Система показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования инвестиционных проектов в системе управления твердыми коммунальными отходами для стейкхолдеров

Кандохова М.М.1
1 Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия, Владимир

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Кандохова М.М. Система показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования инвестиционных проектов в системе управления твердыми коммунальными отходами для стейкхолдеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 871-884. – doi: 10.18334/epp.13.3.117246.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792822

Аннотация:
В связи с постоянным ростом накопления твёрдых коммунальных отходов как в России в целом, так и во всех регионах, возникают негативные тенденции, отрицательно влияющие на социально-экономическое развитие страны и различных сфер жизни общества. Вследствие чего возникает необходимость проведения всесторонней оценки различных целевых показателей эффективности, с помощью которых можно будет решить имеющиеся проблемы и модернизировать существующую систему государственного регулирования в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами. А это, в свою очередь, требует осуществления качественного мониторинга за накоплением мусора во всех регионах нашей страны с учётом их потенциала по утилизации и обработки, поскольку именно эти мероприятия должны будут играть ключевую роль в сфере обращения с ТКО в ближайшем будущем. Представленная статья посвящена разработке системы показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования инвестиционных проектов в системе управления твердыми коммунальными отходами на разных этапах организационно-технологической цепочки. Предложенная система показателей позволяет не только ранжировать синтезируемые модели, требующие финансовой поддержки, а также определить эффективность всей системы финансирования ТКО, принять правильную стратегию финансирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов. Использование разработанной системы показателей позволит стейкхолдерам экономически обоснованно подходить к выбору финансового инструмента, инвестиционной и финансовой модели, а также сформировать необходимую экосистему. Статья будет интересна всем участникам, координирующим сферу обращения с отходами.

Ключевые слова: региональный оператор, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, показатели эффективности финансирования

JEL-классификация: Q53, Q58, M11



Введение

Новая реформа обращения с твердыми городскими отходами (далее ТБО) обязала все субъекты Российской Федерации к 1 января 2019 года перейти на модернизированную систему обращения с (далее ТКО). В рамках этой системы подразумевается выделение региональных операторов по обращению с отходами, которые развивают свою деятельность в соответствии с региональной программой обращения с ТКО и в рамках установленного территориального режима обращения с ТБО. Деятельность региональных операторов ТКО включает в себя основные этапы системы обращения с отходами в России: накопление и сбор, транспортировку, захоронение, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов.

Построение эффективной системы обращения с ТКО в России является важной составляющей устойчивого развития, охватывающей технические, социально-экономические, правовые, экологические, финансовые, политические и даже культурные компоненты [10].

Эффективное обращение с твердыми коммунальными отходами является фактором устойчивого развития экономики страны и регионов, для обеспечения которого в России реализуются законодательные инициативы, представленные Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ-7) [13], Стратегией обращения с ТКО в Российской Федерации до 2030 г. [9], Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. [8] и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [16], предусматривающие трансформацию существующих механизмов финансирования системы обращения с ТКО и создание соответствующих бизнес-моделей и платформ.

Целью исследования является разработка системы показателей и целевых индикаторов эффективности финансирования моделей ТКО для стейкхолдеров. Новизна научных результатов, полученных в исследовании, определяется тем, что поставлена и решена научная задача обоснования научно-методических подходов к развитию финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО в современных российских условиях на основе системы показателей.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» твердые коммунальные отходы представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов [13].

Безусловно, финансирование системы ТКО строится на общеметодологических принципах финансирования экономических систем (целевое использование капитала, распределение рисков и выгод, срочности, разделение финансовых потоков, поддержание финансовой устойчивости), а также на принципах, учитывающих особенности функционирования отходоперерабатывающей отрасли и реализуемых в ней инвестиционных проектов:

‒ финансирование инвестиционных проектов в системе ТКО должно строиться с учетом максимальной отдачи от эксплуатации привлеченного капитала.

‒ необходимость оценки эффективности финансирования на разных этапах цепочки системы обращения с ТКО.

‒ соответствие инструмента финансирования, встроенного в соответствующую модель, этапам организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО.

Основные источники финансирования и финансовые рычаги поддержки реализации инвестиционных проектов в системе ТКО определены в законодательно-нормативной базе (табл. 1). Проведенный анализ показал:

- использование бюджетных средств (прежде всего, федерального бюджета), а также внебюджетных источников в качестве источников финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО во всех документах;

- использование ГЧП в качестве механизма финансирования инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО;

- использование финансово-экономических рычагов стимулирования реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО (плата, льготы налоговые и таможенные).

Однако следует отметить, что федеральные законы, стратегии, а также Указы Президента Российской Федерации носят концептуальный характер. Конкретные объемы финансирования определены в Федеральном проекте «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»(далее – ФП ТКО) (рис. 1), где преобладают внебюджетные источники финансирования (в целом составляют 80 %) [3]. Объемы финансирования ФП ТКО из федерального бюджета ежегодно уточняются при утверждении федерального бюджета на соответствующий год по статье государственной программы «Охрана окружающей среды» [15].

Таким образом, всех стейкхолдеров, участвующих в финансировании инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО, можно поделить на следующие группы:

Рисунок 1 ‒ Структура финансирования ФП ТКО

Источник: подготовлено автором по результатам [3]

Таблица 1

Законодательно-нормативное регулирование инвестирования и финансового обеспечения в системе обращения с ТКО

№ п/п
Законодательно-нормативный документ
Объекты реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
Источники финансирования
Финансово-экономические рычаги поддержки
1
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [2]
строительство зданий и сооружений, сертифицированных по международ-ным «зеленым» стандартам [4]
средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также внебюджетные источники, в том числе в рамках государственно-частного партнерства [1]
- плата за негативное воздействие на окружа-ющую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий [5]
- замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружа-ющей среды на практику возмещения вреда, при-чиненного окружающей среде [5]
внедрение и применение малоот-ходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения [12]





Продолжение таблицы 1

№ п/п
Законодательно-нормативный документ
Объекты реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
Источники финансирования
Финансово-экономические рычаги поддержки
2
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [13] (ред. от 21.07.2014 №219-ФЗ)
внедрение наилучших доступных технологий (далее – НДТ) и реализация иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду
средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ [14]
- предоставление нало-говых льгот
- предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду
3
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (ред. от 31.12.2017 г. №503-ФЗ)
инвестиционная программа в области обращения с ТКО утверждается уполномоченным органом исполни-тельной власти субъекта РФ на основании территориальной схемы в области обращения с отходами
объем финансовых потребностей и источники финансирования опреде-ляются в инвестиционной программе

4
Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [12]
создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения ТКО
- средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ
- внебюджетные источники

внедрение НДТ для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания ТКО, увеличение объема повторного применения ТКО
субсидирование за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
- внебюджетные источники
- налоговые льготы
- тарифные льготы
5
Стратегия развития промыш-ленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [8]
создание:
- экотехнопарков
- производственно-технических комп-лексов по ОУОО
- мусоросортировочных комплексов ТКО
- многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов
- многофункциональных сортировоч-ных комплексов
- производства оборудования для ОУОО
- ассигнования федерального бюджета в рамках реализации государственных программ РФ
- средства региональных программ
в области обращения с отходами
- средства хозяйствующих
субъектов
- средства государственных
институтов развития РФ, регио-нальных, включая государственные фонды развития промышленности
- заемные средства кредитных организаций, в том числе в рамках
ГЧП

6
Федеральный проект «Комп-лексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» [11] Национального проекта «Экология» [3]
создание мощностей по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами
- средства федерального бюджета
- средства консолидированных бюджетов РФ
- внебюджетные источники






№ п/п
Законодательно-нормативный документ
Объекты реализации инвестиционных проектов в системе обращения с ТКО
Источники финансирования
Финансово-экономические рычаги поддержки
7
Федеральный проект «Разви-тие технологий энергетичес-кой утилизации отходов производства и потребления» Национального проекта «Экология»
развитие технологий энергетической утилизации отходов производства и потребления


8
Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" [6] (ред. от 20.05.2022)
- закупка контейнеров для раздельного накопления ТКО при наличии территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, а также регионального проекта по внедрению раздельного накопления отходов
субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»

Источник: подготовлено автором

1. Субъекты, осуществляющие бюджетное финансирование [1].

В системе обращения с ТКО таким субъектом является ППК «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО), на которого в соответствии с паспортом Национального проекта «Экология» возложено руководство реализацией ФП ТКО.

Исходя из этого, оценку эффективности бюджетного финансирования системы обращения с ТКО для ППК РЭО необходимо проводить:

1) в целом по ФП ТКО.

Следует отметить, что в ряде нормативных документов, определяющих государственную политику в системе обращения с ТКО, определены целевые показатели и индикаторы (табл. 2), которые можно использовать для оценки эффективности бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО (формула 1).

Таблица 2

Показатели эффективности государственной политики в системе обращения с ТКО

№ п/п
Нормативный документ
Показатели оценки эффективности
субъекта
целевые показатели
1
Основы государствен-ной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до
2030 г. [1]
деятельность органов государствен-ной власти
состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемое на основе системы объективных показателей и индикаторов
деятельность органов госу-дарственной власти и хозяй-ствующих субъектов
снижение удельных показателей образования отходов до уровня в экономически развитых странах
сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот
2
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
субъект РФ
- доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку, в общей массе образованных ТКО
- доля направленных на утилизацию ТКО в общей массе образованных ТКО
- доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО
3
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов (далее – ОУОО) производства и потребления на период до 2030 г.
деятельность органов государст-венной власти
- доля утилизированных и обезвреженных в общем объеме образованных отходов
- доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме вывезенных с мест накопления отходов
- количество созданных экотехнопарков
- количество созданных производственно-технических комплексов по ОУОО
- количество созданных мусоросортировочных комплексов ТКО
- количество созданных многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов
- количество созданных многофункциональных сортировочных комплексов
- уровень локализации производства оборудо-вания для ОУОО
- доля отрасли промышленности по ОУОО в ВВП
- доля импорта оборудования для ОУОО
4
Государственная программа РФ «Охрана окружа-ющей среды»
деятельность органов государствен-ной власти
создание устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение в два раза объема захоронения отходов
Источник: подготовлено автором

(1)

где ЭФБТКО ‒ эффективность бюджетного финансирования в целом системы обращения с ТКО, %,

ЦИф – целевой индикатор ФП ТКО, полученный фактически за отчетный год,

ЦИп – целевой индикатор, установленный на отчетный год в ФП ТКО,

Фп – объем финансирования, установленный на отчетный год в ФП ТКО,

Фц – фактические бюджетные ассигнования ФП ТКО за отчетный год.

2) по инвестиционной деятельности ППК РЭО.

В соответствии с Государственной программой РФ «Охрана окружающей среды» бюджетные ассигнования из федерального бюджета на финансирование ФП ТКО ежегодно направляются ППК РЭО, в том числе на финансирование им инвестиционных проектов, направленных на введение в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, включая комплексные объекты обращения с отходами. Эти расходы должны составлять в 2022 г. 14,2 %, в 2023 г. – 42,3 %, в 2024 г. – 56,17 % всего объема бюджетных ассигнований на финансирование ФП ТКО.

Исходя из этого, целесообразно оценивать:

- процент фактически профинансированных ППК РЭО инвестиционных проектов за отчетный год;

- экономическую эффективность каждого профинансированного инвестиционного проекта на предмет соответствия минимальным критериям эффективности: NPV>0; PI>1; IRR>WACC (где WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования проекта).

2. Субъекты, осуществляющие внебюджетное финансирование (частные инвесторы).

Для каждого частного инвестора оценка эффективности инвестирования в проект имеет свои особенности (табл. 3).

Таблица 3

Показатели и индикаторы экономической эффективности инвестиционных проектов для различных видов частных инвесторов в системе обращения с ТКО

№ п/п
Виды частных инвесторов
Показатели и индикаторы экономической эффективности
Финансовая реализуемость
проекта
участия в проекте
1
Региональный оператор по обращению с ТКО
NPV>0
PI>1
IRR>WACC [7]

Положитель-ный кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
2
Операторы ТКО
NPV>0
PI>1
IRR>WACC






3
Кредитные организации
NPV > 0
IRR > WACC (по NCF)
(M)IRR > максимальной ставки по кредиту (по NCFDEBT)
PP – в соответствии с кредитной политикой банка
Д > Дmin
Д >Дбезриск
ЭМ >ЭМа*
Положитель-ный кумулятивный денежный поток в течение периода реализации проекта
4
Финансовые организации**
NPV>0
PI>1
IRR>WACC
NPV>0
PI> требуемой доходности инвестора
IRR>требуемой ставки доходности инвестора
5
Частные инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции в уставные капиталы регионального оператора и операторов ТКО
NPV>0
PI>1
IRR>WACC
NPV>0
PI>1
IRR>требуемой ставки доходности инвестора
6
Лизинговые компании
-
-
Источник: подготовлено автором

Примечание к таблице

NPV – чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта в сфере ТКО;

PI – индекс рентабельности инвестиционного проекта в сфере ТКО;

IRR – внутренняя стоимость доходности инвестиционного проекта в сфере ТКО;

WACC – средневзвешенная стоимость всех источников финансирования инвестиционного проекта в сфере ТКО;

*Д - доходность вложений, Дmin – минимальный уровень доходности, Дбезриск – доходность безрисковых вложений, ЭМ – эффективная маржа, ЭМа – эффективная маржа по аналогичным активам;

**Специализированные общества проектного финансирования, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Российский фонд прямых инвестиций.

Таким образом, все показатели экономической эффективности инвестиционных проектов для всех потенциальных инвесторов определяются на основе WACC. При этом для регионального оператора и операторов в системе обращения с ТКО задача заключается в минимизации стоимости привлекаемого капитала для реализации инвестиционных проектов. Для других потенциальных инвесторов задача заключается в оценке рисков, повлияющих на фактическую доходность инвестированного капитала от реализации инвестиционного проекта.

Следует отметить, что в минимизации стоимости источников финансирования инвестиционных проектов заинтересованы и другие участники инвестиционных проектов в системе ТКО (подрядчики и пользователи создаваемых объектов) [17] (табл. 4).

Таблица 4

Стейкхолдеры-участники реализуемых инвестиционных проектов

№ п/п
Участники
финансового
механизма
Виды получаемых эффектов
I
Подрядчики
1.1
Транспортные организации
повышение финансовой устойчивости в результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
1.2
Организации-разработчики специализированного оборудования и техники
повышение финансовой устойчивости в результате обеспечения своевременных расчетов за выполненные услуги
рост объемов продаж специализированного оборудования и техники
II
Пользователи объектов капитальных вложений
2.1
Собственники ТКО (УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК, хозяйствующие субъекты)
снижение оплаты за коммунальные услуги (обращение с ТКО), соответственно сокращение доли оплаты коммунальных услуг в личных доходах семьи
повышение качества жизни в результате улучшения состояния окружающей среды
2.2
Потребители вторсырья
повышение конкурентоспособности в результате реализации принципов устойчивого развития
2.3
Покупатели на оптовом рынке электроэнергии
повышение конкурентоспособности в результате реализации принципов устойчивого развития
Источник: подготовлено автором

Заключение

Таким образом, для разработки моделей финансирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами, необходимы разработанные показатели и целевые индикаторы эффективности финансирования инвестиционных проектов для стейкхолдеров, по значению которых происходит ранжирование моделей финансирования и включение их в организационно-технологические цепочки системы обращения с ТКО.

Для отдельных участников финансового механизма (общества в целом) получаемый эффект выражается в повышении качества жизни в результате улучшения состояния окружающей среды, повышении инвестиционного климата страны в результате реализации концепции устойчивого развития, а также энергоэффективности и энергосбережения. Для правительственных корпоративных структур, а также региональных операторов эффекивность будет выражаться в росте объемов продаж специализированного оборудования и техники, повышении конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Получаемые ими эффекты обусловлены тем, что при минимизации стоимости источников финансирования увеличиваются денежные потоки, остающиеся в распоряжении реализующего проект субъекта. Это позволяет полностью выполнять свои расходные обязательства перед подрядчиками и снижать стоимость предоставляемых покупателям услуг. В качестве дальнейших исследований целесообразно данные системы показателей и их индикаторы не только имплантировать в отдельных этапы системы ТКО, но и разработать частные показатели эффективности и для других стейкхолдеров, например для организаций создающих мощности по обработке (сортировке), утилизации и размещению ТКО, а также и для смежных видов экономической деятельности.

[1]Участие субъектов РФ в финансировании ФП ТКО было предусмотрено только в 2022 и 2021 годах.


Источники:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), БК РФ Глава 26. Основы государственного (муниципального) финансового контроля. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
2. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). Mnr.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 06.02.2023).
4. ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты здания многоквартирные жилые «зеленые» Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 06.02.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 17.08.2020) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 (ред. от 07.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
7. Приказ ФАС России от 28.10.2020 № 1046/20 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2021 году». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 17.07.2022).
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
9. Стратегия обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации до 2030 г, утв. приказом № 298 Минприроды РФ от 14.08.2013 г. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).
10. Сухоруков А.И., Захарова Е.А. Система обращения с твердыми коммунальными отходами // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 113-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. М., 2020. – c. 306-311.
11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
12. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 О «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 N 385-ФЗ (последняя редакция). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
15. Федеральный закон от 06.12.2021 №390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2022).
16. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2023), Статья 24.13. Инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).
17. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.07.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:29:55