Механизмы региональной агропромышленной интеграции в системе обеспечения продовольственной безопасности страны
Туменова С.А.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Туменова С.А. Механизмы региональной агропромышленной интеграции в системе обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 49-68. – doi: 10.18334/ppib.10.1.117205.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350278
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье исследуются природа, принципы и механизмы развития и поддержки интегрированных агропромышленных структур на основе кластерного подхода как конструктивного направления обеспечения национальной продовольственной безопасности. Представлены модель экономического механизма агропромышленной интеграции в регионе и схема механизма взаимовлияния региональной среды и агропромышленного кластера с обоснованием интегрального синергетического эффекта агропромышленной кластеризации. Предложена система мер по разработке и реализации кластерных проектов развития агропромышленных протокластеров отечественных регионов и их трансформации в полноценные кластеры. Обоснована важность разработки долгосрочных стратегий реализации данных проектов с учетом сложившихся институциональных условий, особенностей производительных сил, их инерционности и неоднородности. Указано, что политика поддержки региональных агропромышленных кластеров, должна реализовываться во взаимосвязи с территориальной, промышленной, инновационной и другими политиками и быть неунифицированной.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленная интеграция, механизм кластеризации, протокластер, региональный агропромышленный комплекс
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках НИР (№ регистрации темы 122041200050-5).
JEL-классификация: Q12, Q13, Q18
Введение.
Возрастание исследовательского интереса к вопросам повышения эффективности функционирования субъектов аграрного производства в условиях высокой нестабильности и неопределенности внешней среды, в том числе к проблемам разработки и использования новых механизмов и технологий организации и управления интернированными агропромышленными формированиями, обусловлено высокой значимостью агропромышленного производства в обеспечении национальной продовольственной безопасности и социальной стабильности государства.
В современных условиях беспрецедентного роста деструктивных процессов в мировой экономике и геополитике одним главных императивов функционирования предприятий отечественного агропромышленного комплекса (АПК) является консолидация усилий и ресурсов для достижения самообеспеченности по основным продуктам питания, а также снижения импортозависимости агрорынка.*
Научным сообществом решение проблем повышения эффективности и устойчивости функционирования предприятий агропромышленного комплекса принято увязывать с реализацией целенаправленной государственной политики поддержи сельского хозяйства [1-3], повышением инфраструктурной обеспеченности субъектов агробизнеса [4, 5], формированием интегрированных агропромышленных структур и систем хозяйственного самоуправления [6], мобилизацией ресурсов/компетенции в перспективные наукоемкие производства, инновационные технологические и технические решения в рамках инновационной модели развития [7-9].
Такие исследователи как И. Ушачев, А. Колесников, Ю. Здоровец, А. Ильин отмечают, что именно активизация интеграционных процессов в аграрной сфере выступает как наиболее перспективное направление повышения эффективности предприятий АПК [2, 5].
Рассматривая агропромышленную интеграцию как экономическую категорию, А. Фомин и Е. Удалова, интерпретируют ее как объединение/ассоциацию сельхозпроизводителей, достигаемое в результате консолидации их действий и целей в интересах достижения общей выгоды [10]. Целью участников агропромышленной интеграции является приобретение долгосрочных конкурентных преимуществ за счет совместного использования ресурсного, финансового, экономического, организационно-управленческого, научно-технологического и иного потенциалов исходя из природно-климатической и производственной специфики аграрных территорий/субъектов [11, 12].
В исследованных нами литературных источниках нашли широкое отражение различные аспекты агропромышленной интеграции как процесса формирования взаимосвязанной совокупности отраслей, связанных с сельскохозяйственным воспроизводством. Вместе с тем сложность, многоплановость и динамичность интеграционных взаимодействий в аграрной сфере, актуализация проблем выработки инклюзивных защитных механизмов противодействия негативным вызовам и угрозам внешней среды, требуют разработки/развития методологической и инструментальной базы создания эффективных саморегулируемых агропромышленных структур наиболее адекватных современным тенденциям развития экономики.
Целью данной статьи стал анализ организационно-экономического содержания процесса развития интегрированных агропромышленных формирований на основе кластерного подхода и разработка научно-прикладных рекомендации по кластерной структуризации аграрной сферы региональной экономики.
Научная новизна исследования состоит в обосновании созидательного потенциала кластерной формы агропромышленной интеграции в региональном АПК, современных проблем кластеризации, а также в разработке механизмов, обеспечивающих воспроизводственное единство и эффективность функционирования региональных участников агропромышленных кластерных структур для достижения устойчивости национальной продовольственной безопасности.
Методология.
Методологическую основу исследования составила аксиоматика системно-синергетического подхода. В контексте данного подхода региональный агропромышленный кластер рассмотрен как устойчивая территориально-отраслевая система (партнерство), целеориентированная на внедрение инновационных производственных и управленческих технологий, использование синергетических эффектов согласованного функционирования и получение долгосрочных конкурентных преимуществ всеми участниками кластерного формирования. Представление регионального агропромышленного кластера как системы, обуславливает при выборе определенной модели кластерной структуризации экономики региона и механизмов ее реализации, важность акцента и учета основных системно-интегративных свойств, а именно сложности, целостности, многофункциональности, управляемости, устойчивости, адаптивности, эффективности.
Принимая во внимание структурную неоднородность агропромышленного кластера как формы организации не только субъектов сельскохозяйственной деятельности, но и интеграции сети поставщиков, потребителей, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений, инфраструктурных элементов, взаимосвязанных и объединенных процессом создания добавочной стоимости в АПК региона, при обосновании эффективных механизмов формирования, развития, поддержки агропромышленных кластеров применен комплексный кросс-секторальный подход.
Были также использованы научно-теоретические разработки и концептуальные положения в области управления инновационным развитием регионального АПК, кластерной концепции агропромышленной интеграции, многофункциональности аграрного производства, пространственной экономики, повышения эффективности сетевых взаимодействий основных участников кластерных образований и ряд др., рассмотренные на основе совокупности таких методов как абстрактно-логический, научное обобщение и систематизация, методы сравнительного и статистического анализа и др.
Использованы статистические данные о хозяйствующих субъектах АПК Кабардино-Балкарской республики.
Основные результаты исследования.
Кластерная организационная форма региональной агропромышленной интеграции и механизмы ее реализации
На фоне роста интереса к кластерной концепции агропромышленной интеграции, нечеткая интерпретация ее основных понятий привела к многообразию практических подходов к пониманию и реализации кластерной структуризации региональной экономики, выбору наиболее предпочтительных интеграционных моделей, механизмов их реализации, а также задействованных ресурсов, которые могут варьироваться от стратегических бюджетов до финансирования отдельных проектов.
В литературе представлены различные подходы к определению механизма агропромышленной интеграции, например, с позиции нормативно-правового, организационного, экономического, институционального, функционального и др. обеспечения. Нами механизм региональной агропромышленной интеграции будет пониматься как совокупность экономических средств, способов, методов и инструментов, направленная на обеспечение воспроизводственного единства всех заинтересованных участников в формировании интегрированной хозяйственной структуры, которыми могут быть отдельные сельхозпроизводители: личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянско-фермерские хозяйства К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели (ИП), действующие сельскохозяйственные объединения.
Структурная модель экономического механизма агропромышленной интеграции в регионе представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура экономического механизма агропромышленной интеграции в регионе
Составлено автором
Следует отметить, что целесообразность применения тех или иных форм/типов механизмов интеграции в аграрном секторе экономики должна быть увязана не только с возможностью создания и развития эффективных саморегулируемых структур, способных противодействовать негативному влиянию внешней среды, но и с реализацией целей и задач по обеспечению устойчивости продовольственной безопасности страны.
Специфика кластерного подхода (его интеграционного механизма), связана с эффективностью сочетания кооперации внутри кластера в процессе производства сельхозпродукции с конкуренцией в рамках данного кластерного образования [13]. Вместе с тем хозяйствующие субъекты АПК как сложные открытые системы подвержены существенному влиянию внешней среды. Это, прежде всего, природно-климатические условия с их особенностями и рисками, организационные факторы менеджмента, высокая импортная зависимость предприятий отечественного АПК и др.
Отличительная характеристика региональных аграрных кластеров, как формы территориальной и зональной организации сельскохозяйственной сферы от иных интеграционных процессов в АПК, связана с сочетанием таких явлений как конкуренция, концентрация, кооперация, инвестиционная ориентированность, способствующим получению синергетических эффектов за счет снижения транзакций (транзакционных издержек) [14].
Отталкиваясь от понимания регионального агропромышленного кластера как упорядоченной интегрированной структуры, предназначенной для решения проблем обеспечения национальной продовольственной безопасности и социальной стабильности [15], на рисунке 2 представлена модель механизм взаимовлияния региональной среды и агрокластера. В верхней ее части отражены региональные факторы, оказывающие преобладающее влияние на функционирование агропромышленного кластера, причем возможности как положительных, так и негативных воздействий региональной среды, в нижней - влияние агропромышленного кластера на региональное развитие.
Рисунок 2. Модель механизм взаимовлияния агропромышленного кластера и региональной среды
Составлено автором
Процесс кластерообразования в региональной сельскохозяйственной сфере связан с возможностью реализации его менеджментом стратегий инновационного развития, роста на этой основе социально-экономической эффективности всех предприятий технологической цепочки регионального АПК, роста рентабельности, производимой и продаваемой ими сельхозпродукции, увеличения занятости резидентов, налоговых поступлений, иными словами - повышению региональной конкурентоспособности в целом [16-19].
По сути, ключевой целью кластерной интеграции сельхозпредприятий является получение и применение системно-синергетических эффектов - суммарного эффекта полученного в результате интеграции (объединения) отдельных частей, элементов в единую целостную систему. Как известно, данный эффект опосредован возможностью снижения трансакционных издержек, внутренних и внешних рисков, повышения инновационности и конкурентоспособности различных интегрированных предпринимательских структур. Например, Ламмер-Гамп Т. выделил четыре вида синергетических эффектов: синергизм продаж, оперативный синергизм, инвестиционный и управленческий синергизм. Он предложил способ определения синергетического эффекта, группируя получаемое при выходе фирмы на новый рынок приращение, по функциональным подразделениям компании: общий менеджмент, исследования/разработки, маркетинговая и оперативная деятельности [14].
Следует отметить, что проблема определения эффективности кластерной интеграции и возникающего при этом приращения (синергетического эффекта) требует своего дальнейшего исследования, и поскольку измерение синергизма возможно лишь за счет использования косвенных методов, данная проблема усложняется. К примеру, рядом исследователей (С. Семенов, В. Рубцова, М. Ржевская, И. Лаур и др.) предлагается выделение таких проявлений синергизма как рост доходов, сокращение издержек, снижение налоговых отчислений и дополнительных инвестиций [3, 8]. В целом речь идет о перераспределении ресурсов, технологий, оптимальном использовании потенциала персонала внутри корпоративного механизма, что приводит к выравниванию экономических условий воспроизводства.
На рисунке 3 представлена модель для оценки синергетических эффектов формирования аграрного кластера в регионе.
Рисунок 3. Модель оценки синергетического эффекта кластерообразования в аграрном секторе региона
Составлено автором
Эффекты от экономических свойств связаны с:
· обеспечением процессов «производство – переработка - сбыт сельскохозяйственной продукции»;
· снижением налоговой нагрузки на один руб. произведенной продукции;
· выравниванием экономических условий для участников кластерного образования;
· увеличением инвестиций в развитие основных фондов;
· повышением производительности труда;
· увеличением прибыльности деятельности и др.
Эффекты от группы социальных свойств связаны с:
· развитием социальной и производственной инфраструктуры;
· улучшением условий труда;
· совершенствованием системы трудового соперничества;
· обеспечением надежности системы рекреации и др.
Эффекты от группы прочих свойств связаны с:
· расширением возможностей выдвижения собственных представителей в региональные органы власти;
· возможностью разработки и продвижение корпоративного бреда;
· выпуском периодических изданий о региональном развитии и др.
Отрицательные свойства, влияющие на синергетический эффект кластерообразования в региональном АПК это:
· возможный рост недовольства и дефицит доверия со стороны менеджмента предприятий, граничащих с кластерными формированиями;
· активизация проявления социального протеста среди сельских жителей, «пострадавших» от повышения конкуренции;
· потенциальные конфликты в связи с распределением регионального бюджета, фискальных отчислений между районами;
· рост конкуренции на рынке труда и пр.
В современных социально-экономических условиях форсирование процессов кластеризации в региональной аграрной сфере должно основываться на таких концептуальных принципах и положениях как:
Привлечение инвестиций. Ключевая идея развития кластеров в региональном АПК состоит в том, чтобы создать приемлемые условия для формирования инвестиционных потоков, в том числе на техническое перевооружение отрасли, его инфраструктурное обеспечение, исходя из научно-обоснованных и технологически реализуемых системных решений, коммерческих инструментов и механизмов.
Активное внедрение инноваций. Деятельность агрокластера должна носить инновационный характер, в силу того, что именно его инновационная оставляющая позволит обеспечить устойчивое социо-эколого-экономическое развитие субъектов агрокластера и их конкурентоспособность как на внутрирегиональном рынке, так и за пределами региона. При этом необходимо акцентировать внимание на сетевом характере взаимодействия участников агрокластера, поскольку именно горизонтальная интеграция способствует процессам формирования и распространения новых технологий/знаний, продуктовых и иных инноваций.
Благоприятный бизнес-климат, состояние которого определяет результативность деятельности агропромышленного кластера. Политика стимулирование развития кластеров на региональном уровне может включать комплекс таких мероприятий как:
· создание платформ для диалога различных акторов кластера;
· выявление и развитие протокластеров в аграрном секторе;
· стимулирование кросс-секторальных и межрегиональных связей;
· диверсификацию местного предложения посредством размещения государственных заказов;
· реализация образовательной политики и программ по формированию региональных трудовых ресурсов требуемой квалификации;
· устранение торговых барьеров и создание «брэнда» региона;
· защита прав интеллектуальной собственности и других мероприятий для привлечения инвестиций в региональный АПК
Государственная поддержка агрокластеров с целью обеспечения их устойчивости, возможности роста и развития в долгосрочной перспективе. Политика поддержки региональных агропромышленных кластеров, согласуясь, но, отнюдь не заменяя (например, территориальную, промышленную, инновационную и др.) политики, должна реализовываться во взаимосвязи с другими подходами и быть неунифицированной, то есть, идентификация и поддержка каждого конкретного агрокластера должна включать свой уникальный набор мероприятий по его развитию. Учитывая длительность сроков, сложность и финансовоемкость реализации кластерных проектов, наиболее развитые агропромышленные кластеры должны иметь такие основные характеристики, которые могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок их стимулирования за счет государственной финансовой поддержи (прямых субсидий из федерального бюджета), а также внебюджетных источников [4, 15, 20].
Несмотря на признание агрокластеров эффективным инструментом развития отечественных регионов, процесс их целенаправленного формирования не получил должного развития. В настоящее время только одному агропромышленному кластеру удалось подтвердить свое соответствие утвержденным Правительством требованиям, (Постановление Правительства РФ № 779 от 31.07.2015 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»; Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения») необходимым для включения в реестр Министерства промышленности и торговли России с целью применения мер для стимулирования и поддержания их деятельности.
Первым отечественным агропромышленным кластером, внесенным в данный реестр (Приказ Минпромторга России № 5547 от 27.12.2022), стал агрокластер Приволжского федерального округа, представляющий собой систему взаимодействующих компаний в составе десяти предприятий АПК, пищевой отрасли, а также четырех организации научно-образовательной и технологической инфраструктуры, расположенных на территории двух субъектов: Республика Башкортостан и Оренбургская область. Ядро кластера представлено предприятиями, входящими в крупный агрохолдинг «Группа компаний «Таврос», субъектами кластера создано более 3 тыс. чел., рабочих мест, уровень кооперации производителей конечной продукции агрокластера составляет 92 %, выручка в 2021 г. превысила 25 млрд. руб. В его логистику до 2030 г. планируется вложить порядка 41 млрд. руб. [21].
В списке успешно функционирующих отечественных агрокластеров, поддерживаемых Центром кластерного развития в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России, можно выделить: агропромышленный кластер Ставропольского края, созданный в 2017 г. и интегрирующий более 115 участников с совокупным вкладом в 13,6% в ВРП Края; агропромышленный кластер Кемеровской области, объединивший в 2015 году 130 организации, в том числе 11 малых и средних предприятий, разных отраслей (производителей сельхозпродукции, организаций по переработке, хранению и реализации продукции, инфраструктурных, логистических, маркетинговых компаний, научно-образовательных учреждений), имеющих годовой товарооборот более 11 млрд. руб.; кластер по производству и переработке молочной продукции «Донские молочные продукты» в Ростовской области (2015 г.), объединяющий 20 хозяйствующих субъектов, использующих свой производственный потенциал для решения задач замещения импорта зарубежной молочной продукции, а также ряд биотехнологических кластеров в Тамбовской (2012 г.) и Кировской (2009 г.) областях [22].
Следует отметить, что решение задач по повышению эффективности политики импортозамещения и продовольственной самообеспеченности практических во всех российских регионах принято увязывать с реализацией кластерных проектов. Например, в Кабардино-Балкарской Республике (КБР), экономика которой характеризуется выраженной аграрной направленностью, активизация кластерной структуризации регионального АПК, обозначена в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития [23].
АПК КБР формирует более 30% валового регионального продукта (ВРП), причем доля продукции сельского хозяйства имеет устойчивую тенденцию к росту. В 2021 г. из КБР было экспортировано агропромышленной продукции на сумму более 17,3 млн. дол. [24]. Данные о динамике индексов производства сельхозпродукции КБР, представленные в таблице 1, свидетельствуют о преобладании положительного тренда в развитии всех категорий хозяйств.
Таблица 1. Динамика индексов производства продукции сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики по категориям хозяйств
(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
Источник: составлено автором по [24]
Как известно, одним из основных факторов кластерной структуризации региональной экономики является наличие «критической массы», уровень территориальной локализации и масштабы деятельности потенциальных участников кластера, за счет эффективного взаимодействия которых возможно формирование долгосрочных конкурентных преимуществ. В данном контексте в качестве положительного фактора для кластерной структуризации АПК КБР, следует отметить рост доли сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в структуре продукции сельского хозяйства, при значительном снижении количества хозяйств населения (табл. 2).
Таблица 2. Динамика показателей структуры продукции сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в %к итогу)
Источник: составлено автором по [24]
Вместе с тем несмотря на существующие благоприятные природно-климатические условия, сложившуюся отраслевую структуру экономики, территориальную концентрацию и желание потенциальных участников агропромышленного кластера реализовывать крупные совместные проекты инновационно-инвестиционного характера, говорить о наличии в КБР полноценных агропромышленных кластеров не приходится.
На данном этапе в качестве одной из приоритетных целей региональной аграрной политики должно стать создание благоприятных условий/среды для разработки кластерных инициатив и реализация ряда проектов по развитию существующих в АПК КБР протокластеров и их трансформации в полноценные кластеры, в числе которых:
· агропромышленный протокластер в садоводческой отрасли, объединяющий сельхозпредприятия полного цикла производства плодово-ягодной продукции (плодопитомников, плодохранилища, предприятий пищевой промышленности и торговли по переработке и реализации готовой продукции, экологической лаборатории, предприятий по производству пластиковой тары, бетонных шпалерных столбиков противоградовой сетки, а также профильные научно-образовательные учреждения Республики);
· агропромышленный протокластер в растениеводческой отрасли, предполагающий интеграцию группы смежных и обслуживающих предприятий, по производству, переработке и реализации овощей (томатов и огурцов в круглогодичном режиме), зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, а также вовлечение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
· реализация кластерного проекта в животноводческой отрасли, значительный потенциал которого обусловлен наличием сырьевых, заготовительных, перерабатывающих и производящих конечную продукцию предприятий (производство мясной и молочной продукции по стандартам халяль).
Процесс кластерной структуризации регионального АПК Кабардино-Балкарской Республики может проходить через реализацию нижеприведенных этапов (рис. 4).
Рисунок 4. Этапы кластерной структуризации регионального агропромышленного комплекса
Составлено автором
Существенное значение при этом имеет выбор различных форм кластеризации исходя из региональной, отраслевой специфики организации производства, а также соответствующих направлений стимулирования и механизмов поддержки агломерационных процессов. Надо признать, что определение возможных путей/способов развития различных типов агропромышленных кластеров требует разработки долгосрочных стратегий развития с учетом сложившихся институциональных условий, особенностей производительных сил, их инерционности и неоднородности.
Выводы
Повышенный е интереса к кластерной концепции агропромышленной интеграции привел к многообразию подходов к пониманию и реализации процесса кластерной структуризации регионального АПК, выбору наиболее предпочтительных интеграционных моделей/форм и механизмов их реализации, а также количеству задействованных ресурсов.
В ходе проведенного исследования были сформулированы основные концептуальные принципы и положения кластерообразования в региональной аграрной сфере, связанные с важностью привлечения инвестиций, активизации инновационного процесса, создания благоприятной бизнес-среды, выработки и использования эффективных механизмов стимулирования кросс-секторальных и межрегиональных взаимосвязей, усиления государственной поддержки развития агрокластеров. Была предложена структурная модель экономического механизма агропромышленной интеграции в регионе, а также модель оценки синергетического эффекта агропромышленной кластеризации региональной экономики как совокупности эффектов группы свойств экономического, социального и др. характера. Представлена схема механизма взаимовлияния региональной среды и агрокластера.
Отмечено, что несмотря на признание агрокластеров эффективным инструментом развития российских регионов, процесс их целенаправленного формирования не получил должного развития. Для большинства отечественных регионов (в том числе и Кабардино-Балкарской Республики) на современном этапе в качестве одной из приоритетных целей региональной аграрной политики должна стать разработка и реализация кластерных инициатив и проектов по развитию существующих в аграрном секторе протокластеров и их трансформации в полноценные кластеры. В данном контексте была предложена последовательность этапов кластерной структуризации регионального АПК и отметена важность разработки долгосрочных стратегий развития с учетом сложившихся институциональных условий, особенностей производительных сил, их инерционности и неоднородности. Кроме того, указано, что политика поддержки региональных агропромышленных кластеров, согласуясь, но, отнюдь не заменяя (например, территориальную, промышленную, инновационную и др.) политики, должна реализовываться во взаимосвязи с другими подходами и быть неунифицированной.
* Указ Президента Российской Федерации от 21.01. 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 11.01.2023)
Источники:
2. Ушачев И. Г., Колесников А. В., Здоровец Ю. И. Состояние и стратегические направления развития агропродовольственной и экспортной политики России // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 10. – c. 3-21. – doi: 10.33305/2210-3.
3. Семенов С. Н., Рубцова В. Н., Ржевская М. Я. Вопросы кластерной теории агропромышленной интеграции в управлении устойчивым развитием АПК и сельских территорий // Научное обозрение: теория и практика. – 2021. – № 1. – c. 219-247. – doi: 10.35679/2226-0226-2021-11-1-219-247.
4. Созаева Т. Х., Туменова С.А. Проблемы развития интеграционных процессов в южном макрорегионе // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов: Материалы Всероссийской научной конференции, Ростов-на-Дону, 21–22 сентября 2009 года / Редколлегия: Г.Г. Матишов (ответственный редактор), Н.И. Голубева, Л.В. Батиев, Е.Ф. Кринко. – Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН. 2009. – c. 303-305.
5. Ильин А. В. Формирование механизма интеграции предпринимательских структур в аграрном секторе экономики // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 2. – c. 57-62.
6. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.
7. Туменова С. А., Расумов В. Ш. Модели развития интеллектуального капитала в региональном инновационном кластере // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5. – c. 391-394. – doi: 10.34925/EIP.2022.142.5.074.
8. Laur I. et al. Catching Regional Development Dreams: A Study of Cluster Initiatives as Intermediaries // Eur. Plan. Stud. – 2012. – № 20(11).
9. Оборин М. С. Интеграционные процессы как условие повышения эффективности организаций аграрного сектора // АПК: Экономика, управление. – 2021. – № 7. – c. 28-38. – doi: 10.33305/217-28.
10. Фомин А. А., Удалова Е. К. Перспективы развития интеграции в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. – 2019. – № 5. – c. 14.
11. Кандрокова М. М., Туменова С. А. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития экономики региона // Горные территории: вопросы сохранения самобытности и обеспечения устойчивого развития: материалы I-ой Международной научно-практической конференции, Махачкала, 03 апреля 2015 года. – Махачкала: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства». 2015. – c. 37-42.
12. Delgado M. et al. Clusters and Entrepreneurship // J. Econ. Geogr. – 2010. – № 10(4).
13. Черкасова Т.В., Акимова Т.М. Особенности кластерного инструментария региональной агропромышленной политики // Государственное и муниципальное управление. ученые записки. – 2018. – № 1. – c. 120–126.
14. Lämmer-Gamp T. et al. Clusters are Individuals. - Berlin: VDI/VDE-IT, 2011.
15. Туменова С.А., Жерукова А.Б., Хекилаев С.Т. Кластерная политика современной России: к вопросу о теоретических основах // Известия Горского государственного аграрного университета. – 2012. – № 1-2. – c. 308-314.
16. Давлетов И. И. Кластерный подход к развитию агропромышленного комплекса на региональном уровне // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 25. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10451.
17. Шидов А.Х. и др. Формирование кластерной инновационно-инвестиционной политики как системообразующий фактор устойчивого развития экономики проблемных регионов // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2017. – № 6-2 (80). – c. 249–253.
18. Щетинина И. В., Деревянко Ю. О. Продовольственная безопасность России в свете последних политических и иных событий // Эко. – 2022. – № 6. – c. 26-50. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-6-26-50.
19. Динер Ю.А., Юрк Н.А. Реализация основных мер в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 4. – c. 403-416. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116320.
20. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Исследование воздействия внутренних и внешних угроз на продовольственную безопасность России // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – № 2. – c. 67-83. – doi: 10.18334/ppib.6.2.41385.
21. Ассоциация кластеров и технопарков России. [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/news/pervyy-v-rossii-agropromyshlennyy-klaster-vklyuchen-v-reestr-promyshlennykh-klasterov-minpromtorga-r/ (дата обращения: 21.01.2023).
22. Агропромышленные кластеры в контексте прогноза научно–технологического развития АПК. / Доклад на VIII Столыпинской конференции, секция «Инновационное развитие агропромышленного комплекса региона». Российская кластерная обсерватория. - Барнаул, 2017.
23. Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2019 г. № 251-рп
24. Кабардино-Балкария в цифрах. 2022: статистический сборник. / ОП Cеверо-Кавказстата по КБР. - Нальчик, 2022. – 58 c.
Страница обновлена: 16.08.2024 в 08:30:07