Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Зайнутдинов Р.Р. Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 15. – С. 103-112.
Аннотация:
В статье произведен анализ динамики основных показателей, характеризующих деятельность предприятий сферы малого бизнеса в регионе (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры). Исследована система государственной поддержки и инфраструктура, способствующая развитию малого бизнеса. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, диверсификация, региональная стратегия, инструменты развития
В современных условиях модернизации российской экономики развитие территорий субъектов федерации невозможно без участия малого бизнеса. Поддерживая этот сектор экономики, региональные власти способны решать конкретные задачи развития экономики региона: повышать занятость населения, увеличивать интенсивность производства, диверсифицировать экономику, как правило, сконцентрированную на одной-двух отраслях хозяйственной деятельности, развивать региональные рынки, приближая товары и услуги к потребителю. Крупным предприятиям сложнее перестраиваться на рыночные механизмы. Их организационная структура не в состоянии быстро реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру в отличие от мобильных предприятий малого бизнеса.
Динамика показателей, характеризующих малый бизнес в регионе
В настоящее время сектор малого бизнеса в структуре российской экономики по отношению к промышленно развитым странам недостаточно развит. Так, на 1 тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах западной Европы – не менее 30. Доля предприятий малого бизнеса в российской экономике составляет 29%. В странах европейского союза микропредприятия составляют более 40% от общего числа предприятий. Малый бизнес в России обеспечивает лишь 10% от общего числа занятого населения. На Западе данный показатель для структур малого бизнеса составляет 65% [9].
Экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры строится через ресурсно-сырьевой потенциал региона. Обладая самыми большими запасами сырой нефти (52,6% от общероссийского объема добычи) [7], экономический потенциал региона развивается через призму мощного топливно-энергетического комплекса.
На сегодняшний день пиковые показатели добычи нефти в регионе снизились. На период с 2010 по 2020 г. прогнозируется снижение добычи на 42,5 млн т [7]. Падение дебета нефти является важным фактором, определяющим дальнейшую стратегию социально-экономического развития региона.
Концентрация экономики ХМАО – Югры в секторе нефтедобычи приводит к появлению негативных тенденций и межотраслевых диспропорций. Кризис 2008 г., сопровождавшийся снижением цен на сырье и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009–2010 гг., четко указал на необходимость диверсификации и развития других конкурентных сфер хозяйственной деятельности в ХМАО – Югре.
По мнению автора, развитие малого бизнеса в тандеме с мощным топливно-энергетическим комплексом может стать крепкой опорой экономики региона. Гибкость института малого бизнеса способна решить основную проблему региона – зависимость от положения цен на рынке энергоресурсов.
По состоянию на начало 2011 г. в ХМАО – Югре зарегистрировано более 19574 единиц субъектов малого бизнеса без учета индивидуальных предпринимателей. За три года этот показатель вырос на 10703 единицы или 120,65% (см. рис. 1).
Рис. 1. Количество субъектов малого бизнеса (без учета ИП), единиц
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2011 г. составляет 52637 чел., что на 5937 чел. или 12,71% больше по сравнению с 2009 г. (см. рис. 2) [3–4, 8, 10].
Рис. 2. Количество индивидуальных предпринимателей в ХМАО – Югре, человек
Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе также увеличилась с 89 тыс. чел. в 2008 г. до 127 тыс. чел. в 2011 г., что больше на 38 тыс. чел. или 13,79%. Доля занятых в малом бизнесе ежегодно растет и в 2011 г. составила 16,40%, что положительным образом сказывается на социальной значимости малого бизнеса в автономном округе (см. рис. 3) [3–4, 8, 10].
Рис. 3. Динамика среднесписочной численности работающих в сфере малого бизнеса ХМАО – Югры, тыс. чел.
Оборот предприятий малого бизнеса по состоянию на начало 2012 г. составил 404748,2 млн руб., что в 2 раза или 84,7% больше аналогичного периода 2008 г., а доля в объеме валового регионального продукта составила 17,8% (см. табл. 1) [3–4, 8, 10].
Таблица 1
Оборот предприятий малого бизнеса и их доля
в объеме валового регионального продукта
Показатель
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
Процент прироста
к 2008 году
|
Оборот предприятий
малого бизнеса, млн руб.
|
219 137,0
|
306
014,9
|
350
081,4
|
404
748,2
|
84,7
|
Доля в объеме ВРП,
%
|
11,3
|
17,2
|
17,7
|
17,8
|
57,5
|
Малый бизнес присутствует во многих сферах экономики, однако преобладающей отраслью являются оптовая и розничная торговля, доля которых, по состоянию на 2011 г., составляет 33,38% от общего количества предприятий малого бизнеса ХМАО – Югры, затем идут операции с недвижимостью – 22,75% и строительство – 17,08% (см. рис. 4) [3–4, 8, 10].
Рис. 4. Доля субъектов малого бизнеса в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО – Югры, %
В структуре индивидуального предпринимательства так же основная доля приходится на отрасль оптовой и розничной торговли, однако на втором месте находится отрасль транспорта и связи – 23,33%, а затем операции с недвижимостью – 12,30% (см. рис. 5) [3–4, 8, 10].
Рис. 5. Доля индивидуальных предпринимателей в отраслях хозяйственной деятельности ХМАО – Югры, %
Анализируя основные показатели деятельности субъектов малого бизнеса в ХМАО – Югре и динамику их развития, можно резюмировать, что малый бизнес является наиболее перспективным направлением развития региональной экономики округа.
Именно малые предприятия в условиях изменяющейся рыночной экономики являются наиболее мобильными и конкурентыми, способными обеспечивать население дополнительными рабочими местами и диверсифицирующими экономику региона.
Система государственной поддержки развития малого бизнеса в ХМАО – Югре
Реализация региональной практики развития малого бизнеса в Югре основывается на программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011–2013 гг. и на период до 2015 г.».
Инструментами программы формируются условия для роста малого бизнеса путем стимулирующих механизмов софинансирования муниципальных программ развития. В целях многосторонней координации взаимоотношений органов власти и субъектов малого бизнеса в Югре организован Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации программы в автономном округе созданы организации инфраструктурной поддержки малого бизнеса:
В результате реализации программы уже в 2011 г. более 22 тыс. субъектов малого бизнеса получили государственную поддержку. Субъектами, получившими поддержку в соответствии с мероприятиями программы, создано около 3 тыс. рабочих мест, что в 1,7 раза больше чем в 2010 г. [8].
За 2011 г. общая сумма субсидий, направленных на поддержку малого бизнеса, составила 6264,70 млн руб., что на 5196,00 млн руб. больше по сравнению с 2008 г., из них 5730,40 млн руб. составили привлеченные средства, 351 млн руб. – средства бюджета автономного округа и 183,30 млн руб. – средства федерального бюджета (см. табл. 2) [8].
Таблица 2
Объем средств, направленных на развитие малого бизнеса, млн руб.
Показатель
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
Общая сумма
финансовой поддержки:
|
1 068,70
|
2 694,10
|
3 311,70
|
6 264,70
|
средства
федерального бюджета
|
х
|
310,90
|
95,90
|
183,30
|
средства бюджета
автономного округа
|
192,50
|
330,80
|
334,80
|
351,00
|
привлеченные средства
|
876,20
|
2 052,40
|
2 881,00
|
5 730,40
|
Следует отметить положительные тенденции региональной программы развития малого бизнеса. В настоящее время предприятия имеют возможность получать субсидии, участвовать в программах грантовой поддержки, получать преференции по налогам, участвуя в инновационной деятельности и реализации инвестиционных проектов.
Проблемы и пути их решения
В ХМАО-Югре существуют проблемы, связанные со значительной зависимостью экономики от мировых цен на нефть, т.к. на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства. Также отмечается отсутствие наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. В настоящее время малый бизнес в ХМАО-Югре занят в строительстве, торговле, операциях с недвижимостью, в оказании услуг и лишь в малой степени в производтвенных секторах. В нефтедобыче, лесной промышленности, переработке сырья, электроэнергетике его присутствие незначительно.
Субъекты малого бизнеса ХМАО – Югры практически не представлены в базовом секторе экономики округа и мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность [8].
К проблемам развития малого бизнеса в ХМАО – Югре также можно отнести:
– нехватку собственных финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса при отсутствии долгосрочно-льготного кредитования;
– административные барьеры;
– налоги и страховые взносы;
– отсутствие качественной информационной поддержки и консалтинговых услуг;
– недостаток свободной недвижимости для производственных нужд и высокая стоимость аренды помещений для ведения бизнеса. Предпринимателям приходится вкладываться в строительство складских помещений, что отрицательным образом отражается на конечной стоимости товаров и услуг.
Для решения существующих проблем в ХМАО – Югре, по мнению автора, целесообразным будет:
1) введение механизма государственных гарантий. Оборотный капитал малого бизнеса всегда находится в работе, при небольшой стоимости услуг все средства расходуются на заработную плату и прочие хозяйственные нужды. В итоге банковские структуры отказывают в выдаче кредитов, что отрицательным образом сказывается на субъектах малого бизнеса. Проблема обеспечения залога является наиболее актуальной у предприятий малого бизнеса в ХМАО – Югре. Она частично находит свое решение в программе «Гарантия», открытой на базе Фонда поддержки предпринимательства Югры. Но стоит отметить, что механизм предоставления государственных гарантий для субъектов малого бизнеса нуждается в совершенствовании, т.к. при обращении за поручительством, субъекты малого бизнеса сталкиваются со следующими сложностями:
– условия договора поручительства определяются «Поручителем», без участия «Заемщика», и подлежат согласованию с «Банком». «Заемщик» не вправе требовать предоставления поручительства на иных условиях. В результате, как правило, банковские структуры увеличивают процент по кредиту;
– поручитель вправе в любое время запрашивать у «Заемщика» информацию в отношении фактического проживания (нахождения), финансовую и бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности, осматривать служебные, складские и иные помещения. В итоге, с получением поручительства субъект малого бизнеса приобретает дополнительный контроль над своей деятельностью и, как правило, новые дополнительные формы отчетности;
– поручительство является платной процедурой. Субъекты малого бизнеса должны оплачивать «Поручителю» вознаграждение в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В результате подобный механизм государственного поручительства несет за собой дополнительный контроль, финансовые затраты (вознаграждение поручителя), увеличенную процентную ставку по кредиту, дополнительную отчетность и т.д.
Подобный механизм государственного поручительства, по мнению автора, теряет свою привлекательность при реальном взаимодействии субъектов малого бизнеса с данной программой. Ознакомившись с порядком предоставления поручительства, автор пришел к выводу, что при соблюдении всех правил, субъекты малого бизнеса могут рассчитывать на кредит без поручительства;
2) упрощение сложного и затратного механизма регистрации и лицензирования предприятий малого бизнеса. Так как уровень административных барьеров остается весьма высоким, рекомендуется выстроить четкий механизм многостороннего сотрудничества органов государственной власти автономного округа с субъектами малого бизнеса в отраслях, где проблемы с лицензированием и регистрацией носят затруднительный характер;
3) введение преференций со стороны государственных налоговых и пенсионных структур. В условиях ограниченных ресурсов на предприятия сферы малого бизнеса давят ставки по налогам и страховым взносам. Эти проблемы сдерживают развитие малого бизнеса в регионе. Автор считает целесообразным разработать эффективные преференции со стороны государственных налоговых и пенсионных структур для предприятий малого бизнеса;
4) создание единой информационной системы. Отсутствие качественной информационной среды и консалтинговых услуг по вопросам государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Нехватка информации и сложности при ее получении влекут за собой утрату доверия предприятий малого бизнеса к системе государственной поддержки. Для создания упрощенного доступа субъектов малого бизнеса к информационной среде, касающейся государственной поддержки, целесообразным будет создание единой региональной информационной системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. По мнению автора, данная информационная система должна иметь единую структуру и содержать информацию, исключительно касающуюся взаимодействия государства и субъектов малого бизнеса;
5) создание механизма льготных дифференцированных арендных ставок. На сегодняшний день доступ малых предприятий к недвижимости ограничивается высокими ценами и нехваткой свободных помещений. Сложившаяся ситуация замедляет темпы роста малых предприятий. Для решения данной проблемы актуальным будет разработка льготной дифференцированной арендной ставки для субъектов малого бизнеса, арендующих недвижимость у государства. Дифференциация данной ставки, по мнению автора, должна ранжироваться по отраслевой структуре малого бизнеса. Отрасли, которые на рынке представлены в достаточном количестве (оптовая и розничная торговля, строительство), должны иметь относительно небольшие преференции по арендным ставкам. По отраслям, где ощущается нехватка предприятий малого бизнеса (инновационные, технологические предприятия), необходимо разработать более привлекательную ставку по аренде.
Выводы
Необходимые изменения в структуре региональной экономики могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций во все виды экономической деятельности, а путь к этим изменениям в экономике региона лежит в формировании многочисленного слоя малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса в автономном округе во многом будет зависеть от эффективности политики по реализации механизмов государственной поддержки.
Источники:
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2004–2010 годы» от 30.12.2003 № 82-ОЗ (с изменениями на 2 октября 2008 г.).
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. – M.: Росстат, 2009. – 151 с.
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 172 с.
5. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011–2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п.
7. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период 2030 года.
8. Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 192-рп от 31 марта 2012 г. «О ежегодном отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
9. Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / под редакцией д. э. н., проф. В. А. Гневко. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. – 192 с.
10. Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. Ч.II (I) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. – Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2012. – 316с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:39:11