Новые подходы к эффективности взаимодействия профессионального образования и работодателей
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (43), Июль 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112930
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Устойчивость и эффективность профессионального образования имеет ключевое значение для развития любой национальной экономики. В этой связи необходимы новаторские проявления в области образовательных систем, то есть наличие условий, источников и инструментов проведения модернизации рынка труда на уровне субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: подготовка кадров, рынок труда, высшее образование, образование, взаимосвязь образования и бизнеса, перепроизводство знаний, потребности рынка труда
Формирование инновационной экономики не возможно без превращения интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и человеческого капитала. Так, например, в настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и кадров рабочих специальностей. Согласно опросам, самые востребованные в округе профессии – это плотник, арматурщик, инженер капитального ремонта скважин, по глинистым растворам, по проектно-сметной работе.
В нефтегазовом, лесном, рекреационном комплексах, социальной сфере также прослеживается недостаток кадров нужной квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий. Местная система образования и система внешних связей округа (меры эффективной иммиграционной политики, программы переобучения, повышения квалификации, передачи опыта и др.) недостаточно работают на решение этой проблемы. Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание «нужных» им специальностей, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т.д.
Интересы экономики и подготовка специалистов
В последние годы задача ориентации высшего образования на интересы экономики региона в нашей стране решается посредством привлечения в состав ГЭК и ГАК представителей ведущих организаций и предприятий региона. Таким образом, потенциальным работодателям предоставляется возможность отражать интересы экономики в сфере подготовки специалистов. Следует понимать, что эта возможность для современного общества является недостаточной. Данная форма взаимодействия образования и экономики в подготовке кадров во многом не соответствует эффективному хозяйственному развитию региона. Вместе с тем при явно недостаточном бюджетном финансировании высшая школа не имеет права допускать чрезмерные отклонения между фактическим выпуском новых специалистов и реальной потребностью в них региона. Сохранение негативной динамики в соотношении этих показателей еще более осложняет развитие и образования, и экономики. Перекладывать ответственность за неэффективность в сложившейся ситуации на одну из сторон будет не только несправедливым, но и неправильным по существу. Необходимо искать и развивать новые формы взаимодействия экономики и образования, учитывая при этом положительный опыт зарубежных стран, в первую очередь – партнеров по Болонскому процессу.
Требования общества к результативности образования с точки зрения эффективности совокупных затрат повышаются. В эпоху массового высшего образования бюджетное финансирование не обеспечивает запросы вузов в полной мере. Часть расходов государство вынуждено переложить на плечи населения. Таким образом, население все в большей мере становится непосредственным заказчиком образовательных услуг. Студент, расходующий средства своей семьи на образование, в возросшей степени заинтересован в конечных результатах обучения.
В зеркале рынка труда
Успешность перехода на инновационный путь развития в значительной мере зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Такая восприимчивость не в последнюю очередь зависит от характера и устойчивости взаимосвязи образования и практики. Если эта взаимосвязь слабая и неинституционализированная, то существенно понижены возможности экономики в целом для разработки и освоения новых технических идей.
Степень направленности образовательных программ на потребности региональной экономики становится ключевым показателем эффективности высшего образования и качества подготовки. Ориентированность на рынок труда реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Кроме того, образовательные учреждения призваны адекватно реагировать на предсказуемые изменения структуры рынка труда. В этом смысле данные мониторинга рынка труда и прогнозные оценки изменений спроса должны служить для них важным ориентиром. Сама же способность к адекватной реакции зависит от степени автономии вузов в принятии решений о внесении необходимых изменений в программы подготовки и от стимулов к осуществлению таких изменений. Конечно же, конкуренция между вузами за студента является важным стимулом. Но совершенно недостаточно ограничиваться только им одним.
Работодатель – заинтересованная сторона в определении целей и результатов профессиональной подготовки. Сегодня существенно повысилась актуальность вклада бизнеса, работодателя в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны: работодатели (бизнес) и академическое сообщество. Обе стороны должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно по поводу подготовки работников. Для этого необходимы соответствующие времени формы и институты сотрудничества.
Активная позиция бизнес-сообщества уже сегодня проявляется во многих европейских странах. Так, представители торгово-промышленных палат Австрии, Великобритании, Германии и Ирландии принимают участие вреформах высшего образования и в профильных рабочих группах Болонского процесса.
Взаимодействие бизнеса и образования
Наиболее заметных результатов в обеспечении взаимодействия образования и бизнеса добилась, пожалуй, Великобритания. В этой стране ежегодно публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования», которое разрабатывается совместно академическим сообществом, представителями работодателей и профессиональных организаций, а также соответствующих правительственных структур. В этом документе в максимальной степени учитываются изменения требований рынка труда. «Заявление» служит ориентиром для вузов при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости.
Правительство считает, что в обществе, основанном на знаниях, экономическая конкурентоспособность и повышение уровня жизни зависят от эффективного взаимодействия и разделения функций по развитию знаний между бизнесом и высшим образованием. Вузы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики.
В этой связи предпринимается целый комплекс мер, направленных на преодоление имеющихся несоответствий между реальными кадровыми потребностями отраслей экономики и подготовкой в университетах по многим направлениям, на сближение деятельности бизнеса и университетов в сфере инноваций.
Проведенные опросы показали, что представители бизнеса часто сталкиваются с трудностями при налаживании стратегического диалога с университетами о путях преодоления таких несоответствий. Многие крупнейшие и транснациональные компании смогли наладить с вузами успешное сотрудничество, но, преимущественно, на индивидуальной основе. Учитывая их опыт, правительство считает необходимым добиться того, чтобы бизнес-сообщество на совместной основе формулировало свои требования к подготовке кадров и предоставляло вузам предложения, основанные на точных данных, в ясной форме и с должной артикуляцией. Это позволит образованию адекватно реагировать на нужды экономики.
В частности, в 2001 году было принято решение о создании секторальных советов (Sector Skills Councils), формулирующих и определяющих требования к профессиональной подготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики. В обязанности советов также входит воздействие на систему подготовки через определенные механизмы с целью наиболее полной реализации сформулированных ими требований.
Несмотря на то, что в состав советов входят, как правило, представители крупного бизнеса, правительство сочло нужным выделять каждому из них ежегодное финансирование в размере 1 млн. фунтов стерлингов.
В задачи региональных советов входит:
Секторальные советы задуманы как влиятельные органы работодателей, специализирующиеся по отдельным секторам экономики. Члены секторальных советов хорошо разбираются в вопросах, касающихся перспектив и путей развития соответствующих секторов экономики, влияния на них факторов спроса и предложения на профессиональные знания и умения, а также их эффективного использования. Важнейшая задача советов – способствовать получению молодежью необходимой для эффективной занятости подготовки, а также повышению квалификации и профессиональных умений работников. Советы сотрудничают с широким кругом работодателей, с профсоюзами, правительственными органами и другими партнерами в вопросе продвижения ключевых профессиональных знаний и умений в интересах конкретных секторов экономики.
Они также организуют сбор заявок по регионам о потребностях в рабочей силе со спецификацией квалификаций и профессиональных умений. Координация всей работы по составлению общей картины потребностей в квалификациях и по анализу требований подготовки в стране возложена на Агентство по развитию секторальных профессиональных знаний и умений (Sector Skills Development Agency), учрежденное в апреле 2002 г.
В конечном итоге деятельность вышеуказанных институтов направлена на:
Первая и ныне существующая в России модель направлена на подготовку кадров в русле весьма общих представлений о существующих на рынке труда требованиях. При этом акцент вынужденно делается на оснащении студентов избыточным (сверхдостаточным) запасом знаний неприкладного характера. Еще раз заметим, что сами вузы, без активного участия работодателей, действительно не в состоянии получить четкое представление о дозировании прикладных и фундаментальных знаний. Одновременно сами вузы недостаточно, по современным меркам, озабочены будущим практическим применением передаваемых ими знаний и степенью пригодности выпускника к конкретной занятости. Практика зарубежных стран показывает, что такая модель подготовки исчерпала свой потенциал. Она обременена, поскольку страдает серьезным недостатком – перепроизводством невостребованных знаний. Такое перепроизводство выражается в двух формах.
1. Структурное (явное) перепроизводство: подготовка явно излишнего числа профессионалов, невостребованных в данный период времени теми секторами деятельности, для которых они предназначаются.
2. Латентное (скрытое) перепроизводство: обучение дисциплинам или по разделам дисциплин, выходящим за пределы объема знаний, достаточных для успешного осуществления выпускником на данном уровне подготовки своей профессиональной деятельности (знания впрок).
Естественно, что перепроизводство знаний сопряжено с затратами. Если исходить из посыла, что всякое знание – это благо, то эти затраты заведомо оправданы. Но такой посыл основан на слишком общем и поверхностном подходе.
Фундаментальные знания действительно формируют основу любой профессиональной деятельности. Вместе с тем «перепроизведенные», в том числе и фундаментальные знания не так уж редко исчезают из арсенала обучавшегося, не получив применения. Выпускник так и не получает возможности работать в соответствии с квалификацией, например, экономиста или юриста, поскольку российский рынок труда просто перенасыщен специалистами данного профиля. Не менее часто, получив занятость по профессии, выпускник осознает, что в его подготовке отсутствуют актуальные разделы знаний прикладного характера. Конечно, перед ним встает задача немедленной ликвидации таких пробелов посредством самостоятельной подготовки или обучения на курсах.
Кроме того, знания имеют свойство устаревать и их надо возобновлять. Особенно ярко этот процесс проявляется в сфере информационных и коммуникационных технологий. Здесь срок устаревания знаний – 4,5 года. В других секторах – несколько больше. Возникает вопрос: стоит ли тратить ресурсы (время и деньги) на передачу–усвоение быстро устаревающих знаний? Ответ очевиден – нет.
Вторая модель, предлагаемая в рамках Болонского процесса, направлена на подготовку выпускника с практической готовностью к выполнению профессиональных задач. Основой пригодности к занятости является достаточность полученных базовых, общепрофессиональных и прикладных знаний и умений. Вторая модель ориентирована на дальнейшее обучение для расширения актуальных фундаментальных и прикладных знаний с целью повышения профессионализма и развития карьеры.
В построении второй модели предусмотрены: тесное взаимодействие образования с работодателями, проведение секторального и территориальных анализов рынка труда, гибкое реагирование образовательных программ на существующие и перспективные запросы экономики. Данная модель не допускает существенного перепроизводства знаний. Вместе с тем сама эта модель по сравнению с первой требует на ее развитие и содержание иных по структуре и объему затрат. В рамках этой модели значительные затраты сопряжены с переориентацией работы и повышением компетенций профессорско-преподавательского состава, с институционализацией взаимодействия образования и работодателей, с реструктуризацией и последующим систематическим обновлением образовательных программ.
Вывод
С целью дальнейшего успешного развития высшего образования требуется создать систему согласования подготовки кадров и потребностей рынка труда. Для этого необходимо изучение и творческое применение опыта стран, добившихся заметных успехов по взаимодействию вузов и работодателей.
Источники:
2. Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 2004.
3. The Future of Higher Education. Higher Education White Paper. Presented to the Parliament by Ch. Clarke, the Secretary of State For Education and Skills January 2003. L., 2003.
4. Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 2004.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:56:51