Направления государственной поддержки развития сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО

Давлетшин А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (238), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Представлено краткое резюме договоренностей по ВТО в части аграрного сегмента, отражена проблема недостаточной государственной поддержки АПК в условиях членства России в ВТО и сформулированы основные направления совершенствования регулирования сельскохозяйственной отрасли.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ВТО, меры поддержки АПК



В декабре 2011 года был подписан Протокол о присоединения России к ВТО, который был ратифицирован Государственной думой 10 июля 2012 года. 21 июля 2012 года Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», согласно которому страна официально вступила в ВТО 23 августа 2012 года.

Торговое резюме

Основные принципы международной торговли сельхозпродукцией в ВТО регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, которое было разработано в декабре 1993 года. В рамках подготовки к вступлению Российской Федерации в ВТО прошло более двадцати заседаний рабочих групп по сельскому хозяйству, проведены как двухсторонние, так и многосторонние встречи экспертов [3].

Основной причиной долгих переговоров по данному вопросу стала позиция стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции, в частности Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Канады, лоббирующих свои интересы в ВТО в части обеспечения либерализации доступа собственной продукции на внутренний российский рынок.

В соответствии с Протоколом краткое резюме аграрного сегмента договоренностей по ВТО выгля-дит следующим образом.

Допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства на 2012-2013 гг. согласован в размере 9 млрд долларов в год с последующим снижением до 4,4 млрд в 2018 г. (для сравнения объем разрешенной в условиях ВТО государственной поддержки сельского хозяйства Китая составляет 147 млрд долларов, ЕС – 107,7 млрд долларов, Японии – 64,3 млрд долларов, США – 23,9 млрд долларов, Швейцарии – 5,8 млрд долларов).

Средневзвешенная ставка импортных пошлин на сельхозпродукцию снижается с 15,1% до 11,2% (ставки по видам продукции представлены в таблице 1).

Сохранится тарифное квотирование импорта говядины, свинины и мяса птицы (стоит отметить, что срок его окончания определен только для свинины – 31 декабря 2019 г.): внутриквотная пошлина на высококачественную говядину составит 15%, внеквотная – 55%; внутриквотная пошлина на свинину составит 0%, внеквотная – 65%; внутриквотная пошлина на мясо птицы составит 25%, внеквотная – 80%. В случае отмены квот Россия должна будет установить единую ввозную пошлину: на говядину – не выше 27,5%; на свинину – не более 25%; на мясо птицы – не более 37,5%.

Несмотря на очевидный вывод о том, что необходимо максимально обезопасить сельское хозяйство от рисков, связанных с вступлением в ВТО, поддержка государством данной отрасли находится на уровне, значительно отстающем от разрешенного в переходный период (табл. 2).

1

Требуется защита от рисков

Текущий объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации существенно ниже разрешенного в соответствии с договоренностями в рамках членства в ВТО [4].

В 2013 г. Госпрограммой предусмотрено оказание поддержки, за исключением мер «зеленой» корзины, в размере около 134 млрд рублей при разрешенном объеме 284 млрд рублей. Недостаточная поддержка сельского хозяйства в переходный период может существенно повысить риски от вступления в ВТО. Расчет произведен на основании данных Госпрограммы 2013–2020. Из общего объема финансового обеспечения Госпрограммы были вычтены меры «зеленой» корзины (к каковой по экспертной оценке относятся расходы на Россельхознадзор; субсидии на страхование; мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна; обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах РФ; оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами; ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 года», внутрихозяйственные мелиоративные сети).

Таким образом, необходимо проработать вопрос предоставления мер господдержки сельского хозяйства, соответствующих мировым стандартам, а также разработать мероприятия, обеспечивающие рациональное распределение финансовых ресурсов между «желтой» и «зеленой» корзинами.

Немаловажным аспектом минимизации рисков для АПК от вступления в ВТО является необходимость разработки внутренних защитных, компенсационных мер, разрешенных правилами ВТО [2, С. 12]. В то же время целесообразна разработка программ поддержки отдельных подотраслей АПК на региональном уровне, в соответствии с которыми минимизируются риски при вступлении России в ВТО (например, путем перераспределения объемов поддержки в сторону наиболее чувствительных или традиционных для регионов отраслей АПК).

Без техники не обойтись

Одной из основных проблем отечественного АПК, без решения которой невозможно рассчитывать не только на рост сельхозпроизводства и достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности, но и на сохранение текущего уровня сельхозпроизводства, является крайне низкие темпы технической и технологической модернизации [1]. Учитывая высокий уровень износа парка сельхозтехники (более 70% парка морально и физически изношены – эксплуатируются более 10 лет [5]), необходимо создание эффективно механизма замены устаревшей сельхозтехники на новую высокопроизводительную технику с привлечением мер государственной поддержки. Реализацию мер по обновлению парка сельскохозяйственной техники нужно синхронизировать с поддержкой сельхозмашиностроения (привлечение инвестиций, направленных на модернизацию производства, НИОКР).


Источники:

1. Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. – М., 2013. – 204 с.
2. Бабкин К.А., Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. – М.: Радуга, 2012.
3. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] // http://www.wto.ru/documents.asp.
4. Официальный сайт Минсельхоза России [Электронный ресурс] // www.mcx.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс] // www.gks.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:20:38