Перспективы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне
Гурина М.А.1, Васильева С.И.1, Митрофанова О.Н.2, Щетинина И.С.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Липецкий государственный технический университет
3 Московский международный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Аннотация:
Статья посвящена вопросам разработки перспектив развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в Липецкой области. Авторы исследовали опыт внедрения подходов и инструментов, а также перспективы развития государственной поддержки этой сферы в Липецкой области. В ходе исследования авторами приводится прогнозная динамика количества малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, включая микро предприятия, а также прогноз увеличения оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области. Анализируется прогнозная динамика роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Исследователи отмечают, что при столь оптимистичных прогнозах предпринимательская деятельность в регионе не набирает нужных оборотов. Авторами сделан вывод о том, что деятельность органов власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области показывает, что региональные органы власти активно работают над созданием и поддержанием экономической активности области, создают условия для выхода малого и среднего бизнеса на федеральный уровень и экспорт, содействуют в развитии инновационных предприятий. Основной проблемой, тормозящей развитие предпринимательства в Липецкой области и в России в целом, является именно налоговая нагрузка, авторами предложены эффективные меры по её снижению.
Данное исследование будет интересно учёным и практикам, занимающимся вопросами развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, малое предпринимательство, регион, региональный проект, развитие, поддержка
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация экономики Российской Федерации, ее развитие и устойчивость в высокой степени определяется устойчивостью малого и среднего бизнеса и его способностью адаптироваться под новые условия, а также развивать инновационную сферу. Малое и среднее предпринимательство вносит большой вклад в обеспечение занятости населения, обеспечивая его рабочими местами. Создание развитого малого и среднего предпринимательства способно решить множество проблем, с которыми сталкивается государство. Поэтому вовлеченность государства в жизнедеятельность субъектов малого и среднего бизнеса, их поддержка как никогда актуальна [3, 7, 17].
Вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства стали максимально остро в период пандемии в 2020 году, и достигли своего пика в 2022 году из-за начала специальной военной операции и введенных санкций против нашей страны, начала «экономической войны».
Механизмы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне имеют свою специфику, учитывают особенности развития территории [17, 19]. Авторы исследовали опыт внедрения подходов и инструментов, перспективы развития государственной поддержки этой сферы в Липецкой области, что и стало предметом исследования.
В качестве последних исследований по вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить следующих авторов: Баширов Б. П. [1], Вовченко Н. Г. [2], Голованова Н. Б. [4], Заболоцкая В. В. [8], Коровяковский Д. Г. [11], Куклина С. К. [13], Кутюрин Д. А. [14], Леонтьева Л. С. [15], Няргинен В. А. [18], Пятыжкин С. С. [22], Сат С. А. [27], Шахтаманова Л. Г. [32].
В качестве цели исследователи ставят определение перспективных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области.
В процессе исследования авторами использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод, нормативный метод, сравнительный и статистический метод.
Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по развитию мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на региональном уровне, в частности предложении комплексной оценки новых мер поддержки, позволяющих снизить налоговую, финансовую нагрузки и уменьшить риски при ведении предпринимательской деятельности.
Обсуждение и результаты
Сам термин «предприниматель» берет свое начало еще в XVIII веке в работах английского экономиста Р. Кантильона. С тех пор предпринимательство рассматривалось многими экономистами и мыслителями под разными углами. Понятие «малое и среднее предпринимательство» включает в себя микропредприятия, самозанятых, индивидуальных предпринимателей, а также компании, количество сотрудников в которых не превышает 250 человек, а доходы составляют от 801 млн руб. до 2 млрд. руб.
Несколько десятилетий развития рыночных отношений в Российской Федерации сформировали определенные принципы и подходы к регулированию хозяйственной деятельности, которые включали как зарубежную теорию и практику государственного воздействия на бизнес-среду и малый и средний бизнес, так отечественный опыт [5, 26].
К малому бизнесу, несмотря на стереотипное мнение, относят не только индивидуальных предпринимателей, но и маленькие компании, штат которых насчитывает около 50 сотрудников. Основными особенностями являются небольшая территория, ограниченный список видов деятельности, минимальное количество проверок [28].
Средний бизнес отличается от малого прежде всего среднесписочной численностью сотрудников до 250 человек, в отдельных случаях до 1000-1500 человек, а также доход должен составлять не менее 801 млн. руб. и не более 2 млрд руб. Также средний бизнес отличается от малого зоной охвата, более медленной реакцией на меняющуюся рыночную конъюнктуру, ориентацию на качество товара. Обычно, это сетевые компании, способные оказывать услуги большому количеству людей. Однако сетевая компания может работать не только в пределах одного города, а и в отдельном регионе в целом, не выходя на рынок соседней области. В качестве примера, средним бизнесов являются сетевые торговые компании, строительные фирмы, крупные медицинские центры [29].
«Малый и средний бизнес, участвуя в диверсификации отраслей региональной экономики, осуществляют социальные функции посредством трудоустройства, способствуя раскрытию и реализации творческого интеллектуального потенциала, формированию среднего класса, снижению уровня безработицы в территориальных образованиях» [9].
Таким образом, малый и средний бизнес – опора стабильности общества и государства. Именно субъектами МСП (малого и среднего предпринимательства) создаются 50% всех рабочих мест, а благодаря конкурентной борьбе между компаниями повышается качество выпускаемой продукции и услуг. Однако эффективному развитию малого и среднего предпринимательства в стране и регионах в значительной степени препятствует кризисное состояние российской экономики.
Сегодня экономике России необходима серьезная работа по изменению воздействия государства на предпринимательскую деятельность и для этого необходимо совершенствование механизма регулирования предпринимательской деятельности, учитывая нынешнюю рыночную ситуацию и опираясь на современные реалии [6, 24, 33]. По численности субъектов МСП, Российская федерация уступает большому количеству стран (рис. 1).
Рисунок 1. Число субъектов МСП на 100 человек населения по странам
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
На основе данного рисунка, можно сделать вывод, что Россия сильно отстает по предпринимательской активности от других стран, за исключением США. Следовательно, сегодня очень важно внимание государства к малому и среднему бизнесу.
Государственное регулирование реализуется посредством применения как административных, законодательных, так и экономических методов. «В целях совершенствования процесса регулирования предпринимательской деятельности, государство должно опираться главным образом на экономические, косвенные методы, и только в исключительных случаях применять методы прямого административного воздействия» [25, 34].
В Российской Федерации осуществляются следующие основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства [12, 20, 21, 31]:
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- упрощенные правила ведения налогового учета, специальные налоговые режимы, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
- льготный порядок расчетов за приватизированное малым и средним предпринимательством государственное и муниципальное имущество;
- участие МСП в качестве подрядчиков в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля;
- гособеспечение кредитов на зарплаты;
- обеспечение гибкости бюджетного процесса;
- выделение необходимых средств без поправок в бюджет;
- отсрочка по аренде;
- снижение требований к обеспечению госконтрактов и сохранение объемов закупок;
- субсидия регионам на оказание неотложных мер по поддержке малого и среднего бизнеса;
- дополнительные меры поддержки.
Липецкая область является регионом политической стабильности, которая занимает позицию одной из наиболее динамично развивающихся областей и занимающих лидирующую позицию по социально-экономическим показателям в России [16]. Основой экономики региона является малый и средний бизнес. Так, по данным 2022 года, подавляющий процент составляют именно предприятия от микро- до средних (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение СМП по объему бизнеса Липецкой области на 10.10.2024г
Источник: составлено авторами в ходе исследования по источнику [10]
Несмотря на внешнее давление различных факторов, Липецкая область высокими темпами идет по пути социально-экономического развития, показывая неплохие результаты. К примеру, при небольшом снижении индекса промышленного производства в первом полугодии 2022 года до 99,4% против 104,4% в аналогичном периоде 2021 года, произошло увеличение добычи полезных ископаемых на 9%, производство пищевых продуктов – 9%, обработка древесины – 10%, а также производство готовых металлических изделий на 27%. Благодаря запуску завода «Моторинвест» в Липецкой области удалось наладить производство электромобилей, что дает региону дополнительные инвестиции в регион, а потребителям – госпрограмму льготного автокредитования и выгодные условия покупки [23, 28].
Традиционно в лидерах по объемам производства в регионе являются металлургические предприятия. Несмотря на внешнее санкционное давление, производство чугуна и стали на Новолипецком Металлургическом Комбинате (ПАО «НЛМК») не снизила темпы производства, остановив их на уровне 12,8 млн тонн, и даже увеличила продажи на 8% за счет продажи складских запасов. Компания смогла переориентировать поставки со стран Европы на Ближний Восток и страны Азии.
Не отстает по темпам и сельское хозяйство, показывая уверенный рост объемов производства. Так, в первом полугодии 2022 года объем производства продукции сельского хозяйства составило 39,8 млрд руб., против 33,8 млрд руб. в аналогичном периоде 2021 года.
В социальном плане Липецкая область сохраняет лидирующие позиции среди регионов ЦФО. Так, к примеру, среднедушевой доход населения в месяц составил в первом полугодии 2022 года 36 101 руб., хотя в 2021 году этот показатель составлял 31 411 руб. Выросла и среднемесячная номинальная зарплата до 45 536 руб. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы остался на уровне 0,5% и наряду с Белгородской областью является самым низким среди регионов Центрально – Черноземного района [23, 30].
В Липецкой области создана и успешно функционирует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (ОЭЗ ППТ «Липецк»), имеющая 58 резидентов и объем заявленных инвестиций более 218 млрд рублей.
Помимо этого, на территории областного центра создан «Технопарк-Липецк», целью деятельности которого является поддержка и содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной и производственной сферах на территории города Липецка.
Региональные власти активно внедряют программы поддержки малого и среднего предпринимательства для популяризации предпринимательской деятельности среди населения. На рисунке 3 приведена динамика увеличения количества субъектов МСП за 5 лет.
Рисунок 3. Прогнозная динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, включая микропредприятия
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
При этом оборот субъектов МСП также должен увеличиться (рис. 4). Этого региональные власти хотят достичь путем внедрения, адаптации и поддержки федеральных и региональных мер по поддержанию и развитию малого и среднего предпринимательства.
Рисунок 4. Прогноз увеличения оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, млрд. руб.
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
При столь оптимистичных прогнозах предпринимательская деятельность в регионе не набирает нужных оборотов. Это связано с отсутствием предпринимательской грамотностью населения, страхами перед возможными страхами и рисками, неопределенностью экономической ситуации.
Кроме того, в 2022 году создана рабочая группа по наставничеству при Координационном Совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, функционирующего под руководством Губернатора региона.
С 2020 года наставники участвуют в совместном с Липецким филиалом РАНХиГС проекте «Стартап как диплом»: наставники под руководством преподавателей разрабатывают и сопровождают бизнес-проекты, которые студенты защищают как выпускную квалификационную работу. В 2022 успешно защитили дипломы в виде стартап - проекта три студента, двое из них работают как самозанятые. В 2023 году к защите были готовы под наставничеством предпринимателей 4 проекта (10 студентов).
Кроме того, в 2022 году центром «Мой бизнес» проведены бесплатные предпринимательские форумы: дискуссионная панель «Малое и среднее предпринимательство и социальное предпринимательство женщин» в рамках межрегионального форума Союза женщин России «Социальные инициативы женщин в реализации национальных проектов: региональный аспект», межрегиональная конференция для предпринимателей «ЗАБИЗНЕС: рейтинг регионов.
В период с сентября по октябрь 2023 года совместно с центром «Мой бизнес» и центром поддержки одаренных детей «Стратегия» реализован уникальный проект «Бизнес-вояж», направленный на выявление и поддержку молодёжной предпринимательской инициативы. В проекте приняли участие более 500 студентов СУЗов Липецкой области, которые в формате экскурсий познакомились с работой центра «Мой бизнес», изучили меры поддержки бизнеса всех структур центра «Мой бизнес», приняли участие в деловой игре на применение мер поддержки для развития бизнеса и прошли тестирование на определение предпринимательских способностей. По итогам отбора 50 участников прошли 5-дневный бизнес-интенсив в центре одаренных детей «Стратегия».
В рамках реализации регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», для предпринимателей, осуществляющих социально-значимые виды деятельности и получивших статус социального предприятия предусмотрен комплекс мер, включающих предоставление информационных, консультационных, образовательных услуг, а также финансовой поддержки в виде грантов [31].
Социальным предприятием признается субъект МСП, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства, соответствующую одному или нескольким из следующих условий:
- субъект МСП обеспечивает занятость социально - уязвимых категорий граждан (инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий);
- субъект МСП реализует товары, работы или услуги, произведенные гражданами социально - уязвимых категорий;
- субъект МСП является производителем товаров, работ или услуг, предназначенных для социально - уязвимых категорий граждан.
- субъект МСП осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества. Это оказание педагогическо-социальных услуг, организация отдыха и оздоровления детей, сфера дошкольного образования, обучение работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность.
В 2021 году 51 субъект МСП региона получил статус социального предприятия. Грантовая поддержка в размере от 100 до 500 тысяч рублей предоставлена 21 социальному предприятию на общую сумму 10 млн. руб. [23].
Центром инноваций социальной сферы обеспечено предоставление эффективной комплексной поддержки социальной предпринимательской деятельности. Социальным предприятиям региона оказаны образовательные и консультационные услуги.
Целью регионального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» является снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан.
В рамках реализации регионального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» в регионе проводится широкомасштабная информационная кампания: публикации в СМИ, передачи на радио и телевидении, проводились вэбинары с трансляцией в социальных сетях.
Активную информационно-образовательную поддержку оказывал Центр «Мой бизнес»: за 2023 год оказано 385 комплексных услуг. В том числе самозанятые приняли участие в образовательных интенсивах: «Самозанятость - инструкция по применению», «Маркетинг для продвижения бизнеса, в т. ч. на маркет-плейсах», «Как сохранить себя, своих клиентов, свой бизнес», «Как строить отношения с клиентами на долгие годы», «Стабильный рост и заработок для фрилансеров, экспертов и начинающих специалистов» и других [31].
Хорошим стимулом для регистрации самозанятых стала реализация в регионе пилотного проекта по предоставлению соцконтракта малоимущим гражданам на организацию собственного дела в размере до 250 тыс. руб. Для этой категории граждан были подготовлены бизнес-концепции по 106 направлениям деятельности. В настоящее время все они размещены на сайте Центра Мой бизнес в разделе «Социальный контракт».
Вышеперечисленные программы направлены на повышение уровня заинтересованности населения начать предпринимательскую деятельность (рис. 5).
Рисунок 5. Прогнозная динамика роста численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. чел.
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
В случае, если темпы реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Липецкой области будут соответствовать запланированным, то ожидается повышение оборота среди субъектов МСП в Липецкой области. Прогнозные данные представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Прогнозная динамика оборота малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд. руб.
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
Анализ деятельности органов власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Липецкой области показывает, что региональные органы власти активно работают над созданием и поддержанием экономической активности области, создают условия для выхода малого и среднего бизнеса на федеральный уровень и экспорт, содействуют в развитии инновационных предприятий. Стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2030 года ставит перед регионом и бизнесом амбициозные цели, достигнув которых Липецкая область прочно займет лидирующие позиции в инновационном, инвестиционном развитии, а конкурентоспособность экономики будет на высоком уровне. Уже сейчас для этого есть задатки, учитывая инвестиционно-инновационную инфраструктуру Липецкой области, включающую ОЭЗ, индустриальные парки, промышленные технопарки, инвестиционные площадки.
С целью импортозамещения продукции (услуг) на сайте центра «Мой бизнес» создан сервис «Биржа контактов», который позволит подобрать липецких поставщиков продукции (услуг), а также найти заказчиков. Желающие поставщики или заказчики могут подать заявку на размещение информации на «Бирже контактов».
Сегмент малого и среднего бизнеса особо чувствителен к факторам внешнего окружения ввиду ряда общих для предпринимательства проблемных аспектов. Анализ наиболее существенных препятствий, мешающих нормальному ведению предпринимательской деятельности, представлен на рисунке 7.
Рисунок 7. Наиболее существенные административные барьеры при ведении предпринимательской деятельности в Липецкой области, % [23]
Данный график составлялся на основе опроса предпринимателей Липецкой области о проблемах, возникающих при ведении предпринимательской деятельности [23, 33].
Все вышеперечисленные проблемы оказывают негативный эффект на работу малых и средних предприятий, поэтому федеральные и региональные органы власти должны незамедлительно в онлайн режиме реагировать и решать данные проблемы.
Чрезмерная бюрократизация юридических и финансовых процессов только тормозит функционирование предпринимательства. На данный момент государство в большей степени обращает свое внимание на данные аспекты, тем не менее законодательные и локальные акты находятся в первоначальных этапах разработки и внедрения.
Нельзя обойти стороной и проблемы в системе налогообложения, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса. Можно выделить лишь некоторые из них:
- Сложность и запутанность современной системы налогообложения;
- Нестабильность законодательства в сфере налогов;
- Достаточно высокий уровень налоговой нагрузки.
Результатом отсутствия регулирования данной проблемы может стать переход в «серый» а то и вовсе в «теневой» режим работы предприятий, когда предприниматели будут стараться уйти от налогов через нелегальные, так называемые «серые» схемы. Это скажется и на государстве, так как оно не будет получать достаточное количество налоговых отчислений. Поэтому Правительству Российской Федерации и региональным органам власти следует задуматься о создании отдельной, эффективной системе налогообложения для малого и среднего бизнеса.
Разработка и внедрение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса ставит перед собой главную цель – снижение административных расходов. Для решения данной задачи органам законодательной власти необходимо переработать законодательные и нормативно – правовые акты и устранить все неточности, которые касаются налогообложения малого и среднего предпринимательства.
Говоря о проблеме правового регулирования предпринимательской деятельности, то можно посмотреть и перенять опыт зарубежных стран в области мониторинга.
В общих чертах для поддержки предпринимательства, государству необходимо сделать следующие шаги:
- Изменить требования к систематизации субъектов МСП;
- Адаптировать пакеты мер для поддержки предприятий, работающих в инновационных средах;
- Смягчить и упростить требования антимонопольного законодательства для малых и средних форм предпринимательской деятельности;
- Упростить процедуры, относящиеся к патентной системе налогообложения малых форм предпринимательской деятельности;
- Расширить возможности, которые позволили бы предприятиям малого бизнеса осуществлять государственные закупки и т.д.
Перспективы развития малого и среднего бизнеса полностью зависят от способности органов государственной власти создавать такие условия, чтобы права предпринимателей были надежно защищены. Отлаженная правовая система даст возможность субъектам малого и среднего предпринимательства эффективно функционировать и комфортно себя чувствовать в современных реалиях рыночных отношений. Для успешного развития малого и среднего предпринимательства необходимо упросить процедуру регистрации и лицензирования новых предприятий, снизить налоговую нагрузку и разработать систему страхования от всевозможных рисков.
Немаловажным решением со стороны государства будет вынесение на обсуждение законодательных актов, программ и мероприятий с участием представителей малых и средних форм бизнеса. Возможно потребуется прописать данный аспект в нормативно-правовых актах как обязательный перед принятием того или иного закона, акта или положения.
Своевременным и актуальным решением будет снижение бюрократизма в государственном управлении. В настоящее время выросло количество чиновников, которые курируют различные виды деятельности в сфере управления.
Положительный эффект от реализации мероприятий содействия развитию малого предпринимательства возможен только в случае повышения доверия предпринимателей к государственной власти и дальнейшего совершенствования государственных институтов поддержки малого предпринимательства, а также при условии массового выхода предпринимателей из теневого бизнеса и изменения отраслевой структуры в пользу отрасли инноваций. В целом, можно сказать, что с каждым годом бизнес все более положительно оценивает деятельность органов власти (рисунок 8).
Рисунок 8. Оценка деятельности органов власти представителями бизнеса, %
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
Можно выделить два основных направления поддержки:
– снижение налогового бремени на субъекты малого бизнеса путем дифференцированного снижения налоговой ставки для перспективных видов деятельности для региона;
– гибкое применение налоговых льгот для стимулирования развития малого и среднего бизнеса социальной сфере в регионе.
В частности, речь идет об имущественных налогах, которые все относятся к региональному и местному уровням.
Результаты, полученные при оценке возможности применения зарубежного опыта в решении вопросов повышения эффективности господдержки МСП, позволяют перейти к разработке предложений по повышению уровня налоговых доходов региональных бюджетов за счет активизации МСП в их формировании.
Для решения вопросов региональной активизации малого и среднего бизнеса с учетом особенностей развития конкретной территории на современном этапе целесообразно предложить использование следующих инструментов:
– определений «точек роста» малого бизнеса в каждом конкретном регионе с учетом особенностей его развития;
– отсутствие «формализма» в решении вопросов формирования стратегии развития МСП территории. Не стоит использовать декларирующие положения федеральной стратегии 2030 г., а полностью формировать региональную государственную политику с учетом особенностей развития предпринимательства на конкретной территории;
– динамичное изменение существующих программ развития малого бизнеса до 2024 года, сформированных с учетом поручений Президента РФ о национальных ориентирах развития экономики. Введение новых подпрограмм и своевременная корректировка имеющихся;
– предоставление региональных налоговых льгот. Несмотря на то, что в краткосрочном периоде предоставление льгот для субъектов малого бизнеса может привести к снижению уровня налоговых доходов, уже в трехлетней перспективе можно ожидать поступательного роста данной статьи бюджета.
Заключение
Основной проблемой, тормозящей развитие предпринимательства в Липецкой области и в России в целом, является именно налоговая нагрузка. Как бы там ни было, «теневой бизнес» - это не миф, а реальная проблема для любого региона и государства. Наиболее распространённым фактором возникновения теневой экономики является высокий уровень налогообложения, который вынуждает работников и работодателей менять сферу деятельности в пользу теневой экономики, т.е. скрывать свои доходы от государства.
В качестве предложения по повышению заинтересованности населения к предпринимательской деятельности и отсутствия страха, что бизнес – идея может не получить развития, в виду различных факторов, а налоги платить надо, можно предложить отменить уплату налогов для таких режимов налогообложения, как УСН (доходы), УСН (доходы минус расходы), Патентной системы налогообложения. Срок отмены уплаты налогов можно определить на 1 год либо на 2 года, при условии своевременной сдачи отчетности за отчетный период. При этом страховые отчисления оставить на том же уровне. Есть несколько причин введения данной системы:
1. Малый и средний бизнес, особенно на начальных этапах, не получают достаточно прибыли, т.к. даже самый оптимистичный срок окупаемости того или иного бизнес-плана не составляет менее 6 месяцев;
2. Предприниматель думает не о развитии собственного бизнеса, а о уменьшении налоговой нагрузки, чтобы отчисления были меньше, вследствие чего включаются «серые схемы» уменьшения налоговых отчислений;
3. Ежемесячные и ежеквартальные платежи и без того высокие: проценты по кредитам, аренда помещений и оборудования, заработная плата сотрудникам.
В результате после уплаты налогов, обязательств перед кредиторами и сотрудниками, остается небольшая сумма, которую предпринимателю необходимо снова вложить в развитие бизнеса, а не распорядиться ею по своему желанию. Предприниматель начинает думать о том, что его бизнес-идея не работает, не приносит дохода и дальше происходит банкротство. Идея заключается в том, чтобы убрать налоговую нагрузку на малый бизнес, дав понять, что при условии выполнения обязательных условий, таких как своевременная сдача отчетности, налоги платить не нужно в течении определенного периода. При таком подходе:
4. Предприниматель больше думает о развитии бизнеса, у него остается больше финансов в конце периода;
5. Многие предприниматели перестанут использовать «серые схемы» ухода от налогов для снижения налоговой нагрузки;
6. Государство увидит реальные доходы от ведения бизнеса;
7. Региональные органы получат возможность прироста субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такой пилотный проект можно запустить на территории Липецкой области для оценки его эффективности. Однако необходимо будет учесть и ряд обязательных условий для такого режима. К таким условиям можно отнести: своевременная сдача отчетности; обязательная уплата страховых взносов; предпринимательская деятельность в определенных областях экономики; мораторий на закрытие бизнеса сроком на 5 лет и др.
Еще одним предложением, повышающим интерес населения к предпринимательской деятельности, может послужить возмещение части затрат на приобретение оборудования, техники, реконструкцию и строительство и т.д. Сейчас каждый человек в стране слышал и даже пользуется «кэшбэком» при покупке продуктов, товаров и услуг от финансовых организаций и торговых сетей. Такую меру, как кэшбэк, можно предложить и бизнесу. Предприниматель составляет бизнес-план, и если он одобряется органами власти, то государство компенсирует ему часть затрат на покупку оборудования. Такая схема может быть выгодна для обеих сторон, как для предпринимателя, так и для государства. Бизнесмен получает необходимое оборудования, часть финансов ему возвращается, и он может распорядиться ими по своему усмотрению, к примеру, кратно увеличить объем оборудования или улучшить производственные помещения.
Региональные органы власти получают инновационное производство на своей территории, не требующее больших административных и финансовых затрат, однако, затраченные бюджетные деньги возвращаются в виде увеличенных за счет расширения производства налоговых отчислений. В данном предложении также важно отметить соблюдение ряда условий для получения «кэшбэка»:
1. Процент возврата должен быть строго зафиксирован и приравнен к сумме, запрашиваемой предпринимателем;
2. Предприниматель обязан предоставить бизнес-план в администрацию города или Правительство региона;
3. Срок окупаемости бизнес-плана должен составлять не более 1 года с момента предоставления возвратной суммы;
4. Своевременная сдача отчетности и налоговых отчислений;
5. Сферы экономики, к которых будет применяться данное предложение должны быть четко определены региональными властями;
6. На предприятии должны быть созданы рабочие места, в количестве, определяемом государством.
Данное предложение поможет увеличить объемы производства инновационных продуктов в регионе, создать рабочие места и привлечь инвестиции в регион извне.
Цифровизация, снижение налоговой нагрузки, финансовая помощь, помощь в составлении бизнес-планов, маркетинге и т.д. – это современные запросы малого и среднего предпринимательства для более комфортного ведения бизнеса..
Молодежный бизнес является существенным сегментом малого предпринимательства. В современных условиях именно молодежное предпринимательство создает и реализует проекты, которые развивают цифровую экономику.
Таким образом, развитие МСП в России на современном этапе связано со способностью государственных и региональных органов власти чувствовать потребности бизнеса, предлагать актуальные и своевременные меры поддержки. Успешная деятельность субъектов МСП будет происходить в условиях, максимально комфортных для них. Предложенные идеи могут иметь практическое применение, позволяющее снизить риски для бизнеса, дать возможность дальнейшего развития указанной сфере. В связи с этим необходимо разрабатывать такие механизмы поддержки бизнеса, чтобы снизить риски для предпринимателей, и стимулировать их к масштабированию и развитию бизнеса.
Источники:
2. Вовченко Н.Г., Куринова Я.И., Жолудева А.Г. Эффекты от господдержки для предпринимателя // Учет и статистика. – 2024. – № 1. – c. 50-61. – doi: 10.54220/1994-0874.2024.47.64.006.
3. Водопьянова Ю. Р., Гурина М. А. Особенности поведения организации в условиях неопределенности внешней среды // Инновационная экономика и право. – 2022. – № 2(21). – c. 56-62. – doi: 10.53015/2782-263X_2022_2_56.
4. Голованова Н.Б., Хусаинов М.К., Няргинен В.А. Проблематика стратегического управления экономической безопасностью малого и среднего предпринимательства // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 3(161). – c. 211-218. – doi: 10.26726/1812-7096-2024-3-211-218.
5. Гурина М. А. Механизмы государственного регулирования туристской деятельности на современном этапе // Инновационная экономика и право. – 2021. – № 3(18). – c. 8-15. – doi: 10.53015/2782-263X_2021_3_8.
6. Гурина М. А., Казибекова А. М. Особенности мотивации персонала отечественных организаций в условиях новой реальности // Мир, общество, экономика, человек: смена парадигм: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 18 апреля 2023 года. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг \"НАУКА-ЮНИПРЕСС\". Липецк, 2023. – c. 215-219.
7. Журавлева О.В., Королева И.В., Митрофанова О.Н. Поведение предприятий на российском рынке в условиях санкционного давления // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2903-2924. – doi: 10.18334/epp.14.6.121196.
8. Заболоцкая В. В. Методы диагностики и прогнозирования кредитоспособности субъектов МСП с применением искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2024. – № 3. – c. 294-311. – doi: 10.18500/1994-2540-2024-24-3-294-311.
9. Калганова, О.О, Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 1. – c. 250-252.
10. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=1&ssrf=48 (дата обращения: 09.10.2024).
11. Коровяковский Д.Г., Романова М.Е., Парфенова В.И. Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации промышленного производства // Экономическое развитие России. – 2024. – № 6. – c. 92-110.
12. Корпорация МСП: официальный сайт. - 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/org-infrastruktury-podderzhki/ (дата обращения: 09.10.2024).
13. Куклина С. К. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Управленческий учет. – 2024. – № 2. – c. 220-226. – doi: 10.25806/uu22024220-226.
14. Кутюрин Д. А., Смирнов В. В. Краудфандинговые онлайн-платформы для малого и среднего бизнеса в России // Банковское право. – 2024. – № 2. – c. 26-31. – doi: 10.18572/1812-3945-2024-2-26-31.
15. Леонтьева Л. С., Голубцов И. А. Региональные инициативы по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2024. – № 2. – c. 93-108. – doi: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-2-93-108.
16. Липецкая область. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года: закон Липецкой области от 25.10.2022 № 207-ОЗ: принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов 22 октября 2022 г. Справочно-правовая система (СПС) «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 09.10.2024).
17. Московцева Л.В., Баданинская А.А., Митрофанова О.Н. Анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID-19 // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 2(139). – c. 721-728. – doi: 10.34925/EIP.2022.139.2.136.
18. Няргинен В. А. Концептуальная модель институционального обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // Российский экономический интернет-журнал. – 2024. – № 3. – c. 14.
19. Гурина М.А., Яцухин Ю.И., Зубков С.Д., Щетинина И.С., Владимирова С.В. Организационно-правовой механизм и результаты деятельности органов местного самоуправления по реализации национальных проектов в Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 95-112. – doi: 10.18334/epp.11.1.111504.
20. Паспорт национального проекта "Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Справочно-правовая система (СПС) «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 09.10.2024).
21. Правительство Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://липецкаяобласть.рф/ (дата обращения: 09.10.2024).
22. Пятыжкин С. С., Попадюк Т. Г. Влияние цифровизации бизнес-процессов на стратегическое управление в малых и средних предприятиях // Экономические науки. – 2024. – № 234. – c. 345-349. – doi: 10.14451/1.234.345.
23. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Липецкой области в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://https://липецкаяобласть.рф/storage/docs/econ/monitoring_2023.pdf (дата обращения: 09.10.2024).
24. Румянцева Ю. В., Васильева С. И. Производственный потенциал предприятия: методики расчета и стратегии развития. / Стратегические ориентиры развития социально-экономических систем в условиях внешних вызовов : Монография / Под общей редакцией А.Д. Моисеева, М.А. Аксеновой. - Воронеж : Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС", 2023. – 56-86 c.
25. Румянцева Ю. В. Анализ стратегической устойчивости предприятия с применением экономико-математических моделей // Инновационная экономика и право. – 2023. – № 4(27). – c. 48-54. – doi: 10.53015/2782-263X_2023_4_48.
26. Румянцева Ю.В., Маркова Е.С., Митрофанова О.Н. Ключевые аспекты экономической безопасности российского региона (кейс Липецкой области) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2024. – № 6(488). – c. 73-83. – doi: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-73-83.
27. Сат С. А. О. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва // Региональная экономика: теория и практика. – 2024. – № 6(525). – c. 1023-1044. – doi: 10.24891/re.22.6.1023.
28. Скворцова, А.С., Воротников, А.М. Возможности определения устойчивости развития городов России на основе оценки Esg-факторов (на примере г. Липецка) // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – № 3(49). – c. 53-59.
29. Макаров И. Н., Колесников В. В., Почепаев И. А. Стратегические ориентиры развития социально-экономических систем в условиях внешних вызовов. / Монография ; Под общей редакцией А.Д. Моисеева, М.А. Аксеновой. - Воронеж : Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС", 2023. – 220 c.
30. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 09.10.2024).
31. Центр поддержки предпринимательства Липецкой области «Мой Бизнес» Липецкая область: официальный сайт. - 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес48.рф (дата обращения: 09.10.2024).
32. Шахтаманова Л. Г. Отечественный и зарубежный опыт поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 6(164). – c. 242-249. – doi: 10.26726/1812-7096-2024-6-242-249.
33. Шевченко Е.В., Колодяжная О.В. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в России // Электронный научный журнал. – 2021. – № 3. – c. 108-121.
Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:57