Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства

Глезман Л.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Пермский филиал, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 7. – С. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298212
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье проводится исследование развитиея малого и среднего предпринимательства в условиях новых вызовов и формировании цифровой экономики в региональном пространстве. Раскрывается взаимосвязь и взаимовлияние развития субъектов МСП и региональной экономики. Обосновывается необходимость и важность наблюдения за развитием малого и среднего предпринимательства в регионе. Обозначены ключевые новые вызовы, формирующие условия развития современного предпринимательства в региональном пространстве. Результаты изучения информационных баз данных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства, показали недостаточность и несостоятельность официальных данных Росстата для проведения корректной оценки развития малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, оценка динамики развития малого и среднего предпринимательства на примере Пермского края проведена с использованием альтернативных источников информации, по результатам которой выявлена тенденция незначительного роста в секторе малого и среднего предпринимательства. Сделан вывод, что необходимы существенные доработки методологии и методического инструментария проводимого государством сплошного наблюдения деятельности малого и среднего предпринимательства для формирования полной и релевантной информационной базы, раскрывающей объективную картину состояния данного сектора экономики.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, регион, развитие, новые условия и вызовы, региональное пространство

Финансирование:
Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-классификация: L26, M21, R111, R12, R13



Введение

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) играет важнейшую роль в устойчивом развитии региональных систем. На государственном уровне важность «успешного предпринимательства» и значимость данного сектора экономики закреплены в национальных целях развития РФ, которые утверждены в Указе Президента РФ [1].

Процессы развития организаций МСП на государственном уровне регулируются нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня [2–4]. Государство оказывает поддержку и содействие развитию МСП в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [5], который разработан для «поддержки малого бизнеса на всех этапах развития и устранения административных барьеров, а также популяризации образа предпринимателя» [5]. Для этих же целей создан федеральный институт поддержки МСП – Корпорация МСП [6], деятельность которой направлена на оказание услуг организациям МСП в части обеспечения дополнительного финансирования, поиска новых рынков сбыта и коммуницирования с государством в целях обеспечения ускоренного и устойчивого развития.

Научное сообщество также проявляет живой интерес к изучению малого и среднего предпринимательства и процессов его развития в региональном пространстве. Большинство исследователей данной проблематики справедливо утверждают, что развитие сектора МСП тесно взаимосвязано и взаимообусловлено региональными условиями и особенностями.

Влияние сектора МСП на развитие регионального пространства проявляется в: «1) обеспечении занятости и самозанятости населения и региона; 2) решении целого комплекса социальных проблем; 3) удовлетворении потребительского спроса на локальных рынках, в том числе в части уникальных и специализированных товаров и услуг; 4) пополнении регионального бюджета за счет налоговых поступлений и платежей; 5) обеспечении «социальной подушки безопасности» – занятости незащищенных слоев населения; 6) развитии инноваций в регионе; 7) эффективном использовании и реализации ресурсного потенциала региона; и наконец, 8) в дополнительном вкладе в ВРП» [7] (Vilenskij, 2021). Таким образом, организации МСП оказывают многоаспектное положительное влияние на социально-экономическое развитие регионального пространства.

Исследуя проблематику развития малого и среднего предпринимательства в обусловленности условиями и факторами регионального пространства, большинство ученых отмечают важную роль регионального управления [8] (Sotskaja, 2019) и поддержки [9] (Zagorujko, 2020) в формировании благоприятного предпринимательского климата [10, 11] (Bondarenko, 2019; Iovleva, 2021) и развитии предпринимательской экосистемы в регионе [12, 13] (Albekov, Kurinova, 2021; Doroshenko, Shelomencev, 2017). Коллектив авторов [14] (Tokaeva, 2022), исследуя влияние развития МСП на инновационное развитие регионов на основе успешного опыта малого и среднего бизнеса в контексте регионального развития, подчеркивают тесную взаимосвязь между развитием предпринимательства и региональными факторами.

Развитие организаций МСП в большей степени определяется региональными факторами и условиями. Малое и среднее предпринимательство – один из наиболее динамичных секторов экономики, скорость изменений в котором стремительно возрастает ввиду ускорения трансформаций всей мировой экономической системы и жизни общества, что обусловливает необходимость систематического наблюдения, непрерывного учета, оценки и контроля развития малого и среднего предпринимательства в пространстве региона.

Цель исследования – рассмотрение проблематики исследования развития малого и среднего предпринимательства в условиях новых вызовов и формирования новой экономики цифрового формата с позиций полноты и доступности информационного обеспечения.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- определить новые вызовы и условия развития современного предпринимательства в региональном пространстве;

- исследовать источники данных, характеризующие деятельность и состояние малого и среднего предпринимательства;

- провести оценку динамики развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальных источников релевантной информации, позволяющих отследить динамику и оценить развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства.

Материалы и методы исследования

Решение поставленных задач потребовало использования методов обобщения и систематизации данных научных исследований и статистических выборок в области развития малого и среднего предпринимательства, инструментов и методов системного анализа для аналитической интерпретации данных статистических наблюдений и результатов различных рейтингов регионов по развитию малого бизнеса. Материалы исследования составили данные органов государственной статистики федерального и регионального уровня, материалы различных рейтинговых агентств и аналитических центров, данные Федеральной налоговой службы и цифровой платформы МСП.

Результаты исследования и их обсуждение

Новые вызовы формируют новые условия работы и развития МСП в регионах. Частота возникновения и сила воздействия новых вызовов на экономику и общество за последние пять лет увеличилась многократно. В качестве наиболее значимых и влиятельных на сектор МСП можно обозначить три ключевых вызова:

1. Стремительное развитие цифровых технологий, цифровизация общественной жизни и экономических процессов и формирование цифровой экономики [15] (Nevmyvako, 2021).

2. Пандемия Covid-19 и связанные с ней экономические и социальные ограничения [16] (Chepurenko, 2021).

3. Санкционное давление, оказываемое рядом стран на экономику России [17] (Donchenko, 2022) и обусловленная им политика импортозамещения, проводимая Правительством РФ [18] (Strelchenko, 2017).

Меры господдержки, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, требуют систематической оценки эффективности их реализации и отслеживания уровня развития сектора МСП. Для этого в вышеупомянутом Законе № 209-ФЗ [2] предусмотрено проведение регулярных сплошных статистических наблюдений деятельности МСП. В методологических положениях [19] «для проведения сплошного статистического наблюдения субъектов МСП анонсируется представление широкой и комплексной характеристики состояния и развития всего сектора МСП во всем его многообразии, полученной по данной системе показателей (при этом полный перечень самих показателей в документе не содержится)» [20] (Ilina, Dorzhieva, 2020). Помимо «закрытости» методики и системы оцениваемых показателей сплошное статистическое наблюдение деятельности МСП проводится раз в пять лет на основании предоставляемых предпринимателями отчетов о своей деятельности. Впервые обследование было проведено в 2010 году, последнее прошло в апреле 2021 года, однако результаты ожидаются не ранее конца 2022 года.

В цифровой экономике фактор времени является критическим, поэтому такой интервал оценки категорически недопустим – динамика экономических процессов современной экономики настолько высока, что данные даже годовой давности являются устаревшими. Этот факт имеет принципиальное значение, поскольку на основе информации, полученной Росстатом, будут приниматься государственные решения и программы поддержки. Отметим, что между проведением сплошного статистического наблюдения Росстат отслеживает показатели состояния и деятельности субъектов МСП с помощью выборочных обследований, используя также информацию из данных реестра МСП, отчетности компаний, других источников [21]. Однако такие фрагментарные данные не позволяют сформировать полную картину состояния сектора МСП.

Для анализа развития малого и среднего предпринимательства в региональном срезе на примере Пермского края в сопоставлении с Приволжским федеральным округом (ПФО) и Российской Федерацией в целом и отслеживания динамики изменений под воздействием новых вызовов были использованы данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы [23].

Первым анализируемым показателем является количество субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным ФНС, в 2021 году в Пермском крае отмечается незначительное увеличение количества субъектов МСП (табл. 1), однако наблюдаемый рост на 2,5% ниже, чем в целом по ПФО, и ниже общероссийского показателя на 2,7%.

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ, ПФО и Пермском крае в 2020–2021 гг., единиц

Регион
2020 г.,
(на 10.01.2021 г.)
2021 г.,
(на 10.01.2022 г.)
Темп роста 2021 г. к 2020 г., %
Российская Федерация
5 684 561
5 866 703
103,2
Приволжский федеральный округ
1 008 260
1 035 009
102,7
Пермский край
95 181
95 617
100,5
Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [22].

Более детально изменение динамики количества субъектов МСП отражает анализ данных за 2021 год помесячно. Динамика количества субъектов МСП по Пермскому краю, ПФО и РФ в целом демонстрирует одинаковые изменения – уверенный рост в начале года до мая месяца включительно, затем резкое падение в июне-июле 2021 года и далее резкий рост с возвратом к прежним значениям количества субъектов предпринимательства (рис. 1).

Рисунок 1. Индекс динамики количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2021 году (в % к предыдущему месяцу, по состоянию на 10 число следующего месяца)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [22].

Следующим ключевым показателем, отражающим роль субъектов МСП в развитии региона, является среднесписочная численность работников организаций МСП, которая отражает долю занятых в данном секторе экономики. Представленные в таблице 2 данные, отражающие изменение среднесписочной численности работников субъектов МСП (юридических лиц) за 2020–2021 гг., демонстрируют снижение.

Таблица 2

Динамика среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) в РФ, ПФО и Пермском крае в 2020–2021 гг., тыс.чел.

Регион
2020 г.,
(на 10.01.2021 г.)
2021 г.,
(на 10.01.2022 г.)
Темп роста 2021 г. к 2020 г., %
Российская Федерация
12 921 677
12 158 797
94,1%
Приволжский федеральный округ
2 449 344
2 305 063
94,1%
Пермский край
219 421
207 319
94,5%
Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [22].

Несмотря на положительную динамику предыдущего показателя – рост количества субъектов МСП, среднесписочная численность работников предприятий данного сектора экономики демонстрирует отрицательную динамику в 2021 году в сравнении с 2020 годом, причем данная тенденция характерна как для Приволжского федерального округа, так и для Российской Федерации в целом, снижение численности составило 5,9%. По Пермском краю снижение несколько меньше среднего значения и составило 5,5%.

Индекс динамики среднесписочной численности работников субъектов сектора МСП (юридических лиц) в 2021 году демонстрирует изменения, аналогичные изменениям индекса динамики количества субъектов данного сектора экономики с разницей в том, что падение индекса наблюдалось в июне 2021 года, а с июля по Пермскому краю, ПФО и РФ в целом отмечен скачкообразный рост (рис. 2). По Приволжскому федеральному округу снижение индекса среднесписочной численности по субъектам МСП соответствует общероссийской динамике с разницей в 0,21% в пользу ПФО. К концу 2021 года индекс динамики среднесписочной численности работников субъектов сектора МСП (юридических лиц) демонстрировал рост относительно начала года с тенденцией к дальнейшему повышению.

Рисунок 2. Индекс динамики среднесписочной численности субъектов предприятий малого и среднего предпринимательства (юридических лиц) в 2021 году (в % к предыдущему месяцу, по состоянию на 10 число следующего месяца)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [22].

Третий ключевой показатель развития субъектов сектора МСП – это оборот. Данные по обороту субъектов МСП представлены в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) – государственный информационный ресурс, в котором «объединены официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ» [23]. Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2020 и 2021 гг. представлен в таблице 3.

В среднем по Российской Федерации за 2021 год прирост оборота малых предприятий составил 16,7%, однако такой рост по большей части обусловлен инфляцией. По ПФО рост еще больше – 18,9%, Пермский край же демонстрирует не такой значительный рост оборота в секторе МСП, всего 11,5%, что существенно ниже среднего по региону и стране.

Таблица 3

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) в РФ, ПФО и Пермском крае в 2020–2021 гг., млрд руб.

Регион
2020 г.
2021 г.
Темп роста 2021 г. к 2020 г., %
Российская Федерация
25 619,8
29 901,8
116,7%
Приволжский федеральный округ
3 880,2
4 613,4
118,9%
Пермский край
366,1
408,1
111,5%
Источник: составлено автором по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [23].

Ежемесячные данные по обороту субъектов МСП в региональном разрезе и по округам на данном ресурсе не представлены.

Ключевыми тенденциями в секторе малого и среднего предпринимательства Пермского края, ПФО и РФ по итогам 2021 года стали рост количества и оборота хозяйствующих субъектов с одновременным снижением среднесписочной численности сотрудников субъектов МСП относительно результатов 2020 года. Выявленные тенденции обусловлены рядом объективных факторов. При анализе итогов 2021 года в сравнении с 2020 годом отмечается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, который достиг допандемийного уровня, чему способствовало восстановление экономической активности в предпринимательском секторе благодаря целому комплексу мер поддержки Правительства РФ и быстрой адаптации предпринимателей к новым экономическим условиям.

Положительный эффект произвели меры поддержки МСП федерального уровня, реализация которых осуществлялась в первой половине 2021 года, это:

- мораторий на проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- льготная кредитная программа «ФОТ 3:0» с кредитной ставкой 3%;

- компенсация банковских комиссий и др.

Анализ показателей развития субъектов МСП в 2021 году помесячно выявил резкое снижение количества субъектов МСП и среднесписочной численности работников данного сектора экономики в середине 2021 года как в Пермском крае, так и в ПФО и по Российской Федерации в целом. Количество закрытых предприятий МСП в мае-июне 2021 года в два раза превысило аналогичные показатели коронавирусного 2020 года – это абсолютный антирекорд с 2013 года.

По данным ФНС [22], большая часть закрытых в первом полугодии 2021 года предприятий МСП ликвидированы по собственной инициативе, что обусловлено следующими причинами:

- в 2021 году субъекты МСП массово столкнулись с необходимостью уплаты отложенных налоговых обязательств в связи с окончанием моратория на банкротства;

- исключение субъектов МСП из реестра по решению ФНС в рамках закона 129-ФЗ, если предприниматель за 15 месяцев не предоставил отчетные документы, просрочил действие патента или имеется задолженность перед бюджету;

- для ИП преимущественной причиной закрытия стала смерть самого владельца микробизнеса, их доля составила 1,2% от всего числа ликвидированных ИП.

Положительной тенденцией является рост числа средних предприятий, который составил 5,2%, что обусловлено расширением доли госзакупок для субъектов МСП.

Увеличение среднесписочной численности работников субъектов МСП после резкого падения в мае-июне 2021 года подтверждает целесообразность и своевременность принятых Правительством РФ мер по снижению страховых платежей, прямых субсидий на МРОТ работников, налоговых каникул и реструктуризации кредитов. Данные меры поддержки деятельности субъектов МСП побудили предпринимателей оформить часть своих сотрудников официально для получения больших субсидий и льгот. Тем не менее по итогам 2021 года численность занятых не достигла уровня 2020 года и продемонстрировала снижение.

Заключение

Информационная база для оценки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в региональном срезе – фрагментарна, представлена различными источниками, данные в которых разнятся по значениям и по периодам наблюдений, что не позволяет сформировать полную и достоверную картину состояния сектора МСП и проследить его динамику.

Проведя анализ ключевых показателей развития МСП по Пермскому краю, ПФО и РФ, выявлено, что миновав спад в середине 2021 года, малый бизнес к концу года демонстрирует восстановление докризисных уровней количественных показателей, причем достигнутые в регионе значения незначительно меньше общероссийских. Продление антикризисных мер поддержки и введение новых оказали положительное влияние на малый бизнес. Для сохранения наметившейся тенденции роста сектора МСП государству целесообразно продолжить политику снижения налоговой нагрузки или введение новой налоговой реструктуризации, поскольку главными проблемами бизнеса в конце 2021 года остаются низкий спрос в условиях коронавирусных ограничений, невозможность уплаты имущественных налогов и арендной платы, а также дефицит финансов для выплат заработной платы сотрудникам и взносов с ФОТ.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 (дата обращения: 07.07.2022).
2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
4. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства».
5. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy (дата обращения: 07.07.2022).
6. Корпорация МСП. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 07.07.2022).
7. Виленский А. В. К вопросу о влиянии малого и среднего предпринимательства на развитие российских регионов: реалии и возможности // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 4. – c. 24–38. – doi: 10.52180/2073-6487_2021_4_24_38.
8. Сотская Т. В., Карташов К. А., Овчаренко Н. А., Кунаковская И. А. Региональное управление малым и средним бизнесом в рыночной экономике // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 10. – c. 93–99.
9. Загоруйко Д. Л. Региональная поддержка малого предпринимательства в России: успешные практики // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 1. – c. 87–93. – doi: 10.24411/2304-6139-2020-00016.
10. Бондаренко И. В. Предпринимательский климат региона как фактор устойчивого развития предпринимательских структур // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы V Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина. 2019. – c. 283–288.
11. Иовлева О. В. Механизм формирования предпринимательского климата в условиях промышленно развитого региона // Национальная Ассоциация Ученых. – 2021. – № 73-2. – c. 15–17.
12. Альбеков А. У., Куринова Я. И. Вопросы построения предпринимательской экосистемы региона // Финансовые исследования. – 2021. – № 4. – c. 129–135.
13. Дорошенко С.В, Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. – 2017. – № 4. – c. 212–221.
14. Токаева Б. Б., Токаева А. Б., Багаев Б. Э. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на инновационное развитие регионов // Управленческий учет. – 2022. – № 5-2. – c. 314–320. – doi: 10.25806/uu5-22022314-320.
15. Невмывако В. П. Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы для малого и среднего предпринимательства // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 1. – c. 96–109. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-1-96-109.
16. Чепуренко А. Кризис как вызов и ресурс для предпринимательства: уроки пандемии // Форсайт. – 2021. – № 4. – c. 5-7. – doi: 10.17323/2500-2597.2021.4.5.7.
17. Донченко И. А. Субъекты малого и среднего предпринимательства в условиях санкционных ограничений: трудности, поддержка, возможности // Молодой ученый. – 2022. – № 19. – c. 176–178.
18. Стрельченко Е. А. Экономический потенциал малого и среднего бизнеса региона в условиях политики импортозамещения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2017. – № 4. – c. 103–108. – doi: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-103-108.
19. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 05.06.2015 № 259 «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства». Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 07.07.2022).
20. Ильина С.А., Доржиева В.В. Проблемы качества оценки показателей субъектов малого и среднего предпринимательства и измерения их вклада в достижение целей формирования новой модели развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2415–2430. – doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
21. Перепись Росстата: больше 50% выручки малый бизнес в России заработал в торговле. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/news/perepis-rosstata-bolshe-50-vyruchki-malyy-biznes-v-rossii-zarabotal-v-torgovle.html (дата обращения: 07.07.2022).
22. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 07.07.2022).
23. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/57803 (дата обращения: 07.07.2022).

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:53:27