Региональные программы стимулирования малого бизнеса в России (на примере Тюменской области)

Киселица Е.П.1, Бабурина Н.А.1, Лаврович А.Э.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 12, Номер 4 (Апрель 2022)

Цитировать:
Киселица Е.П., Бабурина Н.А., Лаврович А.Э. Региональные программы стимулирования малого бизнеса в России (на примере Тюменской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 1347-1360. – doi: 10.18334/epp.12.4.114439.

Аннотация:
В статье раскрывается сущность регионального стимулирования малого бизнеса. Выделяются основные формы его поддержки, а также условия, необходимые для ее получения. Рассмотрены основные виды косвенной финансовой поддержки и выявлена специфика региональных программ стимулирования. Рассмотрены региональные программы стимулирования малого бизнеса в Тюменской области и выполнен анализ основных показателей деятельности малого бизнеса в данном регионе.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, региональные программы, стимулирование малого бизнеса

JEL-классификация: L26, M21, R12, R13



Введение

Изучение сектора малого бизнеса и его государственного стимулирования остается актуальным вопросом в настоящее время, т.к. данный вид деятельности очень уязвим, особенно в период экономического кризиса, в то время, как для экономики любой страны важны количество и эффективность деятельности малых предприятий.

В последние годы появилось немало публикаций, обосновывающих целесообразность вмешательства государства в деятельность малого бизнеса, а так же важность формирования четкой государственной политики поддержки развития малых предприятий.

Немало авторов посвятили свои исследования вопросам расширения поддержки малого бизнеса: Горшкова Н.В. [10], Петров Д.В., Хорольская Т.Е. [19], Щурина С.В. [23] и др. Так Горшкова Н.В. [7] уделяет внимание увеличению косвенных видов финансовой поддержки, таких, как рост государственных гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, в связи с наличием проблемы высокой коррупции в области прямого финансирования.

В исследованиях Бухвальда Е.М. [4], Заболоцкая В.В., Богданцова О.В. [13], Неопуло К.Л. [16] описаны факторы, повлиявшие на ситуацию в российской экономике в начале 2020 г., изучены причины особой уязвимости отечественного малого бизнеса в период кризисных ситуаций, оценивается адекватность чрезвычайных мер государственной поддержки малого бизнеса и делается вывод о том, что трудности российского малого бизнеса в 2020 являются следствием негативных трендов его развития в предшествующие годы, причины которых кроются в том числе, и в проблемах в реализации государственной политики в отношении малого бизнеса. Так при исследовании вопросов государственной поддержки малого бизнеса Д. О. Бакланова [1] выделяет в качестве серьезной проблем наличие существенных недостатков в законодательной базе: гарантий порядка защиты частной собственности; частые изменяющиеся условия предпринимательской деятельности из-за принятия множества разъяснений, дополнений, инструкций и др. Автор посвящает свои исследования вопросам устранения выявленных недостатков и имеющиеся противоречий нормативных актов законодательству.

Проблема недостаточного внимания к малому и среднему бизнесу в вопросах инновационного развития исследована в работах А. В. Белова [2], Шпилевой А.А. [22], Гарнова А.П., Быковой О.Н., Перепелицы Д.Г. [8] и др. Авторы указывают на необходимость повышения конкурентоспособности предприятий за счет инноваций, стимулирования спроса малого бизнеса на инновации; создания в каждом регионе программ для малого бизнеса, стимулирующих их инновационный потенциал.

Особое развитие в последнее время получили работы, связанные с поддержкой малого бизнеса в кризисных условиях. Козырев А.В., Левашенко А.Д., Коваль А.А. [14] отмечают резко возросшее давление на малый бизнес в России в связи с реализацией политики по сдерживанию распространения COVID-19, что обусловило рост угрозы банкротства и выхода с рынка существенной доли малых предприятий.

В исследованиях Борковой Е.А., Доронина М.В., Мазина А.С [3] подробно описаны государственные меры поддержки пострадавших субъектов малого бизнеса от экономических последствий COVID-19, а так же потенциальные стратегии, позволяющие снизить риск финансовых потерь в случае повторения аналогичной ситуации.

Современные проблемы малого бизнеса свидетельствуют о недостатках государственной регулирования данного сектора экономики, и в частности, в области формирования программ регионального стимулирования. Поэтому исследования в данной области остаются важными и актуальными.

Методологическую базу настоящего исследования составили труды зарубежных и отечественных исследователей в области государственного стимулирования малого бизнеса в России, а так же оценка результатов разработки и реализации региональных программ стимулирования малого бизнеса на примере Тюменской области.

Целью исследования является оценка степени влияния существующей практики по разработке и реализации региональных программ по стимулированию малого бизнеса на его эффективность.

В качестве рабочей гипотезы авторами принята следующая: разработка государственных мер поддержки малого бизнеса в существенной мере определяется учетом специфики конкретной ситуации, в которой оказались предприятия и организации, и в частности, региональными особенностями их деятельности.

По результатам исследования установлено, что власти регионов должны самостоятельно формировать и совершенствовать программы стимулирования для малого бизнеса исходя из специализации и специфики регионов, наличия рабочих мест, уровня безработицы, поскольку только в рамках каждого отдельного региона можно учесть определенные реальные потребности и риски. Т.к. только такой индивидуальный подход сможет обеспечить высокую эффективность реализации государственных мер на уровне конкретного региона.

Основная часть

Неоспорима велика роль предпринимательской деятельности в экономическом развитии регионов, ведь именно малый бизнес в большей степени устанавливает уровень развития региональной экономики. Малое предпринимательство обеспечивает самореализацию человека, формирование рабочих мест, осваивает новые рыночные сегменты, способствует повышению доли среднего класса и повышению экспорта.

Малый бизнес нацелен на нужды местных потребителей и обладает способностью к внедрению инноваций, это связано с тем, что предприниматели готовы рисковать, инициативны, а ограниченность ресурсов и средств создает предпосылки к поиску наиболее выгодных условий для своей деятельности, тем самым происходит внедрение новшеств. Ключевой особенностью малого предпринимательства является его гибкость, то есть возможность быстрого реагирования на изменения рыночной экономики. Принятые меры стимулирования малого бизнеса влияют на эффективность его деятельности [9].

Ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [17] рассмотрим два основных определения: субъекты малого бизнеса и поддержка субъектов малого бизнеса. К первой категории относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные согласно определенным критериям к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, данные о которых содержатся в едином госреестре. Под поддержкой же понимается осуществление деятельности органов власти и организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса, которая реализуется в соответствии с госпрограммами РФ, программами субъектов РФ и муниципалитетов в целях развития малого бизнеса.

Дополнительно условиями для предоставления поддержи малому бизнесу являются: осуществление предпринимательской деятельности, не превышающей двух лет; регистрация субъекта малого бизнеса в Федеральной налоговой службе в обязательном порядке; отсутствие долгов по налогам, кредитам, социальным отчислениям; предприятие должно быть внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

К финансовой поддержке относится предоставление гарантий по кредитам, субсидий, бюджетных инвестиций, грантов, микрозаймов, льготного лизинга и др. Данная форма поддержки распространяется в основном на приоритетные виды деятельности, такие как здравоохранение, сельское хозяйство, образование, инновации, социальная сфера, туризм, культура, торговля и др. Обратим внимание на новую форму поручительства, введенную в сентябре 2021 г. – это «зонтичный» механизм предоставления поручительства. Сущность в том, что займы могут приобрести предприниматели, которым раньше они не были доступны, к примеру, ввиду отсутствия залога. Оплачивать комиссию за поручительство будет не предприниматель, а банк.

К имущественной поддержке относится передача имущества для реализации предпринимательской деятельности на возмездной или безвозмездной основе, либо на льготных условиях. Данный вид поддержки облегчает проблему дорогостоящей аренды.

К информационной поддержке относится создание информационных систем для обмена данными, для проведения семинаров, создание официальных сайтов для размещения актуальной информации и др.

К консультационной форме стимулирования относится деятельность организаций, консультирующих граждан по вопросам в сфере малого бизнеса бесплатно.

Поддержка в сфере образования предполагает образовательную подготовку населения для работы в сфере малого предпринимательства, разработку программ образования.

Также существуют такие формы поддержки, как поддержка в области инноваций, в ремесленной деятельности, во внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Косвенная финансовая поддержка выражается в предоставлении: налоговых льгот (специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, снижение некоторых ставок налогов); освобождение от отчетности; упрощенный бухгалтерский учет; гарантированный рынок сбыта (привилегии для госзакупок без участия крупного бизнеса); пониженные тарифы страховых взносов и др.

Региональные власти обязаны исполнять федеральные программы стимулирования, но регионы имеют право на разработку собственных программ симулирования дополнительно в рамках своей территории, исходя из средств областных и районных бюджетов на проекты бизнеса, развивающие инфраструктуру регионов. Также регионы вправе изменять некоторые налоговые ставки для малых предприятий, производя тем самым регулирование налоговой загруженности. Меры поддержки малого бизнеса в регионах разрабатываются с учетом особенностей отдельного региона, а также задачами развития региона [7].

Немалую роль в осуществлении региональной поддержки играет наличие ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти регионов и необходимых для предоставления помощи субъектам малого бизнеса. При формировании программ важно учитывать приоритетные направления развития малого бизнеса. Власти регионов обязаны предоставлять информацию предпринимателям о возможных рисках. В регионах основными направлениями программ в области стимулирования малого бизнеса являются развитие инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, создание общественных объединений, развитие финансово-кредитного и имущественного стимулирования, совершенствование нормативной и правовой базы [6].

Регионы широко применяют собственные программы поддержки, предполагающие финансирование, такие как субсидии (на открытие нового бизнеса и на развитие существующего), займы по низким ставкам, возмещение затрат за принятие участия в выставках, возмещение части кредитных процентов и затрат по лизингу, налоговые льготы, гранты и др. Центры занятости населения предоставляют субсидии на открытие своего дела, этот метод поддержки на уровне регионов пользуется популярностью у граждан. Данная программа доступна в некоторых регионах и только для индивидуальных предпринимателей, на которых возлагается необходимость в период до трех месяцев включительно подтверждения целевого использования денежных средств [5].

Разработка региональных программ поддержки малого бизнеса имеет определенные цели: рост благосостояния населения, обеспечение рынка товарами и услугами, увеличение инвестиций, развитие конкурентоспособности, увеличение доходов от данного вида деятельности и, следовательно, поступлений в бюджет, рост престижа малого предпринимательства, активности местных производителей и т.д. [12].

Рассмотрим развитие малого предпринимательства и осуществляемые программы стимулирования в Тюменской области. Изменение количества малых предприятий (включая микропредприятия) в динамике за период от 2016 г. до октября 2021 г. в Тюменской области представлено на графике (рис. 1).

Рис. 1. Изменение количества малых предприятий (включая микропредприятия) в динамике в Тюменской области

Источник: [сост. автором на основе 20].

По графику заметен рост показателя числа предприятий до 2020 г. На спад в 2020 г. повлияли ограничения в связи с коронавирусной инфекцией. В 2021 г. (данные на октябрь) ситуация улучшается и происходит постепенное увеличение численности предприятий.

Структура малого бизнеса (без микропредприятий) по популярным отраслям в Тюменской области в 2021 г. представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура малого бизнеса (без микропредприятий) по популярным отраслям в Тюменской области в 2021 г.

Источник: [20].

Малое предпринимательство в наибольшей степени сосредоточено в строительной отрасли – 23%, в сфере доставки и ресторанного бизнеса – 18%, в частных охранных службах – 11% и управлении эксплуатацией жилфонда – 10%. Важна поддержка малого бизнеса региональной властью в приоритетных отраслях, а также привлечение к развитию бизнеса в наименее популярных отраслях.

Изменение среднесписочной численности сотрудников малого бизнеса (без микропредприятий) в динамике в 2016-2020 гг. в Тюменской области отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Изменение среднесписочной численности сотрудников малого бизнеса (без микропредприятий) в динамике в Тюменской области

Источник: [сост. автором на основе 11].

В целом происходит снижение среднесписочной численности, только в 2017 г. наблюдалось увеличение показателя. Снижение свидетельствует о сокращении рабочих мест.

Изменение оборота малого бизнеса (без микропредприятий) в 2016-2020 гг. в Тюменской области в динамике отражено на рисунке 4.

Рис. 4. Изменение оборота малого бизнеса (без микропредприятий) в динамике в Тюменской области

Источник: [сост. автором на основе 11].

Происходило увеличение годового оборота до 2019 г. включительно, а в 2020 г. произошел спад показателя, на это оказало негативное влияние сокращение количества предприятий из-за пандемии.

Отсюда можно сделать вывод, что кризис 2020 г. отрицательно отразился на числе малых предприятий и, следовательно, на их годовом обороте и среднесписочной численности. До 2020 г. число малых предприятий и их оборот имели тенденцию к росту. О сокращении рабочих мест и, соответственно, занятых в экономике свидетельствует сокращение численности сотрудников малого предпринимательства. В Тюменской области приоритетными сферами деятельности малого бизнеса являются строительство и рестораны.

В регионе имущественная поддержка предпринимателей осуществляется посредством предоставления аренды на льготных условиях, создания технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр», реализующего продвижение инновационных проектов. В его состав входят: бизнес-инкубаторы, предоставляющие льготную аренду офисных помещений; индустриальные парки «Боровский» и «Богандинский» предоставляют аренду земли для нового производства с обеспечением необходимой инфраструктуры; агропромышленный парк «Ишимский»; областной IT-центр.

Программы по инвестиционным займам для предпринимателей в Тюменской области представлены в таблице 1.

Таблица 1

Программы по инвестиционным займам для предпринимателей

Название программы
Получатели поддержки
Сумма
Срок
Годовая ставка
Лесная промышленность
Реализующие деятельность по обработке древесины, производству изделий из пробки и дерева
от 5 до 20 млн. руб.
до 36 мес.
2%
Социальное предпринимательство
В области социального бизнеса, а именно ухода за инвалидами и престарелыми, образования
от 5 до 50 млн. руб.
до 84 мес.
Ключевая ставка Банка России
Инвестиционные займы
Субъекты МСП, в т. ч. в области промышленности
до 60 мес.
8,5%
Источник: [21].

Данные программы имеют общую цель – реализация инвестпроекта.

Программы по микрофинансированию для предпринимателей в Тюменской области представлены в таблице 2.

Таблица 2

Программы по микрофинансированию для предпринимателей

Название программы
Сумма
Срок
Годовая ставка
Легкий старт
до 1 млн. руб.
до 36 мес. и до 24 мес. при режиме ЧС или повышенной готовности
Ключевая ставка Банка России
Доверие
7,5% - для приоритетных проектов и соц. бизнеса; 8,45% - для неприоритетных
Микрофинансирование и развитие (МиР)
до 5 млн. руб.
В зависимости от категории проекта и наличия залога
Микрозаймы для самозанятых
до 500 тыс. руб.
Ключевая ставка Банка России с коэффициентом 1 - с залогом; 1,5 - без залога
Действуй (без залога)
до 1 млн. руб.
до 24 мес.
Ключевая ставка Банка России
Действуй (с залогом)
до 2 млн. руб.
Источник: [21].

Поручительства малому бизнесу предоставляются на следующих условиях: срок кредитов не превышает 15 лет, а микрозаймов и банковских гарантий не превышает 3 лет; сумма поручительства не превышает 70% от суммы обязательств, но не превышает 25 млн. руб.; поручительства имеют возмездный характер (размер вознаграждения 0,5-1% годовых от размера поручительства); исключается поддержка игорного бизнеса и участников согласий о разделе продукции.

Субсидии обеспечиваются в виде компенсаций: части затрат на уплату кредитных процентов; части затрат по договору лизинга и по лизинговым платежам; затрат на уплату аванса по лизингу; части затрат за принятие участия на ярмарках и выставках; части затрат на образовательные услуги и др. Также осуществляется поддержка в виде субсидий инновационным предприятиям.

Органы власти Тюменской области активно содействуют предпринимателям в развитии их деятельности, это подтверждает множество разработанных программ стимулирования различных отраслей. Предпринимателям доступна вся информация о стимулировании на интернет-ресурсах. Ситуация в регионе свидетельствует о том, что для развития бизнеса и привлечения граждан в данную область формируются необходимые условия.

Таким образом, региональные программы представляют собой совокупность методов, ведущих к развитию малого бизнеса и разрабатываемых администрацией отдельного региона. Власти регионов должны самостоятельно формировать и совершенствовать программы стимулирования для малого бизнеса исходя из специализации и специфики регионов, наличия рабочих мест, уровня безработицы, поскольку только в рамках каждого отдельного региона можно учесть определенные реальные потребности и риски.

Важнейшую роль играет поддержка начинающим предпринимателям, так как недостаточные знания о бизнесе и нехватка средств препятствуют желанию и возможностям открытия и развития своего дела.

Заключение

В конце февраля и марте 2022 года из-за обострения геополитической ситуации и введением санкций в отношении России, многие компании выводят свой бизнес из нашей страны. В этой связи, с одной стороны, возникают отличные возможности по развитию новых направлений в бизнесе и освоению опустевших ниш. С другой стороны, сложные экономические и политические условия предопределили дополнительные трудности деятельности малых предприятий и возрастающую роль государства по отношению к деятельности малого бизнеса.

Государство организует финансовую, имущественную, информационную, консультационную и образовательную поддержку малого бизнеса. Некоторые меры вводятся в срочном порядке. Эти меры выступают

инструментом «быстрого реагирования». Но в настоящее время в условиях политической и экономической неопределенности с учетом сдерживающих факторов развития, действующих в связи с короновирусной инфекцией, государственное регулирование должно быть направлено, в первую очередь, на улучшение институциональный среды малого бизнеса.


Источники:

1. Бакланова Д.О., Макаревич М.Л. Стимулирование государством малого бизнеса. Правовое регулирование // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. Курск, 2020. – c. 35-38.
2. Белов А.В. Роль государства в развитии инновационной активности в регионах Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 4А. – c. 159-165.
3. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1181-1194. – doi: 10.18334/epp.11.5.112085.
4. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1319-1336. – doi: 10.18334/epp.10.5.110134.
5. Валиев Э.А. Государственное стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации // Инновационная наука. – 2018. – № 10. – c. 40-44.
6. Валишева М.А. Современная практика государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России // Бизнес и общество. – 2020. – № 1(25). – c. 6.
7. Гапов М.Р., Хубиева Д.К. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах // E-Scio. – 2020. – № 10(49). – c. 41-46.
8. Гарнов А.П., Быкова О.Н., Перепелица Д.Г. Дигитализация экономики: проблемы и перспективы // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2020. – № 3. – c. 81-84. – doi: 10.12737/2306-627X-2020-81-84.
9. Головецкий Н.Я., Гребеник В.В., Кохановская И.И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России на федеральном и региональном уровнях // Вестник университета. – 2018. – № 12. – c. 71-76. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-12-71-76 .
10. Горшкова Н.В., Мамедов Р.Н. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 2(39). – c. 20-24.
11. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. Деловой портал Правительства Тюменской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical (дата обращения: 01.11.2021).
12. Долженков С.В. Малый бизнес: понятие, критерии, роль // Известия Регионального финансово-экономического института. – 2017. – № 3(15). – c. 4.
13. Заболоцкая В.В., Богданцова О.В. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика: теория и практика. – 2019. – № 3(55). – c. 78-86.
14. Козырев А.В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 267-284. – doi: 10.18334/epp.11.2.111633.
15. Левашенко А.Д., Коваль А.А. Меры финансовой и нефинансовой поддержки МСП в условиях ситуации с COVID-19 // Экономическое развитие России. – 2020. – № 5. – c. 66-70.
16. Неопуло К.Л. О необходимости совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора повышения предпринимательской активности малого бизнеса // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – № 1. – c. 137-145. – doi: 10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145.
17. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 01.11.2021).
18. О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области: закон Тюменской области от 05.05.2008 № 18. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/18733375 (дата обращения: 01.11.2021).
19. Петров Д.В., Хорольская Т.Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 28(2). – c. 215-219. – doi: 10.24411/2309-4788-2020-10104.
20. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба России. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 01.11.2021).
21. Фонд инвестиционного агентства Тюменской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iato.ru/podderzhka-biznesa/finansovaya/zaymy (дата обращения: 01.11.2021).
22. Шпилёва А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 299-312. – doi: 10.18334/epp.11.2.111637.
23. Щурина С.В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 1. – c. 60-71. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-60-7.

Страница обновлена: 02.05.2022 в 20:09:17