Цифровая инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан
Галимуллина Н.А.1
1 Уфимский университет науки и технологий (УУНТ), Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50208212
Аннотация:
Глобальная цифровая повестка стала серьезным вызовом для российского малого бизнеса. Новые условия цифровой экономики диктуют предпринимателям необходимость трансформации своего бизнеса и адаптации его к цифровой среде. Пандемия COVID-19 и связанные с ней социально-экономические ограничения сыграли роль катализатора процессов цифровизации общественной жизни и ускорили переход бизнеса в цифровое пространство, что потребовало изменения инструментария и расширения доступа предпринимателей к мерам поддержки, обусловив необходимость формирования и развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном уровне. В статье проведен анализ современного уровня развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан, как одного из регионов-лидеров по развитию данного сектора экономики. Исследованы востребованные предпринимателями меры поддержки, реализуемые в виде онлайн услуг и сервисов на различных цифровых платформах федерального и регионального уровня. Проведен обзор успешных практик цифрового взаимодействия региональных властей и предпринимательского сообщества Республики Башкортостан в части поддержки предпринимательской инициативы. Обозначены отдельные результаты работы цифровых платформ и уровень удовлетворенности малого бизнеса предоставляемыми в цифровом формате мерами поддержки. Результаты исследования развития цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан подтверждают, что высокий уровень развития цифровой инфраструктуры, обеспечивающей доступность мер государственной поддержки в виде услуг и сервисов в цифровом формате, обусловливает активизацию реализации предпринимательской инициативы и развитие малого бизнеса в регионе. Материалы статьи будут полезны органам власти различного уровня и другим заинтересованным в развитии малого и среднего предпринимательства институтам, а также самим предпринимателям.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, цифровизация, цифровая экономика, цифровые платформы, развитие, санкции, пандемия
JEL-классификация: L26, M21, R12, R13
Введение
В Российской Федерации остро стоит вопрос развития сектора малого и среднего предпринимательства. В условиях санкционного давления на экономику страны и последствий пандемийных ограничений, задача развития одного из самых важных и перспективных секторов экономики приобрела новую значимость и актуальность. В Российской Федерации для реализации государством мероприятий, направленных на поддержку развития сектора малого и среднего предпринимательства, сформирована инфраструктура поддержки, включающая перечень специальных организаций, центров, фондов, бизнес-инкубаторов, промышленных парков и т.п., деятельность которых направлена на поддержку малых и средних предприятий за счет бюджета и иного имущества РФ, субъектов или муниципальных образований в рамках программ (подпрограмм) по развитию малого и среднего предпринимательства. Помимо федеральной поддержки, региональные и местные органы власти реализуют свой комплекс мер. Цифровая экономика требует цифровых инструментов управления развитием экономических субъектов, в первую очередь это касается инфраструктуры.
Аналитический обзор научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей, освещающих вопросы развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса, выявил, что учеными проведен целый комплекс исследований, рассматривающих различные аспекты развития предпринимательства, а также проблематику государственной поддержки развития малых и средних предприятий (МСП), в том числе и инфраструктуру развития МСП в условиях цифровизации экономики.
Изучая проблематику развития малого и среднего предпринимательства, ученые, в своих исследованиях детально раскрывают проблемы развития данного сектора экономики [1] (Nikitina N.A., 2021), определяют тенденции и структурируют факторы развития МСП в новых условиях пандемийного давления [2] (Zemcov S.P., Mihajlov A.A., 2021), решают задачу оценки потенциала развития предпринимательства [3] (Sharyj A.N., 2021).
Многие ученые акцентируют внимание на важности региональной специфики в развитии малого и среднего предпринимательства [4, 5] (Vasjuchkova A.S., 2020; Glezman L.V., 2022), а также подчеркивают ключевую роль инновационных технологий в формировании благоприятного предпринимательского климата в регионе [6] (Litvin I.Ju., 2021), важность мер поддержки, реализуемых государством в целях развития малого и среднего предпринимательства [7] (Sannikov D.V., 2022) и значимость инфраструктуры и составляющих ее институтов поддержки, как среды развития МСП [8, 9] (Krasovskij N.A., 2021; Prokop'ev A.V., 2021).
Инфраструктура развития малого и среднего предпринимательства формируется под воздействием уникальных для каждого региона условий и факторов, а также особенностей проводимой региональными властями политикой, направленной на поддержание предпринимательской инициативы в регионе и создании благоприятного предпринимательского климата. В связи с чем, при выполнении исследований в рамках данной статьи особый интерес представили научные работы, посвященные исследованию проблематики развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [10] (Gibadullin R. V., 2019), стратегии развития малого предпринимательства в регионе [11] (Aseev A.V., 2022), вопросам развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в республике [12] (Modzhina N.V., 2014), потенциалу [13] (Isjangulova Je.I.) и институциональным тенденциям развития МСП [14] (Ishmuhametov Je.M., Hisaeva A.I., Gajsina R.R., 2020).
Таким образом, результаты проведенного анализа общедоступных научных источников, раскрывающих различные аспекты развития малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о недостаточной проработанности данной проблематики в части исследования задач и достигнутого уровня цифровизации мер поддержки и создания цифровой инфраструктуры развития сектора МСП, что в современных условиях развития цифровой экономики представляется исключительно важной задачей. Исходя из этого, исследование цифровой инфраструктуры развития малого бизнеса и составляющих ее элементов в региональном разрезе представляется теоретически актуальной и практически значимой задачей.
Цель исследования
Цель данной статьи – исследование цифровых платформ, составляющих цифровую инфраструктуру, как инструментария поддержки развития малого и среднего предпринимательства на государственном уровне в условиях становления и развития цифровой экономики.
Материалы и методы исследования
В статье использованы материалы официальных сайтов различных институтов поддержки развития предпринимательства РФ и Республики Башкортостан и результаты исследований развития инфраструктуры.
При выполнении исследования применялись методы сравнительного, статистического и динамического анализа, систематизации, обобщения и агрегирования данных, методы графической визуализации и интерпретации данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [15] определена необходимость и важность поддержки бизнеса на всех этапах его развития. В рамках национального проекта в Республике Башкортостан разработаны и реализуются три региональных проекта:
1. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
3. Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
По данным Росстата Республика Башкортостан на протяжении нескольких лет входит в число регионов-лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства, так по количеству субъектов в 2021 году республика занимала 3-е место среди регионов Приволжского федерального округа и 11-е место в Российской Федерации, что обусловило выбор региона в качестве базы исследования развития цифровой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Инфраструктура поддержки и развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан, обеспечивающая доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам, представлена целым комплексом институтов, перечень которых приведен на рисунке 1.
Министерством предпринимательства и туризма Республики Башкортостан в 2022 году было проведено исследование по удовлетворенности предпринимателей региональными мерами государственной поддержки, на основе опроса 82 представителей малого бизнеса [16].
Рисунок 1. Институциональная инфраструктура поддержки и развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан
Источник: составлено автором
Результаты исследования показали, что из общего числа опрошенных предпринимателей:
62% - воспользовались мерами государственной поддержки за последние 12 месяцев;
48% - проинформированы о действующих налоговых льготах;
59% - владеют информацией об услугах, предоставляемых Гарантийным фондом;
70% - знают о субсидиях, предоставляемых государством;
42% - проинформированы о б иных инструментах государственной финансовой поддержки предпринимательства [16].
Более половины предпринимателей (54%), принявших участие в опросе, высоко оценивают уровень и условия получения государственных субсидий. Средняя уровня удовлетворенности мерами государственной поддержки, действующими в Республике Башкортостан, составила 4 балла из 5 возможных [16]. Достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан и высокий уровень удовлетворенности мерами поддержки со стороны предпринимательского сообщества обусловлены доступностью предоставляемых мер государственной поддержки, упрощенным порядком взаимодействия с государственными органами и институтами, действующими в сфере поддержки и развития предпринимательства и высокой степенью информированности заинтересованных предпринимателей, что стало возможным благодаря цифровым услугам и сервисам, реализуемым на цифровых платформах поддержки малого бизнеса.
Основу цифровой инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса в регионах призвана составить государственная цифровая платформа МСП, разработанная АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития РФ. Цифровая платформа запущена на сайте мсп.рф [17], на котором представители малого бизнеса в онлайн-режиме могут получить доступ к федеральным и региональным мерам поддержки, кредитам, программам обучения, и другим государственным и коммерческим сервисам и услугам. Количество доступных сервисов платформы составляет 22 единицы и постоянно расширяется (рис. 2).
Рисунок 2. Доступные цифровые онлайн-сервисы и услуги платформы МСП
Источник: Платформа МСП [17]
Сервисы и услуги, представленные на портале МСП.РФ предназначены для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе для организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, которых на платформе зарегистрировалось уже более 225 000 [18]. Доступ к услугам и сервисам осуществляется с помощью учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) портала Госуслуг, что обеспечивает автоматический перенос актуальных данных о каждом бизнесе на цифровую платформу и упрощает использование сервисов.
Ранее АО «Корпорация МСП» был запущен «Бизнес-навигатор МСП» [19] - онлайн портал для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. Официальный бесплатный ресурс для развития малого и среднего бизнеса позволяет в онлайн режиме выбрать конкурентоспособный бизнес в интересующем городе или регионе, рассчитать примерный бизнес-план, подобрать в аренду помещение, а также получить кредитную поддержку банка. Портал охватывает 169 крупнейших городов, 90 видов бизнеса в сфере городского сервиса и более 300 примерных бизнес-планов.
Рисунок 3. Продукты и услуги портала Бизнес-навигатора МСП
Источник: Составлено автором по данным [19]
В части организации и мер поддержки бизнеса на Портале Бизнес-навигатора представлены следующие сервисы: подбор мер государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса; поиск центров консультирования бизнеса; поиск инновационно-производственной инфраструктуры; поиск экспортных центров; поиск Торгово-промышленных палат; поиск региональных центров компетенций; поиск имущественной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, коворкингов, агропромышленных и технопарков.
Для защиты предпринимателей от давления на бизнес со стороны правоохранительных органов АНО «Платформа», учредителями которой выступили «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», а также Минэкономразвития России, выступила оператором цифровой платформы ЗАБИЗНЕС.РФ [20], которая представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
За время работы платформы зарегистрировано 3 510 обращений и 4 078 пользователей (рис. 4).
Основными целями ресурса являются:
1. Снижение неправомерного административного давления в отношении предпринимателей со стороны правоохранительных органов;
2. Содействие развитию конструктивного диалога бизнеса и власти; совершенствование и повышение прозрачности деятельности правоохранительных органов;
3. Улучшение инвестиционного климата в России; формирование новых стандартов работы органов власти с обращениями предпринимателей.
Ключевым элементом цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан является Единый инвестиционный портал «Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан» [21].
Рисунок 4. Статистика обращений на платформе ЗАБИЗНЕС.РУ
Источник: цифровая платформа ЗАБИЗНЕС.РУ [20]
Портал содержит три крупных раздела, в которых размещена вся необходимая информация для ведения бизнеса в Республике Башкортостан: инвесторам, предпринимателям и о регионе.
Для предпринимателей представлены разделы:
1. Бизнес-шерифы (ФИО, контактные данные по каждому муниципалитету), полномочия которых заключаются в том, чтобы:
- наладить взаимодействие представителей малого бизнеса с властью, в том числе принимать обращения предпринимателей и содействовать в решении вопросов бизнеса на муниципальном уровне;
- инициировать предпринимательские часы с теми представителями органов власти, которые могут решить конкретные вопросы по обращению представителей малого бизнеса:
- контролировать исполнение поручений;
- содействовать в получении мер поддержки на местах и оформлении необходимых для этого документов;
- консультировать по вопросам открытия и развития бизнеса;
- оказывать помощь начинающим предпринимателям с выбором системы налогообложения и организационно-правовой формы предприятия;
- подбирать подходящие помещения и земельные участки из доступного муниципального имущества;
- организовать обучение для предпринимателей и информировать о нововведениях, касающихся бизнеса.
Фактически это представители предпринимателей в органах власти.
2. Самозанятые – раздел содержит подробную информацию о данной форме занятости, перечень мер поддержки и пр.
3. Создание бизнеса – пошаговая инструкция для реализации предпринимательской инициативы с подробным описанием каждого этапа.
4. Развитие бизнеса – описание возможностей развития субъектов малого бизнеса в республике.
5. Поддержка бизнеса включает: полезные инструкции для бизнеса, меры поддержки, имущественная поддержка (ИС Имущество), специальные площадки для бизнеса, госзакупки, инфраструктуру поддержки предпринимательства, услуги для бизнеса.
6. Ликвидация бизнеса – раздел содержит инструкцию по ликвидации бизнеса с описанием процедур и возможных ошибок.
7. Госзакупки – включает описание системы госзакупок и инструкцию для принятия участия в госзакупках. Telegram
Для представителей малого бизнеса на портале представлены база знаний с упакованными готовыми инструкциями под разные ситуации, возникающие в предпринимательской деятельности, 17 электронных сервисов и услуг, предназначенных для упрощения ведения предпринимательской деятельности, для получения антикризисной помощи, для поиска и подбора муниципального и государственного имущества, подачи онлайн-заявок на мероприятия для предпринимателей, для полезных рассылок, получения статуса резидента в технопарке и в особо экономической зоне (рис. 5).
В 2020 году поступило 8220 заявок на получение мер поддержки, получили поддержку 7072 предпринимателя. В 2021 году поступило 7527 заявок на получение мер поддержки, получил поддержку 5551 предприниматель [21].
Рисунок 5. Сервисы поддержки малого бизнеса на портале Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан
Источник: Единый инвестиционный портал «Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан» [21]
Поиск подходящей меры поддержки можно осуществлять с использованием фильтров по параметрам: сфера деятельности (промышленность, сельское хозяйство и т.д.); тип поддержки (грант, субсидия, льготный кредит, налоговая льгота и т.д.); ключевое слово (технопарк, семейная ферма, рыбоводство и т.д.).
Полезные сведения прикладного характера для предпринимателей в виде лайфхаков, подсказок, пошаговых инструкций, записей прямых эфиров с экспертами, историй успеха, приглашений на обучение содержатся в аккаунтах портала в популярных социальных сетях ВKонтакте, Одноклассники, Telegram.
На портале представлены данные по результатам оказанной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства:
по линии АО «Корпорация МСП» компаниям республики предоставлено 67 гарантий объемом 2,2 млрд. рублей, что позволило привлечь 5,9 млрд. рублей заемного финансирования, в том числе 4 совместные сделки с общим объемом поручительства Региональной гарантийной организации Республики Башкортостан по «Согарантиям» – 16 млн. рублей, что позволило привлечь 96,1 млн. рублей;
по линии Гарантийного фонда Республики Башкортостан региональным компаниям предоставлено 117 поручительств общим объемом 874 млн. рублей, что позволило привлечь 1,9 млрд. рублей заемного финансирования;
получили финансовую поддержку более 13 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства;
воспользовались продуктами Региональной лизинговой компании: 65 предпринимателей, общий объем финансовой поддержки составил 780 млн рублей [21].
Важным элементом цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан является сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, на котором помимо информационной и организационной поддержки, предприниматели могут воспользоваться услугами консультирования различных специалистов, а также в электронной форме обратиться непосредственно к бизнес-омбудсмену за защитой их прав и интересов [22].
В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019 году в Башкортостане впервые состоялось открытие центра «Мой бизнес» [23] в г. Уфа. На сегодняшний день офисы центров функционируют в 12 городах Башкортостана. В структуре моего бизнеса функционируют центры поддержки предпринимателей, инноваций социальной сферы, народно-художественных промыслов, региональный центр инжиниринга, коворкинги и неткворкинги. Также в структуре Агентства ведется деятельность Гарантийного фонда. В центре предпринимателям доступно более 150 видов государственной поддержки.
Особого внимания требует успешный опыт Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан по созданию медиаресурса – делового информационного портала «БизнесБашкирия» [24], освещающего деловые новости, актуальные события, проекты, связи и интересы башкирских предпринимателей.
Рассмотренные элементы цифровой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Башкортостан в совокупности с федеральными ресурсами формируют цифровую экосистему взаимодействия предпринимательского сообщества с государством.
Выводы
Изучение цифровых платформ, составляющих современную цифровую инфраструктуру поддержки развития малого бизнеса в Республике Башкортостан позволяет сделать вывод о том, что внедрение цифровых услуг и сервисов, интегрированных в цифровые платформы, позволяет значительно расширить доступ предпринимателей к мерам государственной поддержки, что, в свою очередь обусловливает успешную реализацию предпринимательской инициативы и активизацию предпринимательской деятельности в регионе в современных условиях цифровой трансформации социально-экономического пространства экономики страны, логичным результатом которого является развитие предпринимательского сектора Республики Башкортостан, что подтверждается вхождением региона в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, цифровые платформы, цель которых – упрощение ведения бизнеса для предпринимателей, представляются наиболее перспективным инструментом развития малого бизнеса в цифровой экономике.
Источники:
2. Земцов С.П., Михайлов А.А. Тенденции и факторы развития малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронавируса // Экономическое развитие России. 2021. Т.28. № 4 С. 34-45.
3. Шарый А.Н. Формирование и реализация потенциала развития малого бизнеса // Сборник научных работ серии «Экономика». 2021. № 24. С. 190-200.
4. Васючкова А.С. Региональный аспект управления предпринимательской активностью на примере женского предпринимательства в дальневосточном регионе // Студенческий Вестник. 2020. № 20-7 (118). С. 41-45.
5. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 7. С. 1855-1868. DOI: 10.18334/epp.12.7.115120.
6. Литвин И.Ю. Влияние инновационных технологий на предпринимательский климат // Инновационное развитие экономики. 2021. № 5(65). С. 54-58. DOI: 10.51832/2223-79842021554
7. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 6. С. 1693-1708. DOI: 10.18334/epp.12.6.114850.
8. Красовский Н.А. Институты поддержки предпринимательства в России // Вестник университета. 2021. № 4. С.116-122. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-116-122.
9. Прокопьев А.В. Развитие инфраструктурной поддержки малого бизнеса в условиях цифровизации: сборник трудов конференции. / А.В. Прокопьев, Т.Н. Чернышова, К.В. Плешков // Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: сборник материалов Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / редкол.: Н.В. Морозова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 80-84.
10. Гибадуллин Р.В. Социальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: [монография] / Р.В. Гибадуллин, М.С. Туракаев; ФНИСЦ РАН. – М.–Уфа: ФНИСЦ РАН, 2019. – 245 с.
11. Асеев А.В. Стратегия развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 87-92. URL: https://moluch.ru/archive/443/96745/ (дата обращения: 15.10.2022).
12. Моджина Н.В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан / Н. В. Моджина, М. И. Хасанова. // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 353-359.
13. Исянгулова Э.И. Потенциал малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201) С. 180-185.
14. Ишмухаметов Э.М., Хисаева А.И., Гайсина Р.Р. Институциональные тенденции развития предпринимательства в Республике Башкортостан // Вестник УНГТУ. 2020. № 2 (32). С. 92-100. DOI: 10.17122/2541-8904-2020-2-32-92-100.
15. Национальный проект «Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 15.10.2022.)
16. Предприниматели Башкортостана удовлетворены региональными мерами господдержки бизнеса / Фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан. 26.12.2022. URL: https://fondmb.ru/news/predprinimateli-bashkortostana-udovletvoreny-regionalnymi-merami-gospodderjki-biznesa (дата обращения: 26.12.2022)
17. Цифровая платформа МСП. Государственная платформа поддержки предпринимателей. Официальный ресурс. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.10.2022)
18. Петров А. Просчитанный риск / Ведомости. Город. URL: https://www.vedomosti.ru/gorod/ourcity/articles/proschitannii-risk (дата обращения 21.12.2022)
19. Портал Бизнес-навигатора МСП. Официальный ресурс. URL: https://smbn.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
20. ЗАБИЗНЕС.РФ. Цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей. Официальный ресурс. URL: https://xn--80acmfcf0b7a.xn--p1ai/ (дата обращения 15.10.2022)
21. Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан. Официальный сайт. URL: https://investrb.ru/ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
22. Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан. Официальный ресурс. URL: http://upprb.bashkortostan.ru/index.php (дата обращения: 15.10.2022)
23. Мой бизнес. Республика Башкортостан. Официальный ресурс. URL: https://cmbrb.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
24. Бизнес Башкирия. Деловой информационный портал. Медиаресурс Ассоциации предпринимателей Республики Башкортостан. URL: https://businessbashkiria.ru/ (дата обращения: 15.10.2022)
Страница обновлена: 25.10.2024 в 07:19:13