Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях
Ерохина Е.В.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) - Калужский филиал, Россия, Калуга
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Цитировать:
Ерохина Е.В. Проблемы теневизации экономики и экономической свободы в новых экономических условиях // Теневая экономика. – 2022. – Том 6. – № 2. – С. 85-104. – doi: 10.18334/tek.6.2.115197.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49794251
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье исследованы проблемы теневизации экономики, их влияние на уровень экономической свободы в новых экономических условиях. Показана степень зависимости между качеством государственного регулирования, уровнем предпринимательской активности, экономической свободой и масштабами теневого сектора. Выявлено, что отсутствие свободы формирует непреодолимый барьер для экономического роста, социального развития, безопасности человека, страны, государства. Следствием нарушения / ущемления / отсутствия экономической свободы становится теневизация экономики, уход в тень.
Ключевые слова: экономическая свобода, угрозы, теневая экономика, государственное регулирование, предпринимательская активность, новая экономическая реальность
JEL-классификация: O17
Вам, господа, нужны великие потрясения;
нам нужна великая Россия.
П.А. Столыпин
Введение
Обеспечение экономической свободы в новых экономических условиях – задача актуальная и сложная, решение которой во многом связано с решением проблем теневизации экономических отношений. Непосредственное влияние на уровень экономической свободы оказывают механизмы государственного регулирования. Существует определенная степень зависимости между качеством государственного регулирования, уровнем предпринимательской активности и экономической свободы и масштабами теневого сектора.
Теневая экономика – многоаспектное, многозначное понятие, зародившееся в сфере права Древнего Рима, неразрывно связано с процессами и выбором инструментов государственного регулирования. Проявления теневой экономики, их последствия известны миру давно, но до сих пор четкого научного определения данного понятия нет. Теневизация является предметной областью самых разных направлений исследований. Теневая экономика – она же скрытая, фиктивная, серая (неформальная), черная, нелегальная, подпольная. Скрытая, то есть экономическая деятельность, скрываемая от государства, общества, находящаяся вне государственного контроля и учета, ненаблюдаемая, следовательно, находящаяся за пределами сферы налогообложения, значит, наносящая ущерб доходной части бюджета. Нелегальная – подпольная экономика, связанная с криминалом. Эксперты Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора [1]. Цель теневой экономики – обойти существующие государственные законы и регуляторы, что подрывает устои законности. Регулирование невозможно без установления правил игры, ограничений. При этом неразумные правила и ограничения провоцируют желания их обойти, нарушить, особенно если это выгодно субъекту – нарушителю.
Теневую экономику «питают» и поддерживают следующие факторы:
высокая имущественная дифференциация, низкий уровень и качество жизни, высокий уровень безработицы; высокая налоговая нагрузка и финансовая нестабильность, экономические санкции зарубежных государств, коррупция, в том числе во властных структурах; неэффективная деятельность правоохранительных органов, несовершенная законодательная база, множество различных положений [2], разработанных часто в ущерб законопослушным гражданам и отсутствие прозрачности и пр. Пример: Положение ЦБ РФ от 04.03.2021 № 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Суть «обновленной» методики, вступившей в силу в сентябре 2021 г., в том, что стоимость нормо-часа и стоимость запасных частей определяет сам ЦБ РФ, а функция независимых экспертов сводится только к фиксации списка повреждений машины. Однако стоимость запасных частей в справочниках ЦБ и до начала спецоперации на Украине была существенно занижена. В данный момент цена запчастей кратно выросла, и эти справочники одномоментно утратили свой смысл.
Для развития общества и обеспечения экономической свободы в условиях новой экономической реальности необходим приток инвестиций, реформа ЦБ, судебная реформа. Новые возможности страна должна искать за пределами «экономики трубы». В условиях реального кризиса, в котором оказалась страна, необходимо менять экономическую политику, чем сегодня и занимается Правительство.
Основная часть
На протяжении двух веков государство исполняло роль «ночного сторожа», исправно выполняло функции по обеспечению безопасности граждан, защите прав собственности и создавало прозрачные правовые основы для взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности разных уровней. Есть мнение, что модель государства, единственной функцией которого является обеспечение своих граждан армией, полицией, судами, таким образом защищая их от агрессии, краж, нарушений контрактов и мошенничества, это и есть «государство – ночной сторож». Государство в роли «ночного сторожа» должно наблюдать за тем, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка вещей. Но в XIX в. происходит расширение экономических функций государства. Оно начинает активно вмешиваться в регулирование экономики, что подготовило необходимую материальную почву для следующего этапа, который получил название «золотого века капитализма».
Роль государства в России имеет особую историю, так как долгое время вся собственность в стране была государственной, все цены были государственными, а предпринимательство было исключением. И если мировую экономику двигают вперед частные компании, то в России роль государства чрезмерна из-за внешних и внутренних факторов. С данными фактами связано стремление экс-министра финансов А. Кудрина уменьшить долю государства в развитии экономики [3].
Термин экономическая свобода (ЭС) часто используют экономисты, политики, философы. Для понимания связи между уровнем экономической свободы, развитием предпринимательства и теневизаций рассмотрим суть названных категорий. В широком понимании, экономическая свобода – это способность людей в обществе совершать те или иные экономические действия. Она балансирует между полной личной свободой и большим хозяйственным риском, с одной стороны, и зависимостью человека от внешних факторов и приоритетами безопасности экономики, с другой. Либеральный подход к определению экономической свободы делает упор на свободный рынок, свободную торговлю, частную собственность при свободном предпринимательстве. Однако не стоит забывать, что открытость, свобода экономическая – это наиболее благоприятные правила игры для лидирующих экономик.
Экономическая свобода – это свобода производить, продавать, потреблять любые товары и услуги, осуществляемая без применения силы, мошенничества или воровства. Данная норма находит свое воплощение в верховенстве закона, праве собственности и свободе предпринимательской деятельности, что характеризуется внешней и внутренней открытостью рынков, защитой прав собственности и свободой экономической инициативы [4].
Отсутствие свободы формирует непреодолимые барьеры для экономического роста, социального развития, безопасности человека, государства. Следствием нарушения/ущемления/отсутствия (исходя из ситуации) ЭС становится теневизация экономики, уход в тень…
Теневая экономика нарушает целостность социально-экономических систем, влияет на все стадии производственных процессов, перераспределение ресурсов, ослабляет бюджетные поступления на всех уровнях государственного управления. Теневая экономика сопровождается не только выводом средств с легального рынка, но и искажением статистических, финансовых, налоговых деклараций, снижением прозрачности экономики. Существование теневой экономики является серьезным фактором, обуславливающим благополучие экономической преступности, создающим условия для коррупции в обществе. От уровня экономической свободы во многом зависят масштабы коррупции и теневизации экономики. Экономическая свобода показывает возможности для обеспечения безопасности страны.
Более века назад, в 1907 г. на заседании Второй Государственной Думы П.А. Столыпин сказал: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!». Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу. На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека… Знаменитые слова великого политического деятеля, православного христианина, борца за достойную жизнь русского человека и русского государства не утратили своей актуальности и сегодня: «Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии. Только война может погубить Россию» [5].
Экономическая свобода позволяет организовывать производство и распределение богатства без произвольного вмешательства властей. В свободных экономических системах богатство создается и распределяется в условиях экономической демократии. Экономическая свобода позволяет людям развивать и осуществлять предпринимательскую деятельность, что является эффективным для общества в целом в условиях конкуренции. Предприниматели, обладающие свободой, могут свободно заниматься любой экономической деятельностью, которая соответствует их уровню квалификации и знаний. Они могут не только организовать производство товаров и услуг по своему выбору, но и продавать их по своему усмотрению.
Теневая экономика имеет особенности проявления в разных странах. Например, скандинавская модель – пример эффективного решения проблем людей и общества. Основу благополучия Скандинавских стран составляют гражданские свободы, отсутствие коррупции, внедрение инноваций, устойчивость к кризисам и, как результат, высокий уровень жизни. Ответ на вопрос, в чем секрет скандинавского чуда, волнует многих и давно. Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия – примеры государств, где удачно сочетаются несовместимые вещи: развитая инновационная экономика, основанная на духе предпринимательства, и высокая налоговая нагрузка. Дания известна как одна из стран с самыми высокими в мире налогами, при этом Дания имеет статус одной из самых счастливых стран мира. Чем обусловлен тот высокий уровень счастья, благополучия и качества жизни, которым наслаждаются датчане? Следует отметить, что государственная модель всеобщего благоденствия пользуется широкой поддержкой. Граждане поддерживают эту модель, поскольку осознают, что она превращает совокупность их финансовых средств в общее благосостояние. Датчане не просто платят налоги, они точно знают, что они инвестируют в свое общество, они покупают качество жизни и могут потребовать это самое качество от правительства страны. Ключ к пониманию высокого уровня благоденствия в Дании в том, что модель способна снизить риск, смягчить неуверенность и беспокойство, предотвратить возникновение недовольства [6] (Viking, 2021).
Государства благосостояния, созданные потомками викингов, уникальны потому, что все Скандинавские страны неизменно занимают ведущие позиции в авторитетных рейтингах: от измерения степени счастья граждан до статистики, оценивающей конкуренцию в экономике и ее прозрачность [7].
Другой пример успешного решения проблем теневизации – Германия, являющаяся локомотивом развития в Евросоюзе. По итогам 2021 г. экономика Германии стала замыкающей среди 5 государств – лидеров мировой экономики [8]. Экономическая эволюция ФРГ базируется на рыночной свободе и социальном балансе. На рынке происходят рост и разделение доходов с прибылью, повышая благосостояние рабочих, что мотивирует население. Среди стран G20 индекс Джинни в Германии один из самых низких.
Размер теневой экономики Германии в 2018 г. эксперты оценили в 324 миллиарда евро, в 2019 г. – 322 миллиарда евро (порядка 9% ВНП). Причины снижения – хорошая конъюнктура в стране [9]. Эксперты Немецкого института прикладных экономических исследований установили, что основными источниками теневых поступлений остаются нелегальные доходы от незарегистрированной трудовой деятельности, торговли наркотиками, проституции, контрабанды. Анализ теневой экономики Германии за последние годы показывает существенное снижение теневого сектора, что обусловлено своевременным намерением правительства создать новые рабочие места, легализировать ряд видов деятельности (в основном сферы услуг) для эмигрантов из восточноевропейских стран. Однако несмотря на усилия властей, работа «по-черному» продолжает иметь место.
Говоря об особенностях развития теневой экономики в нашей стране, следует напомнить, что до начала 1990-х годов отношения между субъектами за пределами правового законодательного закрепления оценивались как порождение советской административно-командной системы. В постсоветской России неофициальные экономические отношения признавали как фактор возникновения рыночных реформ и даже как некий стимул к развитию переходной экономики. В современной России, и с этим трудно спорить, развитие теневой экономики обусловлено неэффективной государственной политикой, слабым развитием инфраструктуры, отсутствием необходимых экономических свобод [10] (Grachev, Litvinenko, 2019).
Показатель теневой экономики в России – один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Наименьшие показатели объема теневого сектора показывают США (как правило, менее 8% ВВП), Япония (10%) и Китай (10,2%). Эксперты Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров провели исследование об оценке и составили прогноз развития глобальной теневой экономики. По итогам экспертного исследования АССА, Российская Федерация входит в пятерку крупнейших теневых экономик (четвертое место в рейтинге из 28 стран). По итогам 2018 г. ее объем составлял порядка 39% ВВП страны [1]. Следом в рейтинге расположилась Шри-Ланка с показателем 38%. Антилидерами рейтинга стали: Украина с объемом теневой экономики почти половина ВВП, Нигерия – 48% ВВП, Азербайджан – 67% ВВП.
Интересный факт: Росстат данные о теневой экономике в открытом доступе не публикует. При этом руководство ведомства приводит следующие оценочные суждения. Есть виды деятельности, где почти 50% ненаблюдаемой экономики, например сельское хозяйство, в том числе за счет личных подсобных хозяйств; операции с недвижимым имуществом – почти 50%; торговля – примерно 10–11%, строительство – порядка 16–18% [11].
В период с 2010 по 2021 г. МВД было зафиксировано увеличение показателей преступлений в области экономики, что связано с увеличением процента преступлений, которые приносят материальный ущерб деятельности. Более 70% составляют тяжелые и особо тяжелые правонарушения. Важно отметить, что политика государства обеспечила снижение процента данного вида правонарушений в 67 регионах страны [12].
Коррупционная составляющая экономики, увеличение числа получения и дачи взяток, в том числе в скрытом виде, за счет использования административного ресурса, родственных связей и др. Ущерб от коррупции в 2020 г., по оценкам экспертов, составил порядка 58 млрд рублей, что составляет около 10% ущерба от всех видов экономических преступлений. В два раза увеличилась стоимость изъятого имущества, денег и ценностей обвиняемых в коррупции (в 2020 году она составила 3,9 млрд рублей, а в 2019 году – 1,5 млрд руб.) [13] (Goncharov, Denisenko, Shevchenko, 2020). По данной причине индекс восприятия коррупции имеет скачкообразную динамику и может в дальнейшем отразить новые угрозы, которые связаны со снижением стабильности в обществе.
Переход части занятости из официального сектора в неформальный. Основными причинами перемещения в данный сектор экономики являются наличие сокращенного рабочего дня, плавающего графика, дробные ставки трудоустройства, увольнение без условий отработки конкретного срока, переход на дистанционные и онлайн-платформы, что показало результативность в период пандемии. Развитию неформальной занятости способствует отсутствие уплаты социальных отчислений работодателем [14] (Kolesnikova, 2017).
Увеличение нелегальной миграции населения является одним из факторов увеличения масштабов теневой экономики и включает в себя незаконный въезд и выезд из страны, нелегальное трудоустройство. Основными факторами, которые влияют на рост нелегального миграционного потока, являются несовершенство законодательства, коррупционные схемы, разработанные в структурах, которые должны осуществлять контроль за мигрантами [15] (Nechevin, 2017).
Возникновение новых видов преступлений, связанных с террористической и иной направленностью. Численность нелегально занятых составляла порядка 3–5 миллионов человек. Основные виды деятельности, которой занимаются нелегальные мигранты: строительство, сфера услуг, тяжелый, низкоквалифицированный труд и др. Именно в данных сферах происходит большое число преступлений, которые совершают мигранты из бывшего СССР.
Еще одна угроза теневизации связана с увеличением числа бедного населения. В настоящее время численность бедного населения может увеличиваться по причине прибывания на территорию беженцев, мигрантов, которые не имеют достаточного уровня доходов и оказались в сложной жизненной ситуации. По статистике, именно бедные жители вынуждены продавать свое жилье, реализовывать деятельность в теневом секторе экономики, совершать противоправные действия для получения средств из рук мошенников, которые часто используют их как посредников.
В условиях «новой экономической реальности» проблемы занятости, резкого падения доходов, бедности, криминала волнуют всех. Прогнозы самые разные – и оптимистичные, и пессимистичные. Опыт прохождения кризисов у России большой, однако страна еще никогда не оказывалась в такой ситуации. Эксперты высказывают противоречивые суждения о перспективах страны, но большинство считают, что жить мы будем хуже. Произойдет обеднение населения процентов на 40. Доходы и возможности россиян в 2022–2023 гг. резко сократятся. При этом есть мнения/надежды/ожидания, что Россия выйдет из кризиса относительно быстро и более сильной, чем она была раньше [16].
Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) прогнозируют, что в 2022 г. работу могут потерять до 2 миллионов россиян [17]. В случае продолжительного спада экономики уровень безработицы в ближайшие годы повысится до 6,5%. По данным Росстата, уровень безработицы в стране в 2020 г. (первый год пандемии) составил 5,8% (2019 г. – 4,6%) [18]. По второму сценарию, к концу 2022 г. уровень безработицы вырастет до 7,8%. Оптимистичный прогноз: к началу лета 2023 г. ситуация начнет улучшаться.
Оценивая масштабы случившегося кризиса, экономисты прогнозируют в 2022 г. падение ВВП на 8%, инфляцию – в 20%. Этот прогноз многие считают очень оптимистичным, так как может быть и хуже. Многое будет зависеть от рынка сырья, что будет с российским экспортом энергоресурсов [19]. На 2022 г. дополнительно выделяется на пособия по безработице 94 млрд руб., что соизмеримо с 2020-м, «ковидным» годом. На крупных предприятиях, которые простаивают из-за ухода иностранных собственников, вероятно, введут режим неполной занятости. Помощь получат самые уязвимые группы населения: пенсионеры, малоимущие семьи с детьми.
Некоторые показатели, отражающие имущественную дифференциацию в федеральных округах и регионах РФ, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели дифференциации в субъектах РФ до пандемии (2019 г.)
Субъект РФ
|
Уровень
безработицы, % |
Реальные денежные
доходы населения, %
|
Среднедушевые
денежные доходы населения,
тыс. руб. |
Численность
работников государственных органов и органов местного самоуправления, чел.
|
Индексы
промышленного производства,%
|
Поступление налогов, сборов
в бюджет
РФ, %
| |
2018
|
2019
| ||||||
РФ
|
4,6
|
101,7
|
35247
|
2156272
|
2157937
|
103,3
|
100
|
Центральный ФО
|
2,9
|
102,8
|
46921
|
493909
|
499596
|
108,0
|
27,3
|
Орловская область
|
5,3
|
99,1
|
26064
|
13662
|
13529
|
106,8
|
0,1
|
Ярославская область
|
5,4
|
99,5
|
28658
|
19751
|
19695
|
103,7
|
0,7
|
Северо-Западный ФО
|
3,6
|
100,7
|
37917
|
204990
|
205865
|
103,4
|
11,2
|
Республика Карелия
|
7,4
|
100,8
|
30854
|
12306
|
11937
|
100,2
|
0,2
|
Республика Коми
|
6,8
|
97,4
|
35356
|
17608
|
17382
|
102,4
|
1,1
|
Южный ФО
|
5,3
|
100,4
|
29845
|
223940
|
225634
|
103,2
|
4,8
|
Республика Адыгея
|
8,2
|
102,7
|
29115
|
7561
|
7627
|
100,3
|
0,1
|
Республика Калмыкия
|
9,2
|
102,6
|
18508
|
7325
|
7315
|
96,5
|
0,0
|
Северо-Кавказский ФО
|
11,0 |
101,0
|
24386
|
144124
|
143710
|
101,6
|
1,0
|
Республика Дагестан
|
13,0
|
102,5
|
27408
|
36037
|
35248
|
105,6
|
0,2
|
Республика Ингушетия
|
26,4
|
101,7
|
16614
|
8587
|
8088
|
109,3
|
0,0
|
Чеченская Республика
|
13,5
|
101,6
|
24138
|
23141
|
23244
|
108,3
|
0,1
|
Приволжский ФО
|
4,2
|
101,2
|
28268
|
398712
|
396060
|
102,2
|
16,0
|
Уральский ФО
|
4,3
|
101,6 |
36855
|
184505
|
184054
|
107,2
|
26,3
|
Курганская область
|
7,8
|
99,1
|
21304
|
16755
|
17675
|
105,6
|
0,1
|
Сибирский ФО
|
5,9
|
100,8
|
27193
|
280715
|
279925
|
101,7
|
9,0
|
Республика Алтай
|
11,0
|
101,9
|
20256
|
6638
|
6436
|
101,9
|
0,0
|
Республика Тыва
|
12,3
|
103,2
|
16583
|
8086
|
8148
|
95,3
|
0,0
|
Дальневосточный ФО
|
6,0
|
101,9
|
37949
|
175765
|
172153
|
106,6
|
4,4
|
Республика Бурятия
|
9,2
|
99,3
|
25268
|
16160
|
16043
|
112,1
|
0,2
|
Забайкальский край
|
9,3
|
101,9
|
25750
|
23868
|
23692
|
105,6
|
0,2
|
Анализ показывает, что из восьми федеральных округов (ФО) в четырех уровень безработицы превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация в Северо-Кавказском ФО. Во всех 7 субъектах СКФО превышено среднее значение показателя по стране. В Республике Ингушетия стабильно высокий уровень безработицы, в 2019 г. превышение составило почти 6 раз. По итогам 2019 г. сальдированный финансовый результат деятельности организаций (% к предыдущему году) по Северо-Кавказскому ФО составил 19,7%.
С 2015 г. число предприятий и организаций во всех субъектах страны имеет тенденцию к сокращению. В Северо-Кавказском федеральном округе в 2015 г. официально было зарегистрировано 138 169 хозяйствующих субъектов, а по итогам 2020 г. их осталось 107 000 (-77%). Снижение численности предприятий и организаций в РФ за тот же период составило более 1,5 миллионов, или 70% [18, 20]. В разделе «Малое и индивидуальное предпринимательство» в сборнике Росстата за 2021 г. осталось всего 2 показателя.
Все субъекты РФ по итогам 2020 г. показали сокращение финансовых результатов, рост убытков и сокращение прибыли (основная причина – пандемия, ограничения). В целом по стране по показателю «Сальдированный финансовый результат деятельности организаций» сокращение составило 3 213 654 млн рублей. Из 85 субъектов РФ отрицательные финансовые результаты по итогам 2020 г. показали: Ненецкий автономный округ (-25 844 млн руб.), Республика Крым (- 10 617 млн руб.), г. Севастополь, Республика Тыва, Кемеровская область, Амурская область, Еврейская автономная область и все Республики СКФО. В числе антилидеров Республика Дагестан (-15 961 млн руб.) и Чеченская Республика (-15 802 млн руб.). Для сравнения: в 2019 г. субъектов РФ с официальными финансовыми результатами было 10. Растет удельный вес убыточных организаций, стабильно высокие показатели сохраняются в республиках СКФО: в Кабардино-Балкарской Республике – почти 50%, Карачаево-Черкесской Республике – 38,4% [18].
Прослеживается интересная тенденция: в субъектах, где низкие показатели качества жизни, численность чиновников, как правило, растет медленнее в сравнении с субъектами, где социально-экономические показатели и уровень жизни выше. С 2005 по 2019 г. численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в РФ увеличилась почти на 700 000 человек. Лидируют по росту численности чиновников наиболее населенные ФО: Центральный, Приволжский и Южный. Самое «скромное» увеличение работников государственных органов – в Сибирском макрорегионе (+56 016 чел.), хотя по численности населения этот ФО занимает 3-е место после Центрального и Приволжского. Еще более быстрыми темпами росла численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти за анализируемый период. Так, общероссийский темп роста числа территориальных чиновников превысил 213%. ЦФО – темп роста – более 222%, Северо-Западный ФО – более 186%, Южный ФО – более 237%, СКФО – более 327%, Приволжский ФО – 204%, УФО – более 206%, Сибирский ФО – 175%, Дальневосточный ФО – 238%.
При этом за анализируемый период численность населения страны увеличилась менее чем на 3 миллиона человек, из которых более 2,2 миллиона – жители полуострова Крым, вошедшего в состав РФ в 2014 г. Таким образом, темпы роста территориальных чиновников составили 213%, а темпы роста населения РФ – всего 102%. Остается вопрос, как отражается тенденция роста числа чиновников на масштабах теневой экономики и качестве жизни населения конкретных регионов и страны в целом.
Во многих странах с большой территорией сложилась дифференциация различного уровня, избежать ее невозможно, но сгладить/уменьшить – необходимо. В РФ территориальное неравенство сформировалось исторически, и по ряду объективных факторов неустранимо [21] (Gagarina, Arkhipova, 2021). Однако диагностировать данную проблему необходимо, так как это имеет большое значение для оценки угроз и вызовов экономической безопасности в регионах. Сгладить неравенство между субъектами страны возможно посредством развития конкуренции и повышения уровня конкурентоспособности экономики. Фактором успеха является профессионализм и компетентность (либо ее отсутствие) региональных органов управления.
Еще одна проблема теневизации – это уклонение от уплаты налогов. Поступления налогов в консолидированный бюджет от субъектов страны существенно различаются. Удельный вес налоговых поступлений от ЦФО в 2019 г. составил 27,3%, а в 2020 г. – 31,6%. Аутсайдером остается Северо-Кавказский ФО (2020 г. – 1,1%). В ряде макрорегионов по итогам 2020 г. зафиксировано сокращение удельного веса налоговых поступлений в бюджетную систему, в том числе Приволжский ФО (-0,8%), Уральский (-5,1%), Сибирский (-0,2%) [18].
Увеличение бремени налогов, взносов социального страхования – одна из главных причин увеличения теневой экономики. Чем больше разница между общей стоимостью труда и заработком после налогов в официальной экономике, тем больше стимул избавиться от этой разницы и работать в теневом сегменте, уйти «в тень». По прогнозам АССА, показатель теневизации в России к 2025 г. останется на том же уровне, что и 20 лет назад, – порядка 40%. Финансовая разведка оценила размер теневой экономики РФ в 20 трлн рублей в 2018 г., или 20% от ВВП. По оценкам МВФ, в 2015 г. размер теневой экономики составлял порядка 33% от ВВП [22].
В условиях международных экономических санкций против России правительство предпринимает ряд мер по «смягчению ударов». В 2022 г. государство разработало меры налоговой поддержки для бизнеса: перенос сроков уплаты налогов, введение льгот, продление налоговых каникул, отмена проверок [23]. Особое внимание уделено IT-отрасли. С целью недопущения снижения темпов развития IT-отрасли в условиях санкционных ограничений и обеспечения устойчивого, бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, сохранения кадрового потенциала разработан пакет льгот для российских IT-компаний. На 3 года «айтишники» освобождены от уплаты налога на прибыль (2022–2024 гг. – ставка 0%) и проверок контрольными органами. Российские IT-компании смогут взять кредиты по ставке, не превышающей 3% [24]. Со второго полугодия 2022 г. стартует эксперимент по применению нового налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) с целью добавить «прозрачности» в отношения бизнеса и власти, уменьшить налоговую нагрузку компаний, индивидуальных предпринимателей в 1,5–2 раза, освободить от отчетности в госорганы и т.д. [25].
Теневая экономика – это еще и серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин за счет недостоверного декларирования); сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей; выплата серых зарплат. Нелегальные экономические агенты активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода преступных доходов за рубеж. Денежные средства выводятся по организованным схемам, используется транзит финансовых потоков счетов фирм-однодневок и др. Подобные теневые схемы известны спецслужбам, однако они продолжают действовать и приносить нелегальные доходы.
Как поведет себя теневой сектор в условиях санкций и новой экономической реальности, прогнозировать сложно, ничего подобного не было никогда. Санкции нанесли существенный урон нашей экономике, весьма сильно отразились на состоянии многих предприятий, особенно в части разрыва логистических цепочек, усложнились транспортные коммуникации. В первую очередь пострадали те регионы, которые развивались. Известно, что Калужская область на протяжении последних десятилетий прочно удерживала лидирующие позиции по показателям социально-экономического развития и в Центральном федеральном округе, и в целом по стране. В настоящее время в экономике региона есть серьезные проблемы. В Калуге остановили производство крупнейшие автопроизводители: Volvo TRUCK, концерн Volkswagen Group RUS и «Пежо, Ситроен, Мицубиси автомобили РУС». Завод по сборке грузовых автомобилей и кабин рассчитан на выпуск 10 тысяч машин Volvo и 5 тысяч Renault. На производстве, работающем с 2009 г., занято более тысячи жителей региона. Volkswagen производит Volkswagen Tiguan, Polo и Skoda Rapid. Мощность завода составляет около 225 тысяч машин в год. Кроме того, в кластере работает современное предприятие по сборке двигателей, оно рассчитано на выпуск 150 тысяч силовых установок ежегодно. Французско-японский концерн «Пежо, Ситроен, Мицубиси автомобили РУС» в Калуге работает с 2010 г. и рассчитан на производство 125 тысяч машин в год. На производстве заняты 2,5 тысячи сотрудников [26].
По открытым данным за 2019 г., доля автопрома в экономике региона составила 35%, на производстве заняты порядка 10 000 человек, и пока никто не берется предсказать, чего им ждать. Менеджмент компаний Volvo Group RUS и Stellantis-Евразия ситуацию пока не прокомментирует. Другие компании калужского автомобильного кластера, которые производят автокомпоненты, работать продолжают, но сократили производственный процесс. Часть сотрудников, отправленных в простой, думают устроиться на временную работу (не всегда легально). Однако выбор вакансий не так велик: доставка либо такси. В частный извоз на своей машине сейчас невыгодно идти: туда хлынули почти все, кто оказался на временном простое. Таксистов стало больше, чем пассажиров. Уйдут перевозчики в тень или легализуются, вопрос открытый.
В регионе действует план поддержки экономики в условиях санкций стоимостью миллиард рублей. По мнению экс-губернатора Калужской области А. Артамонова, в России невозможно осуществить санкционный блицкриг, Россия – «абсолютно самодостаточное государство». В стране есть все, чтобы освоить производство любой продукции, чтобы заместить импортные поставки [27]. (Правда, сенатор не уточняет, сколько для этого потребуется лет или десятилетий). В результате конкурентные возможности российской экономики будут выше возможностей любых европейских стран. Оптимистичные прогнозы, однако с ними согласны не все. Если у вас нет компонентов, вы не соберете машину, а надежда на приход китайцев с их автокомпонентами даже если реализуется, то не сразу, во всяком случае, не в 2022 году.
По мнению специалиста в области социально-экономического развития регионов Н. Зубаревич, воздействие новых санкций на российскую экономику и рынок труда полностью проявится в III квартале 2022 г. Самые сильные удары придутся на регионы, где есть автопром, – Калужская, Калининградская области, концерн «АвтоВАЗ», за исключением, может быть, «Лада Гранта» [28]. Пострадает машиностроение и смежные отрасли, которые работают на сборочные производства. Машиностроение энергетическое, транспортное, от вагонов поездов («Сапсаны», «Ласточки» и др.) – все из иностранных комплектующих. Следовательно, будут проблемы у производителей в Твери, Верхней Пышме, Верхней Салде и др.
Еще несколько примеров. Курганская область – самый дотационный регион Урала, машиностроение работает в основном на «оборонку». Регион депрессивный, значимых инвесторов для развития нет. Возможности для выживания в таких условиях очень скромные, если только за счет гособоронзаказа, плюс пищевая переработка.
«Уралвагонзавод» собирает инновационные вагоны. Но из России ушли все крупнейшие производители кассетных подшипников, которые обязательны для таких вагонов. Возможно, состоится переход на старые вагоны, которые когда-то делали на советских комплектующих. Сегодня происходит полная дезорганизация металлургического рынка, сбыта нет или он очень сильно сократился.
Металлопродукция – это вторая по значимости товарная группа российского экспорта после топлива и одна из отраслей международной специализации РФ. По данным на 2020 г., экспорт основных групп продукции металлургии составил: руды, концентраты, штейн – 5,4 млрд долл., драгоценных металлов – 26,8 млрд долл., черных металлов – 8,2 млрд долл., цветных металлов – 11,3 млрд долл., стального проката и труб – 8,4 млрд долл., проката цветных металлов – 2,2 млрд долл. [29].
Пример цивилизованного сервисного города – столица Урала Екатеринбург, развивается третичный сектор, высшие школы. Машиностроение умерло, много бизнесов, работающих на потребительский рынок. По оптимистичным оценкам, падение доходов населения будет 5–8%. При сокращении доходов, прежде всего, сокращается потребление услуг. Остается отрытым вопрос, как сохранить занятость бизнесу и не уйти в тень?
Журналисты сегодня обсуждают тему «разворота на Восток». Все чаще звучат утверждения, что у России нет иного выхода, как повернуться на восток, развернуть логистику, экспортные потоки, инвестиции. С этим можно согласиться только отчасти. Разговоры о том, что развернемся и продадим все в Китай – это детский инфантилизм [30] (Zubarevich, 2022).
На протяжении последних десятилетий Россия активно интегрировалась в мировое хозяйство – это факт. Одновременно с развитием интеграции росла и степень зависимости страны от зарубежных партнеров, в том числе тех, кто сегодня продолжает вводить санкции против РФ и кто попал в список недружественных стран. «Разворот на Восток» состоялся, и это случилось не сегодня, а существенно раньше. До февраля 2022 г. у России были альтернативы: и потоки, и инвестиции шли и с Востока, и с Запада. Можно было выбирать и корректировать их направления. Если сегодня развернуть всю логистику на Восток, значит, поставить себя, мягко говоря, в очень ограниченные рамки, не оставить возможности для маневров, подписаться под всеми условиями, которые «предложит» Китай. Это риски, и очень высокие. Прагматизм и «восточную мудрость» никто не отменял…
В условиях новой экономической реальности, в которой оказалась Россия сегодня, ограничение потребления неизбежно. Выход есть, но в силу понятных причин, упущенного времени – это не просто трудно, но и по ряду причин практически невозможно сделать самим и быстро. Когда были доступны к использованию передовые зарубежные высокие, наукоемкие технологии, многие отрасли и сектора экономики РФ их использовали…. А собственных практически не создавали. А зачем, если было, теперь не стало. Пример 2019 («доковидного») года: в РФ было разработано передовых производственных технологий (ППТ) – 1620, а использовалось – 262 645 ППТ [26]. Данное соотношение созданных/используемых ППТ говорит об уровне интеграционных связей и зависимости страны от импортных технологий. Вот и смотрим, есть у нас выход, и какой? Большую часть в структуре экспортных потоков в стране всегда составляла продукция топливно-энергетического комплекса. В лучшие годы это было порядка 50%, а были годы, когда их доля достигала почти 80%.
Эксперты характеризуют текущую ситуацию в экономике как ситуацию неопределенности и нестабильности, по масштабам ничего подобного в истории страны не было никогда. Это тяжелейшая ситуация, просто ее не все видят, но те, кто в бизнесе, понимают это хорошо [30] (Zubarevich, 2022). Раскололось и мнение общества относительно происходящего – что это, ветер перемен или период стагнации? И если в провинции главной проблемой будет рост цен на продукты, то жителей крупных городов ждет настоящий шок, связанный с потерей привычного образа жизни [19].
Вынужденное ограничение деловой активности в 2020–2021 гг. негативно сказалось на ряде отраслей России. Рост дополнительных расходов на сотрудника в период ограничений побудил многих предпринимателей уходить в тень и вести неконтролируемую экономическую деятельность. Что будет в 2022 г., пока продолжается специальная военная операция, – прогнозировать сложно. Сокращение теневого сектора зависит от решения проблем российских предпринимателей, не только ужесточения мер в отношении недобросовестных компаний и фирм-однодневок, но и стимулирования развития бизнеса, в том числе путем справедливой оптимизации налоговой нагрузки. Стоит отметить, что даже самая лучшая система управления может уменьшить масштабы теневого сектора, но никак не ликвидировать его полностью. Даже при минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.
Заключение
Теневизация экономики в настоящее время оказывает влияние на все сферы деятельности государства и снижает его конкурентоспособность. Ежегодно число угроз возрастает, что может быть связано с неэффективностью политики органов государственной власти.Очевидна необходимость создания системы мер, направленных на минимизацию угроз экономической безопасности России, обусловленных теневой экономикой. Чтобы экономика успешно развивалась и у бизнеса не возникало намерения «уйти в тень», необходимо соблюдение ряда условий, и прежде всего, это обеспечение экономической свободы предпринимательства малого и среднего (то есть «песчинок», а не только «утесов» крупного бизнеса).
Наличие успешных бизнесов, обеспечивающих экономическую устойчивость, – обязательное условие для перспектив пространственного развития. Создание в регионах (а не только в городах-миллионниках) благоприятных условий для зарождения, выживания, поддержки, развития малого и инновационного бизнеса.
Эффективные механизмы кредитования бизнеса, венчурного финансирования, финансовой поддержки стартапов, зарождающегося бизнеса – одно из условий сокращения размеров теневой экономики. И как показывает практика, соблюдение названных условий дает положительные результаты при соблюдении принципов экономической свободы, при наличии экономики кластерного типа, раскручивании «тройной спирали», то есть когда стейкхолдеры слышат друг друга, а власть – бизнес – наука и образование реально взаимодействуют.
Источники:
2. Положение ЦБ РФ от 04.03.2021 №755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
3. What role should certain specific governments play in Objectivist government?. Peikoff. [Электронный ресурс]. URL: https://www.peikoff.com.
4. Экономическая свобода. [Электронный ресурс]. URL: https://discovered.com.ua.
5. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии. Медиаплатформа МирТесен. [Электронный ресурс]. URL: https://mirtesen.ru.
6. Викинг М. Hygge. Секрет датского счастья. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикум, 2021. – 288 c.
7. Скандинавская сказка: высокие налоги - не помеха для хорошей жизни. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc.ru.
8. Экономика Германии в 2021-2022 году: отрасли и структура, особенности развития, трудовая занятость населения. Visasam. [Электронный ресурс]. URL: https: visasam.ru.
9. Эксперты оценили размер теневой экономики Германии. Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://rambler.ru.
10. Грачев А.В., Литвиненко А.Н. Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 2. – c. 132-137. – doi: 10.24411/2073-3305-2019-10095.
11. Россия в тени. Газета РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc.ru.
12. МВД фиксирует рост преступлений экономической направленности в январе – феврале. Business.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/news/23106-mvd-fiksiruet-rost-prestupleniy-ekonomicheskoy-napravlennosti-v-yanvare---fevrale.
13. Гончаров В.Н., Денисенко И.А., Шевченко М.Н. Теневая экономика: государственные меры борьбы // Право и управление. XXI век. – 2020. – № 2(55). – c. 106-115. – doi: 10.24833/2073-8420-2020-2-55-106-115.
14. Колесникова О.С. Влияние теневой экономики на оценку налогового потенциала: региональный аспект (на примере Амурской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 1-2(49). – c. 277-288.
15. Нечевин Д.К. Незаконная миграция населения: причины и условия // Юридическая наука в Китае и России. – 2017. – № 1. – c. 263-278.
16. Что будет с рынком труда России в 2022 году: комментарии экспертов. Hrlider.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hrlider.ru.
17. Эксперты спрогнозировали масштабы безработицы в России в 2022 году. Рамблер. [Электронный ресурс]. URL: https://rambler.ru.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 1112 c.
19. Рост цен и потеря привычек: как новый кризис изменит жизнь в российских регионах. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://forbes.ru.
20. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 1242 c.
21. Гагарина Г.Ю., Архипова Л.С. Дифференциация российского пространства как фактор социально-экономического развития регионов // Стратегия России: взгляд в завтрашний день:: Сборник статей Х Международной научной конференции «Абалкинские чтения». Москва, 2021. – c. 304.
22. Финансовая разведка оценила в ₽20 трлн объем теневой экономики в России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc.ru.
23. Налоговая поддержка бизнеса в 2022 году: полный перечень. СКБ Контур. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru.
24. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.gov.ru.
25. Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" 1 июля 2022 года стартует эксперимент по применению нового налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (АУСН). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73644.html.
26. Нажали на тормоз. Чем грозит приостановка автозаводов в Калуге?. АиФ Калуга. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru.
27. Калужский губернатор заявил о плане поддержки бизнеса на миллиард рублей. Экономика и бизнес - Новости - Калужский перекресток Калуга. [Электронный ресурс]. URL: https://kp40.ru.
28. Российский экономист о будущем регионов. Какие сферы пострадают сильнее. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc.ru.
29. Экспортные достижения металлургии России в 2020 г. Сделано у нас. [Электронный ресурс]. URL: https://sdelanounas.ru.
30. Зубаревич Н. Разговоры о том, что развернемся и продадим все в Китай – это детский инфантилизм. УралПолит.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://uralpolit.ru.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:33:33