Цифровая инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан

Галимуллина Н.А.1
1 Уфимский университет науки и технологий (УУНТ), Россия, Уфа

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50208212

Аннотация:
Глобальная цифровая повестка стала серьезным вызовом для российского малого бизнеса. Новые условия цифровой экономики диктуют предпринимателям необходимость трансформации своего бизнеса и адаптации его к цифровой среде. Пандемия COVID-19 и связанные с ней социально-экономические ограничения сыграли роль катализатора процессов цифровизации общественной жизни и ускорили переход бизнеса в цифровое пространство, что потребовало изменения инструментария и расширения доступа предпринимателей к мерам поддержки, обусловив необходимость формирования и развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном уровне. В статье проведен анализ современного уровня развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан, как одного из регионов-лидеров по развитию данного сектора экономики. Исследованы востребованные предпринимателями меры поддержки, реализуемые в виде онлайн услуг и сервисов на различных цифровых платформах федерального и регионального уровня. Проведен обзор успешных практик цифрового взаимодействия региональных властей и предпринимательского сообщества Республики Башкортостан в части поддержки предпринимательской инициативы. Обозначены отдельные результаты работы цифровых платформ и уровень удовлетворенности малого бизнеса предоставляемыми в цифровом формате мерами поддержки. Результаты исследования развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан подтверждают, что высокий уровень развития цифровой инфраструктуры, обеспечивающей доступность мер государственной поддержки в виде услуг и сервисов в цифровом формате, обусловливает активизацию реализации предпринимательской инициативы и развитие малого бизнеса в регионе. Материалы статьи будут полезны органам власти различного уровня и другим заинтересованным в развитии малого и среднего предпринимательства институтам, а также самим предпринимателям.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, цифровизация, цифровая экономика, цифровые платформы, развитие, санкции, пандемия

JEL-классификация: L26, M21, R12, R13



Введение

В Российской Федерации остро стоит вопрос развития сектора малого и среднего предпринимательства. В условиях санкционного давления на экономику страны и последствий пандемийных ограничений, задача развития одного из самых важных и перспективных секторов экономики приобрела новую значимость и актуальность. В Российской Федерации для реализации государством мероприятий, направленных на поддержку развития сектора малого и среднего предпринимательства, сформирована инфраструктура поддержки, включающая перечень специальных организаций, центров, фондов, бизнес-инкубаторов, промышленных парков и т.п., деятельность которых направлена на поддержку малых и средних предприятий за счет бюджета и иного имущества РФ, субъектов или муниципальных образований в рамках программ (подпрограмм) по развитию малого и среднего предпринимательства. Помимо федеральной поддержки, региональные и местные органы власти реализуют свой комплекс мер. Цифровая экономика требует цифровых инструментов управления развитием экономических субъектов, в первую очередь это касается инфраструктуры.

Аналитический обзор научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей, освещающих вопросы развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, выявил, что учеными проведен целый комплекс исследований, рассматривающих различные аспекты развития предпринимательства, а также проблематику государственной поддержки развития малых и средних предприятий (МСП), в том числе и инфраструктуру развития МСП в условиях цифровизации экономики.

Изучая проблематику развития малого и среднего предпринимательства, ученые, в своих исследованиях детально раскрывают проблемы развития данного сектора экономики [1] (Nikitina N.A., 2021), определяют тенденции и структурируют факторы развития МСП в новых условиях пандемийного давления [2] (Zemcov S.P., Mihajlov A.A., 2021), решают задачу оценки потенциала развития предпринимательства [3] (Sharyj A.N., 2021).

Многие ученые акцентируют внимание на важности региональной специфики в развитии малого и среднего предпринимательства [4, 5] (Vasjuchkova A.S., 2020; Glezman L.V., 2022), а также подчеркивают ключевую роль инновационных технологий в формировании благоприятного предпринимательского климата в регионе [6] (Litvin I.Ju., 2021), важность мер поддержки, реализуемых государством в целях развития малого и среднего предпринимательства [7] (Sannikov D.V., 2022) и значимость инфраструктуры и составляющих ее институтов поддержки, как среды развития МСП [8, 9] (Krasovskij N.A., 2021; Prokop'ev A.V., 2021).

Инфраструктура развития малого и среднего предпринимательства формируется под воздействием уникальных для каждого региона условий и факторов, а также особенностей проводимой региональными властями политикой, направленной на поддержание предпринимательской инициативы в регионе и создании благоприятного предпринимательского климата. В связи с чем, при выполнении исследований в рамках данной статьи особый интерес представили научные работы, посвященные исследованию проблематики развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [10] (Gibadullin R. V., 2019), стратегии развития малого предпринимательства в регионе [11] (Aseev A.V., 2022), вопросам развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в республике [12] (Modzhina N.V., 2014), потенциалу [13] (Isjangulova Je.I.) и институциональным тенденциям развития МСП [14] (Ishmuhametov Je.M., Hisaeva A.I., Gajsina R.R., 2020).

Таким образом, результаты проведенного анализа общедоступных научных источников, раскрывающих различные аспекты развития малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о недостаточной проработанности данной проблематики в части исследования задач и достигнутого уровня цифровизации мер поддержки и создания цифровой инфраструктуры развития сектора МСП, что в современных условиях развития цифровой экономики представляется исключительно важной задачей. Исходя из этого, исследование цифровой инфраструктуры развития малого бизнеса и составляющих ее элементов в региональном разрезе представляется теоретически актуальной и практически значимой задачей.

Цель исследования

Цель данной статьи – исследование цифровых платформ, составляющих цифровую инфраструктуру, как инструментария поддержки развития малого и среднего предпринимательства на государственном уровне в условиях становления и развития цифровой экономики.

Материалы и методы исследования

В статье использованы материалы официальных сайтов различных институтов поддержки развития предпринимательства РФ и Республики Башкортостан и результаты исследований развития инфраструктуры.

При выполнении исследования применялись методы сравнительного, статистического и динамического анализа, систематизации, обобщения и агрегирования данных, методы графической визуализации и интерпретации данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [15] определена необходимость и важность поддержки бизнеса на всех этапах его развития. В рамках национального проекта в Республике Башкортостан разработаны и реализуются три региональных проекта:

1. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;

3. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.

По данным Росстата Республика Башкортостан на протяжении нескольких лет входит в число регионов-лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства, так по количеству субъектов в 2021 году республика занимала 3-е место среди регионов Приволжского федерального округа и 11-е место в Российской Федерации, что обусловило выбор региона в качестве базы исследования развития цифровой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Инфраструктура поддержки и развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан, обеспечивающая доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам, представлена целым комплексом институтов, перечень которых приведен на рисунке 1.

Министерством предпринимательства и туризма Республики Башкортостан в 2022 году было проведено исследование по удовлетворенности предпринимателей региональными мерами государственной поддержки, на основе опроса 82 представителей малого бизнеса [16].

Рисунок 1. Институциональная инфраструктура поддержки и развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан

Источник: составлено автором

Результаты исследования показали, что из общего числа опрошенных предпринимателей:

62% - воспользовались мерами государственной поддержки за последние 12 месяцев;

48% - проинформированы о действующих налоговых льготах;

59% - владеют информацией об услугах, предоставляемых Гарантийным фондом;

70% - знают о субсидиях, предоставляемых государством;

42% - проинформированы о б иных инструментах государственной финансовой поддержки предпринимательства [16].

Более половины предпринимателей (54%), принявших участие в опросе, высоко оценивают уровень и условия получения государственных субсидий. Средняя уровня удовлетворенности мерами государственной поддержки, действующими в Республике Башкортостан, составила 4 балла из 5 возможных [16]. Достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан и высокий уровень удовлетворенности мерами поддержки со стороны предпринимательского сообщества обусловлены доступностью предоставляемых мер государственной поддержки, упрощенным порядком взаимодействия с государственными органами и институтами, действующими в сфере поддержки и развития предпринимательства и высокой степенью информированности заинтересованных предпринимателей, что стало возможным благодаря цифровым услугам и сервисам, реализуемым на цифровых платформах поддержки малого бизнеса.

Основу цифровой инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса в регионах призвана составить государственная цифровая платформа МСП, разработанная АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития РФ. Цифровая платформа запущена на сайте мсп.рф [17], на котором представители малого бизнеса в онлайн-режиме могут получить доступ к федеральным и региональным мерам поддержки, кредитам, программам обучения, и другим государственным и коммерческим сервисам и услугам. Количество доступных сервисов платформы составляет 22 единицы и постоянно расширяется (рис. 2).

Рисунок 2. Доступные цифровые онлайн-сервисы и услуги платформы МСП

Источник: Платформа МСП [17]

Сервисы и услуги, представленные на портале МСП.РФ предназначены для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе для организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, которых на платформе зарегистрировалось уже более 225 000 [18]. Доступ к услугам и сервисам осуществляется с помощью учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) портала Госуслуг, что обеспечивает автоматический перенос актуальных данных о каждом бизнесе на цифровую платформу и упрощает использование сервисов.

Ранее АО «Корпорация МСП» был запущен «Бизнес-навигатор МСП» [19] - онлайн портал для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. Официальный бесплатный ресурс для развития малого и среднего бизнеса позволяет в онлайн режиме выбрать конкурентоспособный бизнес в интересующем городе или регионе, рассчитать примерный бизнес-план, подобрать в аренду помещение, а также получить кредитную поддержку банка. Портал охватывает 169 крупнейших городов, 90 видов бизнеса в сфере городского сервиса и более 300 примерных бизнес-планов.

Рисунок 3. Продукты и услуги портала Бизнес-навигатора МСП

Источник: Составлено автором по данным [19]

В части организации и мер поддержки бизнеса на Портале Бизнес-навигатора представлены следующие сервисы: подбор мер государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса; поиск центров консультирования бизнеса; поиск инновационно-производственной инфраструктуры; поиск экспортных центров; поиск Торгово-промышленных палат; поиск региональных центров компетенций; поиск имущественной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, коворкингов, агропромышленных и технопарков.

Для защиты предпринимателей от давления на бизнес со стороны правоохранительных органов АНО «Платформа», учредителями которой выступили «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», а также Минэкономразвития России, выступила оператором цифровой платформы ЗАБИЗНЕС.РФ [20], которая представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.

За время работы платформы зарегистрировано 3 510 обращений и 4 078 пользователей (рис. 4).

Основными целями ресурса являются:

1. Снижение неправомерного административного давления в отношении предпринимателей со стороны правоохранительных органов;

2. Содействие развитию конструктивного диалога бизнеса и власти; совершенствование и повышение прозрачности деятельности правоохранительных органов;

3. Улучшение инвестиционного климата в России; формирование новых стандартов работы органов власти с обращениями предпринимателей.

Ключевым элементом цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан является Единый инвестиционный портал «Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан» [21].

Рисунок 4. Статистика обращений на платформе ЗАБИЗНЕС.РУ

Источник: цифровая платформа ЗАБИЗНЕС.РУ [20]

Портал содержит три крупных раздела, в которых размещена вся необходимая информация для ведения бизнеса в Республике Башкортостан: инвесторам, предпринимателям и о регионе.

Для предпринимателей представлены разделы:

1. Бизнес-шерифы (ФИО, контактные данные по каждому муниципалитету), полномочия которых заключаются в том, чтобы:

- наладить взаимодействие представителей малого бизнеса с властью, в том числе принимать обращения предпринимателей и содействовать в решении вопросов бизнеса на муниципальном уровне;

- инициировать предпринимательские часы с теми представителями органов власти, которые могут решить конкретные вопросы по обращению представителей малого бизнеса:

- контролировать исполнение поручений;

- содействовать в получении мер поддержки на местах и оформлении необходимых для этого документов;

- консультировать по вопросам открытия и развития бизнеса;

- оказывать помощь начинающим предпринимателям с выбором системы налогообложения и организационно-правовой формы предприятия;

- подбирать подходящие помещения и земельные участки из доступного муниципального имущества;

- организовать обучение для предпринимателей и информировать о нововведениях, касающихся бизнеса.

Фактически это представители предпринимателей в органах власти.

2. Самозанятые – раздел содержит подробную информацию о данной форме занятости, перечень мер поддержки и пр.

3. Создание бизнеса – пошаговая инструкция для реализации предпринимательской инициативы с подробным описанием каждого этапа.

4. Развитие бизнеса – описание возможностей развития субъектов малого бизнеса в республике.

5. Поддержка бизнеса включает: полезные инструкции для бизнеса, меры поддержки, имущественная поддержка (ИС Имущество), специальные площадки для бизнеса, госзакупки, инфраструктуру поддержки предпринимательства, услуги для бизнеса.

6. Ликвидация бизнеса – раздел содержит инструкцию по ликвидации бизнеса с описанием процедур и возможных ошибок.

7. Госзакупки – включает описание системы госзакупок и инструкцию для принятия участия в госзакупках. Telegram

Для представителей малого бизнеса на портале представлены база знаний с упакованными готовыми инструкциями под разные ситуации, возникающие в предпринимательской деятельности, 17 электронных сервисов и услуг, предназначенных для упрощения ведения предпринимательской деятельности, для получения антикризисной помощи, для поиска и подбора муниципального и государственного имущества, подачи онлайн-заявок на мероприятия для предпринимателей, для полезных рассылок, получения статуса резидента в технопарке и в особо экономической зоне (рис. 5).

В 2020 году поступило 8220 заявок на получение мер поддержки, получили поддержку 7072 предпринимателя. В 2021 году поступило 7527 заявок на получение мер поддержки, получил поддержку 5551 предприниматель [21].

Рисунок 5. Сервисы поддержки малого бизнеса на портале Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан

Источник: Единый инвестиционный портал «Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан» [21]

Поиск подходящей меры поддержки можно осуществлять с использованием фильтров по параметрам: сфера деятельности (промышленность, сельское хозяйство и т.д.); тип поддержки (грант, субсидия, льготный кредит, налоговая льгота и т.д.); ключевое слово (технопарк, семейная ферма, рыбоводство и т.д.).

Полезные сведения прикладного характера для предпринимателей в виде лайфхаков, подсказок, пошаговых инструкций, записей прямых эфиров с экспертами, историй успеха, приглашений на обучение содержатся в аккаунтах портала в популярных социальных сетях ВKонтакте, Одноклассники, Telegram.

На портале представлены данные по результатам оказанной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства:

по линии АО «Корпорация МСП» компаниям республики предоставлено 67 гарантий объемом 2,2 млрд. рублей, что позволило привлечь 5,9 млрд. рублей заемного финансирования, в том числе 4 совместные сделки с общим объемом поручительства Региональной гарантийной организации Республики Башкортостан по «Согарантиям» – 16 млн. рублей, что позволило привлечь 96,1 млн. рублей;

по линии Гарантийного фонда Республики Башкортостан региональным компаниям предоставлено 117 поручительств общим объемом 874 млн. рублей, что позволило привлечь 1,9 млрд. рублей заемного финансирования;

получили финансовую поддержку более 13 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства;

воспользовались продуктами Региональной лизинговой компании: 65 предпринимателей, общий объем финансовой поддержки составил 780 млн рублей [21].

Важным элементом цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан является сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, на котором помимо информационной и организационной поддержки, предприниматели могут воспользоваться услугами консультирования различных специалистов, а также в электронной форме обратиться непосредственно к бизнес-омбудсмену за защитой их прав и интересов [22].

В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019 году в Башкортостане впервые состоялось открытие центра «Мой бизнес» [23] в г. Уфа. На сегодняшний день офисы центров функционируют в 12 городах Башкортостана. В структуре моего бизнеса функционируют центры поддержки предпринимателей, инноваций социальной сферы, народно-художественных промыслов, региональный центр инжиниринга, коворкинги и неткворкинги. Также в структуре Агентства ведется деятельность Гарантийного фонда. В центре предпринимателям доступно более 150 видов государственной поддержки.

Особого внимания требует успешный опыт Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан по созданию медиаресурса – делового информационного портала «БизнесБашкирия» [24], освещающего деловые новости, актуальные события, проекты, связи и интересы башкирских предпринимателей.

Рассмотренные элементы цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан в совокупности с федеральными ресурсами формируют цифровую экосистему взаимодействия предпринимательского сообщества с государством.

Выводы

Изучение цифровых платформ, составляющих современную цифровую инфраструктуру поддержки развития малого бизнеса в Республике Башкортостан позволяет сделать вывод о том, что внедрение цифровых услуг и сервисов, интегрированных в цифровые платформы, позволяет значительно расширить доступ предпринимателей к мерам государственной поддержки, что, в свою очередь обусловливает успешную реализацию предпринимательской инициативы и активизацию предпринимательской деятельности в регионе в современных условиях цифровой трансформации социально-экономического пространства экономики страны, логичным результатом которого является развитие предпринимательского сектора Республики Башкортостан, что подтверждается вхождением региона в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, цифровые платформы, цель которых – упрощение ведения бизнеса для предпринимателей, представляются наиболее перспективным инструментом развития малого бизнеса в цифровой экономике.


Источники:

1. Никитина Н.А. Статистический анализ динамики и проблем малого бизнеса в России // Социальные и экономические системы. 2021. № 6 (24). С. 139-151.
2. Земцов С.П., Михайлов А.А. Тенденции и факторы развития малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронавируса // Экономическое развитие России. 2021. Т.28. № 4 С. 34-45.
3. Шарый А.Н. Формирование и реализация потенциала развития малого бизнеса // Сборник научных работ серии «Экономика». 2021. № 24. С. 190-200.
4. Васючкова А.С. Региональный аспект управления предпринимательской активностью на примере женского предпринимательства в дальневосточном регионе // Студенческий Вестник. 2020. № 20-7 (118). С. 41-45.
5. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 7. С. 1855-1868. DOI: 10.18334/epp.12.7.115120.
6. Литвин И.Ю. Влияние инновационных технологий на предпринимательский климат // Инновационное развитие экономики. 2021. № 5(65). С. 54-58. DOI: 10.51832/2223-79842021554
7. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 6. С. 1693-1708. DOI: 10.18334/epp.12.6.114850.
8. Красовский Н.А. Институты поддержки предпринимательства в России // Вестник университета. 2021. № 4. С.116-122. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-116-122.
9. Прокопьев А.В. Развитие инфраструктурной поддержки малого бизнеса в условиях цифровизации: сборник трудов конференции. / А.В. Прокопьев, Т.Н. Чернышова, К.В. Плешков // Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: сборник материалов Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / редкол.: Н.В. Морозова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 80-84.
10. Гибадуллин Р.В. Социальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: [монография] / Р.В. Гибадуллин, М.С. Туракаев; ФНИСЦ РАН. – М.–Уфа: ФНИСЦ РАН, 2019. – 245 с.
11. Асеев А.В. Стратегия развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 87-92. URL: https://moluch.ru/archive/443/96745/ (дата обращения: 15.10.2022).
12. Моджина Н.В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан / Н. В. Моджина, М. И. Хасанова. // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 353-359.
13. Исянгулова Э.И. Потенциал малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201) С. 180-185.
14. Ишмухаметов Э.М., Хисаева А.И., Гайсина Р.Р. Институциональные тенденции развития предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник УНГТУ. 2020. № 2 (32). С. 92-100. DOI: 10.17122/2541-8904-2020-2-32-92-100.
15. Национальный проект «Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 15.10.2022.)
16. Предприниматели Башкортостана удовлетворены региональными мерами господдержки бизнеса / Фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 26.12.2022. URL: https://fondmb.ru/news/predprinimateli-bashkortostana-udovletvoreny-regionalnymi-merami-gospodderjki-biznesa (дата обращения: 26.12.2022)
17. Цифровая платформа МСП. Государственная платформа поддержки предпринимателей. Официальный ресурс. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.2022)
18. Петров А. Просчитанный риск / Ведомости. Город. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/ourcity/articles/proschitannii-risk (дата обращения 21.12.2022)
19. Портал Бизнес-навигатора МСП. Официальный ресурс. URL: https://smbn.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
20. ЗАБИЗНЕС.РФ. Цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей. Официальный ресурс. URL: https://xn--80acmfcf0b7a.xn--p1ai/ (дата обращения 15.10.2022)
21. Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан. Официальный сайт. URL: https://investrb.ru/ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
22. Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан. Официальный ресурс. URL: http://upprb.bashkortostan.ru/index.php (дата обращения: 15.10.2022)
23. Мой бизнес. Республика Башкортостан. Официальный ресурс. URL: https://cmbrb.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
24. Бизнес Башкирия. Деловой информационный портал. Медиаресурс Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан. URL: https://businessbashkiria.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)

Страница обновлена: 08.08.2025 в 07:32:28

 

 

Digital infrastructure for small business support in the Republic of Bashkortostan

Galimullina N.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 12 (december 2022)

Citation:

Abstract:
The global digital agenda has become a serious challenge for Russian small businesses. The new conditions of the digital economy dictate to entrepreneurs the need to transform their business and adapt it to the digital environment. The COVID-19 pandemic and related socio-economic constraints played the role of a catalyst for the digitalization of public life and accelerated the transition of business to the digital space, which required changing the tools and expanding entrepreneurs' access to support measures, necessitating the formation and development of a digital infrastructure to support small businesses at the regional level. The article analyzes the current level of digital infrastructure development to support small businesses in the Republic of Bashkortostan as one of the leading regions in the development of this sector of the economy. The measures of support demanded by entrepreneurs, implemented in the form of online services and services on various digital platforms at the federal and regional levels, are studied. The review of successful practices of digital interaction between regional authorities and the business community of the Republic of Bashkortostan in terms of supporting entrepreneurial initiatives is carried out. The individual results of the work of digital platforms and the level of satisfaction of small businesses with the support measures provided in digital format are indicated. The results of the study of digital infrastructure development to support small businesses in the Republic of Bashkortostan confirm that the high level of digital infrastructure development, which ensures the availability of state support measures in digital format, activates entrepreneurial initiatives and the development of small businesses in the region. The materials of the article will be useful to authorities of various levels and other institutions interested in the development of small and medium-sized businesses, as well as entrepreneurs themselves.

Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, small business, digitalization, digital economy, digital platforms, development, sanctions, pandemic

JEL-classification: L26, M21, R12, R13