на уровень экономического роста, а следовательно, и на общий уровень экономической безопасности национального хозяйства.
Проявление теневой экономики в России
На сегодняшний день масштабы теневизации очень существенны, о чем свидетельствует не только статистика, но и заявления высокопоставленных госслужащих. Так, глава Росстата А.Е. Суринов в 2011 г. заявлял: «Сегодня ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16% от ПП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования… Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн человек, или 17–18% экономически активного населения» [3]. При этом подчеркнем, что возрастающие и спадающие тенденции развития теневого сектора в национальной экономике являются реакцией на ужесточение государственного регулирования. Некоторые виды теневой деятельности объясняются именно недостатками в государственном регулировании или бюрократизацией управления (завышенные налоги, госпошлины, процедуры государственной регистрации и т.д.).
Значительный вклад в развитие теневого сектора вносит коррупция, которая является неким индикатором теневизации национальной экономики. В 2011 г. российская экономика по уровню теневизации занимала 143 место из 183 стран, в 2012 г. – 133 место из 174 стран мира. Данный рейтинг свидетельствует о высоком ее уровне, но, вместе с тем, прослеживается и положительная динамика.
Характерным признаком наличия значительной доли тенивизации в стране является рост экономических преступлений (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика правонарушений экономической направленности в России
за период 2007–2011 гг. (в % к общему числу экономических преступлений)
Правонарушения
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Мошенничество
|
45,2
|
48,9
|
48,3
|
48,2
|
48,3
|
Незаконное
предпринимательство
|
6,5
|
6,1
|
6,1
|
6,2
|
5,2
|
Злоупотребление
полномочиями (коррупция)
|
21,8
|
24, 9
|
25,4
|
25,5
|
25,9
|
По данным межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», по итогам 2010 г. самыми коррумпированными округами в России являются Сибирский и Приволжский (см. рис.).
Рис. Уровень коррумпированности по федеральным округам РФ [1]
Специалисты всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» отмечают нестандартную ситуацию в российской экономике: коррупционный оборот в 2012 г. зафиксирован на уровне 2011 г., причем 52,6% ВВП находятся в коррупционной тени. Результаты их независимой экспертизы национальной экономической системы свидетельствуют о том, что произошло достижение коррупционного дна, либо произошло достижение бифуркационной точки, после которой наступает этап разложения национальных институтов власти, экономического и политического распада [7].
Иерархия теневой экономики и коррупции
Сектор теневой экономики и коррупция как ее проявление занимают существенное место в конгломерате национальных угроз, обуславливая постоянное противодействие им. Однако, в периоды устойчивого экономического развития и стабильной структуры государственной власти теневая экономика и коррупция, как правило, имеют незначительные масштабы. Различные масштабы и характеристики взаимодействия формальных институтов власти и неформальных институциональных норм теневого сектора позволяют выделить исторические типы теневой экономики и коррупции в новейшей российской истории (см. табл. 2).
Таблица 2
Иерархия теневой экономики и коррупции
Тип
|
Объективные характеристики
|
Теневая экономика и коррупция как институт замещения
общепринятых институтов
|
Выступают
как альтернатива неэффективным экономическим институтам (с точки зрения
национальной экономической системы) в период их становления или ослабления
государственной власти.
|
Теневая экономика и коррупция как опережающая
система
|
Являются
результатом отставания, несоответствия институциональных норм и правил реальным
процессам развития экономических отношений в обществе.
|
Теневая экономика и коррупция как сдерживающая система
|
Теневая
экономика и коррупция проявляют деформацию экономических отношений в условиях
сильной государственной власти, являются неким индикатором, свидетельствующим
о необходимости модернизационных процессов в экономике. В данном контексте они
выступают дополнительной нагрузкой на бизнес и население страны, формируя
дополнительные угрозы экономической безопасности.
|
Параллельная теневая экономика и коррупция
|
В
случае отсутствия комплексно-системных мер противодействия теневой экономике
и коррупцие, они играют роль параллельных институтов, выполняя функции
органов государственной власти или бизнес-структур в силу более низких
издержек деятельности и отсутствия административных ограничений
(посткризисный период).
|
В большинстве случаев теневая экономика и коррупция являются процессами одного явления. При этом теневая экономика порождает коррупцию, а она, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. В данном контексте причина и следствие, цель и средство настолько переплетены, что создают порочный замкнутый круг, который трудно регулировать.
Двойственность рейдерства
В результате замкнутости теневой экономики на коррупции и наоборот проявилось такое явление, как рейдерство.
В 1990–2000 гг. в российской экономике образовались устойчивые бизнес-группы, основная специализация которых заключалась в перераспределении активов вопреки воле лиц, контролирующих тот или иной актив, с причинением собственникам экономического и иного вида ущерба. Рейдерство как келейный процесс реаллокации прав собственности представляет действительную угрозу экономической безопасности.
Криминальная составляющая рейдерства может быть представлена в различных формациях и причинять ущерб экономике. Финальная цель рейдерской акции заключается в захвате предприятий через аккумулирование контрольного пакета акций посредством реализации разных преступных и непреступных деяний, в том числе и против личности, собственности, порядка экономической деятельности, правосудия, порядка управления. Однако существующая непрозрачность бизнес-среды, а также ограниченность российской судебной системы в защите бизнес-структур от рейдерства самым негативным образом воздействуют на инвестиционный климат в регионах и в стране в целом [5].
Тем не менее, опираясь на вышеописанные суждения, трактовки и степень научной разработанности понятия «рейдерство», сформируем теоретическое допущение двойственного влияния данной формы взаимодействия хозяйствующих субъектов на национальную экономику. С одной стороны, рейдерство рассматривают как незаконные действия, связанные с противоправным захватом бизнеса, что отрицательно влияет не только на экономику страны, но и на само общество посредством формирования келейных форм экономического взаимодействия. С другой стороны, из поля зрения упускается допущение о положительном воздействии данного явления как некого элемента благоприятного развития конкурентной среды, актуального направления совершенствования способов хозяйствования, повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на основе централизации и концентрации производства и капитала, а в целом аллокации ресурсов. При этом все будет зависеть от особенностей взаимодействия субъектов рейдерской деятельности и характера применяемого инструментария.
В качестве доказательной базы данного суждения выступает то, что в развитых странах рейдерство обычно является законным, весьма уважаемым и высокоинтеллектуальным юридическим бизнесом [4]. Следовательно, специфика российского рейдерства состоит в наличии значительного нелегального сектора, связанного с коррупцией, криминалом и т.д. Это в большинстве своем ассоциирует данный вид деятельности с законодательно утвержденным понятием «отъем собственности». Данные отличительные черты позволяют выделить рейдерство в особую форму предпринимательства, обусловленную наличием в деятельности элементов новаторства: рискованность; получение сверхприбыли в короткий срок; осуществление обменных операций как составной части всех видов деятельности.
Трансформация российского рейдерства
Сегодня можно констатировать, что рейдерство как системное явление проникает во все сферы национальной экономики. Например, если на первых этапах формирование данной деятельности в основном носило своей целью захват бизнеса для последующей перепродажи или поглощения, то в последнее время наметилась специализация рейдеров на захвате земельных ресурсов. Из 400 тысяч нарушений, выявляемых Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, 200 тысяч имеют место в сфере земельного законодательства. На современном этапе актуальной проблемой становится рейдерство в сфере нематериальных активов. В России под рейдерством в данной сфере подразумевают интеллектуальное рейдерство (например, в форме отъема патентов на изобретения и т.п.).
Трансформируются не только объекты, но и формы рейдерства. Экономический кризис 2008 г. сформировал банковское рейдерство, которое также называют рейдерством без применения грубой силы. Отличительной чертой данного рейдерства является использование разнообразных способов «загона клиента в угол» на основе коррупционных схем с участием налоговых, правоохранительных, таможенных и других органов, воздействуя на права и свободу заемщиков с целью «перехвата» их прав на активы. Такой новый вид рейдерского проявления описывается в заявлении Национального антикоррупционного комитета Российской Федерации. Согласно ему банки, реализуя хозяйственную функцию в стране, энергично практикуют незаконный захват собственности, масштаб которого растет угрожающими темпами. Вместе с тем следует отметить, что некоторые авторы высказываются о существовании сегодня такой разновидности рейдерства, как «государственное рейдерство», т.е. рейдерство, исходящее от государства [8].
Выводы
Российская специфика в сфере рейдерских акций такова, что каждый этап проведения сделки, как правило, является законным, выполненным в рамках действующего законодательства, а по факту результат сделки является актом рейдерства.
Растут не только масштабы, появляются новые сферы (земельное рейдерство, рейдерство в сфере интеллектуальной собственности), а также формы (банковское рейдерство) рейдерских отношений. Это говорит о необходимости скорейшего регулирования данной деятельности посредством формирования законодательных инициатив, профессиональной этики, общественного мнения и общественных процедур защиты от рейдерства, внедрения гласных и негласных норм корпоративного взаимоотношения.
Источники:
2. Нуштаев И.В. Теневая экономика и коррупция в системе угроз экономической безопасности современной России. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011.
3. Официальный сайт Национального Антикоррупционного Совета РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.korrup.ru.
4. Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru.
5. Сулейманов М.В. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны // Право и безопасность. – 2009. – № 4 (33) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_29_15.htm.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gks.ru.
7. Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://simakov.wordpress.com/2012/11/12/коррупция-в-России.
8. Рейдерство и пути противоздействия рейдерским захватам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosuruslugi.ru/consultation/q/230/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:32:28