Цифровизация взаимодействия стейкхолдеров как инструмент обеспечения экономической безопасности региона
Скачков О.В.1, Руденко М.Н.2
1 Институт региональных экономических исследований
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80404910
Аннотация:
В статье исследованы основные научные положения теории экономической безопасности и региональной экономики в аспектах цифровой трансформации территориального пространства. Отмечена существующая взаимосвязь между индустриальным уровнем территории и ее экономической безопасностью. Проиллюстрированы отдельные тенденции процессов цифровизации страны. Рассмотрены положительные моменты и потенциальные риски масштабной цифровизации процессов общественного воспроизводства. Научная новизна заключается в представлении потенциальной модели цифровизации взаимодействий стейкхолдеров как одного из инструментов обеспечения экономической безопасности индустриально-развитого региона. Предложенная модель отражает имеющиеся компетенции стейкхолдеров, их взаимодействия, реализуемые в порядке договорных отношений, потенциал дифференциации деятельности в рамках жизненной цикличности. Применение модели в практике управления позволяет, на постоянной основе, уточнять задачи региональной политики в сфере обеспечения экономической безопасности регионов с учетом воздействия факторов цифровизации на стратегическую перспективу. Работа адресована научной общественности, заинтересованным специалистам органов государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, цифровизация, стейкхолдеры, взаимодействия
JEL-классификация: E02, E64, F51, L86
Введение
Современные условия отличаются трансформацией структуры глобальной экономики, стремлением мирового сообщества к многополярному устройству, появлением новых значимых институтов влияния и т.д. Данные явления отражаются на национальном и региональном уровнях возрастающими взаимозависимостями в деятельности внутрисистемных стейкхолдеров, формирующих закономерности пространственного развития.
В значительной степени данные процессы вызваны попытками преодоления зависимости от транснационального капитала, диктующего свои правила и навязывающего свои интересы суверенным правительствам, что, по мнению Руденко М.Н. и Баландина Д.А. представляет определенную угрозу экономической безопасности многих государств [13, с.797]. Отсюда следует необходимость выработки и принятия защитных мер в рамках исполнения мероприятий соответствующих доктрин, реализуемых в настоящее время на государственном и субъектном горизонтах.
В то же время в экономической литературе отмечается существующая в российской действительности избыточность стратегий и программ обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, встречающийся формализм и декларативность их содержания, игнорирование разработчиками локальной специфики и территориальных особенностей, имеющихся потенциалов и ресурсов развития. В связи с этим, многими исследователями констатируется насущная потребность в осуществлении дополнительных изысканий в направлении обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации, в том числе в задачах выработки и воплощения в практическую управленческую деятельность оперативных адаптивных изменений, ориентированных на оптимизацию процессов достижения программных параметров и критериев с вовлечением всех заинтересованных стейкхолдеров [11, с.364].
Термин «стейкхолдер» в настоящее время получил широкое распространение в научных источниках и стал активно применятся в нормативных актах Российской Федерации в ракурсе причастности определенных субъектов к процессам системного развития. Например, заинтересованные индивиды и их сообщества, предприятия и организации, органы власти, подвергающиеся воздействию или оказывающие воздействия на системные риски и угрозы. Выделение стейкхолдеров позволяет принимать управленческие решения, с учетом интересов субъектов, независимо от их организационно-правового статуса, масштабов деятельности, уровня жизненного благополучия, а их взаимодействия оказывают прямые и косвенные влияния на общесистемную безопасность [21, с.2].
Целью работы является изучение взаимодействий стейкхолдеров в процессах обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровизации.
Материалом для статьи послужили опубликованные труды ученых-экономистов, специализирующихся в теории экономической безопасности и региональной экономики, а также в аспектах практики цифровизации процессов общественного воспроизводства.
Методами исследования были избраны: качественный анализ результатов эмпирических наблюдений, сравнительный метод и метод обобщения.
Результаты исследования могут быть использованы:
– органами государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании политики в сфере обеспечения экономической безопасности и стратегирования процессов цифровой трансформации регионального пространства;
– экономическими субъектами регионов страны при формировании концептуальных представлений о перспективных направлениях цифрового развития на основе расширения взаимодействия с окружающей средой;
– в учебном процессе при изучении основ теории экономической безопасности и региональной экономики.
Основная часть
Переходя непосредственно к основной части исследования, следует отметить – в настоящее время многими специалистами отмечается существующая взаимосвязь между технологическим развитием и экономической безопасностью, что самым непосредственным образом является последствиями процессов диффузий инноваций, интенсивность которых зависит, в свою очередь, от потенциала взаимодействий наукоемкого бизнеса, научно-образовательных учреждений и финансовых институтов, функционирующих на определенной территории [19, с.250].
При этом констатируются как положительные тенденции цифровизации в масштабах страны, так и определенные угрозы обеспечению экономической безопасности в части ее информационной составляющей. В полной мере это подтверждается научными работами, в которых проблематика обеспечения экономической безопасности региона рассматривается в аспектах адаптации к условиям тотальной цифровизации.
Так, Долганова Я.А. и Бабкин А.В., рассматривая экономическую безопасность в контексте цифровой модернизации регионального пространства, подразделяют субъекты Российской Федерации на два типа.
Согласно первому типу к подобным регионам относятся субъекты страны, в которых цифровая трансформация социально-экономических процессов выступает как один из множества инструментов, стабилизирующих экономическую безопасность.
Ко второму типу упомянутые авторы относят регионы, для которых цифровизация является единственным перспективным путем преодоления кризисных явлений и деструктивных факторов развития [4, с.362-363].
Следует отметить, что наряду с такими положительными моментами как укрепление конкурентных позиций экономики регионов и стабилизация социальных условий жизнедеятельности населения, цифровизация может сопровождаться целым рядом явлений, носящих негативный оттенок для экономической безопасности, о чем свидетельствует содержание публикаций отдельных представителей научной общественности.
Например:
– несовершенство государственного контроля над деятельностью социальных сетей и мессенджеров, делегитимизирующих традиционные институты общества в условиях масштабного проникновения IT в экономическую реальность [10, с.97];
– ограниченный функционал применяемых цифровых платформ наряду с преимущественно информационным содержанием официальных сайтов органов государственного и муниципального управления [3, с.3];
– кибер-угрозы и преступления в сфере информационных технологий, предупреждение которых обуславливает необходимость внедрения и обновление средств по защите конфиденциальности данных [1, с.499];
– утечка персональных данных и нарушение безопасности информационной среды [17, с.307].
Сюда же можно добавить угрозы:
– зависимости от импортного программного обеспечения и техники;
– снижения эффективности деятельности органов государственного управления из-за разрозненности существующих информационных систем, вследствие чего наблюдается дублирование функций, формализм и т.д.;
– размывания нормативно-правовых норм относительно так называемого параллельного импорта;
– стабильности кадрового рынка из-за высвобождения работников вследствие автоматизации производственных процессов и роста производительности труда;
– увеличения дефицита IT-специалистов;
– усугубления цифровой дифференциации регионов, территорий и отраслей;
– увеличения расходов населения и бизнеса на оплату электронных сервисов, приобретения соответствующей техники и т.д.
Понимание органами государственного и муниципального управления подобных факторов и угроз позволяет осуществлять оперативные мероприятия по их минимизации в рамках регулирующих воздействий по обеспечению экономической безопасности субъектов Российской Федерации [14, с.2].
В то же время на качество цифрового взаимодействия стейкхолдеров, самым фундаментальным образом, оказывает влияние достигнутый уровень информационной грамотности населения, отраслевых специалистов и представителей органов государственного и муниципального управления, а также степень продвижения электронного формата информационного оборота.
Можно считать, что именно отсюда вытекают выводы тех авторов, которые выдвигают и успешно доказывают гипотезы о наличии прямой зависимости между:
– достигнутыми цифровыми компетенциями стейкхолдеров и их ролью в формировании региональной политики [15, с.694];
– уровнем концентрации IT-компаний и плотностью цифрового взаимодействия в высокотехнологичном бизнесе [9, с.90];
– экономической специализацией субъекта страны и динамикой инновационного развития цифрового предпринимательства и информационной инфраструктуры [20, с.377].
Вместе с тем, заслуживает внимание мнение тех исследователей, которые говорят о том, что масштабное внедрение цифровых технологий в территориальном пространстве не гарантирует эффективность их применения. Успешность управления процессами цифровой трансформации, в значительной степени, определяется оптимальностью выработки и реализации соответствующих концептуальных установок и методологических положений, регламентирующих порядок формирования единой интегрированной информационной системы и процедур сбора цифровых данных на региональном уровне [8, с.96]. Реализация подобных концептуальных предложений может осуществляться посредством применения нормативно-правовых, организационно-экономических и технико-технологических механизмов на основе применения научно-обоснованных подходов, определяющих порядок взаимодействия стейкхолдеров [7, с. 38], с учетом локальных факторов, определяющих выбор той или иной модели цифровой трансформации региона [5, с. 115]. В этой связи, одной из ключевых функций регионального управления, становится деятельность по адаптации экономического и территориального пространства субъекта страны к новым условиям за счет внедрения и оптимизации цифровых взаимодействий стейкхолдеров, а также формирования единой цифровой инфраструктуры [12, с.36].
Проведенный обзор научных источников позволяет сделать заключение о том, что, по своей сути экономическая безопасность субъекта страны выступает гарантом стабильности процессов общественного воспроизводства, защищая тем самым интересы государственного и корпоративного секторов экономики, некоммерческих организаций и непосредственно населения от воздействий современных вызовов и угроз. Исходя из этого посыла, в рамках настоящего исследования под стейкхолдерами региональной экосистемы, взаимодействующих в условиях цифровизации предлагаем понимать индивидов, органы регионального и муниципального управления, институты самоуправления населения, государственные и муниципальные учреждения и организации, корпоративные структуры, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Необходимость оперативных мер по развитию цифрового взаимодействия в регионах определяется существующими проблемами организационного, экономического и инфраструктурного характера.
Так, согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики совместно с Росстат РФ [18, с.75], на протяжении последних лет наблюдается снижение в высших учебных заведениях страны численности профессорско-преподавательского состава (ППС), активно применяющего в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика численности ППС ВУЗов РФ, активно применяющих ИКТ за 2019-2022 гг., тыс. чел.
Источник: [18].
Снижение численности сотрудников ВУЗов, активно применяющих ИКТ связано с существенным уменьшением состава ППС и числа студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования, что безусловно является негативным фактором цифровизации в масштабах страны.
В то же время происходит динамичный рост затрат организаций и домашних хозяйств на ИКТ, о чем свидетельствует содержание рисунка 2.
Рисунок 2 – Затраты стейкхолдеров на использование цифровых технологий в РФ за 2017-2022 гг., млрд. руб.
Источник: [18].
Содержание рисунка 2 свидетельствует об увеличении общественного спроса на цифровые технологии и расширении практики их применения не только в деятельности хозяйствующих субъектов, но и повседневной жизни населения страны.
Государственная политика в сфере цифровизации регионального пространства осуществляется в рамках национальных проектов и федеральных целевых программ по снижению цифрового неравенства и созданию условий для построения цифровой экономики и цифрового общества [16, с. 7].
В качестве примера можно привести Пермский край, в котором в настоящее время достаточно активно внедряются, в рамках федеральных программ, такие региональные проекты, затрагивающие интересы многих стейкхолдеров, как: «Управляем вместе», «Развитие информационного общества», «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» и др. [6, с.267]
Пермский край, относится к тем регионам России, в которых цифровизация выступает одним из ключевых инструментов обеспечения экономической безопасности. Данное утверждение основано на высоком индустриальном уровне экономики региона, наличии целой сети учреждений академической науки, высших учебных заведений и средних профессиональных учреждений, обеспечивающих потребности материального сектора квалифицированными специалистами, обладании многими потенциалами развития, материально-технической базой и природными ресурсами.
Содержательная структура состава стейкхолдеров экосистемы Пермского края представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Стейкхолдеры цифрового взаимодействия Пермского края
Источник: разработан авторами.
Это позволяет эксплицировать потенциальные взаимодействия и коллаборации региональных стейкхолдеров, в достижении собственных интересов, в результате чего повышается общесистемный региональный уровень экономической безопасности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Модель взаимодействия региональных стейкхолдеров в обеспечении экономической безопасности региона в условиях цифровизации
Источник: разработан авторами.
Предложенная на рисунке 4 модель соответствует индустриальному профилю Пермского края, его отраслевой структуре, научно-производственному потенциалу и ресурсным возможностям. Отличием данной модели является совокупное представление роли взаимодействия стейкхолдеров, включая непосредственно население, в решении задач обеспечения экономической безопасности региона. Предложенная модель отражает имеющиеся компетенции стейкхолдеров, их взаимодействия, реализуемые в порядке договорных отношений, переходящие ориентиры деятельности в рамках жизненной цикличности [2, с.138]. Применение модели в практике управления позволяет, на постоянной основе, уточнять задачи региональной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Пермского края с учетом воздействия факторов цифровизации на стратегическую перспективу.
Заключение
Подводя итоги исследованию, хотелось бы еще раз подчеркнуть современную востребованность развития научных положений экономической теории при изучении аспектов цифровой трансформации регионального пространства. В процессе работы над статьей выявлена взаимосвязь между индустриальным уровнем, тенденциями процессов цифровизации и экономической безопасностью регионов страны. На этом основании были установлены и рассмотрены положительные моменты и потенциальные риски масштабной цифровизации процессов общественного воспроизводства. Научная новизна заключается в представлении потенциальной модели цифровизации взаимодействий стейкхолдеров как одного из инструментов обеспечения экономической безопасности региона на примере Пермского края. Универсальность модели позволяет ее успешно тиражировать в процессах совершенствования территориального и отраслевого управления в индустриально-развитых регионах Российской Федерации. Работа адресована научной общественности и заинтересованным специалистам органов государственного и муниципального управления. Затронутые аспекты являются лишь одним из этапов авторских исследований и будут в последующем развиты в других научных публикациях.
Источники:
2. Благушин Н.В. Моделирование механизмов государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности экономики региона // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 12. – c. 131-138.
3. Васильева Е.И., Вожева Д.Д., Орфонидий А.В. Экспертная оценка уровня цифровизации взаимодействия органов государственной власти и МСП в Свердловской области // Дневник науки. – 2023. – № 8(80).
4. Долганова Я.А., Бабкин А.В. Факторы обеспечения экономической безопасности депрессивных регионов в условиях цифровой трансформации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 3. – c. 361-379. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.3.361-379.
5. Гаджиев М.М., Бучаева М.А. Модели цифровой трансформации региональной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 4(145). – c. 108-119. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.04.06.014.
6. Зуйкина А.С., Семенова Д.М. Информационно-коммуникационные технологии в процессе принятия политико-управленческих решений на региональном уровне: опыт Пермского края // Ars Administrandi. – 2024. – № 2. – c. 261-276. – doi: 10.17072/2218-9173-2024-2-261-276.
7. Ильичев М.В., Семикин Е.Д. Партнерство государства и бизнес-корпораций как основа долгосрочного развития региона (на примере создания системообразующих инфраструктурных объектов Приморского края) // Социально-политические науки. – 2022. – № 5. – c. 31-39. – doi: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-31-39.
8. Ковалев А.Е. Перспективы формирования информационного пространства регионального уровня в условиях цифровой экономики // Мир экономики и управления. – 2022. – № 4. – c. 94-115. – doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-4-94-115.
9. Костина Е.А., Костин А.В. Умный город как фактор развития высокотехнологичных компаний // Регион: Экономика и Социология. – 2023. – № 3(119). – c. 84-110. – doi: 10.15372/REG20230304.
10. Кочетков А.П., Мамычев А.Ю. Государственная политика России в цифровую эпоху: основные тренды, сценарии и регуляторные практики // Полис. Политические исследования. – 2023. – № 1. – c. 96-113. – doi: 10.17976/jpps/2023.01.08.
11. Красильникова Л.Е., Баландин Е.Д. Современные угрозы и обоснование изменений в регулировании экономической безопасности региона // Московский экономический журнал. – 2024. – № 8. – c. 360-379. – doi: 10.55186/2413046X_2024_9_8_365.
12. Московцева Л.В., Окунькова Е.А., Королюк Е.В., Пономарев С.В. Цифровые инновации в системе государственного управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 34-47. – doi: 10.21869/2223-1552-2024-14-1-34-47.
13. Руденко М.Н., Баландин Д.А. Новые вызовы социально-экономической безопасности в пространственном развитии региона // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 795-806. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112023.
14. Руднева Н.И., Шпаковская В.С., Захарова О.И. SWOT-анализ развития региональных территорий: вызовы, угрозы и факторы, влияющие на экономическую безопасность // Наука и образование. – 2022. – № 4.
15. Соколов А.В., Исаева Е.А. Трансформация взаимодействия власти и общества под влиянием цифровизации: пример Ярославской области // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2022. – № 4. – c. 686-710. – doi: 10.22363/2313-1438-2022-24-4-686-710.
16. Строев В.В., Сидоренко С.В. Анализ цифровой зрелости регионов Российской Федерации // Вестник университета. – 2024. – № 5. – c. 5-14. – doi: 10.26425/1816-4277-2024-5-5-14.
17. Троянская М.А., Еременков А.А. Практические аспекты государственного управления в сфере информационных технологий // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 51(4). – c. 300-311.
18. Абдрахманова Г.И., Абашкин В.Л., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2024. / Краткий статистический сборник. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 124 c.
19. Шкарупета Е.В. Определение роли и факторов технополисного развития в экономической безопасности депрессивных регионов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2024. – № 2. – c. 248-263. – doi: 10.18184/2079-4665.2024.15.2.248-263.
20. Якимова В.А., Панкова С.В. Закономерности размещения цифрового предпринимательства в регионах России // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2023. – № 3. – c. 377-405. – doi: 10.17072/2218-9173-2023-3-377-405.
21. Яковлева И.Ю., Суздалева А.Л. Риски опасных последствий существования в городах бесхозных и брошенных объектов незавершенного строительства // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 5.
Страница обновлена: 07.03.2025 в 13:09:35