Система показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования инвестиционных проектов в системе управления твердыми коммунальными отходами для стейкхолдеров
Кандохова М.М.1
1 Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия, Владимир
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792822
Аннотация:
В связи с постоянным ростом накопления твёрдых коммунальных отходов как в России в целом, так и во всех регионах, возникают негативные тенденции, отрицательно влияющие на социально-экономическое развитие страны и различных сфер жизни общества. Вследствие чего возникает необходимость проведения всесторонней оценки различных целевых показателей эффективности, с помощью которых можно будет решить имеющиеся проблемы и модернизировать существующую систему государственного регулирования в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами. А это, в свою очередь, требует осуществления качественного мониторинга за накоплением мусора во всех регионах нашей страны с учётом их потенциала по утилизации и обработки, поскольку именно эти мероприятия должны будут играть ключевую роль в сфере обращения с ТКО в ближайшем будущем. Представленная статья посвящена разработке системы показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования инвестиционных проектов в системе управления твердыми коммунальными отходами на разных этапах организационно-технологической цепочки. Предложенная система показателей позволяет не только ранжировать синтезируемые модели, требующие финансовой поддержки, а также определить эффективность всей системы финансирования ТКО, принять правильную стратегию финансирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. Использование разработанной системы показателей позволит стейкхолдерам экономически обоснованно подходить к выбору финансового инструмента, инвестиционной и финансовой модели, а также сформировать необходимую экосистему. Статья будет интересна всем участникам, координирующим сферу обращения с отходами.
Ключевые слова: региональный оператор, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, показатели эффективности финансирования
JEL-классификация: Q53, Q58, M11
Введение
Новая реформа обращения с твердыми городскими отходами (далее ТБО) обязала все субъекты Российской Федерации к 1 января 2019 года перейти на модернизированную систему обращения с (далее ТКО). В рамках этой системы подразумевается выделение региональных операторов по обращению с отходами, которые развивают свою деятельность в соответствии с региональной программой обращения с ТКО и в рамках установленного территориального режима обращения с ТБО. Деятельность региональных операторов ТКО включает в себя основные этапы системы обращения с отходами в России: накопление и сбор, транспортировку, захоронение, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов.
Построение эффективной системы обращения с ТКО в России является важной составляющей устойчивого развития, охватывающей технические, социально-экономические, правовые, экологические, финансовые, политические и даже культурные компоненты [10].
Эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами является фактором устойчивого развития экономики страны и регионов, для обеспечения которого в России реализуются законодательные инициативы, представленные Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ-7) [13], Стратегией обращения с ТКО в Российской Федерации до 2030 г. [9], Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [8] и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [16], предусматривающие трансформацию существующих механизмов финансирования системы обращения с ТКО и создание соответствующих бизнес-моделей и платформ.
Целью исследования является разработка системы показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования моделей ТКО для стейкхолдеров. Новизна научных результатов, полученных в исследовании, определяется тем, что поставлена и решена научная задача обоснования научно-методических подходов к развитию финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО в современных российских условиях на основе системы показателей.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» твердые коммунальные отходы представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов [13].
Безусловно, финансирование системы ТКО строится на общеметодологических принципах финансирования экономических систем (целевое использование капитала, распределение рисков и выгод, срочности, разделение финансовых потоков, поддержание финансовой устойчивости), а также на принципах, учитывающих особенности функционирования отходоперерабатывающей отрасли и реализуемых в ней инвестиционных проектов:
‒ финансирование инвестиционных проектов в системе ТКО должно строиться с учетом максимальной отдачи от эксплуатации привлеченного капитала.
‒ необходимость оценки эффективности финансирования на разных этапах цепочки системы обращения с ТКО.
‒ соответствие инструмента финансирования, встроенного в соответствующую модель, этапам организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО.
Основные источники финансирования и финансовые рычаги поддержки реализации инвестиционных проектов в системе ТКО определены в законодательно-нормативной базе (табл. 1). Проведенный анализ показал:
- использование бюджетных средств (прежде всего, федерального бюджета), а также внебюджетных источников в качестве источников финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО во всех документах;
- использование ГЧП в качестве механизма финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО;
- использование финансово-экономических рычагов стимулирования реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО (плата, льготы налоговые и таможенные).
Однако следует отметить, что федеральные законы, стратегии, а также Указы Президента Российской Федерации носят концептуальный характер. Конкретные объемы финансирования определены в Федеральном проекте «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»(далее – ФП ТКО) (рис. 1), где преобладают внебюджетные источники финансирования (в целом составляют 80 %) [3]. Объемы финансирования ФП ТКО из федерального бюджета ежегодно уточняются при утверждении федерального бюджета на соответствующий год по статье государственной программы «Охрана окружающей среды» [15].
Таким образом, всех стейкхолдеров, участвующих в финансировании инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО, можно поделить на следующие группы:
Рисунок 1 ‒ Структура финансирования ФП ТКО
Источник: подготовлено автором по результатам [3]
Таблица 1
Законодательно-нормативное регулирование инвестирования и финансового обеспечения в системе обращения с ТКО
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
1
|
Основы
государственной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года [2]
|
строительство зданий и сооружений,
сертифицированных по международ-ным «зеленым» стандартам [4]
|
средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетные
источники, в том числе в рамках государственно-частного партнерства [1]
|
-
плата за негативное воздействие на
окружа-ющую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных
мероприятий [5]
- замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружа-ющей среды на практику возмещения вреда, при-чиненного окружающей среде [5] |
внедрение и применение малоот-ходных и
ресурсосберегающих технологий и оборудования
| ||||
создание и развитие инфраструктуры экологически
безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения [12]
| ||||
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 1
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
2
|
Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» [13] (ред. от 21.07.2014 №219-ФЗ)
|
внедрение наилучших доступных технологий (далее
– НДТ) и реализация иных мер по снижению негативного воздействия на
окружающую среду
|
средства федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством
РФ [14]
|
- предоставление
нало-говых льгот
- предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду |
3
|
Федеральный
закон «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017 г. №503-ФЗ)
|
инвестиционная программа в области обращения с
ТКО утверждается уполномоченным органом
исполни-тельной власти субъекта РФ на основании территориальной схемы в
области обращения с отходами
|
объем
финансовых потребностей и источники финансирования опреде-ляются в
инвестиционной программе
|
‒
|
4
|
Указ
Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности
Российской Федерации на период до 2025 года» [12]
|
создание индустрии утилизации, в том числе
повторного применения ТКО
|
-
средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ - внебюджетные источники |
‒
|
внедрение НДТ для размещения, утилизации,
переработки и обезвреживания ТКО, увеличение объема повторного применения ТКО
|
субсидирование
за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
- внебюджетные источники |
-
налоговые льготы
- тарифные льготы | ||
5
|
Стратегия
развития промыш-ленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов
производства и потребления на период до 2030 года [8]
|
создание:
- экотехнопарков - производственно-технических комп-лексов по ОУОО - мусоросортировочных комплексов ТКО - многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов - многофункциональных сортировоч-ных комплексов - производства оборудования для ОУОО |
-
ассигнования федерального бюджета в рамках реализации государственных
программ РФ
- средства региональных программ в области обращения с отходами - средства хозяйствующих субъектов - средства государственных институтов развития РФ, регио-нальных, включая государственные фонды развития промышленности - заемные средства кредитных организаций, в том числе в рамках ГЧП |
‒
|
6
|
Федеральный
проект «Комп-лексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» [11]
Национального проекта «Экология» [3]
|
создание мощностей по обработке (сортировке),
утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами
|
-
средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ - внебюджетные источники |
‒
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Законодательно-нормативный документ
|
Объекты
реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
|
Источники финансирования
|
Финансово-экономические рычаги
поддержки
|
7
|
Федеральный проект «Разви-тие
технологий энергетичес-кой утилизации отходов производства и потребления»
Национального проекта «Экология»
|
развитие технологий энергетической
утилизации отходов производства и потребления
|
‒
|
‒
|
8
|
Постановление
Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской
Федерации "Охрана окружающей среды" [6] (ред. от 20.05.2022)
|
- закупка
контейнеров для раздельного накопления ТКО при наличии территориальной схемы
обращения с отходами производства и потребления, а также регионального
проекта по внедрению раздельного накопления отходов
|
субсидии из федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств
субъектов РФ по реализации федерального проекта «Комплексная система
обращения с твердыми коммунальными отходами»
|
‒
|
1. Субъекты, осуществляющие бюджетное финансирование [1].
В системе обращения с ТКО таким субъектом является ППК «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО), на которого в соответствии с паспортом Национального проекта «Экология» возложено руководство реализацией ФП ТКО.
Исходя из этого, оценку эффективности бюджетного финансирования системы обращения с ТКО для ППК РЭО необходимо проводить:
1) в целом по ФП ТКО.
Следует отметить, что в ряде нормативных документов, определяющих государственную политику в системе обращения с ТКО, определены целевые показатели и индикаторы (табл. 2), которые можно использовать для оценки эффективности бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО (формула 1).
Таблица 2
Показатели эффективности государственной политики в системе обращения с ТКО
№
п/п
|
Нормативный документ
|
Показатели оценки эффективности
| ||
субъекта
|
целевые показатели
| |||
1
|
Основы
государствен-ной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до
2030 г. [1] |
деятельность органов государствен-ной власти
|
состояние окружающей среды и экологической
безопасности на соответствующих территориях, определяемое на основе системы
объективных показателей и индикаторов
| |
деятельность
органов госу-дарственной власти и
хозяй-ствующих субъектов
|
снижение удельных показателей образования
отходов до уровня в экономически развитых странах
| |||
сокращение образования отходов, их вовлечение в
повторный хозяйственный оборот
| ||||
2
|
Федеральный
проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
|
субъект
РФ
|
-
доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку, в
общей массе образованных ТКО
- доля направленных на утилизацию ТКО в общей массе образованных ТКО - доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО | |
3
|
Стратегия
развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (далее
– ОУОО) производства и потребления на период до 2030 г.
|
деятельность органов государст-венной власти
|
- доля утилизированных и обезвреженных в общем
объеме образованных отходов
- доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме вывезенных с мест накопления отходов - количество созданных экотехнопарков - количество созданных производственно-технических комплексов по ОУОО - количество созданных мусоросортировочных комплексов ТКО - количество созданных многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов - количество созданных многофункциональных сортировочных комплексов - уровень локализации производства оборудо-вания для ОУОО - доля отрасли промышленности по ОУОО в ВВП - доля импорта оборудования для ОУОО | |
4
|
Государственная
программа РФ «Охрана окружа-ющей среды»
|
деятельность органов государствен-ной власти
|
создание устойчивой системы обращения с ТКО,
обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение в два раза объема
захоронения отходов
| |
(1)
где ЭФБТКО ‒ эффективность бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО, %,
ЦИф – целевой индикатор ФП ТКО, полученный фактически за отчетный год,
ЦИп – целевой индикатор, установленный на отчетный год в ФП ТКО,
Фп – объем финансирования, установленный на отчетный год в ФП ТКО,
Фц – фактические бюджетные ассигнования ФП ТКО за отчетный год.
2) по инвестиционной деятельности ППК РЭО.
В соответствии с Государственной программой РФ «Охрана окружающей среды» бюджетные ассигнования из федерального бюджета на финансирование ФП ТКО ежегодно направляются ППК РЭО, в том числе на финансирование им инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами. Эти расходы должны составлять в 2022 г. 14,2 %, в 2023 г. – 42,3 %, в 2024 г. – 56,17 % всего объема бюджетных ассигнований на финансирование ФП ТКО.
Исходя из этого, целесообразно оценивать:
- процент фактически профинансированных ППК РЭО инвестиционных проектов за отчетный год;
- экономическую эффективность каждого профинансированного инвестиционного проекта на предмет соответствия минимальным критериям эффективности: NPV>0; PI>1; IRR>WACC (где WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования проекта).
2. Субъекты, осуществляющие внебюджетное финансирование (частные инвесторы).
Для каждого частного инвестора оценка эффективности инвестирования в проект имеет свои особенности (табл. 3).
Таблица 3
Показатели и индикаторы экономической эффективности инвестиционных проектов для различных видов частных инвесторов в системе обращения с ТКО
№ п/п
|
Виды частных инвесторов
|
Показатели и индикаторы экономической
эффективности
|
Финансовая реализуемость
| |
проекта
|
участия в проекте
| |||
1
|
Региональный
оператор по обращению с ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC [7] |
‒
|
Положитель-ный
кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
|
2
|
Операторы
ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
‒
| |
|
|
|
|
|
3
|
Кредитные
организации
|
NPV > 0
IRR > WACC (по NCF) (M)IRR > максимальной ставки по кредиту (по NCFDEBT) PP – в соответствии с кредитной политикой банка |
Д
> Дmin
Д >Дбезриск ЭМ >ЭМа* |
Положитель-ный
кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
|
4
|
Финансовые
организации**
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
NPV>0
PI> требуемой доходности инвестора IRR>требуемой ставки доходности инвестора | |
5
|
Частные
инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции в уставные капиталы
регионального оператора и операторов ТКО
|
NPV>0
PI>1 IRR>WACC |
NPV>0
PI>1 IRR>требуемой ставки доходности инвестора | |
6
|
Лизинговые
компании
|
-
|
-
|
Примечание к таблице
NPV – чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта в сфере ТКО;
PI – индекс рентабельности инвестиционного проекта в сфере ТКО;
IRR – внутренняя стоимость доходности инвестиционного проекта в сфере ТКО;
WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования инвестиционного проекта в сфере ТКО;
*Д - доходность вложений, Дmin – минимальный уровень доходности, Дбезриск – доходность безрисковых вложений, ЭМ – эффективная маржа, ЭМа – эффективная маржа по аналогичным активам;
**Специализированные общества проектного финансирования, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Российский фонд прямых инвестиций.
Таким образом, все показатели экономической эффективности инвестиционных проектов для всех потенциальных инвесторов определяются на основе WACC. При этом для регионального оператора и операторов в системе обращения с ТКО задача заключается в минимизации стоимости привлекаемого капитала для реализации инвестиционных проектов. Для других потенциальных инвесторов задача заключается в оценке рисков, повлияющих на фактическую доходность инвестированного капитала от реализации инвестиционного проекта.
Следует отметить, что в минимизации стоимости источников финансирования инвестиционных проектов заинтересованы и другие участники инвестиционных проектов в системе ТКО (подрядчики и пользователи создаваемых объектов) [17] (табл. 4).
Таблица 4
Стейкхолдеры-участники реализуемых инвестиционных проектов
№ п/п
|
Участники
финансового механизма |
Виды получаемых эффектов
| |
I
|
Подрядчики
| ||
1.1
|
Транспортные организации
|
повышение финансовой устойчивости в
результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
| |
1.2
|
Организации-разработчики
специализированного оборудования и техники
|
повышение финансовой устойчивости в
результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
| |
рост объемов продаж
специализированного оборудования и техники
| |||
II
|
Пользователи объектов капитальных
вложений
| ||
2.1
|
Собственники ТКО (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК,
хозяйствующие субъекты)
|
снижение оплаты за коммунальные услуги
(обращение с ТКО), соответственно сокращение доли оплаты коммунальных услуг
в личных доходах семьи
| |
повышение качества жизни в результате
улучшения состояния окружающей среды
| |||
2.2
|
Потребители вторсырья
|
повышение конкурентоспособности в
результате реализации принципов устойчивого развития
| |
2.3
|
Покупатели на оптовом рынке
электроэнергии
|
повышение конкурентоспособности в
результате реализации принципов устойчивого развития
| |
Заключение
Таким образом, для разработки моделей финансирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимы разработанные показатели и целевые индикаторы эффективности финансирования инвестиционных проектов для стейкхолдеров, по значению которых происходит ранжирование моделей финансирования и включение их в организационно-технологические цепочки системы обращения с ТКО.
Для отдельных участников финансового механизма (общества в целом) получаемый эффект выражается в повышении качества жизни в результате улучшения состояния окружающей среды, повышении инвестиционного климата страны в результате реализации концепции устойчивого развития, а также энергоэффективности и энергосбережения. Для правительственных корпоративных структур, а также региональных операторов эффекивность будет выражаться в росте объемов продаж специализированного оборудования и техники, повышении конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Получаемые ими эффекты обусловлены тем, что при минимизации стоимости источников финансирования увеличиваются денежные потоки, остающиеся в распоряжении реализующего проект субъекта. Это позволяет полностью выполнять свои расходные обязательства перед подрядчиками и снижать стоимость предоставляемых покупателям услуг. В качестве дальнейших исследований целесообразно данные системы показателей и их индикаторы не только имплантировать в отдельных этапы системы ТКО, но и разработать частные показатели эффективности и для других стейкхолдеров, например для организаций создающих мощности по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, а также и для смежных видов экономической деятельности.
[1]Участие субъектов РФ в финансировании ФП ТКО было предусмотрено только в 2022 и 2021 годах.
Источники:
2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). Mnr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 06.02.2023).
4. ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты здания многоквартирные жилые «зеленые» Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 06.02.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (ред. от 07.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
7. Приказ ФАС России от 28.10.2020 № 1046/20 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2021 году». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 17.07.2022).
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
9. Стратегия обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации до 2030 г, утв. приказом № 298 Минприроды РФ от 14.08.2013 г. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).
10. Сухоруков А.И., Захарова Е.А. Система обращения с твердыми коммунальными отходами // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 113-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. М., 2020. – c. 306-311.
11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
12. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 О «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 N 385-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
15. Федеральный закон от 06.12.2021 №390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2022).
16. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2023), Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
17. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2022).
Страница обновлена: 28.11.2024 в 22:35:04