Сравнительный анализ и оценка экономической безопасности регионального развития
Курепина Н.Л.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Россия, Элиста
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)
Цитировать:
Курепина Н.Л. Сравнительный анализ и оценка экономической безопасности регионального развития // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 2. – С. 207-218. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110272.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43085626
Цитирований: 15 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Предлагаемая статья содержит результаты реализации основных стратегических направлений Стратегии национальной безопасности до 2020 года по преодолению межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Проведен экономический анализ основных показателей экономического и социального развития субъектов Российской Федерации. Приведена сравнительная оценка отдельных показателей с пороговыми значения экономической безопасности.
Отмечен в целом позитивный тренд по снижению уровня угроз экономической безопасности, снижению уровня бедности, однако обеспечивается он в основном за счет социальных трансфертов.
Проведенный анализ показал, что несмотря на определенные позитивные изменения в преодолении межрегиональной дифференциации до сих пор разрыв в уровне развития регионов очень велик, остаются нерешенными задачи повышения качества жизни населения, уровень угроз в социальной сфере отдельных регионов остается на высоком уровне.
Рассмотрены меры, определенные Стратегией экономической безопасности на период до 2030 года по преодолению угроз и рисков экономической безопасности.
Ключевые слова: стратегия, экономическая безопасность, пространственное развитие, субъекты Российской Федерации, межрегиональная дифференциация, валовый региональный продукт, среднедушевые доходы
Введение
«Проблема межрегиональной дифференциации особенно остро проявилась при переходе к рыночной экономике, большинство регионов не имело экономической основы для вхождения в рыночные условия хозяйствования, что привело к возникновению депрессивных регионов и значительной межрегиональной дифференциации» [5, с. 38] (Kurepina, Bogzykov, Shovaeva, 2016).
В наиболее сложных условиях оказались регионы с аграрной специализацией, на экономику которых результаты реформ оказали негативное воздействие, что привело к глубокой дифференциации регионов по социально-экономическому развитию.
На протяжении последних двадцати лет проблемам сокращения межрегиональной дифференциации в РФ уделялось значительное внимание, предпринимались меры по повышению уровня жизни, преодолению бедности, отмечается определенная позитивная динамика в сокращении уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 «создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития» [1] определено первоочередной задачей.
Однако исследование угроз и вызовов экономической безопасности в субъектах РФ, проведенное за 1995–2018 гг., показало, что по-прежнему разрыв в уровне экономического развития сохраняется на высоком уровне. По-прежнему высокие экономические показатели характерны для ресурсоемких регионов.
Несомненно, это вызвало необходимость в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года отнести «неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития» [2] к вызовам и угрозам экономической безопасности.
Основная часть
Современный этап развития научной мысли рассматривает проблемы дифференциации регионального развития в контексте пространственного развития РФ. «Проблемы пространственного развития России получили свое развитие в трудах ученых РАН под руководством А. Гранберга» [4, с. 170] (Granberg, 2009).
«В мировой практике в последние десятилетия именно «пространственная наука» (spatial science) получает все большее признание как особое междисциплинарное научное направление», – отмечает А. Шевцов, один из авторов Программы РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» [8, с. 33] (Shvetsov, 2014).
В настоящее время вопросами пространственного развития занимаются исследователи различных школ (Московской, Петербургской, Уральской и др.)
Повышение эффективности пространственного развития Российской Федерации на основе наиболее полного использования социально-экономического потенциала ее регионов определено в Указе Президента РФ [3] одним из ключевых направлений современной экономической политики, направленной на реализацию национальных проектов.
Подробные результаты исследования угроз экономической безопасности регионов приведены в монографии под редакцией В.К. Сенчагова [7, с. 222] (Senchagov, 2014).
Нами были проведены исследования отдельных направлений пространственного развития регионов России в аспекте оценки угроз и вызовов экономической безопасности. Сравнительный анализ, проведенный по субъектам РФ, показал, что, несмотря на незначительные положительные изменения, особенно в социальной сфере, по-прежнему разрыв в уровне как развития реального сектора, так и в уровне доходов по-прежнему велик, то есть проблема межрегиональной дифференциации не решена.
Проведенные исследования развития реального сектора экономики по регионам РФ показали, что по-прежнему высокий уровень валового регионального продукта характерен для ресурсоемких регионов, основным видом деятельности которых является добыча и переработка нефти и газа.
«Исключительную неравномерность экономического развития субъектов РФ отражают данные общего объема ВРП, в десяти регионах-лидерах (11,8% от общего количества субъектов РФ) – свыше50 % всего объема ВРП, в том числе Москва и Московская область – 26,9%, а десять аутсайдеров – менее 1%)» [9, с. 747] (Kurepina, Shovaeva, Berikova, Namrueva, 2019).
Производство валового регионального продукта на душу населения в регионах-лидерах в разы выше среднероссийского: так, в Ханты-Мансийском АО в 2005 году – в 7,6 раз, в 2017 году – 3,9 раз, Ямало-Ненецком АО 6,6 и 7,8 раз соответственно (табл. 1).
Таблица 1
Дифференциация уровня валового регионального продукта на душу населения
|
Год
|
Руб.
|
В % к среднероссийскому
|
В % к максимальному
|
РФ
|
2005
|
125658,7
|
100.0
|
11.8
|
2010
|
263828,6
|
100.0
|
7.6
| |
2017
|
510253,1
|
100.0
|
8.1
| |
Максимальный
показатель |
2005
|
1067007,7
|
849.1
|
100.0
|
2010
|
3465406,9
|
1313.4
|
100.0
| |
2017
|
6288467,9
|
1232.4
|
100.0
| |
Минимальный
показатель |
2005
|
17435,1
|
13.9
|
1.6
|
2010
|
48239,2
|
18.3
|
1.4
| |
2017
|
114844,1
|
22.5
|
1.8
|
Источник: составлено автором по данным Росстата [6].
Максимальные показатели производства валового регионального продукта на душу населения в Ненецком АО, показатели которого значительно превышают среднероссийский уровень, в 2005 году – в 8 раз, в 2010 году – в 13 раз и в 2017 году – в 12 раз. Минимальный показатель на протяжении исследуемого периода – в Республике Ингушетия: следует отметить незначительную динамическую тенденцию, уровень ВРП на душу населения незначительно вырос и по отношению к среднероссийскому повысился до 22,5% в 2017 году против 13,9% в 2005 году.
Однако разрыв в уровне ВРП нереально высок, как к среднероссийскому показателю, а тем более к максимальному. В 2017 году увеличилось количество субъектов РФ, в которых показатель производства валового регионального продукта превышает среднероссийский более чем в 1,5 раза с шести до десяти, и если в 2005 году в данную группу входили в основном нефтедобывающие регионы Севера и Западной и Восточной Сибири и город федерального значения Москва, то в 2017 году к данной группе присоединились город федерального значения Санкт-Петербург, а также субъекты Дальневосточного федерального округа: области Сахалинская и Магаданская, Чукотский АО (рис. 1).
Рисунок 1. Дифференциация регионов по уровню ВРП
к среднероссийскому уровню (количество субъектов)
Источник: составлено автором.
Шесть из десяти регионов-аутсайдеров находятся в Южном и Северо- Кавказском федеральных округах, это: республики Адыгея, Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания и город федерального значения – Севастополь. Достаточно низкий уровень ВРП, ниже среднего российского показателя более чем в два раза, характерен для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, минимальный показатель – в Чеченской Республике (25,1%), максимальный – в Республике Дагестан (41,7%).
В Южном федеральном округе все субъекты имеют ВРП ниже среднероссийского уровня, минимальные показатели – в республиках Адыгея (42,7%), Калмыкия (42,6%), Крым – (35,0%), максимальный (63,5%) – в Ростовской области.
Значительно большая дифференциация отмечается с инвестициями в основной капитал. Максимальные показатели уровня инвестиций в основной капитал на душу населения отмечены в Ненецком АО, показатели которого значительно превышают среднероссийский уровень: в 2005 году –
в 2,5 раза, в 2010 году – 1,6 раза и в 2017 году – в 1,7 раза (табл. 2).
Таблица 2
Дифференциация уровня инвестиций на душу населения
|
Год
|
Руб.
|
В % к среднероссийскому
|
В % к максимальному
|
РФ
|
2005
|
25161
|
100
|
4,7
|
2010
|
64068
|
100
|
6,3
| |
2018
|
119832
|
100
|
5.8
| |
Максимальный
показатель
|
2005
|
536044
|
2533,2
|
100
|
2010
|
1010808
|
1577,7
|
100
| |
2018
|
2075837
|
1732,3
|
100
| |
Минимальный
показатель
|
2005
|
4262
|
20,1
|
0,8
|
2010
|
18039
|
28,2
|
1,8
| |
2018
|
29571
|
24,7
|
1,4
|
Источник: составлено автором по данным Росстата [6].
Минимальный показатель на протяжении исследуемого периода изменялся по субъектам РФ: в 2005 году – в Республике Тыва (4262 руб.), в 2010 году – в Республике Ингушетия (18039 руб.), в 2017 году – в Ивановской области (29571 руб.). Разрыв в уровне инвестиций в основной капитал на душу населения нереально высок, как к среднероссийскому показателю, а тем более к максимальному.
Неравномерность экономического развития субъектов РФ предопределила и гипертрофированные различия в доходах граждан, в них проживающих.
Анализ дифференциации уровня доходов населения свидетельствует о положительной динамике, разрыв в уровне доходов снизился с 10,0 до 5,0 раз. Максимальный среднедушевой доход отмечался в городе Москве в 2005 г. – 24014 руб., минимальный – в Республике Ингушетия – всего 2392 руб.; разрыв в уровне доходов – 10 раз, в 2010 году разрыв сократился до 5,6 раз, в 2018 году до 5 раз, но остается достаточно высоким (табл. 3).
Таблица 3
Дифференциация уровня среднедушевых денежных доходов
(в месяц руб., 1995 г. – тыс. руб.)
|
Максимальный
показатель |
Минимальный
показатель | |||||
Год
|
Субъект
|
Доходы
|
% к средне-российскому
|
Субъект
|
Доходы
|
% к средне-российскому
|
% к максимальному
|
1995
|
г. Москва
|
1710
|
|
Республика
Ингушетия |
123
|
|
7,2
|
2005
|
г. Москва
|
24014
|
296,9
|
Республика
Калмыкия |
2392
|
29,6
|
9,0
|
2010
|
г. Москва
|
44051
|
232,4
|
Республика
Калмыкия |
7774
|
41,0
|
17,6
|
2018
|
Ямало-Ненецкий АО
|
79398
|
239,3
|
Республика Тыва
|
15603
|
47,0
|
19,7
|
Источник: составлена автором по данным Госкомстата [6].
Наиболее высокий уровень среднедушевых доходов в 2018 году, превышающий среднероссийский в два и более раз, отмечается в автономных округах: Ямало-Ненецком (79398 руб.), Чукотском (78812 руб.), Ненецком (78549 руб.). В г. Москве, где уровень доходов на протяжении длительного времени был самым высоким, стал ниже – 68386 руб.
К регионам-аутсайдерам, уровень доходов которых в два и больше раз ниже среднероссийского показателя, относятся республики: Тыва (15603 руб.), Калмыкия (17082 руб.), Ингушетия – (16163 руб.).
- Одна из причин иррационального разрыва в уровне доходов – это отраслевая дифференциация в оплате труда по отраслям народного хозяйства.
- Исследование уровня дифференциации доходов по видам экономической деятельности показало, что высокий удельный вес в депрессивных регионах занимают отрасли с наименьшим уровнем заработной платы: сельское хозяйство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, что в конечном итоге и сказалось на уровне доходов населения.
- Наиболее высокий уровень оплаты труда характерен для сектора добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности.
Низкий уровень среднедушевых доходов, высокий уровень дифференциации доходов, высокий уровень безработицы привели к формированию депрессивных регионов с высокой долей населения, проживающего за чертой бедности, только в тринадцати субъектах РФ преодолен порог экономической безопасности по данному показателю – 10%. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (меньше 10%) – в восьми областях, одной республике, двух автономных округах и двух городах федерального значения.
Высокий уровень бедности в России отмечается на протяжении всего исследуемого периода, однако следует отметить позитивную динамику его снижения: численность населения, проживающего за чертой бедности, снизилась с 29,0% в 2000 году до 12,6% в 2018 году.
В 2005 году к субъектам, преодолевшим порог бедности, относились в основном субъекты с высокой долей в структуре валового регионального продукта добывающей отрасли: автономные округа Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ненецкий, в 2017 году их число выросло до тринадцати, в 2018 году – до двадцати, присоединились области Курская, Тамбовская, Ленинградская, Мурманская, Магаданская, автономные округа Ненецкий и Ханты-Мансийский.
Количество регионов, треть населения которых живет за чертой бедности, сократилось с 11 в 2005 году до двух в 2018 году, Республики Ингушетия (30,4%) и Республики Тыва (34,4%) (рис. 2).
Рисунок 2. Количество регионов, ранжированное по уровню бедности
Источник: составлено автором.
В Южном федеральном округе все субъекты относятся к группе регионов с долей населения, проживающего за чертой бедности, 10–20 %, за исключением Республики Калмыкия, где уровень бедности снизился с 61,1% в 2000 году до 23,6% в 2018 году, преодолев порог 30,0% в 2015 году.
Следует также отметить, что значительно увеличилось количество регионов с долей численности населения с доходами ниже прожиточного минимума до 20%, с 57 до 75, более высокий уровень бедности в 2018 году отмечается в 10 регионах против 28 в 2005 году, в восьми республиках, одной автономной области и одном крае.
В последние годы по мере стабилизации и роста экономики бедность в России стала отступать. Но этот процесс идет медленно, особенно в сельской местности, и по-прежнему высок в депрессивных регионах, регионах с аграрной специализацией, причем рост уровня доходов идет не за счет развития производства, а за счет роста социальных выплат.
Высокий удельный вес в депрессивных регионах занимают отрасли с наименьшим уровнем заработной платы: сельское хозяйство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, что в конечном итоге и сказалось на уровне доходов населения.
Принимаемые Правительством РФ меры по преодолению бедности, выравниванию социального неравенства позволили увеличить социальные выплаты, так доля доходов от социальных трансфертов в депрессивных регионах значительно выросла.
Проведенный сравнительный анализ отдельных показателей экономической безопасности в социальной сфере подтвердил рост уровня доходов населения и снижение доли граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ с 17,8% в 2005 году до 12,6% в 2018 году, однако данный показатель по-прежнему выше порогового значения (табл. 4).
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей
экономической безопасности в социальной сфере, 2018 год
Показатели
|
Пороговые значения
|
РФ
|
Макс.
|
Мин.
| |
Сенчагов
В.К. |
Мировая
практика | ||||
1. Доля граждан с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %
|
7
|
10
|
12,6
|
34,4
|
5,8
|
2. Децильный
коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее
обеспеченного населения)
|
8
|
10:1
|
15,3
|
26,8
|
8,5
|
3. Соотношение
среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного уровня,
раз
|
3,5
|
-
|
3,3
|
5,1
|
1,6
|
4. Соотношение
минимальной и средней заработной платы
|
-
|
1:3
|
1:4,6
|
1:10
|
1:2,7
|
5. Отношение
кредитной задолженности к доходам (уровень закредитованности населения), %
|
-
|
-
|
47,1
|
86,2
|
9,9
|
6. Уровень
безработицы по методологии МОТ, в %
|
5
|
8–10
|
4.8
|
26,3
|
1,2
|
7. Суммарный
коэффициент рождаемости
|
-
|
2,14–2,15
|
1,579
|
2,967
|
1,333
|
8. Средняя
продолжительность жизни населения
|
-
|
75–79
|
72,91
|
82,41
|
63,58
|
9. Коэффициент
старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности
населения), %
|
-
|
7
|
25,9
|
31,0
|
10,8
|
Источник: составлено автором.
Практически все среднероссийские показатели находятся за пределами пороговых значений, что, несомненно, отражает наличие вызовов и угроз экономической безопасности и необходимости их нейтрализации в целях предупреждения кризисных ситуаций в регионах.
Заключение
Выход из кризиса, преодоление территориальной дифференциации являются важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России и ее регионов. За последнее время Правительством РФ сделано много по преодолению уровня регионального развития, особенно в социальной сфере, однако, как показывают исследования, неравномерность регионального развития не преодолена.
Проведенный сравнительный анализ показал, что в последние годы бедность в России стала отступать, но этот процесс идет медленно, особенно в сельской местности, и по-прежнему высок ее уровень в депрессивных регионах, регионах с аграрной специализацией. Доля населения, проживающего за чертой бедности, по России снизилась, увеличилось количество регионов с более высоким уровнем жизни. Однако рост уровня доходов идет не за счет развития производства, а за счет роста социальных выплат. Данное положение не всегда можно считать положительным фактом, так как это не ведет к развитию производства и занятости населения регионов, о чем и свидетельствует высокий уровень миграции населения в более благополучные регионы в поисках работы и более достойной заработной платы.
Одним из основных негативных последствий, которые порождаются бедностью, можно выделить фактор социальной напряженности в обществе. Нерегулируемый высокий уровень бедности нередко приводит к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы как способу борьбы с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, что следует рассматривать как угрозу экономической безопасности.
Бедность может выступать фактором социальной напряженности в обществе, поэтому необходимо особенно в полиэтничных регионах своевременно отслеживать и прогнозировать развитие ситуации в регионах.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» СПС «Гарант»
3. Указ Президента РФ N 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» СПС «Гарант»
4. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: Экономика и Социология. – 2009. – № 2. – c. 166-178.
5. Курепина Н.Л., Богзыков Ю.С., Шоваева М.В. Проблема бедности в депрессивных регионах и пути ее преодоления // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2016. – № 4. – c. 38.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019. / стат. сб. - М.: Росстат, 2019. – 1204 c.
7. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России. / Монография. - Нижний Новгород, 2014. – 222 c.
8. Швецов А. Уникальное академическое исследование пространственного развития россии (концептуально-методологические основы, организационные аспекты и результаты реализации междисциплинарной программы Президиума РАН) // Российский экономический журнал. – 2014. – № 3. – c. 23-41.
9. Kurepina N.L, Shovaeva M.V., Berikova N.B., Namrueva L.V. Economic Security of Polyethnic Region: Experience and New Challenges // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2019. – p. 742-750.
Страница обновлена: 26.07.2024 в 00:01:31