Влияние стейкхолдеров на стратегическое развитие учреждений культуры

Неретин О.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (249), Февраль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Неретин О.П. Влияние стейкхолдеров на стратегическое развитие учреждений культуры // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 3. – С. 137-144.

Аннотация:
Излагаются функциональные назначения внутренних и внешних стейкхолдеров, их влияние на повышение экономических и социальных результатов в процессе стратегического управления развитием учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры.

Ключевые слова: система стратегического управления, функциональное назначение стейкхолдеров, экономические и социальные результаты, стратегия экономического и социального роста, организационно-экономические меры

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Функциональное назначение стейкхолдеров при оказании услуг культуры состоит в том, чтобы исходя из имеющегося у них организационного, социального и ресурсного потенциалов решать поставленные перед ними системные задачи функционирования. Основой для этого служит удовлетворение собственных экономических и социальных интересов, а также взаимодействие с субъектами хозяйствования и индивидами внешней среды [3].

Стратегия сохранения ретроспективных тенденций

Функциональную готовность к участию в процессе оказания услуг культуры, например, таким внутренним стейкхолдером, как персонал учреждения культуры в логико-вербальной форме, можно представить, как: выполнение видов деятельности в соответствии с квалификацией, достигнутым уровнем профессионального мастерства, должностными предписаниями. При этом исходя как из собственных экономических и социальных интересов, так и заинтересованности в экономическом росте учреждения культуры, его социальном развитии, стимулирующем и мотивирующем стремление работников к повышению уровня квалификации и профессионального мастерства. Причем целевая ориентация персонала может быть отождествлена с его стремлением достичь наибольших экономических и социальных результатов в условиях развивающихся рыночных отношений в сфере культуры.

Следует отметить, что значительную роль в достижении планируемых учреждением культуры экономических и социальных результатов играет его персонал как доминирующий стейкхолдер в системе стратегического управления. При этом стремление персонала учреждения культуры максимально использовать свои ресурсные (трудовые) возможности в процессе стратегического управления зависит от:

– состава формируемых технологических элементов системы стратегического управления;

– последовательности или одновременности их взаимодействия;

– наполнения менеджментом каждой из технологических составляющих системы стратегического управления организационно-экономическими, социально-психологическими мерами и действиями в целях повышения его влияния на достижение поставленной перед системой стратегического управления цели, его количественных и качественных характеристик.

Для внутреннего стейкхолдера – работников учреждения культуры с их целевой ориентацией на достижение планируемых результатов текущей деятельности и перспективного развития доминирующей из всех таких технологических элементов системы стратегического управления, как:

– стратегическое видение своего учреждения, достижение роста его экономического и социального уровня;

– предназначение (миссия) объекта стратегического управления;

– стратегическая цель;

– стратегический анализ;

– состав обобщающих и частных стратегий, которые, на наш взгляд, являются определяющими синтезирующей направленности экономического и социального развития.

В том случае, когда социально ориентированные бюджетные учреждения культуры в рамках системы стратегического управления или вне их ориентируются менеджментом на сохранение неизменности сложившихся и действующих тенденций оказания услуг культуры, возникает опасность экономической, творческой и социальной деградации субъекта хозяйствования сферы культуры. Такого рода угроза для сохранения и повышения экономического роста, увеличения объёмов социального потребления, тем не менее, не выступает фактором устранения и ликвидации субъекта хозяйствования сферы культуры.

Стратегия сохранения ретроспективных тенденций развития на определённый период времени не может быть использована в долгосрочном периоде без наступления негативных последствий для экономического развития. Это связано с тем, что существенное влияние негативных факторов внешней среды экономического, финансового, инновационного и социального характера ставят учреждение культуры в положение, из которого менеджмент должен искать выход в целях сохранения деятельности учреждения и позиционирования на рынке услуг культуры.

Стратегия сохранения ретроспективных тенденций развития не способствует росту трудовой активности персонала учреждения культуры, его влиянию, повышению экономических и социальных результатов, а, скорее всего, исходя из иждивенческой основы данной стратегии, способствует снижению трудовой и творческой активности работников.

Существенное повышение уровня влияния персонала на деятельность учреждения культуры может происходить на основе принятия обобщающей стратегии экономического роста за счёт эффективного использования внутренних ресурсов. Принятию и реализации данной стратегии должны предшествовать внутренние процессы развития учреждения культуры, характеризующие как снижение качества оказываемых услуг, так и низкий уровень трудовой, творческой активности персонала, уменьшающийся объём бюджетного финансирования, численности контингента потребителей данных услуг культуры.

Стратегическое управление с учетом внутренних ресурсов учреждений культуры

Как технологический элемент взаимодействия в системе стратегического управления, обобщающая стратегия экономического и социального роста за счёт внутренних ресурсов должна приниматься с учётом возможностей располагаемого учреждением культуры ресурсного потенциала, его организационных и инновационных возможностей. Обобщающая стратегия позволяет привести в конкретно установленный период времени в соответствие объемы, качество и уровень использования ресурсного и, прежде всего, трудового потенциала с поставленными к достижению экономическими и социальными результатами и того объёма затрат, рост которого не опережает по временным периодам увеличение экономических результатов [4, 5].

Влияние персонала на повышение экономических и социальных результатов в рамках стратегии экономического роста [1] может быть существенным в том случае, если менеджмент учреждения культуры на высоком уровне обоснованности и адекватности с реальными условиями внутренней среды и изменяющимися экономическим, финансовым, инновационным и социальным состоянием внешней среды принимает основные направления и целевые ориентации на достижение сбалансированных с ресурсным потенциалом экономических и социальных результатов.

В качестве организационно-экономических мер и направлений реализации обобщающей стратегии экономического и социального роста [2] могут выступать модифицированное или инновационное предложение потребителям услуг культуры и сопровождающие их дополнительные услуги. При этом контингент потребителей услуг культуры должен быть расширен или преобразован в процессах разработки и внедрения художественных, творческих, культурно-досуговых новшеств, а также за счет изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей услуг культуры.

Другим направлением в осуществлении избранной стратегии экономического роста за счет внутренних ресурсов учреждения культуры может выступать полная смена репертуара, художественных жанров. А также других видов деятельности по оказанию услуг культуры в целях значительного увеличения объёмов востребованных потребителями услуг культуры.

Реализация направлений и комплексных организационно-экономических, инновационных мер в рамках стратегии экономического роста за счет внутренних ресурсов требует от персонала и менеджеров учреждения культуры соединения всех составляющих ресурсного потенциала в едином направлении достижения максимально возможных экономических и социальных результатов. А также минимальных затрат на сбалансированной основе с результатами осуществления процесса оказания услуг культуры.

Кроме того, принятие и осуществление стратегии экономического и социального роста за счет эффективного использования всех видов ресурсного потенциала [3] может, как обычно происходит в практической деятельности учреждений культуры, вызывать индивидуальное или групповое непринятие, сопротивление со стороны различных групп персонала, как творческих, так и обслуживающих процесс оказания услуг культуры.

Работа с персоналом

Недовольство определённых групп персонала учреждения культуры организационными и инновационными изменениями [4] может быть вызвано, например, рядом таких причин, как:

– неподготовленность персонала к стратегическим изменениям;

– отсутствие доверия к декларационным заявлениям руководителей учреждения культуры;

– недостаток реальных действий и мер по достижению результативности осуществляемых организационных, экономических и инновационных изменений.

Подготовительная организационная и социально-психологическая работа менеджмента с персоналом должна включать в себя не только доведение до персонала полной информации о целях и наиболее вероятных ожидаемых результатах организационных и инновационных преобразований, но и о:

– намечаемых мерах по сохранению тех или иных рабочих мест как для творческих, так и обслуживающих процесс оказания услуг культуры групп персонала;

– создании новых рабочих мест для работников квалификационного и творческого труда;

– уровнях объективности экономических и социальных оценок организационных и инновационных изменений,

– их общественных и экономических последствиях для учреждения культуры, для жизнеобеспечения, социальной и творческой удовлетворенности, доходности дифференцированной по группам персонала.

Наряду с этим, в целях повышения уровня влияния работников учреждения культуры на рост экономических и социальных результатов [5] менеджменту учреждения культуры следует использовать:

– комплекс организационных и социально-психологических мер для снижения уровня сопротивляемости организационным и инновационным нововведениям;

– неразделение стратегической целевой ориентации учреждения на достижение экономических и социальных результатов, сбалансированных с организационными возможностями эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

Принятие комплекса организационно-экономических и социально-психологических мер и действий со стороны менеджмента [1] по повышению уровня влияния персонала на экономический и социальных рост необходим в каждом из вариантов управленческих решений по осуществлению стратегии экономического роста учреждения культуры.

Так, например, отсутствие сбалансированности между располагаемыми ресурсами, организационными возможностями их эффективного использования и планируемыми к достижению экономическими и социальными результатами может привести менеджмент учреждения культуры к изысканию возможностей и последующей реализации стратегии экономического роста за счет соединения (интеграции) собственного ресурсного потенциала с внешним на принципе обеспечения взаимных экономических интересов.

В этом случае реакция персонала на интеграционные процессы, выражаемая в групповом и индивидуальном сопротивлении слиянию, приобретению, осуществлению совместной деятельности, потребует от такого внутреннего стейкхолдера, как руководители и окружающие его менеджеры, значительной разъяснительной работы, убедительности и обоснованности уровня достоверности в сохранении рабочих мест, росте экономических результатов, эффективности использования интегрированных ресурсов.

Вывод

Влияние персонала учреждения культуры на повышение уровня взаимодействия технологических составляющих системы стратегического управления требует принятия и осуществления комплексных мер организационно-экономического и социально-психологи­ческого характера. При этом управление влиянием внутренних стейкхолдеров на технологию стратегического управления заключается в направлении персонала, творческих работников и специалистов учреждения культуры на достижение максимально возможных экономических результатов в перспективном периоде времени в условиях постоянно изменяющихся уровней состояния нестабильной внешней среды. Реально это выражается в достигнутых результатах деятельности, соответствующих объёму и уровню использования ресурсного потенциала учреждения культуры.

[1] за счет внутренних трудовых, интеллектуальных, организационных и материально-технических ресурсов.

[2] за счет внутренних ресурсов объекта стратегического управления в сфере культуры.

[3] а также сопутствующих деятельности различных видов учреждений культуры преобразований и внедрений организационных новшеств.

[4] в рамках осуществляемой и ранее согласованной с ними стратегии развития (экономического и социального роста) за счет эффективного использования ресурсного потенциала.

[5] в процессе организационных, экономических и инновационных изменений на основе осуществляемой стратегии экономического роста за счет внутренних ресурсов.


Источники:

1. Аксютик Е.А. Стратегия конкурентной политики в социальной сфере // Вестник Российской академии естественных наук. – Серия экономическая. – 2010. – № 2. – С. 49–52.
2. Игнатьев В.И. Ресурсное обеспечение и взаимодействие элементов системы страте-гического управления сферой услуг // Вестник Российской академии естественных наук. – Серия экономическая. – 2009. – №1.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ.: И. Минервин. – 4-е изд. – М.: Альпина: Monitor group, 2011.
4. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб: Питер, 2008.
5. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – СПб: Питер: Питер Пресс, 2007.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 22:10:22