Региональный фактор в системе экономической безопасности
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (260), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается проблема ассиметричного развития российских регионов в условиях мирового экономического кризиса и влияние этого процесса на экономическую безопасность региона. Обосновывается необходимость изменений теоретических и методологических подходов к оценке экономической и финансовой безопасности реги-она и страны.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, дифференциация регионов, валовой региональный продукт, финансовая безопасность
Причины и предпосылки возникновения мировых экономических кризисов находятся в постоянном поле зрения ученых. Разработаны теории, раскрывающие в определенной мере сущность кризисов в экономике, их объективность и периодичность. Следует отметить, что теории и методологии, способные выполнять познавательную функцию науки, изначально имеют погрешности и приближения. В большей степени это не связано с недобросовестно проведенными исследованиями, а обусловлено важнейшим диалектическим положением, определяющим, что любое развитие есть нестабильность.
Экономика не статична, она находится в постоянном движении. И любые изменения, положительные или отрицательные, приводят к ослаблению имеющейся ситуации. Но ослабление, а в дальнейшем и возможное разрушение, кризис приводят к новому уровню стабилизации, который будет приемлемым для новых обстоятельств и ситуаций.
Влияние экономических кризисов на типологию регионов и безопасность
Россия как часть мировой экономической системы в полной мере ощутила воздействие мирового экономического кризиса. Его последствия проявляются по-разному, степень воздействия на различные отрасли народного хозяйства и регионы также различаются. Регионы адаптируются к новым условиям, каждый ищет свои варианты стабилизации. Но поиск путей выхода из кризиса усложняется старыми и новыми проблемами.
В настоящее время структура федеративного устройства представляет собой совокупность областей, краев, автономных республик. Коренные социально-экономические преобразования, внедрение рыночных принципов требуют модернизацию и сферы экономического районирования.
С ликвидацией административно-плановой системы хозяйствования недостатки административных образований областного масштаба обострились, что препятствует гармоничному сочетанию усилий центра и регионов по всесторонней мобилизации и использованию ресурсов, а также проведению радикальной экономической перестройки [6]. Значительная протяженность страны, множественность национальных и хозяйственных различий, климатическое разнообразие определяют исходное существование отличий в темпах и структуре социально-экономического развития.
Большинство российских областей, особенно в европейской части, представляют собой административные образования, в которых нет выраженных специализаций, достаточной ресурсной базы, что не способствует созданию условий для комплексного развития и диверсификации экономики. При этом в восточной части России имеются города и районы (Москва, Санкт-Петербург, Московская область и др.), способные демонстрировать высокие темпы экономического развития. Межрегиональная дифференциация – объективная характеристика российской экономики, при которой значения отдельных показателей (валовой внутренний продукт, средняя заработная плата, объем производства и др.) могут различаться в разы.
Существенные региональные различия наблюдаются не только между федеральными округами, но и внутри округов, между отдельными областями. Это подтверждается многими российскими учеными по результатам анализа экономических и социальных параметров областных административно-территориальных единиц России [4, 6, 9, 11]. Отчетливо проявляется закономерность больших разрывов значений показателей и преобладания регионов невысоких параметров, что не может быть объяснено только территориальными, климатическими условиями.
Различия значений показателей социально-экономического развития регионов были всегда, даже в относительно спокойные периоды российской истории. Многие ученые (Бандман М.К., Гранберг А.Г., Дмитриева О.Г., Лавровский Б., Ларина Н.И., Пилясов А. и др.) внесли огромный вклад в разработку типологии российских регионов, экономической диагностики, территориальному районированию. Их работы подтверждали мысль, что уровни социально-экономического развития субъектов Российской Федерации будут различаться по отдельным показателям кратно, и это необходимо учитывать в формировании стратегии развития России.
В России в условиях кризиса происходили изменения в сфере промышленного производства, спад которого значителен. Регионы существенно различаются в уровнях занятости и доходов населения, объемах инвестирования и по другим показателям. Можно согласиться с определением следующих типологических особенностей российских регионов в период экономического кризиса [3]:
– крупнейшие агломерации испытывают наиболее сильный спад инвестиций, доходы населения растут только в федеральных городах;
– в регионах топливно-энергетического комплекса, за редким исключением, нет значительного снижения объема инвестиций и производства, но доходы населения остаются ниже докризисного уровня;
– металлургические регионы – самые проблемные, в них наблюдается серьезный спад промышленного производства, доходы населения ниже докризисных, высокий уровень скрытой безработицы. Особенно высоки кризисные риски в моногородах с обилием старых металлургических активов (например, на Урале);
– на Дальнем Востоке почти не наблюдался промышленный спад, в регионах увеличивался объем инвестиций (в основном за счет федерального бюджета и госкомпаний), росли доходы населения (вследствие дотационности бюджетов и стабильности федеральных трансфертов);
– в экономически слаборазвитых регионах не было инвестиционного спада (что обусловлено стабильностью инвестиций из федерального бюджета), кризиса производства (деиндустриализация произошла еще в 1990-е гг.). Уровень доходов населения растет (высокая дотационность и стабильность федеральных трансфертов) при отсутствии роста безработицы, которая в этих районах высока.
Экономическая безопасность регионов России
В условиях больших экономических различий между регионами устойчивое поступательное развитие России затруднительно. Проблемы, ранее находящиеся в «стадии покоя», и новые, привнесенные кризисом, начинают перерастать в угрозы, которые влияют на национальную и региональную безопасность. Вместе с тем, они являются только вершиной айсберга, проявлением еще более серьезной проблемы – отставанием российской экономики от экономики развитых стран, в первую очередь, в структуре технологических укладов, незначительной долей высоких технологий. Поэтому кризис, обнаживший данные проблемы, заставляет по-новому взглянуть на необходимость увеличения сегмента высоких технологических укладов в народном хозяйстве, ухода от сырьевой ориентации.
С 1995 г. доля обрабатывающей промышленности в российском экспорте снизилась с 27 до 17% в 2007 г., а доля энергоносителей соответственно увеличилась с 43 до 64% [1]. Бюджет Российской Федерации становится все более зависимым от нефтегазовых доходов. В первом квартале 2014 г. их доля в общем объеме доходов составила 51,9%, что на 3,5% превышает соответствующий показатель 2013 г. и на 3,8% – прогнозный уровень на 2014 г. По состоянию на 1 марта 2014 года бюджеты 61 субъекта РФ исполнены с дефицитом в размере 157,8 млрд руб. Рост дефицита региональных бюджетов в значительной степени обусловлен ухудшением экономической ситуации в стране, снижением поступлений налога на прибыль, а также увеличением расходов.
Российская экономика становится все более «сырьевой», а регионы сырьевой ориентации, определяя наполнение федерального бюджета, будут стремиться укрепить свою самостоятельность, ставя вопросы об оставлении большей части экспортной выручки непосредственно в регионе. Как в этих условиях увязать национальную безопасность и безопасность регионов?
Для экономической и финансовой устойчивости региона положительным фактором должно стать увеличение притока средств, но в тоже время такой подход будет связан с укреплением самостоятельности региона и, в итоге, возможным снижением экономической безопасности страны. Отсюда следует, что задача повышения безопасности регионов, связанная в значительной степени с необходимостью развития финансовой системы и повышения финансовой безопасности региона, может стать фактором для понижения национальной безопасности страны. Эта экономическая и политическая «развилка направлений» является качественно новой постановкой задачи мониторинга и управления экономической безопасностью.
Региональная дифференциация в современных условиях
Различная интенсивность экономического развития регионов России, осложненного в условиях кризиса многочисленными факторами внешней и внутренней среды, вызывает усиление неравенства.
Несмотря на объективность расслоения регионов в темпах экономического развития, нельзя утверждать, что этот фактор является полностью разрушительным. Конечно, границы уровней региональной дифференциации, за которыми возможно разрушение федеративного устройства, существуют. И в теоретическом плане эти проблемы пока не раскрыты. К позитивным характеристикам дифференциации можно отнести, по нашему мнению, актуализацию необходимости каждому региону определить свои направления развития, позволяющие повысить его устойчивость с учетом территориальных особенностей.
Получить укрупненное описание ситуации и выявить складывающие в экономике региона тенденции позволяет сравнительный анализ основных социально-экономических показателей. Таких показателей (абсолютных, относительных) достаточно много (численность занятых в экономике, потребительские расходы на душу населения, основные фонды в экономике, валовой региональный продукт (ВРП), сальдированный финансовый результат деятельности организаций, объем инвестиций в основной капитал, объем отгруженных товаров собственного производства по видам экономической деятельности и другие). Применение межрегионального сравнения субъектов Российской Федерации по ВРП на душу населения позволяет исследователю создать эмпирическую основу для изучения проблем регионального развития. Данный показатель по-своему ограничен, из его величины нельзя получить информацию о структуре источников развития, производственного потенциала и других факторов.
Обобщение и группировка регионов по уровню ВРП на душу населения будут носить субъективный характер и не раскроют всей глубины экономических процессов. В одну группу могут попасть регионы различной производственной ориентации, мощности, демографических и иных условий. Но такие оценки не обременены излишним математическим аппаратом, легки для обобщения и позволяют на уровне маркеров формировать индикативные сигналы для управления. Мониторинг показателей важен для оценки безопасности регионов и страны. Особенно интересным с научной и практической точки зрения является установление пределов неравенства социально-экономического развития, за которым возможен неуправляемый кризис.
До мирового экономического кризиса российские регионы испытывали существенное давление на уровень безопасности, что было связано с радикальной перестройкой политической и экономической системы страны. На рис. представлена динамика структуры регионов по показателю ВРП на душу населения в сравнении со среднероссийским уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. С 1998 г. более 75% российских регионов находились в зоне до 100%-уровня от среднероссийского. Зона 40–80 процентного уровня охватывала более 55% всех регионов.
Источник: рассчитано авторами.
Рис. Динамика структуры регионов по уровню ВРП на душу населения
С одной стороны, эти показатели отражают проявления «трудностей роста» российской экономики, формирование рыночных условий хозяйствования, с другой – фиксируют расслоение регионов. Период становления российской экономики рыночного типа (до 2007–2008 гг.) характеризуется нарастанием числа относительно устойчивых, но экономически «небогатых» регионов. Особенностью этого периода стало то, что количество регионов с уровнем 40–60% от среднероссийского показателя ВРП на душу населения увеличилась на 25% с 1998г. и достигла 50%. Это можно трактовать как увеличение количества экономически «слабых» регионов. Уменьшилось количество регионов с уровнем отношения ВРП на душу населения, значительно (в 2 раза и более) превышающих общероссийский уровень. Количество регионов с уровнями ВРП на душу населения, незначительно отличающимися от среднероссийского, существенно не изменилось (порядка 20–25%).
К 2009 г. в зону от 40 до 80% от среднероссийского уровня ВВП на душу населения входило около 65% регионов при снижении количества регионов с высоким показателем ВРП на душу населения. Их доля снизилась с 55 до 20% при увеличении количества «бедных» (слаборазвитых) регионов. Это в значительной степени объяснимо, по нашему мнению, отложенным эффектом мирового кризиса и проникновением его в более глубокие экономические слои.
В 2012 г. наблюдалась обратная тенденция – количество «середняков» снизилось незначительно, но доля регионов с превышающим среднероссийский уровнем ВРП увеличилась с 20 до 35% при снижении количества слаборазвитых регионов. Изучение такого явления является отдельной научной задачей, в которой следует детально рассмотреть структуру экономики регионов, демографические вопросы, провести многофакторный анализ ситуации.
Динамика ВРП по регионам России
Высокий уровень ВРП на душу населения, превышающий среднероссийский, зафиксирован в Центральном федеральном округе (Москва, Московская область), Северо-Западном (Санкт-Петербург, Ленинградская область), Уральском, Дальневосточном федеральных округах. Регионы сырьевой ориентации, имеющие высокий промышленный экспортно-ориентированный потенциал (Тюменская область, Татарстан, Республика Коми) также отличаются высоким значением этого показателя. Слабые в экономическом плане регионы Южного федерального округа (Республики Калмыкия, Адыгея), Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика и др.) отстают от среднероссийского уровня ВВП на душу населения (22–44%).
В Сибирском федеральном округе за период 2008–2013 гг. существенных изменений по уровню ВРП на душу населения среди регионов не выявлено. В таблице представлена динамика данного показателя в отношении к среднему по округу. Превышающие средний уровень по Сибирскому федеральному округу имеют Красноярский край, Иркутская, Томская области, среднее значение показателя отмечено в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Республике Хакасия. Снижение уровня показателя ВРП на душу населения произошло в Кемеровской области, что связано в первую очередь со снижением объемов производства в металлургической, угольной промышленности, являющимися ведущими отраслями в регионе. Наряду со снижением объемов значительно упали и цены на экспортные позиции области.
Таблица
Динамика ВРП регионов Сибирского федерального округа на душу населения к среднему показателю по округу, %
2008 г.
|
2012 г.
| |
Республика Алтай
|
51,4
|
53,0
|
Республика Бурятия
|
72,4
|
64,4
|
Республика Тыва
|
43,7
|
45,5
|
Республика Хакасия
|
76,2
|
91,9
|
Алтайский край
|
59,4
|
57,8
|
Красноярский край
|
146
|
157,2
|
Иркутская область
|
100
|
115,0
|
Кемеровская область
|
116,2
|
97,9
|
Новосибирская область
|
96,1
|
91,5
|
Омская область
|
98
|
94,6
|
Томская область
|
135,6
|
132,1
|
Забайкальский край
|
70,8
|
77,0
|
Приведенные результаты сравнительного анализа динамики ВРП на душу населения отражают сложившиеся тенденции в развитии регионов. Расслоение и колебания структуры регионов по данному показателю в условиях кризиса снижают точность оценок экономической безопасности региона и управляющих воздействий.
Проблемы оценки уровня безопасности региона
В периоды неустойчивости выявить многофакторность воздействия на экономику региона и связь этих воздействий с уровнем безопасности, учесть ее в методиках и мониторинге крайне сложно. При этом особый интерес представляет оценка финансовой безопасности как наиболее важной составляющей экономической безопасности [7]. Финансы стали не только «кровеносной системой» хозяйствования, а одним из факторов развития производительных сил. Известно множество методов исследования экономической и финансовой безопасности страны и регионов. Общее свойство систем диагностики, наряду со спорностью их оценок как следствия нелинейности экономического развития – это субъективизм и позиция исследователя. Нередко полученные результаты оценки уровня экономической безопасности не совпадают с экспертной оценкой ситуации и статистическими показателями социально-экономического развития.
В качестве методологической основы анализа финансовой безопасности в большинстве исследований применяются методики индикативного анализа (А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.) как апробированного и признаваемого научным сообществом [8]. Но сегодня такие методики нуждаются в корректировке, связанной с возникновением новых угроз экономического кризиса и отсутствием в них учета ассиметричности регионального развития, центростремительных тенденций среди регионов.
Отдельные аспекты финансовой безопасности регионов, подходы и методология мониторинга разрабатываются многими региональными исследователями [10]. Неоднозначность выводов об уровне финансовой и экономической безопасности иллюстрируют проведенные нами оценки экономики Кемеровской области. Основываясь на анализе динамики следующих индикаторов финансовой безопасности: отношение расходов консолидированного бюджета области к ВРП; отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП; отношение сальдированного финансового результата организаций к ВРП, можно сделать заключение о сложной ситуации в сфере финансовой безопасности Кемеровской области.
С 2006 г. по отношению расходов бюджета области к ВРП регион находится в зоне высшей степени кризиса (уровень ниже 20%). Исключение составляет 2009 г., когда это отношение немного превышало 20%, т.е. ситуация характеризовалась как угрожающий кризис. Показатель финансовой безопасности – отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП в рассматриваемом периоде 2006–2013гг. демонстрирует, что ситуация по этому параметру также находилась в зоне чрезвычайного кризиса и продолжает ухудшаться. Если рассматривать отношение сальдированного финансового результата организаций к ВРП, то ситуация на протяжении 2006–2013 гг. по этому показателю финансовой безопасности находится в предкризисной зоне (13–25%). Граница перехода предкризисного состояния в стадию начального кризиса определена экспертами на уровне 5%. Другие известные индикаторы финансовой безопасности также определяют, что уровень финансовой безопасности Кемеровской области низок, интегральные оценки экономической безопасности находятся в кризисной зоне.
Выводы
Результаты исследования дифференциации регионов в условиях кризиса показывают, что региональный фактор ассиметрии становится силой, которая формирует новый вид угроз экономической безопасности региона и определяет новые проблемы, связанные с методологией изучения этого экономического явления и управления ею.
Проблема научного исследования экономической безопасности отдельного региона, страны распадается на направления теоретического обоснования развития региона в период неустойчивости, разработки методологии изучения, практического управления этим процессом. В этой связи основной постановочной проблемой методологического плана становится выявление и формализация связи между уровнем развития региона и оценкой экономической безопасности.
Анализ динамики основных экономических показателей регионов Сибирского федерального округа и России показывает, что Кемеровская область находится на достаточно высоких позициях среди других субъектов Российской Федерации, в том числе по уровню валового регионального продукта на душу населения. Поэтому расхождение полученных оценок, когда мониторинг финансовой безопасности фиксирует кризисные явления, а статистика и эксперты дают в целом положительные суждения, свойственна хозяйствованию в кризисных условиях. Проблема в том, что точность и достоверность оценки снижается, нельзя установить степень ослабления экономической безопасности, и соответственно, нет возможности корректно выбрать механизм реагирования на угрозу и нейтрализации силы его воздействия.
В связи с этим, первоочередной задачей для теоретиков и практиков, работающих в сфере управления устойчивостью экономических систем, остается не только своевременная адаптация методологии оценки безопасности региона к угрозам, но и учет в методиках специфики российских регионов и дифференциации их уровней социально-экономического развития. Требуется также новая классификация регионов, для каждой группы которой должна корректироваться и методика оценки безопасности с учетом специфики каждой из групп.
Источники:
2. Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономиче-ской безопасности региона // Эффективное антикризисное управление. – 2011. – № 3 (66). – С. 96–101.
3. Зубаревич Н. Выход из кризиса: региональная проекция // Вопросы экономики. – 2012. – № 4. – С. 67–84.
4. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона / Э.А. Исаев; науч. ред. Ю.И. Любимцев. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 206 с.
5. Калинина Н.М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2010. – № 10. – С. 16–22.
6. Кистанов В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и пред-принимательства). К реформе территориального устройства / В.В. Кистанов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 151 с.
7. Копеин В.В. Структурные преобразования экономики региона и его финансовая без-опасность (на примере Кемеровской области) / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова; отв. ред. В.В. Михайлов. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 384 с.
8. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. посо-бие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворо-тов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 351 с.
9. Межевич Н.А. Экономический анализ региона. – СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун–та, 2007. – 169 с.
10. Филимонова Е.А. Финансовая безопасность: теория, методология и практика / Е.А. Филимонова; отв. ред. В.И. Бувальцева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – 213 с.
11. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагов. – 2-е изд. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 13:07:52